Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?

Люблю и целую.

Мы целуем святыни.

Когда мы заходим в церковь, мы целуем иконы (у Иисуса принято целовать стопы, а у святых десницу)

Вскоре вы обращаете внимание, что некоторые целуют Святую Чашу, некоторые — край риз священника, когда он приходит мимо, причетники целуют его руку, когда подают ему кадило, в конце службы мы все становимся в очередь, чтобы поцеловать крест

Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет.

Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства — прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне — троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами.

На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом.

Служители, читающие Священное Писание в храме

Звучащее слово имело огромное значение при богослужении уже Ветхозаветных времен. А потому служители, читающие его, не раз упоминаются текстами Библии. Так, по возвращении книга Неемии, наместника Иудеи, при котором началось восстановление Иерусалима, упоминает имена по крайней мере 13 читающих закон «и левитов», также служителей Бога, которые перед всем народом читали заповеди, поясняя каждую, «и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).

Своего рода освящением это церковной должности можно считать чтение Самим Господом слов прор. Исайи во время молитвенного собрания Назаретской синагоги (Лк. 4:16):

Слова Евангелиста «по обыкновению», возможно, могут говорить о том, что даже до начала Своей проповеди Христос не раз читал во время синагогальных собраний. Евангелие от Луки доносит до нас также обычную обязанность читающего толковать прочитанное:

Трое врат.

В каждом православном храме перед алтарем стоит иконостас. Иконостас означает «стойка для икон» и он может элементарно представлять собой большую икону Христа справа и икону Богородицы с младенцем слева. В более обустроенном храме алтарь может представлять собой украшенную иконами перегородку. Некоторые типы иконостасов закрывают алтарь от взоров, кроме тех моментов, когда центральные врата открыты.

В самом простом варианте иконостаса с двумя большими иконами есть три входа. Центральный, непосредственно перед алтарем, называется Святыми или Царскими вратами, потому что во время Евхаристии через них к молящимся выходит сам Царь Славы. Святыми вратами пользуется только священник или дьякон с Чашей в руках.

По обе стороны от икон, если это упрощенный иконостас, находятся двери с изображенными на них ангелами, они называются Дьяконские врата. Ими пользуются алтарники и другие служители, однако без особой надобности заходить и выходить из алтаря не разрешается. Служителями алтаря – священниками, дьяконами, алтарниками могут быть только лица мужского пола. Женщины могут участвовать во всех остальных сферах церковной жизни. Женский вклад ценится наравне с мужским еще со времен первых мучеников; взглянув в сторону алтаря, всегда можно увидеть Богоматерь и других святых жен. Во многих православных храмах женщины трудятся наравне с мужчинами: управляют хором, пишут иконы, ведут уроки, читают Апостол и участвуют в приходском совете.

Важна подготовка

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?

Фото: Flickr.com

Православный верующий обязательно должен быть заинтересованным человеком. Невозможно анализировать свои действия и поступки, искренне раскаяться, если нет любопытства ума. Верующий должен много читать, интересоваться Священным Писанием и житиями святых и искать ответы на вопросы, которые у него постоянно возникают.

Сам Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Значит, прихожанин должен понимать и понимать свою веру. Когда он знает произведения, в которых подробно описывается устав церкви, он читает перевод молитв, которые звучат во время литургии, тогда у него не будет проблем с пониманием того, что происходит во время богослужения.

К службе должен готовиться не священник, а все прихожане

Важно как можно больше читать священные тексты. Когда вы приходите в храм, важно понимать, о чем говорится в этих книгах

В этом случае он сможет задуматься об этом уже по дороге в храм.

Если человек искренне верит, он не имеет права не развиваться, он обязан все углублять. Прихожанин должен быть важен и четко понимать суть молитвы. Особенно, когда теперь получено благословение даже на тайные молитвы. Хотя все слова без исключения услышать физически невозможно, прихожанин должен заранее знать и понимать суть Всенощного бдения, литургии.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Популярные статьи  Молитва Ангелу-Хранителю на каждый день недели

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

«Не может же человек топтаться на месте!»

