Что такое иконы с клеймами?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Виды

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

  • ростовые, то есть, на них изображены персонажи в полный рост;
  • тронные, то есть, на них видим сидящих Спасителя или Богородицы;
  • поясные, огрудные или оплечные – в зависимости от того, в пределах какой части тел написаны персонажи;
  • оглавные, передающие только лик.

Классификация по сюжету:

  • Святая Троица;
  • Христологический ряд, т.е. изображения Христа, а так же сцен из Евангелия. К этой категории относят иконы «страстного цикла»;
  • Богородичные, которые включают в себя и различные изображения Пресвятой Девы, и сцены Ее жизни (Богородичные праздники);
  • иконы святых и сил бесплотных, на которых написаны святые, ангелы и архангелы;
  •  праздничные, на которых можно видеть изображения событий, послуживших основой для православных праздников;
  • символические (аллегорические) иконы.

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

  • живописные (сюда можно отнести и темперные, и энкаустические);
  • мозаичные;
  • литые;
  • резные;
  • вышитые;
  • типографские и т.п.

В зависимости от места расположения, различают:

  • домовые иконы (для домашних иконостасов);
  • путные (которые берут с собой в дорогу);
  • храмовые (расположенные в храмах).

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

В чем же отличие?

Интересный фактКартина призвана передавать эмоции, она полна чувств и страстей, икона нечувственна и бесстрастна. Живописец стремится запечатлеть свое имя, перенести на холст свою индивидуальность, иконописец, за редким исключением, остается анонимным, поскольку он видит себя лишь проводником Божественной воли, орудием Творца.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

Популярные туры:

Продолжайте путешествие!

Прогулки по Царьграду

Рука не поднимается написать «Стамбул». Даже сегодня, когда над городом царят минареты, .

Крым. Осколки великой Византии

В 1299 году войска монголов под предводительством золотоордынского беклярбека Ногая разрушили столицу .

Здесь воскрес Христос

Храм Гроба Господня в Иерусалиме связан не только со страданиями и упокоением .

Вы ищете работу?

А как вы это делаете? Рассылаете свое резюме, изучаете объявления в газетах, .

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-54816.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Чтение иконы с клеймами

Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

Популярные статьи  Поздравления с Яблочным Спасом в прозе

Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.

Фактор №5

Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.

Что такое иконы с клеймами?

Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.

Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.

Медные иконы, покрытие эмалью

Такие изделия получили на Руси известность с XVII века. Используемая на иконе эмаль выступает в качестве фона для изображения, а не формирует саму картину. Это некое «разукрашивание» литого рельефа. Нередко встречались иконы, которые были изготовлены по одной и той же модели, однако одно из изделий было покрыто эмалью, а второе не содержало такого покрытия.

Пик популярности икон с эмалью пришелся на XVIII век. Яркий пример – икона мастеров Выговской обители в Поморье. Мастерские, где изготовлялись такие изделия, находились по всей стране. На сегодняшний день ученые историки могут быстро установить, в какой области создали ту или иную литую икону.

Фактор №2

Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.

Что такое иконы с клеймами?

Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.

Выговская обитель

Во второй половине XIX века появилось множество уникальных литых изделий – не только иконок, но и складней, крестов – которые поражали воображение рисунком и искусным оформлением. Данные предметы выполнены на более профессиональном уровне, их рельеф качественно проработан, рисунок отличается четкостью и детализацией, а надписи выполнены четко и красиво. Такие медные иконы вызывали ощущение ликующего счастья, хотя старообрядческий образ жизни был достаточно умеренным, отличающимся самоограничениями, строгой самодисциплиной.

Только в больших промышленных центрах было возможно производство таких изделий. Одним из основных центров выступал Данилов монастырь на р. Выге (Выговская область). Медница Данилова монастыря стала известной по всей стране.

