Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Содержание

Гимнография

В греческой октябрьской Минеи помещены две службы 1 и 28 октября, обе они отличны от службы на церковнославянском языке. Служба на церковнославянском языке имеет один канон, который не имеет краегранесия. Канон написан преподобным Саввою. В греческой службе 1 октября помещены два канона Покрову. Первый канон не подписан. Второй имеет авторство. Оно подписано в акростихе: др.-греч. Ὑμνῶ Σκέπης σου τὴν χάριν Παναγία, Ὁ Ἰάκωβος — «Хвала Покрову милости твоей, Всесвятая. Иаковле». Служба составлена иноком Иаковом Святогорцем. Служба достаточно поздняя, печатное издание 1869 года. Служба 28 октября написана в XX веке иноком Герасимом, имеет два канона Покрову. Акростих первого канона: греч. Σὺ εἶ, Παρθένε, Ἑλλάδος σκέπη. Γερασίμου — «Ты, Всесвятая, Греции покров. Герасимово»; акростих второго канона: греч. Σκέπην ὑμνέω τῆς Θεοτόκου. Γερασίμου — «Покров хвалю Богородицы. Герасимово». 28 октября — День Охи это национальный праздник в Греции и на Кипре, в этот день в Элладской поместной церкви установлен второй Покров Богородицы решением Синода от года.

В службе на славянском языке в различных редакциях в отличие от греческих существует одна интересная особенность: если на славянском в качестве синонима слова «покров» используются слова «омофоръ», «амфоръ», «омфоръ», «амѳоръ» (от др.-греч. ώμοφόριον — «омофор»), то в греческих службах используется только одно единственное слово греч. σκέπη.

Тропарь, глас 4 Кондак, глас 3 Величание
Днесь благове́рніи лю́діе све́тло пра́зднуемъ, осеня́еми Твои́мъ, Богома́ти, прише́ствіемъ, и къ Твоему́ взира́юще пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лемъ: покры́й насъ честны́мъ Твои́мъ Покро́вомъ и изба́ви насъ отъ вся́каго зла, моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, спасти́ ду́ши на́ша. Де́ва днесь предстои́тъ в Це́ркви, и съ ли́ки святы́хъ неви́димо за ны мо́лится Бо́гу: а́нгели со архиере́и покланя́ются, апо́столи же со проро́ки ликовству́ютъ: насъ бо ра́ди мо́литъ Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га Велича́емъ Тя, Пресвята́я Де́во, и чтимъ Покро́въ Твой честны́й, Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се, за ны Христу́ моля́щуюся.

События, предшествующие празднику

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Действия происходили в Константинополе. Приблизительно в 10 веке, когда сарацинами было осуществлено нападение на город все местные жители собрались во Влахернском храме, стоящем на берегу Босфора. На тот момент, в этом месте уже хранился головной убор и риза Богоматери.

Все собравшиеся искренне молили Бога о спасении и помощи. И в этот самый момент юродивый Андрей — житель города, который был известен всем остальным своим глубоким умом и набожностью — увидел образ Богородицы, которая словно шла по воздуху вместе со святыми. Она начала молитву со слезами на глазах и также просила о милостыне для города. После этого подошла к алтарю и, сняв со своей головной покров (омофор), словно накрыла всех присутствующих.

https://youtube.com/watch?v=B2YU7UmBPj4

Видение блаженного Андрея

В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.

Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.

Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»
Андрей Юродивый

Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.

Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.

Влахернская церковь существует и сейчас. Практически это новое здание на месте старого, расположенное на окраине Стамбула. Стены украшены сценами андреева видения. Однако праздник Покрова не чествуется здесь так пышно, как в России.

О других Богородичных праздниках:

  • Благовещенье Пресвятой Богородицы
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых и любимых у православных христиан. Отмечается он ежегодно 14 октября во всех храмах и церквах.

