Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Содержание

В книгах Притч и Иисуса, сына Сирахова, есть похожие стихи

Но вряд ли бы мы стали давать анализ этой фразы с точки зрения православия, если бы чего-то подобного не существовало в Библии. Священное Писание содержит несколько два похожих стиха. Первый из них есть в книге Иисуса, сына Сирахова:

«Путь грешников вымощен камнями, но в конце его — пропасть ада» (Сирах. 21:11)

11 стих 21 главы

книги Иисуса сына Сирахова, содержит похожую фразу про ад

Примечательно, что на этот стих выдающиеся толкователи Библии не написали комментариев.

Второй похожий отрывок менее известен, но более изучен. Его встречаем в книге Притч Соломоновых:

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч 14:12) (и повторно Притч. 16:25)

Вот как его комментирует учитель богословия Уильям МакДональд:

«Пути человека — это внешние проявления его характера, его поступки; он судит себя в соответствии со своими делами и объявляет себя чистым. Однако Бог видит мотивы и намерения его сердца. “Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня” (Пс. 18:13)».

Комментатор Библии Мэтью Генри даёт такое толкование:

«Этот стих уже встречался нам раньше (Прит.14:12), но здесь он повторяется как истина, о которой необходимо поразмыслить еще раз.

Мы должны быть очень осторожными и, беспокоясь о своих душах, не обманывать самих себя, успокаивая тем, что кажется нам правильным, а на самом деле не так. Чтобы предотвратить самообман, мы должны быть беспристрастными в самооценке и ревностными к себе.

Мы должны опасаться путей неверных: они не такие, какими должны быть, хотя и кажутся такими нам и другим. Конец их — смерть, и именно к этому концу они имеют прямую и твердую склонность».

Три порока, ведущие в ад

Существуют определенные пути человеческой жизни, которые приводят человека к печальному исходу. Эти дороги кажется очень заманчивыми только на первый взгляд, но если вступить на них, человек попадает в большую опасность. Эти дороги – дороги в ад. Так эти три пути порока описывают священные тексты:

Следует понимать, что материальное существование человека, обречено на пребывание во тьме невежества, если человек не стремиться избавиться от порока. Такой путь предвещает огромные страдания в жизни. У человека нет иных инструментов, которыми он может избавиться от страданий, кроме тех, которые ему боль и причиняют. Дороги по которым идет человек часто ведут его в темную пропасть невежества. И если человеку не удается избежать порока он, зачастую, попадает в адские условия жизни ещё при жизни.

Избежать этих дорог не так просто, но намного проще чем идти по ним. Часто мы пытаемся использовать те же способы жизни и взаимоотношения с миром, которые создали нам проблемы. В действительности, мы очень часто не замечаем того, что поддаемся каким-то импульсам, которые подталкивают нас на скользкую дорожку. Это происходит абсолютно естественно и незаметно для наших чувств. Вроде мы хотели блага, но благими намерениями…

Каждая кухарка должна уметь управлять государством

Фраза приписывается В.И. Ленину На самом деле именно в таком виде он ее не говорил. В своем произведении «Удержат ли большевики государственную власть» (октябрь 1917) от писал:

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Почему важно научиться отделять ложь от истины

Сегодня много вероисповеданий, и людям трудно в них разобраться. Только правильная вера способна спасти человека от греховных пут. Патриархи Церкви много рассказывали об этом. Как утверждал святитель Иоанн Златоуст, правильная вера поможет справиться с любыми проблемами. В современном мире образовалось много различных лжеучений, которые несут веру, в основе которой лежит гордыня или невежество человека. Все они не ведут к Богу, а являются именно «благим намерением». Путь к Всевышнему один, и он непростой.

Православный человек кроме веры, должен иметь разум и рассуждение. Верующий должен уметь отличить ложь от истины, видеть уловки темных сил. Церковнослужители убеждены, что создателями всех сект являются демонические темные силы, цель которых, увести с пути праведного души. В результате они уже не могут спастись по той простой причине, что человека очень тяжело вытащить из секты, еще сложнее вернуть его в Церковь.

Православный верующий должен постоянно помнить меткое выражение о благих намерениях, чтобы не забыть, как легко можно сбиться с истинного пути.

