Чудо воскрешения Лазаря

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала
Содержание

На иконе Воскрешение Лазаря изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна

Существует и икона Воскрешению Лазаря. На иконе изображено евангельское событие, которое описывается в Евангелии от Иоанна. Икона появилась еще в раннехристианские времена. Ученики Спасителя стоят по левую сторону, как  сам Христос, который благословляет вход в пещеру.

Чудо воскрешения ЛазаряОсновная икона Воскрешения Лазаря, которую можно увидеть в православном храме. Икона появилась еще в раннехристианские времена, но эта более современного образца

С правой стороны стоит Лазарь, которого связывают погребальные путы. Он выходит из пещеры навстречу сестрам и всему народу.

На некоторых списках икон можно увидеть, что изображены юноши, которые закрывают лицо рукой, а другой юноша отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень.

Чудо воскрешения ЛазаряИкона Воскрешение Лазаря, где на главном фоне изображены юноши, один из которых отворяет вход в пещеру, убирая при этом камень

Очень часто верующие обращаются за помощью к иконе Воскрешения Лазаря, чтобы утвердиться в своей вере. Многие просят прощения за свои грехи, другие же молятся об исцелении болезней.

Икона Лазаря защищает всех людей от любого зла и помогает преодолеть все жизненные трудности.

В православной церкви чудо воскрешения Лазаря празднуют перед Вербным Воскресеньем в Лазареву Субботу (переходящая дата).

Второй раз почитается 30 октября в день перенесения святых мощей. Каждый может прийти в храм  и вознести молитвы к Богу, а также попросить о решении своих насущных проблем.

В настоящее время во многих храмах можно найти иконы и фрески Воскрешения Лазаря.

Икону можно приобрести в церковной лавке, или заказать в ювелирном магазине, только после освятить ее в храме. Многие читают перед иконой Лазаря молитву.

Молитва:

«Господи Иисусе, Спаситель душ наших!

Щедроты Твои и милости даруй нам, рабам Твоим грешным.

Ты, воскресивший Лазаря, даровавших каждому веру во спасение и бессмертие, не отверни взора своего от молящих Тебя.

Даруй нам исцеление от недугов, терзающих плоть и душу, помоги не отвернуться от веры и не пойти по стопам неверующих в Тебя.

Возносим Тебе молитвы праведные да веруем в Царствие Небесное. Аминь».

После воскресения святой Лазарь из Вифании стал епископом

Праведный Лазарь упоминается в Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2, 9-11). На этой вечере Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12: 1-3).

Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:9.). Удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, они становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря.

Чудо воскрешения ЛазаряИкона деревянная Святой Апостол Варнава. Основатель Кипрской церкви. Святой апостол Варнава рукоположил святого Лазаря Четверодневного после его воскрешения в епископа Китийского

Дальнейшая судьба святого Лазаря известна из различных христианских преданий. Так греческие источники сообщают о том, что святой после воскрешения прожил ещё 30 лет. Во время гонений на Иерусалимскую Церковь после убиения святого архидиакона Первомученика Стефана, святой в окружении своих сестер Марфы и Марии отправился благовествовать Евангелие в разных странах.

После своей смерти и воскрешения Святой Лазарь Четверодневный прожил ещё 30 лет.

Дмитрий Ростовский сообщает о том, что святого праведного Лазаря совместно со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру.

Здесь его рукоположил в епископы апостол Варнава. Как и апостолы, Лазарь стал проповедовать на острове учение Христа. Предание говорит о том, что на Кипре святого посетила Богородица, которая передала ему омофор, сделанный собственными руками.

Этот сюжет запечатлели иконы Божией Матери. Омофор Пресвятой Богородицы некоторое время хранился на острове и почитался наравне с другими предметами облачения епископа Китийского.

Чудо воскрешения ЛазаряПокров Пресвятой Богородицы. Икона. Омофор или Покров — это часть облачения епископа. По легенде Пресвятая Богородица посетила Кипр и передала епископу Китийскому Лазарю собственноручно вышитый ею омофор, который длительное время хранился в местном храме после смерти Лазаря

В западной традиции существует «Золотая легенда» — собрание христианских легенд, составленное Иаковом Ворагинским. Согласно этому документу Лазарь вместе с Марией Магдалиной (её католики отожествляют со сестрой святого Марфой из Вифании), а также с другими спутниками отправился в Марсель.

