Что значит фраза «Блаженны нищие духом»?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Рассмотрим толкование некоторых заповедей блаженства, что значит каждая из них.

Самая первая заповедь — Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Каково же значение фразеологизма? Может ли считаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Кто такие нищие духом?

Приведем пример, когда Иисус был в пустыне. Там его мучили, не кто иной, как дух дьявольский, который предлагал Ему соблазны, но они не имеют ничего общего с полнотой человеческой жизни.

Что же будет с человеком, если в нем все-таки возобладает дух дьявола? Обретет ли он блаженство, станет ли он счастливым? Нет, дьявол уведет его прочь от истины, запутает и собьёт с правильного пути.

Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

К счастью может привести только дух Божий, потому что он источник жизни на земле. Жизнь с Богом — это и есть полнота существования, то самое человеческое счастье.

Значит также можно сделать вывод, чтобы человек был счастлив — нужно принять в себя Дух Божий, освободив для Него место в своей душе.

Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими.

Что значит фраза «Блаженны нищие духом»?Святитель Иоанн Златоуст считал, что нищие духом — это смиренные и сокрушенные сердцем. Здесь он считает нищих тех, кто боится и трепещет перед заповедями Божьими

Нищета духа означает как бы смирение, видение истинного своего состояния. Как простой     нищий не имеет ничего, но одевается в то, что дадут, питается тем, что подадут. Мы должны понимать, все, что мы имеем, мы получаем только от Бога.

Можно быть совсем не бедным человеком, но быть нищим по духу своему, и со смирением принимать то, что нам дарует сам Бог, а также использовать это для служения Господу и людям.

Все дается нам только от Бога: здоровье, таланты, способности, и сама жизнь — исключительно дар Господа, за который нужно Его благодарить.

Борьба со своими грехами и стяжание добрых дел просто невозможно без смирения.

И все это делается только с помощью Божией.

Из этой заповеди можно сделать вывод: нищета духовная и смирение — это вовсе не слабость, а великая сила. Это и победа человека над самим собой, над искушениями демонами и различных страстей.

У первой заповеди есть и интересное окончание — «…ибо их есть Царство Небесное». Что это значит?

Это значит, что именно тем людям, кто будет иметь смирение в своем сердце, иметь ту самую нищету своего духа, обещается Царство Небесное. Люди, знающие все это, что все, что они имеют, не заслуга человека, а дар Божий, который обязательно нужно преумножать во спасение своей души.

Наши ориентиры

Кому мы с большим желанием подадим милостыню: тому, кто нас обманывает, или тому, кто на самом деле беден и нуждается в нашей помощи? Конечно же, вторым. Так и Господь: Он с великой радостью и быстротой помогает тем, кто искренне считает себя нищим духовно. Вспомним патриарха Авраама, который был родоначальником всех верующих, пророков Моисея и Давида — это были люди особых природных дарований, но они стяжали благодатные дары через великое смирение.

Вот, к примеру, слова царя Давида: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс. 21:7). В этом ряду — и Владычица наша Богородица, Которая сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), и Сам Господь, Который говорил: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29) — и взошёл на Крест, когда Его оплёвывали, били, ругали, издевались. Он со смирением и кротостью принял всё, что надлежало исполнить, всё, ради чего Он был послан на землю. В этих примерах — наши ориентиры и наша опора.

Что такое блаженство для христианина

Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.

Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.

Еще о Заповедях:

  • Заповедь о любви к врагам
  • Десять Заповедей Божьих в православии
  • Заповедь «Не кради»

Блаженство в христианстве

Тем, кто ищет информацию по теме «заповеди блаженства: толкование», необходимо знать, что такое блаженство в христианском понимании. Это высшее состояние человеческого бытия, которое достигается с помощью благодати Святого Духа. Это преодоление своего греховного естества и единение с Богом (обожение). Преподобный Исидор Пелусиот в «Письмах» учил, что основанием блаженной жизни служит «умерщвление страстей, вожделеннее и славнее которого ничто быть не может».

Блаженство – это высшая, истинная радость человека, счастье его как творения быть в гармоничном общении со своим Творцом. Изначально человек находился в единении со Всевышним. Однако грехопадение построило между ними преграду. В нашу жизнь вошли зло и страдания. Бог воплотился и в страданиях искупил грехи человечества именно для того, чтобы нам вновь стало доступно блаженство общности с Ним.

