Наставления преподобного Исаака Сирина
Святой преподобный Исаак Сирин в затворничестве предавался не только молитвам, но и творчеству, которое по тем временам было довольно плодотворным. По различным данным его творческое наследие составляет от 5 до 7 рукописных томов. Дошедшие до нас наставления святого, универсальны, поскольку адресованы не только монахам и пустынникам, но и обычным мирянам. В них говорится и о созерцании, и о пределах духовного пути, и о ступенях духовного подвига.
Каждый ступивший на путь веры и духовной жизни, сможет найти для себя примеры, верные ориентиры и ценные наставления. Согласно приданию, в последние дни своей праведной жизни, потеряв зрение, из-за обильного плача, Исаак продолжал трудиться над своими бесценными творениями, наговаривая текст своим ученикам.
Вот 13 наставлений, правил жизни, которые преподобный отец оставил всем верующим христианам, ищущим путь спасения:
- Кто покорится Богу, приблизится к тому, чтобы все ему покорились;
- Люби грешников, и ненавидя дела их, не пренебрегай ими за недостатки, чтобы самому не впасть во искушение, в котором те пребывают;
- Намереваясь положить начало добрым деяниям, приготовься к искушениям, а когда настигнут, не сомневайся в истинности намерений;
- Не отделяя богатого от бедного, не разделяя достойного и недостойного, признай равенство всех для добрых дел. Так сможешь и достойных и недостойных приковать к добру;
- Кто не имеет благодарности за малое, в большем лжив и лишен справедливости;
- Жаждущий исполнения воли Божьей, в проводники получит ангелов небесных;
- Кто всех людей видит хорошими, никого не представляя нечистым и оскверненным, тот сердцем подлинно открыт;
- Добрая мысль проникает в сердце от благодати Божественной, лукавый помысел западает для искушений и испытания;
- Кто грешником себя не считает, того молитва к Богу не проникает;
- Без удаления от мира, нет приближения к Богу. Удалением является устранение от дел мирских, добродетель сего в том, чтобы не занимать ума своего мирской суетой;
- Как художник, живописующий на стенах воду, но не могущий утолить ею жажды, так и слово не оправданное деятельностью;
- Смертный страх печалит мужа, осуждаемого совестью своей, кто несет в себе доброе свидетельство, тот смерти желает также, как и жизни;
- Мир есть плотское житие и мудрование плоти. Мир есть имя собирательное, вмещающее в себе то, что именуется страстями.
Имея огромный опыт молитвенной жизни, святой преподобный Исаак говорил о том, что молитва должна соотноситься с повседневной жизнью. Все что вызывает у нас беспокойство, обязательно должно превращаться в повод для совершения молитвы.
Будем же всегда молиться Господу так: «Христе, полнота истины, да воссияет в сердцах наших истина Твоя, и да познаем, как по воле Твоей ходить путем Твоим!»
Святой преподобный Исаак Сирин
Несмотря на аскетизм и уединенный образ жизни отшельника, адресатом его творческого наследия являются не только монахи, отшельники, но и обычные миряне, словом, отыскать в его писаниях вразумление для совершения христианских подвигов могут все.
Борьба с диаволом и нечистой силой
Особое внимание святой подвижник уделяет необходимости борьбы со своими греховными позывами и внушаемыми от диавола помыслам. Так в одном из своих сочинений святой Исаак пишет:
«Бог прекращает попечение Свое не за одно возникновение помысла, но за то, что ум останавливается на сем помысле. Ибо не наказует и не судит Бог человека за невольное движение, если и согласимся на время с помыслом. Ежели в тот же час прободем в себе страсть и явится в нас сокрушение, то Господь не взыскивает с нас за такое нерадение; взыскивает же за нерадение, которому действительно предается ум так, что взирает на это бесчувственно и признает это чем-то должным и полезным, а не почитает сего опасною для себя заботою».
Самым действенным средством в борьбе с диаволом и нечистой силой является молитва. Особенное значение имеет молитва, обращенная в силе Честного и Животворящего Креста Господня, поскольку именно на Кресте Господь победил смерть и диавола и даровал нам вечную жизнь. Молиться можно, например словами этой молитвы:
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.
О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Кто такой Исаак Сирин?
