Что такое кафизма?

Отдельные моменты

При этом семнадцатая кафизма, произносится заодно с шестнадцатой субботним вечером, вместо пятницы. Потому что по будням она читается во время проведение полунощницы (один из видов литургии всенощной церковной службы). Когда в торжество читают всенощную (раздел утреннего богослужения, на котором декларируются сто тридцать пятое и сто тридцать шестое песнопение), то в этом случае обычную кафизму на вечерней не произносят. А заместо нее читается хвала из первой кафизмы. И эту ж кафизму декларируют и в воскресенье на вечернем богослужении. В канун Больших Божественных праздников на вечерних богослужениях кафизмы не читаются. Однако кафизмы декларируются в субботний вечер. На субботней вечерней декларируется первая кафизма, кроме того кафизмы читаются и воскресенье. В это время произносится первая глава кафизмы. Кафизмы читают и на утренем богослужении в большие утрени их декламируют даже в великие посты. Но такой канон не применяется на Пасхальный пост (первая неделя Пасхи), у Пасхальной недели есть специальный церковный Устав.

Важные моменты при чтении кафизм

Особое место занимает семнадцатая кафизма, которая вместе с шестнадцатой читается не в пятницу, а в субботу. Это происходит из-за того, что ее декламируют именно на полунощнице. Также следует знать, что при условии наличия полиелея на праздник (чтение псалмов 135-136), чтение рядовой кафизмы на вечерне уже отменяется в счет славы первой из них. Причем на воскресной вечерне она также произносится.

Во время Великих праздников чтение кафизм на вечерне отменяется, но кроме субботнего вечера. В этом случае декламируется первая кафизма. Данное исключение распространяется и на вечер воскресенья, когда читается первая статия кафизмы. Однако на утрени они читаются даже в дни Великих праздников Господних. Но к Пасхальной седьмице (первой неделе Пасхи) данное правило не относится, так как на этот счет имеется специальный порядок богослужения.

Что такое кафизма?

Особый порядок декламации кафизм во время Великого поста подразумевает прочтение Псалтири в течение недели дважды. Такой объем декламации кафизм подразумевает чтение на вечернях, утренях и в отдельные часы после специальных псалмопений. Кроме того, следует учитывать, что кроме пятой седьмицы этот порядок осуществляется по четкому расписанию. А вот в пятую седьмицу по четвергам служится канон Андрея Критского, и на утрени читается только одна кафизма. Кроме того, во время Страстной седьмицы Псалтырь читается только с понедельника по среду и только единожды. Далее кафизмы не декламируются, и только на утрени Великой Субботы читается псалом «Непорочны» со славословиями.

Особый порядок псалмопения предусмотрен для Светлой седьмицы. Он называется «шестопсалмием», так как вместо кафизм декламируются следующие псалмы: 3, 37, 62, 87, 102, 142 (всего числом шесть). В этот Великий праздник происходит торжественная беседа христиан с самим Богом, во время которой запрещается сидеть и двигаться.

Что такое Псалтирь и кафизмы

Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.

Что такое кафизма?Псалтирь

Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.

Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога. 

Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы

Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.

Чтение кафизм

На службе чтец произносит первую часть славословия: «Слава, и ныне. Аминь». Певцы – вторую. И третью часть опять заканчивает чтец: «Слава, и ныне. Аминь». Это делается для того, чтобы связать кафизму с воззванием молитвы. Получается, что чтец и хор во время богослужения наперерыв славят Бога. В таблице обозначены кафизмы (где К-кафизма, П-псалмы).

