Донская икона Божией Матери

Описание и значение в православии

Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.

Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.

На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.

Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.

Возобновление крестных ходов

В 1994 г. было решено возобновить традицию крестных ходов в Донской монастырь. Святыне исполнилось более 600 лет, над её сохранением трудились поколения реставраторов. Вынести ценный экспонат из тихой музейной атмосферы ко множеству ожидающего его народа было непростым решением. Но в результате совместного труда многих специалистов это стало возможным.

Ежегодно, за несколько недель до 1 сентября, дня празднования Донской Богоматери, ученые-реставраторы и специалисты с завода полиметаллов готовят специальную капсулу, где сохраняются постоянная влажность и температура. Подготовка транспорта, сопровождения и охраны святыни также требуют многих трудов и переживаний.

Донская икона Божией Матери
Донской монастырь

В сам день праздника множество народа и духовенства с волнением ожидают прибытия святыни на пороге собора Донского монастыря. Наконец, под пение «величания», из машины выносят закрытый футляр: экспонату может повредить яркий свет дня и даже шум улицы. В храме, рядом с чтимым списком Донской иконы, уже ждёт украшенный белыми цветами киот. Футляр устанавливают под ним и с помощью специальных приспособлений медленно вдвигают капсулу с иконой внутрь киота. Древний лик Богородицы поднимается над молящимися в благоговейной тишине, даря собравшемуся народу незабываемые минуты.

Вопросы, которые ждут ответа

Много вопросов вызывает Донская икона. Большинство исследователей утверждают, что написана она была, всё-таки, после Куликовской битвы. Одни говорят, что, вполне возможно, её заказал Киприан, когда от Москвы отходили войска Тамерлана, и жители столицы смогли вздохнуть спокойно.

Но чаще всего звучит версия о том, что Образ написан по заказу княгини Евдокии в память о своём любимом муже Дмитрии Донском и обо всех храбрых воинах, победивших грозного врага в Куликовском сражении.

Немало вопросов и несоответствий, но одно несомненно: Донская Божья Матерь — любящая и любимая мать, Заступница, Помощница и Покровительница России. И сейчас нам опять очень нужна её помощь!

Празднование Донской иконы Божией Матери в православной церкви совершается 19 августа по старому стилю или 1 сентября по новому стилю. Помолиться перед Чудотворным образом в любой день возможно сегодня в Донском монастыре, куда я вас и приглашаю.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря, и более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя поездка в это удивительное место состоялась 10 января 2018 года. А на карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

ИКОНА ДОНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – КАК УЗНАТЬ ЭТОТ ОБРАЗ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

  1. МОЛИТВЫ МАТРОНЕ МОСКОВСКОЙ РАЗНЫЕ
  2. МОЛИТВЫ ПЕРЕД ПРИЧАСТИЕМ И ИСПОВЕДЬЮ
  3. ИКОНА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ
  4. ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

Донская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать. Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Донской Божией Матери с принадлежащей к типу Одигитрии Смоленской или Тихвинской иконой: обе они изображают Богородицу по пояс, на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимая Ее, а благословляя молящихся правой рукой и держа свиток – символ Своего предназначения – в левой.

На обратной стороне Донской иконы изображено прекрасно сохранившееся «Успение Богоматери». Успение, в переводе с церкновнославянского – тихое засыпание. Священное Предание Церкви передает, что, умирая, Богородица словно уснула – и тут же с небес спустился Ее Божественный Сын, приняв чистую душу Своей Матери на Руки. Тело Богородицы также исчезло, то есть также было взято на Небо Господом. Там сейчас и находится, заботясь обо всех людях, Царица Небесная.

Популярные статьи  Молитвы Сергию Радонежскому об учебе

Икона Донской Божией Матери принадлежит кисти Феофана Грека (1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени – Кафе и Галате. Сейчас на их месте – крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, затем – роспись ряда московских храмов и иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

На иконе Донской Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление», поэтому и образ иногда называют «Богоматерь Донская Умиление».

ПОЧИТАЕМЫЙ ХРАМ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ПЕРЛОВКЕ

В честь Донской иконы есть немало храмов по всей России, особенно же в Подмосковье — вокруг города, особенно охраняемого благодатью Богородицы через эту икону. Почитаемый храм в честь Донского образа Богородицы находится в Перловке — поселке в Мытищах.

Он был построен в 1894-1897 годах усердием ктитора, дворянина Николая Перлова: в его владении было несколько дач с земельными участками, и одну из них, Перловку, он отдал во владение Церкви. Также эту местность назвали Донской слободой: благодаря попечению Перлова здесь появился храм, куда дачники, находящиеся продолжительное время на отдыхе, вдали от городских храмов, могли ходить на богослужения.

