Образ воинской славы
Всё сказанное выше, однако, не умаляет славы Донской иконы как «заступницы Русской земли», которая, по былям ли, или по легендам, уже сложилась в XVI столетии. В 1563 году царь Иван Грозный берёт её с собой в Полоцкий поход, а в 1591 году по указанию царя Фёдора Иоанновича Донская находится в его походной церкви, когда на Москву приходят войска крымского хана Казы-Гирея. В память об отражении той атаки на месте походной церкви позже был основан Донской монастырь.
Почитание иконы ещё более усилилось в XVIIстолетии – во времена набегов крымских татар, Чигиринских походов и взятия Азова. Именно тогда была записана и стала тиражироваться связанная с иконой «казачья легенда».
Донская в левом приделе Малого собора
Детство и юность великомученика
Великомученик Дмитрий Солунский родился в ІІІ веке в греческом городе Фессалоники (современные Салоники). На Руси этот населенный пункт называли «Солунь». Отсюда и название святого «Солунский» и многие версии о том, что великомученик был русским. Но они не соответствуют действительности.
В то время, когда жил Дмитрий, Фессалоники принадлежали к Римской империи, а отец святого был римским проконсулом. Так как христианство тогда еще не было официальной религией, родители тайно крестили сына в их домовой церкви и воспитывали мальчика в христианском духе.
Императоры того времени — Диоклетиан и Максимиан Галерий — поддерживали язычество и устраивали гонения на христиан. Если бы они знали, что проконсул в Фессалониках — последователь Христа, то отец будущего великомученика вряд ли остался на своей должности и умер своей смертью.
Но тайну удалось сохранить, и даже после смерти фессалоникийского проконсула власть не знала о его христианских взглядах. Максимиан учредил Дмитрия Солунского, который уже достиг совершеннолетия, на должность его отца.
Мудрый правитель и бесстрашный воин
Крепкий, высокий, статный правитель, носивший черную бороду, невольно притягивал к себе взгляды окружающих людей. От него исходила особая сила духовности и святости, выдающийся государственный деятель отличался особым талантом мирно улаживать дела, положив начало каменному градостроительству в Москве.
Пожар 1365 года уничтожил все деревянные постройки, как в Кремле, так и в прилежащих к нему землях. Мудрый правитель Димитрий начинает восстановление Москвы с возведения каменных строений, так 1367 году появляется Московский Кремль.
После смерти Иоанна Красного Владимирское княжество принадлежало Суздальскому князю. Получивший от темника Золотой Орды беклярбека ярлык на правление, молодой Дмитрий посылает московское войско для освобождения от Дмитрия Константиновича Переяслава и Владимира.
Впоследствии Дмитрий Константинович все же приобретает право правления в Нижнем Новгороде, отказываясь от прав на Владимирские земли, при этом его дочь идет замуж за московского князя. В возрасте 16 лет Дмитрий берет в жены княжну Евдокию Дмитриевну из Суздаля, а вместе с ней присоединяет к московскому княжеству и суздальские земли.
Икона святого князя Дмитрия Донского
От этого брака родились 8 сыновей: Даниил, Василий, Юрий, Симеон, Иван, Андрей, Петр и Константин, и четыре дочери: Софья, Мария, Анастасия и Анна.
Золотая Орда была на грани распада. Рязанцы в 1365 году разбили войска Тагая и Булат-Тимура, суздальцы встали на сторону Мамая, посадив в 1370 году его ставленников в Волжской Булгарии. Благочестивый и миролюбивый великий князь Димитрий на протяжении всей своей короткой жизни вынужден был постоянно охранять русские земли и отбивать атаки врагов, желающих поработить Русь.
Помимо Орды и Литвы внутрирусские распри также угрожали миру Московского княжества. Литовский правитель Ольгерд в 1368 и 1370 году предпринимал нападения на Московский Кремль, только благодаря укреплению пушками, как новому виду оборонительного вооружения, и мудрому руководству Димитрия крепость выстояла.
Победив в 1375 году тверское войско, московский правитель заключает союз с князем Твери в борьбе против Золотой Орды. Победоносная битва на реке Вожа в 1378 году показала, что татаро-монгольское иго можно побеждать.