Разбираемся с понятием и ищем аналогии

Многим людям довольно сложно разобраться в том, что такое «духовная нищета». Мы привыкли, что нужно стремиться к интеллектуальному или духовному богатству, образованности, широкому кругозору. Что же значит — быть нищим духом? Святые отцы предлагают провести аналогию с нищими, которых мы видим вокруг себя: это люди, просящие подаяния, они не проживут без помощи других, не надеются на собственные силы и зависят от милости окружающих. В духовном плане нищий духом человек зависит от Бога и Его милости. Он знает, что все его духовные дары — от Бога.

Популярные статьи  Открытки с Крещением Господним

Если человек пристально посмотрит на себя, то обнаружит, что часто его поступки бывают неискренними. Казалось бы, делаем доброе дело, но в сердце закрадывается желание благодарности, уважения, похвалы. Это происходит потому, что мы не обладаем теми достоинствами, которыми изначально по замыслу Создателя должен обладать человек. Ощущая свою нищету, понимая, что так не должно быть, что нужно быть иными, мы просим у Бога недостающие добродетели. В этом и заключается нищета духа.

Нищета духа невозможна без искренности перед Богом

Мы должны понимать, что к идеалу можем только стремиться. Святые отцы говорят, что достичь его не получится, и это нормально: чем выше поднимается человек в своём духовном развитии, тем лучше видит своё несовершенство. С другой стороны, Господь порой попускает падения, причём даже тем людям, которые имели определённые духовные дары. Человек, даже стяжавший какие-то добродетели, всё равно остаётся изменяемым, он не занимает духовную высоту раз и навсегда. Мудрые отцы нашей Церкви это знали.

Преподобный Макарий Великий рассказал историю о том, как один старец, обладающий даром исцеления, помогал больным тем, что просто возлагал на них руки. Слава о нём пошла великая, и он почувствовал, что погибает, потому что слава стала ему приятной. Как человек, имеющий нищету духа, он попросил у Господа, чтобы в него вселился бес. Бог попустил это, старец стал бесноватым, его даже заковали в цепи. Слава его была разрушена, но сам он исцелился, после чего продолжил своё духовное восхождение.

Мы должны понимать, что смиренномудрие и смирение — понятия разные. Смиренномудрие — это когда мы понимаем, как нужно правильно жить и поступать, а смирение — это практика. Чаще всего мы не имеем смирения, просто побуждаем себя к правильным поступкам, но оступаемся, каемся, идём дальше. Искренность перед Богом в том и состоит, чтобы адекватно оценивать себя и свои поступки. Чем объективнее и мудрее мы подходим к этому, тем больше видим своих грехов и меньше — добродетелей. Осознаём, что есть попытки их стяжать, есть добрые устремления, а достижений мало. Порой мы пытаемся обнять весь мир, берёмся за неподъёмную ношу, под которой у нас тут же подкашиваются колени — потому что оценили себя выше тех достоинств, которые у нас имеются. Но в этом есть свои плюсы: таким образом происходит стяжание нищеты духа.

Итак, подытожим: чтобы стяжать нищету духа, надо всегда иметь перед собой духовные эталоны — Христа, Пресвятую Богородицу, апостолов, святых. Нужно знать, что мешает нам быть похожими на них: это могут быть слава, самолюбие, гордыня — всё, что идёт в ущерб нашей духовной красоте. Наконец, следует определить добродетели, в которых надо возрастать. На этом пути очень помогут труды святых отцов. Поскольку заповеди блаженства — это основание всех добродетелей, то таких трудов очень много. Каждый, кто хочет в них разобраться или изучить более детально, найдёт подходящие для его ума и сердца. Надо начать читать, и если зацепило, если не хочется закрыть книгу — значит, это то, что нужно.

Самоуверенное безумие

При объективном рассмотрении на ум приходят очевидные ответы, от которых сердце сокрушает тяжелый вздох. Также сокрушался и апостол Павел, констатируя, что

Люди вчера и сегодня в своем заблуждении были уверены, что они способны на все. Или на многое. И это многое, по их разумению, давало им особые привилегии, власть и возможность насладиться собственной исключительностью.