Выговская область особенно прославилась 4-створчатым складнем («утюгом» ввиду большого веса и внешней схожести). Форма створок была выполнена в виде прямоугольника, форма вершины – в виде полуовала/полукруга с заострением на середине дуги. Для соединения створок использовались трубчатые петельки, через которые проходил стальной стержень. Сначала собирались боковые створки с краю, укладываясь внутрь, а затем складень захлопывали, как книгу. По размерам такой складень соответствовал большой мужской ладони. Внутренняя часть изделия представляла собой иконостас, состоящий из 12 некрупных клейм в виде изображения, композиции из нескольких фигур. Обычно на клеймах изображалось поклонение иконам, двунадесятые праздники.

Литые иконы на Выге отличались идеально чистым рисунком, отсутствием ошибок, недочетов. Изделие не нужно было подвергать прочеканке, чтобы изображение было четким. Отливание мелких элементов, ликов и надписей осуществлялось сразу же. Для украшения оборотных сторон изделий нередко использовались рисунки, орнаменты. Обычно мастера применяли для этого Голгофу в обрамлении.

Что такое иконы с клеймами?

По мнению ученых-историков, именно на Выге в XVII веке был создан 20-клеймный складень, который сегодня представляет собой уникальный иконографический образец. Сведения о талантливом и искусном мастере не дошли до наших дней, однако можно с уверенностью сказать, что он был настоящим профессионалом в своей сфере. Исходный оригинал изделия тоже не сохранился до настоящего времени.

Мастера с такими же умениями трудились в Московском печатном или патриаршем дворе, работали в Оружейной палате. В Поморье мастера создавали иконы в стиле Новгородской иконографии (Чудотворец Никола, Григорий Победоносец и другие). При изготовлении таких икон золочение или многоцветная эмаль не применялись.

С XIX века мастера стали редко украшать литые иконы яркой многоцветной эмалью. С течением времени мастера из Поморья или Выги начали активно использовать одноцветную эмаль – например, синего кобальтового, голубого цвета. Белый цвет применялся намного реже.

В конце XIX века полноцветная палитра эмали вновь приобрела популярность. Однако производство меднолитых икон почти полностью сошел на «нет» – изготовлением икон уже занимались другие школы, центры и мастера.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа. Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа. Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:

  • сотворение мира;
  • падшие ангелы;
  • сотворение человека;
  • изгнание из рая;
  • всемирный потоп;
  • Вавилонская башня;
  • получение Моисеем заповедей.

Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

Что такое иконы с клеймами?

К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

Популярные статьи  Молитва Спаси и Сохрани

Что такое иконы с клеймами?

Икона часто называется застывшим Евангелием и в этом есть канонический элемент. С самого начала изображения в православной традиции создавались для того, чтобы запечатлевать основные постулаты веры и описания жития самых значимых представителей веры. Для этого часто используются иконы с клеймами — это иконы, которые имеют нечто наподобие рамки около основного изображения. В этой рамке в свою очередь изображаются небольшие сюжеты в определенной последовательности. Таким образом рассказывается некая история.

Основное про иконы с клеймами

По сути, икона с клеймами представляет собой изображение с комментариями. Характерным примером является святой и его житие, то есть в центре изображения располагается сам святой, а по периметру последовательные сюжеты его жития, различные подвиги и подобное.

Иногда клеймо на иконе может иметь пояснительную надпись, но такие детали встречаются не часто. По большей части речь идет просто о каноническом иконописном изображении.

Символически подобная икона со святым прославляет подвижника, указывает верующим на его самые высокие духовные достижения и подвиги. Клеймо представляет собой своеобразный венок славы, который как бы венчает самого подвижника. Молитва и созерцания такого образа может приносить существенную духовную пользу.

Такое описание дает понять в целом, что из себя представляют иконы с клеймами. Есть различные варианты таких икон.

Варианты икон

Популярным вариантом является икона Воскресение Господне, которая включает в себя 12 клейм, равных соответственно двунадесятым праздникам, которые описывают житие Богородицы и Христа. Само Воскресение не является частью этих главных календарных церковных праздников, но представляет собой, безусловно, квинтэссенцию всей веры и всего земного пути Христа. Поэтому такой вариант обладает невероятной художественной выразительностью и гармоничной завершенностью.

