Икона Марии Египетской

Варианты икон

Для молит­вы мож­но исполь­зо­вать про­стую ико­ну пре­по­доб­ной Марии Еги­пет­ской, где она изоб­ра­же­на на моно­хром­ном фоне с нимбом.

Так­же рас­про­стра­не­ны три вер­сии писа­ний святого:

  • образ в жиз­ни — сама свя­тая рас­по­ло­же­на в цен­тре и по пери­мет­ру в штам­пах изоб­ра­же­ны основ­ные эта­пы жиз­ни (упо­мя­ну­тые ранее, чуде­са в пустыне, при­ча­стие и покой);
  • ико­на Свя­той Марии, где она пре­бы­ва­ет в молит­ве Хри­сту или Богородице;
  • при­ча­стие и встре­ча со стар­цем Зосимой.

Прак­ти­че­ски един­ствен­ным чело­ве­ком, с кото­рым видел­ся свя­ти­тель, был ста­рец Зоси­ма. Имен­но он в нача­ле ее подвиж­ни­че­ства отдал ей часть сво­ей одеж­ды, что­бы при­крыть ее наго­ту, и имен­но он нес при­ча­стие, когда Мария ста­ла свя­той. Что­бы при­нять при­ча­стие, подвиж­ник пере­шел Иор­дан, как если бы он был на земле.

Варианты икон

Для того чтобы помолиться может использоваться простая икона преподобной Марии Египетской, где она изображается на однотонном фоне с нимбом.

Помимо этого, распространены три варианта писания святой:

  • образ в житии – сама святая стоит в центре, а по периметру в клеймах изображаются основные этапы жития (указанные ранее, чудеса в пустыне причастие и упокоение);
  • икона святой Марии, где она пребывает в молитве Христу или Богородице;
  • причащение и встреча со старцем Зосимой.

Старец Зосима был практически единственным человеком, с которым виделась святая. Именно он в начале подвижничества дал ей часть своей одежды прикрыть наготу и именно он принес причастие, когда Мария стала святой. Для того чтобы принять причастие, подвижница перешла по Иордану как по земле.

В чем помогает икона «Всецарица»

Божья Матерь признана защитницей всея Руси и всех ее жителей, принадлежащих к православной вере. Это значит, что можно просить ее абсолютно обо всем, что не нарушает христианские заповеди.

Икона Всецарице Пантанасса, как и другие образа Богоматери, помогает от многих напастей. Чаще всего молятся иконе, прося об:

  • Исцелении от недугов. Искренняя молитва Пантанассе помогает в исцелении от самых тяжелых болезней, в том числе, и от онкологии. Были зафиксированы случаи выздоровления от рака самых безнадежных больных. Врачи только разводили руками!
  • Избавлении от зависимостей любого рода. По сути, любая зависимость – это не вредная привычка, а серьезная болезнь, поражающая не только тело, но и дух. Недаром наркозависимые, пережив ужасающие ломки, все равно возвращаются к старому. Начинать исцеление нужно действительно с души. Молиться могут не только зависимые, но и все люди, неравнодушные к их судьбе.
  • Наставлении на путь истинный. Мы часто стоим на жизненных перекрестках и не можем принять правильное решение. Нам крайне необходим совет кого-то мудрого и всезнающего, а люди не всеведущи. Верующие часто отмечают, что получают знамения свыше, а к самым благонравным Богородица приходит во сне и обращается к ним напрямую.
  • Душевном покое. Часто мы теряем покой из-за тревожных мыслей о себе и близких, а потери родных людей оборачиваются настоящими трагедиями. Искренняя молитва Всецарице позволяет вернуть душевное равновесие и способность радоваться жизни даже после самых страшных утрат.
  • Благополучии близких. Богоматерь выступает защитницей семьи и родственных связей. Ей молятся о благополучии и здоровье близких, укреплении взаимоотношений, восстановлении супружеской любви и взаимопонимания, возвращении на путь истинный неверных мужей и бедокурящих детей.

Искренне верить и молиться об исцелении истинному христианину можно и нужно. Однако не стоит забывать и об официальной медицине, ведь помысел Божий может реализоваться и через золотые руки хирургов. Иначе он не наделил бы врачей столь высоким мастерством и умением спасать жизни.

