Что такое Страсти Христовы?

Съёмки

Во время съемок актёр Джим Кевизел получил массу травм: из-за многослойного грима его тело покрылось волдырями, из-за которых он не мог уснуть, его дважды ударили хлыстом, он вывихнул плечо, получил кровоподтеки под глазами и удар молнией. После съёмок и завершения фильма он был госпитализирован.

  • Во время сцен истязаний актёр Джеймс Кэвизел дважды узнал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
  • Однажды на съемках в Кэвизела ударила молния, однако актёр не получил абсолютно никаких увечий. Многие наблюдатели связали это событие с гневом Господа.
  • В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной графики и воспользовался лишь помощью гримеров.
  • Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения — он их действительно испытывал. Крест, который актёр нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Хотя съемки проходили зимой, актёр был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить — его замерзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он мог шевелить губами.

Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» заслужил критику религиозных кругов. 16+

Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» заслужил критику религиозных кругов. Французские епископы посчитали, что страдания Христа в картине слишком «осовременены», а Евангельские послания упрощены. По их мнению, некоторые сцены могут шокировать зрителей, а другие  вызвать антисемитские настроения. Впрочем, судебные инстанции Франции не нашли оснований для запрета фильма, и сегодня он выходит на экраны. В арабских странах протестующих еще больше. Кувейтские богословы обратились к властям с призывом запретить картину. По их словам, «дерзкий фильм» содержит «неправду и очернение Христа». О человеческих страстях по «Страстям Христовым» и о том, что думают о творении Мела Гибсона в Московской Патриархии  корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Мэл Гибсон старался строго следовать Священному Писанию, и в основу сценария фильма «Страсти Христовы» положил четыре Евангелия. Герои говорят на арамейском и латинском языках, и первоначально Гибсон не хотел даже титры использовать.

Мэл Гибсон: «Я хотел, чтобы люди поверили в правдивость этой истории, чтобы они ее пережили, прочувствовали».

Кому-то фильм покажется чересчур натуралистичным и жестоким. Христа в кино истязали и раньше, например, в картине «Иисус Христос  суперзвезда». Но в «Страстях» эта же сцена изображена с помощью современных технологий и сложного грима.

У Дзефирелли распятый Иисус из Назарета кажется умирающим из необходимости, а не от многочасовых издевательств, как у Гибсона. А как иначе достучаться до аудитории с ее пониженным порогом чувствительности?

Уже в ходе съемок Гибсона спрашивали: считает ли он евреев виновными в смерти Спасителя? В ответ режиссер взял в руки молоток, и это он в фильме вбивает в крест гвозди, снимая вину с кого бы то ни было. Но избежать упреков в антисемитизме Гибсон все равно не смог.

Вокруг «Страстей Христовых» кипят страсти вполне человеческие, и уже не разберешь, где заканчивается PR-кампания. От того, что Папа сказал после просмотра «так оно все и было», Ватикан открестился, если и говорил, то сказано это было не для паствы.

Популярные статьи  Молитва царю Николаю II и его семье

В остальном Католическая церковь фильм одобрила, Папа Римский даже принял у себя актера Джеймса Кевезела и благословил.

В Москве для представителей церкви провели специальный просмотр. Православные священники встретили фильм сдержанно, немного поругали, немного похвалили. Но если учесть непримиримость церкви в отношении фильм Скорсезе «Последнее искушение Христа», это уже можно считать успехом.

Мэл Гибсон сознательно, а, может, просто деньги кончились, не стал делать фильму большую рекламную кампанию, сэкономил и на актерах. Одно узнаваемое лицо  Моника Белуччи в роли Марии Магдалины, одно узнаваемое имя  исполнительница роли сатаны Розалинда Челентано.

Любопытно, что во время съемок в исполнителя роли Христа ударила молния. Вроде бы знак недобрый, но ведь, с другой стороны, выжил.

Фильм производит сильное впечатление, но в то же время оставляет тяжелое чувство. После двухчасовых страданий Христа чуду воскрешения уделено от силы 30 секунд. Смысл самопожертвования остается за кадром.

