Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Как любить ближнего, чтобы это было угодно Господу?

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Фото: Flickr.com

Полюбить ближнего своего – это стать способным к сочувствию, сопереживанию, терпению и снисхождению к нему. Возлюбить ближнего – означает увидеть в нем образ и подобие самого Господа, по которому создан каждый человек. Возлюбить ближнего – означает найти необходимые слова, чтобы помочь ему стать на путь истинный и избавиться от недостатков.

Человек, который любит ближнего, никогда не поставит себя выше него, не будет смотреть на него свысока и никогда не подойдет на подлость, по отношению к другому. Проявление любви к ближнему своему – быть в общении с ним проще и скромнее. Невозможно любить только Бога, а ближнего не любить или наоборот, ведь два этих вида любви взаимосвязаны и по отдельности не существуют.

Конечно же, опять стоит сказать о необходимости любить себя, ведь без этого нельзя лучше относиться к людям. Чтобы полюбить себя и ближнего, человеку стоит сделать такие шаги:

  • найти разницу между верой в себя и гордостью;
  • составить список своих позитивных качеств;
  • откорректировать внутренний диалог, меняя негативные мысли на позитивные;
  • с благодарностью принять и использовать на благо таланты, дарованные Господом.

Любовь к Господу себе и ближнему – это взаимосвязанные вещи, взаимодополняющие друг друга. Испытав истинную христианскую любовь, можно сделать свою жизнь намного проще и избавиться от многих греховных привычек.

Фома неверующий

Мы описали уже 10 фразеологизмов библейского происхождения. Многие из тех, о которых мы не рассказали, достойны внимания, однако в рамках одной статьи можно представить лишь некоторые. Следующее выражение просто нельзя упустить — оно широко используется, а происхождение его весьма интересно.

Очень часто приходится слышать фразу: «Эх ты, Фома неверующий!». Она стала настолько привычной, что мы порой не обращаем никакого внимания на нее, когда произносим сами или слышим от кого-нибудь. Задумывались ли вы когда-то, откуда она взялась? Знаете ли, кто такой Фома? Считается, что речь идет об одном из 12-ти апостолов, которых Иисус Христос выбрал себе. Фома выделялся тем, что был недоверчив ко всему и ко всем.

Однако существует не одна, а две первоначальные версии происхождения данного выражения. Первая из них появилась в древнем Иерусалиме еще до того, как Иисус выбрал своим апостолом Фому.

У Фомы был брат по имени Андрей. Он увидел однажды, как Иисус ходил по воде, и рассказал Фоме об этом. Как будущий апостол не поверил ему. Тогда Андрей предложил ему сходить вместе с ним и попросить Иисуса, чтобы тот еще раз прошелся по воде. Они отправились к Христу. Тот повторил свое чудо. Фоме не оставалось ничего, кроме как признать собственную неправоту. Именно с этого времени он и стал называться Фомой неверующим.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Вторая версия считается более значимой. После распятия Иисуса и последующего его воскрешения, как сказано в Библии, Фомы не было, когда Христос явился к апостолам. Те, встретив его, рассказали ему о случившемся. Однако Фома не поверил. Он сказал, что не поверит до тех пор, пока не увидит сам раны от гвоздей на руках Иисуса и не сунет палец в эти раны. Во второй раз, когда Спаситель предстал перед своими апостолами уже в присутствии Фомы, Христос предложил ему сделать это. Вероятно, вы догадались, что Фома после этого уверовал в воскрешение.

Зачем вообще был нужен знак?

Если с поцелуями все ясно, то тот факт, что Иуде вообще пришлось как бы то ни было указывать на Иисуса, вызывает много вопросов. Дело в том, что, согласно Библии, до того самого рокового поцелуя Христос уже много лет проповедовал учение, а потому в лицо его наверняка знали многие, если не все. Как же так случилось, что стражникам понадобилось Иудино знамение? Некоторые предполагают, что Христос мог менять свою внешность, а потому узнать его было крайне сложно.

