Что такое Евхаристия (Таинство Причащения)?

IV.

Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» (-30).

При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести — то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Что такое Евхаристия (Таинство Причащения)?
Евхаристия — это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно — о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом — если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо — возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии

Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина. Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения

Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться

Нужно понимать, что все Таинства церкви — это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах — это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Евхаристия — самая важная ценность Церкви

Мы часто слышим словосочетание «традиционные ценности». В основном именно раскрытие этой формулировки и является содержанием нашей проповеди, обращенной к миру; миру, в котором очевидные вещи становятся все менее очевидными. Сохраняя таким содержание нашего внешнего свидетельства, внутри себя, в кругу церковном, нам следует чаще ставить перед собой вопрос о том, что определяет круг этих традиционных ценностей, а вернее, что в нашем понимании наполняет эти ценности собственно ценностным содержанием. И мы никогда не ошибемся, если скажем, что этим ценностным базисом, основой нашего исповедания и мировоззрения, источником вдохновения и убежденности является Евхаристия. И это потому, что по вере Церкви именно в Евхаристии она встречает Христа, соединяется с Ним, черпает силы и ведение, общается с ним и теснейшим образом переживает встречу земного и небесного: встречу с Источником полноценной жизни и непреходящего смысла.

Евхаристия является подлинной ценностью Церкви, потому что она соединяет нас со Христом, без которого Церковь – не Церковь. Евхаристия дает Церкви бытийное и смысловое основание, делает ее уникальным богочеловеческим сообществом. Именно поэтому Церковь, ее жизнь и активность – уникальное явление, без которого жизнь мира не имела бы никакого смысла и оправдания. Христос для того и основывал Церковь, чтобы она жила им и сообщала его миру. Вот ясная цель и одновременно фундамент Церкви: давать миру Христа, живого Бога воплотившегося.

Такой принцип бытия – евхаристического бытия Церкви – заложен Самим Христом. Евхаристия появилась на заре истории Церкви, еще до спасительных страданий, смерти и воскресения Христа. Она была ядром рождающейся общины верующих прежде всякого священного текста и прежде всякой сложившейся традиции. В Евхаристии актуализировался опыт апостолов и тех, кто был рядом с Христом, кто слушал Его и жил с Ним. Этот опыт не отличался бы от опыта последователей других выдающихся учителей и пророков, от опыта других сообществ, если бы не находил свое наивысшее выражение в Евхаристии.

В начале Евангелия от Луки, где повествуется о рождении Спасителя, ангел Господень возвещает вифлеемским пастухам «радость великую, которая будет всем людям» (Лк. 2:10). Завершая «Благую весть», евангелист Лука пишет об апостолах: «Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великою…» (Лк. 24:52). Радость человека, который обрел Бога, не поддается ни анализу, ни определениям, в нее можно только войти — «войди в радость Господина своего» (Мф. 25:21). И у нас нет иного средства войти в эту радость, кроме того священнодействия, которое с самого начала Церкви было для нее как источником, так и исполнением радости, можно даже сказать, самим таинством радости. Священнодействие это — Божественная литургия, на которой совершается «таинство таинств» — Святая Евхаристия.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом — событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя — в свою плоть и в свою душу — Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Популярные статьи  Можно ли крещенному ходить без креста?

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

    Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры   (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

История установления таинства евхаристии

Основоположник этого таинства – сам Иисус Христос. Он установил его во время тайной вечери – Своей последней трапезы с учениками. Они собрались на ежегодный традиционный для евреев ужин, чтобы отметить ветхозаветную Пасху – исход иудеев во главе с Моисеем из египетского рабства.

Но Иисус придал еврейскому пасхальному ужину новое толкование. В преддверии своей великой жертвы он взял на столе хлеб, благословил его и раздал ученикам, произнеся при этом непонятные слова о своем теле. Затем Учитель передал апостолам чашу с вином, объявив ее Своей кровью . Глубокий смысл сказанных Христом слов открылся апостолам только после Его крестной смерти.

Таким образом, Спаситель собственноручно установил это главное христианское таинство

Слова Иисуса относительно важности причащения и его обязательности для каждого христианина очень определенны и не оставляют места разночтениям. Далее в одном из евангелий приведено продолжение речи Христа , ясно показывающее Его желание постоянного продолжения таинства

Ветхозаветные традиции

Иудейская пасхальная трапеза в первую очередь была религиозной и ритуальной церемонией. Вкушение пищи и вина чередовалось с чтением молитв, повествованиями из жизни предков и с пением псалмов в строго установленном порядке.

Тема вкушения пищи, совместных и культовых трапез – одна из центральных в ветхозаветной религиозной практике. Через пищу (т. е. насыщение или, напротив, голод) определяется отношение Бога к человеку, Его благосклонность или наказание.

