Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Содержание

Когда началось почитание Пресвятой Богородицы?

Согласно преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал евангелист Лука. Можно сказать, что почитание Богородицы началось сразу же после Ее телесной смерти, об этом свидетельствует торжественное погребение Девы Марии апостолами.

Во время гонений христиане Римской империи вынуждены были совершать богослужения в катакомбах, до наших дней сохранились изображения и фрески Богородицы. К примеру, с сюжетом «Поклонение волхвов». Когда гонения на христиан в Риме закончились, он стал православной империей и византийский культ впоследствии пришел на Русь. Первым храмом официально крещеного государства стала знаменитая Десятинная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. В числе двунадесятых (самых значимых) церковных праздников 4 богородичных:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября по ст. стилю);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы— 4 декабря (21 ноября по ст. стилю);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы— 7 апреля (25 марта по ст. стилю);
  • Успение Пресвятой Богородицы—  28 августа (15 августа по ст. стилю).

В разных нуждах люди молились перед святым образом Богородицы и всегда получали просимое.

Самые почитаемые иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.

Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.

Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.

Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.

Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.

Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.

Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.

Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.

Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.

О помощи в женитьбе и замужестве

Пожалуй, одной из самых известных икон и праздников в России считается «Покров» Пресвятой Богородицы. Во времена правления Льва Мудрого в Константинополе во Влахернской Церкви на всенощном бдении людям явилась Пресвятая Богородица с омофором (покровом) в руках и множество святых, сопровождавших Ее. Город как раз находился в осаде и после явления войска неприятеля отступили. На Руси праздник Покрова традиционно широко отмечался, так как символизировал осень, время, когда крестьяне завершали полевые работы. На Покров игралось много свадеб.

Верующие издавна прибегают к образу Покрова Пресвятой Богородицы в просьбах об устроении личной жизни, решении финансовых и бытовых проблем, защите от сплетен и ссор, о благополучном путешествии, решении судебных споров и даже в похудении. Память иконы отмечается 14 октября.

Икона Покров Пресвятой Богородицы

В нашей статье представлены лишь несколько икон среди двух с половиной сотен, почитаемых Русской Церковью. Такое количество сюжетов говорит о любви православного народа к Богородице с одной стороны и Ее безотказности в помощи людям – с другой.

Главное – приступать к Матери Божьей с чистым сердцем, искренним желанием получить поддержку и заступление, устремить свое сердце к Святой Деве и иметь намерение жить по-христиански.

Икона Божией Матери «Августовская»

Существуют в православном мире иконы, количество которых очень невелико. И среди них икона Божией Матери «Августовская».

Написана в память явления Божией Матери в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Восточной Польши).

По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом. Богородица рукой указывала на запад. И последующее большое сражение под Августово ознаменовалось полной победой. Причем в этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.

С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

Почти каждая икона уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность, поскольку, как правило, связана с теми или иными историческими событиями. Вот и это изображение Божьей Матери сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества.

Икона Божией Матери «Августовская»

Я повстречал эту уникальную икону недалеко от Киева, в чисто-белом намоленном сельском храме. Там всё просто, по-домашнему, без суеты и вычурности. Местный настоятель, батюшка Гурий, всегда всех принимает с радостью – независимо от социального происхождения и материального благополучия, и долго потом еще живут в памяти теплые воспоминания об этих встречах.

У «Августовской» иконы

Вот и на этот раз седые ветераны получили заряд бодрости и надежды и возвращались в столицу с шутками и улыбками на лицах, сильно контрастировавшими среди серой массы столичного народа. Не раз и не два Богородица улаживала распри, проявляла чудодейственную силу. Вот и едут к ней опаленные войной ветераны просить помощи и заступничества у Господа за своих родных и близких, за народ, за прекращение гражданского противостояния и чудесного спасения сынов наших.

Перед какими иконами и в каких случаях молиться?

Каждая икона Богородицы посвящена событию Ее земной жизни или событию Ее явления людям в тот или иной непростой момент их истории. И, конечно, молясь перед каким-либо образом Пречистой Матери, верующий человек обращается именно к Ней, а не к какой-то из сущностей Богородицы.

