Встреча человека с Богом
«Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»
«Верую!»
Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в жизни произошел такой случай. Мы с товарищем отправились в студенческое общежитие к знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. Завязался разговор о религии, и подруга спросила: «Зачем вы ходите в храм?» В этом вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки. Она и правду хотела понять. Тогда товарищ ответил: «Не надо нас считать глупыми — если бы мы ничего в храме не чувствовали, не ходили бы туда». Слова удивили меня, потому, что в тот момент я ничего не чувствовал в храме. Только спустя время Бог появился в моей жизни как несомненная реальность, пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всё приходило постепенно.
Атеистическое наследие
Если человек никогда не испытывал уверенности, что Бог есть, то разобраться логически – «есть Он или нет?» – очень сложно. Причём, если уверенности не было, то сердце, скорее, убедится в том, что Бога нет. «Нет» потому, что я Его «не чувствую». А то, что говорят другие, – их больная фантазия. Так человек становится атеистом. Однако, атеизм не даёт ответа на вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?». Единственным осмысленным и логическим ответом могло бы быть: нужно пройти путём религии и на личном опыте узнать, есть ли Бог?
Одна советская девочка по имени Ольга в детском саду играла с другими детьми. Они обсуждали какие у Бога, глаза, уши, руки. Глупо шутили по этому поводу. Но при этом у них было чувство глубоко неправильного поступка, которое рождается, когда делаешь что-то очень нехорошее. Дети эти были невоцерковлёнными и дома никому из них о Боге не говорили.
И действительно то, что Бог есть, можно понять даже вглядываясь в мир. Ясно, что такая красота не могла возникнуть сама по себе. Но есть вопрос: какое отношение имеет Бог к моей личной жизни? Как говорил Клайв Льюис: «Какое отношение то, что Он умер и воскрес имеет лично ко мне?»
Здесь можно сказать, что душа человека тоскует. Тоскует даже когда у него есть всё. Душа человека очень велика и её невозможно насытить ни деньгами, ни вещами, ни удовольствиями.
Душа тоскует о настоящей любви. Сама история показывает, что без Бога это желание удовлетворить невозможно. Хотя большинство людей Бога не чувствует, но те из них, кто Его ощутил, говорят удивлённо: «Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»
С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву. Я видел в жизни священников, которые, молясь, общались с Богом и передавали свой настрой святости другим. Видел и тех священников, для которых богослужение было всего лишь обрядом, они не чувствовали Его. Конечный смысл службы в храме – живая встреча людей с Христом и последующая жизнь с Ним, в которой постоянно расширяешь в сердце место для Него. Для обретения Его в церкви есть всё. Церковь и служба строятся вокруг причастия – которое и есть Его обретение.
Когда-то, когда я начинал ходить в храм, я тоже ничего не чувствовал в службе. Но я говорил себе, что самые лучшие люди земли испытывали в службе полноту блаженства. Ходил и читал богослужебные книги. И спустя года два пришло живое чувство Бога, которое с годами только возрастало. Но как именно оно пришло? – это и для меня тайна.
“Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”, – так Христос говорил Никодиму. Сейчас, спустя годы, вижу, что мне помогли обрести чувство Бога частое причастие и добрые дела. Кроме того, обретению «чувства Бога» помогает внимательная молитва.
Инаковость Бога
Простите меня, вы немного устали. Требуется сказать несколько слов об «ином образе» Бога.
Необходимо понимать, что Бог является не тем, что мы обычно думаем. Бог инаков не в смысле отчуждения, потому что его инаковость отличается от того, что мы подразумеваем в силу человеческих суждений.
Наша большая ошибка (это ошибка всей нашей жизни) – думать, что мы можем добраться до субъекта познания при помощи аргументов, доказательств, чтобы жизнь стала понятной и вписалась в наш ум. Мы должны осознать эту истину и принять Бога в себя, встретившись с Ним. Даже когда Он снизошел до нашего образа и стал похожим на нас, мы не должны дерзать думать, что стали близкими и родственными Ему, мы не должны пытаться уподобить Его нам.