Иконы с изображением Димитрия Донского
Московская иконопись 15 столетия обновилась появлением нового образа, им стал князь Московский Донской. Первые изображения князя в лике святого относят к временам митрополита Московского Алексия, в клеймах с изображением которого можно найти и картины встречи Патриарха и князя Донского.
На иконах святителя Алексия Московский князь стоит в благочестивом поклоне, над его головой еще нет нимба, митрополит благословляет его крестом.
На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.
На иконах великого князя Димитрия Донского мы видим меч, он имеет два смысла:
- воинское предназначение — для поражения врагов Отечества;
- духовный — в спасении христианской веры через силу псалмов и молитв у икон.
На иконе с шестнадцатью клеммами начала 16 века мы видим встречу Дмитрия Иоанновича с преподобным Дмитрием Прилуцким.
В 1980 году при реставрации собора Благовещения в Московском Кремле было восстановлено изображение князя, стоящего в молитвенном поклоне, около него изображен сын Василий. По византийской традиции, на созданном в 1509 году образ Димитрия Донского имеет нимб.
Иконописные подлинники 18-20 веков представляют князя с седыми курчавыми волосами, с бородой, одетого в княжеские одежды, его изображения рассказывают историю жизни святого. Великий Димитрий изображается на святых образах Куликовской битвы, при битве с Мамаевским войском и других картинах.
На заметку! В 1988 году Православная Церковь канонизировала князя, и тогда же были созданы первые святые образа святого.
На иконах Димитрий одет в княжескую шубу, цвет которой варьирует от синего до красного, то представлен, как воин, сжимающий рукоятку меча.
Написанные святые образа великого защитника Отечества позволяют представить прижизненный облик воина, который вошел в мировую историю, как волевой правитель и благоверный князь, который всеми силами стремился объединить русские земли и защитить родной край. Современные иконописцы расширили свое восприятие образа славного рыцаря, защитника земли русской, изображая святой лик на фоне соборов.
День ангела Дмитрия: дата
Перед канонизацией на заседании общественного совета, посвященного открытию памятника князю в Коломне далекие от православия люди стали спорить о том, что изваяние должно указывать не на святость, а только на то, что он был прекрасным полководцем, а остальное — частное дело Церкви. Однако православные участники с этим никак не соглашались.
Рассуждая на тему «день ангела Дмитрия», необходимо отметить тот факт, что князь Димитрий Донской, как великий стратег и настоящий герой, возглавивший русскую рать, был глубоко религиозным человеком. Прежде чем вступить в бой, он неистово молился. И руководила им вера, которая привела к готовности сразиться и, если надо, пострадать за веру Христа.
Выступая перед свои войском, он призвал воинов биться за свою веру, за Божии церкви, за детей, стариков и жен. Славные воины отвечали, что готовы «живот свой положити» за Христа и кровью своею пролитою второе крещение принять.
Это далеко не единственная причина канонизации святого. Еще одной заслугой стало то, что он стал «собирателем» или, как в летописи указано, «держателем» русских земель. Не объединив раздробленные княжества, он не собрал бы огромное войско, которому было бы под силу сразиться с многочисленной ордой Мамая.
Как изображают
Художники
К теме героического сражения на Куликовом поле обращались многие отечественные живописцы.
Илья Глазунов
В 1962 г. художник приступил к написанию ряда полотен, объединенных темой Куликовскогосражения. Эта работа продолжалась 30 лет.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Картина «Князь Дмитрий». Художник изображает Димитрия Иоанновича перед боем. Лик князя спокоен, выражает уверенность.Однако багряный цвет плаща и острые копья за спиной передают общую тревожность сюжета композиции. Высокую миссию русских воинов образно подчеркивает выбранный мастером фон полотна, представляющий собойоблачное голубое небо, символизирующее чистоту и благородство цели сражающихся за свободу Отечества.
«Нашли князя Дмитрия»
Еще одно полотно из цикла «Куликово поле». Сюжет картины основан на событиях, произошедших после сражения, когда среди павших воинов нашли раненого князя.