Здесь Лазарь проповедовал христианство и стал первым епископом Марселя.

Примечания

  1. 123456Софрониос Р. Михаелидес . Святой Лазарь, друг Христов и первый епископ Китийский (история Его Храма в Ларнаке). — Ларнака (Кипр), 1999. — С. 5 (рус.)
  2. 12 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией А. П. Лопухина. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  3. 12Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 1 декабря 2012 года.
  4. PG, t. 94, col. 1057 A
  5. Память святого праведного Лазаря Четверодневного
  6. Святая равноапостольная Мария Магдалина в традиции Востока и Запада. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 19 февраля 2008 года.
  7. St. Lazarus of Bethany. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года. (англ.)
  8. Ларнака. Храм святого Лазаря (рус.)
  9. The Worship of Saint Lazarus In The West and Related Traditions Архивная копия от 12 февраля 2015 на Wayback Machine (англ.)
  10. «St. Lazarus of Bethany». Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company. 1913. (англ.)
  11. Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.
  12. Гробница Лазаря Четверодневного в современном селении Эль Азария. Проверено 13 апреля 2008. Архивировано 29 ноября 2012 года.

Воскрешение Лазаря

Фото: K-istine.ru

Иисус узнал от Марии и Марфы о том, что некий Лазарь был тяжело болен. Однако быстро Христос не смог попасть в Иерусалим и прибыл навестить его только на 3 день после смерти. В Писании было сказано, что Иисус увидел Лазаря уже умершим и разлагающимся. Чтобы его воскресить, Господь громко сказал: «Лазарь, выйди вон».

С этого момента случилось настоящее чудо – Лазарь встал, обвитый пеленами. В те времена покойников пеленали и клали в гробницу, не закапывая землёй, как сегодня. Тело Лазаря стало обычным, кровь задвигалась по сосудам, лицо обрело здоровый, красивый вид. Это чудо заставило поверить жителей города в силу Христа, поэтому его почитали пальмовыми ветвями, крича «Осанна в Вышних!».

Существует два сюжета иконы святого Лазаря Четверодневного

В иконографии встречается два варианта иконографии святого Лазаря Четверодневного. Краткое содержание первого сюжета совпадает с сюжетом Евангелия о воскресении Христом святого. Иконография этого образа сложилась в Византии в VI-VII веках и до нашего времени дошла почти неизменной.

Обычно в рамках такого сюжета Иисус изображается у пещеры Лазаря и у его ног расположены Марфа и Мария ― сестры Лазаря.

Чудо воскрешения ЛазаряВоскрешение Лазаря. Икона. 15 век. В иконографии сюжета о воскрешении Лазаря присутствует два сюжета: само воскрешение и святой Лазарь в епископских одеждах

Рядом с пещерой на иконе изображаются иудеи, которые пришли сюда убедиться в том, что чудо произошло. Прикрывающая вход в пещеру плита сдвинута. Близстоящие к нему люди прикрывают нос платками спасаясь от запаха, исходящего от тела «четырехдневного» Лазаря. Само тело святого изображается в черном провале пещеры, символизирующем смерть и ад.

Чудо воскрешения ЛазаряСвятой Лазарь Четырехдневный, епископ Китийский. Пример изображения святого в епископских одеждах и с книгой, как символом Святого Писания

Популярные статьи  Почему нельзя обижаться на людей?

Второй иконописный сюжет, на котором присутствует святой Лазарь — это изображение его в епископских одеждах. Здесь сюжет о воскрешении святого отсутствует. На этом образе он почитается как святитель и поэтому он на иконе изображается с книгой.

Воскрешение Лазаря — подтверждение нашего воскресения

Каждый раз, читая историю воскрешения Лазаря, мы переживаем утешительное утверждение в вере. Это единственный случай, когда Иисус в Своём земном служении воскресил человека не сразу после смерти, а через четыре дня из гроба.

