Что такое послушание в православии?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала
Содержание

Из писем преподобного оптинского старца Амвросия.

Иди, куда поведут, смотри, что покажут, и все говори: «Да будет воля Твоя!».

***

Стыд не дым, в глаза не лезет. Монаху, брат, стыдно исполнять свою волю, так что лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Стыдно не только перед другими, но перед Богом и своею совестью — она судья неподкупный, бескорыстный. А послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо; и кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан.

***

Мудрые и опытно-духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

***

Преподобные Варсануфий и Иоанн. «Руководство к духовной жизни. Ответы на вопросы учеников».

124. Того же к тому же Великому Старцу. Отец мой! Как могу узнать, (пребывая) в келлии своей, отсекаю ли я свою волю, а равно и когда нахожусь с людьми? И что есть воля плотская, и воля, внушаемая демонами, прикрытая личиною добра? И какова воля по Богу?

Ответ. Отсекать волю свою пребывающему в келлии своей — значит нерадеть о телесном покое во всех его видах; воля плотская состоит в том, чтобы упокоить тело в каком-либо случае, и потому, если не доставляешь ему покоя, знай, что, пребывая в келлии, отсекаешь свою волю. А отсекать волю свою, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть с ними как бы не существующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю плоти (Еф. 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловляем (ими). Помолись о мне, брат, и прости меня.

Вопрос 246, того же к тому же.

Что есть послушание? О чем я должен молиться? И если кто скажет мне: помолись о мне, — что мне делать? Должен ли я всегда поминать его?

Работа в монастыре

Каков он, день послушания? Для обитателей монастыря труд является неотъемлемой частью жизни. На братию налагаются самые различные послушания. Необходимы они не только для создания материальных благ, которые позволяют существовать всем членам обители. Приходя в монастырь, человек приносит сюда все, что накопилось у него на душе. Все его страсти — это не что иное, как следствие изменения человеческой природы каким-либо грехом, например, пагубными привычками. И только благодаря самоотверженному труду душа и тело могут стать свободными. Послушание отсекает греховную волю и желание, побеждает самолюбие и гордость, а также самосожаление. В этот период человек, если захочет, обучится духовному искусству. Только после этого на все вещи он станет смотреть просто.

Послушанием называют различную работу в монастыре. Но какой бы она ни была, она обязательно будет связана с организацией богослужения и внутренней монастырской жизни. Это может быть церковное пение или работа в храме, на кухне, в хлебопекарне, на огороде, в коровниках, а также в различных мастерских (иконописной, пошивочной и т.д.) В монастыре востребованной становится практически любая профессия.

Служить во благо обители является особым Божьим призванием. Но не стоит думать о том, что жизнь в монастыре очень трудна. Тяжелым здесь являются не труды, а изменение своей воли. Ведь послушнику предстоит в безропотной покорности делать все что прикажут ему сестры, братья или отцы. Наградой всему этому станет смирение, мир и душевный покой.

Старец Ефрем Филофейский. «Моя жизнь со старцем Иосифом».

Старец Ефрем Филофейский

Старец Иосиф Исихаст

В старости отец Ефрем , вспоминая давно прошедшие говорил: «Ах! Блаженное послушание! Что тебе сказать? Когда я был послушником, у меня была иная благодать, иная молитва — я словно летал на крыльях. Теперь я сам уже Старец, Ты скажешь что я этого не просил, что Бог это дал. Да, но я помню и состояние послушника. Лучшее состояние для монаха— это когда он послушник. Ведь молитва проистекает от послушания, а не послушание от молитвы. Оказывай послушание сейчас — и вслед за этим придет благодать. Старец Иосиф нам говорил: «Если человек слушается, то даже тогда, когда ему повелели что-то неправильное, за одно только послушание это идет ему на пользу. Не имеет значения, кто Старец. Какую пользу принесло Иуде то, что у него был Христос? Никакой! Какую пользу принесло Гиезию то, что Старцем у него был пророк? Никакой! Какую пользу принесло Адаму, жившему посреди рая, что Старцем его, в известном смысле, был Бог? Никакой! Да и рай не принес ему пользы, поскольку он совершил преслушание. Какой вред причинило великому Акакию в «Лествице» то, что Старец его был сварлив, своенравен и драчлив? Никакого!»