Информация о жизни и трудах преподобного Исаака Сирина, дошедшая до наших дней, несколько отличается в деталях. Существует 2 источника, в которых представлено жизнеописание отшельника Православной Церкви. Известно, что родом он был из Ниневии и жил примерно в VI–VII веках. Кем были родители будущего святого – не указывается, зато существуют сведения, что у Исаака был брат, с которым они в юношеском возрасте стали монахами монастыря Мар-Матфея. Оба отличались особым стремлением служить Господу и распространять его учение среди жителей той местности.
Со временем брат Исаака Сирина удостоился чести стать начальствующим игуменом над монастырем, однако будущий святой удалился в отшельническую келью, чтобы проводить там время в молитвенном уединении и размышлении над Священным Писанием. Несмотря на то, что брат постоянно слал ему письма, убеждая вернуться в монастырь, Исаак отказывался, его выбор отшельнической жизни был осознанным и продуманным. Он считал, что таким образом он сможет еще более уединиться с Богом, и никакие внешние обстоятельства не будут отвлекать его от молитвенной жизни.
Прошло несколько лет после удаления Исаака в отшельническую келью, и слава о его святой и богобоязненной жизни разлетелась по всей Ниневии. Жители стали настаивать на том, чтобы посвятить отшельника в епископы. Исаак воспринял волю народа как провидение Господа и не стал отказываться, рукоположение в епископы прошло в монастыре Беф-Абэ.
Однако далеко не все жители той местности готовы были воспринимать строгое наставничество служителя, так как их больше прельщала свободная и греховная жизнь.
В жизнеописании рассказывается об одном случае, который сильно разгневал служителя Божьего. Заимодавец не смог вовремя получить с должника определенную сумму и хотел обратиться в суд, чтобы с помощью силы получить свое. Должник просил дать ему небольшую отсрочку, однако заимодавец не желал идти на уступки. Епископ напомнил ему слова Евангелия, где говорится, что взявшим у тебя в долг стоит дать отсрочку, а то и вовсе простить задолженность. Это сильно разозлило заимодавца, и он ответил, что раз Евангелие не соответствует его материальным интересам, значит, и не является для него авторитетом.
Не прошло и полгода после вступления Исаака в должность епископа, как он отказался от нее из-за непокорности паствы. В одних источниках говорится, что он удалился в скитскую пустынь в Египте, в других же написано – на гору Мату, в районе Беф-Гузайя, чтобы сосредоточиться на молитве и бдениях во славу Господа. Пробыв там некоторое время, он отправился в обитель Раббан-Шабур.
Согласно преданиям, отшельник полностью посвятил себя изучению Святого Писания и молитвенной жизни, имеются сведения, что он полностью отказался от вареной пищи и съедал всего три хлебца в неделю. Такой аскетизм не мог не сказаться на его здоровье, и Исаак Сирин потерял зрение. Однако и это не стало препятствием для его трудов, после утраты зрения его размышления над Священным Писанием записывали монахи.
Почил святой в той же обители Шабур, дожив до глубокой старости и оставив после себя огромное количество духовных литературных трудов, которые и сегодня наставляют христиан на путь истинный и укрепляют их веру.
Творческое наследие
До наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, особо из них можно выделить например:
- Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
- «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.
В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и прочее. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни.
Важно, что подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.
В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу
При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются особые спасительные вразумления.
В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.
Молитва преподобному Исааку Синину
Помимо чтения наставлений святого Исаака Сирина также необходимо не забывать о молитве этому святому. Молиться преподобному Исааку можно в разных случаях, вот некоторые рекомендации:
- Помолитесь перед чтением жития святого,
- Перед чтением наставлений тоже можно молиться, чтобы слова поучений лучше понимались и усваивались умом,
- Молитесь в скорбях, чтобы молитва святого Исаака Господь помогал переносить жизненные трудности,
- Особо помолиться можно в часы духовной сухости, когда жизнь души кажется угасает и испросить помощи и поддержки святого.
Молитва святому преподобному Исааку Сирину:
Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас.
Преподобный отец Исаак Сирин основную часть земной жизни провел в отшельничестве. Несмотря на это, его письменные творения являются ценными жемчужинами православной церкви, они полезны как монашествующим, так и мирянам.
Почитание памяти преподобного
Церковь почитает подвижника с тех пор, как людям стала известно о его аскетической жизни и духовных наставлениях. До этого о святом отце мало кто знал, так как он старался избегать мирской славы.