Популярные статьи  Молитвы на выигрыш в лотерею

Образ, запечатленный на иконе, тождественный просьбе человека, помогает сосредоточить молитвенное внимание, проникнуться событиями далеких дней и вспомнить, что когда-то Святая Мария помогла людям в похожей ситуации. Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами

Для многих икон установлены отдельные праздники с торжественными богослужениями и специально написанными в воспоминание молитвами.

Как правильно молиться

Возносить молитвы Христу можно дома и в храме. Во время церковных богослужений сила слова значительно больше, однако если просьба идет от чистого сердца, Всевышний услышит ее везде. Стоит также помнить, что чудеса творит не портрет святого, а та Божья благодать, которой напитан образ, а потому желаемое получает лишь тот, кто обладает сильной верой.

Чтобы молитва была услышана, священники рекомендуют придерживаться нескольких простых правил:

  • зажгите перед иконой церковную свечку или лампадку;
  • постойте в тишине несколько минут, прежде чем начать молиться;
  • абстрагируйтесь от мирских забот, постарайтесь очистить разум от посторонних мыслей;
  • общайтесь с Господом шепотом или про себя;
  • сконцентрируйтесь на произносимых словах и не старайтесь нарисовать в воображении лик святого.

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой БогородицыВозносить молитвы Христу можно дома и в храме

Иконы Иисуса Христа несравнимы по своей значимости с другими православными образами. Несмотря на то что долгое время Господа запрещалось изображать в человеческом обличье, эти лики почитались с самых первых дней возникновения христианства. Сегодня они есть абсолютно в каждом храме, а на иконостасе занимают почетное центральное место.

Немного истории

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

С древних времен сложился определенный канон, которому должны были неукоснительно иконописцы. Имена некоторых из них широко известны (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий), другие остались безымянными, но написанные ими иконы до сих пор поражают силой воздействия.

Так, изображение креста ассоциируется с мученическим подвигом Спасителя, указующий перст символизирует промысел Божий. Символическое значение имеет всё: композиция, позы, жесты, даже выбор цветов.  Церковные каноны иконописи регламентируют каждую деталь, чтобы посыл от иконы дошел до молящихся однозначно, не допуская каких–либо еретических толкований.

Характерно, что нет икон, где Богородица была бы изображена вместе с взрослым Иисусом. Тем самым подчеркивается величие ее подвига – Матери, отдавшей своего Сына–младенца в жертву за все человечество. Иконы Богородицы и Спасителя согласно старинному обычаю должны находиться в киоте в красном углу, на который каждый вошедший в дом крестится. Этими иконами родители благословляли жениха и невесту, поэтому они получили название венчальных (парных) икон.

Икона Богоматери «Троеручица»

В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.

Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского

Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.

Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен Первой мировой войны.

Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.

И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, постигших народ Украины, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.

У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре

Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).

С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон.

Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».

Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».

Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.

Как изображается лик

Существует огромное количество изображений – «Спас на престоле», «Спас в силах», «Спас Эммануил». Но общих правил написания никто не отменял. Иконописцы стараются следовать каноническим правилам изображения лика святых. Одно из них правило золотого сечения.

О нем мы упомянули в начале, но не дали полной его характеристики. В чем же заключается его смысл? Постараемся дать ответ в этом разделе.

Итак, основным элементом каждой иконы является не только образ святого, но и сопутствующие элементы. Например, нимб. С латинского переводится, как  «облако», «туман», «ореол». Христос впервые явил его на горе Фавор перед своими учениками, которые были поражены в первые секунды благолепием нерукотворного света. 9 черт, по количеству ангельских чинов, в пересечении образуют крест – главный символ христианства. Изображается поверх нимба.

В цветах заложена двойственная натура Христа. Красный цвет означает его жизнь, как человека, голубой – небесное существование. Сам Спаситель является проводником между Небесным и Земным царством. Его смерть и воскресение стало фактом обновления договора не с иудейским народом, а со всем человечеством. Теперь каждый может принять веру в Бога и получить шанс попасть в Небесное Царство, где вечное блаженство и покой.

Говорят, глаза – это душа человека. Так же считается и в иконописи. Взгляд Христа может быть печальным или же полным надежды на прощение рода человеческого. Подобный прием создает настоящий эффект присутствия. Верующий может ясно представить собственное общение не с полотном, но с Богом в его земном проявлении.

