Евангелие дня
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Христос рассказывает ученикам притчу о Царствии Небесном. Однако с первых слов мы слышим нечто совершенно неожиданное, ведь царство ассоциируется не географическим пространством, не с территорией, на которой действуют какие-то особые законы… Совсем нет. Христос говорит, что Царство похоже на отношения между Царем и подданными, Богом и людьми
Это очень важно и во-многом меняет наши представления. Мы привыкли думать о царстве, как о месте, в котором нет проблем и всего в достатке… Воспринимая Царство Небесное как улучшенный вариант царства земного, мы думаем лишь о внешних условиях, мы не думаем о царе, ведь до него в обычно далеко
Но Царство Небесное — не внешние условия и суть его не в покое и достатке, но в тех уникальных отношениях, которые у каждого складываются с царем лично. Люди выстраивают эти отношения во время земной жизни и Царство выглядит подведением итогов, ведь Царь рассчитывается с рабами своими.
Евангельское событие
Фото: Flickr.com Господь не раз касался вопросов веры в различных проповедях. Библейские события, связанные с ними, касаются веры. Даже рассуждая о последних временах, Иисус говорил: «Встречу ли я веру на земле». Таким образом вере придаётся большое значение, ведь во времена Христа она буквально творила чудеса.
Различные святые отцы толковали фразу «По вере вашей да будет вам» одинаково. Изучением стиха занимались Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский, Евфимий Зигабен. Известно, что после фразы Христа о вере слепые прозрели. Они стали видеть, хотя раньше не могли увидеть света от рождения. Однако событие имеет не только прямой, но и иносказательный смысл. Как часто люди мечтают прозреть, чувствовать скрытые события. Однако духовное прозрение свойственно не всем – только тот, кто действительно верит, способен обрести прозорливость, если так будет угодно Богу, но это требует особого труда, служения и святости. Однако Господь не оставляет тех, кто верит и даёт им подсказки, как поступить и что сделать, чтобы принять правильное решение.
Господь исцелением слепорождённых показал, что вера раскрывает не только физические, но и духовные очи человека. Пока он живёт только своими страстями и помыслами, он многое не видит, даже несмотря на так называемую бытовую интуицию, животное чутьё. Матрона Московская была слепой от рождения, но зато многое видела своими духовными очами благодаря сильной и непоколебимой вере. И до тех пор, пока вера в нас действительно мала, мы становимся подобны слепцам, не видящим ничего от рождения.
По вере твоей да будет тебе!
По вере твоей да будет тебе! (MP3 файл. Продолжительность 04:00 мин. Размер 1.83 Mb)
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Священное Писание предупреждает нас о том, что между нами должны явиться разномыслия. Но для чего? Для того, чтобы явились искусные. И сегодня в Апостольском чтении мы слышали о том, что и между апостолами было разномыслие, потому что большинство апостолов было за то, чтобы закон иудейский был обязателен для язычников. Но апостол Павел восстал против этого, понимая всю глубину, поднимая вопрос и понимая, как много от этого будет зависеть в будущем.
Он сформулировал свою мысль очень кратко: «От дел закона не оправдается никакая плоть». Мы оправдаемся только верой во Христа Иисуса. Казалось бы, все так просто: не надо соблюдать закон, достаточно верить и тут же спасен будешь. Но не будет так, не может так быть.
Сегодня читалось Евангельское чтение о жене, страдавшей истечением крови. И она все свои средства потратила на то, чтобы исцелиться, но не получила исцеления. И вот она с верой сама себе сказала: «Если прикоснусь только к ризе Его, то исцелею». И она прикоснулась и исцелела. Вдруг Господь говорит: «Почувствовал, как ушла сила, кто ко Мне прикоснулся?». Ученики, не то, что с недоумением, а даже с раздражением каким-то: «Ну неужели Ты не видишь, Тебя народ столько касается, о чем Ты спрашиваешь?». На это Господь сказал: «Я почувствовал, как от Меня изошла сила». Тогда женщина призналась и сказала, что это была она. И Господь ее благословил: «По вере твоей да будет тебе». Вера – это великая сила. И когда мы действительно верим во Христа Иисуса, тогда мы можем всё. Но увы, мы почти ничего не можем, потому что именно этой веры у нас очень мало. Если мы чем-то и живем, то благодатью Христовой, а вера – она у нас очень маленькая.