Все, что нужно знать о Страстях Христовых

Подробно рассматривая тему Христовых Страстей, стоит сказать, что начались страшные мучения Иисуса с его торжественного въезда в Иерусалим

В тот день, практически все воспринимали Иисуса, как Царя, радовались его прибытию, не обращая внимание на недовольство первосвященников и учителей того времени. Люди стелили под ноги Спасителя, пришедшего к ним, чтобы спасти, не только пальмовые ветки, но и собственную одежду, доказывая свое уважение

Народная радость и восхищенные оклики, за пару дней превратились в сплошное недовольство, а люди, которые видели в Иисусе истинного Царя, превратились в разъяренную толпу, желающую увидеть смерть Иисуса на кресте.

Можно долго рассуждать, почему случилось именно там, но скорее всего, восхищенные оклики превратились в ненависть и желание распять Спасителя по следующим причинам:

  • народ ожидал увидеть в Иисусе именно политического лидера, который сможет обеспечить безбедное существование и освободит от прежних законов, а не спасителя души;
  • люди рассчитывали, что Иисус возьмет в Свои руки правление Израилем, но никак не рассчитывали услышать, что Его Царствие не от мира сего;
  • проповедуемое Иисусом Царство не обещало физических благ, денег, роскошной жизни, прекращения гонений израильского народа, поэтому люди пришли к выводу, что от такого Правителя им толку точно не будет.

В то время, когда люди ожидали победы земной, Иисус предложил им постичь Царство Небесное, чтобы находиться вместе с Господом вечно. Конечно же, не получив ожидаемого, люди зажглись изнутри невероятной ненавистью и готовы были отдать Иисуса на смерть, что в итоге и произошло. Даже несмотря на то, что в день торжественного входа в Иерусалим, Иисус был окружен толпой, Он постепенно стремится уединится, поскольку знает, какое будущее Его ожидает. Полностью один, Христос остался именно в Гефсиманскую ночь, когда после Тайной Вечери вышел в сад молиться. Именно в этот момент началась череда Его мучений и страданий, которая закончилась смертью.

Немного о хронологии Христовых страстей

Что такое Страсти Христовы?
Фото: Pravkipr.ru Как уже упоминалось выше, можно считать, что Страсти Иисуса начались со въезда в Иерусалим, но основные мучения, которые привели к смерти, начались именно в Гефсиманском саду. После того, как Христос пошел в Гефсиманский сад, начались следующие события:

  • отдалившись от учеников на небольшое расстояние, Христос начинает молиться, попросив их бдеть;
  • ученик Иуда приводит к Христу учителей того времени и воинов, выдав Его поцелуем;
  • после того, как Спасителя забирают воины, Он отправляется на суд у Пилата;
  • над Иисусом издеваются, насмехаются, одевают в терновый венец, дают нести тяжелый крест на Голгофу;
  • Иисуса распяли на кресте вместе с двумя разбойниками.
Популярные статьи  Терпеть ли мужа алкоголика?

Что такое Страсти Христовы?
Фото: Elitsy.ru Многие думали, что со смертью Иисуса все закончилось, нет никакого Небесного Царствия, никаких Господних чудес, а распятый был самозванцем. Судя по тому, какие мучения пришлось перенести Иисусу, как человеку, можно было подумать, что Он терпит это действительно из-за Своей полностью человеческой природы и, ни о каком Божественном происхождении речи быть не может. На самом деле, все происходило именно так, чтобы Сын Господний спас человечество, а поскольку сделать это возможно было именно через мучения, Ему пришлось пережить Страсти и смерть.

Что такое Страсти Христовы?
Фото: Elitsy.ru

Своей мучительной смертью на кресте, именно как человек, Христос смог воссоединить человека с Богом для вечной жизни, что и было Его основной миссией. Иисус взял на себя все последствия, которые принес грех человеку, вытерпел все страдания в человеческом теле, которые длились практически целую неделю, чтобы каждый сейчас смог задуматься, какое последствие имеют недобрые дела. Такая жертва Господа заставляет задуматься о том, что все же стоит менять свою жизнь к лучшему, ведь если даже читая слова о Страстях из Евангелия мурашки идут по коже, то какие ощущения должны быть у каждого, осознавая, что он распинает Христа своими поступками каждый день. Страсти Христовы имеют очень глубокий смысл, который стоит осознать каждому, чтобы спасти свою душу и, наконец-то воссоединиться с Богом.

