Автокефалия Украинской православной церкви

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Политика и автокефалия Украинской церкви

Автокефалия Украинской православной церкви

Вопрос о признании на Украине автокефальной православной церкви стоит остро и затрагивает не только верующих.

— заявил Порошенко в июне 2018 года. Именно поэтому в последнее время так часто в Украинских новостях звучат слова «томос» и «автокефалия». Из-за раскола церкви в стране стоит вопрос не только о признании самостоятельности церкви, но также и об объединении уже существующих. Московский патриархат признает только подведомственную церковь, утверждая, что лишь она имеет право получения статуса автокефальной, в то время как на Украине не утихают споры о том, что переход их церкви из-под власти Константинополя был незаконен, и что вопрос о создании новой автокефалии должен решаться Константинопольским патриархатом.

До сих пор не было вынесено окончательное решение. Такие серьезные вопросы решаются всеми автокефалиями, которые должна посетить специальная комиссия. Кроме того церковь, желающая получить томос о признании её автокефалией, должна соблюсти условия такого перехода, которые также будут проверяться комиссией

Особое внимание будет уделено тому, все ли прихожане и священнослужители всех санов, или их подавляющее большинство, стремятся к автокефалии

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Автокефалия Украинской православной церкви

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Скандалы и Филарет

Глава УПЦ КП Филарет сначала выступал активно за создание ПЦУ. Однако вскоре после создания церкви Филарет внезапно не согласился с уставами ПЦУ и обвинил митрополита Епифания в нарушении договоренностей.

В декабре 2019 года Филарет заявил, что Епифаний подчинился Константинопольскому патриарху, якобы разделив единую большую церковь – в частности, Киевский патриархат.

Сам Епифаний считает, что за спиной Филарета стоят пророссийские силы, а он этого, возможно, не осознает. Таким образом Кремль использует Филарета в борьбе против независимой украинской церкви.

Смотрите видео об истории православной церкви в мире:

Искусство возможного

Чувствуется, что патриарх Филарет и УПЦ КП не хотят упускать инициативу — Собор и Томос должны стать именно их звездным часом. В то время как на Фанаре, судя по всему, напротив, стараются, как могут, размыть роль УПЦ КП в событии. Можно понять обе стороны. УПЦ КП действительно приложила больше всех сил к тому, чтобы Томос случился. А Вселенскому патриарху будет очень хлопотно продавливать через мировое православие церковь, очевидно образованную из раскола и возглавляемую епископом, вышедшим из раскола.

Но это вызывает отторжение — иногда кажется, что хорошо модерированное, — у украинской публики, внезапно тяжело «заболевшей» Томосом. Многие ждут его, как подарок, как вымпел, как орден «За заслуги». Или как Небесный мандат, свидетельствующий о нашей национальной и государственной полноценности. Или о законности претензий на бытие собой.

Ни Томос, ни автокефалия этим всем не являются. Если это и «мандат», то понимать его надо в качестве пропуска на следующий левел, где задания станут тяжелее, а пузырьки с «лайфом» будут попадаться реже. Если раньше — в рамках церковной модели Москвы — нами «владели», то теперь на нас будут только влиять. Т.е. действовать, брать на себя ответственность, выбирать союзников придется самим, и самим же принимать окончательные решения.

Автокефалия не является ни самоцелью, ни наградой. Она, по большому счету, не имеет решающего значения для церковной жизни, пока «все нормально». Но она предоставляет церкви определенную свободу для маневра в кризисных ситуациях. Как это происходит, мы видим на примере УПЦ МП, которая то «не встает», то «не приходит», то приходит, но не туда. Просто потому, что она связана своим статусом филиала, и в этом статусе — что бы ни было написано в ее Уставе — она не вольна принимать прикладные решения и действовать согласно ситуации. В том числе политической.

Надрывные требования «только полная автокефалия! никаких компромиссов!» и т.д., как правило, исходят от людей, плохо понимающих, что такое автокефалия и для чего она дается, как устроена церковь, и даже просто для чего она существует. Но таких людей у нас, увы, большинство. В нашей «самой православной стране», «заслуживающей полной автокефалии», церковная миссия не скажу «провалена», но зачастую подменена чем угодно — политикой, идеологией, агитацией, единством «по интересам», «национальной самоидентификацией», просто зависимостью, потребностью внешних рамок и перста указующего. Наша «православность» — стихийная, зачаточная. Нашей церкви предстоит пройти немалый путь, прежде чем стать в полном смысле слова церковью. Автокефалия — тот модус операнди, который должен ускорить наше продвижение. Не в направлении «своей церкви». Но в направлении церкви Христовой.