Однажды меня один человек спросил: «А вы правда верите?» Я говорю: «Ну знаешь, сказать, что я верю – не могу, потому что если я верю, то должен и горами двигать, и мертвых воскрешать, и на змию и на скорпиона наступать. Я очень хочу верить, я стремлюсь к этому, я вместе с тем отцом говорю: “Господи, верую, помоги моему неверию”. Я только иду к вере».
Нам очень важно понимать, что мы только идем к вере. Недостаточно просто сказать «Я верю», нужно еще и прийти в это состояние веры, той веры, когда апостол Павел сказал: «Я живу со Христом, и даже если меня умучат и я уйду в другой мир, я и там буду со Христом»
Вот это самая настоящая вера! Поэтому будем благодарить Бога за то, что Он дает нам благодать, но не по нашим трудам, не по нашим молитвам, а по милости Своей. Мы должны быть благодарными, мы должны быть счастливыми от осознания того, что Он дает нам эту благодать. Нужно стремиться к тому, чтобы действительно поверить, как верил апостол Павел. Чтобы верой во Христа Иисуса Господа нашего оправдаться.
По вере вашей да будет вам
«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29). Эти известные библейские слова отражают саму суть обетования веры. Мы можем получить от Бога ровно столько, сколько просим; найти все те ответы, какие ищем; и отворить все те двери, в какие с глубокой непобедимой верой стучимся.
Вспомните историю исхода в Библии, когда второе поколение израильтян входили в Ханаан вместе с Халевым и Иисусом Навиным. На границе ханаанских земель стоял неприступный Иерихон, окруженный высокими внушающими страх стенами. Божья воля была в том, чтобы израильский народ смог укрепиться верой и объединиться вместе для решения этой непростой задачи. И Бог был готов во всем помочь Своему народу. Он попросил их обойти стены семь раз. Этот совместный обход был условием торжества веры, на которое Бог не преминул откликнуться. Крепость веры взяла верх крепость стен, и обетование Бога исполнилось, когда израильтяне откликнулись на Его призыв с верой.
А как начинался исход? В Ветхом Завете мы читаем о том, как Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки». Так, во время всего пути скитаний израильтян по пустыне вместе с Моисеем мы можем видеть множество ярких примеров того, как все Божьи обетования непременно сбывались, покуда народ Израиля сохранял веру в Сущего Бога и доверие Моисею, который для избранного народа стоял на положении Самого Бога. Весь исход израильтян от начала до конца свидетельствует о непреложной истинности этого простого принципа веры – стоит только людям во всем довериться Богу и Его Слово, так все преграды на пути начинают рушиться буквально на глазах. По вере израильтяне получили все необходимое для спасения:
- столп огненный и облачный, указывающий путь,
- чудо разделения чермного моря и избавления от преследователей,
- манну с перепелами в пищу,
- две скрижали со Словом,
- медного змия и победу в схватке с Амаликом,
- и многое, многое другое.
Перечисляя яркие библейские истории, свидетельствующие об обетовании веры, хочется вспомнить один эпизод из жизни пророка Елисея. Однажды к известному пророку пришла простая женщина, столкнувшаяся с очень сложным жизненным испытанием. Ее муж умер, а обоих сыновей вот-вот должны были забрать в рабство за долги. Никаких денег и никакого личного имущества, чтобы продать и расплатиться с долгами, у женщины не было. В доме ее оказался лишь один небольшой сосуд с елеем. Зная, что Бог всегда готов помочь Своим страждущим детям, Елисей посоветовал женщине совершить поступок веры – нечто, совершенно нелогичное и неразумное с точки зрения здравого смысла. Он посоветовал ей собрать пустых сосудов, запереться с ними у себя дома вместе с сыновьями и переливать елей из одного маленького сосуда во множество больших пустых сосудов, отставляя в сторону полные. Так они с верой и сделали. Масла в их маленьком сосуде хватило ровно на столько больших пустых сосудов, сколько они с верой собрали по соседям. Женщина продала масло, расплатилась по долгам, а на что осталось продолжали жить вместе со своими сыновьями.
О чем эта история? Если бы женщина имела больше веры, она могла бы приготовить вдвое больше пустых сосудов, и Бог до краев наполнил бы ей и их. Бог всегда готов дать нам ровно столько, насколько велика наша вера в Него. В нашей жизни также живая вера поистине способна творить чудеса, как это было в жизни этой женщины или в жизни всех тех людей, к которым Иисус обращал свои простые слова «вера твоя спасла тебя» и «по вере вашей да будет вам».