Художественные ссылки

Среди авторов, использовавших эту фразу, — Шарлотта Бронте , лорд Байрон , Рэнди Трэвис, Сэмюэл Джонсон , Сэмюэл Тейлор Кольридж , сэр Вальтер Скотт , Сорен Кьеркегор и Карл Маркс . Оззи Осборн использовал этот термин в песне «Сегодня вечером» в своем альбоме « Дневник сумасшедшего» .

В фильме « Дорога в ад» эта фраза используется буквально для создания одной конкретной сцены. В компании Good Intentions Paving Company есть команда Энди Уорхола, которые смачивают души с добрыми намерениями на асфальте . «Я спала с начальником мужа только для того, чтобы продвинуться по его карьерной лестнице», — говорит один из них. Фигуральное значение этой фразы также играет важную роль в сюжете, так как несколько персонажей предлагают помощь двум главным героям на Пути в Ад, но все они имеют скрытые мотивы.

В Discworld романе Эрика по Терри Пратчетта , как мастера Rincewind и подростков демонолог Эрик Thursley избежать Pandemonium, они замечают , что отдельные булыжники на дороге в ад имеют хорошие намерения , написанные на них. В их число входили «для пользы детей», «я имел в виду это для лучших» и «мы — работодатели, предоставляющие равные возможности».

Г-жа Лорин Хилл использовала фразу «Видеть, что дорога в ад вымощена добрыми намерениями» в своей песне «Mr. Intentional» 2002 года из своего альбома MTV Unplugged No. 2.0 .

Пинк использовала фразу в своей песне 2006 года « Уважаемый господин президент » для обозначения закона « Ни одного отстающего ребенка» .

Популярные статьи  Поздравления с Благовещением Пресвятой Богородицы в стихах

Мадонна использует эту строчку в своем сингле « 4 Minutes » 2008 года с участием Джастина Тимберлейка и Тимбалэнда с ее одиннадцатого студийного альбома Hard Candy .

Брюс Дикинсон использовал эту фразу в песне «Road to Hell» из альбома Accident of Birth .

The Chainsmokers используют эту фразу в своей песне » Good Intentions » с участием BullySongs.

Эта фраза используется в эпизоде ​​« В бледном лунном свете » сериала « Звездный путь: Девять из глубокого космоса ».

Фраза также упоминается в заглавной карточке эпизода Андромеды Джина Родденберри «Принудительная перспектива».

Фраза также используется Лорин Хилл в мистере Намерении.

На альбоме Foo Fighters 2021 года Medicine at Midnight трек «Chasing Birds»

Фраза также используется в «Living the Dream» 2020 года от Five Finger Death Punch на их альбоме F8.

Похожая фраза, «наши лучшие намерения прокладывают путь в ад», была использована Меркуцио в фильме 2013 года « Ромео и Джульетта » после того, как он был зарезан Тибальтом.

Эта фраза использовалась в «Парке юрского периода 3», когда Билли крадет яйца хищников для финансирования своего университетского факультета.

Эта фраза упоминается как в названии, так и в лирических стихах в треке Джоанны Ньюсом «Good Intentions Paving Co.» на альбоме 2010 года Have One on Me .

Вариации выражения

Русский язык подобно живому существу чутко реагирует на всяческие изменения и дополнения: меняются слова и их значения, начинают по-разному звучать знакомые фразеологизмы, то обретая новый смысл, то сохраняя содержание, но «одеваясь» в новую словесную форму.

Авторы крылатых выражений, пожалуй, и не претендуют на такое звание, однажды произнеся знаменитую в будущем фразу. Так, словосочетание о благих намерениях, оставив их и их «конечную цель» в своем составе, иногда меняет глагольную форму. Тогда выражение может звучать так: дорога в ад устлана, выстлана, устелена. От этого значение не меняется.

Этими намерениями может быть вымощена или устлана и дорога в ад, и путь в него, или ад уже ими устлан.

Встречаются и еще интересные вариации. Одна из них звучит примерно так: «Из добрых побуждений (благих намерений) дорожка прямо в ад».