Значение иконы Христа Спасителя

Образ Господа является главенствующим для православных христиан и служит постоянным напоминанием о том, что Иисус был живым человеком. Глубинный смысл лика Спасителя – неразделимый союз физического и духовного, знак того, что каждый может воссоединиться с Богом, если будет вести праведную жизнь.

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой БогородицыЗначение иконы Христа Спасителя

В миру человека подстерегают опасности, горести, проблемы, различные недуги. Такая тяжкая судьба – это расплата за первородный грех, сотворенный нашими предками. Во времена житейских неурядиц икона Христа напоминает праведнику, что у того есть Небесный Защитник, Помощник и Спаситель. Молитва Господу помогает отвлечься от повседневной суеты, поразмыслить о собственной судьбе, пересмотреть свои ценности.

Популярные статьи  Молитвы Гурию Казанскому

К святому образу дозволено обращаться в любое время

Неважно, это просьба о помощи или просто благодарственная молитва. Правильное общение с Богом должно приносить душевное умиротворение, облегчение, надежду на светлое будущее

Если такого эффекта не происходит, стоит обратиться за советом к священнику – возможно, вы неправильно понимаете суть Евангелия.

Другие православные иконы Спасителя

Существуют священные изображения, которые подчеркивают какое-либо важное для молящегося качество Спасителя (милость, доброту, силу), либо представляют значимые события земной жизни Иисуса

Спас благое Молчание

Это изображение Господа имеет сложное богословие. Иисус показан юношей с крыльями Ангела. Поэтому образ также называется «Ангел благого Молчания». Считается, что он представляет Христа до Воплощения. Ангельские крылья изображают Его покорность воле Бога Отца, желание послужить людям: ведь Ангел – исполнитель повелений Всевышнего.

Спас Великий Архиерей

Еще один тип изображений Спасителя – в архиерейских (или священнических) одеждах. Иконография образа, как считают богословы, восходит к 109 псалму, его словам, пророчески обращенным к Мессии: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».

Эти слова отсылают к персонажу Ветхого Завета, царю Мелхиседеку, который благословил праотца Авраама. О Мелхиседеке практически ничего не известно, кроме факта этого благословения. «Иерей по чину Мелхиседекову» означает священника, получившего посвящение не по чину Закона Моисеева, а согласно Новому Завету людей и Бога. Слово же «вовек» подчеркивают вечность этого нового Царства.

Добрый пастырь

Сейчас это довольно редкий сюжет иконописи. Гораздо более он был распространен в первые века христианской церкви. Икона представляет Христа как пастыря, несущего на плечах заблудившуюся и найденную овечку. Это образ постоянного попечения Господа о каждой душе, даже погибающей.

Христос во гробе

Изображение связано со службами Великой Пятницы, когда вспоминается крестная смерть Спасителя. Он представлен умершим. Обычно «Христос во гробе» – поясное изображение, но изредка встречаются иконы с изображением в полный рост. Вариант такого изображения – образ Господа на плащанице, которая выносится в Великую Пятницу на середину храма и символизирует гроб.

Спас в терновом венце

Изображает Иисуса с венком из колючего терния. Терновый венок, шутовской «царский венец» одели римские воины на Христа. Ведь Иисуса из Назарета обвиняли в том, что он называл Себя «Царем Иудейским». «Венец», покрытый колючками, был также орудием мучения, причиняя боль. Такие изображения распространены в католическом мире, где особо почитаются страдания Христа. В России икона Спаса в терновом венце распространяется с XIX в.

Икона Божией Матери «Победительная»

В марте 2014 года произошло, наверное, самое значимое и знаменательное событие последних лет в современной истории Отечества — присоединение Крымского полуострова к территории Российской Федерации. В честь данного события, спустя несколько лет, была представлена миру икона Божией Матери «Победительная» по благословению и наставлению схиархимандрита Илии (Ноздрина). Икона как бы символизирует освобождение полуострова, и возвращение его домой.

История иконы «Победительная»

Икона «Победительная» была написана Монахиней Наталией, которая, кстати, также расписывала храм Христа Спасителя в Москве. На написание святого образа ушло восемь месяцев тяжкого труда служительницы, сопровождавшихся звуками молитв нескольких старцев. Для основы иконы была использована липовая доска и шпон из дуба, размер составил 107х70 см. Написана икона в технике темперной живописи.