Популярные статьи  Что такое келья?

Иначе вся эта затея с автокефалией окажется напрасной.

Это понимают на Фанаре. И нам было бы полезно научиться доверять Константинополю, а не спешить упрекать его в «имперских амбициях», таких же, как и «московские». Нет, у Константинополя , несомненно, есть амбиции, но они вовсе не такие же, как у Москвы. И нам с ним, вероятно, придется даже сложнее, чем с Москвой — договоры с Западом всегда выглядели менее выгодно, чем договоры с бывшей метрополией. Но однажды принятые, они работали. Их не пересматривали и не отступали от них в одностороннем порядке. Их положения не оказывались словоблудием и фикцией. Они не оказывались способом связать, подчинить и присвоить.

И наконец, главное: мы не воюем с Константинополем. ПЦвУ не будет использоваться в качестве рупора «турецкого мира», в ставропигиальных храмах не будет опорных пунктов боевиков, библиотек сепаратистских изданий или складов оружия. Единство греческой империи не будет довлеть над христианством и при случае его подменять.

Если бы нас, например, принимали в НАТО или в ЕС, публика вряд ли кривила бы губки от того, что нам прислали отряд военспецов, консультантов, экономистов, фискалов, которые учили бы нас жить, составляли стратегические планы и присматривали за тем, чтобы мы тут не слишком чудили. Почему в церкви должно быть иначе? Ведь и церковь наша — такая же постсоветская структура, такой же обломок Системы, который требует глубоких внутренних изменений, чтобы войти в глобальные структуры.

Екатерина Щеткина,»ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ», 7 декабря 2018 г.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности

Как выбрать, что дарить мужу на Новый год 2019

Выбрать интересный подарок для своего супруга вроде бы проще, чем для других людей, все же самый близкий мужчина. Но в то же время и ответственность гораздо больше, ведь хочется его по-настоящему обрадовать, а не просто отделаться чем-то стандартным и скучным.

Сначала критически окиньте взглядом своего супруга, чем он занимается? Как выглядит? На что тратит свое время? Какова его рабочая сфера интересов? Чем он обычно занимается, когда остается один? Ответы на эти вопросы могут дать определенные идеи.

Если вы думаете о том, что подарить мужу на новый год 2019, то обратите внимание на его интересы. Здесь придется немножко постараться и припомнить все, что когда-либо нравилось вашему мужу

Он ходил в детстве с дедушкой на рыбалке, но будучи взрослым так ни разу и не порыбачил? 

Съездите вместе с ним на платное озеро. Конечно, коммерческая рыбалка — это не совсем то, но возможно это всколыхнет его детские воспоминания (и тогда ближайшие несколько лет вы сможете дарить ему удочки, воблеры и иннерционные катушки). 

Если вы пользуетесь одним компьютером на двоих, посмотрите историю запросов — конечно, это не всегда срабатывает, но иногда увлечения оказываются действенными. Например, одна моя знакомая именно так узнала, что её супругу ужасно хочется поставить на даче маленькую домашнюю пивоварню.

Обратите внимание буквально на все, присмотритесь к своему супругу, возможно, вы не знаете, что ему подарить, потому что немного отдалились? Изучите его интересы и пристрастия, и у вас сразу появится масса идей

«Раскол на десятилетия или даже столетия»

Цепочка событий, которая привела к формированию новой церковной структуры на Украине, формально началась в апреле 2018 года. Тогда представители непризнанных православных церквей Украины отправили в Константинопольский патриархат прошение о создании автокефальной церкви на Украине.

Среди обратившихся с этой просьбой были представители Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальной церкви (УАПЦ), а также некоторые представители церкви Московского патриархата (УПЦ МП), которые являются сторонниками независимости украинского православия.