От Матфея 15 глава
Евангелие от Матфея
Тогда приходят к Иисусу иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Хотя и все страны имели книжников и фарисеев, но большей честью пользовались иерусалимские. Поэтому они более всего завидовали, как люди более честолюбивые. Иудеи имели обычай, идущий от древнего предания, – не есть неумытыми руками. Видя, что ученики пренебрегают этим преданием, они подумали, что они ни во что ставят старцев. Что же Спаситель? Ничего не отвечает им на это, но с Своей стороны спрашивает их.
Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери; дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался; тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Фарисеи обвиняли учеников в том, что они преступают заповедь старцев; Христос же показывает, что они преступают Закон Божий. Ибо они учили, чтобы дети ничего не давали родителям, но полагали то, что имеют, в сокровищницу храма, так как в храме находилась сокровищница, в которую бросал желающий и называлась «газа». Сокровище раздавалось бедным. Итак, фарисеи, убеждая детей ничего не давать родителям, а полагать, что имеют, в сокровищницу в храме, учили их говорить: отец! то, чем ищешь ты воспользоваться от меня, дар есть, то есть посвящено Богу. Таким образом они, книжники, делили с детьми имущество их, а родители, удрученные старостью, оставались без пропитания. Это делали также и заимодавцы. Если кто-нибудь из них давал в займы деньги, а затем оказывалось, что должник не исправен и не отдает долга, то заимодавец говорил: «корван», то есть то, что ты мне должен, есть дар, посвященный Богу. Таким образом, должник делался как бы должником Божиим и против своей воли отдавал долг. Это же делать учили детей и фарисеи.
Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?
Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.
Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!
Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.
Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».
Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам».
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.
Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.
Евангелие дня
Как относиться к человеку, если он совершает по отношению к тебе что-то плохое?
Один прощает, другой пытается воспитывать, третий называет отношения токсичными и прекращает общение.
Помню однажды ко мне на беседу пришла женщина. По ее словам, у них с дочерью произошел очередной конфликт и она не знала, можно ли ей причащаться, ведь Христос призвал нас мириться перед Причастием. Дочь тоже была верующей, но проблему это не решало. Обычно мать прощала и шла навстречу, но в этот раз делать этого она не хотела. Полностью перестав общаться с дочерью, она говорила: «Я не обижаюсь, но хочу, чтобы дочь почувствовала, что поступает неправильно». Мы говорили довольно долго и постепенно самой пришедшей стало ясно, что под ее желанием повоспитывать дочь на самом скрывалась очень сильная обида, которая мучала ее и сковывала все душевные силы. «Неужели я опять должна прощать?», — спрашивала она. И слышала в ответ: «Конечно! Потому что обида не исправит вашей дочери, она вообще не имеет к ней отношения. Обида относится только к вам и отравляет вашу собственную жизнь».
В сегодняшнем чтении есть фраза, которая звучит очень заманчиво. Христос говорит, что двое или трое, согласившиеся просить о чем либо, всегда получат от Бога ответ. Однако если мы посмотрим на контекст этих слов, мы поймем, что они в первую очередь о межчеловеческих отношениях. Если брат твой согрешает против тебя, если он не хочет исправляться и стал для тебя «как язычник и мытарь» ты можешь закрыться от него и то, что ты свяжешь на земле — окажется связано в вечности. Закрыв свое сердце от прощения, ты закроешь его для радости. Но если ты внутренне не успокоишься, если ты и твои близкие объединятся в стремлении к миру и будут просить об этом Отца Небесного, Сам Христос будет в этот момент посреди вас, потому что Его цель разъединенных чад Божии собрать воедино.
Конечно, этот путь очень трудный, ведь он предполагает, что ты не бросаешь человека и не сдаешься. Понимая это, Петр подходит ко Христу и говорит: Господи, есть ли мера прощению? Может быть, в какой-то момент человека стоит отвергнуть?