Другие толкователи уверены в том, что Иуда намеренно предложил в качестве знамения именно поцелуй. Так, одна из версий гласит, что Иуда находился в сговоре с Иисусом и предал учителя по его же просьбе. Потому как должно было свершиться предначертанное. Такие варианты развития событий можно встретить во многих источниках, например, в апокрифах Евангелие от Иуды и Евангелие от Иисуса. Согласно подобным версиям, Иуда поцеловал Христа не столько для того, чтобы указать на него стражникам, а для того, чтобы незаметно для остальных сообщить учителю, что его план успешно завершен, а, может быть, просто попрощаться и выразить Иисусу свою любовь и преданность.

В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что Иуда, который согласился предать Христа именно из-за денег, вдруг так легко расстался с ними, просто выбросив их. Да и последующее самоубийство, по мнению сторонников данного варианта развития событий, только подтверждает мысль о том, что Иуда не выдержал того, что на долгие века он незаслуженно останется в памяти людей, как предатель.

Где и в каком значении используется данная фраза?

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Фото: Elitsy.ru

Учитывая роль и значение словосочетания «поцелуй Иуды» в современном мире, об этом выражении стоит сказать следующее:

  • фраза — явный символ измены одного человека другому;
  • сцена предательства Спасителя Иудой хорошо описана в Евангелии от Марка, и именно этот отрывок стал отправной точкой для использования вышеупомянутой фразы, придавая ей отрицательный смысл;
  • используя это выражение, они говорят не только «Поцелуй Иуды», но вы также можете найти такую ​​вариацию, как «Поцелуй Иуды»;
  • фраза используется в отрицательном смысле во многих странах и на многих языках.
  • вместе с описанной выше фразой, выражение «тридцать серебряных рабочих» также вошло в словарь современного человека, которым мы говорим о цене предательства;
  • фраза обозначает не только сам факт измены, но и выделяет такое негативное качество, как лицемерие, искусно прикрытое иллюзией любви;

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Фото: Forum.optina.ru

Евангелие также заставит всех задуматься, что даже предатель не будет доволен совершенным поступком. Да, предатель поначалу будет рад совершить зло и получить от него земные блага, но когда он осознает всю подлость и мерзость своего поступка, он не сможет жить спокойно.

Все хорошо помнят, что случилось с Иудой после совершенного действия, когда он осознал, что сделал. Конечно, не все предатели нашего времени повесятся от отчаяния, но жить с ужасным раскаянием все равно придется, и такая жизнь не может быть счастливой и полноценной.

Каждый раз, вспоминая образ Евангелия и фразу «Поцелуй Иуды», следует всерьез задумываться о том, что даже небольшая мелочность имеет очень серьезные последствия, и предательство не останется безнаказанным. Это предложение поможет каждому понять, что нельзя предавать людей, нужно быть честным и открытым, потому что только так можно жить с чистой совестью, приближаясь к Господу и чувствуя Его благодать.

Богословское толкование


«Поцелуй Иуды» (Гвидо да Сиена, 1275—1280)

Исследователи Нового Завета отмечают, что поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, является традиционным приветствием у евреев. Целование перед предательством известно ещё из Ветхого Завета: полководец царя Давида Иоав перед убийством Амессая«взял… правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его. Амессай же не остерёгся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот» (2Цар. ). При этом комментаторы пишут: «Это действие, обыкновенно употребляемое как выражение дружества и любви, употребляемое Иудою как выражение предательства, показывает в Иуде или лукавство — желание и при самом конце скрыть от Иисуса Христа гнусный замысел против Него, или крайнюю злобу, насмешливо употребляющую доброе орудие для причинения крайнего вреда, или безсмыслие, не понимающее внутреннего значения употребляемых действий».

