Грузинская икона Божией Матери

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Молитвословия

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих/ и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери,/ благодарственная пения приносим,/ пришествием честныя Твоей иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Грузинской (Красногорской)

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша, подающи с верою просящим по коемуждо прошению исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленных и недужных исцеляеши, и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокаженных очищаеши, и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши, и всякия многоразличныя страсти исцеляеши, и очныя болезни уврачуеши, и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих, и покланяющихся пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодевей, Преславней и Непорочней, славящих, и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

***

Тропарь мучеников

глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости./ Тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мученика Агафоника и иже с ним

глас 1

Звание благое стяжав, богомудре,/ мужей лукавых отвратился еси веры,/ не убоявся мук, Агафониче славне,/ темже благим был еси наследник/ и приял еси со страждущими с тобою// достойныя венцы.

Тропарь святого Горазда, архиепископа Моравского

глас 2

Достойнейший преемник учителя своего Мефодия,/ Моравския Церкве первопрестольника,/ был еси, святителю отче наш Горазде,/ столп Православия предивен,/ мученик без крове,/ и изгнание от своего стада коварными мужи претерпев./ Далече от своего отечества, Моравския земли,/ утвердив проповедию догматы божественныя Истины,/ Духом соединился еси со святыми учители своими Кириллом и Мефодием в Царстве Небеснем./ Моли о нас, блаженне,/ верою почитающих память твою,/ умирити мир и спасти души наша.

Как правильно молиться иконе

Чудотворному образу можно молиться как в храме, так и дома, перед семейным иконостасом. А можно обращаться и к образам на освященных украшениях, причем в любую минуту, когда требуется поддержка и помощь.

Перед молитвой желательно прибраться в помещении, зажечь лампаду или свечу и прочитать «Отче Наш». Затем можно обращаться уже к Небесной Заступнице.

Существует множество молитв Богородице, которые можно читать и перед этим образом. Однако есть тропари, акафисты и молитвы, обращенные непосредственно к «Радости всех Радостей».

Текст молитвы иконе «Радость всех Радостей»

Молиться Богородице можно не только каноническим текстом, но и своими словами, высказывая самые потаенные желания. Если помыслы молящегося чисты, а сердце преисполнено верой, Божья Матерь обязательно услышит обращенное к ней послание!

02.09.21

Монастырь в наши дни

В 1918 году обитель была закрыта. С 1930-х годов на ее территории размещалась тюрьма для политических заключенных, позже — колония для малолетних преступников. В 1991 году первой в Казанской епархии Раифа была возрождена. В течение 1990-х годов был отреставрирован ее архитектурный ансамбль и восстановлена полноценная монашеская жизнь.

Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников. Он привлекает как паломников, так и туристов со всей страны и даже за ее пределами. Многие приезжают в Раифу ради святого источника, другие — получить душевное спокойствие. На Крещение в монастырь приезжают желающие окунуться в прорубь.

Священное Писание

1 Кор., 123 зач., I, 3-9

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.

9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Мф., 78 зач., XIX, 3-12

3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5 И сказал: посему оставит человек отца и мать иприлепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

История возникновения

Образ Умиление сформировался, очевидно, с первых веков христианства, когда, по преданию, первые изображения Пресвятой Девы писал знавший Ее лично апостол и Евангелист Лука. После Крещения Руси пришли к славянам образы Богородицы. Уже с первых веков христианства на Руси многие из них, включая иконы Умиления, стали почитаться, как чудотворные. Немало таких икон и сейчас.

Владимирская

Пожалуй, самая древняя известная на Руси икона Умиления. По-видимому, святыня имеет византийское происхождение. Она относится к XII в., хотя существует церковное предание, приписывающее авторство этого священного изображения апостолу Луке. Сначала она пребывала при женском монастыре близ Киева, позже князь Андрей Боголюбский перенес образ во Владимир, отчего он получил свое наименование.

Новгородская

Новгородская икона прославилась чудом 8 июля 1337 г. Сторож Троицкой церкви, где образ пребывал в иконостасе, услышал шум и вошел в храм узнать причину. С ужасом он увидел, что икона Богоматери непонятным образом висит на воздухе. Из глаз Пречистой текли слезы.

Церковные служители тотчас сообщили о чуде новгородскому архиепископу, который с крестным ходом пришел к храму и принял образ на руки. Новую святыню поместили на почетном месте, изготовили киот. Она сразу прославилась чудесами, среди которых:

  • избавление Новгорода от морового поветрия 1337 г.;
  • спасение храма от пожара 1366 г. – икона поднялась на воздух из горящей церкви и вновь спустилась на руки архиепископа, после чего прекратился пожар.

