Кто такой блаженный?

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о “благополучном разрешении”. Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий – трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается – рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел – лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Кого называют юродивым

Попробуем выяснить, кто это такой — юродивый человек . Чем вызваны и что означают его поступки?

Может, это обычные граждане, но, выражаясь современным языком, желающие выглядеть эпатажными, создавать вокруг себя ауру загадок и тайн. А может, это маргинальные личности? Ну не хотят они маршировать в одну ногу со всеми.

При желании можно найти много объяснений поведению блаженных. Самое простое из них — психическое расстройство. Тогда почему чаще всего этим термином называют не обладателей клинической патологии, а простаков и добряков, готовых расстаться с последней рубахой в пользу ближнего.

Вспомните фильм режиссера Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1973 г.), где героиню актрисы Натальи Вавиловой, старшеклассницу Таю, самовлюбленный одноклассник брезгливо называет убогой. Причиной этому явились бескорыстная доброта девушки по отношению к окружающим, ее удивительная способность видеть в людях только хорошее.

Получается, что юродствующих отличают неисчерпаемая духовность и осознанное проявление помешательства. Но под силу ли слабоумным осмысленное совершение поступков? Однозначно, нет.

Поэтому только личность с абсолютно здоровой психикой и уникальными свойствами смиренной души может сознательно броситься в омут безумия. Сила духа таковых значительно выше эмоций. Их поступки бесстрастны, по жизни их ведет духовный разум.

Почему Ксения Петербургская так любима в народе?

Ксения Григорьевна Петрова жила в городе на Неве не так давно, в середине XVIII века, тем не менее о ней известно довольно мало. Она родилась в дворянской семье, примерно между 1719 и 1730 годами и сразу после совершеннолетия вышла замуж за певчего, служившего при дворе императрицы Анны Иоанновны, пехотного полковника Андрея Федоровича Петрова. Семейный дом их находился в самом начале нынешней улицы Лахтинской, на Петроградской стороне.

Супруги жили душа в душу примерно восемь или десять лет, но когда Ксении исполнилось 26, ее супруг внезапно и скоропостижно скончался. Настолько внезапно, что не успел исповедаться перед смертью. И вот после этого начинается тот путь, который молодая женщина проделала от рядовой обывательницы до святой Ксении Петербургской.

Ксения Петрова взяла на себя подвиг юродства и посвятила свою жизнь единственной задаче: вымолить у Бога прощение для своего внезапно скончавшегося мужа. «Ксения за мужа берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел, – говорит ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института, доктор филологических наук Юлия Балакшина

. – После смерти мужа молодая вдова оделась в мужнин мундир, зеленый с красным, и назвала себя Андреем Федоровичем, говоря всем, что-де это «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут». Столь же решительно, как она отказалась от собственного имени, Ксения отказалась и от всего имущества, подарив свой дом молодой женщине, которая снимала в нем комнату. Все свои деньги она раздала бедным, а оставшиеся вещи отнесла в церковь «за упокой души рабы Божией Ксении».

Ксения стала ходатайствовать перед Богом за людей, которые просили ее о молитве. И это представление о ней, как о молитвенной заступнице, сохранилось до сих пор. Она и теперь за пределами земной жизни продолжает этот подвиг молитвы за всех, кто просит ее об этом.

Ксения Петрова решает прожить свою жизнь как бы за мужа, берет на себя подвиг покаяния, которое он в своей жизни принести не успел. Каково могло быть отношение церкви к тому, что она отказалась от собственного имени и своей судьбы? «Она не за мужа прожила жизнь, – говорит священник Георгий Кочетков

. – Просто есть связь любви и ответственность любви. С одной стороны, за другого жизнь прожить никак невозможно. А с другой стороны, и без него ведь тоже – особенно, если ты человека любишь, особенно, если вы связаны одной судьбой. К сожалению, мы живем в такое время, когда любовь знают только как чувство, а к судьбе относятся либо как к фатуму, либо наоборот: «что хочу, то и ворочу». Но тайна судьбы глубже, и если ее связывают со Христом – то значит, и с теми, кого любят. И тогда зло, которое есть в жизни наших ближних или друзей, не поглощает нашу жизнь, а может быть преображено нашей верностью и милостью, готовностью не бросать человека».