И еще очень немаловажно, чтобы мирянин готовился к службе, а не только каноны к Причастию читал, но и воскресное Евангелие, и Апостол. Чтобы он пришел в церковь и уже знал, о чем читается

Чтобы еще идя в церковь, размышлял на евангельскую тему.Человек, который ходит в храм несколько месяцев, может еще что-то не понимать на службе. Но тот, кто посещает богослужения годами, уже знает и значение самой службы, и текст молитв, которые священник читает, знает перевод каждого слова.Ну, не может же человек топтаться на месте! Если он любит Церковь, он будет изучать все, что с ней связано.Потому что православному христианину интересно, о чем молится священник, и какой смысл этих молитв. Тем более, что священников сейчас благословили читать тайные молитвы вслух, и теперь все это слышно в храме. И даже если он не очень хорошо слышит физически, то должен знать смысл Литургии и Всенощного бдения.

Рекомендации для священника

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?Фото: Flickr.com

Сами церковники должны заботиться о том, чтобы их служба и прочитанные молитвы были максимально понятны и ясны для прихожан. Поэтому каждый священник обязан заботиться о качестве и скорости своего чтения. Образцовой можно считать службу, во время которой каждый канон звучит членораздельно и медленно

При этом необязательно, чтобы их было слишком много, важно, чтобы у прихожанина была возможность расслышать каждое слово. Считается, что пусть в церкви будет прочитано меньше священных текстов, зато людям все будет ясно и понятно. Большое значение в связи с этим имеют моральные качества чтеца

Когда люди собрались в церкви, а перед ними священный текст начинает читать псаломщик, который до этого кого-то оскорбил или нанес обиду, человеку молиться становиться невероятно сложно. Постоянно слыша голос своего обидчика, ему трудно абстрагироваться от земных мыслей, чтобы полностью отдаться духовному тексту

Большое значение в связи с этим имеют моральные качества чтеца. Когда люди собрались в церкви, а перед ними священный текст начинает читать псаломщик, который до этого кого-то оскорбил или нанес обиду, человеку молиться становиться невероятно сложно. Постоянно слыша голос своего обидчика, ему трудно абстрагироваться от земных мыслей, чтобы полностью отдаться духовному тексту.

Конечно, православный прихожанин должен прощать обиды, тогда он духовно возвышается сам над собой. Однако на практике следует признать, что сделать это крайне непросто, к тому же сразу

В связи с этим важно учитывать нравственные качества пономарей и чтецов. Более того, все псалмы и молитвы должны читаться с благоговением. В такой ситуации точно удастся не допустить спешки, ведь без благоговения теряется сама духовная суть богослужения

В такой ситуации точно удастся не допустить спешки, ведь без благоговения теряется сама духовная суть богослужения.

Когда прихожанин не в состоянии разобрать, что ему говорит священнослужитель, то должен сказать об этом. Так как пастырь должен стараться собрать вокруг себя как можно больше людей. Если они не могут его воспринимать, то все, что он говорит, неизбежно будет искажено.

Коленопреклонение

Как правило, мы не молимся на коленях. Иногда мы падаем ниц. Но не так как падают ниц католики, распластавшись по полу. Мы преклоняем колена, опираемся руками о пол и касаемся его лбом.

Это выглядит как на фотографиях с какого-нибудь среднеазиатского богослужения, и представителям западной культуры это кажется невидалью. Вначале чувствуешь себя неловко, падая ниц, но все остальные делают это естественно и впоследствии неловкость проходит. Женщины замечают, что земные поклоны удобнее делать в широких юбках, а стоять удобнее в обуви без каблуков.

Иногда мы делаем земной поклон и тут же поднимается, как во время молитвы св. Ефрема Сирина, которая часто произносится во время Великого Поста. Бывает, что мы поклоняемся и задерживаемся так на некоторое время, как делают в некоторых общинах в некоторых местах Евхаристической молитвы.

Не все делают земные поклоны. Некоторые верующие преклоняют колена, другие стоят со склоненной головой, сидящие могут наклониться вперед и сидеть согнувшись. Робко стоять также не возбраняется. Никто не обратит внимания, если вы не станете падать ниц. Для православия более свойственны разнообразные формы выражения личной религиозности, чем ощущение, что за тобой наблюдают и могут оскорбиться, если ты делаешь, что-то неправильно.

Один из бывших священников Англиканской церкви в Америке признался, что на его решение стать православным больше всего повлиял вид припадающих в земных поклонах верующих. Он подумал тогда, что именно так следует предстоять перед Богом.