Сатин, герой пьесы Горького «На
дне» был уверен, что слово «человек» звучит гордо. Вполне гуманистический
идеал. Он заставляет поколения вкладывать колоссальные усилия в развитие
«человеческого потенциала», «светлого будущего» или «достижения науки». С точки
зрения настоящих законов Вселенной о времени и вечности, однобокость
гуманистической парадигмы свидетельствует лишь о суженном горизонте и
ограниченности мысли архитекторов идеи человекоцентричности.

Болгарский подвижник Дедушка Добри, собиравший милостыню для православных храмов

Можно сказать, что гуманисты – люди, «богатые духом». Но это будет скорее горькой иронией, чем правдой. Тварный мир становится для таких людей единственным полем битвы, следовательно, законы и принципы жизни подгоняются под «жизнь один раз». Отсюда и возникает то зло на нашей планете, в происхождении которого атеисты и безбожники очень любят обвинять Бога.

В действительности, убежденность части в людей в праве осуждать, обманывать, обворовывать, оскорблять, унижать и даже убивать (не делом, так словом), создают мрачную реальность «богатого духом» человечества. Иными словами, «богачи» – это гордецы, которые во всем и везде руководствуются самомнением, но никак не вечными истинами.

Кажется, что эта кичливая и
самоуверенная «нация» будет жить вечно, избежит смерти тела и Страшного Суда. В
действительности, как мы видим, все люди рано или поздно оканчивают свой земной
путь. Но далеко не все успевают понять, что в вечности действуют уже совсем
другие правила. И эта суета людей под солнцем только усиливает понимание
тщетности многих потуг человека. Нищий духом ясно видит: что бы он ни
предпринимал, во всем он ограничен, путь его наполнен фатальными ошибками, и
перед Богом он ничто. Конечно, Бог любит каждого человека как сына, но признание
своей ничтожности перед Господом есть адекватное восприятие самого себя.

И в этом адекватном видении и
раскрывается способность человека увидеть свои несовершенства, исправление
которых совместно с Богом становится актом соработничества на пути к счастливой
вечности. Смирение помогает увидеть Создателя. Затемненный духовный взор
внезапно раскрывается, Господь становится как бы чуточку ближе, хотя телесным
зрением Его и не увидишь.

Заповеди блаженства с объяснениями

Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.

Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.

Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.

Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.

Популярные статьи  Баста, Тутта Ларсен и другие воцерковленные российские звезды

Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.

Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.

Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.

Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.

Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:

Кроткие

Дальше говорится удивительная и непонятная для нас вещь:
блаженны кроткие. Это совершенно противоположно духу нашего времени. Кроткий человек у нас ассоциируется с человеком забитым. С человеком, который не умеет за себя постоять. С человеком, который трусливо прячется от бед, опасностей, не противостоит им. Но кротость — это совсем другое слово. В XIX веке об этой добродетели знали русские люди. О ней писал Достоевский. Но в наше время кротость — это что-то совершенно таинственное и непонятное для людей. «Кто смел, тот два съел», «при каждой неудаче давайте сдачи» — и вообще, если не отвечать, то они же все распустятся, нужно уметь постоять за себя. А кротость — это надеяние на Бога, это сохранение мирного устроения души, тишина сердца, нежность, согласие с другой волей (не злой, конечно, волей, не дьявольской, нельзя быть кротким с дьяволом!), надеждой на Бога, что он защитит от зла. Вот эта кротость — драгоценное качество души. Сам Господь называет себя кротким. Есть даже такое толкование, что заповеди блаженства — это портрет Господа нашего Иисуса Христа, описание Его души. И мы с вами должны быть подобны Ему, если хотим в Царство Небесное.

Именно кроткие наследуют землю. Есть два толкования этих слов. Кротость как наследование новой земли, Царства Небесного, и кротость как обладание собой. Только кроткий умеет обладать собой. Гневливый, раздражительный собой не обладает. Им обладает гнев. Им властвует раздражение. А кроткий властвует собой, он наследует землю. Земля — это мы. Мы же взяты из земли. Конечно, это немного странно и непонятно — как из черной земли может вырасти красный помидор или зеленый огурец. Как из земли могут появиться голубые глаза или льняные волосы, кожа, сердце, кровь… Но наше тело взято из земли и в землю должно отойти. Мы должны возделывать нашу природу. И только кроткий имеет такую власть.