Популярные статьи  Молитвы Иоанну Кронштадтскому от пьянства

Предполагаемый портрет Ксении Петербургской, конец XVIII – начало XIX века, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Что значит юродивый

Данное слово вызывает различные ассоциации. Некоторые представляют инвалида детства, имеющего ограниченные умственные или физические возможности. Другие вспоминают объект постоянных насмешек и оскорблений. А многие сразу обращают мысли к известным историческим персонам или оригинальным звездам шоу-бизнеса. Общий смысл, который мы вкладываем в это понятие — «отличный от всех нормальных».

Значение понятия

Справедливости ради нужно отметить, что в современном русском языке у слова несколько значений:

Контекст, тема разговора помогут понять, какое из значений вложено в словарную единицу.

Церковное толкование

В кругу верующих значение слова «юродивый» перманентно. В православии весьма почитается жизненный подвиг добровольной блаженности. Он считается самым сложным. В Новом Завете апостол Павел доводит до нас следующую мысль:

Какой же безграничной решимостью должна обладать личность, готовая откликнуться на этот призыв и посвятить жизнь вечному смирению. Последовав за Христом, подвижники оставляли в миру все, что имели, обрекали себя на посмешище и издевательства.

Все чаще его смысл трактуют согласно церковной версии. Этому способствует православная грамотность населения: народ идет в храм, с интересом изучает жития святых, в том числе принявших по собственной воле блаженность ради Христа.

Многие дети посещают воскресные школы, знакомятся с историей становления Христианства на Руси, изучают важнейшие заповеди православия. В общеобразовательных школах в учебный план включены курсы, в содержании которых подвиг юродства занимает особое место.

Происхождение слова

Созвучие корней юрод- и урод- определяет основное значение слова. Хотя при образовании в древнеславянском языке использовался корень род- , к нему добавлялась приставка ю- , имевшая значение отрицания. Поэтому смысл получался таким: не вписывающийся в род, в породу.

Перекочевав из старославянского, слово не потеряло начального звука , а также одного из своих значений — противостоящий обществу.

Это интересно: Востряковское кладбище

Где был похоронен

Где находится могила блаженного, сейчас сказать с точностью невозможно. Место первоначального погребения святого источниками точно не указывается, поэтому об этом существуют различные мнения. Святой мог быть похоронен:

  • в одном из приделов строящейся Покровской церкви («Покрова на рву»);
  • при каком-то другом московском храме; эта версия считается наиболее правдоподобной, ведь в 1588 г., когда состоялось общецерковное прославление святого, источники сообщают о перенесении его мощей в Покровский собор – следовательно, ранее они пребывали в другом месте; тогда, повелением царя Феодора Иоанновича, в храме появился придел св. Василия, где доныне пребывают его честные останки.

Интересный фактВ соборе долгие годы хранилась царская казна – несмотря на то, что храм был за пределами надежных стен Кремля, защищающих от возможных воров. Однако государи больше верили покровительству блаж. Василия. 

Юродство в Ветхом Завете

Многие пророки Ветхого Завета Библии считаются предшественниками юродивых «Христа ради».

Пророк Исаия ходил нагим и босым в течение трех лет, предупреждая о предстоявшем вскоре египетском плене (Ис. 20:2-3); пророк Иезекииль лежал перед камнем, обозначавшим осажденный Иерусалим, и ел хлеб, приготовленный, по повелению Бога, на коровьем помёте (Иез. 4:15); Осия вступил в брак с блудницею, что символизировало неверность Израиля Богу (Ос. 3)

Целью вышеуказанных действий было привлечь внимание окружающих и побудить народ Израильский к покаянию и обращению. Пророки, указанные в Ветхом Завете, не считались юродивыми в полном смысле этого слова, а лишь время от времени прибегали к нетрадиционным или вызывающим поступкам для доведения до обывателей воли Божьей, однако подобные поступки не являлись их аскетическими стремлениями

Юродство после Рождества Христова

Согласно христианским представлениям, религиозный подвиг юродства состоит в отвержении с наибольшей последовательностью мирских забот — о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам призывает «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор. 11:1). Из этого делают вывод, что Христос и святые могли быть примером «для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел».

Безумие Нового Завета понимается в духовном смысле, а не в психопатологическом. Если установления тогдашнего общества считать мудростью, то Христос и его ученики призывали изменить их или отречься от них, став соответственно «безумными» для «мира сего». Одним из оснований подвига юродства считаются проповеди Апостола Павла в Новом Завете:

Преподобный Антоний в ранние века христианства говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безумствуешь“, — потому что он не подобен им».