Сам художник поясняет, что в своих творениях стремился
Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980.
«Святой Сергий благословляет Димитрия Донского»
Картина была написана живописцем в 1882 году. В то время он заканчивал обучение в натурном классе Санкт-Петербургской Академии художеств. За эту программную работу, достоверно воспроизводящую события той отдаленной эпохи, точную обстановку и психологический портрет участников, Александр Никанорович Новоскольцев получил большую академическую медаль.
В начале XIX в. профессура Академии художеств предложила данную тему своим выпускникам в качестве дипломной работы. Золотую медаль тогда получил Орест Кипренский за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», созданнуюв 1805 году.
Василий Сазонов
В 1824 г. полотно с таким же названием изобразил художник Василий Сазонов. Хотя его произведение не отличалось реалистичностью и не вполне соответствовало национальному колориту, оно навсегда вошло в золотой фонд произведений русской академической живописи.
Росписи храмов
Франц Николаевич Рисс
В середине XIX столетия русский живописец Франц Николаевич Рисс в северо-западной части Исаакиевского собора выполнил некоторые настенные росписи, в числе которых было изображение величественной сцены благословения Димитрия Донского игуменом Сергием Радонежским. Эта работа великого мастера украшает Исаакиевский собор до наших дней.
Ивон Адольф
Адольф Ивон. Битва на Куликовом поле, 1850
В 1850 г. по заказу Николая I французский художник-баталист Ивон Адольф создал монументальное полотно под названием «Битва на Куликовом поле», центральную часть композиции которого занимает изображение святого князя Димитрия в разгар сражения. Планировалось, что данное творение украсит нижний коридор храма Христа Спасителя, но события изменились, и сегодня картина украшает лестничный пролет, ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского Дворца.
Фрески
Благовещенский собор Московского Кремля. На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей, среди которых князь Димитрий Донской с сыном Василием. Работа псковских мастеров по заказу Ивана III Васильевича, 1484-1489 гг.
Древнейшая фреска, изображающая князя вместе с его сыном Василием, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Онавыполнена в начале XVI в. художником Феодосием. Более поздняя фреска, созданная во второй половине XVI в., расположена на южной стене Архангельского кремлевского собора. На ней Димитрий Иоаннович представлен среди прочихмосковских правителей.
Образ князя можно увидеть на фреске конца XVII в. в Преображенском соборе Новоспасского монастыря, а также на центральном своде парадных сеней Московского Исторического музея. Последнее изображение выполнено в 1883 г. артелью Ф.Г. Торопова.
Войдя в число восьми наиболее значительных деятелей национальной истории, Дмитрий Донской представлен на среднем ярусе памятника «Тысячелетие России»
Божия Матерь — Помощница в духовной борьбе
Важно! К Донской Богоматери приходят с житейскими трудностями, столкнувшись со сложным выбором, находясь в борьбе с внутренним врагом. В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским»
В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».
При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.
Посмотрите видео о Донской Богородице
В чём помогает икона Дмитрия Солунского
Если ваша вера ослабела, вас одолевают сомнения, вы не знаете где искать поддержку – обращение к иконе великомученика Димитрия Солунского помогает в решении этих вопросов.
Святого Димитрия прозвали Мироточивым, ибо его мощи после смерти источали столько миро, что пришлось поставить большие каменные ёмкости для его сбора. Они и сейчас хранятся в храме. Собранное миро имело целебную силу и раздавалось болящим людям. Прославление святого Димитрия было таким сильным, что за миро приходили не только христиане, но и мусульмане, тоже считавшие миро целебным средством.
о здравии, прежде всего от избавления заболеваний глаз и головы;
если тяжело проходит военная служба, то молятся не только сами военнослужащие, но важно, чтобы в молитвенном обращении участвовали родные военнослужащих или военнообязанных;
если не хватает мужества в несении военной службы;
о сохранении жизни во время военных действий, особенно нужно обращаться к святому Дмитрию Солунскому за тех, кто несёт службу в горячих точках;
о сохранении мира и недопущения войны.