Позднее в том же месяце с Константинопольским патриархом встретился президент Украины Пётр Порошенко, заявив по итогам мероприятия, что Украина «как никогда близка к появлению собственной автокефальной поместной церкви». В конце апреля Порошенко сообщил, что соответствующий процесс начался.

В октябре 2018 года о намерении предоставить автокефалию Украине Константинополь заявил публично. Этот шаг означает отмену решения 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.

Вслед за этим Русская православная церковь (РПЦ) разорвала отношения со Вселенским патриархатом в Константинополе. В РПЦ отметили, что ни одна из поместных церквей не поддерживает проект украинской автокефалии.

15 декабря 2018 года Пётр Порошенко официально заявил о формировании автокефальной церкви Украины, руководителем которой был избран митрополит неканонической церковной структуры Епифаний.

27 декабря на Украине вступил в силу закон о переименовании Украинской православной церкви (УПЦ). Согласно этому документу, у канонической УПЦ будет четыре месяца на то, чтобы изменить название и внести соответствующие изменения в устав.

Также по теме

Автокефалия Украинской православной церкви
Патриарх Кирилл обратился в ООН в связи с давлением на УПЦ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращения главам государств, международных организаций, мировых церквей по поводу…

Представители УПЦ уже заявили о трудностях, с которыми столкнулись из-за формирования новой церковной структуры на Украине. Как рассказал настоятель храма Александра Невского при школе милиции в Виннице протоиерей Виктор Парандюк, общину храма выселили вместе с имуществом из-за отказа переходить под юрисдикцию новой церкви Украины.

«15 лет назад община нашего храма св. Александра Невского устанавливала этот купол над храмом, а сегодня из-за отказа переходить в ПЦУ нам пришлось его демонтировать… Вот вам и результаты завтрашнего «томоса». Нас выселили с имуществом из помещения, оно принадлежит силовому ведомству», — написал Парандюк на своей странице в Facebook.

Ранее председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион сравнил сложившуюся ситуацию с Великим расколом христианской церкви 1054 года и предположил, что противостояние способно продлиться очень долго.

«В семье православных церквей наступила ситуация такого же раскола, который может сохраниться на десятилетия или столетия», — сказал Иларион в программе «Церковь и мир» на канале «Россия 24».

Популярные статьи  Поздравления со Сретением Господним в стихах

Будет ли война из-за автокефалии

Хотя о возможности религиозной войны говорилось немало, это вряд ли станет реальностью. В отличие от «священных войн» Средневековья, где обедневшие дворяне пытались поправить таким образом финансовые дела, а также получить индульгенцию, в наше время людей, которые живут в окружении технологий, сложно увлечь «отпущением грехов» и посмертным раем. Во всяком случае, настолько, чтобы устраивать полномасштабные боевые действия.

Однако политические аспекты автокефалии неоспоримы. По сути, таким образом Украина дистанцируется от России в том числе в религиозном плане. Тем более, что многих иерархов РПЦ подозревают в работе на российские спецслужбы.

Время выбора

Вручение томоса состоялось 6 января в соборе Святого Георгия после торжественного богослужения. Таким образом, процесс предоставления автокефалии был завершен. Петр Порошенко, присутствовавший при передаче документа, в своем Twitter назвал это «великим историческим делом», а сам томос — «еще одним актом провозглашения независимости Украины», который «укрепит религиозную свободу, межконфессиональный мир, усилит права и свободы граждан». За личный вклад в развитие автокефальной поместной церкви Украины президент страны даже вручил патриарху Варфоломею орден «За заслуги» I степени.

Chirch1

Патриарх Варфоломей подписывает томос

Фото: REUTERS/Murad Sezer

При этом подписание томоса имеет «совершенно ничтожное значение с точки зрения канонов церкви», заявил «Известиям» глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков.

— Это просто бумага, которая была красиво написана и передана Константинопольским патриархом президенту Порошенко. Никакой духовной составляющей и реального значения для церкви в этом нет, — подчеркнул он. — Всё это бутафория, не имеющая под собой реальной церковной основы. Абсолютное большинство верующих на Украине причисляют себя к Украинской православной церкви и, как мы видим в последние дни, хранят верность каноническому православию и не собираются переходить ни в какие новообразованные квазицерковные структуры.

