Икона Божией Матери «Знамение»

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Описание иконы «Знамение» и ее списки

На Знаменской иконе Богоматерь изображается по пояс или в полный рост. Руки Ее подняты в молитвенном жесте; на Ее груди круг в виде щита или сферы, в котором заключен образ Спаса-Эммануила (то есть здесь Иисус представлен не Младенцем, но Отроком). В левой руке Он держит свиток со Священным Писанием, а персты правой сложены в благословении.

Весьма почитаемы православными христианами являются и списки святого образа, которые не менее чудотворны. Списки получили свои названия по месту явления чудес иконы «Знамение»:

  • Алабацкая – после написания списка был исцелен от паралича некий Ефремий, а после помещения образа в храм получили исцеление от него еще многие прихожане.
  • Курская-Коренная – этот список связывают с самим Серафимом Саровским; прославился образ по всей Америке и Европе своими чудесами.
  • Царскосельская – список был помещен в золотой оклад и украшен драгоценными камнями по указу императрицы Елизаветы; многие исцелились от чумы и холеры по молитвам к святому образу.
  • Албазинская «Слово плоть бысть» — назван список в честь крепости на Амуре Албазин; помог образ в битвах с захватчиками крепости, а затем, при перенесении в Благовещенск, не давал прорваться врагам в течение 19 дней до полного их отступления.
  • Серафимо-Понетаевская – этот список назван в честь женской обители, где проявлял много чудес.

Протографы образа Богоматери «Знамение» известны с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до I Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V–VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их константинопольском происхождении.

Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI–XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене.

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант образа Богоматери «Знамение». Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее «Знамения», то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть.

Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а его строительством. Поэтому схема «Знамения» и сложней схемы Оранты, причем не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип», – убеждена и сама И.К. Языкова.

Старообрядческие храмы в честь Зна́мения Пресвятой Богородицы

Бывший изначально местночтимым, новгородский праздник Зна́мения Пресвятой Богородицы к XVI веку становится общерусским. Он весьма почитается и старообрядцами.

В 1720 году в честь Знамения Пресвятой Богородицы был освящен храм РПcЦ в Калуге. Церковь действовала до 1937 года, а в декабре 1941 года она оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена Преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси. Основной храм решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы.

Икона Божией Матери «Знамение»

В с. Бобровка Республики Казахстан во имя Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм РПсЦ.

Икона Божией Матери «Знамение»

В г. Оренбурге действует Знаменский храм РПсЦ. Кирпичный старообрядческий молитвенный дом передан общине староверов в 1892 году, после 1905 года перестроен. В 1931 году был закрыт. В 1993 возвращен РПсЦ и отремонтирован.

Икона Божией Матери «Знамение»

В с. Чуровичи Брянской области действует Знаменский храм РДЦ, построенный в 1870 году. Характерный для этого времени храм в русском стиле представляет собой подчеркнуто массивное купольное здание с крестообразной объемной композицией и ярусной колокольней. Здание церкви имеет пятигранную апсиду и цилиндрический световой барабан с большим куполом луковичной формы. К прямоугольной трапезной с запада примыкает высокая трехъярусная колокольня; над центром ее широкого нижнего яруса возвышаются четверик и восьмерик звона.

Икона Божией Матери «Знамение»

В честь Знамения Пресвятой Богородицы освящен храм ДПЦ в Санкт-Петербурге, в Рыбацком. Деревянный храм был заложен 9 мая 1882 года и освящен во имя Казанской иконы Божией Матери 1 ноября 1883 г. В 1887–1889 годах к церкви был пристроен просторный каменный притвор с колокольней. В конце 1920-х годов храм был закрыт, деревянная часть храма была разобрана. До 1961 года в здании церкви размещался склад артели «Нева». В том же году начаты богослужения. Здание в 1961 г. было передано православной старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия. Был произведен ремонт сохранившихся зданий и частично восстановлена разрушенная церковь, переосвящённая общиной в Знаменскую. С 1961 года в церкви возобновились богослужения.

Икона Божией Матери «Знамение»

Еще один храм ДПЦ в Санкт-Петербурге освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь была построена в 1906–1907 гг. старообрядческой общиной Поморского согласия.

Икона Божией Матери «Знамение»

Иконописные особенности Курской Коренной Божьей Матери Знамение

Среди многих икон, подпадающих под название «Знамение», одно из особых мест занимает чудодейственная святыня, которую часто именуют Коренною либо Курскою. Название закрепило первое явление людям «при корнях дерева» неподалеку от Курска. Впоследствии икона обрела символическую популярность, ее история наполнилась многими преданиями о чудесных событиях.

О чем гласят предания

В эпоху Средневековья на день Рождества Пресвятой Богоматери ( года) неподалеку от сожженного и опустошенного татарами Курска была найдена икона. В лесу ее подобрал охотник из Рыльска. Он заметил на корне одного из деревьев лежащую лицом вниз небольшую икону.