Феофилакт Болгарский в своём толковании на Евангелие от Луки пишет:

Популярные статьи  Икона Божией Матери «Призри на смирение»


«Поцелуй Иуды» (Чимабуэ, конец XIII века)

Иоанн Златоуст в своей Беседе «О предательстве Иуды» пишет о причинах, по которым Иуда сделал знак мира знаком предательства: «Знаю, кто показал тебе путь коварного лобзания: диавол внушил тебе такие объятия, а ты, повинуясь злому советнику, исполняешь волю его».

В культуре

«Поцелуй Иуды» стал идиомой, выражающей высшую степень коварства человека, а также символом предательства. В Православной церкви на литургии перед причастием читается молитва в которой верующие просят Бога сделать их причастником своих Тайн и обещают: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».

Сцена поцелуя Иуды часто встречается в изобразительном искусстве, особенно в росписях и фресках церквей, где присутствует на страстных циклах в композициях ареста Иисуса.

Кинематограф:
  • Арман Бур. «Поцелуй Иуды» (фр. Le Baiser de Judas), 1908 год (киностудия Фильм д’ар)
  • Рафаэль Хиль. «Поцелуй Иуды», 1954 год
  • Себастьян Гутьеррес. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 1998 год
  • Симес Ри. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 2003 год
  • J.T. Tepnapa. «Поцелуй Иуды» (англ. Judas Kiss), 2011 год
Музыка:
  • песня «Until the End of the World» группы U2 (альбом Achtung Baby, )
  • песня «Judas» группы «Depeche Mode» (альбом Songs of Faith and Devotion, )
  • песня «The Kiss of Judas» группы «Stratovarius» (альбом Visions, )
  • песня «Judas Kiss» группы «The Academy Is…» (EP The Academy Is…)
  • песня «The Judas Kiss» группы «Metallica» (альбом Death Magnetic, )
  • песня «Babylons Burning» группы W.A.S.P. (альбом Babylon, )
  • песня «Judas» певицы Леди Гага (альбом Born This Way, )
  • песня «Kiss Me Judas» певца William Control (альбом Silentium Amoris, )
  • песня «Поцелуй Иуды» группы The Korea (альбом Колесницы Богов, )
  • песня «Иуда» рэпер Хаски (Дата выпуска: 2018 г.)
Массовая культура:

«Поцелуй Иуды». Квест, 2008 год

Казни египетские

Это выражение также встречается в Библии, когда рассказывается о том, как египетский фараон долгое время не соглашался предоставить свободу народу, жившему на положении рабов в его стране. Согласно преданию, Бог разгневался на него за это. Он наслал 10 суровых наказаний, последовательно обрушившихся на принильскую страну. По-старославянски «наказания» — это «казни». Они были следующими: превращение в кровь воды Нила, нашествие на Египет жаб и различных пресмыкающихся, множество мошкары, прилет «песьих» мух (особо злых), падеж скота, ужасная эпидемия, которая покрыла нарывами все население, град, который прерывался огненными ливнями. Далее последовало тьма, продолжавшаяся в течение многих дней, смерть первенцев, причем не только у людей, но и у домашнего скота. Фараон, напуганный этими бедствиями, позволил покинуть Египет порабощенному народу. Сегодня «египетской казнью» именуют любое мучение, тяжелое бедствие.

Евангельское повествование

Сцена поцелуя Иуды описана у всех евангелистов за исключением Иоанна, который только описывает сцену ареста.


«Поцелуй Иуды» (неизвестный мастер, XII век)

Евангелие

Текст

От Матфея (Мф. )

…вот Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его

И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

От Марка (Мк. )

Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его

От Луки(Лк. )

…впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его

Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаёшь Сына Человеческого?

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.

Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы  его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Паоло Уччелло. Джотто ди Бондони. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж

Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили. Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.

В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.

Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь. Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Поцелуй как приветствие

Вообще, согласно даже Ветхому Завету, поцелуй был привычным приветствием между евреями: родителями, детьми, друзьями. Хозяева всегда целовали своих визитеров в знак гостеприимства и вежливости. Первые последователи Христа также соблюдали эту традицию. Апостол Петр напоминает об этом всем верующим и поныне: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви» (1Пет. 5:14).

