10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Простые ответы на простые вопросы монаха Симеона Афонского

Какой учитель самый лучший? — Страдание.

Какой учитель самый плохой? — Наслаждение.

Какое умение самое редкое? — Умение отдавать.

Какое умение самое лучшее? — Умение прощать.

Какое умение самое трудное? — Умение молчать.

Какое умение самое важное? — Умение спрашивать.

Какое умение самое нужное? — Умение слушать.

Какая борьба самая опасная? — Фанатичная.

Какая привычка самая неприятная? — Склочность.

Какая привычка самая вредная? — Болтливость.

Какой человек самый сильный? — Тот, кто способен постичь Истину.

Какой человек самый слабый? — Тот, кто считает себя самым сильным.

Какой человек самый разумный? — Тот, кто следит за своим сердцем.

Какая привязанность самая опасная? — Привязанность к своему телу.

Какой человек самый бедный? — Тот, кто больше всего любит деньги.

Какой человек ближе к Богу? – Милосердный.

Какой человек самый слабый? — Победивший других.

Какой человек самый сильный? — Победивший самого себя.

Чем противостоять беде? — Радостью.

Чем противостоять страданию? — Терпением.

Каков признак здоровой души? — Вера.

Каков признак больной души? — Безнадежность.

Каков признак неправильных действий? — Раздражение.

Каков признак добрых поступков? — Мир души.

Что страшнее всего? – Запоздалое раскаяние.

Какие страдания самые горькие? – Те, которые рождены нашими собственными заблуждениями.

Какое счастье самое высокое? – То, ради которого мы отказались от самих себя.

Бог спасает человека, а не религию. А люди спасают религию, но не человека.

Спасаться по книгам – то же самое, что лечиться градусником.

Не борись с дурными мыслями, просто – не имей их.

Тот, у кого гордое сердце, подобен палачу.

Чистоты сердца достигают с помощью Бога, а не с помощью своей чистоты.

Раньше было мало книг и много спасающихся. А теперь – много книг, и кто скажет, как спастись?

Если ты хочешь начать свою жизнь завтра, значит, уже сегодня – ты мертв, и останешься мертвым и завтра.

Быть добрым – значит быть мужественным.

Никакая сила не может изменить природу Добра.

Никто и никогда не может быть источником наших страданий, кроме нас самих.

Мудрые высказывания о жизни монаха Симеона Афонского

На что потратишь свою жизнь, то и будет смыслом твоей жизни.

Ближние нас укрепляют, а враги – закаляют.

Жизнь не любит гордых так же, как гордые – ненавидят жизнь.

Чем меньше ходишь по больницам, тем больше остается здоровья; чем меньше имеешь дела с дурными мыслями, тем светлее на сердце и тем крепче дух и тело.

Трудно спящему понять, что он спит,

Трудно человеку постичь, что жизнь — это, возможно, совсем не то, что он о ней думает.

Тот, кто думает, что он чего-то добился на духовном пути – ошибается, ибо он добился лишь того, что остановился в своем движении и повернул вспять

Истинный духовник незаметен и прост, но все вокруг мирны и спокойны; неистинные духовники руководят и приказывают, но рядом с ними – разброд и шатание.

Все, чем ты не живешь здесь и сейчас, – не твое; твое – это то, что ты сумел изменить в себе и что стало твоей жизнью.

Пока ты жив – борись за чистоту сердца; если не борешься, то чем ты отличаешься от мертвого?

Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу,
а то какие мы есть, когда ее закроем.

Истинная дверь, ведущая в Жизнь вечную, всегда открыта, но люди бьются в двери, нарисованные на стене ими самими, и эти двери не открываются людям, ибо они никогда не могут открыться.

Подвиг монахов-святогорцев

— Читая эти письма, поражаешься героизму и исповедническому подвигу как монашествующих святогорцев, так и духовенства и мирян Зарубежной Руси, с любовью и благоговением охранявших и оберегавших святыни, душеполезные книги и отеческие предания для будущих поколений, с упованием молившихся о возрождении веры и Церкви.

