Чем известны 40 мучеников Севастийских
Воины, обретшие бессмертие за верность Христу, служили в Двенадцатом Молниеносном Легионе в Севастии. Их начальник по имени Агриколай был язычником.
В заключении
Памятное событие произошло в 320-м году. Западной Римской империей правил император Константин, а Восточной — Лициний. После победы над Максенцием Константин занял Рим и издал указ о разрешении свободного исповедования христианства и назначении христиан на государственные должности. Лициний был не согласен с политикой соправителя и взялся искоренять иноверцев среди приближенных и военных.
Все сорок подчиненных Агриколая исповедовали веру в Христа. Он не хотел терять доблестных воинов. Они были родом из Каппадокии, храбро сражались и одержали много побед, прославив и начальника. Но отказывались приносить жертву языческим божествам. Поэтому Агриколаю пришлось арестовать их.
Военачальник придумал уловку, как обратить их в язычество. Агриколай приказал привести арестантов. Когда воины предстали перед ним, язычник стал восхвалять их подвиги и расписывать будущее в высших чинах, которые их, несомненно, ожидают по милости императора. От них лишь требуется жертвоприношение.
Но ему не удалось пробудить в христианах тщеславие. В гневе Агриколай приказал надеть на воинов кандалы. Но один из них по имени Кирион заметил, что император такого распоряжения не давал. Военачальника смутило замечание о своеволии, и отряд отбыл в темницу без кандалов.
Огонь и вода
Судить упрямых христиан приехал чиновник по имени Лисий. Он взывал к их воинской чести и верности императору. Каппадокийцы ответили, что готовы отречься от званий и сложить жизни ради Христа. Лисий назначил наказание — побиение камнями.
Верные императору стражники метали снаряды в отступников, но те стояли невредимые. Камни не задевали каппадокийцев. Лисий сам запустил в них камнем, подозревая диверсию, но попал в лицо язычнику Агриколаю.
Оставив судий в замешательстве, сорок воинов снова отправились в темницу. Они молились всю ночь, а под утро услышали голос. Невидимый покровитель призывал выдержать испытание до конца, ибо верующие оживут и примут венцы бессмертия.
Утром христиан повели к реке. Ударил мороз, и вода покрылась льдом. Воинов раздели до гола и вывели на ледяное поле. Лисий обещал прощение тем, кто добровольно покинет лед, и даже приказал поставить и растопить баню на берегу.
Мученики простояли до ночи. Но после полуночи один из воинов по имени Мелетий не выдержал холода. Он побежал в баню, но на пороге упал и умер. Остальных каппадокийцев ожидало чудо — лед растаял, вода потеплела, и воины согрелись.
Сороковой мученик
За ликованием каппадокийцев наблюдал дозорный на берегу по имени Аглаий. Он увидел, как растаял лед, и над рекой взошло сияние — зажглись венцы над головами христиан. Но одного венца не хватало. Аглаий понял, что сороковой венец — его.
Дозорный с криком ликования, сбрасывая одежды и перебудив остальных охранников, побежал к новообретенным братьям. Стоя в воде, Аглаий молился Господу и просил присоединить его к мученикам, ибо он тоже готов пострадать за Него. Триумф веры увидел Лисий вместо замерзших тел, когда прибыл на реку утром.
Казнь
Мучеников вывели из воды и подвергли наказанию — раздробили ноги до колен. За казнью наблюдала мать одного из воинов. Мелитон был самым юным, и женщина пришла поддержать его дух.
Искалеченные тела сложили в колесницу и повезли на костер, сложенный неподалеку. Мелитон выжил, и его оставили умирать на холодной земле. Мать понесла сына рядом с колесницей, а когда душа его покинула тело — положила тело к остальным мученикам. Обугленные останки выбросили в реку, чтобы другие верующие не растащили их.
Четвертой ночью после гибели мучеников епископ Севастийский Петр увидел сон. Сорок воинов-каппадокийцев явились ему, попросили найти их кости в реке и похоронить. Епископ внял их просьбе. Поиск и сбор останков вели ночью, чтобы не привлекать внимания язычников. Но работа оказалась простой — кости светились под водой. Сорок Севастийских мучеников были преданы земле по христианскому обычаю.
В чем христианский подвиг воинов из Севастии
В начале 4 столетия по приказу святого Константина Великого все христиане имели право на вероисповедание Христа. Однако Ликиний, готовивший восстание против императора. Решил изгнать из армии всех последователей новой веры.
40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Агриколай был военачальником Севастийской дружины, состоявшей из 40 воинов-христиан, которые не знали поражений в бою. Ликиний требовал, чтобы его воины постоянно приносили жертвы и поклонялись идолам, но армянские герои отказались от идолопоклонства.
