Появление позднейших акафистов
Появление гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресвятей Богородице
, имело место лишь на исходе византийской эпохи.
Старший список Акафиста Иисусу Сладчайшему датируется XIII веком; славянский перевод осуществлён в XIV веке, автор гимна неизвестен. Атрибуция иноку Феоктисту Студиту (IX век) — автору канона при этом Акафисте — или митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу (XI век) сомнительна. Существует гипотеза, что создание Акафиста Иисусу Сладчайшему связано с афонским монашеством конца XIII — начала XIV века, практикой исихазма и трудами преподобных Никифора Афонского (Исихаста) и Григория Синаита. Подтверждением служат древнейшие рукописи греческого подлинника и славянского перевода этого акафиста, найденные в библиотеках афонских монастырей.
Дальнейшее развитие жанра акафиста связано с именами Константинопольских Патриархов Исидора I Вухираса (1341—1349) и Филофея Коккина (1353—1354, 1364—1376). На славянской почве известно семь гимнов Патриарха Исидора, озаглавленных как «Икоси, подобны акафисту, творение Святейшаго Патриарха Новаго Рима, Константина града Кир Исидора». Это акафисты
- архистратигу Михаилу,
- Иоанну Предтече,
- святителю и Чудотворцу Николаю,
- Успению Божией Матери,
- Кресту Господню,
апостолам
- Петру и Павлу
- 12-ти апостолам
Патриарху Филофею усвояют два акафиста: Всем святым, в составе одноимённой службы (греческий оригинал и церковнославянский перевод), и Живоносному Гробу и Воскресению Господню (церковнославянский перевод, с припевом: «Радуйся, Живоносный Гробе, из негоже Христос воскресе тридневен
»). Кроме того, ему принадлежат молитвы, читаемые после Акафиста Иисусу Сладчайшему, («Согреших, беззаконновах, неправдовах пред Тобою ») и Пресвятой Богородице («Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Пренепорочная »).
В XIV веке был написан акафист, никогда не имевший литургического применения, — переложение Акафиста Пресвятой Богородице ямбическим триметром, сделанное придворным поэтом Мануилом Филом. Последний из известных акафистов византийской эпохи принадлежит Иоанну Евгенику (1-я половина XV века). Это Акафист апостолу Иоанну Богослову.
В греческой Церкви продолжают слагаться новые акафисты; большое число текстов было написано гимнографом Герасимом Микраяннанитом.
Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. По данным А. В. Попова («Православные русские акафисты…») к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.
Послереволюционное время гонений было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и при отсутствии священника. Он имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создаются и распространялись в машинописных копиях очень активно.
Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появляется до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Владимирович Храповицкий и Александр Аршакович Трофимов.
Помимо церковнославянских акафистов, имеется также несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.
Как правильно читать акафисты дома
Посещение богослужений – это важно, но они занимают весьма небольшую часть времени, 2–3 часа в неделю. Христианину обязательно общаться с Господом и на неделе
Многие жалуются на отсутствие времени, но его легко найти, если отказаться от просмотра телевидения.
Чтобы правильно читать акафист, надо подготовиться, как и перед любой другой молитвой. Выключить телефон, телевизор, найти спокойное место, где никто не будет отвлекать. Зажечь лампадку или свечу. Сначала надо произнести молитвенное правило.
Торопиться не следует, надо вдумываться в каждое слово. Многие обращаются к Богу ради исцеления от телесных недугов. Не стоит забывать и о церковных таинствах, в которых происходит прощение грехов. Домашняя же молитва лишь дополнение к ним, заменить евхаристию не может.
Даже на дому акафисты читают стоя
Как читать акафист в домашних условиях можно узнать у того священника, который назначен вашим духовником. Если же говорить об общих правилах, то когда читают акафист, необходимо стоять. Исключения здесь могут быть сделаны только больным.
