Напутствия преподобного Исаака Сирина
Фото: Flickr.com
В затворничестве предавался не только молитвам, но и творчеству, которое по тем временам было довольно плодотворным, по различным данным от 5 до 7 рукописных томов. Дошедшие до нас послания автора, универсальны, поскольку адресованы не только монахам и пустынникам, но и обычным мирянам. В них говорится и о созерцании, и о пределах духовного пути, и о ступенях духовного подвига. Каждый ступивший на путь веры, сможет найти для себя здесь примеры, ориентиры и напутствия. Согласно приданию, в последние дни своей праведной жизни, потеряв зрение, из-за обильного плача, Исаак продолжал трудиться над своими бесценными рукописями, наговаривая текст ученикам. Среди последних записей, адресованные верующим напутствия:
- Кто покорится Богу, приблизится к тому, чтобы все ему покорились;
- Люби грешников, и ненавидя дела их, не пренебрегай ими за недостатки, чтобы самому не впасть во искушение, в котором те пребывают;
- Намереваясь положить начало добрым деяниям, приготовься к искушениям, а когда настигнут, не сомневайся в истинности намерений;
- Не отделяя богатого от бедного, не разделяя достойного и недостойного, признай равенство всех для добрых дел. Так сможешь и достойных и недостойных приковать к добру;
- Кто не имеет благодарности за малое, в большем лжив и лишен справедливости;
- Жаждущий исполнения воли Божьей, в проводники получит ангелов небесных;
- Кто всех людей видит хорошими, никого не представляя нечистым и оскверненным, тот сердцем подлинно открыт;
- Добрая мысль проникает в сердце от благодати Божественной, лукавый помысел западает для искушений и испытания;
- Кто грешником себя не считает, того молитва к Богу не проникает;
- Без удаления от мира, нет приближения к Богу. Удалением является устранение от дел мирских, добродетель сего в том, чтобы не занимать ума своего мирской суетой;
- Как художник, живописующий на стенах воду, но не могущий утолить ею жажды, так и слово не оправданное деятельностью;
- Смертный страх печалит мужа, осуждаемого совестью своей, кто несет в себе доброе свидетельство, тот смерти желает также, как и жизни;
- Мир есть плотское житие и мудрование плоти. Мир есть имя собирательное, вмещающее в себе то, что именуется страстями.
Фото: Flickr.com
Имея огромный молитвенный опыт, Преподобный Исаак говорил о том, что молитва должна соотноситься с повседневной жизнью. Все что вызывает у нас беспокойство, обязательно должно превращаться в повод для молитвенного обращения. Интересно мнение святого об исполнении молитвенных просьб: «нет такого дара, который Господь бы дал человеку, оставив не умноженным, кроме того за который не получил человеческой благодарности».
Не смотря на аскетизм и уединенный образ жизни отшельника, адресатом его творческого наследия являются не только монахи, отшельники, но и обычные миряне могут отыскать в писаниях вдохновение для совершения христианских подвигов.
Кто такой Исаак Сирин
Информация о жизни и трудах преподобного Исаака Сирина, дошедшая до наших дней, несколько отличается в деталях. Существует 2 источника, в которых представлено жизнеописание отшельника и одного из отцов Православной церкви. Известно, что родом он был из Ниневии и жил примерно в VI-VII веках. Кем были родители будущего епископа – не указывается, зато существуют сведения, что у Исаака был брат, с которым они в юношеском возрасте стали монахами монастыря Мар-Матфея. Оба отличались особым стремлением служить Господу и распространять его учение среди жителей той местности.
Со временем брат Исаака Сирина удостоился чести стать начальствующим над монастырем, однако будущий святой удалился в отшельническую келью, чтобы проводить там время в молитвенном уединении и размышлении над Священным Писанием. Несмотря на то, что брат постоянно слал ему письма, убеждая вернуться в монастырь, Исаак отказывался, его выбор отшельнической жизни был осознанным и продуманным. Он считал, что таким образом он сможет еще более уединиться с Богом, и никакие внешние обстоятельства не будут отвлекать его от молитвенной жизни.