И теперь каждый священнослужитель, монах или мирянин, поставленный Богом в сложные условия служения Церкви Христовой или подвизающийся в тяжком одиночестве, может и должен утешаться и воодушевляться добрым примером крестоношения русских святогорцев XX века, помня, что его труды, болезни и терпение не напрасны. Наоборот, они свидетельствуют о Промысле Божием и со временем принесут свои плоды как в его личной, внутреннесокровенной жизни, так и в жизни и деятельности будущих поколений.Сегодня я служу в церкви Нью-Йорка и могу сказать, что современных людей притягивает Православие: святорусское благочестие, наши традиции, святость, такие преподобные, как Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Печерские старцы, афонские подвижники.

Их пример трогает сердца, и благодаря подвигу святых люди становятся православными.

(В статье использованы выдержки из доклада о.Серафима Гана)

Этот скучный и однообразный Афон

  10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне. Фото: AgionOros.ru

– Несмотря на все радости, испытываемые о. Ростиславом в семейной жизни и пастырском служении в одном из самых больших приходов Русской Зарубежной Церкви, мой дед активно искал монашеского безмолвия, о чем свидетельствует письмо священноархимандрита Иустина, игумена Пантелеимонового монастыря, написанное 21 марта 1956 г.:

«…Что касается Вашей личной просьбы и желания поступить в число братии нашего монастыря, то Ваша просьба была доложена на собрании старцев монастыря и было выражено согласие на прием Вас в число братии, при этом было выражено желание ориентировать Вас здесь, чтобы это не было неожиданностью, если Господь приведет Вас к нам на Афон.Нужно иметь в виду, что жизнь монахов на Афонском полуострове очень скучная и однообразная. Вы почти никого не видите, кроме монахов и рабочих, и несете свое послушание. Год тому назад трое мирских священников из Сербии по их просьбе были приняты в сербский Хиландарский монастырь, а теперь они тяготятся своей скучной жизнью здесь и хотят уехать, привыкши к мирской жизни.

Популярные статьи  Существует ли бес пьянства?

Поэтому приходится каждому сильно подумать – сможет ли его удовлетворить однообразная монастырская жизнь среди простых старцев-монахов, имея, конечно, в виду свое душевное спасение.

Правда, у нас в монастыре богатая библиотека, где есть творения всех Святых Отцов Церкви – перечитать их, пожалуй, не хватит и жизни. Кроме того, в нашем монастыре собрано очень много больших святынь: Животворящего Древа Господня, чудотворных икон и около 250 частиц мощей различных святых. Всех монахов у нас сейчас 79 человек, большинство из них старики от 56 до 85 лет, самые молодые от 52 до 56 лет, т. к. вот уже 28 лет, как здесь не разрешали поступать новым в наши обители. В прошлом году впервые удалось одному 58-летнему, приехавшему из Парижа, задержаться у нас и попасть в число братии. Это нас ободрило. Мы сообщили митрополиту Анастасию с просьбой объявить это повсюду вместе с новыми правилами властей о допущении в Грецию лиц, которые афонские обители согласны принять.

Но до сих пор еще никто по этим новым правилам к нам не принят, поэтому прежде чем предпринимать что-либо окончательное, по нашему мнению (нам здесь виднее), необходимо выяснить у греческого консула, представив ему все необходимые документы, – даст ли он беспрепятственно Вам визу сюда, на постоянное жительство на Афоне, а не временную туристическую. Мы думаем, что консул не сможет сам дать ответ и захочет запросить свое правительство. И после положительного ответа последнего Вы можете действовать окончательно».

Из сохранившихся в семейном архиве писем, полученных отцом Ростиславом с Афона, это одно из самых ранних и говорит об уже установившейся его переписке с афонцами.

