Что такое клирос в храме?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Клирос

Прежде всего певчие должны знать правила предписанные каждому православному христианину, а сверх того еще насколько правил. -Находясь на клиросном послушании надо вести себя благоговейно, дабы своим поведением не смутить молящихся в храме. -Во время богослужения недозволительны разговоры на клиросе, а тем более шутки и смех (тем более, если регентом выступает диакон). -Находясь на клиросе недозволительно смотреть в храм (в сторону молящихся прихожан), а тем более переговариваться с кем-то находящимся в храме. -Совершать поклоны певчие должны все одновременно. Церковные уставы предписывают делать это лишь вслед за главным лицом православного хора — регентом. Церковный хор, совершающий поклоны во время богослужения только в соответствии с Уставом, прежде всего научит уставным поклонам и мирян пришедших в церковь. -Нельзя креститься и совершать поклоны непосредственно во время пения. -Если песнопения (особенно ектений) исполняются на несколько ликов (клиросов), то поклоны должен совершать тот клирос, который в этот момент не поет! Клирос же исполняющий песнопение вовсе не должен совершать поклонов.

————————————————-­——————— Пение на клиросе должно быть спокойное, благоговейное, неспешное, внятное, так чтобы предстоящие в церкви могли разбирать и понять каждое слово исполняемой церковной песни. Прямая обязанность — петь на клиросе — возлагается на псаломщиков и церковных певчих, а затем и на всех вообще не очередных священно-церковно-служителей, которые своим званием и совестью призываются к участию в чтении и пении на клиросе. Церковные напевы должны быть единообразные и, по возможности, древние. Не допускается употребление нотных переложений церковных песнопений, не одобренных Церковными властями. Из дозволенных сочинений и переложений могут быть употребляемы только те, которые именно на эту службу избраны и назначены настоятелем церкви. Запрещается пение в церквах по рукописным тетрадям, неодобренным к употреблению, тем более запрещается пение стихов выдуманных по произволу. Не рекомендуется пение в церквях во время Божественной литургии вместо причастного стиха музыкальных произведений, называемых «концертами», причем, однако, не должны быть нарушаемы правила и древние обычаи, по которым вместо причастного стиха поются в разных местах и в разные времена в молитвенное воспоминание важнейших событий, — псалмы, стихиры и прочие церковные песнопения, к слушанию которых молящиеся привыкли. Необходимо, насколько возможно шире, вводить в строй современного Богослужения пение с народом, начиная с пения общеупотребительных молитв и праздничных тропарей.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».
  • Партесное пение, где включается много голосов.
  • Обиход, в который входят несложные повседневные богослужебные песнопения.

Это интересно: Обязанности и наставления для мужа и жены в православной семье: рассматриваем детально

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.— Л.: «Музыка», 1976.— 160 с.
  • Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.— Л.: Музыка, 1980.— 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.— М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.— М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.— Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. — 2-е издание. — СПб.: изд-во «Лань»; изд-во «Планета музыки»,2018.
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. — Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.
  • Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения. — М.: Музыка, 1987.
  • Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика.— М.: Владос, 2003.
  • Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры.— М.: Советский композитор, 1985.
  • Казачков С. А. Дирижёр хора — артист и педагог / Казан. гос. консерватория.— Казань, 1998.— 308 с.
  • Казачков С. А. От урока к концерту.— Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1990.— 343 с.
  • Краснощеков В. Вопросы хороведения.— М.: Музыка, 1969.
  • Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры.— М.: Музгиз, 1963.
  • Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.— М.: Владос, 2003. ISBN 5-691-01077-8
  • Памяти А. В. Свешникова. Сборник статей под ред. С. Калинина.— М.: Музыка, 1998.
  • Памяти Н. М. Данилина. Письма, воспоминания, документы.— М.: Советский композитор, 1987.
  • Пигров К. Руководство хором.— М.: Музыка, 1964.— 220 с.
  • Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории.— М.: Музыка, 1970.
  • Работа с хором. Методика, опыт.— М.: Профиздат, 1972.— 208 с.
  • Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора.— М.: Музыка, 1983.— 55 с.
  • Романовский Н. В. Хоровой словарь. — Л.: Музыка, 1980
  • Самарин В. Хороведение. — М.: Музыка, 2011.
  • Соколов В. Работа с хором.— М.: Музыка, 1967.
  • Тенета-Бартенева Л. Б. Лебедев Константин Михайлович. (Очерк о жизненном и творческом пути выдающегося хорового дирижера и педагога). — М.: 4 филиал Воениздата,2002
  • Чесноков П. Г . Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров. Изд. 3-е.— М., 1961.
  • Шамина Л. В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом.— М.: Музыка, 1981.— 174 с.]
  • Садовников В. И. Орфоэпия в пении. — М., 1958. — 80 с.
  • Риман, Гуго. Музыкальный словарь : CD-ROM / пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. — М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
Популярные статьи  Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Нечаянная Радость»

Так как же всё таки научиться хорошо петь на клиросе?