Что такое послушание в православии?
Старец Ефрем Катунакский

Десятилетия спустя, в конце своей земной жизни, отец Ефрем захотел посетить в последний раз каливу Старца Иосифа в скиту Святого Василия, Как только он приблизился с большим волнением и текущими ручьем слезами к заброшенной церковке келлии Старца, он сказал своему спутнику:

О. ВАЛЕНТИН СВЕНЦИЦКИЙ О ПОСЛУШАНИИ

О том, к чему приводит истинное послушание, так говорит протоиерей Валентин Свенцицкий:

Истинное послушание все сделает спасительным для послушника. Послушник до конца — вне опасности. Послушание все покроет и все претворит во благо. Самое неразумное и вредное превратит в мудрое и полезное.

Ибо послушание — это смирение, самоотречение, бесстрастие и любовь. А эти добродетели есть всегда верный путь спасения.

Послушание не есть преданность человеку, отречение от своей воли в пользу воли человеческой, хотя по внешнему оно и таково. Послушание есть преданность Богу и отречение от своей воли во имя воли Божией и на своих высших ступенях состоит в полном отказе от своей самости…

Святые отцы заповедали нам быть послушниками духовных отцов наших во всем и без всякого рассуждения, даже если бы казалось, что требования их идут вразрез с пользой в деле нашего спасения (Авва Дорофей) и нарушать обет послушания лишь тогда, когда духовный отец будет учить противному учению Церкви (св. Антоний Великий).

В послушании, как в огне, сгорают все мирские привычки, самонадеянность, самоутверждение, самовозношение.

Послушание освобождает сердце от того мирского своеволия, которое рабство страстям выдает за свободу, и открывает путь к тому истинному состоянию свободы, которое дается лишь благодатию Божией смиренным рабам Его…

Св. отцы называют послушание добровольным мученичеством. На этом пути христианин распинает свою волю, свое самолюбие, свою гордыню. Разум, желания, чувства — все отдается в послушание.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Часть 1.

Никто за нас не может решать наших жизненно важных вопросов, и даже в прежние времена старцы не командовали наследием Божиим. Обдумывать, на что брать благословение, должен сам человек.

Вот недавно было письмо мне, залитое слезами. Некто распорядился двум солидным супругам жить как брату и сестре, через весьма короткое время потребовал развестись, и на всё согласился с болью в сердце любящий супруг. Ну а финал такой, что у него на старости лет всё же появилась другая утешительница. Дети взрослые осудили материнский подвиг и ушли с отцом. А духовник в конце концов изгнал ее от себя. И после всего этого мне она написала подробное письмо обо всём этом с вопросом: «Что же делать?»

Популярные статьи  Что такое ладан и зачем он нужен в церкви?

Дорогая моя, бездумно ныне жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он, Он сам, ни в коем случае и никогда не лишает человека ее – этой свободы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Протоиерей Александр Ильяшенко

-Что такое послушание? И что такое правильное и неправильное послушание?Правильное послушание — когда человек понимает, что от него хочет духовный наставник. И не только понимает, но и исполняет, оправдывая ожидания, которые на него возлагаются.А неправильным послушанием называется все, что отходит от первого: слишком буквальное понимание или полное отсутствие инициативы и здравого смысла. Например, ночью, во время пасхальной службы подходит мать с чадом: «Он исповедовался на Вербное Воскресенье, надо ли ему сейчас исповедоваться?» Ну что можно требовать от ребенка, который толком еще не проснулся? Какие у него грехи, чтобы он их ночью исповедовал, да еще когда идет служба и время дорого, и ни в коем случае службу задерживать не надо. И мама считает, что поступает по благословению… Подвели бы, причастился – и с праздником!Это пример совершенно неправильного понимания того, что такое послушание. А вот если велеть человеку сделать что-то, что действительно требует усилий, то найдется миллион причин, по которым человек это сделать не сможет и откажется.

— Как различать эти моменты?

Это очень трудно: вся система современного воспитания противоположна тому, чтобы научиться этому.

Суворов, который был не только великим полководцем и педагогом, но и очень глубоким христианином, обращаясь к своим солдатам, говорил: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». При этом учил их военному искусству так, чтобы они понимали, что от них требуется: «Если я командую направо, а надо налево – меня не слушать».