Дни памяти святого Исаака
Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви. В XVI столетии в России было три дня памяти святого: 28 декабря, 17 и 28 января. В настоящее время сохранилась лишь одна из этих дат в конце января.
На святой горе Афон (Греция) подвижника прославляют 28 сентября. Был период, когда чествование преподобного практически не совершалось. Но оно было возобновлено усилиями канонизированного святого наших дней отца Паисия Святогорца.
Тропарь преподобному Исааку:
До́бре свяще́нствуя во граде́х, и в пусты́нях всели́выйся процве́л еси́, Исаа́че, нача́льник мона́шествующим показа́лся еси́ и учи́тель подви́жников, сего́ ра́ди па́мять твою́ достодо́лжно пра́зднующе, си́це взыва́ем: сла́ва просла́вльшему тя́ Христу́, сла́ва тя́ освяти́вшему, сла́ва да́вшему на́м тя́, предста́теля иску́снаго.
Кондак:
Я́ко иера́рха Богоно́снаго и преподо́бнаго, учреди́теля пу́стыни тя́ восхваля́ем, Исаа́че священноявле́нне, предста́телю на́ш. Но я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, о все́х моли́ чту́щих тя́ и взыва́ющих ти́: ра́дуйся, о́тче богому́дре.
Величание:
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Исаа́че, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче А́нгелов.
Как почтить память святого Исаака Сирина?
Православные христиане, которые особо почитают святого, традиционно проводят этот день в молитве за Божественной Литургией и дома.
Как почтить память святого?
- Посетить в этот день богослужение в храме
- Поставить свечу перед иконой святого
- Прочитать тропарь, кондак и спеть величание святому
- Прочитать житие святого Исаака
- Помолиться святому словами молитв или акафиста.
Руке святого Исаака также принадлежит написание нескольких молитв собственного сочинения. В день памяти святого, и вообще в любой день недели, можно прочитать одну из них. Например эту:
Сподоби меня, Господи, познать и возлюбить Тебя не тем ведением, какое приобретается чрез упражнение с расточением ума, но сподоби меня того ведения, в котором ум, созерцая Тебя, прославляет естество Твое в созерцании, похищающем у мысли ощущение мира. Сподоби меня возвыситься над зрением воли, порождающей мечтания, и узреть Тебя, связуемого крестными узами, в этой второй части распятия ума, который свободно от влияния на него умопредставлений упокоевается в непрестанном, преестественном созерцании Тебя. Соделай, чтобы возрастала во мне любовь к Тебе и чтобы, идя вослед любви Твоей, оставить мне мiр сей. Возбуди во мне разумение смирения Твоего, с которым пожил Ты в мире, в этой обители, которую понес Ты на Себе, заимствовав от членов наших при посредстве Святой Девы, чтобы в непрестанном и незабвенном сем памятовании с наслаждением воспринять мне смирение естества своего. Аминь.
Иконы святого
Изображений преподобного времен его земной жизни и следующих нескольких веков не сохранилось. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, принадлежат к XIV ст. На них святой изображен прямостоящим, облаченным в монашеские одежды и головную черно-белую повязку, подобную чалме. Эта повязка указывает на то, что святой жил и трудился на востоке. В руке подвижника изображен свиток, на котором написаны одни из наиболее известных слов его сочинений, взятые из книги «Слова подвижнические»: «Страх Божий есть начало добродетели».
Существует икона XVI ст., украшающая собой иконостас Успенского собора Московского Кремля. На ней преподобный изображается также со свитком в руке, но без головного убора, стоящим посредине вместе с преподобными отцами Феодосием Великим и Ефремом Сириным.
Перед иконой святого Исаака Сирина также необходимо совершать молитвы, чтобы преподобный вразумил нас совершать правильную духовную жизнь и своими молитвами ко Господу помогал совершать дело своего крестоношения. Например, можно читать эту молитву:
О свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Исаа́че, не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися.
Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый.
А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка (или: ико́на твоя́) пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными Си́лами, у Престо́ла Вседержителева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Дорогие братья и сестры! Будем помнить об этом удивительном святом, постоянно упражнять свой ум в чтении душеспасительных поучений, которые оставил нам преподобный Исаак Сирин! Будем молиться Господу Богу и преподобному Исааку о нашем вразумлении и спасении душ! Храни Господь вас и ваших близких!