Про молитву не буду здесь упоминать, так как проговаривание богослужебного текста даже человеком не воцерковлённым будет отчасти молитвой, а вы, мои дорогие, наверняка все очень верующие и давно воцерковлённые. Думаю, что с этим у вас всё в порядке.

Но чтобы научиться грамотно и правильно петь на клиросе, недостаточно одной лишь молитвы или одних только музыкальных навыков. Здесь как у айсберга вся глубина скрыта от глаз. Мало обладать всего лишь знанием нотной грамоты. Нужно понимать суть богослужения, хотя бы примерно знать о чём или для чего то или иное песнопение или богослужебное действие.

Но и одно только знание всех церковных основ православного богослужения не даст вам полных знаний по пению церковному. Потому что это всего лишь одна сторона того самого айсберга. Чтобы начать хорошо петь на клиросе, нужно просто начать… петь (на этом самом клиросе).

Конечно, ни один регент — псаломщик не допустит вас сразу петь на клиросе. Сначала вы постоите и помолчите, мысленно пропевая с тем или иным голосом свою партию. Затем, после нескольких занятий (если регент проводит спевки), вам будет позволено петь простенькие гласовые песнопения, которые вы успели усвоить или, например, Ектении.

Для чего поют в храме?

Что такое клирос в храме?Церковное пение – это не просто исполнение молитв под музыку или без нее.

Под данным понятием подразумевается целый набор знаний, которые каждый участник хора должен приобрести в процессе обучения, чтобы петь осмысленно, чувственно и со знанием дела.

Обучение исполнению в храме – это не просто ноты, программа и методика.

Это еще и познание тонкостей проводимых служений в церкви, изучение старославянского языка (именно на нем написано большинство текстов), ознакомление с молитвами.

Чаще всего в ряды церковников попадают те люди, которые уже имеют музыкальное образование или же наделены несравненным талантом от Бога, и им дается вокал как нечто само собой разумеющееся.

В таких случаях обучение нотной грамоте не станет препятствием на пути – ведь если что-то дано, то теория приложится сама собой.

В последнее время вопрос духовности для российских людей стал более актуальным, поэтому появилось множество желающих пополнить воскресных школ

Сразу обращаем ваше внимание на то, что подобные заведения имеют различные стартовые требования к абитуриентам

Есть такие, которые принимают всех, важно только обладать слухом и чувством ритма. Они предлагают краткий курс сольфеджио и практической игры на инструменте (чаще всего это фортепиано)

Другие же не берут людей без музыкального образования (хотя бы соответствующую школу нужно окончить).

Это интересно: Обряд развенчания в православной церкви — можно или нет

Кому разрешается петь на клиросе?

Что такое клирос в храме?

Фото: Angelologia.ru

Певцы имеют право подняться в хор только после получения благословения настоятеля. Также во время службы считается нежелательным, если кто-то из присутствующих начинает петь вместе с хором.

Певцы с хорошим голосом и хорошим слухом собираются в хоре, музыкальное образование приветствуется. В то же время в церквях до сих пор встречаются так называемые «народные хоры», состоящие из глухих и слышащих людей, как правило, пожилых женщин

Слышать их сложнее, молиться таким пением крайне проблематично, но его нужно соблюдать, так как люди поют от всего сердца, для многих очень важно каждую неделю выступать на богослужениях

Такие народные хоры возглавляет псалмопевец, а к профессиональному хору приписывается руководитель хора.

Каждой певице следует помнить, что цель ее пения — помочь верующим настроиться на молитвенное настроение. Создайте для них соответствующую атмосферу.

Современные песнопения в церкви

Что такое клирос в храме?
Фото: Hramnagorke.ru Сейчас церковный хор размещают по традиции на солее или на специально построенном возвышении над собравшимися верующими. Это стали делать, чтобы повысить качество звука участников хора: когда они поют сверху, звук становится объемнее и лучше. Особенно хорошо это заметно в камерных уютных храмах, где хорошая акустика.