Мария Египетская в иконописи

На иконах святая Мария изображается всегда с непокрытой головой, с белыми седыми волосами, как и было сказано в житии: «волосa на голове белы, как руно, и не длинны, спускаясь не ниже шеи». Есть иконы ростовые и есть поясные.

Преподобная Мария ЕгипетскаяИз деисусного чинаШкола или худ. центр: МоскваСередина XVII в.Дерево, темпера.149 × 50 смЦентральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, РоссияИнв. КП 2341Происходит из храма Тверской старообрядческой общины в Москве

По традиции пишут святую почти обнаженной, чуть прикрытой частью мантии, брошенной ей Зосимой. На иконах мы видим изможденную плоть, осунувшееся лицо – она великая постница, в полноте овладевшая оружием веры – «молитвой и постом». На одних иконах мы видим Марию одну, на других вместе с Зосимой в момент причастия.

Есть даже иконы со львом, ископавшим могилу святой. Особый тип икон – житийные — это иконы с клеймами, в которых изображаются моменты жизни святой, рассказанные Зосимой, чудеса – хождение по водам, моление и т.д. Мария изображается на иконах в молитве, со сложенными крест на крест руками. Это символ креста, мы так складываем их, подходя к причастию. На иконе это также символ покаяния. Мария умерла для страстей и последовала за Христом, за его призывом отвергнуться себя и, главное – греха. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34).

Главное в иконе – образ истинного покаяния. Есть иконы святой, или фрески — росписи на стенах, где она изображается с другими святыми: Иоанном Лествичником, с преподобным Андреем Критским, с другими святыми.

В некоторых храмах фрески, изображавшие Марию Египетскую, или ее иконы располагались в непосредственной близости от захоронений. Это связано с погребальной темой: ее причащение перед самой смертью символизирует покаяние, праведную кончину и «благоприятный ответ на Страшном Суде».

История Марии Египетской

Мария родилась в Египте в пятом веке новой эры. До двенадцати лет пребывала в доме своих родителей, после чего отбыла в Александрию, которая на тот период представляла собой развитый культурный и экономический центр. Там, где процветание и роскошь, практически всегда присутствует блудная страсть и другие грехи.

Поэтому Мария поддалась распущенности и стала предаваться телесным утехам. На протяжении многих лет она позволяла себе любые страсти и много блудила. Для нее именно телесное удовольствие было главным смыслом и высшим блаженством.

Как свидетельствуют жития, Мария на протяжении около 17 лет непрестанно и ежедневно потакала собственным страстям, в частности предавалась блуду. Она не собирала деньги, просто наслаждалась телесными удовольствиями.

Всю тяжесть своего положения девушка осознала, когда не смогла войти в храм. Мария отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Туда вели девушку отнюдь не благочестивые мысли — на празднике было много мужчин, с которыми она могла провести ночь. Когда Мария вместе с верующими захотела войти в храм, ее остановила неведомая сила.

Трижды девушка пыталась войти в храм, и трижды ее оттолкнули. Тогда Мария поняла, как низко она пала, как много согрешила. Она расплакалась и взмолилась перед иконой Богородицы, раскаиваясь в своих грехах. Только тогда Мария смогла войти в храм, помолиться и поклониться.

После женщина ушла в пустыню почти на 50 лет, где молилась и каялась в грехах. Не зная грамоты, Мария цитировала Священное Писание наизусть. Во время молитвы она могла воспарить над землей, ходила по Иордану, ее не трогали дикие животные. Суровым подвигом женщина искоренила в себе все греховные мысли и сделала свое сердце чистым храмом Святого Духа.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз — идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн.

Популярные статьи  Чудеса Серафима Вырицкого

Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии там в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Кто такой Зосима

Зосима был палестинским монахом, которого родители отдали в обитель еще в юном возрасте. В 53 года иноку явился ангел и велел отправиться в монастырь на Иордане, где можно было увидеть жизнь настоящих подвижников.

Монах перешел в новую обитель, где и жил вплоть до встречи со святой Марией. О встречах с подвижницей и об истории жизни Марии Зосима никому не рассказывал, как и обещал, вплоть до ее смерти. Благодаря старцу о подвиге святой Марии Египетской узнали сначала насельники монастыря, а затем и весь православным мир.