В 1497 г. великий князь Иван III забрал новгородскую святыню в Москву, но в 1508 г. Богоматерь в сонном видении повелела вернуть Свой Образ Новгороду, что было сделано незамедлительно. В годы советской власти святыню забрал музей, позже, когда Новгород был захвачен немцами, ее вывезли в Германию, но образ удалось вернуть в 1947 г.

Популярные статьи  Молитвы о здоровье себе

Смоленская

К числу древнейших принадлежит Смоленская икона Умиления. Она явилась в Смоленске в 1103 г. Особенность изображения – сложенные крестообразно руки Богородицы. Она с любовью взирает на Младенца, лежащего на складках Ее одежды.

Смоленская прославлена с начала XVII в., когда Смоленск осадили поляки. Героическая оборона города, организованная воеводой Михаилом Шеиным, продолжалась 20 месяцев. Все это время войска молились перед этим образом. С тех пор Смоленская стала почитаться покровительницей города.

Толгская

Существует 3 варианта Толгской иконы. Наиболее известный список чудесно явился в 1314 г. Ростовскому епископу Прохору на острове, на Волге, при впадении речки Толга. Ночью во время молитвы архиерей увидел столп света и внезапно появившийся мост через реку. Пройдя по нему, святитель обрел священное изображение.

В тот же день на месте явления выстроили часовню, а позже – открыли монастырь. До 1917 г. сохранялся благочестивый обычай: идущие по Волге пароходы неизменно делали остановку на пристани Толгской обители, чтобы пассажиры и команда могли поклониться святыне.

Локотская

Это святыня, явленная совсем недавно, в 1998 г. в пос. Локоть Брянской области. Она принадлежит к особому изводу «Умиления», где Богоматерь изображена без Младенца, и, как на Смоленской, с молитвенно сложенными на груди руками. К этому же изводу принадлежит Серафимо-Дивеевская икона Богородицы, известная как келейный образ Серафима Саровского.

Фотокопию именно этой иконы увидела в магазине женщина по имени Наталия на старом календаре, который продавцы собирались выбросить. Чтобы не допустить поругания образа Богородицы, женщина купила календарь и, вырезав из него изображение, повесила на стену.

О чуде узнал архиепископ Мелхиседек, лично удостоверивший его истинность. Сначала для новой святыни построили часовню при доме, где она находилась. С 2012 г. хранители образа передали его епархии. Ныне Локотская, мироточение которой не прекращается, постоянно посещает разные города России. Крестные ходы с ней проходят тысячи километров.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.

Грузинская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные. В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся

В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Неопалимая Купина»
  • «Отчаянных Единая Надежда»
  • «Касперовская»

Роль икон в православии

С точки зрения священнослужителей православной церкви, икона является неким связующим звеном между земным и божественным мирами. Главная идея поклонения перед образами заключается в том, что почести и молитвы обращаются не к изображению, а к сущности, которую они представляют.

Понять икону может лишь глубоко верующий человек, не сомневающийся в реальности Господа и его непостижимой природе. Бог наградил своих детей способностью к воображению, которое позволяет представлять то, что невозможно видеть ежеминутно и ежечасно

Но нам легче обращаться к святым, если их образ находится перед глазами, и своими символами напоминает о важности тех или иных моментов

История обретения иконы

Икона «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская икона) получила имя по строчке одной из церковных стихир, посвященных Божией Матери. Несмотря на столь впечатляющее название и богословский сюжет, она чудом избежала уничтожения.

Образа такого иконографического типа появились на Руси в XVII столетии. Это было весьма сложное и неоднозначное время в истории РПЦ. Вследствие реформы патриарха Никона в церкви образовался раскол, что привело к появлению старообрядчества.

Святыни, не соответствующие новым церковным веяниям, нещадно уничтожались. Не избежали этой участи и иконы, не укладывающиеся в официальный канон. Патриарх Никон лично повелел уничтожать образа так называемого фряжского письма.

Фряжское письмо – это иконографическая манера, пришедшая на Русь с Запада

Она характеризуется повышенным вниманием к фоновым изображениям, их излишней детализацией. По мнению официальной церкви, это отвлекает внимание от основных ликов

Первым из икон «Всех скорбящих Радость» прославился образ, написанный Иваном Безминым в 1683 году. Это далеко не первая икона такого типа: так писали Богородицу и до Безмина, но без окружения в виде второстепенных фигур.

Иван Безмин не был ни монахом, ни богословом: он был художником и не соблюдал никаких требований, предъявляемых церковью к самому процессу написания икон. А учителем его был итальянский живописец Даниил Вухтерс, приглашенный в Россию и работавший при Оружейной палате.

Поэтому икона Безмина написана явно под влиянием западной художественной школы того времени. И даже сюжет образа позаимствован оттуда: по сути, это версия популярного в то время католического сюжета «Мадонна во славе» в православном прочтении.

Икона была написана в 1683 году, а уже в 1687 г. прошел Большой Московский Собор, запретивший изображения подобного типа. Их попросту перестали считать святынями и стали повсеместно уничтожать.

Сейчас икона находится в храме на Б.Ордынке

Икона Безмина явно писалась на заказ, для конкретного храма. На это указывают изображения преподобных, чтимых в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке.

Так бы и сгинуть иконе, если бы не чудо, произошедшее в 1688 году. Некая Евфимия Папина умирала от тяжелого недуга (в церковных источниках – от «язвы на боку»). Но во сне-полубреду она услышала голос, повелевший ей обратиться за исцелением к образу Божией Матери. Причем голос назвал имя иконы, храм, где она пребывает, и способ получения исцеления.

В общем, нашли священника из церкви на Ордынке, он явился на дом к болящей вместе с названным образом и отслужил молебен. Евфимия исцелилась!

Быть может, этот случай и не получил бы широкой огласки и не сказался на дальнейшей судьбе образа, если бы не маленькая деталь. Евфимия Папина была родной сестрой патриарха Иоакима! Благодаря ему весть о чудотворной иконе разнеслась по всей России.

Популярные статьи  Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

Казанская икона Божьей Матери: история

21 июля – день Казанской иконы Божией Матери

1579 год. Белое немилосердно палящее солнце, пыль столбом по дорогам Казани. Пыль и пепел от недавнего пожара – неделю назад здесь полыхал страшный пожар. Начался он около церкви Николы, перекинулся на Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, причитали женщины, плакали дети – а ну как на дома перекинется, что будет?! А многие злорадно посмеивались – где же ваш Бог был, что церковь-то сгорела? Видно, врут все попы ваши – вон полыхало-то как. И что скажешь на это? И ведь правда, многие в те дни в вере своей усомнились – может быть, неугодно Богу, что обращаются ко Христу из ислама ? «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием»…

В том огне остались без крова многие семьи, но – делать нечего, никто сгоревшего не вернет, а строить надо скоро – к зиме успеть. Спешил с постройкой в числе прочих погорельцев и стрелец Даниил Онучин. У Даниила была дочка Матрона. Ей родительские скорби были меньше понятны – для детей и пожар – вполне забавно – столько всего остается после – где стеклышко красивое, где камешек невиданный. Только к вечеру, когда спать ложиться, вспоминается, что после пожара все не так, непривычно.

Казанская икона Божией Матери

Одной ночью Матреша проснулась от невиданного – явилась ей во сне Сама Матерь Божия – Пресвятая Богородица. И не просто явилась, а повелела Свою икону из-под земли достать. Осияла светом ярким – и проснулась девочка. Все-то у вас сны, да видения, все-то вам мерещится, все чудеса у вас нескончаемые – скажет скептик, читающий эти строки. И предвосхитит наш рассказ, ведь именно так девятилетней Матреше и ответили домашние. «Сны бывают иногда от Бога, но видения только святым бывают, так что лучше снам значения не придавать», — сказали родители. И были правы. Только все же сон тот был видением, ведь повторился он во второй раз и на третью ночь. Тогда родители решили проверить слова девочки.

Матреша с матерью отправились на то место, где, как помнила девочка из сна, должна была находиться икона. Начали копать. Еще глубже, еще – неужели она! И точно – икона Пресвятой Богородицы. Очистили ее от пыли, земли.. Но как же она там оказалась? Видимо, еще давно тайные исповедники христианства в иноверческом стане так спрятали икону Царицы Небесной. Весть о чудесном обретении иконы пронеслась быстрее, чем самая быстрая птица, и вот уже к этому дивному месту спешат священники окрестных храмов, архиепископ Иеремия, благоговейно принимая икону, торжественно переносит ее в храм свт. Николая, откуда, после молебна, перенесли ее с Крестным ходом в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. Мы даже знаем их имена: Иосиф и Никита.

И те, кто еще несколько дней назад насмехался над православной верой, смущенно спешили к иконе – с просьбами – Царица Небесная, помоги, вразуми, исцели!

Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений. История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь. Там спустя некоторое время приняли монашеский постриг Матрона и ее мама.

Образ Казанской Пресвятой Богородицы по типу относится к иконам Одигитрия – Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Так, с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келья святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». На следующий день был освобожден Китай-город, через 2 дня Кремль.

Советуем изучить Как избавиться от греха чревоугодия?

Казанский собор. Москва.

Какие иконы дарят грузинам: история грузинской православной церкви

Грузия приняла христианство в качестве государственной религии одной из первых в мире наряду с Арменией. Поэтому религиозная культура в стране развита очень сильно. Большинство родителей воспитывает своих детей, прививая им веру в Иисуса Христа и святых.

К иконам грузины относятся почтительно. И у простого крестьянина, и у богатого дельца в доме есть «красный угол», где обязательно стоит икона Грузинской Богородицы. Среди православного населения почитаются архангелы Гавриил и Михаил, святой Николай Мирликийский, святая Варвара, святой Георгий Победоносец и др., образы которых также ставятся в «красном углу» («углу ангела»).

Грузинская православная церковь, как и другие церкви, не возбраняет дарить иконы на различные праздники и торжественные события — день рождения, крестины, свадьбу. Главным условием является то, что икона должна быть освящена, тогда пред ней можно молиться. Дарить икону нужно с благими намерениями и чистым сердцем.

Икона Грузинской Божией Матери

Икона первоначально находилась в Грузии. В 1622 г. персы напали на государство и среди прочих трофеев вывезли святыню. Спустя три года на одном из персидских базаров приказчик ярославского купца Григория Лыткина купил ее. В это же время самому купцу явилось видение о том, что некую икону нужно передать в храм под Архангельском.

Через четыре года, когда приказчик вернулся с иконой в Ярославль, Лыткин, увидев святой лик, вспомнил сон и направил образ в указанное место. Икона оказалась чудотворной. После водворения в храме она побывала во многих городах, где являла чудеса и исцеляла больных. До наших дней ее оригинал не сохранился, но дошли списки, некоторые из которых являются чудотворными.

Грузинская Божия Матерь изображена по типу Одигитрии — Богородица держит младенца Иисуса на левой руке, правой указывая в его сторону. Сам Богомладенец держит в левой руке свиток, правой творит благословение. Изображение Иисуса показывает его правую ногу, повернутую обнаженной стопой наружу. Изображения святых занимают часть углубления — ковчега, вырезанного на лицевой стороне иконы.

Грузинская Божия Матерь помогает излечиться от болезней, зачать и родить ребенка, сохранить мир в семье. Празднование иконы совершается 4 сентября.

Святая Варвара

Варвара родилась в начале 4 века в семье знатного финикийского купца. Против воли отца она уверовала в христианское вероучение и приняла за это мученическую смерть. Вместе с сострадавшей ей жительницей Иулианией Варвара была обезглавлена собственным родителем, которого потом настигло возмездие (его убило ударом молнии).

В 6 веке мощи великомученицы перенесли в Константинополь, а в 12 — уже в Киев. В настоящее время реликвия хранится во Владимирском соборе г. Киева.

Верующие молятся святой Варваре об избавлении от скорой кончины и тяжких болезней, о том, чтобы не окончить жизненный путь без причащения и исповеди. В православной и католической церкви день памяти великомученицы установлен 4 декабря.

Георгий Победоносец

Житие Святого Георгия описано многими летописцами в различных вариациях. Каноническим источником утверждается, что Георгий принял мученическую смерть во времена Великого гонения при императоре Диоклетиане. Самое распространенное изображение святого — сидящим на коне и поражающим змея (дракона) копьем. Многие исследователи трактуют это как иносказание — змей олицетворяет язычество, а всадник — христианскую религию.

Георгий Победоносец наряду с Грузинской Божией Матерью — самый почитаемый святой в Грузии.

Местные жители верят, что он состоит в родстве с равноапостольной Ниной, благодаря которой государство приняло христианство. В 335 г. грузинский царь Мириан возвел первый храм в честь Святого Георгия.

Сооружение построили на месте захоронения святой Нины. Начиная с 9 века началось массовое строительство церквей в честь великомученик.

В православии день памяти установлен 23 апреля.

Также памятными являются следующие даты:

  • 10 ноября — колесование Святого Георгия;
  • 3 ноября — освящение Лиддского храма Георгия Победоносца, построенного в 4 в.;
  • 26 ноября (Юрьев день) — освящение церкви Георгия Великомученика, построенной в 1051 г. в Киеве.

Гробница святого находится в городе Лод (Израиль). Части мощей хранятся римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро, храме-реликварии Сент-Шапель (Париж), монастыре Ксенофонта (Греция, святая гора Афон).

Рекомендуем обратить внимание на подходящие иконы:

Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

Этот легендарный образ повидал многое за историю своего существования. В Православном мире он почитается с глубоким уважением и благоговением. И причиной тому послужили многочисленные случаи исцеления, свершившиеся в разное время и в разных местах.

История появления чудотворного лика

Достоверно не известно, кто является автором иконы и когда она была написана. Её первоначальным местонахождением была Грузия. В 1622 году грузинские земли завоевали персы, во времена правления шаха Аббаса. Именно тогда святой образ переправили в Персию, где местные жители хорошо наладили торговлю христианскими святынями.

Популярные статьи  Иисус Христос – Бог или Сын Божий?

Грузинская икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская»

Спустя 3 года одному славянскому приказчику, приехавшему в Персию по купеческим делам, предложили купить образ Богоматери. Стефан Лазарев не мог отказаться от такого приобретения. Он выкупил икону в серебряно-золотом окладе, хоть цена и была довольно высока. Тем временем ярославскому купцу Григорию Лыткину, у которого служил Лазарев, приснилось странное сновидение. Голос во сне приказал купцу доставить образ Богородицы в Красногорский монастырь на реке Пинеге, неподалёку от Архангельска. Купец не воспринял серьёзно этот сон и вскоре забыл о нём. И лишь по прибытии приказчика домой, Лыткин вспомнил наставление свыше и тут же отправился в путь к Архангельску.

Купец передал священный образ инокам монашеской обители. Кроме того, он на свои средства построил там церковь и купил всю церковную утварь с книгами.

Впоследствии икона Девы Марии начала являть чудеса исцеления. Монах Питирим, давно не видящий и потерявший слух, горячо молился перед ликом Царицы Небесной об исцелении от своих недугов. И по окончании чтения молитвы к нему вернулось зрение, и способность слышать. Молва о чудотворной иконе быстро разнеслась по округе. Митрополит Новгородский Никон, ознакомившись со всеми фактами исцеления, назначил празднование дня Грузинской иконы Богоматери на 22 августа.

Крестные ходы с древней иконой шли до сибирских лесов. А в 1698 году вышло постановление приносить святыню в Архангельск для освящения города и его жителей каждый год.

В 1654 году икону решили отреставрировать. Она была переправлена в Москву. В это время город страдал от эпидемии моровой язвы. После того как икону привезли, к ней стали приходить верующие горожане на паломничество и получали исцеление от страшной болезни.

Важно! С иконы Богородицы сделали многочисленные списки, проявившие себя, как чудотворные. В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся

В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход

В революционные годы религиозных гонений Красногорский монастырь перестал действовать, а след иконы затерялся. В 1946 году о ней снова заговорили. По словам священнослужителя, из Архангельска с образом совершили крестный ход.

Некоторые источники содержат упоминания о том, что грузинская икона Божьей Матери хранилась в Третьяковской галерее до конца пятидесятых годов. Однако ревизионная проверка 1964 года не выявила образ среди экспонатов галереи. Возможно, власть СССР продала его зарубежным коллекционерам или икону украли.

Еще об иконах Богородицы:

  • «Неопалимая Купина»
  • «Отчаянных Единая Надежда»
  • «Касперовская»

Описание иконы

Грузинская икона Пресвятой Богородицы близка по иконографии с другими образами Девы Марии в Грузии периода 10-16 веков, в особенности из Кахетии. Она принадлежит к типу Одигитрия, что означает «Путеводительница». Икона излучает нежность и светлое чувство любви.

Преподобный Исаакий Оптинский

Преподобный Исаакий I родился в патриархальной купеческой семье. Уже зрелым человеком он поступил в Оптину пустынь послушником к старцу Макарию. После кончины преподобного Макария и преподобного Моисея отец Исаакий стал настоятелем обители. Под тяжестью этой ноши он, любитель безмолвия и уединения, изнемогал, но смиренно нес этот крест. Уже будучи игуменом, преподобный Исаакий не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. Если кто из братии выражал недовольство тяжестью послушания или роптал на монастырские порядки, преподобный Исаакий обычно отвечал: «Брат! Возьми мои ключи и начальствуй, а я пойду исполнять твое послушание» — и так вразумлял непокорного.

Советуем изучить Почему мы «рабы Божьи», а не дети Его?

Грузинская икона Божией Матери

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

04.09.2018

Оцените статью
Добавить комментарии