Когда человек видит ситуацию и понимает, что нужно делать, понимает своего командира — это настоящее послушание, Таким подходом Суворов лишал себя права на ошибку. Он и не ошибался никогда, настолько он все продумывал, настолько знал и любил свое дело, что он не боялся инициативы солдат. Он даже хотел, чтобы солдаты проявляли разумную инициативу, ту, которая необходима в повседневности всем нам.

Ахимандрит Ефрем Святогорец. «Отеческие советы». Глава пятая.

Слово первое о послушании.

Я вам уже об этом рассказывал, но для наших новых братий, которые еще не слышали, я бы снова хотел обратиться к этой истории и дать вам уразуметь, что такое послушание.

На Катунаках жил один старец, именем Кирилл, и у него был послушник. Послушник этот досаждал старцу и огорчал его своим частым непослушанием. Со временем он начал плохо себя чувствовать. Еще не дойдя до явного беснования, он стал вести себя странным образом. С нашими отцами, Афанасием и Иосифом, он ходил собирать лесные орехи, но и это оказалось для него слишком трудным. От этого человека пахло серой, о чем я сам могу засвидетельствовать. Он имел извращенные помыслы, и вид его хорошо показывал его состояние. Иногда он приходил и к нашему старцу Иосифу и говорил ему о своих помыслах, советовался, но ни в чем не исполнял послушания.

Прежде своей смерти отец Кирилл сказал ему: «Чадо мое, когда я умру, похорони меня здесь». Но тот, когда старец умер, похоронил его в ином месте. Другие отцы советовали ему проявить послушание хотя бы теперь и исполнить последнюю волю своего старца, но он отвечал: «Нет, я хочу похоронить его тут».

Посвящение

Из-за неправильного отношения к тем послушаниям, которые налагаются в монастыре, человек может оставить этот спасительный и благодатный путь. Тогда он покидает обитель. Но всем, кто намерен принять постриг, следует понимать, что исполнение послушаний является не чем иным, как жертвенным служением Богу и братии. Это и позволяет исполнять заповеди Христовы.

Но одного послушнического труда мало. Этот период в жизни человека должен сопровождаться постоянными молитвами, которые являются основой монашеской жизни.

Во время послушания человек должен деятельно и внимательно изучать каноны Священного Писания, а также аскетические творения, созданные святыми отцами. Это, например, «Поручения», написанные аввой Дорофеем, «Оглашения» Феодора Студита преподобного и т.д.

Что такое послушание в православии?

При принятии новоиспеченным послушником подрясника совершается определенный обряд. Его называют «перемена риз», а также «совлечения мира». Трудница или трудник при этом должны положить три низких поклона перед Алтарем и один игумену или игуменье, приняв из его или ее рук четки, скуфью, монашеский пояс и подрясник. Начиная с этого времени, человек перестает носить мирскую одежду.

Порой данная церемония проводится с использованием дополнительных действий. Если это предусмотрено уставом обители, то послушника облачают в клобук и рясу. Делают это с письменного согласия будущего монаха. С этого момента послушника называют иноком или рясофорным. Подобный чин налагает на человека большую ответственность.

За прохождением послушничества всегда внимательно наблюдает игумен. И только после того как он увидит готовность человека принять ангельский образ, он сам или вместе с Духовным собором представляет кандидата в письме к правящему архиерею. В этом послании испрашивается благословение человека на монашеский постриг.

Период послушничества является особым в жизни каждого из будущих монахов. После многие с любовью вспоминают это время. Ведь послушание вовсе не является жертвоприношением. Все совершается по собственной воле с получением взамен великой благодати. Именно поэтому каждому будущему монаху стоит повиноваться своим наставникам, заботящимся о душе послушника.

Конечно, под послушанием в монастыре понимают выполнение тех или иных работ, на которые людей благословляет игумен. Однако более всего это направление должно быть рассмотрено в качестве основной оставляющей духовной жизни братвы обители, а также главным путей к спасению человека.

Каждый послушник стремится понять Божью волю. Именно поэтому он усердно трудится над своими желаниями и над собой. Бог хочет, чтобы каждый будущий монах осознал Его волю. А раскрываться и проникать в послушника она будет благодаря духовно опытным людям, а также через жизненные обстоятельства, совесть и исполнение заповедей Божьих.

Как не сбиться с пути?

