Как писались иконы Богородицы?
Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.
Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.
Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.
Самая известная молитва ко Пресвятой Богородице:
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь.
Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:
- омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
- туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.
- Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.
- Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.
Описание иконы «Знамение» и ее списки
На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.
Весьма почитаемы православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:
- Алабацкая – после написания списка был исцелен от паралича некий Ефремий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.
- Курская-Коренная – этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами.
- Царскосельская – список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.
- Албазинская «Слово плоть бысть» — назван список в честь крепости на Амуре Албазин; помог образ в битвах с захватчиками крепости, а затем, при перенесении в Благовещенск, не давал прорваться врагам в течение 19 дней до полного их отступления.
- Серафимо-Понетаевская – этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.
Протографы образа Богоматери «Знамение» известны с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении.
Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы
Бывший изначально местночтимым, новгородский праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы к XVI веку становится общерусским. Он весьма почитается и старообрядцами.
В 1720 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы был освящен храм РПcЦ в Калуге. Церковь действовала до 1937 года, а в декабре 1941 года она оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена Преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси. Основной храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы.
Молитва ко Пресвятой Богородице:
Нескве́рная, небла́зная, нетле́нная, Пречи́стая, Неневе́стная Богоневе́сто, Богоро́дице Мари́е, Присноде́во, Госпоже́ ми́ра и наде́ждо моя́! При́зри на мя́, гре́шнаго, в ча́с се́й и его́же из чи́стых крове́й Твои́х неискусому́жно родила́ еси́, Го́спода Иису́са Христа́, ми́лостива мне́ соде́лай ма́терними Твои́ми моли́твами; Того́ зре́вшая осужде́нна и ору́жием печа́ли в се́рдце уязви́вшися, уязви́ ду́шу мою́ Боже́ственною любо́вию; Того́ во у́зах и поруга́ниях го́рце оплакавшая, сле́зы сокруше́ния мне́ да́руй; при во́льном Того́ ве́дении на сме́рть душе́ю тя́жце поболевшая, боле́зней мя́ свободи́, да Тя́ сла́влю, досто́йно сла́вимую во вся́ ве́ки. Ами́нь.
В г. Оренбурге действует Знаменский храм РПсЦ. Кирпичный старообрядческий молитвенный дом передан общине староверов в 1892 году, после 1905 года перестроен. В 1931 году был закрыт. В 1993 возвращен РПсЦ и отремонтирован.
В с. Чуровичи Брянской области действует Знаменский храм РДЦ, построенный в 1870 году. Характерный для этого времени храм в русском стиле представляет собой подчеркнуто массивное купольное здание с крестообразной объемной композицией и ярусной колокольней. Здание церкви имеет пятигранную апсиду и цилиндрический световой барабан с большим куполом луковичной формы. К прямоугольной трапезной с запада примыкает высокая трехъярусная колокольня; над центром ее широкого нижнего яруса возвышаются четверик и восьмерик звона.
Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение
Среди многих икон, подпадающих под название «Знамение», одно из особых мест занимает чудодейственная святыня, которую часто именуют Коренною либо Курскою. Название закрепило первое явление людям «при корнях дерева» неподалеку от Курска. Впоследствии икона обрела символическую популярность, ее история наполнилась многими преданиями о чудесных событиях.
О чем гласят предания
В эпоху Средневековья на день Рождества Пресвятой Богоматери неподалеку от сожженного и опустошенного татарами Курска была найдена икона. В лесу ее подобрал охотник из Рыльска. Он заметил на корне одного из деревьев лежащую лицом вниз небольшую икону.
Из любопытства и для лучшего рассмотрения охотник поднял доску. Из-под иконы забила родниковая струя. Благочестивый охотник срубил небольшую часовню на месте находки. В эту часовенку и помещена была икона.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Жители Рыльска начали посещать место явления. Местный князь Василий Шемяка распорядился перенести Чудотворную в Рыльск. Однако князь не вышел навстречу святыне за город. За это он был наказан слепотой. Только после раскаяния и усердной молитвы перед святым ликом князь получил исцеление. Из чувства благодарности Шемяка поставил в Рыльске церковь, славившую Пресвятую Божью Матерь. Там помещена была икона.
Молитва святого Александра Свирского ко Пресвятой Богородице:
Засту́пнице Усе́рдная, Благоутро́бная Го́спода Ма́ти, к Тебе́ прибега́ю аз, окая́нный и па́че всех челове́к грешне́йший. Вонми́ гла́су моле́ния моего́ и вопль мой и стена́ние услы́ши. Я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́ и аз, я́коже кора́бль в пучи́не, погружа́юся в мо́ре грехо́в мои́х. Но Ты, Всеблага́я и Милосе́рдая Влады́чице, не пре́зри мене́, отча́яннаго и во гресе́х погиба́ющаго. Поми́луй мя, ка́ющагося в злых де́лех мои́х, и обрати́ на путь пра́вый заблу́ждшую окая́нную ду́шу мою́. На Тебе́, Влады́чице моя́ Богоро́дице, возлага́ю все упова́ние мое́. Ты, Ма́ти Бо́жия, сохрани́ и соблюди́ мя под кро́вом Твои́м ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Образ часто исчезал из храма. Находили его неизменно на месте явления при корнях дерева. Тогда оставили святыню в часовне. Из Рыльска перевели священника, чтобы отправлял богослужения.
Очередное пагубное татарское нашествие на Курские владения пришлось на 1383 год. Часовня была сожжена, священник пленен, а икона разрублена пополам. Через некоторое время отца Боголюба выкупили из плена. Он вернулся в родные места, нашел части расколотой татарами иконы. Священник сложил вместе разрозненные куски. Они срослись, икона стала опять цельной.
Отечественный исторический этап
Повелением царя Федора Иоановича предписывалось доставить святыню в Москву. После этого по краям добавили изображения ветхозаветных пророков, Господа Саваофа. Было это в конце XVI века (1597 год).
Через 18 лет скитаний (в 1615 году) по наказу царя Михаила Федоровича святыню вернули на Курскую землю. Царь распорядился, чтобы на месте расположения часовни основали монастырь. Так появилась Коренная Пустынь – знаменитый мужской монастырь. А с 1618 года основным и почетным местом хранения иконы становится собор Знаменского монастыря (г. Курск). Там святыня провела более 300 лет.
Революция, последовавшая за ней гражданская война, внесли свои поправки к истории бытования чудодейственного лика. Вместе с отступающими войсками генерала А. И. Деникина иконе предстоял сложный путь через многие города. В 1919 году она побывала в Белгороде, Таганроге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске.
Зарубежные пути
Это было начало марта 1920 года. Пароходом «Святой Николай» святыню привез в Сербию курский епископ Феофан (Гаврилов). Ранней осенью того же года Чудотворный Образ доставили в Крым по просьбе генерала П. Н. Врангеля. Конец октября 1920 года стал окончательным прощанием иконы с постоянным пребыванием на русских землях. Святыня вновь прибывает в Сербию. С конца 1927 года иконописный образ вместе со знаменами Русской армии под командованием генерала П. Н. Врангеля хранится в Белграде, в русской Свято-Троицкой церкви.
Вместе с Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом Курская Коренная прибывает в Мюнхен. Начало 1950-х ознаменовано переездом Первоиерарха Анастасия в США и созданием там Ново-Коренной пустыни. Именно туда первыми числами февраля 1951 года прибывает икона. А с 1957 года святыня постоянно находится в здании Знаменского Собора Архиерейского Синода. Храм, посвященный этому Чудотворному образу, расположен в Нью-Йорке.
С 2009 года иконе выпадает ежегодное странствие к родным истокам. Святыню доставляют в Курскую епархию к месту изначального обретения. Делается это для жаждущих и поклоняющихся верующих.
Чудодейственные события
В 1767 году Серафима Саровского, одного из самых почитаемых монахов на Руси и великого подвижника, постигла тяжелая болезнь. Близкие потеряли надежду на выздоровление. Однако Серафиму явилась Божья Матерь, пообещала ему исцеление. Через какое-то время внезапно начавшийся дождь заставил зайти во двор Серафима процессию крестного хода. Преподобный приложился к лику Божьей Матери Знамение и вскоре выздоровел.
К случаям чудотворения относят эпизод, происшедший с Иоанном Шанхайским. Этот архиепископ РПЦЗ привез святыню в Свято-Николаевский приход (Сиэтл, США). года выдающийся духовный миссионер скончался во время молитвы перед Курско-Коренной иконой Божьей Матери Знамение.
Молитва ко Пресвятой Богородице, читаемая пред святым Ея образом:
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.
О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х; Ты́ цели́тельница стра́ждущих, исцели́ и мене́, уя́звленнаго от не́мощей душе́вных и теле́сных; Ты́ – неча́янная ра́досте, ра́достию спасе́ния Твоего́ оте́мли от мене́ стра́х гряду́щаго муче́ния; Ты́ – спору́чница гре́шных, бу́ди и мне́, гре́шнику, благосе́рдою спору́чницею покая́ния и спасе́ния моего́.
На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.
Дорогие братья и сестры! Будем молиться заступнице всего рода христианского – Пресвятой Богородице – чтобы Она укрепила нашу веру и сохранила отечество наше в православной вере! Ея молитвами да сохранит Господь вас и ваших близких! Пресвятая Богородице, помогай нам и не оставляй нас!