То, что икона действительно помогает, свидетельствуют несколько чудесных историй, произошедшие уже после того как Дмитрий Солунский получил венец мученика. Один воин был одержим бесами и самостоятельно не мог просить о помощи. По молитвам его друзей совершилось чудо. Они оставили одержимого воина в храме святого великомученика Димитрия на ночь. А утром нашли его абсолютно здоровым.
Другая история рассказывает о спасении от голодной смерти родного города Фессалоники, покровителем которого является святой Дмитрий Солунский.
Важно помнить, что молитва — это не простое чтение слов, а икона просто картинка святого. Такое отношение осквернит образ иконы и никакой помощи оказано не будет
Поэтому чтобы молитва была услышана и не осталась безответной, слова должно произносить от чистого сердца и с горячей верой.
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ДОНСКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитву пресвятой Богородице перед Донской иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
Пресвятая Владычица, Богородица Дева, Заступница наша благая и скорая Помощница! Поем Тебе благодарную молитву за чудесные дела Твои, вспоминаем молитвенно и древнее заступничество Твое о городе Москве и всей стране нашей, всегда хранимых чудотворным образом Твоим Донским: в бегство обращаются войска вражеские, города и селения остаются невредимыми, люди же от страшной смерти избавляются. Твоей сильной помощью осушаются слезы и рыдания, умолкают стоны людей православных, плач каждого в радость общую превращается. Будь же нам, Пресвятая Богородице, утешением в бедах, возрождением надежды, примером мужества, источником милости, а в горестях и скорбях терпение нам подай. Посылай же и каждому необходимое по просьбам и нуждам его: младенцы воспитывай, молодежь сделай целомудренной и научи страху Божьему, унывающих ободри и немощную старость поддержи. Посети всех, находящихся в болезнях и печали, злые сердца умягчай, братскую любовь укрепляй, наполни всех людей православных миром и любовью. Примири, Матерь Божия, милостивая ко всем, враждующих и оправдай оклеветанных. Уничтожь пороки наши, чтобы грехи наши не обратили на нас гнев Божий, и не постиг нас наказанием Суд строгий Господа, Предвечного Судьи всех. Твоими молитвами, покровительством Твоим всесильным охраняй нас от нашествий врагов, голода, погибели, пожаров, убийств и всех бед, горестей и страданий. Надеемся же мы молитвами Твоими получить от Бога Всевышнего прегрешений наших прощение и уничтожение, с Господом и ближними нашими примирение. Попроси Его, да получим мы место жительства в Царстве Небесном, чтобы по окончании жизни нашей земной рядом с Престолом Божиим встать вместе с Тобой, прославляемой всеми поколениями людей Девой, в вечной славе быть. Помоги же нам с ликами Ангелов и святых и с Тобой вечно восхвалять Имя Великое Сына Твоего, со Безначальным и Бесконечным Его Отцом, с Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом. Аминь.
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!
Дмитрий: именины (день ангела). История праздника
С того самого времени народ понял, что у него появился заступник, который может противостоять Орде. Куликовская битва стала переломной, ведь если бы тогда князь Донской не победил, то Русь могла вообще исчезнуть с карты мира. Об этом говорят слова Мамая, которые и раскрыли его цели на счет Руси. Он хотел сотворить с Русью то же, что сделал Батый, только еще хуже — извести русских князей, народ поработить, построить мечети и заставить поклоняться Аллаху. Второго такого тирана Святая Русь не смогла бы выдержать. Но господство Золотой Орды пошатнулось и ускорило ее распад, а за этим последовало освобождение Руси.
Теперь у православных есть день ангела Дмитрия, отмечается он 1 июня. В этот день читаются хвалебные молитвы в честь святого князя Дмитрия Донского, чтобы он защитил от невзгод и помог в добрых делах.
Кто написал икону для коломенской церкви
Время и место написания иконы скрыто во мраке времени. Иконописцы предпочитали оставаться неизвестными зная, что они лишь художественный инструмент в руке Божией. Однако кропотливая работа нынешних искусствоведов позволяет предположить, что образ принадлежит кисти известного иконописца конца 14 в. Феофана Грека.