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Еще одна из заповедей блаженства — Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. В этой заповеди Иисус сопрягает понятия блаженства и правды.

Здесь правда выступает в качестве условия человеческого счастья. Жаждать и искать правды можно по-разному. Есть люди, которые называют себя правдоискателями. Они постоянно возмущаются порядками, везде ищут справедливости, пишут различные жалобы, вступают в постоянные конфликты.

Но не об этих людях говорится в данной заповеди.

В заповеди ясно сказано, что нужно желать этой правды, как необходимо иметь пищу и воду. То есть, нужно очень сильно желать, как голодный или как жаждущий терпит страдания, пока не удовлетворит свою главную потребность.

Господь говорит:

ин 14, 6

Именно об этой правде и идет речь. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге. Только в нем истинный источник воды и Божественного хлеба, то есть Тело и Кровь Христовы.

Что значит фраза «Блаженны нищие духом»?Господь говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь». Именно об этой правде и идет речь в заповеди. Высшая правда, Истина — это Христос. Это говорит о том, что каждый христианин должен искать для себя смысл жизни только в Боге

Господь оставил нам свое слово, в котором изложил все Божественное учение, правда Божия. Он создал церковь и вложил все, что нужно человеку для спасения души. Также и храм — носитель правды и правильного знания о Боге.

Именно такую правду должен жаждать каждый человек, когда читает Священное писание.

Евангельские заповеди

Фото: Flickr.com

Еще во времена Давида и Исайи, то есть, во времена Ветхого Завета, Бог довел до людей 10 заповедей. Они служили тому, чтобы оградить человека от зла, дать ему понять всю опасность, которую приносит людям грех.

Когда на земле появился Иисус Христос, он оставил евангельский закон, в основу которого положена любовь. Господь сам показывал непомерную любовь к людям и хотел, чтобы и они жили в любви.

Но Он хотел, чтобы люди не только не совершали зла, но и постоянно совершенствовались, уподоблялись Богу:

В Нагорной проповеди Иисус объяснял то, как христианин должен распоряжаться своей земной жизнью, относиться к ближнему и самому себе. Спаситель не отменял 10 ветхозаветных заповедей, но усовершенствовал их, дополнил божественной мудростью, поставил новую цель для каждого человека. Приближаясь к Богу, люди могут найти истинную радость.

Согласно 9 заповедям блаженства, недостаточно просто отказаться от греха. Нужно развивать в себе противоположные злу добродетели, творить добро и вести высоконравственную духовную жизнь. Вот эти заповеди, которые должны быть руководством для христианского образа жизни каждого православного:

Вечная новость

На литургии мы вспоминаем вечные истины, которыми мы не живем. Мы привыкли жить чем-то временным. Нам кажется, что это временное интереснее, привлекательнее, содержательнее, чем вечное. Мы гонимся за новизной и находимся в постоянной суете

Литургия обращает наше внимание к тому, что пребывает вечно, является вечной радостью, вечной новостью. Является вечной жизнью

Но иногда даже вечная жизнь кажется нам какой-то устаревшей формулой, кажется для нас забытым явлением, которое было когда-то. На самом деле это — приобщение к вечной жизни. К жизни в Боге. И то, что кажется нам мертвым, на самом деле может ожить, если мы будем стараться молиться Богу, если будем видеть за этой внешней формой внутреннее содержание. Нельзя останавливаться просто на произнесении слов. Нельзя останавливаться на том, что мы понимали в этих словах вчера или на прошлой литургии. Нужно понимать, что каждый раз за этими словами может открыть себя нам живой Бог. Открыть нам новый смысл, открыть новую истину, открыть новое видение. Возвести нас на новую ступень понимания того, что означают эти слова. Поэтому при совершении литургии нужно совершать постоянную работу. Сознание, чувства наши, сердце, душа наша должны все время работать — прославлять Бога, каяться. И мы должны внутренне обращаться к себе и внутренне все время трудиться на литургии. К сожалению, мы вот так трудиться не умеем. Мы привыкли жить беспорядочно. Привыкли следовать за тем, на что обращает внимание наш ум. Он вертится, меняются картины, образы. Мы не умеем жить осознанно, не умеем жить целенаправленно. А этому тоже учит литургия.