Из всего вышесказанного следует, что Иуда выбрал в качестве знака именно поцелуй не случайно. Это обычное действие не могло вызвать какого-либо подозрения со стороны другого человека. Видимо, Иуда предполагал, что привычный приветственный поцелуй не выдаст его предательство раньше, чем нужно, и Христос не успеет скрыться, заподозрив неладное.

Кроме того, некоторые верующие считают, что ученик Иисуса поцеловал его для того, чтобы оправдать самого себя в своих же собственных глазах. Каждый человек хочет быть лучше. А Иуда, зная, что совершает плохой поступок, но целуя Христа, жаждал показать, что все же искренне любит своего учителя и не желает ему зла (Олеся Николаева «Поцелуй Иуды», сайт «Православие.ру»).

Библия как памятник литературы

Нужно сказать, что Библия — это не только знамя христианства, «священное писание», свод жизненных правил. Это также историческая летопись и великий памятник литературы. Библия (ее древнегреческий текст) в переводе на старославянский язык была известна еще нашим далеким предкам. Современный читатель знакомится с текстом уже в русском переводе. Однако и русский, и старославянский варианты являются источниками устойчивых сочетаний и афоризмов современного языка.

Мифологические и библейские фразеологизмы прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня в русском языке встречается более 200 устойчивых выражений, которые связаны с текстом священной книги христиан. Многие библейские фразеологизмы были позаимствованы из главным образом из Евангелия. Поклонение волхвов, притчи о глупых и умных девах, о блудном сыне, усекновение главы И. Крестителя, Иудин поцелуй, отречение Петра, воскресение Христово — вот далеко не полный перечень бытующих в повседневном словоупотреблении фрагментов из главной священной книги христиан. Широко распространены связанные с этими сюжетами библейские фразеологизмы; и их значение и происхождение известны даже людям, далеким от религии. Ведь эти истории были переосмыслены многими писателями, поэтами, художниками, режиссерами и др. Они оставили большой след в мировой культуре.

Давайте рассмотрим некоторые библейские фразеологизмы. Вы узнаете, каково значение и происхождение каждого из них.

Поцелуй Иуды. Описание картины Микеланджело

Микеланджело был одним из значительных и талантливых итальянских художников 17 века. Среди его покровителей было много знати. Известную картину «Поцелуй Иуды» заказал в художника его постоянного клиента Кириако Маттеи. Жизнь и творчество этого художника окутана множеством странных историй.

Картина имеет размер 134×172 сантиметра. Картина потерялась, но в 1990 году она была опознана и находилась в Ирландской Национальной Галереи. Художник создал сюжет картины который отображает последние дни  земной жизни Иисуса Христа.

Как один из его учеников Иуда Искариот предал его, раскрыв место пребывания и указав на него страже, когда Христос выходил из Гефсиманского сада.

Иисусу в тот миг казалось что вот и настал тот тяжелый его час. Он знал какие муки и страдания за все человечество его ждут. Как будто еще пять минут назад ему казалось что ему хватит сил преодолеть все что его ждет.

Поцелуй Иуды

Совет

За вознаграждение в 30 монет Иуда сдал Иисуса. Это был условный знак, я поцелую того кого вам нужно арестовать. И все это событие происходило вживую, в толпе среди какой могут и потеряться главные герои. Тем более художник изобразил Иисуса и Иуду в углу картины. Эту картину художник вырисовал задумано и четко под линейку.

В ее основе четкий геометрический замысел. Главных героев выделено пятнами света и благодаря этому взгляд зрителя притянуто к ним, а направление взгляда Христа подталкивает наш взгляд к рукам, к этим трагически сплетенным пальцам. В них кок будто воплощенный вопрос: «За что? Для чего?».