(13 оценок, среднее: 3,31 из 5)

Про язык фильма

Ещё одной уникальной особенностью фильма Мэла Гибсона стало то, что снимался он отнюдь не на английском языке. Гибсон хотел добиться максимальной реалистичности, поэтому сценарий, первоначально написанный именно на английском, затем перевели на так называемую народную (вульгарную) латынь, представлявшую собой разговорную разновидность языка. Частично в итоговом варианте текста присутствовал реконструированный арамейский язык. По мнению режиссёра, зритель, не знающий этих языков, и так должен был понять происходящее на экране, ведь история Иисуса Христа знакома всем. Однако, вероятно, в угоду кинопрокату, после монтажа он сдался – и снабдил свою кинокартину субтитрами. Не повезло лишь актёрам: во время съёмок им приходилось заучить текст на незнакомом языке, а затем перед камерой повторять его до тех пор, пока консультант по произношению не останется доволен. Трейлер фильма «Страсти Христовы»

Протоиерей Максим Козлов о фильме «Страсти Христовы»

Интервью газете «Известия» с о. Максимом Козловым:

Один из первых отечественных зрителей «Страстей Христовых» настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов отвечает на вопросы Елены Лахтиной.

— Вы будете рекомендовать «Страсти Христовы» вашим прихожанам?

— Я шел на этот фильм с довольно большим внутренним предубеждением, с одной стороны, опасаясь неадекватности трактовки евангельского повествования — булгаковщины или толстовщины, с другой — смещения акцентов в духе западной политкорректности, поскольку уже был наслышан о том, что по требованию «прогрессивной общественности» Гибсон исключил из фильма евангельский текст «Кровь Христа на детях наших». Но должен сказать, что фильм преодолел эти предубеждения и сомнения. Он почти удивителен для современного состояния кинематографа и общественного сознания — я не ожидал, что в западном обществе возможно такое глубокое и искреннее обращение к основам нашей веры. Крестная жертва Христа, его страдание за нас, предательство Иуды, жестокость римлян, малодушие Пилата, слезы Девы Марии — все это возвращает нас к изначальным реалиям христианства. В этом смысле очень для многих этот фильм может оказаться полезным подспорьем в более непосредственном и приближенном восприятии самих основ нашей веры. Мне кажется, что «Страсти Христовы» — уже не факт истории кино, а факт религиозной истории христианства.

Популярные статьи  Молитва от ссор и скандалов в семье

— Мне показалось, что Гибсон сознательно отбросил все последующие трактовки и попытался приблизиться к исходному тексту Нового Завета. Так ли это?

— Это то, что более всего ценно в его фильме. Трактовки в духе «я и Евангелие» для христианина по определению кощунственны

Прочтение евангельского текста в его изначальной чистоте и адекватное его донесение средствами того вида искусства, с помощью которого он реализуется (будь то иконопись, литература, драматургия или — как сейчас — кинематография), — вот что важно и нужно для Церкви

— Тем не менее в фильме используются визуальные приемы, которые можно назвать чисто голливудскими. Например, изображение дьявола и ада…

— Как вы объясняете, что «Страсти Христовы» вызвали такой интерес и отклик во всем мире?

Что такое Страсти Христовы?
— Это тоже удивительно. С одной стороны, мы знаем, что Гибсону никто не хотел давать денег, ни одна серьезная голливудская компания не стала его финансировать. Потом его заставили сделать политкорректные вырезки из евангельского текста (о них можно поскорбеть, но в целом адекватность этих фрагментов сохранилась). Вывод напрашивается такой: сколько бы нам ни пытались представить современное общество как постхристианское и обезбоженное, на самом деле во многих миллионах простых человеческих сердец христианство является вполне живой верой. Тяга людей к фильму Гибсона говорит как раз об этом. Совершенно разные вещи — то, каким мир и общество хотят представить и каким оно на самом деле является.

— Интерес к Новому Завету, вызванный фильмом Гибсона, может иметь разные последствия: человек, который захочет углубиться в предмет, найдет в открытом доступе не только христианские источники, но и тексты людей, иначе смотрящих на проблему зарождения религии.

— Для меня принципиально важно, чтобы люди задумались над вопросами «я и вечность», «я и Бог», «я и нравственная ответственность за свою жизнь». В этом смысле христианину нечего бояться

Человек, который задумается и прочитает Евангелие, — найдет правильный путь.

/ Протоиерей Максим Козлов /

Оцените статью
Добавить комментарии