Что такое акафист и когда его читают?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Что такое акафист?

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, посвященный прославлению Бога или святого, в честь которого он написан. Акафист принято читают, обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.

«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.

Какие существуют акафисты?

На сегодняшний день существует великое множество разнообразных акафистов, однако, уставным, то есть законным, литургическим акафистом считается только один – Пресвятой Богородице, который называется «Радуйся Невесто Неневестная». Это единственный акафист, который церковный устав предписывает читать за богослужением. Остальные акафисты читают или на молебнах или благословляются для домашнего употребления.

Также акафисты посвящают:

  • Господу Богу,
  • Пасхе и другим Господским праздникам,
  • Пресвятой Богородице и различным Ее иконам,
  • Святым угодникам Божиим,
  • Бесплотным силам – ангелам и архангелам,
  • Страстям Христовым,

Также существует акафисты за усопших. Однако многие священники не рекомендуют их использовать.

Акафисты на Руси

Жанр акафиста получил широкое распространение в Российской Церкви в XIX и начале XX веков. По данным А. В. Попова («Православные русские акафисты…») к 1901 году цензорами духовного ведомства было одобрено к печати 158 акафистов, около 300 было отвергнуто.

Послереволюционное время гонений было временем акафистов, поскольку акафист можно читать и при отсутствии священника. Он имеет небольшой объём, поэтому его легко копировать, к тому же существенная часть акафистов написана на русифицированном варианте церковнославянского языка, и их легко воспринимать на слух. Если в дореволюционную эпоху появление новых акафистов несколько сдерживала цензура, то в XX веке акафисты создаются и распространялись в машинописных копиях очень активно.

Новый всплеск акафистографии наблюдается в конце XX — начале XXI века. Ежегодно появляется до 40—50 новых церковнославянских акафистов. Последние обновления на сайте датированы сентябрём 2015 года. Среди наиболее плодовитых авторов — Евгений Владимирович Храповицкий и Александр Аршакович Трофимов.

Помимо церковнославянских акафистов, имеется также несколько сотен акафистов на других языках: греческом, румынском, сербском, английском, французском, болгарском, украинском, польском, грузинском, русском, чешском, словацком, новогреческом. Общее число оригинальных акафистов на разных языках, по данным священника Максима Плякина, превысило 1800.

Как правильно читать акафисты дома

Прежде всего необходимо отметить, что чтение акафиста является добрым христианским делом, совершение которого вполне похвально, только нужно помнить, что никакой акафист не может заменить участия в общем церковном богослужении, а также в Таинствах Святой Церкви. Домашняя же молитва лишь дополнение к ним, но заменить Евхаристию не может.

Чтобы правильно читать акафист дома, надо подготовиться, как и перед любой другой молитвой. Выключить телефон, телевизор, найти спокойное место, где никто не будет отвлекать. Также перед иконой святого, которому посвящен акафист, можно зажечь лампадку или свечу, чтобы ее огонек символизировал пламенность вашей молитвы, а также напоминал о необходимости постоянства в общении с Богом.

Торопиться при чтении не следует, надо вдумываться в каждое слово. Поскольку главным условием хорошей молитвы является внимание. Если вы сами не слушаете и не внимаете словам своей молитвы, то как можно ожидать, что Бог будет слушать небрежно или наспех произносимые слова?

Даже на дому акафисты читают стоя

Как читать акафист в домашних условиях можно узнать у того священника, который служит в вашем храме. Если же говорить об общих правилах, то, когда читают акафист, необходимо стоять. Исключения здесь могут быть сделаны только больным.

Нет правил относительного того, сколько дней читать акафист. Каждый верующий должен этот вопрос решать самостоятельно по мере сил физических и душевных. Чтение акафистов по дням недели производится в соответствии с рекомендациями священника местного храма.

Перед началом чтения для того, чтобы понять и осознать смысл прочитанного, рекомендуется изучить житие и подвиг того святого, к которому обращаются с просьбой. Каких-то иных правил чтения не существует.

Некоторые акафисты составляются обычными мирянами, которые не имеют ни достаточных для этого знаний, ни правильной цели. Поэтому некоторые акафисты имеют весьма сомнительное качество по содержанию, поэтому 14 мая 2018 года Священный Синод РПЦ принял постановление, в котором не рекомендовал использовать в молитвенных целях тексты тех акафистов, которые не утверждены им и не помещены в официальные сборники.