С самых древних времен и по сегодняшний день, вплоть до Второго Пришествия, всегда были и есть святые отцы – сосуды Святого Духа. Они жили и живут согласно воле Божьей и могут обучить познанию цели каждого христианина других. Тому же, кто уже обрел такого старца и во всем слушается его, можно сказать, что он самым прямым путем направляется к Богу. И дорога эта лежит через христианский монастырь.

Конечно, познать волю Божью может и простой мирянин. Однако достичь этого все же нужно другим способом. Нужно стать монахом и при этом придерживаться границ послушания. Каковы они? Такими границами являются заповеди Божьи. Все, что противоречит им, не может идти от Создателя и, следовательно, не должно исполняться.

Новости:

26 мая 2021

Патриаршее поздравление настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) с 75-летием со дня рождения

/Новости епархиальных монастырей

30 января 2021

В Дивеевской обители освящен храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших

/Новости епархиальных монастырей

22 января 2021

Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков посетил Понетаевский скит Дивеевского монастыря

/Новости епархиальных монастырей

13 ноября 2019

В Серафимо-Дивеевском монастыре начала работу конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

31 мая 2019

Серафимо-Дивеевский монастырь провел пресс-тур для журналистов

/Новости епархиальных монастырей

29 мая 2019

Ковчег с частицами мощей Дивеевских святых прибыл в Успенский кафедральный собор г. Лондона

/Новости епархиальных монастырей

26 мая 2021

Патриаршее поздравление настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии (Конковой) с 75-летием со дня рождения

/Новости епархиальных монастырей

30 января 2021

В Дивеевской обители освящен храм в честь Всех святых в земле Русской просиявших

/Новости епархиальных монастырей

22 января 2021

Министр труда и социальной защиты России Антон Котяков посетил Понетаевский скит Дивеевского монастыря

/Новости епархиальных монастырей

13 ноября 2019

В Серафимо-Дивеевском монастыре начала работу конференция «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

/Новости Синодального отдела по монастырям и монашеству

31 мая 2019

Серафимо-Дивеевский монастырь провел пресс-тур для журналистов

/Новости епархиальных монастырей

29 мая 2019

Популярные статьи  Икона «Христос Пантократор»

Ковчег с частицами мощей Дивеевских святых прибыл в Успенский кафедральный собор г. Лондона

/Новости епархиальных монастырей

Немного о сути понятия

Сегодня мы часто слышим слово «послушание». Но зачастую до конца не понимаем, что такое послушание. Предполагается, что это выполнение каких-то работ в монастырской обители с благословения игумена. Но послушание больше рассматривается как главная составляющая в духовной монашеской жизни и главный из путей ко спасению в монашестве. В этом, пожалуй, главное определение термина, который по большей части относится к монашеской жизни.

Спасение человека невозможно без послушания, он принимает Таинство Крещения и восстанавливает этим свою природу, в Таинстве Евхаристии он соединяется с Богом, в Таинстве Покаяния он становится ближе к Всевышнему. Основная цель для православного христианина — соединение с Христом, которое может произойти только по Божьей воле.

Как послушание в семье соотносится с послушанием в православии?

Что такое послушание в православии?

Фото: Culture.ru

Мы часто говорим о послушании в семье. Однако неправильно думать, что дети постоянно подчиняются своим родителям. После рождения ребенка ему подчиняются именно родители, так как внимательно прислушиваются к его пожеланиям и заботам, в этом залог правильного воспитания.

По мере взросления детей папы и мамы начинают их слушать с еще большим вниманием

Им важно следить за тем, что происходит в душе ребенка, особенно в подростковом возрасте, направлять, давать дельные советы и вовремя приводить его в церковь. В то же время, чтобы следовать этим советам, ребенок должен развить в себе послушание

В то же время, чтобы следовать этим советам, ребенок должен развить в себе послушание.

Точно так же все организовано в духовной практике. Священник, как врач, слушающий легкие пациента, слушает человека, чтобы тот помог ему. Но если врач определяет физические недуги, то священник определяет психические проблемы. После осмотра врач выписывает рецепты и дает советы, а священник дает советы, как действовать, чтобы справиться с той или иной ситуацией.

Получив этот совет, прихожанин должен подчиняться своему духовному отцу, четко следуя полученным от него наставлениям.

Монашество:

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Иконописное послушание

/Послушания

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Что такое келарская служба?