Чтение акафиста свт. Луке Обществом православных врачей Санкт-Петербурга, 2018 год. Акафист всегда читают стоя
Молитвы перед акафистом необходимо читать на свежую голову. Она не должна быть забита посторонними мыслями. Желательно читать гимн перед иконой или у окна. Перед началом чтения необходимо прочесть предназначенную молитву. Её необходимо закончить обращением к Ангелу-Хранителю.
Нет правил относительного того, сколько дней читать акафист. Каждый верующий должен этот вопрос решать самостоятельно по мере сил физических и душевных. Чтение акафистов по дням недели производится в соответствии с рекомендациями священника местного храма.
Перед началом чтения, для того, чтобы понять и осознать смысл прочитанного, необходимо изучить житие и подвиг того святого, к которому обращаются с просьбой. Каких-то иных правил чтения не существует.
В любом случае вечерня с акафистом — это хороший способ для верующего провести духовную работу над собой.
17 акафист
читается в свободном порядке
Стоит отметить, что 17 акафист читается в особом порядке. Дело в том, что это чтение по покойнику в день его поминания. Это третий, девятый и сроковой дни после смерти.
Цель такого чтения — молитвенно поддержать душу усопшего во время её метания на земле, чтобы она могла попасть в Царствие Небесное.
https://youtube.com/watch?v=oebdloOoN_w
Видеоролик: «Псалтырь. Кафизма 17». Эта кафизма читается по особым правилам в дни поминовения усопших.
Кроме того, необходимо знать, что в каких случаях читают акафист следует уточнять только у священника. Связано это с тем, что в советские времена из-за гонений на Православную церковь многие врущие не моги посещать богослужения, и читали дома акафисты.
Таких акафистов было составлено большое количество. Многие из них имели ошибками.
Поэтому 14 мая 2018 года Священный Синод РПЦ принял постановление, в котором не рекомендовал использовать в молитвенных целях тексты тех акафистов, которые не утверждены им и не помещены в официальные сборники.
Порядок чтения акафистов.
Чтение акафистов отдельно от утреннего и вечернего молитвенного правила.
Начало чтения обычно предваряют начальные молитвы:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй (12 раз).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Псалом 50.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Символ веры
Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Затем акафист (читается после 6-й песни канона).
По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста. Затем:
Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста
Если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных
Структура Акафиста: Кондаки и икосы
Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос«. Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.
Икосы принято заканчивать на слове “радуйся” а кондаки на воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога«. Икос, который читают после кондака обычно делят на две части. Читать икосы без кондаков не принято.
Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют двадцать строфы: двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления которые, начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся«. Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.
Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть«. Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии
Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав. Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души
Поэтому существуют акафисты, посвященные житейским проблемам, с которыми сталкиваются верующие люди.
История Акафиста: происхождение, история развития
В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах. Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия). Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.
Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.
Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять. В рассказе А.П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.
Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт—христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.
В России акафист, особый вид молитвы, появился около 916—го года. Первый русский гимн посвящался святому Сергию Радонежскому.
Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома. Новые акафисты пишутся и сейчас. Существует около 1800 хвалебных песен на разных языках мира. Зачастую остаются неизвестными авторы музыки акафиста, так как многие распевы рождались в народе.
Отличие канона от акафиста
Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.
Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.
Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?
Слово «канон» имеет два значения:
- Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».
- Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.
Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.
Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.
Читайте о канонах:
- Канон святителю Николаю Чудотворцу
- Канон покаянный ко Господу
- Канон по исходу души от тела
Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.
Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).
При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».
Чтение канона
Что делать при рассеянии
Нередко при прочтении святых текстов в голове проскальзывают всякие мысли, идеи. Одна из причин – усталость. Нужно стараться настроиться на молитву и не прерываться.
Полезно молиться через силу, направляя мысли в нужном направлении. Поскольку мозг не всегда воспринимает силу слова, зато все проходит через душу и оставит в ней божественную благодать.
Чтобы не отвлекаться на время обращения через молитву, желательно уединяться, иначе Богу или святым будет сложно вас услышать. А так вы сможете лучше сконцентрироваться и открыться.