Популярные статьи  Христос Воскрес или Воскресе: как говорить правильно?

Что такое акафист и когда его читают?

Порядок чтения акафистов

Начало чтения обычно предваряют начальные молитвы:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Затем читается акафист

По завершении чтения канона – молитва ко Господу Иисусу Христу или Божией Матери, святому – соответственно смыслу акафиста.

Затем:


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Популярные статьи  Икона Параскевы Пятницы

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Структура Акафиста: Кондаки и икосы

Акафист обязательно состоит из кондаков и икосов. Это 25 песен, они соответствуют порядку букв греческого алфавита. Молитва состоит из тринадцати хвалебных песен, кондаков и двенадцати пространных песней, которые называют «икос». Каждая группа произведений объясняет смысл праздника, которому посвящен акафист.

Икосы принято заканчивать на слове “радуйся”, а кондаки на воспевании “Аллилуйя”, которое означает «хвалите Бога».

Акафист напоминает классический кондак по своему составу. Такие кондаки обязательно имеют  двадцать строфы:  двенадцать из них более краткие, с восхвалением «аллилуйя» и двенадцать длинных, которые соответствуют первому припеву кондака. Но, в отличие от кондака классического типа, акафист ставит перед собой, как первостепенную, задачу восхваления. От древних кондаков акафисты также отличают хайретизмы. Хайертизмы — это восхваления, которые начинаются со слова «Радуйся!». Первое слово в краткой вводной фразе икоса — тоже «Радуйся». Тринадцатый кондак читается три раза с обращением к тому, кому он посвящен, после него обязательно повторяется первый икос, затем опять читается первый кондак.

Акафист можно читать сразу после утреннего или вечернего правила. В этом случае начальные молитвы обычно не читают, можно читать акафист уже после чтения молитв до конечной молитвы «Достойно есть». Чаще всего акафист читают келейно, когда человек остается наедине с Богом. И келейная и соборная молитва упоминаются в Библии:

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,6).

Но и при домашней молитве важно соблюдать богослужебный устав.  Хвалебная песнь имеет четкую структуру, потому что даже в келейной молитве верующему, особенно тому, кто недавно пришел в Церковь, бывает тяжело сформулировать обращение к Господу. Многие обращаются к Богу и святым Его в житейских нуждах, но не каждое прошение угодно Богу и не каждая житейская просьба способствует спасению души.

История Акафиста: происхождение, история развития

В греческой литературе средних веков мы часто можем встретить упоминание акафиста. Этот жанр известен с ранних Византийских времен. Позднее из Греции традиция пения этой молитвы перешла в страны Восточной Европы. Это отразилось и в литературе, и в исторических трудах.

Самым первым гимном, дошедшим до современности, стал великий акафист Пресвятой Богородице, он был написан после чудесного освобождения Константинополя от нападения врагов. Этот великий акафист предположительно относится к 626 году (времена правления императора Ираклия).

Многие гимнографы называют и более ранние сроки. Считается, что над молитвой работали сразу несколько гимнографов. В те дни Патриарх Сергий, проносил на руках икону Пресвятой Богородицы вдоль городских стен, и умолял Бога о защите от войск персов и скифов, которые осаждали Константинополь. Люди просили Господа о заступничестве в храмах, умоляя спасти их дома и родной город.

Император считал Богородицу Покровительницей и заступницей столицы после чудесного спасения города. Первое время праздник акафиста совершали в Константинополе именно в том храме (Влахернский храм), где хранились святыни: чудотворная икона Богородицы и Ее риза, а также пояс. Позднее праздник стала отмечать вся Восточная Церковь.

Христианские поэты составили подражания этому акафисту, а в российской традиции Православия такие гимны принято писать каждому святому, которого Церковь начинает прославлять.

В рассказе А. П. Чехова «Святою ночью» можно встретить художественный рассказ о том, как люди сочиняли акафист Богородице. Подобные молитвы продолжили традицию жанра.

Великий акафист Богородице стал образцом хвалебной песни. Обычно хвалебную песню пишет акафистограф – православный поэт — христианин. Сейчас есть не только классические акафисты, которые мы могли встретить в древности, поэтому акафист стал отдельным особым жанром хвалебной песни Иисусу Христу, Богородице, святому, а иногда и церковному празднику.