Архитектура храма характерна и узнаваема: в конце XIX века любили строить необычные церкви. Само здание квадратной формы, над ним шатер с «кокошниками» — заостренными полукругами, которые использовались в московском церковном зодчестве XVI-XVII веков, а на рубеже XIX-XX стали приметой неорусского стиля.

Храм закрывался несколько раз, но благочестивые жители и отважное духовенство церкви много ходатайствовали перед властями, и он вновь открывался. Перед самой Великой Отечественной войной его отдали под школу, а потом под квартиры

Возрождение церкви началось осенью 1994 года, во главе общины встал священник Анатолий Проскурня, ныне известный и маститый московский пастырь. В храме хранится чтимый список чудотворного Донского образа, каждый может приехать сюда в небольшое паломничество и поклониться Богородице

Иконография и описание образа

Икона «Донская» двусторонняя. С внешней стороны изображены лики Богоматери с Богомладенца. Отчетливо просматриваются характерные для иконографического типа «Умиление» черты. Лики Сына Божьего и Богородицы соприкасаются. Правая рука Иисуса Христа сложена в благословляющем жесте, левая – опущена на колено и прикрыта одеждой. Сквозь гиматион просматривается свернутый и перевязанный золотым шнуром свиток.

Черты лица Богоматери – мягкие, во взгляде просматривается смирение и печаль. Мафорий выполнен в вишнево-золотых тонах. Со временем золотой фон святыни и вызолоченные нимбы стерлись.

Внешняя сторона святыни посвящена Успению Богородицы. Центральная фигура – Иисус Христос. Тело усопшей Богоматери покоится на скоромном ложе, которое окружают 12 апостолов и 2 епископа.

Донская икона Божией Матери
Тыльная сторона иконы посвящена Успению Божией Матери

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы

Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы

Другие акафисты Богородице:

  • Перед иконой «Песчанская»
  • Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
  • «Взбранной Воеводе»

Значение Донской иконы

Донская икона Богоматери имеет огромное значение в православном христианстве. Считается, что святой лик защищает и оберегает от напастей и бед, включая нашествия вражеских войск. Святыня не единожды выступала заступницей и покровительницей воинов земли русской.

Известно, что сам Иван Грозный преклонил колени пред ликом Богоматери, отправляясь в казанский поход в 1552 году. В 1591 году крымские татары вторглись на русские земли и остановились недалеко от Воробьевых гор. Не надеясь на собственные силы, православные воины совершили крестный ход вокруг Москвы с иконой Богородицы «Донская». В тяжелом сражении с татарами, которое длилось более суток, русские воины одержали победу.

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

О других святых местах Москвы:

  • Церковь Лазаря и Рождества Богородицы
  • Церковь Покрова Богородицы в Филях
  • Храм Троицы в Никиткинах

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.

Благовещенский собор

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

Судьба образа в XVIII и XIX вв.

В XVIII и XIX веках икона пользовалась всенародным почитанием. Ей возносили молитвы и сочиняли похвальные слова. Кроме того, прославленный образ оказался в центре многих повестей и сказаний, часть которых отражала действительные события, сведения о которых были почерпнуты из документальных источников, а часть явилась плодом фантазии народа, желавшего выразить свою любовь и благодарность Небесной Заступнице.

Донская икона Божией Матери

На украшение иконы не жалели средств. Известно, что до наполеоновского нашествия образ был покрыт богатым окладом с драгоценными камнями. Камни были похищены французами, а после их изгнания осталась лишь золотая рамка для иконы, которую мародёры по ошибке приняли за медную.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.

Популярные статьи  Молитвы Арсению Великому

Донская икона Божией Матери
Донской храм в Перловке

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

ИСТОРИЯ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ

Икона названа Донской потому, что в конце XIV века будущий святой, князь Дмитрий Донской получил этот образ в дар от донских казаков. Первое место пребывания Донской иконы – поселок Сиротин. В день Куликовской битвы, а в этот день совершается праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Донская икона была в рядах дружинников воинства князя Димитрия Донского. Известно, что Куликовская битва стала началом возрождения Руси и избавления от татаро-монгольского ига. Именно при помощи Пресвятой Богородицы Русь начала вставать с колен: так считал сам князь Димитрий Донской, основавший на месте нахождения Донской иконы Богородицы в ходе Куликовской битвы храм.

Царь Иван Грозный брал этот образ как знак покровительства Богородицы русскому воинству в поход на Казань.

Также после молитв перед Донским образом москвичи отразили нашествие хана Гирея в конце XVI века. Образ Богородицы был помещен в основанный в 1591 году царем Феодором Ивановичем, сыном Ивана Грозного, Донской монастырь. Поэтому Донской иконе Богородицы молятся, прося защиты от нашествия врагов. Известно также, что в середине XVI века икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, где она пострадала при пожаре. В это же время Борис Годунов был благословлен на царство именно образом Донской Богоматери.

Почитание образа в народе было велико, для нее изготовили золотой киот с камнями. Драгоценности были украдены наполеоновскими солдатами. После революции святыня сохранилась. Ее отреставрировали, отдали на хранение в музей — многие же другие чудотворные иконы бесследно исчезли именно в этот период.

Днем памяти Донской иконы еще при князе Димитрии назначили 1 сентября. В этот день образ выносится на середину каждого православного храма. Накануне, 31 августа, совершается Всенощное бдение, в сам день праздника – Божественная литургия, за обоими богослужениями читаются краткие молитвы – тропари и кондаки иконе Богородицы Донская. Их можно читать онлайн или наизусть в любой момент, при жизненных трудностях

Заступница верных людей Благая и Скорая, Пречистая Богородица Дева! Молимся Тебе перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы Ты, как в древности, через икону эту заступничество Твое городу Москве подала, так и сегодня нас от всех бед и горестей милосердно избавь и спаси души наши, о Владычица Небесная!

Избранная Богом Воевода, Побеждающая врагов, избавившись от зла, с благодарностью молимся Тебе мы, рабы Твои, Богородица, – Ты, Имеющая власть непобедимую, освободи нас от всех бед, чтобы мы всегда пели Тебе: радуйся, Невеста Бога Неневестная.

Пресвятая Богородица стала невестой Бога, но осталась невинной – «неневестной», то есть девственницей, хотя и родила Богомладенца Христа. Разум человеческий не может понять этого. Однако вспомним, многочисленные чудеса Божии всех веков: успокоение стихий, обращение многочисленных войск в бегство… Молитва Невесте Неневестной учит нас смирению перед волей Божией, помогает прислушаться к своему сердцу и голосу Божьему в нем. Верность Господу и послушание Ему, исполнение Божиих заповедей — главная радость, умиряющая сердце и наполняющая его покоем.

Благодарные верующие люди, по молитвам которых перед Донской иконой Божия Матерь совершала чудеса, украсили образ золотым окладом (лист золота, на которым методом гравировки или выдавливания повторяется изображение на иконе) с драгоценными камнями.

После многих исторических перипетий, войн и гонений на иконе осталась лишь золотая рама. Считается, что оклад был сорван наполеоновскими солдатами.

С начала ХХ века Донская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, где ею может полюбоваться каждый. Интересно, что после революции многие святыни оказались бесследно утраченными, но Донская икона сохранилась и даже была отреставрирована – ее уважали и безбожные власти. Однако богослужения перед нею совершаются лишь изредка. Также иногда икона выносится из музея для совершения крестных ходов: ежегодно, по древней традиции проводится крестный ход в память о заступничестве Божией Матери со списком Донской иконы и изредка – с оригиналом.

Существуют многочисленные и древние списки Донской иконы – чтимый список хранится сегодня в Донском монастыре Москвы на юго-западе исторической части города. Эта обитель сохранилась с древних времен прославления Донской иконы и является частью историко-культурного наследия нашей страны. После революции он был закрыт, но возродился в 1991 г. В обители как и раньше, действуют мастерские, возобновляются росписи храмов, есть хозяйство. Также здесь  находится захоронение святителя Тихона (Белавина), первого после революции Патриарха Всероссийского.

История иконы

Точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось. Во вкладной книге Донского монастыря, составленной в 1692 году, имелась запись, что икона Богоматери была поднесена донскими казаками из Сиротина городка московскому князю Дмитрию Ивановичу в канун Куликовской битвы:

Однако большинство исследователей расценивает это сообщение не более чем как романтическую легенду и считает, что икона написана после Куликовской битвы. Существует несколько версий о том, где первоначально она могла находиться, согласно которым — к примеру, по мнению Олега Ульянова, — она была написана для Успенского собора Симонова монастыря (основанного в 1370 году племянником преподобного Сергия Радонежского — святителем Федором), откуда икона могла быть перенесена в 1567 году в Благовещенский собор Московского Кремля, восстановленный после кремлёвского пожара 21 июня 1547 года. Свои доводы Ульянов подкрепляет «Жалобницей» протопопа Благовещенского собора Сильвестра митрополиту Московскому Макарию, что после пожара «перевод у Троицы имали иконы с чего писати да на Симанове», а также другими примерами. По мнению Валентины Антоновой, Донская икона первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне, построенном по указанию князя Дмитрия Ивановича, в котором, предположительно, работал Феофан Грек и его ученики, создавая фресковый ансамбль и иконостас.

Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьёвых горах, с иконой был совершён крестный ход вокруг городских стен, после которого её поместили в полковой церкви. На следующий день — 19 августа — русские войска одержали победу, которую приписали заступничеству Богородицы. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с иконы) и установлено празднование в честь иконы. С этого времени икону стали почитать как защитницу от иноверных и иноплеменных врагов.