Феофан Затворник советует при подготовке к молитве следовать простому правилу: походить и подумать перед обращением о величии того, к кому вы собираетесь обращаться, осмыслить, кто Бог, и кто вы. Такая внутрення установка позволит возродить в душе благоговейный страх и почитание.
Сила молитвы бесценна и способна творить чудеса. Искренне молясь, возможно изменить судьбу, вымолить исцеление, здравие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Когда нужно его читать
Чудотворная икона приходит на помощь не только во время угрозы Отечеству. Святой лик помогает любому православному христианину, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Читают акафист Казанской Божьей Матери в следующих случаях:
- Во время тяжелых заболеваний, особенно касающихся проблем с глазами, прося об исцелении.
- Поссорившись с супругом (супругой) и желая примириться.
- Попав в сложные обстоятельства, не имея сил бороться с неприятностями. Богородица придаст сил, поможет найти выход.
- При душевных муках, страданиях. Путеводительница утешит, поможет приобрести гармонию в душе.
- При затруднениях в поиске супруга, прося Богоматерь помочь найти вторую половинку.
- При появлении финансовых проблем, желая улучшить материальное положение.
- Желая уберечь ребенка от невзгод, бед, печалей. Особенно это касается случаев, когда сына забирают в армию.
- Просят покровительства у Божьей Матери, стремясь защититься от нечистой силы.
К Богородице обращаются не только в тяжелой ситуации. У Казанской Божьей Матери просят благословения при вступлении в брак, прося о счастье и крепкой, долгой семейной жизни. После исполнения прошения заказывают благодарственный молебен в храме.
История
Первоначально и долгое время термин применялся только к тексту, обозначаемому в русском обиходе как Акафист Пресвятей Богородице
илиВеликий акафист , который дал формальную схему всем позднейшим акафистам, написанным в подражание ему.
Приписывается различным авторам, в том числе Роману Сладкопевцу, что, однако, не имеет достоверного подтверждения.
Возник, вероятнее всего, в VI веке (согласно некоторым предположениям, между 3-м и 4-м Вселенскими соборами); точно не позднее 626 года, когда для него заново был сочинён зачин Взбранной Воеводе
— так называемый проимий (греч. προοίμιον; 1-й кондак в русской традиции), или кукулий (греч. κουκούλιον —капюшон ).
Проимий Акафиста не связан с содержанием остальной части Акафиста и имеет иную метрическую структуру; он, несомненно, представляет собой позднейшее добавление к тексту. Его появление обычно связывают с осадой Константинополя летом 626 года аварами и славянами; представляет собою победную благодарственную песнь, обращённую к Богородице от лица «Ея града», то есть Константинополя, избавленного от «злых». В современном (по крайней мере, с XV века) церковнославянском переводе слова «град Твой» заменены на «раби Тои».
Какие песнопения выбрать в житейских нуждах
В каждой житейской нужде (на всякую потребу) можно прибегать к помощи определенных Святых или Иконы Божией Матери.
Обращения к Пресвятой Богородице
- Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица» читается для избавления от приверженности оккультизму, исцеления от рака. Кроме того, он помогает тем, чьи дети оказались в плену различных пагубных пристрастий.
- Обращение к иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» — защита от пожара и помощь невинно обвиненным.
- Молитвенное песнопение в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша» помогает в избавлении от алкоголизма, наркомании, курения.
- Акафист в честь иконы Божией матери «Казанская» — помощь в победе над врагами, покровительство христианскому браку, исцеление недугов.
Акафисты разным святым
Существует перечень молитвенных прославляющих песнопений, позволяющих обратиться к святым во всякой нужде и житейской скорби:
- Акафист святому Архангелу Михаилу — читают при входе в новый дом.
- Иисусу Сладчайшему — помогает обрести умиротворение и благодать.
- Святому Ангелу Хранителю — обращаются во всякой нужде и болезни.