Попытка пытаться держаться, выдержать все до чего этот человек готов.

Мы рассматриваем эту картину так как это замыслил художник

Популярные статьи  Можно ли с месячными ходить в церковь?

Наше внимание притягивает светлое пятно на руке Иуды, потом взгляд скользит вверх по латах солдата и переходит на лицо мужчины который стоит позади. Идет дальше на лица Христа и иуды и на профиль апостола который стоит около Иисуса

И оказывается, что это такой вытянутый эллипс, композиционно блестящая находка. Он выглядит как петля, где есть немного свободного места. И как будто один шаг апостола и петля затягивается. Это показывает на сколько беззащитным и слабым был Иисус Христос.

Популярность этой картины распространилась по Европе и всему миру. По этой картине снято очень много художественных и документальных фильмов. Сейчас прекрасная и знаменитая картина находится на Украине в Одессе.

Автор сочинения: Алексей Петришен

От Понтия к Пилату

Это выражение является одним из многих древних, основанных на ошибке. Согласно легенде, когда Иисуса схватили и предали суду, ни Ирод (иудейский царь), ни Понтий Пилат (римский наместник) не пожелали взять ответственность за казнь на себя. Несколько раз они направляли Иисуса друг к другу под разными предлогами. Можно было бы выразиться так, что Христа «гоняли от Ирода к Пилату». Однако наших предков смутило то, что Понтий Пилат — это как будто имена двух римлянинов, хотя подобные имена были вполне естественными. Существовали такие исторические персонажи, как Юлий Цезарь, Септимий Север, Сергий Катилика. В головах наших предков Пилат разделился на 2-х человек — «Пилата» и «Понтия». А затем и сама история была перепутана. Так появилось представление о том, что Христа передавали «от Понтия к Пилату». Сегодня эти слова выступают в роли насмешливого определения волокиты, когда людей гоняют от начальника к начальнику, вместо того, чтобы решить дело.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Бисер метать

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Библейские фразеологизмы, примеры которых представлены в статье, используются не только в устной речи. К ним нередко отсылают цитаты из произведений писателей и поэтов, а иногда и названия самих произведений. Например, один из романов Германа Гессе — Это произведение было впервые опубликовано в 1943 году, а в 1946 автор за него и другие достижения в литературе получил Нобелевскую премию.

Наверняка название романа вызывает у вас ассоциацию с выражением «метать бисер»

Оно означает «уделять внимание недостойным людям, унижаться». Если вы вы выказываете сокровенные чувства и мысли тем, кто не способен оценить, принять и понять их. Происхождение этого фразеологизма библейское

Мы встречаем его в Евангелие от Матфея, когда говорится о беседах Христа с последователями. В Нагорной проповеди, которая считается «программной» в христианстве, сказано, что не следует давать «святыни псам», а также не нужно бросать жемчуга перед свиньями, иначе те попрут его своими ногами и растерзают вас

Происхождение этого фразеологизма библейское. Мы встречаем его в Евангелие от Матфея, когда говорится о беседах Христа с последователями. В Нагорной проповеди, которая считается «программной» в христианстве, сказано, что не следует давать «святыни псам», а также не нужно бросать жемчуга перед свиньями, иначе те попрут его своими ногами и растерзают вас.

Вы можете спросить: «Почему же бисер, а не жемчуг?». Дело в том, что бисером назывался на Руси мелкий речной жемчуг. Его добывали наши предки в северных реках. Через некоторое время бисером начали называть любые мелкие костяные, стеклянные и металлические бусинки, которые использовались для вышивания. Жемчуг просверливали, затем нанизывали на нити и использовали для украшения одежды. Так появилось еще одно выражение (не библейское) — «шитый бисером узор».

Центр современного искусства “Облака”

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Библейские сюжеты: Поцелуй Иуды глазами художников

Иуда Искариот. Это библейское имя и связанная с ним история превратилась в символ предательства.