По мнению Александра Волкова, для Украинской православной церкви (УПЦ) произошедшие события не изменили ничего.

— Она (УПЦ. — «Известия») уже на протяжении долгого времени находится в осадном положении. Сколько оно продлится — зависит от степени безумия нынешних властей Украины, — отметил священник.

Что касается мирового православия, то, по его мнению, поместные церкви не поддерживают действия Константинополя. Это, в частности, подтверждается тем, что «со стороны их предстоятелей не следует никаких шагов по признанию новообразованной раскольничьей структуры». А некоторые уже сейчас с совершенной определенностью высказались против действий Константинополя — это Польская и Сербская церкви.

Chirch2

Глава пресс-службы РПЦ священник Александр Волков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Сейчас каждая поместная церковь должна сделать «очень непростой выбор и определиться, кто на какой стороне», отметил Александр Волков.

— В том, как РПЦ будет выстраивать дальнейшие отношения с поместными церквями, она будет исходить из того, какие решения они примут, — добавил священник. — С учетом всей серьезности создавшейся ситуации каждая поместная церковь, я думаю, осознает свою ответственность. Если сейчас в отколовшемся положении находится только одна Константинопольская церковь, а все остальные сохраняют внутреннее единство, то при дальнейшем негативном развитии этой ситуации Русская церковь не будет молчать и закрывать на это глаза. Если какие-то поместные церкви будут выстраивать свою позицию вслед за Константинополем, нам придется констатировать ее ошибочность.

Русская церковь не изменит позиции, что бы ни происходило, подчеркнул Александр Волков.

Ранее председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион в эфире передачи «Церковь и мир» заявил, что сейчас «в семье православных церквей наступила ситуация раскола, который может сохраниться на десятилетия или на столетия».

Кто требует автокефалии?

Отметим еще раз, что единственное сообщество, которое было бы вправе ее требовать — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата — никакой автокефалии не требует.  Автокефалию запрашивает, по словам патриарха Варфоломея “досточтимое правительство Украины”. Действительно, запрос исходит именно от светских властей — причем многие государственные деятели, активно добивающиеся автокефалии, не являются членами Православной Церкви даже чисто формально, причисляя себя к неправославным религиозным сообществам или вовсе атеистам.

В действительности мы имеем дело с ситуацией, когда государство создает  религиозную структуру под свои, государственные цели — и говорит об этом совершенно открыто.  Например, как сказал Президент Петр Порошенко, “Автокефалия – это вопрос нашей независимости и нашей национальной безопасности. Поэтому и оказывают такое яростное сопротивление Москва и ее пятая колонна в Украине”.

Юридически, в государстве, которое считает себя светским и демократическим, такое вмешательство государства в дела Церкви является очевидным беззаконием.

Православная специфика

В отличие от католической церкви, главой которой является Римский папа, объединяющий под собой все католические церкви вне зависимости от их страновой принадлежности, православная церковь является сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных. Каждая автокефальная церковь самостоятельна в делах своего канонического и административного управления.

Румынская церковь

Польская православная церковь выделилась в самочинную автокефалию в 1918 году, когда Польша стала самостоятельным государством, и так далее. В силу такой исторической традиции, из независимости украинского государства неизбежно следует и требование автокефалии для ее церкви.

Шмеман А. Исторический путь православия. – С.361-362.

В царский период, подчинившись верховной власти, Русская церковь не могла возглавить борьбу за национальные права, а наоборот, превратилась в политический инструмент русификации национальных окраин в руках московского центра. В советское время церковь оказалась под жестким контролем КГБ и его подразделения — Комитета по делам религий.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Автокефалия Украинской православной церкви

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Популярные статьи  Какое значение имеет кротость в православии?

Автокефалия Украинской православной церкви

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Роль церкви как строителя нации

Напротив, греко-католическая церковь западных регионов Украины на протяжении веков являлась каналом сохранения национальной идентичности и сыграла важнейшую роль в украинском национальном возрождении XIX — начала XX веков. Например, по инициативе Галицкого митрополита Михаила Левицкого в первой половине XIX века был начат процесс возрождения украинского языка. Позднее греко-католические священники также учредили культурно-образовательное общество «Просвита», распространявшее образование на украинском языке. Особую роль в этих процессах сыграл митрополит Андрей Шептицкий, который учредил во Львове Национальный украинский музей и активно поддерживал украинских деятелей искусства. Сплоченная, образованная, энергичная и влиятельная священническая корпорация греко-католической церкви «разительно отличалась от вялых и зависимых от властей батюшек Российской православной церкви, окормлявших свою паству по другую сторону границы». 