Зосима прожил почти 100 лет и мирно скончался в Иорданском монастыре.

Истинное покаяние

Мария Египетская

Мария Египетская жила на самом дне общества, как сказали бы современники. Блудниц, добровольно и с удовольствием отдающихся всем встречным мужчинам, не часто встретишь даже в наш век. Но случай преподобной Марии, как и событие с благоразумным разбойником, очень показательны для христиан.

Христос пришел в мир спасать не праведников, а грешников. Люди часто отворачиваются друг от друга и презирают за совершаемые ошибки, которые считают низкими или непростительными. Господь же любит и принимает каждого человека, если он имеет твердое намерение изменить свою жизнь.

В блуднице Марии, несмотря на ее опустившееся состояние, нашлось место и для покаяния. Осознание собственных грехов толкнуло тогда еще молодую женщину на коренное изменение всего образа жизни. Бороться с собой Мария ушла в пустыню, где полностью отсутствовала цивилизация и все страсти-раздражители. Святая оставалась наедине с собой и боролась со своими помыслами, параллельно сражаясь за выживание в условиях дикой природы.

Почти 50 лет Мария посвятила духовному совершенствованию и покаянию, отказавшись от жизни в обществе. Она причастилась лишь два раза в жизни: один раз перед уходом в пустыню и второй раз в Великий Четверг, незадолго до своей кончины. А мы часто “выстаиваем” службы и причащаемся не по зову сердца, а потому что “надо”. Вера святой Марии не была формальной, она поставила на борьбу за спасение души все, что у нее было и все, что ее так держало в этой жизни. За подвиг Бог прославил вчерашнюю блудницу в лике святых, а Церковь посвятила Марии Египетской целый этап Великого поста − важнейшего духовного события для верующих.

Преподобная Мария являет собой пример торжества духа над плотью и грехами. Христиане на протяжении веков обращались к святой за помощью в покаянии и исправлении греховного несовершенства. Люди молились с просьбой избавить их от блудной страсти или помочь принять верное решение.

Наталья, 14 апреля в память о святой перед ее мощами состоится Праздничная Литургия. Вы можете принять участие в молитве и подать записки о Ваших близких онлайн.

Записки принимаются до 12-00 (мск) 12 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны у мощей преподобной Марии в другие дни.

«Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50:19)  Плодом истинного покаяния становится очищение и возможность приблизиться  к Богу, а значит, к вечному счастью.

Преображение святой Марии

Мария присоединилась к остальным, но по каким-то причинам не смогла войти в Храм Гроба Господня. Поначалу казалось, что толпа мешает, и было сложно прижать значительное количество других людей, но потом ситуация стала очевидной. Поскольку одержимому трудно войти в храм, Марии было невозможно там находиться, что-то сверху сдерживало блудницу.

Женщина ощутила всю тяжесть накопившихся грехов и помолилась перед Богородицей, икона которой находилась в притворе перед самим храмом. Только после этого она смогла войти в сам храм и поклониться. Выйдя, Мария снова обратилась к иконе в притворе и выслушала инструкции, как выйти за Иордан.

Икона Марии Египетской

Так умирает блудница и рождается святой. Первые 17 лет (по количеству лет, проведенных в блуде) святитель претерпевал суровые мучения и лишения, боролся со страстями. Позже, в течение 30 лет святая продолжала восхождение по пустыне, являя различные чудеса веры: она поднималась с земли, когда молилась; ходил по водам Иордана; она могла покорить диких зверей пустыни, например, лев был нежным с ней и даже вырыл яму для святого, целовав его ноги еще до того, как умерла Мария.

Житие Марии Египетской

Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор — иерусалимский патриарх Софроний.

Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят лет) подвизается в одном из палестинских монастырей и проходит все подвиги постничества. Зосима отличается пониманием Божественного Слова, и его основное занятие — это петь Богу и поучаться Его Слову.

Продолжение после рекламы:

Однажды Зосиму посещает искушение — ему кажется, что он всего достиг на своём поприще, он не нуждается более в наставлениях, да и кто бы мог его теперь чему-то научить? Мысли Зосимы прерываются появлением ангела, который предсказывает ему подвиг больший предыдущего, но пока ещё Зосиме не ведомый. Ангел повелевает старцу отправиться в дорогу, чтобы узнать, что существует множество путей к спасению.