- Святому Предтече Господню Иоанну — молятся о даровании покаяния, о ниспослании плодородия в сельском хозяйстве.
- Великомученику Георгию Победоносцу — читают при опасности нападения диких зверей, для защиты домашнего скота.
- Во всяких житейских нуждах и семейных делах обращаются с молитвой к блаженной Ксении Петербургской.
- Преподобному Сергию Радонежскому молятся о детях при трудностях в учебе.
- Святому великомученику целителю Пантелеймону молятся для исцеления всех возможных болезней и ранений.
В православной традиции принято Акафист Ангелу-хранителю читать по понедельникам. Почему выбран именно этот день, известно далеко не всем. В Церкви первый день недели считается днем Ангела. Обращение к своему ангелу-хранителю именно в этот день поможет благополучно прожить всю неделю.
Это далеко не полный перечень торжественных церковных песнопений. Если в праздничный день читается канон и акафист одному и тому же празднику или иконе, начинать чтение акафиста следует после шестой песни канона вместо приведенных там кондака и икоса.
Покаянный Канон святого Андрея Критского
Он является самым большим произведением такого жанра:
- Возникновение его связано с жизнью и деятельностью преподобного Андрея Критского, создавшего его как новую священную форму песнопения;
- Произошло это в результате преобразования молитвенных текстов, именуемых тропарями, которые пели параллельно с ветхозаветными псалмами и гимнами;
- Святитель сделал их самостоятельными частями богослужения. Постепенно они приняли образ, связанный уже с Новым заветом, в результате чего и появился канон, состоящий из разнообразных тематических циклов тропарей;
- Сначала их присоединяли к старым 9-ти песням на основе Священного Писания, а когда прежние формы отмерли, оставшиеся каноны стали содержать в своей структуре песни, максимальное количество которых и составило ту же самую цифру;
- Самым полным является Канон святого Андрея Критского. В его основе лежит не просто стремление формально вымолить у Бога прощения, но духовно исцелиться и очиститься с его помощью от своей греховности.
Поют его дважды во время Великого Поста. Он имеет 9 песен, и в каждой из них до 30 тропарей.
Посещая храм, многие заказывают молебен, но не все знают, что такое акафист, который также можно выбрать для исполнения во имя любого святого. Данной статьей мы постарались это объяснить.
Видео: чтение хвалебной молитвы Богородице
В данном ролике церковный хор «Величание» прочитает акафист, посвященный Богородице, Царице Небесной:
Перечень православных акафистов
В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.
Богородице
Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:
- «Нечаянная радость». Благодарение за чудесное исцеление.
- «Неупиваемая чаша». Обращаются с просьбой излечиться/излечить от порока пьянства и наркомании.
- «Всецарица». Просят о помощи при онкологических заболеваниях, проблемах с непослушными детьми.
- «Умиление». Благодарственная молитва.
- «Целительница». Перед иконой молятся для избавления от тяжелых болезней.
- «Скоропослушница». Святой образ находится на Афоне. Чудодейственная сила проявлялась при обращении с болезненными состояниями.
- «Всех скорбящих радость». Благодарственная молитва.
- «Воспитание». Действенную помощь получают родители, желающие найти общий язык с детьми.
- «Млекопитательница». К иконе обращаются беременные женщины с просьбой о благополучных родах и здоровых младенцев.
- «Неопалимая Купина». Божья Матерь поможет спастись от пожара, избежать незаконного преследования.
- «Казанская». В домашних условиях ей возносят молитву о сохранении брака, излечении от слепоты.
- «Покрову Пресвятой Богородицы». Дома у иконы молятся, чтобы укрепиться в вере.
- «Утоли моя печали». Акафист читают перед святым образом, когда одолевают житейские невзгоды.
- «Умягчение злых сердец». Иконе молятся при ссорах детей с родителями.
Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.