В современных церквях хор преимущественно исполняет партесное (многоголосное хоровое исполнение) пение. Произведения конкретных композиторов исполняются крайне редко, так как большинство настоятелей убеждены, что таким песнопениям не место в церкви, они должны исполняться только в концертных залах.

В последнее время набирает популярность знаменное (одноголосное хоровое исполнение) пение. Священники отдают ему предпочтение, так как песнопение в этом случае становится молитвеннее и строже. Исполнять его значительно сложнее, так как требуются специфические певческие навыки и абсолютный слух.

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменный
распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло
разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

 Обычно было четыре
партии:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • бас.

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по
очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор
повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом»
или «пасломщиком».

Права и обязанности истовых служителей

Высшие клирики – священнослужители занимаются отправлением богослужений в храме, а также различных треб: крещения, венчания, освящения домов, автомобилей и т.д., отпевания усопших. Епископы занимаются управлением вверенных им епархий. И те, и другие проповедуют Слово Божие в храмах и вне их. Духовные беседы в домах мирян могут проводить и диаконы.

Популярные статьи  Молитва Оптинским новомученикам Василию, Трофиму и Ферапонту

Низшие клирики проповедовать не могут, но могут объяснять новоначальным основы веры, отвечать на некоторые простые вопросы, учить детей в воскресных школах.

Петь на клиросе, быть старостами и казначеями, заниматься благотворительной деятельностью также могут низшие клирики, но в наше время этим повсеместно занимаются благочестивые миряне, не входящие в клир.

Таким образом, клирики, образующие клир или причт, включают в себя священнослужителей – епископов, священников (иереев, протоиереев) и диаконов, а также церковнослужителей (иподиаконов, чтецов, пономарей и лиц, занимающих другие церковные должности). Для них предусмотрены более строгие правила поведения, чем для обычных мирян, и некие запреты – для каждой должности свои.

 Александр Борисович

Типы хоровых коллективов

Хор «Грасиас» Под наименованием тип хора

понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы — женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.


К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) — состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей — состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор — состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор — состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор — состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры — поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры — поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Кто может петь на клиросе

Что такое клирос в храме?

На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и
хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

Руководит профессиональным хором регент, а народным хором –
псаломщик.

Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику,
который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать,
отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и
громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

А.И. Осипов о пении на клиросе

Школа церковного пения осьмогласия

Осьмогласие или восьмигласие — музыкальная система из восьми гласов. Глас — это особый лад. Каждому дню недели и празднику соответствует свой особый глас.

Что такое клирос в храме?

Осмогласие — музыкальные лады, на которых основаны все песнопения в православной церкви

Глас первый — торжественный по своему характеру, так как используется в самый светлый и радостный праздник Пасхи.

Глас второй — содержит в себе благоговейный и кроткий мотив, и в то же время убирает скорбь и печаль.

Глас третий — наталкивает на мысли о горнем мире, заставляет задуматься о подвиге ради Христа.

Глас четвертый — имеет двоякое качество. Сначала пробуждает радость, потом вызывает печаль.

Глас пятый — имеет успокоительный и в то же время печальный характер.

Глас шестой — настраивает на благочестивые мысли и чувства.

Глас седьмой — редкий в использовании. По своему характеру трогательный и простой.

Глас восьмой — имеет прославляющий характер, величает радость будущей жизнь.

Такая система столетие за столетием сохраняется в церковных традициях и формирует ее музыкальную культуру.

Выбор места для обучения

Давайте узнаем, какие на сегодняшний момент курсы церковного пения существуют в Москве, и на каких условиях они принимают в свои ряды новых участников.

  • Крутицкое Подворье, храм Воскресения Словущего. Производится набор людей в возрасте от 18 до 50 лет. Учеников делят на группы: имеющие музыкальное образование и не имеющие такового. Первые проходят обучение в течение одного года, за который будет изучаться структура литургии и всенощного бдения. Для начинающих преподаются азы музыкальной грамоты. Принимают людей после прослушивания, которое проходит каждое воскресенье. По окончании выдается сертификат.
  • Храм Трех Святителей на Кулишках, Регентские курсы. Для желающих поступить сюда следует соответствовать трем условиям: музыкальное образование, благословение духовника и годичная практика участия в хоре.
  • Школа церковного пения при Православном центре «Живоносный источник». Организация была основана в 2004 году и предназначена для обучения взрослых с любым уровнем подготовки. Получить необходимые навыки здесь можно бесплатно, а по окончании курса выдается справка.
Популярные статьи  Икона Параскевы Пятницы

В западной ветви православного христианства, то есть в византийской и греческой церквях, более распространенным является унисонное пение. Курсы исполнения на византийский манер, то есть в унисон, можно пройти Школе византийского песнопения. Находится в здании издательского совета Русской Православной Церкви на 4-ом этаже.