Протоиерей Ростислав Ган и святитель Иоанн (Шанхайский)

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Святитель Иоанн Шанхайский

– Ростислав Адольфович Ган родился 16 июля 1911 г. в Маньчжурии на станции Чжалантунь Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в семье штабс-капитана IV Заамурского железнодорожного батальона Адольфа Александровича Гана и его супруги Серафимы Николаевны, урожденной Курочкиной. Начальное и среднее образование будущий священник получил в Железнодорожном коммерческом училище КВЖД и в гимназии Христианского Союза молодых людей в 1928 г.

В том же году поступил в Харбинский политехнический институт на инженерно-строительный факультет.

Параллельно он учился на Харбинских богословских курсах.

Духовным наставником Ростислава был архимандрит Ювеналий (Килин), настоятель Казанско-Богородицкого мужского монастыря в Харбине. До эмиграции отец Ювеналий подвизался в Белогорской мужской обители Пермской епархии, прозванной народом «Сибирским Афоном». Отец Ювеналий был ближайшим помощником настоятеля архимандрита Варлаама (Коноплева). Он сопровождал будущего преподобномученика Варлаама и игумена Серафима (Кузнецова) в их паломнических поездках по монастырям Российской империи, Афона и Святой земли, неоднократно служил и встречался с праведным Иоанном Кронштадтским.

Впоследствии отец Ювеналий поддерживал большую переписку с русскими святогорцами. Будучи редактором духовно-нравственного журнала «Хлеб Небесный», выпускаемого типографией Казанско-Богородицкого монастыря в Харбине, отец Ювеналий печатал в нем статьи и проповеди афонских подвижников, их письма и воззвания, отрывки из их дневников, сообщения о состоянии святогорских обителей, о торжествах и литургической жизни монастырей.

В 1936 г. на Сретение владыка Ювеналий рукоположил отца Ростислава  во диаконы, а на следующий день – во пресвитеры.

В том же году отец Ростислав прибыл в Шанхай для служения настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского при коммерческом училище.

Здесь же он преподавал Закон Божий и математику.

В то время епископом Шанхайским, викарием Русской Духовной Миссии в Пекине, был святитель и чудотворец Иоанн (Максимович), с первой встречи полюбивший молодого иерея. Помимо молитвенного общения за богослужениями в кафедральном соборе, отец Ростислав много времени проводил со святителем и беседовал с ним на святоотеческие и церковно-исторические темы. В 1938 г. отец Ростислав был переведен в Тяньцзин. Провожая отца Ростислава, святитель Иоанн говорил: «С его отъездом я теряю кусочек своего сердца».

Переписка с афонским старцем Никодимом

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Схимонах Никодим Карульский в 1970-х гг. Фото: cliuchinskaya.blogspot.com

– Схимник Никодим, известный подвижник Карульский, присылал отцу Ростиславу как книги, так и утварь. Так, в 1959 г. отец Никодим писал:

«Посланы Вам 8 книг Жития Святых, запечатаны и служебные минеи. Служебник просимый есть, но не запечатан – надо подать прошение на разрешение. Ждите. Теперь посылаю Вам месяцеслов Косолапова, хотя Вы и не просили его, а, думаю, нужен будет для Вас. Запечатаны 4 книги служб в посту первой седмицы и Страстной каждой по две книги. Если Вам нужны, то известите и я пошлю. Каждая по 10 долларов. Запечатаны Октоихи большого и малого формата, Триоди постные и цветные».

В другом письме от 1968 г. он пишет: 

«Посылаю теперь Вам посылку морем: камилавку, кресты и параманы. Белый параман от моего иеросхимонаха Серафима, а старенький с бисерами от меня, моего старца-иеросхимонаха Феодосия, пропитан его потом. Надеюсь, будет мил, кому он достанется…»