Зосима приходит в монастырь на Иордане, как ему указывает ангел, и подчиняется распорядку новой для него обители. В Великий Пост все монахи монастыря, кроме двоих, остающихся присматривать за монастырской церковью, удаляются в пустыню, где каждый в одиночестве постится. Переходит Иордан и Зосима. Он направляется во «внутреннюю пустыню», надеясь увидеть там какого-нибудь подвизающегося постника.

Так и случается. Зосима видит нагого человека, который бежит от него. Зосима, «забыв старость», бросается за ним. Когда он наконец уговаривает человека остановиться, тот признаётся, что она женщина, и просит одежду. Имя женщины — Мария — Зосима узнаёт только после её смерти. Зосима отдаёт ей часть одежды и просит рассказать о себе, по отдельным её ответам понимая, что встретившаяся ему в пути — женщина необычная, гораздо ближе находящаяся к Богу, чем он, так как она имеет дар прозрения (Мария, ранее никогда не знавшая Зосиму, называет его по имени). Впрочем, у Зосимы находится повод усомниться: когда Мария молится, он видит, что подвижница стоит уже не на земле, а на воздухе. Тогда он решает, что перед ним привидение. Но Мария, угадав его мысли, разуверяет его.

Брифли существует благодаря рекламе:

Мария рассказывает свою историю: она родилась в Египте, а в двенадцать лет бежала в Александрию и предалась там блуду, причём не из-за денег, а подчиняясь желанию плоти. Однажды она увидела паломников, садящихся на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста. Мария села вместе с паломниками на корабль, соблазнившись большим количеством мужчин и обещая заплатить за проезд своим телом.

В Иерусалиме, смешавшись с толпой паломников, она хотела войти вместе со всеми на праздник в храм, но неведомая сила всякий раз отталкивала её, стоило ей приблизиться ко входу. И тогда Мария поняла, что ей мешает; так перед ней впервые открылась дорога к спасению. Мария вознесла молитву к пресвятой Богородице и пообещала, что более не осквернит себя. После молитвы путь в храм открылся для неё.

Войдя внутрь, Мария увидела Крест, и тут она поняла самое главное — Бог готов принять любого, кто раскается. Мария услышала голос, который провозгласил ей: «Если перейдёшь Иордан, обретёшь покой». Она купила три хлеба на подаяние, помолилась в монастыре Иоанна Крестителя, что возле Иордана, причастилась, переехала на лодке Иордан, и вот уже сорок семь лет, как она в пустыне, где пищей ей служили три хлеба и пустынные травы.

Популярные статьи  Молитва «Символ веры»

Из сорока семи лет семнадцать Марию преследовали различные искушения, с которыми она самоотверженно боролась; холод, зной, плотские желания донимали её, но одним из сильнейших искушений были для неё мирские песни, которые она помнила и которые ей хотелось напевать.

К удивлению Зосимы, Мария часто цитирует Писание, хотя, по её признанию, она «книгам никогда не училась». «Я питаюсь и покрываюсь гласом Божиим», — говорит она.

Мария просит Зосиму прийти через год к Иордану, но не переходить его. Святая сама переходит Иордан по воде, как Христос; Зосима причащает её, и Мария велит ему через год опять прийти на то место, где он её встретил в первый раз.

Продолжение после рекламы:

Когда Зосима приходит туда через год, он видит, что святая скончалась, а в изголовье ее начертана на земле надпись, в которой Мария просит её похоронить по-христиански. Из этой надписи Зосима наконец и узнаёт имя той, которая так поразила его святостью своей жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима понимает, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим Словом. Неведомо откуда взявшийся лев помогает Зосиме вырыть могилу, а затем монах и зверь расходятся в разные стороны.

«Покров» грешных

Как противоположность ей самой — с образа сияла кроткая, одухотворенная красота. Взгляд Девы Марии, живой, проникавший в душу и различавший ее движения, поразил египтянку, а полуулыбка Матери Христа подала робкую надежду. И тогда она припала к Богородице, как к единственной, Кто, вопреки всему, непонятно, необъяснимо не гнушается ею… Несвязными, сбивчивыми были ее слова, прерывавшиеся рыданиями. Она просила только об одном — не отвергать ее до конца, если возможно, просить для нее прощения у Бога, помочь ей подняться, дать еще время для искупления прошлой оскверненной жизни. Как мать умеет понять невнятный лепет ребенка, так распознаёт Богоматерь движения в христианской душе. А еще через некоторое время, уже ясно почувствовав милость Богородицы, Ее отзывчивость и святое заступление, египтянка уже не как «чужая», «отвергнутая», а как дитя, нашедшееся, наконец, и ободряемое родителями, свободно прошла сквозь множество народа и не склонилась, а упала возле Распятия на Голгофе. В эту минуту она скорее чувствовала, чем осознавала, что уже искуплена и прощена, что на этом самом месте Господь понес все ее грехи. Надо только отречься от прежней жизни и стать достойной Его, не предать и не забыть этого уже никогда…

Долго молилась она еще перед иконой Богоматери, благодаря свою Заступницу и Поручительницу и обещая исправить жизнь, пока не услышала голос: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение».

Уповая на помощь Богоматери и все еще видя перед собой Ее Лик, египтянка, не теряя молитвы, как нити, соединившей ее с Небом, целый день без отдыха шла к Иордану. Случайный прохожий, увидев лицо, распухшее от слез, подал ей три монеты, на которые она купила себе три хлеба. Помолившись в церкви Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, умывшись в Иордане, она вернулась в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Сон на голой земле не показался ей утомительным. Чуть свет, отыскав брошенную лодку, она переправилась на другой берег. Перед ней была безлюдная пустыня. Затем она скрылась от человеческих глаз… Старое платье, да два с половиной хлеба в руках…

В искусстве

В западноевропейском искусстве изображений Марии Египетской практически нет, так как большинство художников направляло свою энергию на изображение Марии Магдалины по тем же сюжетам. Обратная ситуация в иконописи — в то время, как тип икон Магдалины практически не разработан, Марию Египетскую (как отшельницу, в рубище) изображали охотно, как одну, с житием, так и вместе с другими святыми.

В русской иконописи середины — второй половины XVII века получили распространение патрональные иконы с изображением святых Марии Египетской и Алексия, человека Божия — небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской. Милославская считала её своей небесной покровительницей, и культ Марии стал более важным в период её жизни. Единственным храмом преподобной Марии в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. «С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: „Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)“. В 1651—1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону „Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская

“ для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года».

Статьи на Православие.Ru

Невозможно достигнуть единения с Богом и сесть ошуюю и одесную вместе с Господом в Царствии Небесном, если не стать, как Он для человечества стал слугой и рабом. (MP3 файл. Продолжительность 10:44 мин. Размер 9.9 Mb)

12 / 25 марта 2018 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:28:22 мин. Размер 81 Mb)

11 / 24 марта 2018 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:39 мин. Размер 113.1 Mb)

8 / 21 марта 2018 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской. Хоры Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:20:40 мин. Размер 137.8 Mb)

20 марта / 2 апреля 2017 г. Неделя 5-я Великого поста. День памяти преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:25:07 мин. Размер 61.3 Mb)

19 марта / 1 апреля 2017 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:48:02 мин. Размер 121 Mb)

16 / 29 марта 2017 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:08 мин. Размер 138.4 Mb)

Почему Господь столь неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники, которым уготованы пути спасения? И зачем Бог ведет Марию в пустыню, разве не может Он простить раскаявшегося сразу?

Подвиг преподобной Марии превосходит аскезу Зосимы именно своей всепобеждающей устремленностью к Воскресшему Христу. Это не подвиг как набор каких-то самоотверженных действий – это состояние предельной открытости Богу.

Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Нужно только быть внимательным к голосу благодати Божией, призывающей к исправлению.

Мы, христиане, должны осознавать, что всякое страдание, совершаемое ради исполнения заповедей Божиих, – это наше исцеление. (MP3 файл. Продолжительность 18:29 мин. Размер 13.4 Mb)

16 / 29 марта 2015 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря.