Тридцать серебряников, за которые Иуда согласился рассказать про Иисуса – плата за это предательство. Все библейские сюжеты на протяжении двух тысячелетий вдохновляют представителей разных видов искусства.

История про Иуду наравне с другими часто появляется на полотнах художников.

История картины Караваджо «Поцелуй Иуды» удивительна сама по себе. Мастер написал ее по заказу Кириако Маттеи в 1602 году. Однако спустя два столетия работа исчезла.

Обратите внимание

Обнаружить ее удалось совсем недавно, когда в 1990 году картину опознал главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти.  Долгое время полотно Каравджо висело в Обществе Иисуса, в Дублине.

Его считали копией картины голландского живописца Герарда ван Хонтхорста. Сейчас работа находится в Национальной галерее Ирландии.

К образу Иуды обращается итальянский художник, один из виднейших представителей сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья. Главной работой мастера считается алтарный образ сиенского собора «Маэста». Его создание относится к началу XIV столетия.

Предательство ученика Иисуса попало в серию работ «Большие страсти» Альбрехта Дюрера. На гравюре немецкого живописца и графика мы видим, как Спасителя берут под стражу. Возле него расположился и тянется Иуда. На лице Иисуса – страдание и боль, в то время как предатель нервно и поспешно пытается объясниться  перед учителем.

На фреске Джотто Ди Бондоне разворачивается драма. Иллюстрируя библейскую историю, автор использует все средства художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость и величие Христа и противопоставить ему уродливость и подлость Иуды.

Художник сталкивает высокое и низкое, мораль и ее отсутствие. Спокойный и уверенный взгляд Иисуса встречается с отталкивающими и неприятными глазами предателя. Джотто оживляет композицию за счет окружающих учителя и ученика, застывших в напряжении.

Статичность и концентрация в центре контрастирует с динамикой вокруг.

История предательства

Как известно из Писания, один из 12-ти учеников Христа, Иуда, предал своего учителя. За определенное вознаграждение он согласился показать его стражникам для того, чтобы те схватили Спасителя. В качестве условного знака Иуда выбрал поцелуй. «Кого я поцелую, Тот и есть!» — сказал предатель (Мф. 26:47-49; Лк. 22:47-48; Мк. 14:44-45).

Согласно религиозным текстам, Иисус прекрасно знал, кто его предаст и как именно. Когда Христос увидел Иуду, он сразу понял, что произойдет дальше и что смерть его самого все-таки неотвратима. Тем не менее, он спросил ученика, обращаясь к нему «друг»: «Для чего ты пришел?» (Матф. 26:50), а Иуда поцеловал Иисуса, после чего тот был арестован и казнен.

Другие персонажи и скрытые символы

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий.  А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На  тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Где и в каком значении используется данная фраза?

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Фото: Elitsy.ru

Рассматривая роль и значение фразы «Поцелуй Иуды» в современном мире, стоит рассказать об этом выражении следующее:

  • фраза выступает явным символом предательства одного человека другим;
  • употребляя это выражение, говорят не только «Поцелуй Иуды», но и можно встретить такой вариант, как «Иудин поцелуй»;
  • сцена предательства Спасителя Иудой хорошо описывается в Евангелии от Марка и именно этот отрывок стал толчком для того, чтобы начать использование выше описанной фразы, вложив в нее негативное значение;
  • фраза обозначает не только факт самого предательства, но и высветляет такое негативное качество, как лицемерие, умело прикрытое иллюзией любви;
  • вместе с выше описанной фразой, в словарь современного человека попало и выражения «Тридцать серебряников», употребляя которое, люди говорят о цене предательства;
  • используется фраза в негативном значении во многих странах и на многих языках.
Популярные статьи  Почему «семья – малая Церковь»?

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Фото: Forum.optina.ru

Еще Евангельская история заставит каждого задуматься о том, что предатель тоже не будет счастлив от совершенного поступка. Да, вначале предатель обрадуется, что совершил подлость и получил с этого земную пользу, но, когда осознает всю подлость и мерзость своего поступка, жить спокойно не сможет.