Судя по письмам старца Никодима, отца Ростислава интересовали и вопросы, связанные с жизнью святогорцев, наставлениями старца Феодосия и других монахов. «По Вашей просьбе, – пишет отец Никодим 28 апреля 1954 г., – о старце батюшке Феодосии я, как верный и любимый ученик его, пишу Вам истинно; и к Вашим услугам с усердием готов, насколько будет возможно, и что Вам угодно будет, с удовольствием вышлю. Батюшка писательством не занимался, его стремление было только к безмолвию и молитве, и что Вы получили такое известие о нем, это приснопамятный отец протоиерей Петр Беловидов из особого своего благоволения и почитания к нему, от незнания излишне распространил, он четыре раза приезжал к старцу и видел кое-что из рукописей, почитал старца за просвещенного Свыше – так сам и говорил, и написал в газете, что от старца Феодосия осталось много богословских рукописей…» И Никодим перечислял в письме оставшиеся рукописи. Среди прочих был молитвенный дневник старца Феодосия, который он начал вести за полтора месяца до смерти. «…Это он начал заниматься художественной молитвой по “Добротолюбиюˮ и записывал свои опыты ежедневно», – уточнял о. Никодим.

Далее в том же письме отец Никодим пишет: «Житие его написать нет у нас человека, а сам я неграмотный, только и смогу послать Вам, как сумею составить все, что знаю о старце и что слышал от него, на это надо время, если угодно, пришлю после. Любимой его книгой была о молитве, сплетенная в одну несколько. Епитрахили в церкви все его, а одна старенькая и загрязненная, в которой он исповедовал, держал один его почитатель много времени, а теперь, собираясь умирать, вернул мне. Какую угодно пришлю».

Популярные статьи  Молитвы на примирение с мужем

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Самое ценное в письмах афонских старцев

– Говоря о духовной составляющей писем с Афона, находящихся в архиве семьи Ган, можно отметить следующее. В вышеприведенных письмах чувствуется скорбь о бедственном положении русского монашества на Афоне, об «оскудении преподобного», о безбожных гонениях, постигших Отечество; тоска по былом процветании русских обителей и стремление сохранить и защитить достояния Матери-Церкви.

Мой дед искал общения с монахами-святогорцами, со старцами. Они в его глазах представляли старую Россию, Россию дореволюционную, и Церковь, которая была раньше – Церковь новомучеников, историческая Матерь-Церковь.

И естественно, люди, которые были оторваны от своих корней, от своей Родины, искали общения с ней, стремились найти живую связь. Она, в частности, осуществлялась через общение с монахами-святогорцами.

Пещерная жизнь

По обычаям афонских монахов отец Стефан не мылся и не расчёсывал волосы и бороду. И при этом, по словам очевидцев, от него не исходило неприятного запаха. Наоборот, его тело благоухало. А вот борода превратилась в нечто, напоминающее войлок.

Отшельник жил очень аскетично. Ел мало, предпочитал сухоядение. В его карманах всегда была горстка сухой вермишели, которую сам жевал и птиц кормил. На православные праздники закидывал в море сеть и просил: «Божья Матерь, пошли мне рыбки!», — и всегда был с уловом.

Чтобы добраться до его кельи, нужно было пройти по очень крутой каменистой тропке, иногда приходилось подтягиваться, держась за верёвку. Строил келью отец Стефан своими руками. За несколько десятилетий он воздвиг храм, где молился, небольшую гостиницу для паломников, хозяйственные строения.

Старец был известен своими богословскими трудами. Есть несколько фотографий, когда он что-то пишет, а вокруг него много голубей. Его очень птицы любили.

Ни жара, ни холод не беспокоили старца. Ничто не могло сломить его дух. Даже в самые лютые морозы он продолжал жить в своей пещере.

Очевидцы рассказывали, что отец Стефан любил гостей. Он постоянно повторял: «Я богат! Я очень богат!», но не материальные блага имел в виду, а духовные.

Угощал своих гостей чаем, которые наливал из старого, закопчённого чайника без ручки. Он доставал его из костра голыми руками, при этом ни одного ожога на ладонях не появлялось.

Предсказания

Праведная жизнь отшельника научила афонского старца видеть будущее как отдельных людей, так и целых государств. И он готов был поделиться своими видениями с людьми, предупредить их о грядущих событиях.