Происхождение фразеологизма «благими намерениями вымощена дорога в ад»

— Одним из первоисточников считается выражение из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова «» (21-11), хотя оно в отличие от нашего прямолинейно: грешникам «каменная дорога в ад»— Средневековый богослов и причисленный к лику святых Бернард Клервоский (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) говорил L’enfer est plein de bonnes volontés ou désirs — — Английский поэт, философ Джордж Герберт (George Herbert, ? — 1632) в книге «Проницательные суждения» («Jacula prudentium», 1632 год) повторил фразу Св. Бернарда — Hell is full of good intentions or wishes ()— Английский писатель Сэмюэль Джонсон (Samuel Johnson, 1709—1784) перефразировал мысль предшественников — «Hell is paved with good intentions» (««)

Инверсия этой фразы есть в «Фаусте» Гёте

Если в самом афоризме мы говорим о добрых намерениях, приводящих к плохому результату, то у Гёте описана обратная ситуация: «Так кто ж ты, наконец?», — спрашивает Фауст. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — отвечает Мефистофель.

Именно этот, наиболее близкий к оригиналу перевод фраз, вероятно, сделал сам М.А.Булгаков для эпиграфа к «Мастеру и Маргарите».

Добро и зло тесно переплетены, как предании об архидиаконе Феофиле.

Смысл выражения в том, что нечистые духи выполняют свою функцию в этом мире: искушают, наказывают, сводят с пути. Это их естественная потребность.

Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Сделка с дьяволом заставила архидиакон Феофила встать на духовный путь и добиться спасения

Но в то же время они совершают немало добрых поступков в этом стремлении к злу.

Добро и зло слишком тесно переплетены (эта идея развита у Булгакова в монологе Воланда о тенях и свете).

Хороший пример того, как описанная сила творит добро, — предание про архидиакона Феофила. Он заключил сделку с дьяволом, но раскаялся и стал усердно молиться Богородице. В итоге это привело его к спасению. Так зло стало стимулом для победы над греховной природой.

Кстати, именно предание о Феофиле легло в основу «Фауста».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?

Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной (Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола человекоубийцей от начала (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.

Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.

Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.

Вы здесь

  • Главная
  • По ком звонит колокол
  • Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Традиции
Иеромонах Иов (Гумеров)

Откуда пошло выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?

Выражение это сейчас является поговоркой. Наиболее близким источником ее является вышедшая в 1791 году двухтомная мемуарно-биографическая книга Джеймса Босвелла (Boswell; 1740–1795) «Жизнь Сэмюэла Джонсона» («Life of Samuel Johnson»). Автор утверждает, что С. Джонсон (Johnson; 1709–1784) в 1775 году сказал: «Hell is paved with good intentions» — «Ад вымощен добрыми намерениями». Разница только в том, что поговорка говорит о дороге в ад, а С. Джонсон о самом аде. По-видимому, автор афоризма — английский критик, лексикограф, эссеист и поэт — опирался на изречение, сделанное ранее англиканским священником и поэтом-метафизиком Джорджем Гербертом (Herbert; 1593–1633) в книге «Jacula prudentium» (лат.: «Остроты мудрецов»): «Hell is full of good meanings and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями».

Все три высказывания объединяет общая мысль, что одних желаний и намерений для спасения недостаточно. Это вполне согласуется со святоотеческим учением. Прежде всего надо иметь веру: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11: 6). По словам преподобного Ефрема Сирина, «без елея не будет гореть светильник; и без веры никто не приобретает доброй мысли». Сколько было в мире утопий, радикальных движений, революционных программ и прочее, вожди и участники которых без Бога и против Бога, опираясь на свой падший разум, хотели доставить «счастье» человечеству! История хранит печально-трагическую память об этом. Так и отдельный человек, находящийся в слепоте неверия, желая исполнить свои намерения, которые ему кажутся благими, часто причиняет зло и боль окружающим.

Популярные статьи  Икона Святой Елизаветы

Необходима вера, но она должна быть правильной. Ошибок и заблуждений может быть много, а истина всегда одна. Люди, увлекшиеся ошибочными религиозными учения, уверены в том, что имеют благие намерения, однако лжедуховность, в которой они находятся, ведет их к гибели. Все религиозные подмены совершаются с участием демонических сил.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки. Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:

«Рассуждение есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет, если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что худо».