Все хорошо помнят, что случилось с Иудой после совершенного поступка, когда он осознал, что натворил. Конечно же, не каждый предатель нашего времени пойдет вешаться от отчаяния, но жить со страшными угрызениями совести все же придется, а такая жизнь не может быть счастливой и полноценной.

Каждый раз, вспоминая Евангельскую картину и фразу «Поцелуй Иуды», стоит серьезно задуматься о том, что даже небольшая подлость имеет очень серьезные последствия, а предательство не останется ненаказанным. Эта фраза поможет каждому понять, что нельзя предавать людей, нужно быть честным и открытым, ведь только тогда можно жить со спокойной совестью, приближаясь к Господу и ощущая Его благодать.

Глас вопиющего в пустыне

Из глубокой древности к нам пришло это выражение, обозначающее призывы, которые оказались напрасными и остались без ответа. В Библии говорится о пророке Исаие. Он вопиял (взывал) к израильтянам из пустыни, предупреждая о том, что грядет Бог, поэтому нужно приготовить ему дорогу. Его слова затем повторил Иоанн Креститель. Он сказал их перед самым прибытием к нему Иисуса Христа. В Библии, таким образом, это выражение обладало несколько другим значением, нежели сейчас. Это был призыв внять голосу истины, прислушаться.

Люди не часто делают это. Поэтому акцент в обороте с течением времени начал делаться на безрезультатности и безнадежности призыва, обращенного к кому-либо.

Зарыть талант в землю

Это выражение используют, когда говорят о человеке, не развивающем природные способности. Он пренебрегает тем, чем одарен. Известно ли вам, что слово «талант» в данном выражении обозначало первоначально денежную единицу?

В евангельской притче говорится о том, как один человек, отправившись в дальние страны, раздал деньги своим рабам. Он дал одному из них 5 талантов, другому — 3, а последнему — лишь один талант. Вернувшись из путешествия, этот человек призвал своих рабов и попросил их рассказать, как они распорядились дарами. Выяснилось, что первый и второй получили прибыль, вложив таланты в дело. А третий раб просто зарыл его в землю. Конечно, он сохранил деньги, но не преумножил их. Стоит ли говорить о том, кого осудил, а кого похвалил хозяин?

Сегодня это выражение напоминает нам о том, что следует использовать таланты, дарования, раскрывать их. Они не должны погибнуть внутри нас, не принеся плодов.

Мы рассмотрели уже 5 библейских фразеологизмов. Переходим к следующему.

Интересный факт. Еще один “Поцелуй Иуды”

Картины Караваджо часто копировали. У “Поцелуя Иуды” тоже  есть копия. Она хранится в Одесском музее восточного и западного искусства.

Я ее, конечно, вам здесь покажу. Но особого смысла в этом нет. Их сложно отличить друг от друга. Скопировано все до мельчайших деталей.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Последователь Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Музей восточного и западного искусства, г. Одесса. museum.odessa.ua

На освещение и цвета не обращайте внимания. Все-таки картины взяты из разных источников.

Нет. Все же одной деталью они отличаются.

Присмотритесь к лицам героев на обеих картинах.

На одесской картине кожа на вид восковая. На дублинской же – более натуроподобна.

Но все равно обе картины очень похожи. Поэтому одно время одесскую копию считали авторской. Есть даже легенда, как она появилась.

Караваджо написал дублинский “Поцелуй Иуды” для своего покровителя Кириако Маттеи. Картиной восторгались ценители искусства. Чему очень позавидовал родной брат Кириако. Дабы ему угодить, Караваджо и написал для него авторскую копию.

Копия действительно была написана для брата заказчика. Судя по его бухгалтерской книге. Но скорее всего сделал это не Караваджо. К тому моменту его уже не было в Риме. Он сбежал оттуда после совершенного убийства.