/Послушания

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Швейная мастерская

/Послушания

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

«Возложи на них послушание…»

/Послушания

03 сентября 2013

Преподобная Марфа Дивеевская

/Жития

26 июня 2013

Преподобная Александра Дивеевская

/Жития

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Иконописное послушание

/Послушания

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Что такое келарская служба?

/Послушания

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Швейная мастерская

/Послушания

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

«Возложи на них послушание…»

/Послушания

03 сентября 2013

Преподобная Марфа Дивеевская

/Жития

26 июня 2013

Преподобная Александра Дивеевская

/Жития

Соблюдение заповедей

Если послушать проповедь о послушании, то становится ясно, что Господь вовсе не настаивает на нем. Он лишь указывает на то, чего он ожидает от людей, не заставляя их исполнять его законы и не принуждая их к этому. Послушание, как правило, исходит из духовного единения с Богом. Именно поэтому всякий раз, когда в проповеди звучит слово «ученичество», то возле него обязательно присутствует «если».

Господь не дает правил. Он лишь указывает на нормы. И совершенно очевидно, что тот, кто любит Его, будет выполнять все заповеди беспрекословно. И только тогда откроются для души послушника все Божьи откровения, которые невозможно познать ни размышлениями, ни с помощью философии.

Не секрет, что каждый человек стремится к благодати. А мера ее роста напрямую зависит от послушания Господу. На тех, кто послушен, Бог ставит печать покоя, которая является свидетельством глубокого умиротворения

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Свт. Григорий Палама

С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения

Не просто говорит: «радуйтесь», но – «всяку радость имейте», говорит; не увещевает он нас к неощущению скорби, – ибо это и невозможно, но – советуя, чтобы имели богоугодное устроение души, более сильное, чем – чувство скорби. «Всякую» же сказал он, «радость», т.е. совершенную, величайшую, непрестающую, и особенно тогда, когда явятся многовидные искушения. Почему это? Потому что благодаря стойкости в искушениях мы укрепляемся и становимся более испытанными пред лицом Божиим. И не только это, но и более опытными становимся в искушениях; потому что это самое и Премудрость Соломонова говорит относительно Святых: «Яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе» (Премудр.3:5). Разве такое искушение не достойно – всякой радости?

Почему же он не сказал: «Радуйтесь, когда творите добродетель», но: – «когда найдетесь в искушениях»? – Потому что делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения – полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это – то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными.

Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.

Из жизнеописания схиигумена Саввы (Остапенко). Примеры молитвенной помощи людям.

Отец благословил поехать в Пюхтицкий монастырь с одними людьми вместе через три дня. На другой день говорю ему: «Отец, три дня ждать долго, я вот с этими поеду». — «Что же, поезжай!»

Приехала в Пюхтицы, меня парализовало, отнялась вся правая сторона, купаться в источнике было нельзя, и сколько хлопот было через меня врачу-монахине. Ровно три дня болела — конечно, за своеволие, как поняла позже.

Однажды отец благословляет нас с Е. оформить прописку: «Завтра поезжайте». Е. ему в ответ: «Нет, послезавтра поедем».- «Хорошо»,- говорит он. Поехали мы послезавтра, в этот день тот, кто нам был нужен, отлучился. Мы прождали целый день; было холодно, перемерзли, рассорились и приехали ни с чем.

***

Мой сын, тоже духовное чадо отца, еще при жизни его взял без разрешения грузовую машину на работе и приехал ко мне в Печоры. Ему нужно было вовремя вернуться на работу, а бензин кончился. Я обошла всех знакомых шоферов, но бензина не достала, на базе без талонов тоже не давали. Я побежала к отцу со слезами. Келейница меня не пускает, не хочет его беспокоить. Я не ухожу, ведь на него одна надежда. Отец услышал мои слезы, велел келейнице узнать, в чем дело, и сказал, что купить бензин можно, но пусть сын до утра не уезжает. Дал два апельсина — сыну и мне.

Познание Бога

Оно в первую очередь становится понятным при изучении Священного Писания. Тот, кто совершает любой выбор или действие, которое противоречит этому канону, не подчиняется воле Божьей.

Но познать Священное Писание невозможно вне Святого Духа и вне Церкви. Примером тому является сектантство. Эти отступники Евангелия придерживаются превратных толкований Святой Книги, отходя от Бога и толкая себя к гибели. Только Священное Писание должно являться для человека тем источником, который ежедневно станет утолять его жажду. Только из Евангелия мы узнаем волю Божью и сможем найти ответы на многие свои вопросы.

Игумен Марк (Лозинский). «Отечник проповедника».

830. Авва Иоанн Колов за послушание привел к своему старцу гиену.

В некотором расстоянии от келлии было кладбище. Там жила лютая гиена, умерщвляющая людей и скот. Старец сказал Иоанну: «На кладбище я видел помет гиены, пойди принеси его сюда». Иоанн сказал на это: «А что мне сделать, если гиена нападет на меня?» Старец, улыбнувшись, отвечал: «Если гиена нападет на тебя, то свяжи ее и приведи сюда». Вечером Иоанн пошел на кладбище, гиена напала на него. Он, по велению старца, бросился, чтоб схватить ее, но она побежала от него. Иоанн погнался за ней, крича: «Остановись! Отец мой повелел связать тебя». Она остановилась, Иоанн связал ее. Между том старец сидел, ждал ученика. И вот идет Иоанн, ведет за собой связанную гиену. Старец, увидев это, удивился. Желая же смирить ученика и предохранить от превозношения, взял жезл и начал бить Иоанна, говоря: «Глупый, собаку ли ты привел сюда?» Старец развязал гиену и отпустил ее. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 286. № 4.)

Популярные статьи  Можно ли некрещеному носить крестик?

Протоиерей Владимир Воробьев. «Иеромонах Павел Троицкий».

Рассказывает игумения Иулиания

Письмо о. Павла, прозорливого старца, после того, как девушка Маша тяжело заболела.

“Дорогая моя Машенька! Радость моя, получил твое письмо, но не огорчен твоей болезнью. Тебя Господь послал на заслуженный отдых и на вразумление себя. Зачем ты слишком много на себя взяла, а силенок очень мало, вот Господь видит, что ты неисправима, и уложил тебя на длительное время. Как тебе быть со Св. Причастием? Пусть о. Александр сам об этом подумает. Машенька, сокровище мое, ты подумай хорошо, ты не слушалась родителей своих, они тебя очень просили, чтобы ты отдыхала после ночной смены, а ты бежала в церковь, ты обслуживала своего духовника. Этого делать было совсем не нужно. Твоя молитва была неугодна Богу. Ты знаешь, что пишут св. Отцы: послушание паче поста и молитвы. Увы, этого самого главного у тебя и нет?.

Чем больше мы повинуемся Ему, тем больше возрастает наша любовь к Нему

Стив Мюррелл, основатель и пастор церкви Победа в Маниле, Филиппины, руководитель организации Real Life Foundation, сооснователь и президент Every Nation Churches & Ministries.

Часто, когда я слышу радио- или телепроповедников, кажется, что они учат людей ослабить Божьи требования. Я полагаю, это означает, что наше поколение производит «наименьших» в царстве.

Евангелие учит нас, что, несмотря на то, насколько мы греховны и непослушны, Бог все же любит и искупляет нас по благодати через веру. Наше послушание не увеличиваетБожью любовь к нам, а наше непослушание не уменьшает Его любви к нам. Когда мы были еще грешниками, Он возлюбил нас настолько, что отдал в жертву за нас Своего Единственного Сына.

Если Бог любит нас, независимо от того, послушны мы или нет, тогда какой смысл в том, чтобы стараться повиноваться Его закону?

Чем больше мы повинуемся Ему, тем больше возрастает наша любовь к Нему. Иисус сказал об этом так: «если человек любит Меня, он соблюдет слово Мое» (Иоанн 14:23). Он не сказал, что если кто соблюдет слово Мое, Отец возлюбит Его. Нет, Отец любит нас и когда мы соблюдаем Слово, и когда не соблюдаем Слово. Чтение и послушание Божьему Слову увеличивает нашу любовь к Нему.

Николай Скопич, пастор церкви «Алмаз» в Киеве: «У нас есть слабость – оставлять библейские истины в абстракциях».

Лествица. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании.

1. По порядку слова прилично нам предложить теперь о подвижниках и страдальцах Христовых; ибо как всякий плод предваряется цветом, так всякому послушанию предшествует уклонение от мира, телом или волею. Двумя сими добродетелями (т.е. уклонением от мира и отвержением своей воли) преподобное послушание, как златыми крылами, безленостно входит на небо: и, может быть, о сих-то крылах некоторый духоносец воспел: кто даст ми крил яко голубине, и полещу деянием, и почию (Пс. 54, 7) в видении и смирении.

2. Не преминем, если угодно, изъяснить в этом слове и самый образ воинствования сих мужественных ратников: как они держат щит веры к Богу и своему наставнику, отвращая им, так сказать, всякий помысл неверия и перехождение (в другое место); и всегда вознося меч духовный, убивают им всякую собственную волю, приближающуюся к ним, и будучи одеты в железную броню кротости и терпения, отражают ею всякое оскорбление, уязвление и всякие стрелы; имеют они и шлем спасения, — молитвенный покров своего наставника; ногами же своими не стоят совокупленно, но одну простирают на служение, а другую имеют неподвижно на молитве.

3. Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения… Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его . Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения.

4. Начало умервщления и душевной воли и членов тела, бывает прискорбно; средина иногда бывает с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби. Тогда в скорби и болезни сердечной бывает сей блаженый и живой мертвец, когда увидит, что исполняет свою волю; ибо страшит его бремя собственного осуждения.

Максимилиан, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. «Недуг духовного инфантилизма: феномен современного младостарчества в свете учения святителя Игнатия Брянчанинова о послушании».

Православная беседа 2009 / 4

Недуг духовного инфантилизма

Очевидно, что о духовной жизни, которая названа святыми отцами наукой из наук, имеет право говорить только тот, кто изучал эту высочайшую науку как теоретически, так и практически, посвятив ей одной всё своё время на протяжении не одного десятка лет. А тому, кто мало знаком с наукой из наук, благоразумнее молчать и слушать, что говорят или пишут о ней более опытные.

К сожалению, в наше сложное время многими забывается эта простая и очевидная истина. И тот, кто мало знаком с духовной наукой, более и громче других говорит и пишет о ней в противоречии с учением святых отцов без тени сомнения и колебания, порождая в Церкви разномыслия и разделения, уводя людей со спасительного пути в «тёмное царство лжи и производимого ею самообольщения».

Архимандрит Рафаил (Карелин). «Размышления о современном значении Афона — 4 (о послушании)».

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Сатана изображается нагим с черными крыльями, похожими на крылья летучей мыши. Благодать во время богоотступления как бы опалила его невидимым пламенем; божественный свет превратился для него в непроницаемую тьму, а божественная любовь – в вечное отвержение. Нечто подобное происходит с гордым монахом: когда он отвергает послушание, надеясь на свой личный подвиг, то благодать покидает его, отвергает, как бы отбрасывает от себя, и он остается нагим и беспомощным, как Адам после своего падения.Для исихии необходимо крайнее смирение; только в смиренной душе обитает благодать, как внутренний свет и животворящая теплота. Гордый подвижник остается пустым и нищим – работником без платы и воином без победы и венца. Часто такой монах обольщается демоническими видениями, мертвым люциферианским светом – заревом ада, который одновременно разжигает кровяные страсти и леденит душу, как объятия трупа.Для исихии как воздух необходимо смирение, а чтобы приобрести и сохранить его – послушание. Буря ломает высоко поднятые ветви деревьев, но не может выдернуть с корнем кустарник и траву, которые приклоняются к земле. Исихию рождает послушание. Исихаст должен быть преемником духа и благодати своего наставника, которому он вручил себя.Без послушания нет тишины ума и невозможен глубокий покой сердца; послушание это гнездо, в которое слетает голубь благодати. Аскетическая традиция имеет свою особенность: здесь нужна живая передача опыта и непосредственная преемственность. Старец не только учит послушника, но как бы духовно живет и действует в нем. Принцип афонского монашества – послушание. Оно покрывает монаха от демонических искушений, как световой покров, защищает его от видимых и невидимых врагов, как стена.Один из плодов послушания – духовная мудрость. Никакие книжные знания не могут сделать человека мудрым – это дар Божий, который дается ему за отсечение своей воли. Современное монашество потеряло представление о мистической глубине послушания; оно подменило его подчинением и внешней дисциплиной, которое нередко воспринимается как насилие.

Оцените статью
Добавить комментарии