Богослужение и молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Богослужение начинается с раннего утра. Духовенство надевает белые одежды в знак чистоты Покрова и своих помыслов. Литургия будет долгой, читают акафист, тропарь, поют величание. Молитвы в этот день особенно прочувствованные, пронизанные мольбами. Люди верят, что защита Богоматери убережет их от бед. Церковь в праздник выглядит особенно нарядной, прихожанки надевают белые платки, это символ Покрова Ее, лица православных одухотворенные и просветленные.

Песнопения Покрову Пресвятой Богородицы

Песнопения для общенародного пения на Покров Пресвятой Богородицы:

1-й антифон:

Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя. Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами. Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутреняя моя, имя святое Его. Благословен еси, Господи.

Популярные статьи  Семь духовных советов Силуана Афонского

2-й антифон:

Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помошник его, упование его на Господа Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них; хранящаго истину в век, творящего суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя; Господь умудряет слепцы; Господь возводит низверженныя; Господь любит праведники; Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век. Бог твой, Сионе, в род и род.

Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

Блаженны:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажнени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров Пресвятой Богородицы: Иконы

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Покров Пресвятой Богородицы, икона — Северная Русь XVIII векИкона «Покров Пресвятой Богородицы»Икона в Церкви Покрова в с. Селезневе, XVIII векИкона «Покров Пресвятой Богородицы»Покров Пресвятой Богородицы икона. Конец XVIII векаИкона «Покров Пресвятой Богородицы»Покров Пресвятой Богородицы, современная икона

Новгородский вариант иконографии Покрова Пресвятой Богородицы

Второй иконографический тип условно называется новгородским благодаря иконе из Зверин-Покровского женского монастыря, который в прошлом действовал в Великом Новгороде. Иконы этого типа отличаются следующими характерными деталями:

  • Богоматерь стоит в позе Оранты – её руки раскинуты и подняты ладонями вверх в молитвенном жесте;
  • омофор не лежит на руках Богоматери, а простирается над ней и с двух концов удерживается парящими ангелами.

Изображение святого Романа Сладкоголосого может включаться в композицию, а может и отсутствовать.

  1. Как суздальская, так и новгородская иконы принадлежат одной иконописной школе и датируются XIV веком. Таким образом, оба Покровских извода возникли почти одновременно и развивались параллельно. Икона из Зверин-Покровского монастыря сейчас хранится в Новгородском государственном художественном музее-заповеднике.

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

Осень – пора свадеб, поэтому почти все приметы и обряды связаны с этим событием. Окончены сложные работы в поле, огородах. Продуктов достаточно, денег тоже – можно и порадоваться, свадьбу отметить. Девушки, желающие выйти замуж, молились Заступнице и Покрову дню словами: «Покров батюшка, накрой землю снежком, а меня покрой свадебным платком».

С этого времени начинались вечерние посиделки с рукоделием. Длинные темные вечера располагали к шуткам и неспешным разговорам. На Покров начинали топить печи, конопатить избы (кто не успел), закармливать скот на зиму. Обряд «закорма» такой – скормить скотине последний сноп сжатого хлеба. Считали, что таким образом скотий Бог убережет коров, бычков и прочую живность от зимних болезней и голода. А «коли скотина сыта, то и хозяину кусок найдется».

Иконография

Древнейшие изображения

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале— на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).

«География» икон Покрова

Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.

Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других — кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница (см. ниже).

Варианты композиции

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон. В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии. Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы). Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей. Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.

  • Покров Богоматери. Икона 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале. Собрание Государственной Третьяковской галереи. Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура святого Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком «среднерусского» варианта иконографии Покрова.

  • Покров Богоматери. Фрагмент плохо сохранившейся композиции – фреска притвора собора монастыря Грачаница (Сербия, Косово). 1570-е годы. В XVI веке древнерусские по своему происхождению образцы иконографии Покрова и «О Тебе радуется» переносятся на Балканы.

Популярные статьи  Икона святого Ильи Пророка

«Казачьи» иконы Покрова

Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основное его отличие — изображение молящего люда в виде казаков.

  • Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков.