Н.Митрохин. Русская Православная церковь и греко-католики на Западной Украине. Отечественные записки, No 7.2002.

епархии

Каковы мотивы властей?

Помимо вполне явно озвученных политических причин можно обратить внимание и на то,  что национализм (украинский в частности) идеологически не совместим с христианством. Для националиста превыше всего нация,  для христианина — Христос

Националистическое приветствие “слава Украине” является сознательной заменой благочестивого украинского приветствия “слава Иисусу Христу”

Как на это в свое время обращал внимание греко-католический митрополит Андрей Шептицкий, “Аналогичным проявлением безбожия является замена словами «Слава Украине» вечной хвалы, которую возносят Иисусу Христу: «Слава И(сусу) Христу!» Очевидно, что никто из украинцев не может ничего иметь против возгласа «Слава Украине!», но замена этим словом религиозного прославления Христа является выразительной тенденцией устранить Христа и поставить родину на его место, следовательно, является выражением безбожной тенденции, которая обманывает наивных украинских патриотов. Украина вообще не может существовать, как самостоятельное государство, а тем более, быть славной державой без воли Царя царствующих и Господа господствующих Предвечного Бога И

Христа, нашего Спасителя, Отца и Господина”

Национализм допускает существование определенного рода Церкви  — но только в том случае, если ее вероучение и практика полностью подчинена его идеологии.

Петр Порошенко, в связи с предстоящими выборами, остро нуждается в любых средствах для поднятия рейтинга и ищет опереться на патриотический электорат, и подавление Украинской Православной Церкви Московского Патриархата могло бы принести ему определенные очки в этой среде. 

Фото: АР

Почему текущее поведение Константинопольского Патриархата рассматривается как неприемлемое?

Во-первых,  притязания на единоличную власть в Церкви глубоко неприемлемы с точки зрения православной экклезиологии и находятся на грани ереси.  

Во-вторых,  назначение экзархов без согласования с митрополитом Онуфрием и патриархом Кириллом,  которых Константинополь признавал еще недавно, является грубым нарушением как канонов,  так и христианской этики.

В-третьих,  объединение с крайне враждебными по отношению к канонической Церкви светскими властями,  и действия на их стороне против Церкви являются крайне неэтичными и особенно несовместимы с притязаниями на роль пастыря по отношению ко всем православным мира.  Для пастыря — то есть того, что призван проявлять самоотверженную заботу и любовь, защищать и ограждать — такое поведение немыслимо.

С чем связаны упреки в “восточном папизме” которые выдвигаются Патриарху Варфоломею?

Главным образом, с его притязаниями, выдвинутыми в речи перед собранием епископов. Процитируем некоторые из его высказываний

“Для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” (Гал. 5:9) Церкви и истории… Как Первый Престол Православия Вселенский Патриархат несет пророческое служение, проповедуя тайну Соборной Церкви во Христе Иисусе во всем мире во все времена…В начале было Слово… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков” (Ин. 1:1,4). Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”.

Покойный митрополит Гортинский и Аркадийский Кирилл, возлюбленный иерарх Матери-Церкви и мой друг, был прав, когда подчеркивал, что Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский Патриархат … обладает канонической юрисдикцией и всеми апостольскими привилегиями в своей ответственности не только за сохранность единства и взаимообщения Поместных Церквей, но и за общее распространение Православия в современном мире и в исторической перспективе…

Вселенский Патриархат несет ответственность за приведение дел в церковный и канонический порядок, потому что он один обладает канонической привилегией, а также молитвой и благословением Церкви и Вселенских Соборов исполнять этот верховный и исключительный долг как заботливая Мать и родительница Церквей. Если Вселенский Патриархат откажется от этой обязанности и покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут «как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36), расходующие свою энергию в церковных начинаниях, которые смешают смирение веры и надменность власти”

Оцените статью
Добавить комментарии