Бог не является «другим», это просто для нас становится чуждым Его вторжение в нашу жизнь и нашу волю
Бог – это не человек, и Его инаковость требует для нас большой осторожности
Мы должны понять, что не Бог «другой», а вся наша жизнь нечто другое, чем мы это себе представляем. «Другими» различные вещи становятся потому, что мы сами думаем о них нечто, что подозреваем, но не то, что в них содержится. Даже наша исповедь является психоаналитической по своей природе, и это говорит о том, что мы не знаем себя самих. И, вот ирония! Мы приходим к духовнику, чтобы сказать ему о том, кто мы есть, мы начинаем описывать свое состояние. Но это неправильный путь, умственный, человеческий путь. Даже духовник не должен пытаться понять, кто мы есть. Если это будет происходить, то он не сможет заменить нам Таинства, и Бог будет неудовлетворен.
Душа всегда имеет свои секреты и тайны, она имеет свою инаковость, свою святость. Но и сама природа имеет определенную инаковость, хотя она и павшая. Я не хочу сбивать вас с толку, но те из вас, кто занимается естественными науками, знают неотъемлемое свойство природы. Например, в физике при попытке найти какую-либо элементарную частицу с высокой точностью, мы делаем ошибки в определении некоторых ее свойств, к примеру скорости или динамики. Вселенная тоже имеет одну удивительную особенность: чем больше мы приближаемся к галактике, тем далее она уходит от нас. Природа скрыта от нас, и когда мы приближаемся к ней, узнав одну из ее характеристик, она скрывает от нас другие.
Ненарушимым и универсальным законом является то, что Бог становится для нас истиной, когда мы смиренно признаем Его непознаваемость. То же самое происходит с наукой. Мы делаем больше открытий, когда имеем дело с неизвестным, чем при разработке и анализе известных нам вещей.
Дела и молитва
Бог познаётся опытно делами и молитвой. Путём деятельной помощи другому. В Европе был случай, когда человек хотел спрыгнуть с моста и его увидел православный священник.Он сказал самоубийце – «вам ведь теперь деньги не будут нужны – пойдите раздайте ваши деньги нищим, а потом возвращайтесь и спрыгните с моста». Молодой человек согласился и раздал деньги. Когда он это сделал, то снова ощутил желание жить.
Открывается Бог и в молитве. Приведу по этому поводу историю, которую рассказала Елена Редкокаша, преподававшая в пятом классе уроки христианской этики.
На уроке одна девочка сказала ей: «я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её: «Почему?». Девочка рассказала, однажды, родители ушли куда-то в гости оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Она очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся». И свет тотчас зажегся.
У одних людей встреча с Богом проходит ярко, у других тихо и почти незаметно.
Человек ходил в храм, но не имел «чувства Бога». Тогда он сказал себе — «святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия». И он, доверившись опыту святых, стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что «ощущает Бога» внутри и рядом. Когда это чувство пришло – он и не заметил.
Святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах».
Предыдущий Следующий
Встреча человека с Богом
Самое удивительное в православии – «живое богообщение с Живым Богом». Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах, и в молитве.
Молитва – это встреча с Богом Живым. Православие даёт человеку непосредственный «доступ» к Богу. Если, допустим, мусульманин, внимательный к себе, говорит, что у него нет чувства, что его кто-то слышит (как говорил это будущий православный индонезиец Бамбанг Дви Бъяторо), то «православные живут в чувстве присутствия Бога, ощущают Его присутствие в молитве». Ничего подобного нет вне православия.
Продолжение читайте в следующей статье.
Глаза счастливого человека
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников пос. Александро-Калиново:
Человеком, повлиявшим на моё обращение к Богу, стал священник, две первые встречи с которым произошли с промежутком в один год. Я не знал, как его зовут, где он служит, мы не разговаривали. Первый раз мы встретились, когда мне только исполнилось двадцать пять лет. Я шумно отпраздновал день рождения, на котором было много друзей, хороших слов, подарков. Казалось, что жизнь удалась. Я сел в автобус. Было лето, тепло. И тут вошёл он. В подряснике, сапогах. Длинные волосы, борода. Высокий, стройный, возраст — за шестьдесят. Он не стал садиться, а я сидел, смотрел на него, и внутри было нехорошее, неуважительное чувство. Я думал: «Человек погубил свою жизнь! Такая жара, а он весь в чёрном, помятом, ещё и сапоги эти надел на себя. Зачем? Неужели он настолько глуп?»
Ровно через год мы встретились в той же обстановке. Всё это время я его не видел, не вспоминал, однако в моей жизни многое изменилось. Навалились апатия, уныние. Внешне всё было благополучно, а внутри такая пустота! Непонятно, зачем живёшь. Материальное не приносит удовлетворения.
Когда в автобус вошёл этот священник, я уже не обратил внимания на его одежду. Мы встретились взглядами. Я увидел глаза счастливого человека. В них было счастье, какого я никогда ещё ни у кого не видел. После этого, наверное, не видел тоже. Это была такая глубина счастья, внутреннего умиротворения, любви! Я просто онемел от ощущения, которое дала мне эта встреча. Буквально через несколько минут он вышел из автобуса и пошёл своей дорогой, а я после этого искал с ним встречи.
Искал и нашёл. Ходил в его храм, крестился и первый раз исповедовался у него. Крестил там вторую дочку. Его звали отец Пётр, он был настоятелем самого обычного храма посёлка Юг. Фамилию я так и не узнал.
Потом мы уехали на родину, в Константиновку. Думали, что ненадолго, но оказалось — навсегда. Здесь уже другой священник взялся за мою религиозную жизнь, но это уже совсем другая история.
Три ангела: свидетель Иеговы, жена и священник
Священник Виталий Ворона, настоятель храма Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска:
Я долго обдумывал этот вопрос и понял, что нет одного человека, повлиявшего на моё обращение к Богу, есть целая цепочка. У меня был долгий путь.
Первым вспоминаю человека, с которым я работал. Каждый день в обед он садился в машину и читал Библию. Он был свидетелем Иеговы*. Отличался от других спокойствием, надёжностью. Мы общались, он пытался что-то рассказывать о вере, подарил мне первую Библию. Так что первый мой шаг к Богу произошёл с его помощью. А вот в православие я пришёл благодаря своей жене.
Мне как-то попались такие слова: «Богатство сердца женщины может привести мужчину к Богу». Наверное, так и есть. Мы с женой не были воцерковлёнными людьми, но она лучше меня разбиралась в вопросах веры. В те времена Троица в моём понимании — это три иконки в машине у водителя: Спаситель, Богородица и святой Николай. Жена же знала, что Троица — это другое.
В душе я чувствовал, что Бог есть, что без веры человеку жить невозможно. Постепенно понял, что счастье — это не то, что мы называем этим словом, но Царствие Небесное. Счастье — это когда начинаешь понимать, что у тебя есть шанс прикоснуться к вечности. Счастье — пребывать с Тем, Кто есть источник радости и всех благ. Когда жена увидела у меня всевозможные сектантские книжечки, то стала бить тревогу. Она понимала, что для меня сфера веры стала иметь значение, я начал пытаться в чём-то разобраться, но пошёл не по тому пути. Он шёл вразрез с нашими традициями и устоями. Тогда ведь не думали, что секты — это путь погибели, просто внешне все те люди выглядели пластиковыми, а моя жена такое на дух не переносила. Я не хотел вносить раскол в семью, а разобраться в духовных вопросах стремился. Отношение к православию тогда было как к «религии старух», но я всё-таки пришёл в храм. И услышал удивительное пение. Оказалось, что там всё совсем не так, как я предполагал. С этого начался мой путь в православии.
Ещё один человек, повлиявший на меня — священник, который приезжал к нам за помощью (я тогда занимался бизнесом). Он поразил меня своим смирением, доброжелательностью и кротостью. Его поведение помогло мне преодолеть стереотипы в отношении священников. Большое счастье, что Господь посылает нам людей-помощников, которые учат нас либо любви, либо смирению. Я называю их ангелами и благодарен за каждого, посланного мне.
Популярное за 7 дней
Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40
Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17
Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07
Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43
Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26
Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17
Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32
24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46
Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50
Больше, чем отец
Протоиерей Игорь Зырин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы пос. Новоэкономическое:
Одного человека назвать не могу, у меня их было несколько. В 2005-2006 году по каналу «Киевская Русь» стали транслировать проповеди священников. Эти передачи оставили в моём сердце первые семена веры. Позже у меня произошла встреча с одним священнослужителем, который тогда служил в Дружковке. Он одним из первых в нашем районе начал не только служить и проповедовать, но и вести миссионерскую деятельность. Некоторые слова проповедей этого пастыря мне очень запомнились.
Однако самое большое влияние на моё духовное становление оказал протоиерей Николай Мельничук, настоятель Николаевского храма Дружковки. Дело в том, что ещё в школьные годы, когда у меня появилось желание что-то узнать о вере, я хотел встретить именно такого священника — того, кто горячо проповедует, миссионерствует и соответствует моим представлениям о священнослужителе. Мне хотелось, чтобы к нам в школу вместо свидетелей Иеговы и других сектантов пришёл именно такой батюшка. Прошли годы, и я встретил отца Николая. Когда услышал его проповедь и потом познакомился с ним ближе, понял, что образ его мыслей мне очень близок. Он дал повод задуматься о смысле жизни и помог осознать, что смысл жизни — это Христос. Я начал ходить Николаевский храм, окормлялся там духовно. В юные годы я потерял родного отца. Для подростка тринадцати лет это было очень тяжёлым ударом. Отец Николай стал мне больше, чем отцом. Он стал отцом духовным, я внутренне рос под его влиянием. Проповеди этого пастыря, его поведение, миссионерское служение, умение найти подход к каждому человеку меня всегда очень привлекали. Его пример очень повлиял на меня. Он для меня и сегодня тот человек, на которого стоит равняться не только священнику, но и каждому христианину.
Где православные встречаются с Богом?
Фото: Flickr.com
Истинно верующие чувствуют присутствие Господа в своей жизни. Встреча происходит регулярно. Во время молитвы они могут услышать ответ на мучивший их вопрос. Это не значит, что слова Господь произнесет вслух. Но Отец Небесный подаст знак, как следует поступить.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Где же еще могут встретиться верующие с Господом? Ответ прост:
- во время причащения;
- в момент покаяния;
- во время молитвы.
Все Таинства Церкви связаны с встречей человека и Господа. Испытывали ли вы чувство облегчения после исповеди? Оно обязательно приходит, если человек каялся в прегрешениях искренне и с верою в то, что больше не совершит подобные деяния. Вот и состоялась ваша встреча с Богом.
Те, кто постится, говорят о чувстве невесомости, радости, душевной чистоте. Но отказ от еды не приближает встречу с Господом. Ведь пост – это, прежде всего, покаяние, молитва.
Господь дарует возможность почувствовать свое присутствие каждому человеку. Для того мы и ходим в храмы, постимся, исповедуемся.
Чудотворное действие Господа чувствуют все те, кто пришел в Церковь. Состояние улучшается самым невероятным образом, устраняются болезни. Бог дает нам понять: Он рядом.
Если в вашей жизни много несчастий, беда приходит одна за другой, пересмотрите свои прошлые поступки. Не пытается ли Господь, вернуть вас на истинный путь? Об этом должен задуматься каждый человек. Тогда и состоится его встреча с Богом.
А через неделю он умер
Шло время, Ирина переживала, что ни внучка, ни муж ее к Богу так и не пришли. Он вообще не крещеный. А Женя уже вторым беременна. И стала бабушка Евгению (мужу) Евангелие предлагать почитать. Он отнекивался сначала. И внучка сердилась:
Мне еще рано смотреть на смерть
— Ну что ты, бабушка, к нему пристаешь?!
— Ладно, не буду больше.
Но Евангелие у них дома оставила. Вдруг заглянут.
Через месяц или два звонит Ирине Евгений:
— Я все прочитал! Креститься хочу.
«Вот так Слово Божие его сердца коснулось, представляешь», — говорила мне Ирина.
Она сначала думала его к нам в храм привести, но Евгений не захотел. Он нашел себе храм, священника, ходил уже на службы.
Крестился, в алтаре на коленях стоял (пустили его туда), грехи свои оплакивал, потом причастился.
И через неделю умер. Тромб оторвался. Зашел в лифт живым, а на этаж приехал мертвым. В 33 года. Возраст Христа.
Скорбела семья, конечно же. Но батюшка тот утешал:
— Вы представляете, он же чистым к Богу ушел! Как он тогда в алтаре каялся! Он молитвенником вашим станет…
Второй сын родился уже без него. А Женя начала ходить в храм.
Что такое встреча с Богом и как она происходит?
Слово духовника обители
Когда человека касается благодать, и он понимает, что произошла встреча с Богом, то передать словами происходящее в душе полностью невозможно. Это событие превосходит все земные человеческие чувства.
В Церкви через слово, через икону, через богослужение, через песнопение Господь дает нам возможность приобщаться к новой, вечной жизни. Всё, что мы слышим в церкви, в чем участвуем, и есть встреча с Богом. Причастие — это встреча с Богом: вот Тело, вот Кровь. Примите!
Это для нас залог победы, это надежда на то, что все-таки в какой-то момент я скажу греху «нет» и покаюсь. И не просто скажу о грехе, а изменюсь
Когда наше христианство чисто внешнее, мы успокаиваемся: мы находим какое-то слово, умное, мудрое слово священника, оно нас поддерживает, и нам это очень важно, но этого недостаточно. Должно быть слово, которое войдет в наше сердце, должна быть такая встреча, после которой мы уже не сможем грешить, потому что это будет невозможно
Должно измениться наше сознание и видение всей нашей жизни и вообще мира. Это уже на уровне духовном, не душевном. Душевное — это как пели сегодня в храме, как красиво батюшка сказал… Очень хорошо, отлично. Но этого недостаточно! Должен быть результат.
Вот человек пришел в монастырь — всё. А он колеблется… Вот человек приобрел семью, а он не уверен еще. Почему люди сейчас предпочитают жить в гражданском браке? Можно сказать, что это желание ни за что не отвечать, никому не быть ничем обязанным. Но в то же время дело в том, что человек не верит в то, что может любить одного человека всю жизнь. Неверие в свои внутренние силы, неверие в то, что можно отдать другому свою жизнь до конца, мысли «а может быть, это не мое, может быть, еще будет что-то лучшее», «а вдруг что-то случится — какой-то ветерок подует и сдует» — это то непостоянство, то сомнение, то колебание, в котором находится грешный человек, не имеющий опоры, не имеющий камня веры, на котором нужно строить свою жизнь. На песке здание разрушается…
Бог нас готовит к встрече. Для многих это будет в последний миг жизни. Мы видим, к сожалению, что если умирает человек, не знавший Бога, то в момент, когда у него открывается видение духовной жизни, он начинает видеть не Бога, а бесов. У человека расширяются глаза, он куда-то смотрит, ему страшно, он не знает, чего ждать, потому что у него не было опыта встречи с Богом. И это ужасно. Это тот финал жизни, который может привести к вечному страху. Как отличается это от того, когда уходит из жизни человек, который жил в вере! Он тоже что-то видит, но в глазах свет, надежда. Человек не боится, он доверяет Богу, у него нет паники, потому что он к этому стремился всю свою жизнь. И вот, наконец, встреча произошла — начало новой жизни, вечной… Когда ты становишься этому свидетелем, то чувствуешь, что причастен к тайне вечной жизни.
11.05.2018
Человек, объяснивший, что христианство — это не придаток жизни, но сама жизнь
Священник Олег Черниченко, настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского пос. Мироновский:
В детстве я был не очень коммуникабельным ребёнком, предпочитал сидеть дома и читать книжки в уединении, а не лазить по гаражам или драться с ребятами из соседнего двора. Разумеется, мысль о Боге, о сверхъестественном пришла ко мне через книги. Первая из прочитанных была издана иеговистами и называлась «Самый великий человек, который когда-либо жил». До сих пор помню кожаную обложку, золотое тиснение, мелованную бумагу. Я прочёл её от корки до корки, но эта книга не давала ответ на вопрос: что делать дальше со знанием, которое я благодаря ней получил?
Этот вопрос засел во мне как заноза и разрешился спустя несколько лет, когда я пришёл в храм. Не было человека, который привёл меня, мы с братом пришли туда сами и шли типичным путём неофита. На этом пути были брошюрки типа «Чудеса последних времён», журнал «Спасите наши души» и тому подобное. Я помню, что у меня нарастало ощущение нецелостности жизни. Есть жизнь с понедельника по пятницу, когда ходишь в школу, слушаешь родителей, гуляешь с друзьями, и есть церковная жизнь — в храме на выходных плюс пятнадцать минут утреннего или вечернего правила. Между этими двумя мирами оставалась граница, это не давало покоя.
Прошло время. Я был, наверное, в восьмом классе. Мне попался православный журнал для молодёжи. Там была статья, которая произвела на меня впечатление невероятное. Меня как будто ударили обухом по голове. Там говорились очевидные вещи: человек — это не только часть физического мира, не высшее звено пищевой цепочки, он выше этого. Он носит в себе сокровище, которое никогда не потеряет, как бы низко ни пал. Это сокровище будет всегда, и Господь его бережёт и охраняет, как мать новорождённого ребёнка. Эти слова на меня произвели колоссальное впечатление. Я, как апостол Павел, не мог идти против этого рожна. Прочитал имя автора: «протоиерей Александр Мень». Тогда мне это имя ни о чём не сказало. Я просто понял, что его слова — это слова человека, который знает, о чём говорит, причём знает не из книг, а из своего опыта и опыта людей, с которыми общался.
На следующий день я побежал в библиотеку и записался в компьютерный клуб, потому что интернет тогда был роскошью. Я набрал в поисковике «Александр Мень», узнал, кто это такой, как он жил и умер, какое наследие оставил. Сразу же взял почитать первую книгу его авторства — «Сын человеческий», которая, как я сейчас понимаю, чудом оказалась в светской библиотеке. Прочитал её запоем, и это был поворотный момент в моей жизни, когда я понял: Евангелие — это то, что нужно воспринимать всерьёз — или не воспринимать вообще. Невозможно быть немножко христианином. Нужно быть им или в полной мере, или не быть им вообще. Слова отца Александра показали, что христианство может быть не просто придатком жизни, как это ощущалось раньше, но собственно жизнью, может освятить её от А до Я. Это был поворотный момент на моём пути к Богу.
Казалось бы: где я — и где отец Александр Мень? Между нами столько времени, но — «нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», — и вот он написал, я прочитал его слова спустя много лет и понял: это то, что определит мою жизнь. С тех пор имя Александра Меня в моём помяннике, и я планирую молиться о нём всю жизнь.
Обязательно ли дожидаться каких-то событий, чтобы встретиться с Богом?
Фото: Elitsy.ru
Конечно, ждать трудного момента в жизни, не стоит. Его может и не произойти, если довериться Господу, изменить свое отношение к образу жизни и окружающим.
Но человек устроен так, что он верит только в свои силы, считает себя всемогущим. Он от природы высокомерен. Господь уничтожает его ложные убеждения, насылая на него непреодолимые обстоятельства. Говорит ли это о жестокости Бога?
Нет. Таким способом Господь пытается образумить человека, указать ему верный путь, а он невозможен без любви и веры. Иногда встреча с Богом возможна только через преодоление невзгод, в горе.
Некоторые люди с юных лет осознают потребность в общении с Господом. Они посещают храм, молятся, ведут достойный образ жизни. Бог укрепляет их дух, помогает в делах. Встреча с Богом происходит раньше. Он всегда рядом с ними.
Что означает выражение «встреча с Богом»?
Фото: Flickr.com
Далеко не каждый человек встречается с Богом. Некоторые представители ожидают события всю жизнь. Но оно не происходит.
Разными дорогами мы приходим к Господу. Чаще всего человек осознает, что нуждается в помощи Божьей, только в самый горький момент жизни.