В ветхозаветных источниках прослеживается множество ссылок на будущее главное таинство церкви. Самое известное – иудейский пасхальный Агнец. Им стал сам Христос. К тому же ряду относится манна небесная, обещание Бога на Синайской горе благословить хлеб и воду, заключение завета с Израилем и другие ветхозаветные события.

Евхаристия в раннехристианские времена

У христиан первых веков, которые были иудеями, Причащение совершалось не так, как сейчас. В нем поначалу сохранялись многие ветхозаветные ритуалы. Во время службы, называемой агапой (вечерей любви), читалась Библия и исполнялись гимны Ветхого Завета. Молитвы были обращены к Богу Отцу. Ранние христиане выделяли особый хлеб – панагию – для Богородицы. Службы проводились священнослужителями по памяти, причем некоторые из них при этом импровизировали, иногда даже доходя до ересей. Позже греческие учителя церкви Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов создали и внедрили в церковный быт православной церкви канонические процедуры (чины) служб.

Уже в Византии агапа превратилась в благотворительную трапезу для бедных и была отделена от евхаристии. Некоторое время агапы совершались по вечерам, а затем и вовсе были запрещены во избежание замеченных злоупотреблений.

В период гонений на христиан в Римской империи причащение было перенесено на ночь. После легализации христианства евхаристия стала совершаться утром или днем. С ростом количества священнослужителей литургия стала ежедневным богослужением. Евхаристические молитвы стали тайными, произносимыми священниками вполголоса с целью пресечения их повторения всуе детьми и проповедниками на улицах. В то же время любой интересующийся верующий мог прочитать тексты таких молитв в церковных книгах.

Затем в христианских церквях появились иконостасы, отгородившие священнослужителей от мирян. В византийском обряде появились специальные литургические входы и Царские врата. Причащению стал предшествовать специальный пост. Крещение и причастие было распространено на младенцев. Из христианских храмов перестали выводить оглашенных (готовящихся к крещению), кающихся и бесноватых. Позже появились другие службы суточного круга: вечерня, утреня и т. д.

Как появилось Таинство Причастия – важные факты из истории

Фото: Pravlife.org

Тот факт, что Евхаристия является основой Божественной Литургии и незаменимым Таинством для спасения человеческой души, хорошо понимают не только современные верующие люди, ведь знали об этом и первые христиане. Как только в жизнь человека вошло христианство, начали совершать и Таинство Евхаристии, но выглядело все немного по-другому, чем мы привыкли видеть сейчас. Первая проведенная Евхаристия называлась не Причастием, а «Агапа» и перевод этого слова имел очень символический смысл, поскольку звучал, как вечеря любви.

Популярные статьи  Молитвы перед иконой «Споручница грешных»

Именно на этой вечере, люди читали и толковали Священное Писание, а еще восхваляли Господа пением ветхозаветных гимнов. Первые христиане пекли специальный хлеб, имеющий название «Панагия» в честь Богородицы. Позже стали совершать чины служб, записанные известными святителями церкви: Василием Великим, Григорием Богословом, а также Иоанном Златоустом.

Что же касается других важных исторических фактов, касающихся именно таинства Евхаристии, то здесь стоит отметить следующее:

  • первое разделение агапы начали практиковать в Византии, что превратилось в благотворительные трапезы для людей, оказавшихся в сложном материальном положении – они получали частичку от самой Евхаристии;
  • гимны, возглашаемые первыми христианами в голос, превратились в тайные молитвы;
  • со временем появились такие понятия, как малые и великие входы;
  • священники практиковали служение агапы в вечернее время суток, а вот литургии совершали ранним утром;
  • постепенно перестали использовать такую практику, как вывод их храма кающихся, а также оглашенных;
  • появилось разграничение алтаря от основной части храма, а после того появились и иконостасы, которые мы привыкли видеть в храмах сейчас;
  • со временем священники стали использовать лжицу (небольшая ложка с крестом на конце рукояти) для причащения мирян.

Постепенно стали появляться такие песнопения, как «Трисвятое», «Символ веры», «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», с которыми хорошо знакомы многие современные христиане. Постепенно начали появляться богослужения, совершаемые в утренние и вечерние часы.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи

но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является «Последование ко святому причащению», состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву

Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями

В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями.

Поскольку литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых

Духовник или исповедующий священник в случае, когда человек отсутствовал на вечерней службе накануне причащения или совершил молитвенное правило не в полном объеме, должен побуждать его к тщательной подготовке ко причащению, но одновременно принимать во внимание обстоятельства его жизни и возможное наличие уважительных причин. Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия

В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых

Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых

Приуготовляя себя к принятию Святых Христовых Таин за Божественной литургией чада Церкви должны собираться в храме к началу богослужения. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию, особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

По окончании Божественной литургии христианин должен выслушать в храме или прочесть благодарственные молитвы по святом причащении. Христианину следует всемерно стремиться к тому, чтобы, возблагодарив Господа в молитве за принятый дар, сохранять его в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.