Отец Стефан считал, что любое событие, будь это беда или радость, можно обернуть во благо человека.

О России

Сербский монах был благосклонен к русским людям. С паломниками из России он говорил на смеси сербского и русского языков, быстро, но, на удивление, понятно. Любил петь «Подмосковные вечера» и другие русские песни.

Он говорил, чтобы все граждане России берегли свои дома. В одном из своих видений старец увидел, что в первой половине двадцать первого века на планету обрушится водная стихия. Но России ничего не грозит, её территории останутся практически в неизменном виде.

Другим же странам придётся намного хуже, а больше всего пострадает североамериканский континент.

И тогда становятся понятными его слова о том, что нужно беречь свои дома. Из-за мировой катастрофы в Россию устремятся миллионы беженцев, будут заселены все её уголки, на данный момент практически безлюдные. Люди начнут заниматься натуральным хозяйством, чтобы обеспечить себя пищей и выжить.

Ну а среди вынужденных «гостей» конечно же найдутся люди, которые захотят получить всё и сразу, в том числе и уже обжитые жилища. Нам нужно объединяться и помогать друг другу уже сейчас, потому что по словам старца только духовная сила и мощь сплочённой России смогут противостоять любым невзгодам.

Келии пустуют, в монастырях полное оскудение братии

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Свято-Пантелеимонов монастырь в 1960-е гг. Фото: athosweblog.com

— В последнем сохранившемся письме, датированным 7 февраля 1973 г., старец Никодим пишет:

«А известно ли Вам, что русских на Афоне монахов сталось лишь 23 человека, в том числе и московских 5 человек, и общающихся с новостильниками, кроме семи зилотов. Вот до чего дошло».

В своих письмах игумен Модест (Шут), прибывший на Афон в 1960 г., тоже описывает реалии жизни русских святогорцев:

«Русские насельники Святой Горы тают как воск, многие келии пустуют и в монастырях полное оскудение братий. Например, в Ильинском скиту, который я посетил, 12 человек стариков, которым всем за 70 лет, монастырь обслуживают миряне, величественный собор стоит пустой, в нем уже 10-15 лет не служат, кроме Святой Пасхи и храмового праздника, тоже и в Андреевском скиту всего 60 человек старцев. В соборе не служат более 10 лет. В Андреевском скиту пожар уничтожил богатейшую библиотеку и многие строения на миллионы долларов… Раньше в Пантелеимоновом монастыре было не меньше 15 ранних литургий, а теперь бывает одна ранняя и одна поздняя литургия; службы хоть и бывают полностью, но певчих почти нет, на клиросах стоит 1-2 глубоких старца – что же можно от них требовать?

Популярные статьи  Молитва на принятие просфоры и святой воды

Келии теперь почти пустуют…»

Игумен Модест пишет, что храмы и вся обстановка Пантелеимонова монастыря напоминают Царскую Россию. И я думаю, что люди, которые приезжали на Афон, искали именно ту Россию, ту Церковь. Находясь в рассеянии, как на реках Вавилонских, они переживали, и я помню, как мой отец рассказывал, что они сидели на чемоданах, ожидая освобождения Родины и благословенного возвращения.

Авторы Гайдпарка

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Бордель и тюрьма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Драма с советской строчной разверткой. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Сажи Умалатова

    Памяти Александра Градского

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Обмануть трудно — заставить можно

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Российская экономика: а российская ли она?

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Заслуживает ли вакцинатор Гинцбург ордена Александра Невского?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В США бывший коп грохнул темнокожего: отвечать придется Байдену

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

Афонский отшельник

Старец Стефан Карульский родился в Сербии в 1922 году. Ещё до начала Второй мировой войны учился в сельскохозяйственном техникуме, получил специальность агронома, а потом стал послушником в монастыре. Был чётником (сербским партизаном-монархистом) боролся и с фашистами, и с коммунистами. Последние и приговорили его к расстрелу в 1945 году.