Воскрешение Лазаря является ещё одним подтверждением нашего будущего воскресения из мёртвых. Ни смерть, ни могила не могли скрыть Лазаря от Иисуса Христа. Потому что во власти Иисуса и жизнь, и смерть!

Почему Господь не зашёл в пещеру к Лазарю

Обратить внимание!
В этой истории есть важный пример для нашей веры. Когда убрали камень от входа в погребальную пещеру, Иисус не стал в неё заходить

Господь прекрасно понимал, что Он там увидит. Вместо этого Иисус посмотрел на небо и стал молиться Отцу.

Присутствие Иисуса Христа, живущего в сердцах верующих, изгоняет смерть и возвращает жизнь. Наша часть — не смотреть на проблему, а смотреть на Бога, обращаясь к Нему с молитвой веры. Сегодня, благодаря примеру Иисуса Христа в истории воскрешения Лазаря, мы имеем подтверждение для назидания в вере: «ПОСМОТРИ НА НЕБЕСА!»Иисус Христос намеренно не вошёл в гроб, чтобы смотреть на умершего Лазаря. Человеческие переживания Иисуса хорошо описал для нас Иоанн: «Иисус, видя, что плачет и она, и иудеи, которые с ней, и Сам сильно расстроился и опечалился. — Куда вы его положили? — спросил Он. — Пойдем, и Ты Сам увидишь, Господин, — сказали они. Иисус заплакал. Иудеи говорили между собой: — Смотрите, как Он его любил.»(Иоанна 11:33-36)

Мы и Лазарь

На примере Лазаря мы можем увидеть свою судьбу. Лазарь был другом Христа. Настоящим другом. К этому же призван и каждый из нас. Он болел, и Христос об этом знал, но не спешил исцелить. Но это не значит, что Христу не было жалко Лазаря – об обратном говорит то, что Он «прослезился», когда Лазарь умер. А дальше Христос воскресил его.

Так же Христу жалко и нас. И если проблема не решается сразу, это не потому, что Богу все равно. А, возможно, чтобы все увидели славу Божию через наше воскресение.

Мы все сейчас умираем. Смерть – трагедия, и Христос плачет над нашей могилой. Но – Он воскресит нас, как воскресил Лазаря.

Святые места

В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.

Вифания. Вход в Гробницу Лазаря

Часть стены средневековой часовни при гробнице Лазаря принадлежит Православной Церкви. Тут же построен греческий храм, а несколько дальше – греческий православный монастырь Марфы и Марии, посвященный встрече Марфы со Христом в день воскрешения Лазаря. Камень, на котором сидел Христос при встрече с Марфой, теперь является главной святыней монастыря.

В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!

К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.

28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Лазарь, друг Христа

Было это в Вифании, неподалёку от Иерусалима. Лазарь – друг Христа, заболел и умер естественной смертью. Четвёртый день пошёл со дня его кончины. Близкие уже похоронили его по обычаю, в пещере.

Зная о смерти друга, Иисус направился в Вифанию. По дороге к дому Лазаря он встретил Марфу, которая сказала, что если бы Иисус был здесь, то друг бы его не умер. Мог ли Иисус не знать об этом? Марфа как бы усомнилась в вездесущности Иисуса Бога. Но Господь утешил её, сказав, что воскреснет брат её. Но и после этих слов Марфа продолжала сомневаться. Она посчитала, что Иисус напомнил ей о всеобщем Воскресении мёртвых. И это маловерие Господь простил ей, убитой горем, потерявшей любимого брата.

Туда, где появлялся Христос непременно стекался народ в огромном количестве. Вот и сейчас к месту встречи Марфы с Иисусом набежала целая толпа во главе с архиереями. Все они последовали за Христом к месту погребения Лазаря, но лишь для того, чтобы посмеяться над попыткой воскресить мёртвого человека, которого они все знали, которого сами похоронили в пещере. Они сами ещё вчера утешали его сестёр на поминальном обеде. И вот они у гробницы Лазаря. Вот так описан эпизод в Библии (Иоан.11:38-45):

Иисус очень любил своего друга, и мог сделать так, чтобы он не умирал вовсе. Но тогда никто бы не думал о том, что Лазарь жив по Воле Господа. Люди считали бы, что Лазарь просто выздоровел. Справился с болезнью. И потому Иисус дал смерти поглотить своего любимого друга дабы показать, что и смертью повелевает Господь.