Как другой пример следует привести икону Святой Троицы в Бытии, где используется 22 клеймы, на которых в свою очередь изображается основное из книги Бытия. Перед зрителем предстает вся история Ветхого Завета, которая включает в себя базовые эпизоды:

  • сотворение мира;
  • падшие ангелы;
  • сотворение человека;
  • изгнание из рая;
  • всемирный потоп;
  • Вавилонская башня;
  • получение Моисеем заповедей.

Соответственно, иконы с клеймами — это практически всегда какой-то рассказ, сжатый до масштаба одного изображения. Чаще всего рассказ ведется о различных библейских событиях или житие святых, но могут быть и более интересные варианты.

К примеру, может быть изображен рассказ о самой иконе, такой тип называется сказание. Если взять подобную икону Владимирской Божией Матери, то там клеймы изображают сюжеты о том какие чудеса творились с использованием этой иконы, как икона помогала людям. Целью подобного набора является дополнительное прославление самой иконы, использование возможности подчеркнуть ценность данного образа.

Чтение иконы с клеймами

Для того чтобы верно воспринять изображение следует использовать хронологическую последовательность, то есть читать сюжеты в верном порядке. Начинают читать сверху, а строчки читают слева направо.

Если вы знаете, что такое иконы с клеймами, то легко поймете, как читать изображение.

Благодаря крупному размеру даже небольшие изображения по бокам легко рассмотреть.

Порядок чтения может отличаться в зависимости от возраста самого изображения, так как на протяжении развития иконописи менялся порядок расположения клейм. Существовали разные варианты чтения: по рядам, по столбцам и смешанные. Поэтому целесообразно предварительно узнать подробнее об изображаемом святом или празднике для того чтобы точнее ориентироваться.

Как правило, многое может дать понять нижняя часть иконы. На житийных иконах чаще всего именно снизу располагаются сцены успения и погребения святого. Исходя из этого, становится понятным как читать изображение.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

Обратная перспектива

Что такое иконы с клеймами?Андрей Рублев. Троица. 1425–1427 годы. Государственная Третьяковская галерея

Многие предметы на иконах изображены так, как будто мы рассматриваем их с разных сторон: церковь, дом или крепостная башня, стол, за которым сидят ангелы на иконах Троицы, или кубок на столе видны одновременно фронтально, сверху и сбоку. Иконописец как будто раскрывает предметы перед зрителем. Это позволяет ему подробно рассказать о них. Мы видим одновременно форму чаши (от ножки до верхнего края — теперь ее не спутать с блюдом или другим сосудом) и ее содержимое (голова тельца, которым Авраам угощал странников-ангелов). Перед нами стол: мы видим ножки, правый и левый край и то, что происходит за этим столом (на поверхности разложены угощения и напитки, руки ангелов сложены в благословляющие жесты). Икона не показывает предметы и события такими, какими они ка­жутся человеку со стороны

Иконописцу важно другое: объяснить зрителю, что на самом деле происходило с персонажами, визуально описать все клю­чевые объекты, как если бы он описывал их словами. 

Иконостас

Что такое иконы с клеймами?Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря

Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх, строились по общим принципам. Нижний ряд назы­вается местным, в его центре — Царские врата. Вторая икона справа от них — образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь. На Царских вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя, а выше — Благовещение. Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери. Второй ряд — деисусный. В его центре — Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи. Справа стоит Богородица, за ней — архангел Михаил и апостол Петр. Слева — Иоанн Креститель, за ним — архан­гел Гавриил и апостол Павел. Еще выше — праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы). Следующий ряд — пророческий: в центре — икона Богоматери «Знамение» с Христом во чреве или на коленях, а справа и слева — ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в руке свиток с предсказанием). Самый верхний ряд — праотече­ский: в центре в разных вариантах — икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), а вокруг — праведники и предки Христа от Адама и Евы.