Феофан Грек. Икона Донской Богоматери
Феофан прибыл на Русь из Византии, чтобы украшать храмы по образцу церквей константинопольских. Время было тревожное: Золотая Орда под предводительством Мамая готовилась наказать князя Дмитрия Иоанновича за отказ платить повышенную дань, а заодно разрушить доселе терпимые ею церкви христианские и обратить народ в иную веру.
Готовясь к решающей битве, войска собрались в Коломне под Москвой, откуда выступили на Дон. С собой они несли икону Божией Матери «Елеуса», что по-гречески означает «Милостивая». Предположительно, она была написана Феофаном Греком незадолго до славных событий, для Успенского храма с. Коломны. Образ был закреплён на высоком древке, на обратной его стороне изображалась сцена Успения Божией Матери.
Чудеса великомученика
О серебряном троне
У мощей святого произошло множество чудес, но до нас дошли лишь самые яркие и запоминающиеся.
Однажды в храме, построенном в честь великомученика, случился пожар. От сильного пламени расплавился серебряный навес над ракой св. Димитрия. Архиепископом Солуни в те годы был владыка Евсевий, который собирался восстановить покров. Однако у него было для этого очень мало серебра.
Также в этом же храме располагался серебряный трон, сохранившийся совершенно не поврежденным после пожара. Архиепископ принял решение перелить трон на покров для раки святого, но при этом пока не извещал никого о своем намерении. В то же время при церкви был один богобоязненный пресвитер по имени Дмитрий. Святой великомученик троекратно являлся ему с одними и теми же словами: «Ступай и сообщи епископу, что я сам позабочусь о городе и своем храме, и чтобы предоставил мне самому попечение о них. Поэтому пусть не переливает трон».
Благочестивый христианин послушно передал слова святого архиепископу, но тот лишь на третий раз прислушался к передаваемым словам и повелел не переливать трон. Вскорости в храм явился один солунский гражданин, имя которого было Мина, и пожертвовал 75 фунтов серебра. Он выразил желание, чтобы этот драгоценный металл был истрачен для навеса над ракой святого. После этого пожаловали и прочие граждане Солуни, которые точно так же принесли серебро. Из собранных пожертвований был изготовлен великолепный покров над ракой великомученика Димитрия.
Об осаде города
Когда ко власти пришел император Маврикий, авары, проживавшие на Дону, осадили город Солунь. Преподобный Димитрий возник на одной из городских стен и, сразив копьем, скинул со стены первого из врагов, который туда поднялся. Падая, он повлек за собой прочих наступавших, и стотысячное воинство осаждавших в ужасе устремилось прочь от города. Однако через некоторое время противник пришел в себя и заново осадил город.
В то время некий праведный житель Солуни по имени Иллюстрий пламенно молился в храме великомученика Димитрия об освобождении города от противников. Внезапно он увидел двух ангелов, которые вошли в храм и направились ко гробу великомученика. По их воззванию Димитрий, как гласит история, «исшел в своем подобии» при этом, уточняет рассказчик, «лик его сиял сильнее солнечного света». Ангелы приветственного «лобзали его» и передали повеление Вседержителя Господа выйти из Солуни, поскольку Солунь «будет взят погаными».
Святой Димитрий заплакал, опечаленный, и просил передать Владыке, что он не может покинуть свой родной город в такой беде и видеть, стоя в стороне, его гибель. Святой дерзновенно ответил небесным вестникам «Коли уничтожишь Солунь, то и я с ним погибну; если избавишь, то и я с ним избавлен буду». Ангелы остались разочарованы решением великомученика и ушли, предупредив того, что за непослушание ему грозит гнев Божий. Святой же лег обратно во гроб.
Наутро Иллюстрий поведал о том, чему оказался свидетелем, своим согражданам. Те очень ободрились и обрадовались тому, что с ними их небесный заступник. Через неделю осады враги без всякой явной причины обратились в бегство, бросив и свои метательные орудия, и палатки.
О помощи в голоде
Когда осада города была снята, выяснилось, что все хлебные запасы в городе уничтожены, и в Солуни настал голод.