Картины и рисунки Михаила Нестерова «Воскрешение Лазаря»

К евангельскому сюжету советский художник, который больше 20 лет расписывал храмы и создавал иконы, обращался несколько раз: среди его работ есть и эскизы к росписям церквей (1899), и картина маслом на холсте (1900), изображающая чудо воскрешения. Автор немного отходит от канонов русской иконописи: своих персонажей он представляет не как святых, апостолов или других библейских героев, а как обычных людей, которые ищут свой путь к Богу. Как говорил сам Нестеров, «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

Одна из работ Михаила Нестерова. «Воскрешение Лазаря».

Воскрешение праведного Лазаря

И вот теперь мы вспоминаем, мы празднуем воскрешение Ла­заря, которого Господь вызвал от мертвых, вернул к жизни свидетелем того, что Бог не есть Бог мертвых, свидетелем того, что Его сила распространяется и над бездной, и над адом, и над погибелью человеческой, Лазарь был возвращен к жизни для того, чтобы перед распятием Христовым быть свидетелем Воскресения. Но, как всякий свидетель евангельский, он свидетельствовал дорогой ценой: потому что он воскрес, потому что в нем было уверение правды слов Господних, он стал предметом ненависти и в свое время жизнь положил.

И затем перед нами будет в своем сиянии и блеске, в своем непобедимом торжестве Воскресение Самого Христа. Однако Цер­ковь празднует это Воскресение не только как победу Само­го Христа над смертью, но и как возвращение нашей жизни. Апостолы Христовы не только оплакивали смерть своего вождя и друга в эту страшную Великую Пятницу и в тот день, когда мы уже знаем о Воскресении, в ту благословенную Субботу, когда Бог почил от трудов Своих, а они еще были во тьме сме­рти: они и сами умерли с Ним, потому что Его смерть значила, что вечная жизнь побеждена, что злоба человеческая вывела Бога из жизни мира, что можно продолжать существовать, но жить уже никто не может надеяться. Вот, в чем страх и ужас и мрак этих двух дней для апостолов. Жизнь вымерла на земле, и жить больше никто и никогда не сможет. И когда Христос в сиянии Воскресения Своего явился им, они возликовали не только о том, что Он воскрес, что Он не побежден, что Он не умер, что Он по-прежнему близок — они восторжествовали не только сердцем, но всем своим естеством, что и они живы, что жизнь возможна, что она тут, что она победит.

Но они воскресли не так, как Лазарь. Лазарь из телесной смер­ти воскрес к временной жизни для того, чтобы быть свидетелем и умереть для земли. Апостолы телом, своим временным быванием на зе­мле, не умирали; они умерли более страшной смертью, они умерли, бы­ло, заживо, потому что вечная жизнь перестала для них существовать даже как чаемая, даже как надежда, даже как будущее. Когда воскрес Христос, они именно к этой жизни воскресли и, оставаясь в те­ле, продолжая жить во времени, идя неминуемо ко временному разлу­чению с землей, они ожили уже жизнью неба, вечной жизнью, которая перестала быть для них будущим, а стала настоящим, почему они и вышли с такой победой, с такой верой, с такой уверенностью, что ни­какая сила не может их преодолеть, что смерть для них приобретение ибо живы они уже той жизнью, которой не отнимет ничто.

Популярные статьи  Молитвы Арсению Великому

И вот сегодня мы поем воскрешение Лазаря — свидетеля Господня. А сами идем шаг за шагом к тому дню, который нам принесет видение того, что вечная жизнь жительствует, что она торжествует, что она тут. Но войдут в эту жизнь те из нас, кто осознает смерть Христову, кто приобщится к этой смерти, кто умрет всему тому, что не есть жизнь во Христе и Боге; и поэтому войдем в уже наступающую Страстную седмицу с тем, чтобы погрузиться в эту трагедию земли, в этот ужас поругания, умирания и распятия Сына Божия. Только если мы вместе с Ним сумеем вымереть для всего того, что не есть веч­ность, мы и возликуем с Ним полностью: не только надеждой, а на са­мом деле в этой вечной жизни, которая уже вокруг нас и зачаточно уже и в нас самих.

Аминь.

Образ[ | ]

На картине изображен тот момент, когда Лазарь пробуждается от смерти и встает из своей могилы по зову Христа. Лазарь находится в более темной половине картины, в то время как фигуры слева гораздо более освещены по сравнению с фигурой Лазаря. Мария и собравшиеся смотрят в изумлении на то, как Лазарь оживает. На картине изображена притча о духовной жизни, чудо ожесточенного грешника, получившего первую благодать (скорбь о грехах, совершенных ради искупления). В этой картине Рембрандт использовал приём светотени (контраст света и тьмы)

Тёмный интерьер погребальной пещеры и ограниченный свет факела фокусируют внимание зрителя. Это один из немногих религиозных сюжетов из Нового Завета, написанных Рембрандтом, хотя существует много принтов на данную тему

Воскресение и апокалипсис

Церковь поет в эти дни:

Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста.

Победа Христа над смертью

Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства).

Не явным образом страх антихриста коррелирует с идеей живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежду на воскресение мертвых. На что она способна – так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

Победа над смертью, надежда на воскресение мертвых — вот центральное в христианстве. Посмотрим, что на этот счет писали Отцы и богословы.

Образ святого Лазаря из Вифании помогает исцелиться от тяжких болезней

Верующие и новообращенные часто спрашивают: в чем помогает святой праведный Лазарь Четтверодневный и о чем молятся его образу? Обычно святого просят об исцелении, так его сам Христос исцелили и воскресил. В наше время к Божьему помощнику обращаются:

  1. Тяжело больные, не могущие ходить. Им святой помогает снова стать на ноги.
  2. Страдающие кожными заболеваниями. Они излечиваются полностью.
  3. Больные венерическими заболеваниями. Им святой Лазарь продлевает жизнь.
  4. Неизлечимые больные. Так, например, известны случаи, когда по молитве к святому излечивались больные астмой.
  5. Люди, впавшие в уныние. Святой им подсказывает выход из сложившейся ситуации.

Видеоролик: Святитель Лазарь Четверодневный, Китийский, епископ, друг Христов  на 1 минуте 30 секунде звучит молитва к святому праведному Лазарю Четверодневному.

Молиться святому Лазарю Четтверодневному можно как в храме, так и дома. При этом необходимо помнить о том, что Лазареву субботу, дают обеты, которые стараются ни за что в жизни не нарушить. Текст молитвы ко святому следующий:

«О, зело предивный и изрядный друже Христов Святый Праведный Лазарю, Вифании похвало и всей вселенней превеликое удивление! Благословен дом твой, его же Господь наш Иисус Христос во днех плоти Своея с любовию посещаше, видя веру и доброту души твоея и боголюбивых сестер твоих Марфы и Марии, зане ты возлюбил еси Его всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею и Тем до конца возлюблен был еси.

Дивны тайны твоя, на тебе Божественным Другом Твоим и Господом нашим явленныя, яко изволися Ему прежде Креста Своего и Воскресения показати на тебе всему миру Славу Свою и сотворити тя предвозвестника пресветлаго Своего из мертвых тридневнаго Воскресения. Сего ради Той, яко Владыка живота и смерти, попусти тебе смертным сном уснути, и погребену быти, и даже до адовых глубин снити, идеже ты узрел еси сущия от века умершыя во множестве неисчетном адовыми узами содержимыя, и страшные страхи видел еси.

И тамо, егда тело твое возсмердению смертному уже предадеся, по четырех днех ты услышал еси Божественный глас Друга твоего, на гроб твой пришедшаго: «Лазаре, гряди вон!» И по гласу сему ты абие из гроба возстал еси и тако Вифанию возвеселил еси и Марфины и Мариины слезы утолил еси, фарисеи же и книжники, в ожесточении сердец сущих устрашил еси.

Утоли же, святый друже Христов, и наши слезы, грех ради наших проливаемии, оживотвори наши души и телеса, в возсмердении страстей и нечистот греховных сущии, воздвигни нас из гроба отчаяния и лютаго уныния, всех же нас избави от вечныя смерти, якоже и тебе Господь наш возстави от успения смертнаго. И умоли милостиваго Бога, да сподобит нас причастницы быти вечныя жизни, еюже и ты по трудех святительства на острове Критстем сам ныне наслаждаешися во обителех райских, прославляюще Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Жизнь после смерти

Свершилось чудо воскрешения мёртвого человека. Не было чуда подобного этому никогда! Люди признали воскрешение Лазаря, никто не мог усомниться в том, что он был мёртв. Лазаря знали все, и никто не смел оклеветать это чудо, как оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: «Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.

Спасаясь от преследования, Лазарь покидает родную Вифанию и отправляется на прекрасный цветущий остров Кипр, который в то время находился под властью Рима. Там он стал епископом в городе Китионе и неустанным проповедником христианства. Было ему на тот момент тридцать лет. Пережив гонения на христиан, Лазарь дожил на Кипре до шестидесятилетнего возраста и отошёл ко Господу.

Иконография

В древности иконописцы изображали на иконах два сюжета, связанных с именем Лазаря. Один из них был посвящен чудесному воскрешению святого. Второй сюжет иконографии — это рисунок седовласого старца в епископской одежде, украшенной крестами.

Старинная икона с изображением стоящего у входа в пещеру Спасителя и завернутого в саван воскресшего Лазаря — не просто эпизод из жизни святого, а запечатленное в красках чудесное деяние самого Христа, открывшего людям вход в Вечное Царство. Однако существует и отдельное изображение святого проповедника – в архиерейском облачении со святейшим Евангелием в левой руке.

Евангельское повествование

Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн. Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была , которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. (Ин. 11:1-5)

Воскрешение Лазаря. Византийская икона. Конец XIV — начало XV века. Государственный Русский музей Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками«дабы вы уверовали»

(Ин. 11:15). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? » ответила:«Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:25-27).

Популярные статьи  Таинство Брака (Венчание)

По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи, видевшие это, говорили: «смотри, как Он любил его

». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. (Ин. 11:41-43)

Вход в погребальную камеру Лазаря в Вифании После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами

». Иисус повелел развязать его.

Как повествует Иоанн Богослов, многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его»

(Ин. 11:53).

После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании, на которой Мария помазала ноги Иисуса миром (Ин. 12:1-3). Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых»

(Ин. 12:9).

Богословское толкование

Воскрешение Лазаря. Картина ван Гога. 1890. Музей Винсента Ван Гога Богословы отмечают, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее, так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца. Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях (Мф. 9:24, Мк. 5:39).

Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:

Особое значение богословы придают скорби и слёзам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: «ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё

». Иоанн Дамаскин пишет: «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба ».

Публичная молитва Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли (Мк. 3:22).

Проявление Боговоплощения Иисуса Христа

Фото: Hram-olgi.ru

Воскрешение Лазаря дало не только надежду людям на то, что жизнь земная – временная и, что мы все воскреснем по велению Христа. Это чудо дважды показало божественную сущность Иисуса. Когда Лазарь умер, Сын Божий знал это, обещая своим ученикам показать настоящее чудо божественного проявления. Многие не поняли этой фразы, но Христос прямо сказал о том, что Лазарь умер. В тот момент никто не поверил для чего Он это говорил, пока Иисус не воскресил этого умершего человека.

Вторым проявлением было то, что Иисус прослезился, что доказывало его истинное, а не показное Боговоплощение. Об этом пишет Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством». Иудеи стали свидетелями этого события, правда, некоторые сомневались в божественной сущности Христа. В дальнейшем это сомнение и послужило тому, что Господа распяли, так как не верили и завидовали Ему.

Кто такой святой Лазарь в православии

Имя этого человека, жившего в одно время с Христом, известно христианам всей земли. Лазарь — это богатый житель Вифании – города, находившегося вблизи Иерусалима. Этого человека, согласно откровениям Евангелия от Иоанна, сам Спаситель называл своим другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а его путь проходил именно через Вифанию.

В те времена Иудея была во власти язычников и мало кто верил в Христа. Лазарь же был другом Спасителя и полностью разделял его взгляды. Этот человек умер в тридцатилетнем возрасте и был воскрешен Господом на 4 день после своей смерти. Спаситель помолился у его гроба и крикнул, чтобы он вышел из пещеры, в которой был погребен. На глазах у многочисленной толпы из гробницы восстал начавший разлагаться труп, обвитый погребальными пеленами.

Произошедшее на глазах людей чудесное воскрешение Лазаря стало подтверждением того факта, что Иисус — Сын Божий. Спаситель пообещал всем, поверившим в него, жизнь вечную. Верующие, по заверениям Господа, если и умрут, то потом оживут. Чудесное воскрешение праведника — великое знамение обещанного Спасителем грядущего оживления всех христиан.

Воскрешение Лазаря — пример для нашей веры

Важно!
Хотя Иисус Христос прекрасно знал, что Бог Отец хочет через Него воскресить Лазаря из мёртвых, Его человеческие переживания пытались взять верх. И чтобы эти переживания не оказали негативного влияния на веру Иисуса Христа — Он не стал смотреть на умершего, а поднял Свой взгляд на небеса к Отцу

Это — отличный пример для нашей веры!

Пока мы смотрим на проблему или болезнь, она кажется нам большой и неразрешимой. Когда же мы верой переводим свой взгляд на Иисуса Христа — Бог даёт ответ и совершает чудеса! И для этого у нас есть основание в Писании: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.»(Евреям 12:2)

Греческое слово «совершителя» — это: «τελειωτής — телеиотэс». Означает: завершитель, совершитель, осуществитель.

Верой смотреть на небеса

Иисус Христос сделал всё, что должен был сделать по воле Бога Отца для нашего искупления и спасения. И в подтверждение этому Бог воскресил Иисуса из мёртвых. Чтобы у нас не было никакого повода сомневаться и не верить Христу.

Поэтому, живя на земле, нам нужно верой смотреть на небеса. И ожидая возвращения Иисуса Христа для нашего воскресения из мёртвых:

«Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.»(1-е Коринфянам 6:14)

Бессмертие души и воскресение мертвых

Кажется, что вера в бессмертие души неотъемлема от христианства. Но это не так. Бессмертие души — это платоническое (шире — античное) верование, т. е. корни у него языческие. Разница принципиальна: христиане верят в воскресение тел, а язычники (не все) — в бессмертие души.

Бессмертие — свойство Божества

Творение смертно просто в силу своей тварности: оно сотворено из ничего и возвращаемо в ничто. Люди не умирают только в силу приобщённости к Бессмертному — они становятся богами по благодати. Грех — отсоединненость от Бога, отрыв от Источника бытия. Поэтому грех ведет к смерти.

Человек — единство тела и духа

Принято считать, что язычники — веселые защитники плоти, а христиане — грустные защитники духа. Все наоборот. Высвободить бессмертную душу из плена плоти — мечта платонизма и гностицизма. Воскресить плоть — мечта христиан. Бог воплотился, чтобы спасти человека. Человек — не чистый дух внутри грязного животного, а единство духа и тела.

Грешит душа, но не плоть

Смерть — рассоединение тела и души, а воскресение — их воссоединение. Христианская борьба идет не между плотью и духом, как кажется спиритуалистам всех мастей, а между Жизнью и Смертью («есть только два пути — путь жизни и путь смерти» учит Дидахе). Грешит душа, а никак не плоть, обреченная на тление из-за грехов души.

Фреска Джотто «Воскрешение Лазаря» (1304-1306)

Согласно подсчётам искусствоведов, на создание фрески Джотто ди Бондоне (или просто Джотто) потратил 852 дня — художник писал по влажной штукатурке, и каждый день её наносили ровно столько, сколько он мог «освоить» за раз. Каждый персонаж фрески — словно драматический герой: Иисус излучает божественную силу, Лазарь напоминает тряпичную куклу, его благодарные сёстры Марфа и Мария бросаются в ноги Чудотворцу, а оставшиеся герои или изумлены произошедшим, или закрывают лицо от смрада, исходящего от тела Лазаря. Работа находится в Капелле дель Арена (Падуя).

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы.

Оцените статью
Добавить комментарии