Это чудесное спасение так повлияло на молодого монаха, что в начале пятидесятых годов он пешком добрался до Афона. Жил в нескольких обителях, а затем поселился на Каруле и стал отшельником – в течение почти сорока лет прожил в пещере, спал в собственноручно вырытой могиле, в изголовье которой поставил крест.

В 1999 году, когда американцы смертоносным огнём поливали родную Сербию, старец неистово молился и часть огня взял на себя, хотя находился очень далеко от своей страны. Этим удивительным огнём и был сожжён крест на его могиле, а также всё, что у него было в пещере. Так распорядился Господь…

После пожара старец ещё некоторое время жил в пещере, затем его забрали в сербский монастырь Сланцы под Белградом, где Стефан и скончался в 2001 году в праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Несмотря на то, что Стефан Карульский был отшельником, его знала вся Греция. Люди приходили к нему за благословением, получить его наставления, а также с целью услышать его пророчества.

О нём говорили разное. Например, что он «впал в прелесть», стал юродивым, много говорит и находится в постоянном движении. А кто-то помнит его серьёзным, вдумчивым и рассудительным.

Мы собрали несколько высказываний афонских старцев о гневе и о том, как от него избавиться.

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

1 Мудрость

Преподобный Паисий Святогорец, например, говорил, что чаще всего люди используют гнев как разрушающую силу. Под его влиянием мы часто говорим обидные слова и совершаем необдуманные действия. Но гнев может быть и созидающей силой. Человеку кроткому и слабому гнев помогает разозлиться и стать сильнее, мужественнее. А тому, кто обладает эмоциональным вспыльчивым характером нужно просто разозлиться не на человека или самого себя, а на проблему, на само зло. И тогда — считай, любое дело сделано!

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

2 Мудрость

Также Паисий Святогорец говорил, что нужно постоянно бодрствовать и держать эмоции под контролем: почувствовал, что закипаешь, как молоко, прекрати злиться как можно скорее. Стой на страже своего спокойствия как воин, постоянно ожидая прихода гнева и не давая ему пройти внутрь.

Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги, — говорил Паисий.

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

Афонские старцы советовали стараться любить своих врагов и обидчиков. Ведь это так просто посмотреть на недоброжелателя с сочувствием: ведь он поступает плохо не от хорошей жизни, а может, и вовсе не хочет сделать никому зла, просто не знает, как можно иначе…

3 Мудрость

Преподобный Паисий Величковский говорил, что разозлиться на обидчика проще простого. Гораздо труднее вместо этого сделать ему какой-нибудь подарок и искренне пожелать ему счастья. Вместо жалоб на этого человека, начните всем говорить о нем хорошее, а когда представится возможность, често и открыто поговорите с ним. Тогда конфликт быстро сойдет на нет, а мире появится больше любви, а не гнева.

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

4 Мудрость

Архимандрит Софроний (Сахаров) учил, что вместо того, чтобы направлять гнев и злость на другого человека, подумайте о той негативной силе, которая внутри вас вызвала этот гнев и направьте свою злость на нее. Увидите, что она быстро исчезнет.

5 Мудрость

Старец Арсений (Минин) уверял, что человек редко желает причинить другому зло умышленно. Чаще всего он либо защищается, либо становится «слепым орудием духа злобы», потому относиться к чужим негативным поступкам нужно снисходительно и с сожалением. Человек зачастую не ведает, что творит. Осознание этого факта — один из простейших способов совладать с собственным раздражением и агрессией.

А если вы позволили гневу и злости овладеть вами, то от их разрушительного действия в первую очередь пострадаете именно вы. Вот почему Старец Арсений называл злость добровольным наказанием себя из-за необдуманных поступков других людей.

10 цитат афонских монахов, которые попадают в самое сердце

— Быть гневливым и раздражительным есть не что иное, как наказывать себя за чужие глупости, — говорил он.
Просто запомните это и сделайте сострадание к злым людям своей привычкой.

Оцените статью
Добавить комментарии