  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы с изображением последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (справа). Середина XVIII века.

  • Азовская икона Покрова Пресвятой Богородицы, XVIII век. Присутствует изображение святого Георгия Победоносца, также весьма почитаемого казаками.

  • Кубанская икона «Покрова Пресвятыя Богородицы с казаками» (часть росписи Свято-Ильинского храма, г. Краснодар)

Наиболее старые из дошедших до нас казачьих икон датированы началом XVII века и относятся к эпохе становления Запорожской Сечи — казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее). Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы», так и на ряде других. Традиции иконописи из века в век претерпевали определённые изменения. По иному стала изображаться и Богородица с покровом.

О чем молятся перед иконой «Покров Пресвятой Богородицы»

Перед этим образом Богородицы молятся во времена нападения недоброжелателей и врагов. Священники Греции, молившиеся перед иконой, утверждают, что только благодаря лику «Покров Богородицы» страна была спасена от фашистских захватчиков во время Второй мировой войны.

Божья Матерь с покрывалом в руках неоднократно являлась на Руси, спасая и защищая страждущих. Благодаря Ей, победу одерживали даже тогда, когда по законам тактики и стратегии это было невозможно. Все это происходило по искренним молитвам верующих. Принято считать, что этот образ является покровительницей русских воинов.

Молитва перед святым образом поможет каждому человеку победить своих внутренних врагов. Богородица каждому даст внутренний щит, который поможет защитить душу и тело.

Молятся перед иконой «Покров Богородицы» произносят в следующих случаях:

Когда семья, дом и близкие нуждаются в защите;

Чтобы разрешилась жилищная проблема;

Когда человек хочет побороть внутреннего врага, который подталкивает его на плохие поступки и мысли;

В помощи найти своего спутника жизни;

Во время тяжелой болезни и желании исцелиться;

В нужде, когда необходимо прибавление достатка и богатства;

Во время грусти и уныния.

В X веке в Царьграде жил один великий подвижник, которого звали Андрей Юродивый

В 10 веке в Царьграде жил один великий подвижник, которого звали Андрей Юродивый. Этот человек сподоблялся духовных чудных ведений и великих откровений. Однажды он пришел в Влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери с ее омофором и частью пояса.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Андрей Юродивый однажды  пришел в Влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери с ее омофором и частью пояса

Омофор — это такое покрывало, которым иудейские женщины покрывали свою голову, оно спускалась до самых ног

Святой Андрей отстоял всю всенощную литургию. Ее проводил юный Епифаний, который позднее стал патриархом Константинопольским. Андрей очень часто оставался в церкви и после окончания службы. В тот день он тоже немного решил задержаться в храме.

Явление Богоматери

Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещённом в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвёртом часу ночи, во Влахернском храме. Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор

(др.-греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье, 1 октября, в четвёртом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:

Смысл видения

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Популярные статьи  Почему женщин не пускают на Афон?

Датировки

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году[источник не указан 1839 дней

] (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году[неавторитетный источник? ].

Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:

Храм и чудеса иконы Избавительница в деревне Ташла

Необходимо сказать, о том, что в имени образа заключена вера православных людей. Икона Божьей Матери защищает от горя и бедствий всех, кто возносит молитвенные прошения перед ней. Но одно время данная святыня хранилась в деревне Ташла, которая находится в регионе Самары. Это село считалось очень набожным и потому неудивительно, что Господом было решено явление данной Святыни в этом месте.

В селе Ташла в начале девятнадцатого века накануне страшных бед святой лик предстал перед людьми. Также помимо иконы, в этой деревушке существует целебный родник. Коренные жители уверяют, что водица с родника дарует избавление от различных недугов. Согласно одной легенде, в которой говорится, что жительнице деревни Ташла, проживающей временно в соседней деревушке во снах пришла Пречистая Богородица и показала место, где в земле хранится ее икона.