15 / 28 марта 2015 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:44:12 мин. Размер 118.3 Mb)

12 / 25 марта 2015 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:12:14 мин. Размер 138.5 Mb)

Популярные статьи  Молитвы перед экзаменами

У нее не было книг. Да она и сама вряд ли была грамотной женщиной. Но, когда старец Зосима беседовал с ней, он, вдруг потрясенный, обнаружил, что она цитирует Священное Писание. (MP3 файл. Продолжительность 22:05 мин. Размер 16 Mb)

24 марта / 6 апреля 2014 г. Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:19:23 мин. Размер 57.2 Mb)

23 марта / 5 апреля 2014 г. Суббота 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:39:30 мин. Размер 114.9 Mb)

Горько и страшно думать о том, до каких глубин ты опускалась. Но Божественным весельем дышит твое исправление. Читая и слушая о тебе, мы все понять должны, что твоя святость — не только твоя святость. И грехи твои, это не твои только грехи.

Марии пришла пора каяться, но не так, чтоб потом вернуться к прежнему, а так, чтобы либо измениться, либо умереть.

Через некоторое время Мария поднялась на локоть от земли. Так она стояла на воздухе и молилась.

Поджидая святую угодницу, Зосима смотрел на разлившийся Иордан и думал, как же она переправится через реку. На берегу нет ни лодки, ни плота. Наступила ночь, на небо вышла яркая луна. В ее свете Зосима увидел пустынницу, подошедшую к берегу. Она осенила реку крестным знамением, ступила на серебристую лунную дорожку, пересекавшую водную гладь, и как по земле, перешла по ней Иордан.

Преображение святой Марии

Мария при­со­еди­ни­лась к осталь­ным, но по какой-то при­чине не смог­ла вой­ти в Храм Гро­ба Гос­под­ня. Пона­ча­лу каза­лось, что тол­па меша­ет и было слож­но при­жать зна­чи­тель­ное коли­че­ство дру­гих людей, но потом ситу­а­ция ста­ла очевидной.

Посколь­ку одер­жи­мо­му труд­но вой­ти в храм, Марии было невоз­мож­но там нахо­дить­ся, что-то свер­ху сдер­жи­ва­ло блудницу.

Жен­щи­на ощу­ти­ла всю тяжесть нако­пив­ших­ся гре­хов и помо­ли­лась перед Бого­ро­ди­цей, ико­на кото­рой нахо­ди­лась в при­тво­ре перед самим хра­мом. Толь­ко после это­го она смог­ла вой­ти в сам храм и покло­нить­ся. Вый­дя, Мария сно­ва обра­ти­лась к иконе в при­тво­ре и выслу­ша­ла инструк­ции, как вый­ти за Иордан.

Так уми­ра­ет блуд­ни­ца и рож­да­ет­ся свя­той. Пер­вые 17 лет (по коли­че­ству лет, про­ве­ден­ных в блу­де) свя­ти­тель пре­тер­пе­вал суро­вые муче­ния и лише­ния, борол­ся со страстями.

Поз­же, в тече­ние 30 лет свя­тая про­дол­жа­ла вос­хож­де­ние по пустыне, являя раз­лич­ные чуде­са веры: она под­ни­ма­лась с зем­ли, когда моли­лась; ходил по водам Иор­да­на; она мог­ла поко­рить диких зве­рей пусты­ни, напри­мер, лев был неж­ным с ней и даже вырыл яму для свя­то­го, цело­вав его ноги еще до того, как умер­ла Мария.

ЕГИПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Египетская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (ГТГ)

Египетская икона Божией Матери. Кон. XVI в. (ГТГ) (праздн. 11 янв.), чудотворный образ. В рукописном сборнике «Солнце Пресветлое», составленном сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (НБ МГУ. № 10536-22-71), указано время явления иконы — 1060 г. В сборнике приведено краткое сказание об иконе (по сути содержит лишь дату и место явления иконы и воспоминание о пребывании «во плоти» Богородицы с Младенцем Христом в Египте), включенное также в иконописный подлинник сводной ред. XVIII в. из собрания гр. А. С. Строганова (БАН ОР. № 66. Строг. 63. Инв. 2828): «…образ Пресв. Богородицы явися в Египте и чюдодействоваше» (Л. 216 об.). В перечне икон Божией Матери, «не находящихся в месяцесловах и Богослужебных книгах Греческой и Русской Церквей», архиеп. Сергий Спасский указывает 11 янв. днем празднования Е. и. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 659). Ссылаясь на выписки Н. А. Кайдалова из святцев кон. XVII в., он приводит еще один день памяти иконы — 29 дек. (Там же. Т. 2. С. 11).