Популярные статьи  Молитвы Иоанну Златоусту

В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор. Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

В 1919 году Донская икона, раскрытая от записей Григорием Чириковым (работа была начата им в 1914 году), поступила в Государственный исторический музей. С 1930 года находится в собрании Третьяковской галереи.

Чтимые списки Донской иконы Божьей Матери

Списки с Донского Богородичного образа стали делать практически сразу после его появления. Уже в конце XIV века появился первый из них, выполненный для Троице-Сергиевой Лавры по заказу двоюродного брата Дмитрия Донского, князя Владимира Андреевича.

Ещё два списка сделали по распоряжению Ивана Грозного, который перенёс оригинал в Москву. Один из них вернулся в Коломну, в Успенский храм, и сохранился до нашего времени. Второй стал использоваться как надвратный образ на Спасских воротах.

Чтимый список также расположен в соборе Донского монастыря:

«Донская икона Божьей Матери – это икона боевой славы. До Октябрьской революции в Донском монастыре было несколько этих икон. Одна из них считалась чудотворной, остальные были почитаемыми. Сейчас к образу, расположенному в большом соборе, приходит очень много людей, которые молятся о своих проблемах и скорбях».

Иеромонах Киприян (Сабанцев), экскурсовод Донского монастыря

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Почитание

В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677–1678) и Крымские походы князя В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Донской иконы усилилось. В г. архимандрит Донского монастыря Антоний написал предисловие к вкладной книге монастыря «Слово известное всем благочестивым христианам» , в котором, основываясь на сведениях «Повести о честнем житии царя и великаго князя Феодора Ивановича» , подробно изложил историю чудесного избавления Москвы от Казы-Гирея, а также дополнил рассказ о победе на Куликовом поле актуальным для XVII в. вымышленным эпизодом о донских казаках, пришедших на помощь православному воинству и принесших в дар икону Донской Божией Матери. Автор «Повести от древних летописных историй о чюдотворном образе Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Донскиа, откуда и коих лет прославися и како зде во граде Коломне обретеся» , созданной, вероятно, в Коломне, описывал, как перед Куликовской битвой великий князь Димитрий слышал «близ града Коломны» «глас», предрекший ему заступничество Богоматери, а на Дону к нему присоединились казаки, преподнесшие икону Божией Матери, поставленную им после победы в кремлевском храме Благовещения. «Познав силу» слышанного «гласа», великий князь «повеле иконописцу образ Пресвятые Богородицы Донския преписати противу того новый и послати в град Коломну и в церкви соборной поставити». Эта часть рассказа основана на исторических фактах, относящихся не к XIV, а к XVI в.: после перенесения иконы в Москву Иоанном IV в Успенском соборе Коломны действительно остался ее список, отмеченный в писцовой книге города 1577–1578 гг. . Об этом же сообщает предание, записанное Н. Иванчиным-Писаревым в 1-й пол. XIX в. в Коломне: «Иоанн… видел горесть жителей, молившихся ей почти 2 века, и дозволил им снять с нее вернейшие списки: один для сего храма , и другой для крепостных Спасских ворот, через которые она была вынесена из города» .

Отличия композиции

На обороте Донская икона Матери Божией имеет еще одно изображение. Это картина успения (кончины) Пресвятой Девы. Считается, что образы принадлежат кисти разных авторов.

Мнения специалистов о том, кто написал икону Донской Богоматери, практически единодушны. Образ выполнен в манере Феофана Грека — учителя Андрея Рублева. В то время он работал над росписью храма в Коломне. Заказ на образ был получен от некой княгини — на память о павших русских воинах.

Образ принадлежит к древнему типу — «Умиление», его характерной чертой является то, что Богоматерь и Младенец нежно касаются друг друга.

  • Правая рука Царицы Небесной поддерживает Христа.
  • На Иисусе одета длинная туника охряного цвета — знак того, что Бог принял человеческую смертную природу. В то же время Он остался Господом.
  • Ноги Христа видны до колен.
  • Левая рука Матери указывает на Спасителя.

В жестах заключено основное значение Донской иконы. Движения рук символизируют движения духа. Богородица стремится ко Христу, как каждый человек — к Богу. Он же выказывает свою любовь, в лице Матери принимая весь мир.

Божия Матерь в традиционном одеянии — длинном покрывале, которое скрывает волосы, плечи и руки. Такие одежды носили замужние женщины. Также это знак священства Божией Матери. Женщины-мученицы иногда изображаются на иконах в облачении священников, хотя в земной Православной Церкви такого не бывает. Это показывает высокую степень духовности, верности Христу, самосовершенствования.

Оцените статью
Добавить комментарии