Популярные статьи  Молитвы о замужестве дочери

 
Как смотреть иконы — 2
Еще девять советов для тех, кто хочет разобраться в иконописи

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Маргиналия дня

Рожающие мужчиныСтихотворение дня

Григорий ДашевскийХайку дня

Рансэцу о смерти

Архив

Снаружи и внутри

Что такое иконы с клеймами?Великомученик Никита, побивающий беса в темнице. Фрагмент иконы. XVI век. Угличский историко-архитектурный и художе­ственный музей

Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене — икону, как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ. На самом деле мы видим храм изнутри. Если на его фоне стоят люди — чаще всего это означает, что они тоже находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи (резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).

Другой способ показать внутреннее пространство — изобразить над головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или просто поместить его в символическую рамку. Человек оказывается внутри очерченного про­стран­ства, соединенного с соседним зданием. Основные события, происходя­щие с главным персонажем, показаны крупно, детально, в центре композиции. Само же строе­ние отодвигается в сторону и превращается в визуальный коммента­рий-пояснение — «а это происходило внутри».

Примеры житийных икон

Житийная икона святого преподобного Сергия Радонежского содержит 8 клейм. Преподобный изображен в среднике ниже пояса, в монашеском одеянии. Правой рукой он благословляет, в левой держит свиток с общежительным монастырским уставом.

На клеймах описан жизненный путь святителя:

  • встреча со старцем;
  • посещение ангелов;
  • смерть родителей;
  • принятие пострига;
  • основание обители;
  • явление Божией Матери;
  • благословение князя Дмитрия Донского на битву с татарским ханом Мамаем;
  • вознесение души после кончины.

Житийная икона, выполненная в традиционной манере, датируется началом 2000-х.

Страшный суд

Что такое иконы с клеймами?Страшный суд. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея

Иконы и фрески Страшного суда — это подробный рассказ о будущем. Наверху — Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие «книги жизни», где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева — грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами. Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, — змее-искусителе. Кольца на теле змея — мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея — сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, «мериле праведном», причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не испо­ведал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку. Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними — животные, которые поедали трупы.

Фактор №4

На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.

Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.

Житийные иконы: рассказ в сценах

Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах. Этот рассказ располагается вокруг средника — центральной части иконы. Сценки поме­щены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник. Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития. Однако смерть пра­ведни­ка не нужно искать в правом нижнем клейме — она часто изображена раньше, а последние сцены — это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.

Что такое иконы с клеймами?Святой Николай с житием. Икона из Ферапонтова монастыря. Северная школа, XVI век

клеймо на иконе

#1 skil

Сообщение отредактировал skil: 08 Ноябрь 2013 – 03:54

#2 skil

#3 nobody

#4 skil

#5 skil

Поправьте меня если я не прав Железный крест– Кузнецов Емельян Алексеевич

А-А –Арцебашев Анатолий Аполлович ( мастер проб)1888– год пробы

84– проба серебра (zolotniki)

Георгий Победоносец колющий змея — возможно принадлежность к московскому двору

#6 dad

QUOTE (skil @ Nov 8 2013, 05:19 AM)
Извините за качество снимка – пришлось урезать т.к. не вписывался в положенный размер . На первом оттиска (Железный крест) потом ( сверху А-А снизу 1888) затем ( 84 ) и в конце ( Георгий Победоносец колит змея) как на гербе Москвы

Утро доброе.Ваш снимок весит 80 к. Загружать можно до 250. Что у Вас не влезло??На этом снимке ничего не видно (клейма)

Возьмите оригинал, вырежте в любом редакторе область клейм и весом 200 к выложите здесь. Тогда и говорить можно будет.

Сообщение отредактировал dad: 08 Ноябрь 2013 – 05:37

#7 AGn

SAMMLER.ru

13 244 сообщений

Never, never, never, never give up. Winston Churchill

Оцените статью
Добавить комментарии