Великомученик не один раз являлся на суднах, плававших по морю, обходил острова и пристани, повелевая повсюду кораблям с пшеницей отправляться в Солунь. Таким образом, город был спасен святым Димитрием от голода.
Чудо о мощах
Когда благочестивый правитель Юстиниан построил великолепный храм в Константинополе в честь Софии-Премудрости Божьей, он снарядил в Солунь честных мужей, дабы те доставили оттуда какую-либо часть мощей св. великомученика Димитрия для украшения и освящения нововоздвигнутого храма. Приехав в Солунь, посланники царя приблизились к священной раке, в которой почивали мощи великомученика, чтобы исполнить царское повеление.
Внезапно из раки вырвался поток пламени, осыпав всех присутствующих целым потоком искр, а из огня раздался голос: «Стойте и не дерзайте ко мне прикасаться». Все, кто оказался свидетелем этого чуда, пали ниц, пронизанные трепетом; после этого царские посланники, взяв только немного земли рядом с тем местом, где были святые мощи, вернулись к правителю и поведали ему обо всем, что с ними случилось. Все внимавшие рассказу были потрясены. Половину привезенной земли посланники передали правителю, а оставшуюся часть поместили в храмовую сосудохранительницу.
Про Димитрия Донского и Феофана Грека
По особенностям иконографии икона Донской Божией Матери представляет собой один из вариантов Богоматери «Умиление». Скорее всего, этот образ имеет греческие корни.
Считается, что самый древний образ Донской Божией Матери был создан Феофаном Греком около 1392 года для возведённой Дмитрием Донским Успенской церкви в Коломне. В середине XVI столетия коломенскую икону, якобы, перенесли в Москву. По другой версии, Феофан Грек писал икону в Москве с несохранившегося коломенского оригинала.
Однако проследить раннюю историю этого образа на Руси очень непросто – ведь нынешнее название икона обрела сравнительно поздно. Дело в том, что привычное нам сейчас прозвище «Донской» великий князь Димитрий Иванович получил только в официальной историографии середины XVI столетия. Лишь после этого так же стали называться и построенная им Успенская Коломенская церковь, и хранившаяся там икона. А посему понять, какой же именно богородичный образ имеется в виду в более ранних летописях и записях, зачастую не представляется возможным.
Донская икона из Большого собора Донского монастыря
Божия Матерь — Защитница Русской земли
Под сенью русских знамён и благословением Богородицы монголы были разбиты. Участвовавшую в бою икону с честью доставили в Коломну и поместили в Успенский храм, выстроенный князем Дмитрием в честь победы над ненавистным игом. В течение без малого двух веков образ Богоматери, не имевший тогда названия, освящался молитвами притекавшего к нему народа.
Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской. Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Волковичи
В царствование Иоанна Грозного победившего Мамая князя Димитрия стали именовать Донским, а древняя святыня из коломенского храма стала называться «Донская икона Божией Матери». Соблюдая традиции предков, Грозный молился перед ней, собираясь в поход на Казань. И вновь не оставила русское войско Пречистая Богородица, вымолив у Господа победу. После этого царь повелел, чтобы образ был перенесен из Коломны на более почетное место — в Благовещенский собор Кремля. Так икона Донская Богоматерь стала общегосударственной святыней.
Это интересно: Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»
Значение Донской иконы
Донская икона Богоматери имеет огромное значение в православном христианстве. Считается, что святой лик защищает и оберегает от напастей и бед, включая нашествия вражеских войск. Святыня не единожды выступала заступницей и покровительницей воинов земли русской.
Известно, что сам Иван Грозный преклонил колени пред ликом Богоматери, отправляясь в казанский поход в 1552 году. В 1591 году крымские татары вторглись на русские земли и остановились недалеко от Воробьевых гор. Не надеясь на собственные силы, православные воины совершили крестный ход вокруг Москвы с иконой Богородицы «Донская». В тяжелом сражении с татарами, которое длилось более суток, русские воины одержали победу.
Донская и её списки
Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.
Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.
Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.
Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».
В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.
Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.
Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.
Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря