Значение иконы «Живоносный источник» в православии
Вода во все времена считалась символом и источником жизни – против этого не протестуют даже приверженцы теории Дарвина (считается, что жизнь как таковая зародилась в водной стихии).
Символ воды присутствует и во многих религиозных сюжетах, причем отождествляется он с Божественной силой: это библейский Великий потоп, Христос, ступающий по воде аки посуху, Моисей, проведший свой народ сквозь расступающиеся воды и так далее. Не забываем мы и о таинстве крещения, проходящем с непременным участием воды, а также традиционном купании в проруби в праздник большого водоосвящения (на Крещение).
Икона означает, что Богородица служит источником Жизни, ибо Христос – и есть Жизнь. Помимо этого, Божья Матерь – это источник защиты, благодати и любви, открытый для каждого молящего о спасении, исцелении, наставлении.
Этот образ очень любим простым народом, потому что не нуждается в сложных богословских толкованиях. Поэтому в России, Беларуси и Украине можно увидеть множество часовенок, освященных в честь «Живоносного источника». А рядом – собственно ключи с животворной водой, где можно напиться, а иногда даже омыться.
Семья
Для Светланы несвойственно выходить замуж за первого попавшегося мужчину. Она понимает ценность брака, поэтому тщательно выбирает себе мужа, благодаря этому она практически не ошибается в выборе и разводится очень редко. Она ради семьи может бросить работу, всю себя посвятить домашнему хозяйству и воспитанию детей. Благодаря умению Светланы приспосабливаться к любому человеку, ее мужу будет комфортно с ней и не придется менять свои привычки. Распоряжаться семейным бюджетом в семье придется мужу, так как Светлана может потратить все деньги за короткий срок и ничего не отложить на черный день.
(проповедь Митрополита Антония Сурожского о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)
Евангелие не сообщает нам имени женщины-самарянки, но Придание Церкви его сохранила, и мы называем ее по-гречески — Фотиния, по-русски — Светланой, на кельтских языках — Фионой, на других западных языках — Клэр. И все эти имена говорят нам об одном: о свете.
Повстречав Господа Иисуса Христа, она стала светом, в мире сияющем, светом, который просвещает тех, кто встречается с ней. Каждый святой дается нам в образец и в пример. Мы не всегда можем конкретно повторить действия святого, мы не всегда можем подражательно следовать его путем от земли на небо. Но от каждого святого мы можем научиться двум вещам. Одно, это что силой благодати мы можем достичь того, что по-человечески кажется невозможным: стать человеком по образу и подобию Божию, и в этом потемненном, трагическом мире, который во власти у лжи лежит, быть словом правды, знамением надежды, уверенностью, что Бог может победить, если только мы дадим Богу доступ в нашу душу и в нашу жизнь.
И второе, чему могут научить нас святые, — это понять, что говорит нам их имя. Самарянка сегодня говорит нам о свете. Христос сказал, что Он — свет миру, свет, просвещающий каждого человека: и мы призваны дать в наших душах, в наших умах и сердцах, во всем нашем существе приют этому Свету, чтобы в нас и через нас могло исполниться и стать реальностью слово, сказанное Христом: «Так да просветится свет ваш перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, они прославили Отца вашего, Который на небесах» (Мф.5;16).
Только видя, как мы живем, только по нашим делам люди могут поверить, что свет — есть свет Божий; не по нашим словам — разве только что наши слова — это слова такой же правды и силы, как слова апостолов или даже Самого Христа. Поэтому задумаемся, пусть задумается каждый из нас о значении нашего имени и о том, как нам стать тем, чем мы названы. Самарянка пришла к колодцу не из духовных соображений: она просто пришла, как приходила каждый день, чтобы набрать воды, — и встретила Христа.
Каждый из нас людей может встретить Христа на каждом шагу жизни, например, когда мы заняты обыденными делами, нам надо, чтобы сердце наше настроилось правильно, если мы готовы к тому, чтобы встретить Христа, принять благословение, услышать — и задать вопросы. Потому что Самарянка задавала Христу вопросы: и то, что она услышала в ответ, настолько превосходило ее вопросы, что она узнала в Нем пророка, а потом узнала в Нем и Христа, Спасителя мира. Но свет нельзя прятать под спудом: обнаружив, что Свет пришел в мир, Что слово Божественной правды звучит теперь среди людей, что Бог среди нас, Самарянка оставила все земные заботы и бросилась бегом разделить с другими радость, изумление о том, что она нашла. Сначала она рассказала им, почему она поверила, и когда может быть любопытство, а может быть, и убедительная сила ее слов, и та перемена, которую они в ней самой могли видеть, привели их ко Христу, они убедились и сами сказали ей: Теперь мы верим, — это сказали люди не потому, что ты нам рассказала, — теперь мы сами видели, сами слышали…
Вот чему Самарянка учит всех нас: чтобы во всякое мгновение нашей жизни, за самыми незатейливыми занятиями, мы были так открыты, чтобы принять Божественное слово, быть очищенными Его чистотой, быть просвещенными Божественным светом и принять Его в глубины нашего сердца, принять Бога всей нашей жизнью, так, чтобы люди видя, кем мы стали, могли поверить, что Свет пришел в мир. Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее.
Описание иконы
Сюжет беседы Спасителя и самарянки стал одним из самых распространенных в раннехристианском искусстве. Он нашел отражение в росписи стен церковного дома в Дура-Европос и представляет собой буквальное воспроизведение евангельского текста. В центре композиции помещены фигуры Христа и Фотинии, достающей воду из колодца. Настенная живопись датируется III веком и лишена символизма, присущего более поздним работам этой тематики.
Иконописное изображение святой мученицы Фотинии, самое древнее из которых появилось в XIX в., имеет два распространённых иконографических извода:
- На одиночной иконе изображается поясная фигура святой Светланы, которая держит в правой руке крест, а в левой ладони сжимает свиток со словами молитвы. Она облачена в красный плащ и белый мафорий.
- Двухфигурная композиция представляет собой иллюстрацию евангельского повествования о встрече будущей мученицы и Спасителя у колодца близ города Сарматия. На переднем плане изображается женщина с сосудом в руках и Иисус Христос, правая рука которого поднята в благословляющем жесте. Между ними располагается колодец. На заднем плане видны стены города.
С VI века Христа начинают изображать сидящим возле колодца (мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово), а к XII – XIV векам схема дополняется второстепенными персонажами: позади Христа появляются удивленные апостолы, прислушивающиеся к беседе.
Чем современнее иконопись, тем детализованнее картина: на заднем плане возникают горы Самарии, древний город Сихарь (Сихем) и горожане, занимающиеся своими делами. Христос изображается благословляющим самарянку, простирающую к Нему правую руку.
Как отличить иконописные лики
Если святая Фотиния Самарянка изображена на иконе одна (без Иисуса Христа), ее довольно сложно отличить от двух других ее тезок. Наверняка узнать, кто изображен на иконе можно по надписи рядом с нимбом вокруг головы. Если надпись прочесть невозможно, стоит внимательнее присмотреться к образу.
Фотинию Самарянку (Римскую) часто изображают с кувшином, с которым она шла за водой к колодцу Иакова. Кроме кувшина святая может держать в руках развернутый свиток, на котором начертано: «Господи, даждь ми сию воду да не жажду» . Слова эти связаны с притчей о живой воде, когда Иисус Христос иносказательно поведал женщине о том, что Он – Мессия. На ростовых изображениях Фотинии за спиной святой живописуют колодец, горы и стены города, близ которого произошла знаменательная встреча.
Фотиния Кипрская в одной руке держит крест, но это не короткое распятие. Крест Фотинии Кипрской имеет очень длинный конец. Крест знаменует собой страдания Спасителя, которому подражают все мученики, а также показывает на путь, выбранный святым угодником.
Спустя тысячелетие, в 15 веке, подвиг Фотинии Палестинской повторила Фотиния Кипрская. Родом из благочестивой семьи, она уже в юные годы решила посвятить свою жизнь служению Христу и стать отшельницей. Живя в пещере, она предалась посту и молитвам. За подвижнический образ жизни на нее снизошла Божья благодать, и Фотиния обрела способность чудесным образом совершать исцеления.
Если посмотреть на иконы Фотинии Палестинской, где преподобная изображена во весь рост, то пейзаж заднего плана будет совсем иной: пустынный каменистый берег, синие валы моря, виднеющаяся вдали полоска суши, покрытая хребтами гор и выросший на них город – Кесария Палестинская.
Святая Фотиния тоже может держать в руках свиток, но он зачастую свернут в трубку. Руки преподобной обращены к молящимся раскрытыми ладонями на уровне груди – жест, обозначающий приятие благодати и в то же время – молитвенное обращение к Богу.
Портретные иконы Фотинии являются вторым вариантом христианского образа святой. Мученица пишется либо по пояс, либо в полный рост, редко – оплечно.
История обретения иконы
Икона «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская икона) получила имя по строчке одной из церковных стихир, посвященных Божией Матери. Несмотря на столь впечатляющее название и богословский сюжет, она чудом избежала уничтожения.
Образа такого иконографического типа появились на Руси в XVII столетии. Это было весьма сложное и неоднозначное время в истории РПЦ. Вследствие реформы патриарха Никона в церкви образовался раскол, что привело к появлению старообрядчества.
Святыни, не соответствующие новым церковным веяниям, нещадно уничтожались. Не избежали этой участи и иконы, не укладывающиеся в официальный канон. Патриарх Никон лично повелел уничтожать образа так называемого фряжского письма.
Фряжское письмо – это иконографическая манера, пришедшая на Русь с Запада
Она характеризуется повышенным вниманием к фоновым изображениям, их излишней детализацией. По мнению официальной церкви, это отвлекает внимание от основных ликов
Первым из икон «Всех скорбящих Радость» прославился образ, написанный Иваном Безминым в 1683 году. Это далеко не первая икона такого типа: так писали Богородицу и до Безмина, но без окружения в виде второстепенных фигур.
Иван Безмин не был ни монахом, ни богословом: он был художником и не соблюдал никаких требований, предъявляемых церковью к самому процессу написания икон. А учителем его был итальянский живописец Даниил Вухтерс, приглашенный в Россию и работавший при Оружейной палате.
Поэтому икона Безмина написана явно под влиянием западной художественной школы того времени. И даже сюжет образа позаимствован оттуда: по сути, это версия популярного в то время католического сюжета «Мадонна во славе» в православном прочтении.
Икона была написана в 1683 году, а уже в 1687 г. прошел Большой Московский Собор, запретивший изображения подобного типа. Их попросту перестали считать святынями и стали повсеместно уничтожать.
Сейчас икона находится в храме на Б.Ордынке
Икона Безмина явно писалась на заказ, для конкретного храма. На это указывают изображения преподобных, чтимых в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке.
Так бы и сгинуть иконе, если бы не чудо, произошедшее в 1688 году. Некая Евфимия Папина умирала от тяжелого недуга (в церковных источниках – от «язвы на боку»). Но во сне-полубреду она услышала голос, повелевший ей обратиться за исцелением к образу Божией Матери. Причем голос назвал имя иконы, храм, где она пребывает, и способ получения исцеления.
В общем, нашли священника из церкви на Ордынке, он явился на дом к болящей вместе с названным образом и отслужил молебен. Евфимия исцелилась!
Быть может, этот случай и не получил бы широкой огласки и не сказался на дальнейшей судьбе образа, если бы не маленькая деталь. Евфимия Папина была родной сестрой патриарха Иоакима! Благодаря ему весть о чудотворной иконе разнеслась по всей России.
Почитание в православии
Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.
Храм в Наблусе
Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.
Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе
В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.
29
Август
2008 года
Мощи священномученика Филумена обретены нетленными, и тогда же перенесены в восстановленный храм Фотины.
Сейчас среди святынь храма:
- колодец Иакова, находящийся в крипте;
- кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.
Другие реликвии
В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления
В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.
Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.
Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка
Почитание в России и на Украине
Интересный фактДо 1917 г. Фотину особенно любили в народе как врачующую от лихорадки, видимо, на основании Синаксаря из Триоди. Считалось, что от этой болезни она в свое время исцелила своего сострадальца, мученика Севастиана. Высказывались также предположения, что, поскольку обращение Фотины произошло у колодца, Господь дал святой особое благословение освящать воды, а, по народным представлениям, источником лихорадки как раз являлась вода.
В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.
Иконография
На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:
Петербургский образ
Весть о чудотворной иконе достигла и царского семейства, поэтому в начале XVIII столетия образ был вывезен из Москвы царевной Натальей, сестрой Петра Великого.
Икона пребывала в домашнем храме царевны (церкви Воскресения Христова), впоследствии ставшем приходским. А еще позже, после перестройки, эта церковь была освящена в честь Скорбященской иконы.
Икона практически сразу получила роскошную ризу, украшенную драгоценностями царевны и религиозными реликвиями. Она меняла «одеяния» еще, как минимум, дважды, причем одно было богаче другого. На изготовление оклада 1858 года ушло почти семь килограммов золота и сотни драгоценных камней.
Известно, что Петербургскую Скорбященскую икону почитали все члены монаршей фамилии, что привлекало внимание и представителей более низких сословий. Ей молились перед сражениями, а во время эпидемии оспы «Всех скорбящих Радость» стала эпицентром молений всего населения Северной Пальмиры
Екатерина Великая тоже весьма почитала этот образ. Она была просвещенной самодержицей, поэтому сделала прививку от оспы и себе, и наследнику престола. Но перед этим Екатерина отстояла молебен у Скорбященской иконы!
Черты характера
Тайна имени Фотиния скрывает женщину с идеалистическим мировоззрением, что заставляет ее быть довольно требовательной к окружающим. Непримиримая к чужим недостаткам, она считает, что все вокруг должны быть совершенными. Если же понимает, что это не так и кто-то не соответствует надуманному эталону, очень расстраивается, вплоть до разочарования.
Характер Фотинии открытый, но очень противоречивый. Наряду с самопожертвованием и добродушием, иногда в нем проявляется жестокость. И все это лишь от недопонимания. Значение имени воплощается в любовь и заботу о ближних. Она может быть хорошим и верным другом, способным помочь в любую трудную минуту. Но эта девушка настолько увлекается проблемами других, что становится несколько навязчивой в своей опеке. В результате чего вызывает отчужденность со стороны окружающих.
Характеристика имени Фотиния открывает умную и прагматичную личность, но не способную достаточно ясно и глубоко анализировать различные ситуации. К возникшим проблемам она относится поверхностно, зачастую не вникая в их суть. Тем не менее, лидерских качеств у нее не отнять.
Положительные черты характера заключаются в доброжелательности, сдержанности, любопытстве. Она следит за своим внешним видом, любит украшения, но для нее главное — не переусердствовать. Из отрицательных ее качеств можно выделить придирчивость, равнодушие, эгоизм.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Скорбященская икона с монетками
Через некоторое время, к концу XVIII столетия, в Петербурге появилась Скорбященская икона аутентичного извода, значительно отличающегося от московского. Позже она стала известна как икона «Всех скорбящих Радость с грошиками». В конце прошлого столетия это название было закреплено официально.
Доподлинно неизвестно, как этот образ попал в часовню Тихвинской Божией Матери. Существует масса версий ее появления, от чудесных (приплыла по реке в идеальном состоянии) до вполне земных (подарена кем-то из предпринимателей-меценатов).
Столь странное имя икона получила благодаря чуду, явленному ей в 1888 году. Как-то над Петербургом разразилась ужасающая гроза, молния ударила в Тихвинскую часовню, начался пожар.
После ликвидации огненной стихии оказалось, что многие ценности часовни бесследно утрачены, но Скорбященская икона чудесным образом уцелела практически в первозданном виде. Но она получила характерный признак, выделяющий ее среди других аналогичных образов – своеобразное обрамление из грошиков.
Вскоре после этого случая икона с грошиками получила собственный храм. С нее было сделано множество списков, впрочем, как и с московского образа.
Икона «Всех скорбящих Радость с грошиками»
Православная Жизнь
Храм святой Фотинии Самарянки — православный храм монастыря святой Фотинии Самарянки Иерусалимской православной церкви. Расположен на месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова.
Ныне город носит назвние Наблус (арабский вариант греческого названия Неаполис) в Самарии. Библейское название города – Сихем. Здесь праотец Аврам говорил с Богом (Быт. 12, 6-7). Впоследствии здесь жил и выкопал колодец праотец Иаков (Быт. 33, 18-20; Ин. 4, 12). Спустя столетия у колодца Господь Иисус Христос беседовал с самарянкой о воде живой и открыл ей, что Он есть Мессия (Ин. 4, 1-44). В римскую эпоху близ исчезнувшего Сихема возникла римская колония Флавия Неаполис, где около 100 г. н.э. родился христианский апологет св. Иустин Философ.
На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в.
В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г.
Здесь в 1979 г. религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни.
Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия. Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.
Архимандрит был похоронен в Иерусалиме, в резиденции Иерусалимской Патриархии на Сионе. Через несколько лет его гробница была вскрыта, и мощи обнаружены практически полностью нетленными. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли сюда, в древний Сихем (Наблус).
11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Феофилом III. 5 марта 2010 года Священный синод Русской Православной Церкви постановил: «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».
Святыни:
- Колодец Иакова. В настоящее время колодец Иакова находится в крипте, расположенной под алтарём большого монастырского храма, посвящённого Фотинии Самарянке.
- Кувшин, в который набирала воду самарянка. Он почетно стоит на внутренней колонне с левой стороны храма, на высоте нескольких метров, за плотным граненым стеклом.
- Частица мощей Иоанна Крестителя
- Туфелька святителя Спиридона Тримифунтского (из облачения, которое ему периодически меняют)
- Мощи священномученика Филумена Святогробца
По материалам azbyka.ru
Житие Преподобной Фотинии (СВетланы) Палестинской
Преподобная Фотиния (Светлана) Палестинская.
В море во время шторма корабль пригнало на камни и разбило в щепы. Никто из пассажиров не спасся, кроме одной девицы, которая успела ухватиться за доску и приплыла к скале, где подвизался блаженный Мартиниан. Он помог Светлане (так звали девицу) подняться на скалу. Он рассказал ей о жизни своей на скале, о посещении его три раза в год корабельщиком, благословил девицу, оставил ей хлеб и воду и бросился в море. Дельфины помогли ему достичь земли. Светлана осталась одна совершать свой подвиг во имя Господа. Через некоторое время прибыл корабельщик, привез хлеб и воду Мартиниану, а застал на скале женщину. Светлана рассказала все корабельщику, от предложения корабельщика перевезти ее в город отказалась, а просила, чтобы он прибыл вместе с женой и привез ей мужскую одежду и шерсть для рукоделия. Корабельщик исполнил ее просьбу, и Светлана продолжала подвижническую жизнь. Она жила под открытым небом и днем, и ночью, и в зной, и в холод, и восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила двенадцать молитв Богу, а каждую ночь она двадцать четыре раза становилась на молитву. Фунт хлеба служил ей пищей на два дня. Через шесть лет подвижнической жизни на острове Светлана скончалась. Уже через два месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик с женой, они нашли блаженную Светлану навеки усопшей. Похоронили святую Светлану в городе Кесарии Палестинской.
Житие Светланы неразрывно связано с житием преподобных Мартиниана и Зои
Преподобный Мартиниан с 18 лет поселился в пустыне, близ города Кесарии Палестинской, где пробыл в подвигах и безмолвии 25 лет, удостоившись благодатного дара исцеления болезней. Однако враг не оставлял отшельника, наводя на него различные искушения. Однажды женщина-блудница поспорила с развратными людьми, что соблазнит святого Мартиниана, слава о добродетельной жизни которого распространилась по городу. Она пришла к нему в ночной час под видом странницы, прося ночлега. Святой впустил ее, так как погода была ненастная. Но вот лукавая гостья переоделась в дорогую одежду и стала соблазнять подвижника. Тогда святой вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Он говорил при этом себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Женщина, пораженная этим зрелищем, раскаялась и просила святого наставить ее на путь спасения. По его указанию она отправилась в Вифлеем, в монастырь святой Павлы, где в строгих подвигах прожила 12 лет до своей блаженной кончины. Имя женщины было Зоя.
Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан удалился на необитаемый скалистый остров и прожил под открытым небом несколько лет, питаясь пищей, которую ему время от времени привозил один корабельщик, а преподобный плел для него корзины.
Однажды во время сильной бури разбился корабль и к острову, где спасался святой Мартиниан, волны принесли на обломках корабля девицу по имени Фотиния. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь, — сказал он ей, — вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик», — а сам бросился в море и поплыл. Два дельфина вынесли его на сушу. С тех пор блаженный Мартиниан стал вести жизнь странника. Так продолжалось два года. Однажды, придя в Афины, святой заболел и, чувствуя приближение кончины, вошел в храм, лег на пол, призвал епископа и попросил предать свое тело погребению. Это произошло около 422 года.
Блаженная девица Фотиния осталась жить на острове, где и провела в уединении 6 лет, а затем отдала Богу душу. Кончину ее открыл всё тот же корабельщик, привозивший ей, как и преподобному Мартиниану, пищу. Он перевез тело блаженной Фотинии в Кесарию Палестинскую, где оно было с честью похоронено епископом и клиром. Память преподобных Зои и Фотинии празднуется в тот же день.
Тропарь преподобной Фотинии (Светлане) Палестинской
В тебе мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть: преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная мати Светлане, дух твой. Величание Ублажаем тя, преподобная мати Светлане, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Карьера и бизнес
За всю свою жизнь такие женщины могут поменять множество рабочих мест и профессий, пока не найдут то, что им действительно по душе. Они нетрудолюбивые по натуре, поэтому довольно редко достигают каких-либо карьерных высот. Кроме этого, Светланы не любят учиться, у них часто не бывает высшего образования.
Из них может получиться хороший повар, продавец, бармен, администратор, официантка, оператор, менеджер или копирайтер. Кроме этого, Светланы — творческие люди, поэтому могут выбирать своей сферой деятельности искусство, культуру или музыку. С возрастом эти личности могут заниматься самообразованием, особенно если выбранное дело их увлекает.
Так как эти женщины очень любят проявлять себя как авторитарных и властных личностей, они вполне справляются с руководящими должностями. Но из них получится плохой бизнесмен. Светланы не умеют доводить все начатые дела до конца, не умеют совершать выгодных сделок.
Чаще всего эти натуры просто плывут по течению, при этом не слишком озадачиваются построением карьеры и бизнеса. Это люди настроения, и сиюминутный порыв может заставить их кардинально изменить место работы.
Святая фотиния: жизнь и смерть мученицы
Порой наша жизнь кардинально меняется из-за одной случайной встречи. Так произошло с самарянкой, которая повстречала Иисуса у колодца и дала ему испить воды. После этого она стала верующей христианкой и отправилась в Рим с проповедью.
После мученической кончины святых апостолов Петра и Павла во время Неронова гонения она вместе с сыном Иосией (или Иосифом) с успехом проповедовала веру в Карфагене. Другой ее сын, Виктор, после удачных сражений против варваров был назначен военачальником и послан императором в Галилею с приказом убивать христиан. Однако вместо этого он стал сам проповедовать веру и увещевать христиан быть твердыми.
Виктору удалось обратить в веру военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Узнав об этом, император приказал немедленно судить их всех. Но осознав, что ему не удастся их переубедить, повелел отрубить Виктору и Иосии руки по плечи и бросил их в темницу.
Святая Фотина тоже предстала перед судом. Ей удалось обратить дочь императора и ее служанок, что вызвало бешенство тирана – он приказал бросить святых в раскаленную печь. Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В кишевшем ядовитыми змеями каземате им явился Христос в Божественной славе в сопровождении апостолов Петра и Павла и сонма ангелов. Он благословил их: «Мир вам! Блаженны уверовавшие в Меня!» Так они получили силы перенести трехлетнее заключение, во время которого обратили в веру многих язычников.
Когда их вывели из тюрьмы для новых истязаний, с ними был Ангел-Хранитель. Тиран приказал снять со святой Фотины кожу и бросить тело в пересохший колодец. То же было сделано с ее сыновьями и Севастианом.
Вопрос священнику № 194
Выберите раздел
Задайте новый вопрос
Вопрос № 194 (Разное) Ответов: 4 Благословите,Батюшка,и помогите,пожалуйста,разобраться в такой ситуации: Моя мама утверждает, что в младенчестве меня крестили именем Светлана. Мой духовный отец сказал, что это заблуждение и Светлана — это мирское имя. И что , скорее всего, крестили меня как Фотинию. Я «смирилась» ( пишу именно в кавычках, потому что в душе всё же имеются некоторые сомнения и далее будет ясно, почему) и приняла это имя. Но , ещё до того, как я начала ходить в Храм и пытаться постигнуть азы Православия, у меня всегда при себе была Иконка Св. Мч. Фотины, которой я молилась, как скорой помощнице и молитвеннице о душе моей . |
Характер именинницы
Светланы очень яркие и активные. Они стремятся всегда и везде успевать. При этом они стараются не углубляться в конкретику и руководствуются глобальной информацией
Очень важно для Светы окружение. Правильный подход в воспитании и благоприятная среда будут мотивировать ее к новым достижением
Если это не обеспечить, Светлана легко поддаться любому негативному влиянию.