По словам святителя Афанасия Александрийского:

Больше всего святых юродивых было на Руси — в Русской православной церкви почитают 36 юродивых. Первым из известных юродивых на территории нынешней России считается Прокопий Устюжский, который с территории Европы прибыл в Новгород, затем в Устюг. Он вел строгий аскетический образ жизни. Юродивые пришли на смену волхвам и были желанными гостями для всего тогдашнего общества. Сам Иван Грозный относился к ним с благоговением: так, когда Миколка Свят обругал царя и предрёк ему смерть от молнии, царь просил молиться, чтобы Господь избавил его от такой участи. Другим знаменитым юродивым при Иване был Василий, ходивший совершенно нагим. В его честь назван собор Василия Блаженного. Профессор Лю Тяньцай даже причисляет юродство к традициям русской культуры.

Экстремальная аскетика

Когда впервые появляется этот тип аскетического подвига, сказать сложно. «Появление юродства было связано с расцветом духовной жизни, — считает игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”, клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва). — Мы не знаем юродства в самые первые времена христианства, тогда само христианство воспринималось миром как юродство. Когда апостол Павел призывал своих обвинителей к вере в воскресение Христово, они ему говорили: безумствуешь ты Павел. Но в традиционном понимании юродство появляется, когда пустынникам и подвижникам было мало и поста и молитвы и они обращались к крайним средствам стяжания смирения – поношения от мира за самый образ жизни. И, побеждая свою гордость, достигали совершенного смирения». «Духовные основания для юродства заложены были еще в Новом Завете, это знаменитые слова о безумии ради Христа (см. 1 Кор. 4: 10). Уже раннехристианские общины ставят себя в определенный конфликт с миром и, как поздние юродивые, обличают мир в его грехах. — Андрей Виноградов видит преемственность подвига первых апостольских учеников и поздних подвижников. — В то же время феномен юродства в прямом смысле мог появиться только уже в христианском обществе. Юродивый обличает общество в неследовании христианским нормам, но эта апелляция возможна только в том случае, если христианство является для общества общепризнанной нормой. А как государственная религия христианство утверждается только в Византии в конце IV века».

В нашем привычном понимании феномен юродства появляется только к шестому веку в Сирии, где подвизается знаменитый Симеон Юродивый. «Сирия вообще была своеобразным регионом с точки зрения аскетической традиции, которая там сложилась. Христианство там воспринималось очень горячо, и поэтому возникали такие “экстремальные” виды подвижничества, как, например, столпничество (это тоже порождение Сирии), и юродство», — замечает Андрей Виноградов.

Большой толковый словарь

БЛАЖЕННЫЙ, -ая, -ое; -жен, -женна, -женно. 1. Благополучный, благоденствующий, счастливый (о человеке, времени, событии). Б. миг. В блаженном состоянии кто-л. * Блаженны нищие духом (Библия). Блажен, кто верует, тепло ему на свете (Грибоедов). // Свидетельствующий о благополучии, счастье. Б-ая улыбка. Б. взгляд. 2. только полн. В христианстве: такой, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания). Василий Блаженный. Б-ая Ксения Петербуржская. // Традиционный эпитет святого, одинаково почитаемого православной и католической церковью. Б. Августин. 3. Разг. Чудной, со странностями (обычно о тихом, добром человеке). □в зн. сущ. Относиться как к блаженному. Блаженной памяти кто-л. Книжн. Почтительное упоминание об умершем. В блаженном неведении (быть, пребывать). 1. Не подозревать о случившемся несчастии, неприятности. -2. Ирон. Не знать того, что следует знать; быть неосведомлённым в чём-л. Блаженно, нареч. Б. улыбаться. БЛАЖЕНСТВО, -а; ср. Большое счастье, удовольствие, наслаждение. Испытывать б. Быть на верху блаженства. Какое б. принять после работы душ! Б. взаимной любви. БЛАЖЕНСТВОВАТЬ, -ствую, -ствуешь; нсв. Испытывать блаженство. Б. в лесу. Б. после бани. Б. на солнышке. БЛАЖИТЬ, -жу, -жишь; нсв. Разг.-сниж. Поступать своенравно, сумасбродно; дурить. БЛАЖНОЙ, -ая, -ое. Нар.-разг. Сумасбродный, взбалмошный. Б-ая хозяйка. Б-ая мысль. БЛАЖЬ, -и; ж. Разг. Нелепая причуда, прихоть, дурь. Б. нашла, напала на кого-л. Смотреть на что-л. как на б. Выкини б. из головы.

Популярные статьи  Молитвы от курения

Василий Блаженный

Фото: Sretenie.com

Это имя знают все, кто хоть раз бывал на Красной площади в Москве и восхищался неописуемой красотой Покровского собора Пресвятой Богородицы, который известен как Собор Василия Блаженного.

Василий Блаженный — русский тауматург, родившийся в 1468 году, дурачится в Москве с 16 лет. Он разоблачал ложь, обман, предсказывал будущее, читая в душах людей. Зимой и летом он ходил голым и босиком по городу, подавая милостыню, которую люди щедро одарили его провидением тем, кто в ней больше всего нуждался. Он проповедовал милосердие, он призывал людей к справедливости и покаянию.

Сначала его обидели, избили, выгнали из мест массового скопления людей. Но он все переносил с радостью, преодолевая гордыню во имя Христа. И, действуя как дурак, Василий снискал большую известность и почитание. Его имя навсегда запечатлено в период православного Рождества. За его справедливость Господь дал ему долгую жизнь, святитель прожил 99 лет, что считается невероятным для того времени.

На примерах этих двух блаженных можно окончательно понять, что означает это слово для православных.

Блаженен означает счастлив за близость к Богу, понимание его воли. Они также осознали на Земле, что все земные удобства, удобства и богатства бесполезны после физической смерти. Но бессмертная душа, которая в своей земной жизни уже приблизилась к вечной жизни, на самом деле является главным.

Быть счастливым — значит быть добрым, любящим, сочувствующим и бескорыстно помогать. И тот факт, что они выглядят странно и выпадают из общей картины, является знаком того, что они праведны на грешной земле, и поэтому они выпадают из общего состава.

Синонимы

В словаре русских синонимов под редакцией Абрамова Н. приведены следующие сходные по смыслу слова: «счастливый», «юрод», «райский», «христов человек», «святой», сладкий», «присноблаженный», «блаженненький», «безоблачный», «золотой», «юродивец», «дурак», «дурачок», «божий человек», «юродивый».

В словаре Тришина В. Н. приведены следующие синонимы к слову «блаженный»: «безумный», «юродивый», «юродивец», «юрод», «умалишенный», «христов человек», «счастливый», «сладкий», «святой», «светлый», «райский», «радостный», «золотой», «златой», «дурачок», «дурак», «всеблаженный», «благоюродствующий», «благоюродивый», «благословенный», «благополучный», «благой», «благоденствующий», «благоденственный», «безумный», «безоблачный».

Заповеди блаженства

Фото: Pokrovkop.cerkov.ru

Каждый православный знает Блаженства, которые произносятся во время литургии со всего мира. Это заповеди, которые Господь поместил в своей проповеди на горе Галилейской. Девять заповедей, которые должны делать человека счастливым, в нашем повседневном понимании никоим образом не связаны с земным пониманием счастья. Потому что по заповедям они блаженны, то есть блаженны плачущие, гонимые, нищие духом. Но в христианском понимании это то, что приносит счастье и полноту жизни.

Следовательно, благословенный означает счастливый в самом высоком и небесном смысле этого слова.

Значение слова блаженствовать

Примеры употребления слова блаженствовать в литературе.

Забравшись в бане на полок, Арефа блаженствовал часа два, пока монастырские мужики нещадно парили его свежими вениками. Пройдя мимо церквей и келий, мимо архипастырских палат и общежительского дома, мимо многих служб и трапезной, мимо домов, где жили странники, послушники, трудники, они вошли в баню и долго-долго плескались, мылись и просто так, ничего не делая, блаженствовали праздно, лежа на каменных лавках и нежась в тепле, чистоте, свежести.

И это было так прекрасно, в жаркий-прежаркий день огромная добрая вода, пахнущая свободой, и мама рядом, и отец рядом, и все остальные буйволы рядом, и они плыли и плыли, а потом остановились в море и блаженствовали, раздуваясь и шумно вдыхая воздух.

По счастью, шла одна из интереснейших сцен комедии: фанфарон попал в комичное положение, Гизы и Монморанси блаженствовали.

В углу дальнем, хвост к рубильнику подключив, блаженствовал полиголовый Змей Героиныч, рептилия нрава геройского и склонностей нездоровых к топливу любому, от мазута до спирта изопропилового, редкой вонючести — лишь бы горело.

Небогатый набор ответов на импульсы внешней среды сработал как надо, и мангры продолжали спокойно пастись, блаженствуя в холодных лучах своего солнца, наслаждаясь пищей и безопасностью.

Не быть тому, Чтоб Менелай блаженствовал на прахе И брата, и детей его, жены, — Иль нет, ее не потревожим праха.

Каторга, то есть общежитие, в котором обыватели не в свое дело не суются, пороху не выдумывают, передовых статей не пишут, а живут и степенно блаженствуют.

Анной Ивановной, в подгородном своем имении, и там, на лоне природы-матери, употребляет все усилия, чтобы блаженствовать.

По его уверению, образ ее столь безраздельно завладел его сердцем, что, будучи не в силах вынести ее отсутствие еще один день, он бросил свои занятия и тайком покинул воспитателя, дабы навестить предмет своего обожания и блаженствовать в ее обществе несколько дней без перерыва.

По-видимому, он блаженствовал — если подергивающийся под самым моим носом хвостишко заслуживал доверия.

И черноризец, довольный, что о другом пошла у них с князем Иваном речь, сразу же начал, промочив только горло добрым глотком из стакана своего: — Апостолы те, вспомни, разбежались от бражника по кущам в великом ужасе — правда глаза колет, — и сидят они по кущам, как бы блаженствуют.

Феодот Несторович залез на самый верх, где погорячее, и буквально блаженствовал, когда его принялся охаживать веником глухонемой родственник.

Наш медяковый кортеж торжественно въехал через широко открытые ворота прямо в литейную под радостные восклицания детворы, собравшейся здесь и блаженствовавшей в тепле.

Михаил Иванович сунул ноги в валенки, набросил пальто и заскользил вон из светелки, вниз, на двор, через кружевную гостиную в коридор, мимо молчаливых Дасиных дверей, мимо каморки, где блаженствовала Настасья, через сени, проклиная свою судьбу, компаньона, Тулу.

Юродивые. Язык дела

«В каждой конкретной ситуации юродивый подбирает для “ругания миру”, обличения свои образы и способы, но самый важный элемент этого языка — это момент переворота», — считает Андрей Виноградов. Юродивый делает то, что нормальный христианин делать не должен: ест мясо в пост, кидается камнями в иконы, как Василий Блаженный. Он атакует норму поведения — но этими действиями выявляет отклонение современного ему общества от тех норм, которые он «атакует». Повинуясь идее сокрытия своих добродетелей, юродивый не просто дает кому-то духовный совет, как это делают другие святые, он провоцирует человека на действия, способные вскрыть его тайные пороки. Так, Василий Блаженный, опрокинув лоток с калачами на рынке, сперва подвергся избиению рассерженными торговцами, и только через некоторое время торговец, чьи калачи были рассыпаны, признался, что подмешивал в муку мел, на что и пытался указать святой, опрокидывая прилавок.

Популярные статьи  Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

«Обличение словами — это язык мира, который со временем притупляется, — объясняет А.Виноградов — Юродивый обличает делом, он, демонстрируя обществу общественные пороки, как бы сам принимает за эти пороки страдание, подвергается поношению и этим переворачивает ситуацию

Подвергая атаке устоявшиеся формы общественного поведения или благочестия, юродивый обращает внимание на внутреннюю сущность, актуализирует забытое внутреннее содержание этих форм»

Кто такие юродивые Христа ради

Когда появились первые юродивые, трудно проследить. Первых христиан, добровольно изменивших образ жизни, многие принимали, как безумных. Они переносили поношения от людей и шли на смерть во имя Иисуса.

Для церковного человека юродство — одна из форм святости

В отличие от обычных христиан юродивые своим поведением провоцируют окружающих на проявление их пороков.

Важно! Блаженные при христианских церквях внешне кажутся безумными, но это абсолютно здоровые люди, которые по собственной воле приняли на себя этот подвиг юродства. Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми

По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской

Часто люди путают юродивых с умалишенными людьми. По мнению несведущих людей, это умственно отсталые дурачки. Разъяснение об этих странных людях дано в проповедях святого Димитрия Ростовского, который называет их подвижниками добровольного мученичества, скрываемого за маской.