Он остается один, без друзей, родственников, в болезни и печали. К кому ему обратиться? Где искать защиты? Тут-то и возникает потребность в молитве. Человек, наконец, осознает, как он слаб и беззащитен перед обстоятельствами. Происходит встреча с Богом через молитву, следование законам Божьим, добрые поступки.
Щедрость и обилие Бога
Щедроты Бога – это бездна, океан, вечнотекущая река. Потому что все возможно Богу, который есть Все, он является совершенным, и это трудно сокрыть от нас. Бог щедр по качеству, щедр в количестве, щедр в своей мере, в Своей Божественности, в Своей обильной любви, Он богат в Своей собственной жизни. В конце концов, Он дал нам то, что запретил вкушать предкам. Ведь для того и создана Церковь, чтобы мы стали «как боги». Бог настолько щедр, что создал все из ничего. Через воплощение Он стал тем, кем не был: будучи Богом, стал человеком.
Мы видели Его страдания: Бог принял то, что должен был, принял крестную муку для того, чтобы стать «клятвой за нас»: настолько Бог был смиренным. В воскресении Он делает еще один шаг навстречу нам, Он дает нам то, что мы ожидали. В конце концов, он победил ад и дьявола, не уничтожая их, чем еще раз доказывает вечность дара свободы. Существует и смерть, существует и дьявол. Это – свобода Бога, Его изобилие, богатство, щедрость.
Но Свою щедрость Бог проявил в природе и в других вещах. Посмотрим на изящество и красоту окружающего нас мира, хотя Бог авариями, катастрофами, наводнениями постоянно подтверждает и предупреждает те беззакония, которые царят в мире. «Небеса поведают славу Божию». Бог проявляется в любви к добрым и злым людям. Он благ к тем, кто постоянно подтверждает свое падение и грех. Бог может проявляться через священные истории. Бог видит через бездну вечности, Он милостив, но не скуп. Он может быть «скупым», если мы предъявляем Богу свои претензии, высказываем противные Богу мысли, но Бог щедр, если мы подходим к Нему с доверием, с признанием, с ожиданием и смирением. Те, кто много дают, обретают щедрость от Бога. Такими людьми являются мученики.
Мученики чувствовали щедрость Бога, поэтому полностью посвятили свою жизнь Ему, вплоть до крови. Это и мироносицы. Они чувствовали щедрость Бога, поэтому не боялись гонений, но пошли ко гробу еще ранним утром, преодолевая естественный страх, запреты, которые связаны с их полом. Они шли на поклонение Господу мертвому в могиле, но увидели его воскресшего. И такие почести могут быть оказаны всякому жаждущему милости Божьей.
Бог дает множество щедрот и дает их часто. При этом он может нам давать то, что мы не считаем нужным, однако Он лучше знает наши потребности и всегда дает нам испытания по силам.
Создавая мир, Бог каждому из нас дал потенциал для художественного и творческого преобразования этого мира, подобно тому, как мы воспитываем своих детей, которые наследуют таланты отцов. Мы являемся людьми, которые были созданы в вечной перспективе Бога, который пожелал «повторить Себя в нас». Каждый из нас является не просто созданием и наследником Божиим, но также и со-творцом. Бог дал нам возможность совоскреснуть вместе с Ним. Бог умирает в нас, если мы думаем о Нем как о далеком, абстрактном. И Он воскресает, когда мы действительно нуждаемся в Нем и просим от Него помощи. Он Сам воплотился, был Человеком, Который дал возможность всем живущим стать богами: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего»
Перевод с болгарского Дмитрия Шабанова специально для «Православие и мир».
«Верую!»
Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в жизни произошел такой случай. Мы с товарищем отправились в студенческое общежитие к знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. Завязался разговор о религии, и подруга спросила: «Зачем вы ходите в храм?» В этом вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки. Она и правду хотела понять. Тогда товарищ ответил:«Не надо нас считать глупыми — если бы мы ничего в храме не чувствовали, не ходили бы туда». Слова удивили меня, потому, что в тот момент я ничего не чувствовал в храме. Только спустя время Бог появился в моей жизни как несомненная реальность, пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога». Но и здесь всё приходило постепенно.