Кафизма Первая слава Вторая слава Третья слава
К. I П. 1-3 П. 4-6 П. 7-8
К. II П. 9-10 П. 11-13 П. 14-16
К. III П. 17 П. 18-20 П. 21-23
К. IV П. 24-26 П. 27-29 П. 30-31
К. V П. 32-33 П. 34-35 П. 36
К. VI П. 37-39 П. 40-42 П. 43-45
К. VII П. 46-48 П. 49-50 П. 51-54
К. VIII П. 55-57 П. 58- 60 П. 61-63
К. IX П. 64-66 П. 67 П. 68-69
К. X П. 70-71 П. 72-73 П. 74-76
К. XI П. 77 П. 78-80 П. 81-84
К. XII П. 85-87 П. 88 П. 89-90
К. XIII П. 91-93 П. 94-96 П. 97-100
К. XIV П. 101-102 П. 103 П. 104
К. XV П. 105 П. 106 П. 107-108
К. XVI П. 109-111 П. 112-114 П. 115-117
К. XVII П. 118: 1-72 — подпункты П. 118: 73-131 П. 118: 132-176
К. XVIII П. 119-123 П. 124-128 П. 129-133
К. XIX П. 134-136 П. 137-139 П. 140 — 142
К. XX П. 143 — 144 П. 145-147 П. 148-150
Популярные статьи  Икона Божией Матери «Державная»

Тут необходимо также знать, что кафизма 20 включает примыкающий к ней псалом 151. Он содержится в греческой и славянской Библии, но в церковном богослужении его не используют. Поэтому в таблице его нет. Автор этого псалма неизвестен. Скорее всего, его написал какой-нибудь благочестивый левит. Обнаружили его только в XX веке в древних манускриптах, найденных в пещерах Кумрана в свитках Мертвого моря.

Что такое кафизма?

Порядок чтения кафизм

Для связи текста кафизмы с воззванием молитвы в служебном чтении первая часть славословия, произносимая чтецом, состоит из слов: «Слава, и ныне. Аминь». А вторая часть произносится певцами на клиросе. И третья часть снова завершается чтецом: «Слава, и ныне. Аминь». Попеременное славословие Бога во время службы создает ту необходимую атмосферу связи естественного и сверхъестественного миров, которая символизирует человека и ангелов в их едином порыве единения с Господом.

Что такое кафизма?       

Принимая в качестве краткого обозначения «К – кафизма» и «П – псалмы», можно представить на примере первой и последней (двадцатой) кафизмы их структурное построение: «К. I: П. 1-3 (первая слава), П. 4-6 (вторая слава), П. 7-8 (третья слава)» и «К. ХХ: П. 143-144 (первая слава), П. 145-147 (вторая слава), П. 148-150 (третья слава)».

В данном контексте следует отметить один нюанс. Дело в том, что официальный (канонический) Псалтирь содержит 150 псалмов, однако в греческой и славянской Библии имеется 151-ый псалом, написанный неким левитом, проживающим в кумранских пещерах в эпические времена. Именно, так называемые, свитки Мертвого моря воскресили его для нынешних поколений верующих людей. Этот 151-ый псалом при необходимости можно считать финальным к двадцатой кафизме.

Важно знать, что Уставом Православной Церкви определен совершенно четкий порядок чтения кафизм, который подразумевает недельный ход чтения Псалтири. То есть, в обычные дни одной недели отчитываются полностью все сто пятьдесят псалмов Псалтири (двадцать кафизм)

А в период Великого поста происходит увеличение этого объема чтения в два раза. Таким образом, в Великий пост за одну неделю Псалтирь прочитывается дважды. Существуют специальные таблицы, в которых указывается день недели и перечень кафизм, предусмотренных для чтения в вечерню и утреню. Причем понятие «рядовая кафизма» относится к тем кафизмам, которые должны читаться в данный день согласно Уставу.

При недельном ходе чтения кафизм следует учитывать, что неделя начинается в воскресенье. Причем на вечерней службе читается одна кафизма, а на утренней – две. По Уставу вечерняя воскресная кафизма (первая) читается в субботний вечер, а при условии выпадения на канун этого дня Всенощного бдения этот порядок отменяется. Так как по Уставу допускается совершать бдения в канун каждого воскресного дня, то и в понедельничную вечерю кафизма не читается.