В семейной жизни Светы очень заботливые жены и мамы. Они умеют быть дипломатичными, поэтому поддерживают хорошие отношения со всеми родственниками.
Часто женщины с эти именем преувеличивают свои способности и возможности
Они любят быть кокетками и привлекать внимание окружающих их мужчин
Имя Светлана, Фотиния в православном календаре
Слава Богу за мудрость Его служителей!
Кузьмина Светлана Вячеславовна 02.05.2016 19:56:дата рождения 29.09.1967 Я купила и вышила икону с именем Фатина,когда принесла в церковь освещать,там мне прихожане сказали что это не моя икона,правильная икона Фатинья.Теперь я в смятении.Посоветуйте как быть? |
Светлана 04.02.2017 16:30:Я не могу понять Фотина я или Фотиния |
Продолжить обсуждение вопроса № 194 : |
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас! 2009-2018 Храм свт.Феодосия Черниговского (03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко
Посетителей на сайте: 37 |
Искушение Фотинии
Тогда хитрый и надменный Нерон, не желая уверовать во Христа, решил искусить Фотинию и ее спутниц. Он поселил ее во дворец, потчевал вкусными, изысканными блюдами, окружил сотней рабынь для услужения. Там была и дочь императора – Домина. Спустя сорок дней он посетил Фотинию и был весьма удивлен, когда узнал, что все окружающие ее рабыни, и его дочь в том числе, обратились в христианство.
Разгневанный Нерон приказал содрать кожу с Фотинии и затем бросить женщину в иссохший колодец. Та же участь постигла и сестер мученицы. Через несколько дней Фотинию достали из колодца, она была еще жива и не отказалась от своей веры. Тогда ее закрыли в темнице еще на 20 дней. И вновь Нерон вызвал ее к себе во дворец, но и тогда не добился от нее преклонения и принятия язычества. Фотиния лишь рассмеялась и плюнула ему в лицо. После чего ее снова бросили в колодец.
Так и закончила свою земную жизнь мученица Фотиния. Святая перед смертью не отреклась от Христа, поразив язычников чудесами молитвы. Она была причислена к святым великомученицам, которые до сих пор покровительствуют нуждающимся и сомневающимся в своей вере.
Св. Фотиния Кипрская
Тысячу лет спустя, в 15 веке, подвиг Фотинии Палестинской повторила Фотиния Кипрская. Выходец из благочестивой семьи, он в юном возрасте решил посвятить свою жизнь служению Христу и стать отшельником. Живя в пещере, он посвятил себя посту и молитве. Благодаря аскетическому образу жизни на нее сошла Божья благодать, и Фотиния обрела способность чудесным образом исцелять.
Вскоре об этих чудесных исцелениях стало известно не только на Кипре, но и за его пределами. Люди начали стекаться в Фотинию, чтобы получить от нее совет и руководство, чтобы укрепить духовную силу и укрепить свою веру. Его мощи в настоящее время находятся в церкви апостола Андрея.
Если у вас есть родственница или подруга по имени Светлана, лучшим подарком для нее станет значок «Светлана (Фотиния)». Такая икона для Светланы станет и защитницей, и примером силы веры
Неважно, у кого из трех святых будет икона «Светлана», главное, чтобы она была, и носитель этого имени знал о подвиге своих трех покровителей
Ботаническое описание
Зимнезелёные, реже листопадные деревья или кустарники до 15 м высотой, с цельными, пильчато-зубчатыми листьями.
Цветки обоеполые, актиноморфные, 5—12 мм в диаметре, пятичленные, с двойным околоцветником, в верхушечных щитковидных или метёлковидных соцветиях. Чашечки в нижней части срастаются с сильно вогнутым цветоложем, образуя гипантий, позднее срастающийся и с завязью; чашелистики короткие, при плодах не опадающие, лепестки белые, почти округлые, много длиннее чашелистиков. Тычинок 10—20. Гинецей из 2(5) сросшихся между собой, а позднее и с гипантием плодолистиков; завязь с 2(5) сросшимися почти до середины стилодиями и 1—2 семязачатками в каждом из 2 гнёзд.
Плоды яблокообразные, шаровидные, 4—6 мм в диаметре, красные, с (1)2—4 семенами.