Русский народ всегда с уважением, снисхождением, милостиво относился к этим странным людям, почитая их святыми, скрывающие святость под маской безумия, возможно, поэтому юродство почитаемо только в православии. Странные с первого взгляда действия и слова, отличающихся от общества людей, порой носят глубокий смысл, часто обличают действия определенных христиан и целого правительства.

Апостол Павел часто в своих посланиях говорил о безумстве Христа ради. Действительно, кто безумен в этом мире? Тот, кто ради наживы, богатства идет на убийство, отказ от человеческих ценностей, подлость, подкуп и при этом у него прямая дорога в ад? Или те, кто отказался от всех благ земной жизни ради познания другой стороны жизни, воли Божьей в ней и ищущие Царства Небесного на земле?

Почему безумные Христа ради наполнены святостью и просветленными лицами, что видят они, глупые по понятиям людей, такого, чего не дано увидеть основной массе христиан. В своем послании Павел пишет, что тот, кто считает себя мудрым, стань безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор.3:18).

Истинная мудрость этого мира в познании мудрости Божьей и открытии законов вечной жизни. Разве не глупо заботиться о часе, пренебрегая вечностью?

Ксения блаженная – святая Ксеньюшка

Ксения Блаженная – одна из самых почитаемых и любимых народом святых. «Ксеньюшка» – ласково звали ее многие при жизни, зовут и сейчас, когда она с Неба помогает нам своими молитвами. Она жила сравнительно недавно – в XVIII веке (ведь многие почитаемые святые, которым молится вся Церковь жили в первые века нашей эры, на заре христианства).

Блаженная Ксения в Санкт-Петербурге XVIII века была очень известна. После смерти мужа Андрея. певчего Андреевского храма на Васильевском острове, она раздала все имущество и изобразила сумасшествие – стала называться именем мужа. В действительности она не хотела, чтобы ее, молодую вдову 27 лет, родные выдали замуж, и только заботилась о загробной участи горячо любимого мужа. Она молилась об их совместной жизни на Небе, о том, чтобы Господь принял ее горячо любимого мужа в Царство Небесное. Ради любви к мужу и к Богу она приняла подвиг нищеты и юродства (мнимого безумия), получила от Господа дар пророчества и целительства.

Ксения Блаженная исполняла волю Божию, помогая другим людям – открывая им будущее в иносказательной форме, направляя на добрые дела. Уже при жизни петербуржцы считали ее святой. Перед смертью она многим обещала помогать и с Небес.

И действительно, на ее могилу на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга шли и ехали за помощью со всей России. После ее канонизации всей Православной Церковью в ХХ веке о блаженной Ксении узнали во всем мире. Несколько раз разбирали по камушку ее надгробие. Наконец, над местом ее захоронения на средства почитателей Ксеньюшки была построена часовня.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке – так ее ласково называют петербуржцы – со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.

Какие поучения, высказывания святого сохранились до наших дней

В житии угодника Божия есть некоторые высказывания, записанные его почитателями, краткие, но емкие, посвященные духовной жизни:

о церковной молитве: «Не бо судится истинно моление, токмо еже телом в церкви стояти, а умом всюду мястися. — но истинное моление, еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводится»; 

о подвиге юродства святой так сказал одному диакону, который хотел подражать его деланию: «Друже, моя работа тяжела есть, и многим неудобь понести ея, ибо и ты не можеши великия труды исправити». 

Предсказания о России 

Из жития угодника Божия и других источников известно, что:

  • в 1521 г. он пророчествовал о нашествии на Москву казанских татар, что сбылось;
  • при своей кончине он особо обратился к присутствовавшему сыну Ивана IV, Феодору со словами: «Вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им»; впоследствии именно при Феодоре Василий церковно прославлен (1588 г.);

Житие также содержит сведения о том, что блаженный предсказывал бедствия России, которые разразятся после его кончины: «пророчествова о настатии времен лютых, яко вскоре имать в Русии православная вера разрушена быти от зловерных еретик, и возникнет род последний, свойствен Антихристову царству, и будут человецы сластолюбцы, сребролюбцы, славолюбцы, блуды и пиянствы всю землю осквернять, и протчая вся таковая, яже сбудется пред пришествием Христовым, якоже и неложно бысть пророчество его». Видимо, на основании этой фразы жития святому приписывают множество конкретных пророчеств о правителях страны, событиях ее дальнейшей истории. Однако все они не имеют подтверждения источниками и, скорее всего, представляют собой фантазии «на тему» жития святого. 

Оцените статью
Добавить комментарии