Значение в Православии

Значение этой Священной Книги в Православии весьма велико. Она широко применяется в богослужении, а пение или чтение ее – это одно из основных аскетических упражнений православных христиан наряду с молитвой Иисусовой. Правда, святые отцы говорили, что последняя подобна доброму вину, а вот Псалтирь – это нечто вроде тех виноградных отжимок, которые бывают после выделывания вина. Впрочем, и они также вполне съедобны и вполне способны удовлетворить духовный голод христианина. Однако, чтобы научиться правильно и с пользой молиться по Псалтири, необходимо сначала иметь некоторые, хотя бы самые предварительные сведения о ней.

Святой царь и пророк Давид

Что означает слово «псалтирь» и как из него возникла Псалтирь

В древности так назывался музыкальный инструмент, не дошедший до нас, но вне всякого сомнения – струнный, наподобие нынешней арфы. Музыкант играл на нем, перебирая пальцами струны. Как известно из Библии, царь, пророк и псалмопевец Давид умел великолепно играть на этом инструменте. Но этим его духовно-творческая энергия не ограничивалась. Ибо из его преданной Богу, благородной души изливались в стихотворной форме особые священные песнопения, которые он и пел под аккомпанемент псалтири.

Поэтому эти песнопения и стали называться псалмами, а Священная Книга, в которой они собраны, посему стала называться Псалтирью. Впрочем, по этому поводу предоставим слово самому Давиду:

В этих словах видна надежда на Бога благочестивого юноши, который был умален от людей: он меньший из всех братий, простой пастух овец не мог получить от других удостоверения священной высоты своего духовно-поэтического творчества. И поэтому ожидал оного от Господа, и не ошибся! Господь не только явно показал, что Ему угодны псалмы Давида, послав к нему своего Ангела, под коим можно понимать и действительно посланного с неба ангела, и пророка Самуила, но еще и руками последнего помазал младшего из братий в царя Израиля. Ибо Бог смотрит не на лице, рост, возраст и внешнюю красоту человека, а на его сердце!

Когда была написана книга и кто ее автор(ы)

В отношении авторства этой Священной Книги существует два мнения. Большинство святых отцов считают, что все псалмы были написаны царем и псалмопевцем Давидом. Но некоторые думают, что все же часть их составили другие авторы. В подтверждение сего своего мнения они, в частности, указывают на тот факт, что в Псалтири упоминаются те события, которые произошли уже после смерти сего царя – например, строительство, а затем и восстановление храма Иерусалимского. Но в ответ им другие резонно замечают, что Давид был пророком, поэтому мог пророчески предвидеть и то, что было после его жизни.

Однако, наиболее мудрые из святых отцов говорят следующее. Какое значение для спасения моей души имеет то, кто написал псалмы?! Главное, что все они богодухновенны и душеполезны и спасительны. А вопрос их авторства в этом важнейшем для нас предмете имеет второстепенное значение. Поэтому и мы, исходя из сего, в заглавии данного раздела написали на первый взгляд несколько странно: «автор(ы), — но, исходя из вышесказанного, вполне целесообразно. Пусть каждый выбирает какого мнения придерживаться, лишь бы это не повредило его душе.

Популярные статьи  Акафист Успению Пресвятой Богородицы

Однако в любом случае несомненным является то, что, по крайней мере, основание Псалтири положил именно псалмопевец Давид, который жил и царствовал за тысячу лет до Рождества Христова. Именно в это время и, возможно, несколько позже и была написана сия Священная Книга.

Можно ли читать Псалтирь дома

Многие православные христиане также практикуют чтение Псалтири дома, в своей личной домашней молитве. Например, существует благочестивая традиция, когда такое моление совершают взамен посещения богослужения в храме, если на него не удалось попасть по каким-то объективным причинам.