Из любопытства и для лучшего рассмотрения охотник поднял доску. Из-под иконы забила родниковая струя. Благочестивый охотник срубил небольшую часовню на месте находки. В эту часовенку и помещена была икона.

Жители Рыльска начали посещать место явления. Местный князь Василий Шемяка распорядился перенести Чудотворную в Рыльск. Однако князь не вышел навстречу святыне за город. За это он был наказан слепотой. Только после раскаяния и усердной молитвы перед святым ликом князь получил исцеление. Из чувства благодарности Шемяка поставил в Рыльске церковь, славившую Пресвятую Божью Матерь. Там помещена была икона.

Образ часто исчезал из храма. Находили его неизменно на месте явления при корнях дерева. Тогда оставили святыню в часовне. Из Рыльска перевели священника, чтобы отправлял богослужения.

Очередное пагубное татарское нашествие на Курские владения пришлось на 1383 год. Часовня была сожжена, священник пленен, а икона разрублена пополам. Через некоторое время отца Боголюба выкупили из плена. Он вернулся в родные места, нашел части расколотой татарами иконы. Священник сложил вместе разрозненные куски. Они срослись, икона стала опять цельной.

Отечественный исторический этап

Повелением царя Федора Иоановича предписывалось доставить святыню в Москву. После этого по краям добавили изображения ветхозаветных пророков, Господа Саваофа. Было это в конце XVI века (1597 год).

Через 18 лет скитаний (в 1615 году) по наказу царя Михаила Федоровича святыню вернули на Курскую землю. Царь распорядился, чтобы на месте расположения часовни основали монастырь. Так появилась Коренная Пустынь – знаменитый мужской монастырь. А с 1618 года основным и почетным местом хранения иконы становится собор Знаменского монастыря (г. Курск). Там святыня провела более 300 лет.

Революция, последовавшая за ней гражданская война, внесли свои поправки к истории бытования чудодейственного лика. Вместе с отступающими войсками генерала А. И. Деникина иконе предстоял сложный путь через многие города. В 1919 году она побывала в Белгороде, Таганроге, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре, Новороссийске.

Зарубежные пути

Это было начало марта 1920 года. Пароходом «Святой Николай» святыню привез в Сербию курский епископ Феофан (Гаврилов). Ранней осенью того же года Чудотворный Образ доставили в Крым по просьбе генерала П. Н. Врангеля. Конец октября 1920 года стал окончательным прощанием иконы с постоянным пребыванием на русских землях. Святыня вновь прибывает в Сербию. С конца 1927 года иконописный образ вместе со знаменами Русской армии под командованием генерала П. Н. Врангеля хранится в Белграде, в русской Свято-Троицкой церкви.

Вместе с Архиерейским Синодом Русской православной церкви за рубежом Курская Коренная прибывает в Мюнхен. Начало 1950-х ознаменовано переездом Первоиерарха Анастасия в США и созданием там Ново-Коренной пустыни. Именно туда первыми числами февраля 1951 года прибывает икона. А с 1957 года святыня постоянно находится в здании Знаменского Собора Архиерейского Синода. Храм, посвященный этому Чудотворному образу, расположен в Нью-Йорке.

С 2009 года иконе выпадает ежегодное странствие к родным истокам. Святыню доставляют в Курскую епархию к месту изначального обретения. Делается это для жаждущих и поклоняющихся верующих.

Чудодейственные события

В 1767 году Серафима Саровского, одного из самых почитаемых монахов на Руси и великого подвижника, постигла тяжелая болезнь. Близкие потеряли надежду на выздоровление. Однако Серафиму явилась Божья Матерь, пообещала ему исцеление. Через какое-то время внезапно начавшийся дождь заставил зайти во двор Серафима процессию крестного хода. Преподобный приложился к лику Божьей Матери Знамение и вскоре выздоровел.

К случаям чудотворения относят эпизод, происшедший с Иоанном Шанхайским. Этот архиепископ РПЦЗ привез святыню в Свято-Николаевский приход (Сиэтл, США). года выдающийся духовный миссионер скончался во время молитвы перед Курско-Коренной иконой Божьей Матери Знамение.

История свершений «Знамения»

Летописи говорят о множестве чудес, совершенных этой могущественной святыней.