Опубликовано: 23/05/2009

Журнал «Мгарский колокол»:

№ 77, июнь 2009

Откуда появилось это высказывание, трактовка

Иеромонах Иов (Гумеров) приводит как минимум двух известных людей, в трудах которых можно найти это высказывание. Один из них – писатель 18 века Джеймс Босвелл, который в одной из своих биографических книг приводит следующее выражение: “Ад вымощен добрыми намерениями”. Ранее Джордж Герберт, англиканский священник, высказался: “Ад полон добрыми намерениями”.

Оба высказывания отличаются от приведенного в начале статьи. Ведь авторы говорят не о дороге в ад, а о самом аде. Однако простые люди вряд ли найдут большую разницу между смыслами фраз.

Иеромонах Иов дает подробную расшифровку популярному высказыванию. Она не похожа на объяснения обывателей. Он говорит о том, что для того, чтобы угодить Богу, мало иметь только благие намерения. Пожелания не станут проводниками к Господу. В большинстве случаев намерения остаются лишь фантазиями, они никогда не реализуются. Для того, чтобы угодить Богу, необходимо иметь твердую веру. Вера проведет человека через тернии и испытания.

Этот афоризм будто бы отрицает необходимость добрых дел

Сразу стоит подчеркнуть тот жуткий посыл, который это выражение вселяет в слушателя. Добрыми намерениями выстлана дорога в ад — значит, опасно их иметь? Лучше ничего не делать, не желать изменить мир к лучшему, а то в ад попадёшь?

Ну, или даже если не понимать буквально, всё равно получается жутко: слишком человек недальновиден, как бы хорошо ни поступал, всё равно результат будет плохим.

Что одно значение, что другое не вселяют оптимизма. Да может ну его, это выражение? Сказал какой-то противник добрых дел, нам-то что?

Нет. У фразы есть интересная история, и на самом деле этот афоризм не так далёк от Священного Писания, как может показаться. Да и слишком уж популярен он — даже есть на нескольких языках. Сперва узнаем историю этого выражения, а потом посмотрим, как его можно истолковать с точки зрения православия.

В СССР секса нет!

Фраза, источником которой послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), вышедшего в эфир 17 июля 1986 года. В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:«…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». Советская участница Людмила Иванова ответила:«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила:«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!». В обиход вошла искажённая и вырванная из контекста часть фразы: «В СССР секса нет».

Есть примеры аналогичных фраз

Русскому человеку хорошо знакомы примеры других крылатых выражений с тем же смыслом, которые особенно популярны у нас в стране.

Медвежья услуга. Означает непрошенную, неуклюжую и вредную помощь. На самом деле, родина этого сюжета — Индия. И фигурировала в нём изначально обезьяна. Но позже на основе этой истории Жан Лафонтен написал басню про медведя и садовника. Оттуда и пошло крылатое выражение.

А русский читатель знаком с этим сюжетом из более поздней басни Крылова:

А Мишка на часах — да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, Увесистый булыжник в лапы сгреб, Присел на корточки, не переводит духу, Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» И, у друга на лбу подкарауля муху, Что силы есть — хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!

Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?
Медвежья услуга — крылатое выражение, которое основано на басне (иллюстрация Г.Доре)

Хотели как лучше, а получилось, как всегда. Эту фразу произнёс Виктор Степанович Черномырдин, когда комментировал подготовку и проведение денежной реформы 1993 года.

Есть мнение, что её автор — председатель Правительства СССР Валентин Павлов. Впрочем, ещё учённый П. А. Кропоткин в «Дневниках разных лет» писал о государстве: «…хотело как лучше, а получилось как всегда». Так что однозначно закрепить происхождение фразы за кем-либо из троих невозможно.

Имея в виду

Распространенное значение этой фразы состоит в том, что проступки или злые действия часто совершаются с добрыми намерениями; или что добрые намерения, если они будут реализованы, могут иметь непредвиденные последствия . Примером может служить интродукция инвазивных видов , таких как азиатский карп, завезенных в США , что стало неприятностью из-за неожиданного распространения и поведения.