Что такое кафизма?
Читать кафизмы можно в качестве молитвенного правила

Можно читать отдельные кафизмы или даже псалмы, включая их в состав своего обычного ежедневного молитвенного правила. Желательно перед началом такого молитвенного труда взять благословение у священника.

Для домашнего чтения во многих больших православных молитвословах есть удобное чтение Псалтири, которая разбита на кафизмы и содержит дополнительные молитвы о покаянии и прошения.

Как читать Псалтирь в Великий Пост

Среди верующих людей существует благочестивая традиция читать кафизмы из Псалтири в течение всего Великого Поста. Часто такие моления совершаются по соглашению — когда группа людей договаривается о чтении на определенное время. Таким образом за одни сутки прочитываются все кафизмы, что сделать одному человеку за такой промежуток времени не под силу.

Вообще нужно сказать, что моление кафизмами — один из самых древних способов молиться. Такая традиция намного древнее даже Иисусовой молитвы и всеми любимого чтения акафистов. До того, как православные аскеты начали читать акафисты и другие молитвы, существовало правило прочитывать Псалтирь про себя, наизусть.

Что такое кафизма?
При чтении Псалтири за упокой к кафизмам добавляют специальные молитвы

Во многих древних монастырях действовало правило, согласно которому на послушание принимались только те, кто полностью наизусть смог выучить весь Псалтирь.

Интересно! В царской России не было книги более известной и популярной среди всего населения, чем Псалтирь.

Итак, для тех, кто решил дома самостоятельно читать кафизмы, полезно будет следовать таким правилам:

  1. Молиться лучше перед горящей свечой, лампадой. Такая традиция настраивает на молитвенный лад, помогает сосредоточиться, успокоиться и отогнать суетные мысли.
  2. Святой Серафим Саровский советовал читать кафизмы вслух, хотя был шепотом, но не про себя. Так текст молитвы будет восприниматься не только умом, но и на слух. В 50 псалме, который мы читаем каждое утро в составе обычного молитвенного правила, есть слова «Слуху моему даси радость и веселие». Эти слова означают, что молитва приятна даже самим своим звучанием.
  3. Если вы не можете читать на церковнославянском языке, выбирайте молитвословы с переводом Псалтири на русский язык. Это позволит избежать ошибок в прочтении древних текстов.
  4. В отличие от акафистов, кафизмы можно читать сидя. Вставать нужно только на начальных и окончательных молитвах, а также на «Славах» в середине.
  5. Во время любого моления, в том числе и чтения кафизм, нужно избегать излишней эмоциональности. Псалмы читаются спокойно, немного нараспев, медленно и монотонно. Излишняя чувственность тут неуместна.
  6. Если вы только начинаете молитвенное делание, смысл некоторых кафизм может оставаться для вас неясным. Не нужно этого смущаться.

Во-первых, всегда можно поискать толкования и пояснения к любой строчке каждого псалма. Во-вторых, есть такое известное выражение «Человек не понимает, но бесы понимают». Мы должны молиться, а дале, по мере нашего духовного роста, нам будут открываться все новые и новые грани древних текстов.

Очень хорошо перед началом чтения Псалтири взять благословение у священника

Важно не брать на себя чрезмерный и непосильный молитвенный труд — это не только не принесет никакой пользы, но может и навредить духовному здоровью человека. Поэтому перед тем, как брать на себя дополнительные труды, полезно посоветоваться с опытным священником

Как дома читать псалтирь? Протоиерей Андрей Ткачев

Как читаются кафизмы в храме

В храме Псалтирь читается так, чтобы за недельный круг прочитывались все 20 кафизм. Читаются они как на вечерних службах, так и на утренних. Как правило, чтение идет по очереди, но бывают поправки на особые дни.