Обучение здесь длится от одного до трех лет, в зависимости от стартовой подготовки абитуриента. Здесь предлагает бесплатное обучение церковному пению, а также изучение азов музыкальной грамоты и греческого церковного слога.

Стоит отметить, что принцип пения по византийскому шаблону принципиально отличается от российского. Разница заключается не только в унисоне и отсутствии полифонии, но и в самих текстах, а также в музыке. В Москве это единственное место, где проходит обучение имен такой манере церковного песнопения.

Кого называют клириком в православии

Клирик – чин в православии, который появился в иерархии церковных служителей совсем недавно. В 1885 году в России Священный Синод учредил звание псаломщика, который теперь называется клириком.

Клирик в православии не возводится в священство. Этот церковный служитель занят чтением молитв, а также текстов из Евангелия, как сопровождая службу, так и до ее начала, пока в церкви собирается народ.

Есть более широкое понятие этого слова. В самом большом смысле этого слова клириками называют всех духовных лиц в православии, которым разрешено церковное служение, кроме архиереев.

Есть еще одно понятие «клирики храма» – это все церковнослужители определенного храма.

В общем смысле все клирики подразделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Церковнослужителями называются люди, прошедшие Хиротессию. Они имеют право служить для церкви за пределами алтаря. Они участвуют в службе, им позволено читать Священное Писание.

Слово «клирик» производное от греческого слова «клир», которое переводится как «жребий». То есть это люди, волею жребия, возложившие на себя служение Церкви. Так получилось общее понимание клириков – все служащие в православном храме. В целом подразделение клириков, на являющихся церковнослужителями и не являющимися ими, определяется только получением Хиротессии.

Православие и христианство в чём отличие

Что такое клирос в храме?

Современные песнопения в церкви

Что такое клирос в храме?
Фото: Hramnagorke.ru Сейчас церковный хор размещают по традиции на солее или на специально построенном возвышении над собравшимися верующими. Это стали делать, чтобы повысить качество звука участников хора: когда они поют сверху, звук становится объемнее и лучше. Особенно хорошо это заметно в камерных уютных храмах, где хорошая акустика.

В современных церквях хор преимущественно исполняет партесное (многоголосное хоровое исполнение) пение. Произведения конкретных композиторов исполняются крайне редко, так как большинство настоятелей убеждены, что таким песнопениям не место в церкви, они должны исполняться только в концертных залах.

В последнее время набирает популярность знаменное (одноголосное хоровое исполнение) пение. Священники отдают ему предпочтение, так как песнопение в этом случае становится молитвеннее и строже. Исполнять его значительно сложнее, так как требуются специфические певческие навыки и абсолютный слух.

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители. 

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Старожилы или « слишком лояльные сотрудники»

Итак, что мы имеем. Регента. Начальника хора. Но любой хор не возникает в готовом виде. В хоре есть люди, которые пришли раньше и которые пришли позже. У человека, который пришел раньше, было больше возможностей (попросту больше времени) для установления с регентом доверительных отношений, и такой человек (или группа лиц) похожи на «дедов» в армии.

Если регент не проявит ум и твердую волу и сразу не пресечет подобные поползновения, мы имеем ситуацию с «несколькими начальниками» и сложной иерархической системой в хоре, где любого члена хора может обидеть один из старожилов. Это – неправильно и ведет к тому, что перспективный новичок уходит искать более злачные пажити. И это — неправильно. А как правильно?

Регент хора обязан ко всем относиться ровно, не выделяя лицо или группу лиц. На практике это должно выглядеть так, что регент хора не должен передавать свои решения через других певчих, не избирать себе «любимчиков», с которыми будет обсуждать прошедшие службы по телефону или обсуждать наедине возникающие проблемы. Наделенный кредитом доверия певчий начинает считать себя «чуточку главнее» других и начинает слегка командовать на клиросе за спиной регента.

Другие певчие не дураки, очень быстро «считывают» подобную ситуацию, и в некоторых запущенных случаях оставляют приход (ибо проще оставить, нежели пытаться распутать хитросплетения иерархических цепочек и «кто главнее»).

Оцените статью
Добавить комментарии