  • Первое такое событие произошло в конце XI столетия. В 1170 году к стенам Новгорода подошел воинственно настроенный А. Боголюбский со своим войском. Жители осажденного города принялись вдохновенно просить изображение Божьей Матери о помощи. Через три дня архиепископ Илия во сне услышал божественный голос. Он советовал взять священный образ из храма Спаса Преображения и поставить его на главной стене, напротив вражеской армии. Произошла кровавая братская битва, и одна стрела попала прямо в икону.
  • Все присутствующие видели, как Пречистая Мария пустила слезы. Новгородцы, созерцая этот божественный знак, поверили в свои силы и сокрушили неприятелей. В честь великой заступницы и покровительницы местная епархия установила день празднования «Знамения».
  • 200 лет святыня бережно хранилась в родной церквушке. Пожар случился здесь в середине XIV столетия. Однако всепожирающий огонь не смог затронуть алтарь, где находилась икона «Знамение» Скорбящей Богоматери. Вскоре рядом с пепелищем миряне и служители церкви построили храм из камня. Это сооружение стало новым домом для изображения Пречистой Девы и Младенца.
  • После реставрации святыни в Новгороде возник масштабный пожар. Пламя охватило несколько десятков домов. Усилий горожан недоставало, тогда митрополит богобоязненно обратился к Божией Матери и с ликом совершил обход вдоль реки. Сильнейший ветер, неожиданно начавшийся, смог потушить пожар.
  • В начале XVII столетия на Новгород напали шведы. Войдя в город, они решили завладеть здешним собором, где проходила Божественная литургия. Враги отчаянно ринулись на священное строение, но были отброшены невидимою силою. Шведы не теряли напора, продолжали натиск, но всегда терпели неудачу. Вскоре их запал окончился, и они покинули Новгородскую землю.
Популярные статьи  Икона Страшного суда

В XX столетии икона перевозилась в музей, эвакуировалась в связи с военными действиями и возвращалась на родное место. Только в 1991 г. она была транспортирована в Софийский собор. Процессия сопровождалась удивительным явлением радуги, опоясывающей купола.

Интересно! Посредством религиозного общения с иконой верующий обнаруживает в себе невиданное доселе состояние божественной энергии. Термин ένθεος (Энтеоген) наиболее точно определяет это эмоциональное настроение. Смысл его в том, что Небесное Царство находится внутри каждого.

Списки иконы

По всей России почитаются также и списки Знамения Божьей Матери. Списками называются копии, которые были перерисованы иконописцами с разных уголков русской земли. Всего известно около десяти списков, часть которых не сохранилась в наши дни.

Икона Божией Матери «Знамение»

  • Абалакская икона Божьей Матери Знамение является самой почитаемой в Сибири. Ее название произошло от названия татарского аула Абалак, который находится рядом с Тобольском. Написана икона была в 17 веке, и в то же время была построена первая Знаменская церковь на сибирской земле. Образ Абалакской Богородицы славился исцеляющей силой.
  • Лыхненская икона представляет собой точную копию образа Новгородской Божьей Матери. Она была подарена Лыхненскому храму в городе Гудаута (Абхазия) епископом Уфимским Андреем в 1914 году.
  • Курская-Коренная икона была обретена в конце 13 века. Названа она была в честь города Курска и Коренной пустыни, в которой находилась вплоть до революции 1917 года. Ее нашли в лесу в день Рождества Богоматери неподалеку от сожженного татарским игом Курска. На месте, где была найдена икона, поставили часовню. После очередного набега татар, икона была расколота на части. Однако потом чудесным образом ее части вновь срослись.

    В начале 17 века в Курске был построен монастырь в честь Знаменской иконы, который стал носить название Коренная пустынь. Впоследствии лик Богородицы много раз являл чудо, когда было необходимо спасть города от войн и врагов. После свержения монархии икона была вывезена из России. Ее перевозили в Сербию, Германию и США. В 2009 году Курскую-Коренную икону вернули в Россию. С того года и по сей день она находится в курском монастыре.

  • Корчемная икона Божьей Матери была обретена в Рязани. Одна одинокая женщина продала образ Святой Марии местному корчемнику. Она страдала от алкоголизма, а икона в ее доме была последней ценной вещью, за которую она могла получить деньги. Корчемник купил икону и поставил на свой иконостас.

    На следующий день женщина, побоявшись божьего гнева, выкупила икону обратно. Но на утро она вновь чудесным образом оказалась в доме корчемника. После этого случая женщина избавилась от зависимости и понесла историю о своем исцелении по всем дворам. Сейчас икона находится в Иоанно-Богословском рязанском монастыре.

Икона Божией Матери «Знамение»

Верхнетагильская икона Божьей Матери находится в храме Знамения Верхнего Тагила. По сказанию, икона была принесена уральскими мужиками из монашеской обители, куда они пришли за раскаянием и служению Господу. Вскоре им надоела монашеская жизнь, и они решили ограбить монахов и уйти домой.

Когда они разорили монашеский скит, набрали добычи и хотели покинуть обитель, вдруг услышали голос, который просил забрать из разграбленного скита образ Богоматери. Грабители испугались и взяли образ с собой. Долгое время икона стояла в Невьянском заводе, в 1876 году ее перенесли в Знаменский храм.