На богослужении кафизмы произносятся чтецами и поются хором. Чтец начинает словами «Слава Отцу и Сыну…», а следующую часть поет хор. Как разделяются кафизмы удобно видно в таблице:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1-3 4-6 7-8
II 9-10 11-13 14-16
III 17 18-20 21-23
IV 24-26 27-29 30-31
V 32-33 34-35 36
VI 37-39 40-42 43-45
VII 46-48 49-50 51-54
VIII 55-57 58-60 61-63
IX 64-66 67 68-69
X 70-71 72-73 74-76
XI 77 78-80 81-84
XII 85-87 88 89-90
XIII 91-93 94-96 97-100
XIV 101-102 103 104
XV 105 106 107-108
XVI 109-111 112-114 115-117
XVII 118:1-72 118:73-131 118:132-176
XVIII 119-123 124-128 129-133
XIX 134-136 137-139 140-142
XX 143-144 145-147 148-150

Важно! 151 псалом, который входит в Библию, также включается в 20 кафизму. При этом в церковных богослужениях данный псалом не используется

Отдельно нужно заметить, что во время Великого поста порядок чтения Псалтири существенно видоизменяется. Основное отличие в том, что в этот период за неделю все двадцать кафизм прочитываются два раза.

Что такое кафизма?
На богослужениях Псалтирь прочитывается полностью за неделю

Помимо чтения на вечерне и утрене, как и в другие дни церковного года, кафизмы читаются также на часах, когда уже прочитаны все основные псалмы. Расписание чтения в Великий пост (за исключением пятой недели) также представлены в таблице:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

Пятая неделя Святой Четыредесятницы отличается тем, что именно на ней полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Его чтение припадает на четверг, поэтому в этот день на утрене прочитывается только одна кафизма.

Страстная седмица отличается тем, что Псалтирь читается единожды, в промежуток с понедельника по пятницу, после чего Псалтирь не читается. На Светлой неделе кафизмы читать не положено вовсе.

Когда читается кафизма 17

Кафизма по церковному Уставу читается во время будничной Полунощницы. Особое исполнение псалма 118 можно услышать на Утрени Великой субботы  (суббота перед Пасхой). К стихам добавляются похвалы (хвалебное пение), составляющие центральную часть в богослужении.

Популярные статьи  Поздравления с Преображением Господним

Кафизма 17 из Псалтири читается в дни особого поминовения усопших. Она является частью погребальной и заупокойной служб. Добавляемый припев «Аллилуия» в конце каждого стиха во время погребения усопшего напоминает о победе над смертью, которую верующие получили посредством искупительной жертвы Сына Божия и Его Воскресения из мертвых.

По традиции, кафизма 17 читают дома на протяжении 40 дней после смерти христианина. По толкованию Святых Отцов, это особое молитвенное прошение к Творцу о помиловании души умершего.

Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, следует уяснить, что кафизмы являются отдельным родом торжественных песнопений, который отличается от прочих видов молитвословия, которые декламируются в более спокойной форме. В домашних условиях кафизма читается при горящей лампаде, а слова псалмов необходимо выговаривать лучше вполголоса, ставя ударения в четком порядке. Это необходимо делать для того, чтобы не только мыслям, но и самим слухом погружаться чудодейственным молитвенным слогам.

Также важно помнить, что чтение кафизм можно осуществлять сидя. Однако при славах, а также начинательных и заключительных молитвах требуется обязательно вставать на ноги

Слова псалмов читаются без пафоса и театральщины, ровным голосом и несколько нараспев. И даже когда некоторые слова и фразы не совсем понятны, не следует приходить в смущенное состояние, так как Предание на этот счет очень определенно гласит: «Сам можешь не понимать, зато демоны все понимают». Кроме того, при постоянном чтении и по степени духовного просветления будет раскрываться и весь смысл читаемых текстов.