Поцелуи в Библии

Почему же именно посредством поцелуя указал Иуда на своего учителя, ведь всем известно, что поцелуй – это показатель любви, дружбы и других теплых чувств, причем, не только между мужчиной и женщиной, но и между родственниками и друзьями? Об этом, кстати, говорится и в обоих заветах: и в Ветхом, и в Новом. Так Исаак, например, целовал своего умирающего отца (Быт. 27, 26–27), Иосиф целовал своих братьев (Быт. 45, 14–15), грешница целовала ноги Христа (Лк. 7, 38).

Тем не менее, священное Писание приводит немало примеров, когда именно поцелуй становился предвестником предательства. К примеру, полководец Иоав перед тем, как убить военачальника Амессая, тоже сделал вид, что хочет поцеловать его (2Цар. 20:9-10).

Допотопные времена

В русском языке для обозначения доисторических, давних времен есть множество выражений: в незапамятные времена, при царе Горохе, давным-давно, во время оно. Из Библии пришло еще одно — в допотопные времена.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Конечно же, речь идет о потопе, который Бог, разгневавшись на людей, наслал на землю. Хляби небесные разверзлись, и начался дождь. Он продолжался в течение 40 дней и 40 ночей, как говорится в Библии. До самых высоких гор была затоплена земля. Лишь Ною и его семье удалось спастись. Этот праведный человек по приказанию Бога соорудил Ноев ковчег — специальный корабль, куда он поместил всех птиц и животных по паре. После того как закончился потоп, земля вновь населилась от них.

Тенебросо, реализм и кое-что ещё

Если вы до этого не видели ни одной картины Караваджо, то вполне сможете понять все его особенности по одному лишь “Поцелую Иуды”. Это его классическое произведение.

Тенебросо

Караваджо очень талантливо применял метод тенебросо. Когда на заднем плане сплошная тьма. И лишь тусклый свет вылепливает фигуры.

В картине “Поцелуй Иуды” метод тенебросо особенно уместен. Ведь Христа арестовывают в Гефсиманском саду ночью. И лишь луна могла освещать это драматическое событие.

Реализм

Изображение необычайно реалистично. Даже в полумраке мы видим грязь под ногтями героев. Видим каждую морщинку. Жесты и мимика персонажей очень правдоподобны. Как, например, у святого Иоанна. Который кричит, осознав весь трагизм происходящего.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Караваджо. Поцелуй Иуды. Фрагмент. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, г. Дублин. wga.hu

Как Караваджо достигал такой реалистичности? Он использовал камеру-обскуру. Он просил натурщиков принять нужные позы. Изображение проецировалось на холст. Затем художник быстро обрисовывал очертания фигур. Так позы персонажей получались жизненными.

Ещё Караваджо никогда не создавал предварительных рисунков. Работал только с натуры. Это также помогало ему создавать живые образы. Иной художник, злоупотребляя чрезмерной подготовкой, может превратить динамичный сюжет в сухое повествование.

Приближение

Караваджо максимально нас приближает к происходящему. В результате в раму “уместилось” лишь пять фигур. Он даже не стал изображать святого Петра. Хотя до Караваджо его всегда включали в сюжет. Показывая, как он в порыве гнева бросается защитить учителя. Да только отрезает ухо одному несчастному из толпы.

Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия. wga.hu

Так, у Джотто, есть и толпа, и святой Петр с ножом, и отрезанное ухо. Более того, великий предшественник специально подчёркивает наличие толпы. Обрезая часть лиц по краям фрески. Чтобы мы понимали, насколько толпа огромна.

Спаянность фигур

Обратите внимания, насколько тесно друг к другу стоят фигуры. Они словно атомы молекулы. Крепко соединены. И кажется, что ни один элемент нельзя убрать. Иначе все развалится. Такой же эффект композиции мы наблюдаем и в другом шедевре Караваджо “Положение во гроб”.

Оцените статью
Добавить комментарии