В центре иконы изображен распятый на кресте Иисус Христос у каменных стен Иерусалима. По бокам от распятия находятся ангелы. В углах расположились иконы, изображающие Матерь Божью: Казанская, Тихвинская, Владимирская и Смоленская. На полях четыре святых воина: Александр Невский, Дмитрий Солунский, Федор Ушаков, Георгий Победоносец, внизу и вверху восемь архангелов: Гавриил, Варахиил, Михаил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Селафиил и Иеремиил. Батюшка Илия считает, что в наше нелегкое время просто необходимо было объединить все эти святые образы воедино, дабы они как раньше приходили на помощь всем страждущим.

За избавление от страшных бед

Учреждаем Тебе торжества победы благодарственные

Мы, рабы Твои, Богородица!

Но Ты, как имеющая власть необоримую,

От всяческих опасностей нас освободи,

Да взываем Тебе:

Радуйся, Невеста, брака не познавшая!

Кондак Богородице «Взбранной Воеводе».

Победительная икона была передана 11 сентября 2016 года в партиаршее подворье в Переделкино.

Крестный ход

Схиархимандрит Илия 5 октября 2016 года осветил икону, после чего она начала свой крестный ход по регионам России, который начался в Херсоне. Именно в этом месте произошло крещение князя Владимира, который принес православие на земли Руси. За иконой следуют две книги. Первая это крестоходная, где можно оставить слова благодарности для батюшки Илии, а вторая – с пожеланиями жителей полуострова Крыма, направленных президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.

День, когда воздают почести иконе Божией Матери «Победительная», выпадает на 16 марта и совпадает с днем проведения референдума в Крыму. Считается, что именно в этот день пришла первая победа с полуострова Крым.

Икона «Победительная», предположительно, должна была закончить свой крестный ход в декабре 2017 года, но точных сроков нет. Православные говорят, что икона «сама себе выбирает путь». В тех местах, где икона уже побывала, увидеть святой образ и поучаствовать в молебне приходило большое количество людей.

Сколько бы не было нападок на православных, народ всегда будет верить в чудотворную силу иконы. В этом и есть особенность русского духа.

После крестного хода, икону, а также книгу с пожеланиями крымских жителей планируется подарить президенту России.

Значение иконы Спасителя

Воскресение Господня не является досужим домыслом. Для христиан это подтверждение, что Господь жив и будет жить. Поэтому верующие не должны забывать о нем и всегда помнить, о том жертве, которую он принес в искуплении грехов. В суете дней, когда реальные истины, подменяются ложными, нельзя забывать о главном.

Первые люди – Адам и Ева – совершили первородный грех, за что были отправлены в Земное Царство в наказание себе и своим потомкам. Но Господь милостив и пока люди не осознают в полной мере свои прегрешения и откажутся от своей порочной натуры, путь на небеса до смерти им будет закрыт. Но поддержка есть. Это Иисус.

Будучи человеком, тот познал все горести жизни, стал лучше понимать людей не с позиций Бога, но с позиций человека. К Нему можно обратиться за помощью, поделиться сокровенным и тот обязательно поможет, какой бы трудной ни была ситуация. Пути Господа неисповедимы, но чтобы проникнуться Божественным Промыслом, необходимо читать Библию.

Зачать ребенка, избавиться от блуда и вернуть супруга

“Иверская” икона Божией Матери

В IX веке монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне обрели на берегу моря икону Пресвятой Богородицы, которая поддерживалась огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, увидев во сне Святую Марию, получил от нее указание взять икону. Монах поставил образ в соборе монастыря, но необъяснимым образом на утро его нашли над вратами в обители. Так повторялось несколько раз. Икону оставили над вратами, а назвали в честь монастыря – «Иверской».

В церковном календаре икону вспоминают во вторник Светлой пасхальной седмицы, 25 февраля, 6 мая и 26 октября. У образа люди молятся об избавлении от блудной страсти, возвращении ушедшего супруга, о помощи в зачатии ребенка.

Значения и названия некоторых икон

Есть иконы Господа, представляющие отдельные Евангельские события. Такие образы появляются на католическом Западе, а с XVIII в. приходят в Россию. Они не совсем точно выполняют свою основную функцию – коммуникацию человека и Бога через святой образ. Это – скорее иллюстрации Евангелия.

С Хлебом и Вином

Иконография имеет западное происхождение, представляет Иисуса во время Тайной Вечери, благословляющего хлеб и вино, устанавливающего Таинство Евхаристии (-56).

Виноградная Лоза

Изображение основано на Евангельских словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Она изображает Спасителя в виде древа виноградной лозы. Богородица, св. Иоанн Предтеча, святые представлены как ветви лозы.

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Святая Вечеря Господня

Икона Тайной Вечери обычно помещается в храме над Царскими Вратами. Она представляет последнюю трапезу Иисуса с учениками.

Страшный Суд

Образы Страшного Суда достаточно древние. Как правило, фреска с таким изображением помещается на западной стене храма. С XVII в. в России появляются иконы Страшного Суда, представляющие это событие будущего человечества. На них можно видеть Судию Бога, грешников и праведников по левую и правую сторону Спасителя.

Популярные статьи  Дивеевские иконы

Сретение

Икона Сретения Господня представляет встречу («сретение») Иисуса-Младенца, принесенного в иерусалимский Храм Марией и Иосифом (Лк.2:22-40). Эта икона располагается по центру храма в день празднования Сретения.

Иконы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Распятие Господа Иисуса Христа

Страстная икона Спасителя, распятого на кресте. По сторонам креста находятся Пресвятая Богородица и св. Иоанн Богослов. Православное изображение Распятия не показывает мучений Христа. Он как бы стоит на древе, раскрыв объятия для людей, готовых принять Его жертву за их спасение.

Полезная информация

Обращение к вебмастерам, использующим информацию с этого сайта.Аудиозаписи канонов — чтение канонов октоиха.Перед какой иконой Богородицы о чем молятся.Дни празднования Богородичных икон.Иконы к основным православным праздникам с текстами и аудиозаписями тропарей.Где посмотреть на старинные иконы — адреса храмов и монастырей Москвы.Видеоурок: как, имея низкокачественное изображение иконы из интернета, найти его более качественную копию всего за пару секунд.Видео урок по Adobe Photoshop. Удаление неуместных логотипов и подписей и исправление перспективы изображения.Почему не надо добавлять рекламные надписи на изображения икон.Статьи об иконописном творчестве.О лжеиконах, псевдоиконах и т.п. неканонических иконах Богородицы.Не любой сайт с христианской информацией является христианским!Cоветы тем, кто хочет купить иконы.Словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка.Видео-креатив (хорошо оформленные молитвы и церковные песнопения).Сборник икон (офлайновый).

Как выглядел Бог?

Икона — это не портрет. Само Евангелие не дает однозначного описания внешности Иисуса Христа. Господь оставил его в тайне для последующих поколений. Однако канонический облик, который люди видят на иконах Христа Вседержителя, вовсе не случаен, он не является фантазией иконописцев. История сохранила очень древние изображения и описания современников.

Героями Нового Завета внешность Спасителя воспринималась как самая обычная, они не видели в ней ничего особенного, сверхъестественного. Сам Христос скрывал Божественную славу, чтобы не напугать окружающих, явив ее лишь несколько раз (на Фаворской горе и во время крещения).

Важным литературным источником является письмо проконсула Иудеи, где Христу приписывается высокий рост, каштановые волосы, гладкая кожа, рыжая раздвоенная борода, голубые блестящие глаза. Манера разговора описывается как спокойная и весьма приятная. Весь облик Спасителя автор описания признает «прекраснейшим».

Фрески, близкие к ортодоксальным, появились еще в катакомбах, в период римских гонений. Сегодняшние традиции изображения на иконах Христа Вседержителя, сложились к 6 в., правда, ряд образов относят к евангельским временам.

Основные правила изображения Иисуса Христа на иконах

В православной иконописи сложились определенные канонические правила изображения Христа; все православные иконы господа Иисуса Христа можно отнести к определенным типам:

Спас Нерукотворный (Мандилион)

По преданию, заболевший проказой царь Эдессы отправил к Иисусу гонца с просьбой прийти и излечить его, а если Иисус не согласится, то хотя бы получить его нарисованный лик. Иисус же был постоянно окружен толпой, и нарисовать его у художника не было никакой возможности.