Популярные статьи  Женщины и церковь: возможно ли посещать богослужение в брюках или штанах?

Заповеди блаженства (Мф. 5:3-12):

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Появление заповедей

В ветхозаветные времена Господь дал людям 10 заповедей, высеченных на каменных скрижалях. Желая дать людям возможность преодолеть первородный грех, Господь приказывал и запрещал им совершать поступки, несущие в себе зло и тьму. Следование ветхозаветным заповедям открывает человеку Господа, очищая душу от греховной скверны. Но для достижения благодати Царства небесного недостаточно просто очиститься от зла. Необходимо заполнить освободившееся пространство добродетелями, которые способствуют совершенствованию духа человека.

Заповеди блаженства записаны в 5 главе Евангелия от Матфея

Именно об основных нравственных правилах, по которым должен жить истинный христианин, говорится в девяти заповедях блаженства. Иисус Христос поведал о них во время Нагорной проповеди, которой вынимали его ученики и люди, пришедшие, чтобы услышать Слово Его. Новые заповеди дополняли запретительные установки, данные Богом Моисею, указывая людям путь в Царство Небесное.

Нищета духа — это дар?

Это не дар. Мы должны стяжать нищету духа. По сути, в этом и состоит наша духовная жизнь. Чтобы понять, что такое нищета духа, нужно рассмотреть её противоположность — гордость, когда человек считает себя самодостаточным, добродетельным, духовно богатым, имеющим заслуженную славу. Наблюдательный человек знает, что ум, слава, красота, достаток — это чаще всего преходящие вещи. Красивые теряют свою красоту, умные с возрастом глупеют, облечённые славой болеют и превращаются в свою же противоположность. Духовный человек может впасть в прелесть — считать себя духоносным старцем, вести за собой якобы в Царствие Небесное учеников и почитателей. Все добродетели очень зыбки.

Как только мы начинаем пристально рассматривать качества своей души, образ своих мыслей и поступков, то вдруг обнаруживаем, что, по сути, не обладаем ни добродетелями, ни святостью, ни всеми теми духовными дарованиями, которые нам так нравятся и которые мы ценим. Особенно это заметно, когда удаётся встретить человека действительно смиренного и нищего духом. Нам с ним очень легко и приятно, потому что он не превозносится, умеет по-настоящему любить, считает себя ниже других и никого не осуждает за слова и поступки. Он снисходителен, кроток и добр. В Священном Писании и Предании Церкви мы видим множество примеров тому, что все святые, которые были награждены дарами Духа Святого и могли исцелять, чудотворить, молиться, прежде стяжали нищету духа. Они испрашивали её у Бога, и Он по Своей любви им её даровал.

Нищие и нищие духом — одно и то же?

В материальном отношении нищим признается человек, не имеющий средств и возможностей для покрытия своих «нулевых» потребностей. Это отсутствие ежедневного пропитания, одежды, места для ночлега. Например, по житейским меркам нищими могут признаваться люди без стабильных средств к существованию. С подобной нищетой можно успешно бороться материальными средствами, они устраняются получением определенных земных благ.

Однако нищим себя признавал выдающийся физик, математик, механик, астроном Исаак Ньютон (1642-1727), утверждая, что его незнание бесконечно больше его знания. 

К нищим относил себя и ветхозаветный богач Иов (Книга Иова, 1:21). Причем нищим он был в душе своей еще до того, как лишился видимых богатств.

Духовная же нищета представляет собой ощущение некоего сосуда, который душа стремится заполнить. Это жажда души, которую хочется утолить. Наполнение духовного сосуда невозможно осуществить ничем земным. Ничто на земле не может утолить этой жажды. Поэтому осознание духовной нищеты побуждает искать небесных даров.

Материальная нищета не означает автоматической нищеты духовной. Бедняки и бомжи не становятся автоматически блаженными, они вполне могут быть пленниками любых страстей. Нищета и бедность не гарантируют сами по себе духовных высот.

Оцените статью
Добавить комментарии