Одно из ранних изображений Е. и. из комплекса гравированных икон Божией Матери работы Г. П. Тепчегорского (ГМИИ ОГ. Собр. Д. А. Ровинского. № 1213, 1713 (1714?) г.) сохранилось в качестве иллюстрации в сборнике Моховикова и в его копии, принадлежавшей в 1730 г. Федору Мурыгину (ГИМ. Муз. 42. Л. 75). Описание Е. и. в строгановском иконописном подлиннике (Л. 268) отражает общие черты иконографии образа, на к-ром Богородица представлена в типе Дексиократуса — с Младенцем на правой руке, Ее левая рука в молении «простерта к персям ея», Христос правой рукой благословляет, в левой держит развернутый свиток. В изображении свитка возможны варианты. Так, на одной из достаточно ранних икон, кон. XVI в. (ГТГ), свиток не развернут, на иконе 1734 г. (музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Младенец в вытянутой левой руке держит свиток, развернутый в сторону, тогда как на иконе «Богоматерь «Неопалимая Купина» с чудотворными иконами Богоматери» из собрания В. А. Бондаренко (1894, иконописец В. А. Кукин, Мстёра) изображен свиток, развернутый вниз. Е. и., как правило, представлена в гравированных и иконописных сводах чудотворных икон Божией Матери: «Образ сорока явлений Пресв. Богородицы» (№ 29) — 4-листовая гравюра, 1-я пол. XVIII в., гравер Е. К. Любецкий (?) (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 476), «Изображение 130 икон Богородицы» (№ 42) — 8-листовая гравюра, 2-я пол. XVIII в. (Там же. С. 478), «Двенадцать икон Богородицы, с перечислением прочих явлений ей по месяцам и числам» — под 11 янв., листовая гравюра, нач. XIX в. (РНБ ОЭ. Собр. В. И. Даля. РНК III. 474. № 1212; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 472), «Изображение 132 икон Богородицы» (№ 57) — под 11 янв., 4-листовая гравюра нач. XIX в. (Там же. С. 481), на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы, с иконой «Неопалимая Купина»» (№ 2) — под 11 янв., до 1847 г., гравер Е. Н. Долгов (?) (Там же. С. 483), икона «Распятие и Страсти Господни, со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве, кон. XVIII-нач. XIX в., и др.

В сборнике Моховикова за основным блоком сказаний помещена приписка об иконе, также поименованной «Египетская». Ее история связана со св. Саввой, архиеп. Сербским († 1237), к-рый посетил Александрию после 1233 г. и видел образ в митрополии в ц. Пресв. Богородицы. Рассказ с описанием иконы приведен и в строгановском иконописном подлиннике (Л. 261-261 об.). Подробности иконографии отсутствуют, указано только, что Богородица изображена «в руку держащи» Младенца Христа, сообщается, что образ чудесно обновился (просветлел). Неясно, можно ли связывать эту икону, виденную свт. Саввой, c Александрийской иконой Божией Матери (праздн. 1 сент., сведений не сохр.), которая, как и Е. и., относится к типу Одигитрии с Младенцем Христом на правой руке. По замечанию Н. П. Кондакова (С. 274-275), иконография этих икон, как и ряда др., известных по рус. иконописным подлинникам (Византийская, Иерусалимская, Милостивая), не механически выполненный «левый перевод Одигитрии», а предполагает существование самостоятельного извода со своей историей происхождения.

Лит.: Поселянин Е. Богоматерь. М., 1993р. С. 115; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2; Шалина И. А. Икона Богоматерь Египетская // Копты: Религия, культура, искусство: Тез. докл. науч. конф. СПб., 1999. С. 39-42; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 540-542; Музей «Невьянская икона»: Кат. / Сост.: М. Боровик, Е. В. Ройзман. Екатеринбург, 2005.

Э. В. Шевченко

Оцените статью
Добавить комментарии