Их покупали лестью и обещанием высоких воинских званий, угрожали, подвергали пыткам, но мученики выстояли, и ценой жизни приобрели вечность. Во время издевательств и пыток Господь постоянно демонстрировал Свой покров над героями веры.
Сорок мучеников постоянно слышали голос Спасителя, говорящий о том, что верующие во Христа, даже умерев, спасутся в вечной жизни, что им уже готовы венцы Божьей славы.
Блаженный Петр, епископ Севастийский, во сне увидел 40 мучеников, которые просили собрать их кости и похоронить их. Епископ Петр темной ночью пошел к озеру и увидел сияющие, как звезды, кости, собрал и похоронил.
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.
Фреска храма храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фото Марии Черкашиной
Сорок мучеников Севастийских. Иконы
Иконографическая традиция начинает складываться с IV в. Одна из первых сохранившихся икон — в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, датируемая VII–VIII вв. Изображения мучеников Севастийских встречаются в миниатюрах Псалтырей. Известны миниатюры Хлудовской Псалтыри IX в., Лондонской Псалтыри 1066 г., Псалтыри Барберини 1060 г., Киевской Псалтыри 1397 г.
К X веку складываются два основных типа иконографии сорока Севастийских мучеников: сцена мучений в ледяном озере (они стоят вместе нагие, поддерживая друг друга) и отдельные изображения святых в медальонах, где мученики изображены с крестами в руках, реже — как воинов с оружием в руках. Фрески, представляющие одиночные изображения воинов с оружием и в доспехах, встречаются в храмах Каппадокии. В соборе Святой Софии в Киеве мозаичные изображения Севастийских мучеников расположены на подпружных арках главного купола. Часть из сохранившихся мозаик представляет мучеников совсем юными, без бород; есть среди них также и старцы. Согласно краткой редакции: мученики со скрещенными руками стоят в воде, поддерживая друг друга, а над их головами сияют венцы. В полном варианте изображается куполообразная баня, куда скрывается не выдержавший испытания воин. Иногда изображают стражника Аглая, который вошел в прорубь вместо сбежавшего воина. Иконы, хранящиеся в музее в Реклингхаузене, представляют примеры полной редакции иконографии Сорока мучеников: это фрагмент Минеи годовой (первая половина XVI в.) и греческая икона 1600 г. Миниатюра середины XI в. из греческого Минология, которая хранится в Государственном историческом музее, является краткой редакцией.
Минея Март (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии
Сорок мучеников Севастийских. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музей
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитва первая
О святии славнии страстоносцы Христовы четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте, и яко друзи Христовы в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском: наипаче же о почитающих святую память вашу, и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову, и вашим предстательством одесную праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопокланяемое имя вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим великое и достопоклоняемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
В каких случаях молятся перед иконой Сорок Святых
С иконой Сорок Святых связан праздник Проводы зимы. Великий пост еще продолжается. Следует воздержаться от мяса, рыбы. Не следует выполнять тяжелую работу по дому и в поле. Хозяйки пекут булочки в виде птичек – жаворонки. Они угощают всех окружающих.
Традиционно 22 марта прощались с зимой – жгли пугало, водили хороводы, пели, приветствовали весну и красно солнышко. Много обрядов связано с получением хорошего урожая.
Кроме молитвы на урожай, сорока великомученикам молятся для укрепления в вере. Когда христианин чувствует, что не сможет преодолеть соблазн нечистого, что греховные деяния затягивают его в трясину, он обращается к сорока каппадокийцам и просит у них поддержки.
Воины молятся, чтобы стать мужественными, крепкими, стойко перенести испытания. В час отчаяния, когда несчастья одно за другим, приходит к человеку, просят о защите Севастийских мучеников.
В некоторых случаях, когда возникают материальные проблемы, поддержка сорока великомучеников помогает решить проблему. Особенно это касается материальных тяжб, принятий судом справедливых решений.
Перед иконой зажигают свечу, успокаиваются, настраиваются на спокойное восприятие проблемы. Молитва читается тихим голосом в уединении.
Нельзя просить наказания для обидчиков. Необходимо думать только о положительном результате и представлять, что будет после решения проблемы, когда Бог поддержит вас.
Молитва
Храм 40 Севастийских мучеников
Храм 40 Севастийских мучеников расположен в Москве недалеко от Новоспасского монастыря. Точный адрес храма: улица Динамовская, дом 28.
В 1640 году здесь, на Таганке, государь Михаил Федорович Романов, первый царь этой прославленной династии, определил, что здесь будут жить каменщики — строители стен монастыря и монастырского Спасо-Преображенского собора.
Когда работы по строительству закончились, каменщики никуда не уехали и осели здесь, на Таганке. Именно их ремесло дало название двум соседним улицам — Большие и Малые Каменщики. А вскоре, в 1645 году, недалеко от входа в обитель вырос новый храм — 40 Севастийских мучеников.