Прошло несколько лет после удаления Исаака в отшельническую келью, и слава о его святой и богобоязненной жизни разлетелась по всей Ниневии. Жители стали настаивать на том, чтобы посвятить отшельника в епископы. Исаак воспринял волю народа как провидение Господа и не стал отказываться, рукоположение в епископы прошло в монастыре Беф-Абэ.
Однако далеко не все жители той местности готовы были воспринимать наставничество служителя, так как их больше прельщала свободная и разгульная жизнь. В жизнеописании рассказывается об одном случае, который сильно разгневал служителя Божьего. Заимодавец не смог вовремя получить с должника определенную сумму и хотел обратиться в суд, чтобы с помощью силы получить свое. Должник просил дать ему небольшую отсрочку, однако заимодавец не желал идти на уступки.
Епископ напомнил ему слова Библии, где говорится, что взявшим у тебя в долг стоит дать отсрочку, а то и вовсе простить задолженность. Это сильно разозлило заимодавца, и он ответил, что раз Евангелие не соответствует его материальным интересам, значит, и не является для него авторитетным источником.
Не прошло и полгода после вступления Исаака в должность епископа, как он отказался от нее из-за непокорности паствы. В одних источниках говорится, что он удалился в скитскую пустынь в Египте, в других же написано – на гору Мату, в районе Беф-Гузайя, чтобы сосредоточиться на молитве и бдениях во славу Господа. Пробыв там некоторое время, он отправился в обитель Раббан-Шабур.
По преданиям, отшельник полностью посвятил себя изучению Святого Писания и молитвенной жизни, имеются сведения, что он полностью отказался от вареной пищи и съедал всего три хлебца в неделю. Такой аскетизм не мог не сказаться на его здоровье, и Исаак Сирин потерял зрение. Однако и это не стало препятствием для его трудов, после утраты зрения его размышления над Священным Писанием записывали монахи.
Почил святой в той же обители Шабур, дожив до глубокой старости и оставив после себя огромное количество духовных литературных трудов, которые и сегодня наставляют христиан на путь истинный и укрепляют их веру.
История жития святителя
О святом Исааке Сирине сохранилось очень мало информации, из-за чего его долгое время принимали за Исаака Антиохийского. На самом деле это два разных человека.
Молодой монах
Точные данные о месте и дате рождения великого подвижника отсутствуют. Также неизвестен год его отхода к Господу. Предположительно он жил в VI-VII веках в Сирии и Ассирии.
Преподобный Исаак Сирин является одним из глубоко почитаемых отцов церкви
Он прибыл в монастырь Мар-Матфей из Ниневии или Беф-Катарайи и принял постриг вместе с братом. Оба они выделялись духовными дарованиями среди братии монастыря. Брата преподобного Исаака избрали настоятелем, а сам он выбрал путь отшельничества. Святой отец всячески старался избежать известности и славы человеческой и не покидал пустыню несмотря на просьбы брата о возвращении.
Епископ и его паства
Жители города Ниневии узнали о подвижнике и его великих духовных дарованиях от Господа. Они усердно просили отца быть их архипастырем. Святой Исаак, считая послушание одной из важнейших и главнейших добродетелей, смиренно согласился. Его рукоположение осуществилось патриархом Георгием. Так преподобный стал епископом Ниневийским.
Став на архиерейский престол, подвижник проявлял всяческую заботу о вверенной ему пастве
Святого отца не интересовала слава и почести, ему важно было спасение людей. Но меньше чем за шесть месяцев епископ убедился, что жители Ниневии ведут образ жизни, идущий вразрез со Святым Евангелием, и не хотят менять привычный устой
Так, один человек был должен крупную сумму, но не имел возможности вернуть долг. Он просил заимодавца об отсрочке и обратился со своей проблемой к епископу Исааку. Преподобный старался вложить в сердце заимодавца зерна Святого Писания, наставлял его в христианском отношении к ближним. Он указывал на слова из Евангелия, говорящие о прощении всего долга тому человеку, который не имеет чем заплатить и находится в трудном положении. Но богатый заимодавец прямо заявил, что жить по Евангелию неудобно и невыгодно, кроме того, есть более важные и интересные вещи.
Ряд подобных ситуаций убедили епископа, что ниневитяне не хотят исправляться и изменить их ему не под силу. По словам историков, к этому добавлялось то, что в городе было много еретиков – монофизитов. Подвижник радел о чистоте Православия, не был приверженцем пустых споров и бессмысленных разговоров о догматике. В итоге он снова вернулся к отшельнической жизни.