Ангелам и святым
Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:
- Спиридон Тримифунтский;
- Иоанн Предтеча;
- архангел Михаил;
- благоверные князья Петр и Феврония Муромские;
- Георгий Победоносец;
- Пантелеймон Целитель;
- Иоанн Воин;
- Тихон Воронежский Задонский;
- Александр Свирский;
- Николай чудотворец;
- Матрона Московская;
- Лука Симферопольский;
- Василий Острожский;
- Елизавета Алапаевская;
- Иоанн Кронштадтский;
- Серафим Саровский;
- Ксения Петербургская;
- Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
- Харлампий Магнезийский;
- Иоанн Златоуст;
- мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
- Иннокентий Московский;
- Сергий Радонежский;
- священномученик Киприан и мученица Иустина;
- Алексий Московский;
- Александр Невский;
- Екатерина Александрийская;
- Варвара Илиопольская;
- Вонифатий Тарсийский.
Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.
Господу и Кресту
В домашних условиях читают акафисты:
- ко Господу Саваофу;
- Господу Иисусу Христу Грядущему;
- Иисусу Сладчайшему.
К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).
Зачем читают?
Несмотря на то, что акафист считается воспевающим гимном, его чтение совмещают с молебном или другими церковными службами. Обычно христиане поют хвалу, выражая радость и особую благодарность Иисусу, а также при прошении милости и помощи в затрудненных жизненных ситуациях. Часто Богородицу и святых заступников просят:
- О скором исцелении болезни, на разных стадиях заболевания.
- Об избавлении от пороков, алкоголизма, наркомании и игромании.
- О помощи в зачатии, благополучном разрешении беременности и воспитании детей.
- О победе в военных действиях и возращении защитников домой во здравии.
- О прекращении нужды и всеобъемлющей скорби.
- О достойном выходе из сложной ситуации на работе или в коллективе.
Отмечены случаи, когда после пения славословия происходят необыкновенные вещи:
- Произнося Господу слова благодарности молящийся сам ощущает, как с души убирается чернота и груз проблем и она наполняется счастьем и радостью.
- При ежедневном самостоятельном восхвалении Христа верующий быстрее понимает сущность Православной веры и бытия.
- После чтения текста уходят сомнения в благополучном исходе задуманного дела.
Замечено, что коллективное исполнение хвалы приумножает силу обращения. Так, читка молитвы по соглашению, собирая людей в разных точках планеты, в строго оговоренное время дает многократный эффект.
Последовательность гимнов
Пение акафистов происходит в определённой последовательности гимнов. Чтобы верно его прочесть, нужно узнать текстовый порядок.
- Вступление гимнов звучит так: «Помилуй нас, Господи», «Слава тебе, Боже»;
- дальше читаются молитвы определённые, 50-й Псалом;
- чтение акафистов – после кондаков икосы;
- завершение кондака: «Аллилуйя» (трижды), начало икоса: «Радуйся»;
- завершающие молитвы, «Господи, помилуй».
- акафисты можно исполнять и без молитвы, отдельно от молитв. Главное – верить.
Благодарственные гимны возможно поделить по смыслу на 2 составные части. В первой идёт речь о чудесных событиях с участием святых или о праздниках. Она дает информацию о жизни святого либо историю появления икон.
В догматической второй части затрагиваются важные вопросы, например воплощение Бога или душ спасение. Главным правилом является читать в строгом расположении. Не разрешается чтение с любого отрывка, потому как нарушается порядок повествования. Конструкция этих песнопений неизменная и жесткая, она применяется до сих пор при сочинении гимнов и требует строгого следования.
В Церковном уставе предусматривается чтение Великого акафиста, во имя Богородицы. Его написали в Византии еще в VII в. Он исполняется как Похвала Богородице на Великий Пост в Субботу Акафиста. Первоначально это было одно конкретное произведение, позже акафистами стали именовать все хвалебные гимны.
Так, сочинялись акафисты каждому святому. При посещении храма в следующий раз, можете заказать не только молебен, но и акафист определенному святому.