Женщина поведала о своем ночном видении друзьям. Тогда они решили исполнить наказ Богородицы и отправились в указанное место явить святой образ. При раскопках возле девушек собралось очень много людей, с целью увидеть чудо своими глазами. Одни даже посмеивались с подруг, но внезапно все как один замолчали. Подруги увидели из земли святой образ Богородицы, когда же его полностью выкопали из земли в том месте, в котором была икона Божьей Матери, стал бить чудотворный источник.

Именно так и был явлен Ташлинский лик Божьей Матери Избавительница от бед. При переносе Святого образа с места обретения в собор случилось первое избавление. Жительница села тридцатидвухлетняя Анна, которая чувствовала упадок сил, приложилась к иконе и сразу почувствовала себя лучше, а все присутствующие в это время ощутили небывалое счастье. Святыню возложили в центр церкви для преклонения.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Спустя немного времени в деревню пришел преподобный отец Митекин, но святыня чудесным образом перед его визитом пропала, никто не мог отыскать ее. Второй раз икону Божьей Матери нашли в семнадцатом году. Отыскали там где, она была обретена в первый раз. У целебного источника собралась вся деревня, но священник никак не мог взять лик. Преподобный отец Митекин опустился на колени и с искренним раскаяньем стал умолять об отпущении всех своих греховных деяниях.

С того времени святой образ Девы Марии Избавительницы от бед долгое время хранился в деревне Ташла. В наше время, как уже было сказано раньше, чудодейственная икона хранится в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре на Кавказе. Чудеса явленные иконой Пречистой Богородицы «Избавительница от бед»

В церковных летописях есть много свидетельств о чудесах, посланных святым образом. Среди них есть история, которая посвящена мальчику Анастасию, заболевший страшным и смертельным недугам. Но, к сожалению, все попытки родителей и лечение не приносили желаемых результатов, и малышу день ото дня становилось только хуже. Смотря на страдания своего ребенка, родители мальчика обратились с просьбой к священнику провести обряд причастия. Но преподобный отец опоздал к малышу, и Анастасий скончался.

По пути к страдающему преподобный отец встретил Мартианина и попросил его поехать с ним. У Мартианина был с собой лик Богородицы Избавительница от бед. Преподобный отец не мог простить себе то, что не успел приехать к мальчику и стал вместе со старцем читать молитву Пречистой Девы Марии и молить о воскрешении малыша. Во время прочтения мольбы икона лежала на теле мальчика. Молили об воскрешении все вместе: и преподобный отец, и Мартианин и родители Анастасия.

После прочтения молитвы Мартианин перекрестил лицо мальчика трижды иконой Божьей Матери. Вдруг случилось невероятное — мальчик ожил, у него появился пульс и Анастасий распахнул глаза. Затем с ним провели обряд причастие и Анастасий полностью поправился.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

История образа

При византийском императоре Льве Философе постоянно происходили междоусобные конфликты между соседними государствами. Когда варвары в очередной раз совершили набег на Константинополь, местные жители укрылись под крышей православного храма, где они и нашли спасение. Среди верующих был святой Андрей, который и рассказал историю явления Богородицы.

Всю ночь город был осажден. Беженцы не смогли сомкнуть глаз ни на минуту, молясь до рассвета. Святой поднял голову и увидел под куполом храма Богородицу, которую сопровождали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.

Заступница, вместе с измученными верующими встала на колени и начала молить Господа за всех христиан. Затем Дева Мария пошла к алтарю, сняла с головы омофор (покров) и раскинула его над людьми, находящимся в храме, таким образом показав, что они находятся под ее защитой.

Святой Андрей, не веря своим глазам, спросил у Епифания, видит ли он Богородицу, и тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».

Дева Мария, закончив молиться, исчезла вместе с сопровождающими. Все, кто видел это, в душе ощутил благодать и спокойствие. Войско, осаждавшее город, разметал поднявшийся вихрь, и Константинополь был освобожден.

Впервые празднование Покрова Богородицы состоялось в 1164 году по велению Андрея Боголюбского.

Оцените статью
Добавить комментарии