Кстати, касательно пятнадцатой кафизмы часто верующие задаются вопросом о времени ее прочтения. Ведь среди суеверных людей бытует мнение, что именно эта кафизма декламируется только при наличии в доме покойника, а при других обстоятельствах она может накликать много бед. Со слов православных священников, эти домыслы носят явно ошибочный характер. А все кафизмы можно и нужно читать без каких-либо ограничений.

Заключение

И в заключение речь пойдет о пятнадцатой песнопении, когда оно произносится? Существует мнение в народе, что такой псалом необходимо читать лишь в том, случае когда кто то умер в семье. В иных ситуациях такое чтение сулит горе и печали. Однако христианские богослужители уверяют, в том, что без опаски можно произносить все кафизмы без исключения.

Псалтырем является книга Старого Завета, которая состоит из песнопений Императора и Провидца Давида. Она включает в себя сто пятьдесят песнопений, через некоторое время добавили сто пятьдесят первый. Псалтырь включает в себя двадцать кафизм, в свою очередь кафизмы состоят из трех Хваления (три раздела). Такие песнопения различают по размерам, в зависимости от количества содержащих в них псалмов. Кафизма может содержать от одного до пятнадцати песнопений. В Священном Писании как такового деления на кафизмы и Хвалы нет, однако в церковных книгах и молитвенниках для самостоятельного прочтения Псалтыри разделение по кафизмам применяется.

Полиелей является хвалебной песнопением, молитвой-просьбой. Псалмы произносят нараспев. Псалтырь считается самой известной книгой среди православных верующих. Кроме того, в начальных столетиях от Рождества Христового практически все православные цитировали Псалтырь на память. Наиболее яркий пример, того времени являлся преподобный отец Геннадий Царьградский, он никого не посвящал в священники, если узнавал, что человек не выучил весь Псалтырь на память, он был уверен, что такой человек не совсем готов к богослужению.

Ключевым аспектом христианской церковной службы считается как раз Псалтырь. Именно эта священная книга декларируется прихожанами с упоминанием ныне здравствующих и упокоившихся, с мольбами обращённых к Всевышнему в жизненных проблемах, печали, душевных проверках.

При этом нужно отметить, что при произношении Псалтыри которые находятся в Священном Писании и Церковном варианте книги содержание имеет некоторые отличия. Это объясняет тем, что Библию переводили с еврейского на русский, а церковный вариант с греческого языка на церковно-славянский.

В христианском Храме (в Римском укладе) большинство песнопений относятся к специальным службам посуточно и, согласно этому, декларируются каждый день (такое правило установлено церковным уставом). Таким образом, ежедневно на вечерней службе произносятся либо же читаются нараспев песнопения 140, 141, 129, 116 (их называют «Хвала, Всевышнего»), оканчиваться такое богослужение должно обязательно тридцать третьим песнопением. Утренняя служба должна начинаться с декларацией Шестопсалмие — песнопения 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утреннем богослужении перед произношением канона принято читать песнопение пятьдесят, канон являет собой прочтение сто тридцать четвертого и сто тридцать пятого песнопения, в завершении утреннего богослужения читаются песнопения сто сорок восемь по сто пятьдесят (восхваляемые или хвалебные песнопения). По поминовению упокоившихся службы содержат «Безгреховны» — сто восемнадцатое песнопение, однако в жизни такое большое песнопение прочитывается целиком лишь на парастасе, перед поминальными субботами. В некоторых ситуациях (к примеру, песнопение пятьдесят либо ж песнопения на часах) произносится именно само песнопение, в иных (например, Слава, либо ж хвалебные) текст песнопения разбавлены с псалмами религиозных авторов — стихирами.

К тому же Псалтырь, разделённая на кафизмы, предназначена и для домашнего (частного) молитвенного обращения. Именно поэтому в Псалтыри размещены особенные молитвословия, произносимые как до так и после каждой кафизмы; и применяется в жизни на хвалах упоминать здравствующий и умерших.

https://youtube.com/watch?v=PvcjXXvaqT4

Оцените статью
Добавить комментарии