Увидев это, Спаситель, умыв лицо, вытер его убрусом (платком), и на плате проступил Его лик. Этот образ чудесным образом исцелил эдесского царя и впоследствии стал основой для целого иконографического направления образа Спасителя в иконах, получившего название «Нерукотворный Спас», когда на иконе изображается только голова Иисуса на фоне плата.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самым распространенным видом икон Христа является Спас Вседержитель (Пантократор), на который Он держит в левой руке Евангелие, а правой творит благословение.

Основные иконографические варианты образа Спаса Вседержителя включают его изображение по пояс либо в полный рост, сидящим на троне (как, например, икона Спасителя кисти Андрея Рублева «Спас в силах»).

Спас Эммануил

Эммануил в переводе c древнееврейского означает «с нами Бог». Это имя присваивается всем изображениям на иконах с Иисусом, где Он предстает в виде отрока. Чаще всего образ Эммануила присутствует на иконах Богоматери.

Деисус

Деисус представляет собой иконы Иисуса Христа с ангелами, святыми, Богоматерью и др. Сам Спаситель всегда находится в центре, чаще всего Он предстает в виде Пантократора, сидящего на троне, с Матерью Божией и Иоанном Крестителем по сторонам. В русской иконописи сложился свой тип Деисуса, получивший название Ангельского: это икона Иисуса Эммануила со стоящими рядом архангелами Михаилом и Гавриилом.

Иконоборчество

Икона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы.

По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий — как символ небесного начала, красный – мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это.

С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев предали анафеме. Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью.

Правила расположения

Для святых образов отводится обособленное место, подальше от остальных экспонатов быта и интерьера (плакатов, статуэток, книг и т.п.). У такого места много названий — красный (святой) угол, киот, божница и т.д.

Иконы рекомендуется помещать в киоты, а иными словами — шкафчики, где они в меньшей степени будут подвержены эрозии и влиянию внешних факторов.

Как известно, молятся лицом на восток. Поэтому и иконы традиционно размещают на восточной стороне. Но не всегда есть такая возможность, т.к. не позволяет планировка жилого пространства. В таком разе нет ничего страшного, если вы расположите их там, где вам это будет удобно.

Редкие иконы Христа

Как было сказано в начале, не все иконы с ликом Спасителя дошли до наших дней. Оригинальные варианты погибли во время иконоборчества. Сегодня остается ориентироваться на относительно древние варианты написания.

Храм Христа Спасителя содержит у себя изображение Богочеловека, под авторством Евграфа Сорокина. Спас обладает большим количеством индивидуальных черт: у Христа длинные волосы, которые опускаются до плеч, глаза низко посажены. Такой прием позволяет сделать акцент на глазах, которые кажутся печальными. Этот стиль не нашел широкого распространения. Другие храмы предпочитают использовать Спас византийского образца.

Prev 1of18 Next

Иконография богата на сюжеты. Например, икону Христа и Богоматери в момент его погребения

Изображение не может не привлекать к себе внимание. Иисус наполовину в гробу, а мать прижимает бездыханное тело к своей груди

Этот сюжет описывает события до Воскрешения. Мало, кто верил, что Христос воскреснет из мертвых, для большинства все было кончено. Композиция имеет предостаточно общих черт с аналогичными изображениями события, хотя положение тела Спасителя может меняться.

Еще одной редкой иконой можно назвать образ «Иисус во гробе». Богочеловек находится в каменном гробу, на теле имеются раны от истязаний. У сюжета одна единственная цель – напоминать, какой ценой были искуплены все грехи человечества, о том, как за род людской страдал Господь.

Другие иконы Христа Спасителя

В православной иконографии существуют и другие иконы Христа. Так, на иконе  «Спас благое Молчание» Он предстает в виде ангела в образе юноши в белых одеждах и с крыльями, то есть еще до Его воплощения в человеческий образ.

На иконе «Спас Великий Архиерей» Иисус предстает в пышных священнических одеждах, с короной на голове и Евангелием в руках, благословляющим человечество.

Икона «Добрый пастырь» воплощает образ Иисуса-пастыря, то есть пастуха, пасущего Свое стадо (людей), нередко с овцой на плечах, символизирующей заблудшие души.

На иконе «Христос во гробе» и иконе «Спас в терновом венце» представлены самые трагические моменты земной жизни Спасителя – Страсти Христовы. Они призваны напомнить людям, какие муки за них пришлось принять Спасителю, и как смиренно Он их принял.

Оцените статью
Добавить комментарии