Но Спаситель говорит нет. Ответ «до седмижды семидесяти» означает, что меры в прощении быть не должно. Это не значит, что от ненадежного человека не надо закрывать дом на замок, что от зависимого не надо убирать объект его пристрастия. Это не значит, что надо позволять пользоваться собой… Это значит лишь то, что значит. Надо быть готовым прощать, то есть снова и снова желать человеку добра и надеяться на его исправление. Только требовать при этом надо не своего, а Божьего. Ведь может статься, что путь к исправлению другого нам придется начать с исправления себя. Читать далее
Евангелие дня
История знает нескольких художников по фамилии Брейгель. Наиболее известным из них является Питер Брейгель Старший — по прозвищу Мужицкий. Несмотря на огромный талант и большую известность, Брейгель сознательно отказывался от заказных работ. Его, например, совершенно не интересовали парадные, а, значит, хорошо оплачиваемые портреты. Вместо знатных соотечественников художник старательно изображал людей простого происхождения. Потому и получил прозвище «Мужицкий».
Некоторые работы Брейгеля, в особенности поздние, являются отражением той эпохи, в которой пришлось жить художнику. Вторая половина 16-го века — время, когда европейские католики и протестанты ожесточенно убивали друг друга. Брейгель с ужасом смотрел на происходящее и, фактически обвиняя правителей Европы в безумной слепоте, написал картину «Притча о слепых». На ней представлен знаменитый евангельский сюжет — слепые ведут слепых и все вместе падают в яму.
Этот образ мы слышали в сегодняшнем чтении. Господь Иисус обращается к Своим оппонентам и укоряет их за духовную слепоту. Зрение книжников и фарисеев оказалось омрачено гордостью и властолюбием. Видя чудеса Христовы, они решительным образом отказывались признать в Нем Мессию — долгожданного Царя и Сына Божьего. Укоряя Спасителя, Его учеников, законники при этом не замечали, в каком состоянии сами находятся, какие бревна торчат у них из глаз.
Образ слепого вождя легко считывался современниками Господа Иисуса. В древнем Израиле принято было считать, что научить чему-либо может только тот, кто сам в полной мере овладел знанием. И если речь шла о знании духовном, то учительство в данной области требовало от наставника и рассудительности, и крепкой веры, и, безусловно, навыка искренней молитвы. Таким Учителем с большой буквы сначала для апостолов, а затем для всей Церкви становится Сам Христос. Господь Иисус подает нам пример того, как следует верить, как необходимо рассуждать о духовном, как правильно поступать в отношении мирского. Но самое главное — как верно обращаться к Богу с молитвой.
Благодаря Христу мы получили возможность обращаться ко Господу не как к властелину, повелителю, судье, а как к Отцу. Откровение, полученное нами через Спасителя, есть абсолютное знание, выше которого нет ничего. В том и состоит смысл призыва Господа Иисуса настойчиво просить у Бога, стучать в двери Его Царства. Во Христе мы находим совершенство, в Нем и через Него мы достигаем недосягаемых ранее высот Богообщения. Дар, полученный благодаря Спасителю, приобретает при этом уникальные, свойственные каждому из нас черты. Но не замыкается на отдельном христианине, а транслируется вовне.
Настоящий ученик Спасителя становится тем самым хорошим деревом, о котором говорится в евангельском чтении. Деревом с добрыми плодами, которыми питаются многие и многие люди. Укрепляясь от них духовно. А еще настоящий ученик Спасителя становится зрячим наставником, способным и другим указать путь в Царство Небесное. Потому что избавился благодаря Богу от духовной слепоты и теперь ясно видит путь в обители Отчие. Читать далее
Точное значение фразы
Фото: Flickr.com
Господь раздаёт духовные дары по вере человека. Чем больше он верит, тем больше получает, пусть и не сразу. И, даже если у него нет особого богатства, материальных возможностей, он доволен. А, если деньги идут в руки, то умеет ими распорядиться.
Те же, у кого недостаточно веры, рассчитывают только на себя, в такой ситуации они становятся подобно кораблю, который качается на волнах, полностью зависит от погоды и воли волн. При благоприятной погоде ему комфортно. У него есть вера в себя, но, если начинается буря, он впадает в отчаяние, если не верит и не принимает Бога.
Вера в Христа даёт защиту, ощущение нужности и любви, невидимой поддержки, которая знакома только по-настоящему верующим людям. Если же человек верит в кого угодно, только не в Бога, его жизненное положение ненадёжно в мире. Здоровье может пошатнуться, материальные блага остаться в прошлом, отвернуться друзья и близкие и он может остаться практически один. Но Господь говорит о том, что по вере вашей будет вам. И за веру люди могут получать не только святость, но и многие блага, как материальные, так и духовные.