Последние годы
Подвиг отшельничества преподобный нес до самой смерти. Подробности о жизни подвижника неизвестны. Сохранились свидетельства его учеников, которые рассказывали, что преподобный любил читать Святое Писание, и от этих его трудов и многого плача отец Исаак лишился зрения. Поэтому послушники даже называли его «второй Дидим», имея в виду Дидима Слепца – великого богослова IV в.
Труды подвижника последних лет его земной жизни были записаны под диктовку его учениками. Предположительно земные труды преподобный завершил в VII в.
Творческое наследие
Хотя о жизни подвижника не сохранилось подробных сведений, до наших дней дошли многочисленные труды, наставления и поучения святого, например:
- Труд «Подвижнические наставления». Представляет собой сборник высказываний, кратко изображающих подвижнический образ жизни. В наставлениях затронуты темы страха Божия, удаления от мира и приближения к Богу, о пути духовного роста.
- «Слова подвижнические». Входят в состав I тома сочинений преподобного, которые были опубликованы в 1907 году.
В наставлениях преподобного собраны поучения по большей части для монашествующих о спасении, отречении от мира, о борьбе с помыслами. Содержатся советы относительно молитвенного правила, аскеты, воспитания добродетели и пр. Многие высказывания подходят для использования мирянами как руководством в духовной жизни. Подвижник не делал большого различия в своих записях между монахами и мирянами, больше уделяя внимания душе человека в целом.
В основе всех трудов преподобного отца – внутренняя жизнь и борьба человека. Он редко касается темы видений и откровений, хотя обладал даром пророчества. По слову святого Исаака главной добродетелью является смирение, без которого Господь не войдет в человеческое сердце.
Преподобный прославился своими литературными трудами
Подвижник учил, что человек не способен смириться без скорби, без вразумления от Господа. Скорбь – спасительный путь, идя которым люди приближаются к своему Творцу
При этом важно укрепляться, терпеть и не роптать, ведь Господь по милости и человеколюбию терпит всякого грешника, кроме тех, кто постоянно ропщет. Таким людям посылаются вразумления
В древние времена перевод трудов Исаака Сирина имел ряд сложностей. Греческий вариант опускал сложные места, а так как манера написания и составления наставлений преподобного считалась одной из наиболее сложных, то в греческом переводе есть много пропусков. С другой стороны, в переводах не во всех местах сохранился смысл, заложенный автором.
Молитва преподобному
Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путем заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас.
Преподобный отец Исаак Сирин основную часть земной жизни провел в отшельничестве. Несмотря на это, его письменные творения являются ценными жемчужинами православной церкви, они полезны как монашествующим, так и мирянам.
Почитание памяти преподобного
Церковь почитает подвижника с тех пор, как людям открылась информация о его аскетической жизни и наставлениях. До этого о святом отце мало кто знал, так как он старался избегать мирской славы.
Дни памяти
Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви. В XVI столетии в России было три дня памяти святого: 28 декабря, 17 и 28 января. В настоящее время сохранилась лишь одна из этих дат в конце января.
На святой горе Афон (Греция) подвижника прославляют 28 сентября. Был период, когда чествование преподобного практически не совершалось. Но оно было возобновлено усилиями канонизированного святого наших дней отца Паисия Святогорца.
Преподобный Исаак Сирин причислен к лику святых Православной Церкви
Иконы
Изображений преподобного времен его земной жизни и следующих нескольких веков не сохранилось. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, принадлежат к XIV ст. На них святой изображен прямостоящим, облаченным в монашеские одежды и головную черно-белую повязку, подобную чалме. Эта повязка указывает на то, что святой жил и трудился на востоке. В руке подвижника изображен свиток, на котором написаны одни из наиболее известных слов его сочинений, взятые из книги «Слова подвижнические»: «Страх Божий есть начало добродетели».
Существует икона XVI ст., украшающая собой иконостас Успенского собора Московского Кремля. На ней преподобный изображается также со свитком в руке, но без головного убора, стоящим посредине вместе с преподобными отцами Феодосием Великим и Ефремом Сириным.