Акафисты во время гонений

Во времена гонений на Церковь жанр торжественной молитвы был в расцвете. Именно в это время было написано много новых акафистов, потому что в пении акафиста не участвовал церковный хор, он читался келейно, без священника. Верующие могли молиться дома.

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это разговор с Богом. Она важна для нашего духовного организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль.

Популярные статьи  Молитвы от плохих мыслей в голове

Через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Слово «канон» имеет два значения:

Принятые Церковью и взятые за основу Православного учения книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, собранных воедино. Слово греческое, приобретенное из семитских языков и изначально означающее палочку или линейку для измерения, а потом появилось и переносное значение — «правило», «норма» или «список».

Жанр церковного гимна, воспевания: непростое по строению произведение, направленное на прославление святых и церковных праздников. Входит в состав утренних, вечерних и всенощных богослужений.

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропари. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Какие каноны существуют?

  • Канон святителю Николаю Чудотворцу.
  • Канон покаянный ко Господу.
  • Канон по исходу души от тела.
  • Канон перед Причащением святых Христовых Таин.

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и святой Андрей Критский.

Что делать с рассеянием при чтении акафиста

Нередко при прочтении святых текстов в голове проскальзывают всякие мысли, идеи. Одна из причин – усталость. Нужно стараться настроиться на молитву и не прерываться.

Полезно молиться через силу, направляя мысли в нужном направлении. Поскольку мозг не всегда воспринимает силу слова, зато все проходит через душу и оставит в ней божественную благодать.

Чтобы не отвлекаться на время обращения через молитву, желательно уединяться.

Святитель Феофан Затворник советует при подготовке к молитве следовать простому правилу: походить и подумать перед обращением о величии того, к кому вы собираетесь обращаться, осмыслить, кто Бог, и кто вы. Такая внутренняя установка позволит возродить в душе благоговейный страх и почитание.

В каких нуждах можно читать акафисты?

Читать акафисты Богу, Его Матери или святым можно в самых разных жизненных обстоятельствах. Ограничений в этом вопросе нет, однако, традиционно верующие читают акафисты в следующих ситуациях:

  • Во время тяжелых заболеваний, прося об исцелении.
  • Поссорившись с супругом (супругой) и желая примириться.
  • Попав в сложные обстоятельства, не имея сил бороться с неприятностями.
  • При душевных муках, страданиях. Божия благодать утешит, поможет приобрести мир в душе.
  • При затруднениях в поиске супруга, прося Богоматерь помочь создать добрую христианскую семью.
  • Желая уберечь ребенка от невзгод, бед, печалей.
  • Просят покровительства у Божьей Матери, стремясь защититься от нечистой силы.

Благодарственный акафист «Слава Богу за все»

Из всего множества акафистов, которые читаются в определенных житейских нуждах, особенно выделяется благодарственный акафист «Слава Богу за все», который был написан митрополитом Трифоном (Туркестанов).

Незадолго до своей кончины владыка написал этот удивительный акафист, который стал его духовным завещанием. «Слава Богу за все» — в этих словах главный духовный опыт Русской Православной Церкви во время самых жестоких гонений, когда-либо в истории переносимых Церковью Христовой. Вспомним, что этими же словами закончил свое выступление на суде в 1924 году митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), невинно осужденный и приговоренный к расстрелу на процессе по делу об изъятии церковных ценностей.

Этот акафист имеет некоторые особенности, выделяющие его из ряда традиционных гимнов, он написан на современном русском языке, а не на церковно-славянском, как было принято, и имеет глубоко личный характер. Владыка Трифон смело вводит в акафисте свое «я» в ткань поэтического повествования и обращается к Творцу из глубины своего сердца, из глубины своего земного существования.

Акафист «Слава Богу за все» неизменно потрясает нас красотой и силой любви и благодарности Богу за все, что сотворил Господь по Своему бесконечному милосердию к нам, грешным, даже в этом материальном мире, где мы только странники. Рекомендуем вам к прочтению и домашнему употреблению!

Дорогие братья и сестры! Еще раз напомним вам о том, что чтение акафистов вполне похвально, однако не может заменить участия в соборной молитве в храме, а также в таинствах святой Церкви. Поэтому призываем вас не пренебрегать церковными богослужениями! Храни Господь вас и ваших близких!

Оцените статью
Добавить комментарии