Другое толкование этого высказывания состоит в том, что люди могут иметь намерение предпринять хорошие действия, но, тем не менее, не предпринимать никаких действий. Это бездействие может быть вызвано промедлением , ленью или другим подрывным пороком. По сути, это высказывание является предупреждением о том, что добрые намерения бессмысленны, если они не выполнены.

Жадность

Жадность – это желание иметь больше необходимого. Для каждого человека выделена определенная доля, которой он должен довольствоваться, радея о благе других и своем долге, а не о повышенном уровне жизни.

Особо примечательно в этом тексте: «Иного пути для человека нет», означающее что иные пути предназначены для животных, а не людей. Только обладающий разумом, может называться человеком. И разумный человек не пойдет по пути все возрастающих потребностей. Такой путь ведет к обману, страху и ненависти. Богатые люди не просто так обносят свои жилища крепостными стенами, а на окнах ставят решётки. Им явно недостает спокойствия.

Жадность, в таком понимании, это желание потреблять что-то сверх меры и получать выгоду там, где её получать не надо. Иногда человек, занимающий определенное положение может пользоваться им, чтобы получить прибыль. Это есть жадность. Полученные таким путем богатства всегда находятся под угрозой, если не со стороны государства и вором, то со стороны конкурентов.

Популярные статьи  Грех тщеславия в православии

Жадность погружает человека в определенный вид деятельности, из которого он хочет получить много наслаждений. Порок нерегулированных наслаждений проявляется не только в вожделении, ведь вожделении можно удовлетворить на время, а жадность будет побуждать наслаждаться без перерыва. В этом жадность опаснее. Опасна она и тем, что никогда не будет удовлетворена, ведь получив что-то человеческий ум жаждет больше.

Ложь во спасение

Традиционно под этими словами подразумевается ложь вполне допустимая — оправданная тем, что она якобы идет во благо обманываемому и такую ложь, как принято считать, разрешает и благословляет Библия.

Но эта крылатая фраза обязана своим рождением некорректному использованию библейского текста. В Библии нигде не говорится о «лжи во спасение», то есть лжи, которую можно понять и простить. В старославянском тексте Библии сказано (Ветхий завет, Псалтырь, псалом 32, ст. 17):«Ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». Перевод: «Ненадежен конь во спасение, не избавит великою силою своею».

Таким образом, здесь вообще не говорится ни о лжи, ни, тем более, ее оправдании.

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»: примеры из истории и жизни

Наглядный исторический пример, к чему ведут благие намерения без веры, — попытка построить коммунистическое безбожное государство. Стремление к раю на земле и всеобщему равенству сто лет назад обернулось гражданской войной, миллионами жертв и установлением тоталитарного режима. Иеромонах Иов (Гумеров) отмечает:

Полноценная христианская жизнь не может ограничиваться одними лишь благими намерениями. Без добродетелей и работы над собой происходит духовная деградация человека. Он отдаляет себя от Бога и спасения. Литературный редактор православной газеты Елена Фетисова рассказывает о том, как на личном опыте убедилась в этом.

Когда Елена прошла через период воцерковления, у неё пропала присущая неофитам (христианам-новичкам) духовная ревность. Всё сложнее стали даваться молитвы, посты, чтение Священного Писания и духовной литературы. Вместо того, чтобы начать трудиться над собой, Елена стала ослаблять посты, урезать молитвенные правила, всё реже обращаться к Евангелию.

Однажды, занимаясь домашними делами, женщина осознала, что самого утра ни разу не обратилась к Богу. Елена говорит, что в тот период жизни испытала «паралич веры»:

Значение этого выражения может быть разным, православие даёт 4 варианта

Православные комментаторы видят в афоризме разный смысл. Вот четыре самых популярных толкования:

Толкование 1. Мечты вместо действий

Жизнь человека должна быть полна добрыми поступками, а не желаниями. Человек всё время что-то желает, мечтает, намеревается. Но каждая секунда этого промедления отнимает время у действительно полезных дел, которые можно было бы совершить. Так, планируя, но не воплощая, человек топчется на месте и скатывается в ад.

Что означает фраза «Благими намерениями вымощена дорога в ад»?Мечты вместо реальных действий — один из смыслов афоризма

Толкование 2. Активность в мирской жизни в ущерб духовной

Наши «добрые» намерения отвлекают нас от действительно праведной христианской жизни. Такую версию озвучил профессор А.И.Осипов. Он сказал, что человек, вместо того, чтобы заниматься спасением своей души и душ окружающих, находит «правильные» с точки зрения материального мира дела, которые оттягивают время духовной деятельности.

Ссылка на видео:

Толкование 3. Недальновидность

Человек не может быть достаточно дальновиден, чтобы представлять последствия всех своих поступков. Он действует, считая, что принесёт пользу, но не факт, что всё сложится максимально благоприятным образом. Это сближает афоризм с другой известной фразой: «Человек предполагает, а Бог располагает». Без рассуждения всё может быть погибельным. О рассуждении в Писании сказано так:

(Мф 6: 22–23)

Толкование 4. Зло прикрывается добрыми мотивами

Мало кто из людей решается взять и сотворить нечто заведомо плохое. Как правило, на преступление или грех его подталкивают именно добрые мотивы. Гитлер тоже затеял войну не потехи ради: он был убеждён, что поступает правильно. Этой версии придерживается протоирей Андрей (Ткачёв):

Ссылка на видео:

Три дороги в ад

Жадность, вожделение и гнев – это три самых основополагающих порока существования человека, которые он чаще всего не замечает. Эти пороки поглощают человека и искажают его разум, заставляя его определять свой путь по своим потребностям, а не целям. Такой путь изменчив и часто ведет в пучину бедствий. Потребность в защите, размножении, еде и сне в человеке заложены базово природой, но чаще всего такие инстинкты определяют жизнь отдельных людей, спуская их на уровень животного.

Чтобы это стало очевидно, достаточно просто рассмотреть потребности человека. Например, защиту. Защита, в повседневном понимании, это желание иметь место где человек может безопасно жить, есть, размножаться и отдыхать. Чтобы обрести дом, человеку необходимы средства и он их зарабатывает. Но он делает это из чувства страха остаться без дома, а не из социального или религиозного долга. В таком положении, человек подобен собаке, которая готова выполнять приказы, просто чтобы сохранить свое место в будке.

Желание размножаться это одновременно и положительное желание продолжить род, сохраняя человечество и отрицательное побуждение насладиться половыми связями. И мир устроен так, что чаще люди стремятся ко второму, забывая о первом. Желание насладиться телом другого настолько часто порабощает разум, что примеры этого мы можем видеть повседневно. Царями, которые не контролировали себя, нередко правили наложницы, а молодых людей часто эксплуатируют девушки, используя рычагом давления именно половые отношения. Ум, разум и тело человека, стремящегося насладиться телом другого, всегда будут устремлены в одну точку и мир для него будет делиться на то, что поможет ему этого добиться и то, что будет ему в этом мешать.

Сон это осознанное желание «тупого» отдыха, без каких-либо перспектив. Конечно, сон необходим. “Тот кто спит слишком мало или слишком много, не может идти по пути йоги”. Но стремление наслаждаться сном пробуждает в человеке отторжение труда. Труд, направленный на благо других, есть воплощение дхармы – религиозно-социального порядка, направленный на всеобщее благо. Однако, избегание труда, то есть сон, порождает общество в котором люди стремятся заработать быстро и легко. На таком обществе, как на трупе, легко плодятся грибы – мошенники, обирающие легковерных людей до нитки. Прямым следствием сна является избегание долга и вследствие деградация целого поколения.

Наслаждение едой одна из самых изысканных частей существования человека. По большей части, один из главных финансовых страхов человека является потеря возможности принимать свою привычную пищу, а главное финансовое стремление – это питаться более изысканной пищей. Бытует мнение что мы едим для того чтобы жить, но в наше время, оно не бытует в обществе. Что плохого в более изысканной пище? В том, что она становится изысканной ненадолго и человек желает уже чего-то получше. Римские вакханалии показывали пример жадности потребления, когда у людей не оставалось места в желудке для еды, но они хотели поесть ещё, их катали по бревнам, еды бурным потоком выходила из рта, освобождая место новой. Чем не свинское поведение?

Оцените статью
Добавить комментарии