Учитывая неразрывную связь причащения с Божественной литургией, духовенство не должно допускать практику, когда в отдельных храмах верным возбраняется приступать ко святому причащению в праздники Святой Пасхи, Рождества Христова, Богоявления, в родительские субботы и Радоницу.

В Католической Церкви евхаристия — это воспоминание о Святой Пасхе

В Католической Церкви евхаристия считается таинством. Это  «источник и вершина всей христианской жизни». В католической мессе жертва Иисуса Христа, совершенная им один раз на кресте, совершается в каждой мессе.

Для католической церкви Евхаристия — это воспоминание Пасхи Христовой, актуализация и сакраментальное приношение Его единой жертвы в литургии Церкви, которая есть Его Тело. Евхаристические молитвы в католичестве называются анамнесисом, или воспоминанием.

Что такое Евхаристия (Таинство Причащения)?Второй Ватиканский Собор Католической Церкви. Только на Втором Ватиканском Соборе было разрешено причащать мирян под двумя видами. Фото: upload.wikimedia.org

Единственные служители, которые могут совершать богослужения в Евхаристии и освящать причастие — рукоположенные священники, действующие в лице Христа. Католическая церковь учит, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров.

Именно поэтому считается, что причащаясь как под одним видом (только Хлебом) так и под двумя видами (Хлебом и Вином) человек причащается Христу во всей полноте.

Дело в том, что о вине Он сказал «это кровь моя», а о хлебе «это плоть моя». В средние века мирян причащали мирян под одним видом, а священнослужителей под двумя. В результате это породило несколько реформистских религиозных движений, наиболее известные из них гуситы.

Второй Ватиканский собор разрешил причащать мирян под двумя видами.

Только в XX веке Конституция Второго Ватиканского собора (1962 — 1965) Sacrosanctum Concilium разрешила причастие под двумя видами для мирян.

В современной литургической практике Католической церкви применяются оба способа причащения мирян в зависимости от постановления местной Конференции католических епископов и условий для совершения Евхаристии.

Первое причастие в латинском обряде традиционно совершается в возрасте 7-12 лет и проводится с особой торжественностью. По мнению католической церкви Евхаристическое присутствие Христа начинается в момент освящения и продолжается все время, пока существуют Евхаристические виды (освященные хлеб и вино).

Монстрация, сосуд для выставления Святых Даров в ходе поклонения. В Католической Церкви существует традиция внелитургического почитания Святых Даров. Фото: upload.wikimedia.org

Популярные статьи  Молитвы Авраамию Болгарскому

В католичестве существует ряд внелитургических видов почитания Святых Даров, в которые пресуществляются хлеб и вино в евхаристии. Одним из них является адорация — выставление Святых Даров в дароносице специального вида (монстранция) для поклонения и молитвы перед ними.

Согласно доктрине католической церкви, Евхаристию могут принять только те, кто находится в состоянии благодати, то есть без всякого смертного греха. Если же человек совершил его, то первоначально он должен пройти таинство отпущения грехов и только когда произойдет оставление грехов, он может принять Кровь Христову и Его тело.

Как подходить к Святой Чаше и другие правила

При выносе из алтаря Св. Даров диакон возглашает:

«Со страхом Божиим и верою приступите!».

При этом все совершают земной поклон. Он заменяется поясным, когда кланяться до земли за богослужением не принято – например, это дни Светлой Седмицы после Пасхи.

Затем все, кто имеет благословение, приступают к Чаше. Обычно:

  • первыми причащаются дети, а также немощные, больные;
  • затем – мужчины, впрочем, во многих приходских церквях это соблюдается нестрого;
  • после них – женщины.

Приступая к Причастию, христианин:

  • складывает руки на груди крестом, правая рука должна быть сверху;
  • не осеняет себя крестом перед Чашей, чтобы случайно ее не задеть;
  • ясно называет свое имя, данное при Крещении;
  • принимает Св. Дары во уста;
  • после этого – целует Чашу.

Святое Причастие – что это такое простыми словами

Это соединение верующего с Христом, не только духовное, но также физическое. Хлеб и вино по молитве священника таинственно «прелагаются» в Тело и Кровь Иисуса.

Это значит, что они, по словам богослова Н.Д.Успенского, имеют«одну природу хлеба и вина, которые не перестают быть таковыми, и одну сверхъестественную природу, которую принесённые в святую Евхаристию элементы приобретают действием на них Святого Духа».