Павловская икона была обретена в 1696 году. Ее нашли в разрушенной крепости Азова после взятия ее Петром Первым. После возврата Азова Турецкой империи икону перенесли в Павловск Воронежской губернии. Сейчас икона стоит в этом же городе Преображенском соборе.

Об иконе Знаменской Царскосельской Божьей Матери сложено много преданий, описывающих ее чудотворную силу. Изначально образ находился в Царскосельской Знаменской церкви. После того, как Санкт-Петербург стал столицей Российской империи, икона была перевезена в этот город из Москвы.

По преданию, царице Елизавете Петровне удалось войти на престол только благодаря усердному молению перед образом Девы Марии. В годы Отечественной войны в 1812 году чудодейственная сила иконы спасла от пожара дворец Александра Первого. В 1831 году молитвы, обращенные к этой иконе, и крестный ход с образом Богородицы спасли Петербург от эпидемии холеры. Сейчас икона находится в семинарии Петербурга.

Иконография

Предполагается, что образ был написан неизвестным автором в XII столетии. Летописи упоминают, что новгородцы одолели своих противников, суздальцев, с помощью могущества крестной Богородицы.

Популярные статьи  Икона святой Марины

Праздник иконы, имеющей огромное значение у христиан, отмечается 27 ноября.

  • Первым смыслом священного изображения является откровение. Верующие узнают о рождении Мессии и говорят о нем, как о свершившемся факте. Откровение призвано сообщить: творение должно вернуться к Божественному изначальному замыслу, поэтому необходимо покаяние и смирение.
  • Святыня изображает стоящую Деву Марию в традиционном мафории (длинной верхней одежде). Она поднимает руки, этот стиль демонстрирования центральной фигуры в церковной традиции называется «Оранта». Она восхваляет Всемогущего Господа и дает благословение всем верующим.
  • На груди Пречистой Матери расположен лик Божьего Сына. Здесь дается объяснение: зритель видит внутреннюю сущность Пречистой Девы, в её сердце Святой Дух зачинает Своего Сына. Богомладенец условно и извечно рождается для спасения мира.
  • Из мандорлы (овального нимба), в который он помещен, исходят лучи спасительной энергии. Этот вытянутый круг предстает знаком движения Младенца и божественного света.
  • Овал, в котором находится Младенец, символизирует принцип откровения и божественного знамени. Однако сначала зрителю открыта только первая ступень истинного знания, предвосхищение. Далее, становится понятно, что Матерь рождает Божьего Сына и отправляет его в мир во благо всех грешников.
  • Первые экземпляры обрамлялись золотой ризой и разнообразными драгоценностями.
  • Оригинал святыни — двухсторонен, на обороте зритель находит праведных людей, Анну и Иоакима, которые смиренно молятся перед Христом.

Через четыре века после создания икону «Знамение» Скорбящей Богородицы отреставрировали. Восстановление было необходимо, потому что на полотне сохранились только элементы верхнего покрова Богородицы. Мастером, взявшимся за этот труд, считают архиепископа Макария, который вскоре стал митрополитом Москвы.

На заметку! При создании образ получил простое наименование: «Святая Богородица» без дополнительных эпитетов. Термин «Знамение» добавили в XV веке, а закрепился он только в XVII в. Это слово обозначало чудесное явление природы, доказательство и предвещание великих событий. Значение термина «Знамение» составляется из глаголов «рождаться» и «знать».

У корней древа

Чудесное обретение этой святыни состоялось в 1295 году — в тяжёлые для Курской земли времена. Тогда город и прилегавшие к нему владения были разорены набегом монголо-татарских войск, а уцелевшие жители укрылись за стенами городка Рыльска, стоявшего неподалёку. Как-то раз бедный охотник из этого городка, отправившийся на промысел, нашёл лежавшую на корнях старого дерева небольшую иконку Богоматери. Однако только стоило охотнику взять образ в руки, как тут же из-под земли забил источник чистой родниковой воды. Тогда он понял, что находка эта — непростая, и срубил небольшую деревянную часовню, куда поместил икону. Вскоре весть о чудесном образе разлетелась по всей округе, и к Богоматери Коренной (как она была прозвана) потянулись многочисленные паломники. Почти каждому обратившемуся к ней святыня даровала милость и исцеление, а воды новоявленного источника также прославились как целебные. Спустя некоторое время о чудотворной иконе стало известно и в Рыльске. Тогда князь этого городка Василий Шемяка приказал перенести её из леса в главный храм Рыльска. Однако же, когда икону переносили, Василий был чем-то занят и не встретил Богоматерь у городской стены, за что был наказан слепотой. И только после искреннего покаяния и горячей молитвы новоявленная святыня вернула князю зрение.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.

Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

Там же, с. 303.

Икона об иконе

Журнал «Нескучный Сад»

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

Оцените статью
Добавить комментарии