Каким образом вещи этого мира, оставаясь собой, получают Божественную природу – тайна, недоступная уму человека.

В чем суть и какой смысл Причащения 

Суть самого Таинства:

  • в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь;
  • в самом причащении ими верных.

Смысл происходящего – преодоление пропасти, возникшей между Богом и человеком по грехопадении. Отпав от Бога по своей воле, человек таким же образом, по собственному желанию, намерению, может к Нему вернуться.

Эта возможность – великий дар, тысячелетиями недоступный даже праведникам Ветхого Завета, не удостоившимся соединения с Богом – что уж говорить о язычниках? Веками пытались они «штурмовать небо» — то строя величественные храмы богам, то совершая кровавые жертвы. Но отпавшая от источника жизни природа человека не давала ему возможности узреть верный путь к потерянному Раю – до тех пор, пока не нашлась Дева, по Своей чистоте, непорочности достойная стать вместилищем Воплотившегося Бога. И, самое главное, согласившаяся довериться Ему:

Так Вочеловечение Христа от Богородицы открыло людям путь к Богу – через соединение с Ним, которое возможно во всякое время через Таинство Причащения. Но – лишь по добровольному согласию человека, его просьбе, то есть молитве. Именно поэтому не «самопроизвольно» сходит Дух на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь, но – молитвой иерея.

Каждый христианин также волен лишить себя Таинства или приступить к Чаше Жизни. Господь же ждет к Себе каждого.

Что значит «принять Причастие»?

Одно из значений этого слова – «причастность», то есть прямое участие. Можно быть причастным событию, быть частью семьи или другого коллектива. Человека могут называть «причастным» к какому-либо делу, проекту. А вот через Евхаристию он становится причастным Богу – буквально физически. Об этом говорит одна из благодарственных молитв, совершаемых христианином после Таинства.

Молящийся просит Иисуса Христа:

«… Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе…»

Зачем нужно Причащение человеку?

Оно необходимо:

душе – затем же, зачем телу требуется пища; это духовное «питание», соединение с Богом, без которого непременно наступит духовная «голодная смерть»: мир с его суетой так поработит душу, что ей совсем закроется дорога к Раю;

Вот как пишет об этом прп. Паисий Святогорец:

Чтобы этого не случилось, и необходимо соединяться с Христом.

телу – оно бывает подвержено страстям, борьба с которыми невозможна силами человеческими; бывает также, что Господь через главное Таинство даже благоволит исцелять самые страшные болезни, если такое исцеление полезно страждущему, ведет его к вере.

Хорошо известен случай, происшедший в 1991 г. в храме Иоанновского женского монастыря Петербурга. Его описывает журналист Дмитрий Орехов, автор книги «Святые места России».

К мощам прав. Иоанна Кронштадтского сюда однажды пришла больная онкологией раба Божия Валентина – уже выписанная из больницы с приговором «домой, умирать». Рассказывают, что, впервые войдя в храм (хотя всю жизнь жила рядом, четверть часа ходьбы) она даже не знала, как правильно перекреститься. Выслушав больную, священник благословил ее исповедоваться, причащаться ежедневно.

Больная стала приходить на Таинство каждый день – который мог стать ее последним. Добиралась до обители не менее часа, настолько ей было плохо. Но хуже тела болела отягченная грехами душа… Потому женщина не сразу заметила, что постепенно доходит до уже любимого храма все быстрее – вот полчаса, а вот 15 минут… Лишь через месяц, во время обследования ошарашенные врачи констатировали: здорова!

Что дает Святое Причастие человеку?

Регулярно приступающие к Таинству говорят, что это:

  • душевный мир, который Христос обещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14:27);
  • укрепление при борьбе с грехом, страстями;
  • неизреченная радость.

Суть Таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии, как было сказано уже выше это и есть причастие.  Как понятно уже с самого слова речь идет о причастности к чему — то важному. Господь сам указал на то, что нужно всем христианам принимать участие в Евхаристии, показанным Христом на Тайной Вечери, где Иисус Христос  и установил Таинство Евхаристии

Тайная Вечеря – это последняя его трапеза с учениками в пасхальную ночь, перед Его взятием под стражу и распятием.

По церковным канонам, Таинство должно проводиться ежедневно за исключением некоторых дней Великого поста.  Но, к сожалению, об этой традиции уже давно забыли. Ее поддерживали первые христиане. В те времена считалось, что если человек три раза подряд пропустил данный обряд без уважительной причины, то он отошел от церкви.

Сутью причастия является возможность стать соучастником Тайной Вечери. Благодаря этому мы можем  прикоснуться к Божьей энергии, очистить свою душу от злого и всего плохого.

Оцените статью
Добавить комментарии