Важна подготовка

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?
Фото: Flickr.com Православный верующий обязательно должен быть интересующимся человеком. Анализировать свои дела и поступки, искренне раскаиваться невозможно, если отсутствует пытливость ума. Верующий должен много читать, интересоваться Писанием и житиями святых, искать ответы на постоянно возникающие у него вопросы.

Сам Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Так что прихожанину следует понимать и разбираться в своей вере. Когда он познакомится с трудами, в которых подробно рассказывается о церковном уставе, прочитает перевод молитв, которые звучат на литургии, то у него не будет проблем с пониманием происходящего во время богослужения.

К службе должен готовиться не один священник, но и все прихожане

Важно читать максимум священных текстов. Придя в храм, важно понимать, что говорится в этих книгах

В таком случае он сможет размышлять об этом уже по дороге в храм.

Если человек верит искренне, то не имеет права не развиваться, обязан во все вникать. Прихожанину должна быть важна и ясна суть молитв. Особенно, когда сейчас получено благословение на произношение даже тайных молитв. Даже если расслышать все без исключения слова физически нет возможности, прихожанин обязан заранее знать и понимать суть Всенощного бдения, литургии.

Школа молодых священников

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?Фото: Flickr.com

В православии сейчас обсуждается необходимость формирования школы молодых священников. В ее рамках начинающий иерей не сразу отправлялся в приход, а поначалу служил в храме под началом опытных и авторитетных представителей духовенства.

Считается, что не лишним будет вносить в службу творческий элемент. Предварительно тщательно продумывать проповедь, чтобы людям она совершенно точно была ясна и понятна. Ведь главная задача священнослужителя – донести до человека слово Божие.

Нормальному восприятию будет способствовать и то, что сама проповедь не будет слишком длинной. При этом первоочередное значение все-таки следует уделять тому, чтобы каждый прихожанин знал и понимал богослужение. В этом случае ему не помешают ни нечеткая дикция, ни плохая акустика.

«Будет благоговение – не будет спешки»

Священник должен беспокоится о качестве чтения – это немаловажная деталь храма. Чтобы не было так, что чтец читает бегло, и никто ничего не понимает. Как-то я был в одном из храмов, где читают не очень много канонов, но медленно и членораздельно – слышно каждое слово. У них не все читается, служба длится два часа, но люди активно понимают ее. Я взял это за основу в своем храме. И думаю, лучше пусть меньше будет прочитано в церкви, но чтобы людям это было понятно. Чем прочитать-протараторить, а миряне слов не слышат.Ведь с нас, священников, спрашивается, не сколько мы канонов в храме вычитали, а сколько людей к Богу привели.Также немаловажны и моральные качества чтецов. Потому что если люди собрались в церкви, а псаломщик, допустим, кого-то обидел или оскорбил, то человеку, которого он обидел, сложно молиться, когда он слышит голос обидчика. Конечно, надо все прощать, но ведь мы люди… Человеку может быть больно. Поэтому нравственные качества чтецов и пономарей нужно обязательно учитывать.Но главное — все молитвы и псалмы должны читаться с благоговением. Будет благоговение – не будет спешки. Без благоговения — и самого богослужения не будет.Батюшкам тоже нужно читать молитвы внятно, чтобы люди слышали. И если слов священника не разобрать, прихожанам лучше ему об этом сказать. Потому что задача пастыря – собрать людей, а если они его плохо слышат, то возникают искажения в восприятии.

«Служение евангелиста» древней Церкви

Таким же образом строились обязанности этих клириков первых веков существования христианской церкви, однако они не читали «в слух народа» Евангелие. Кроме того, чтецы:

  • хранили церковные книги;
  • зажигали светильники; несли их пред священниками во время определенных моментов службы.
Популярные статьи  Византийские иконы

Вот как представляет требования к поставляющимся на эту должность памятник первых веков Церкви, «Апостольские постановления»:

А сщмч. Киприан Карфагенский, как многие христиане, полагал, что поставление на эту должность означает признание Церковью даже исповеднического подвига. Например, им рукоположены Аврелий и Келерин, известные твердостью веры, а также перенесенными мучениями от язычников.

Кто такой чтец в православии

Сейчас эта степень посвящения считается первой, низшей для клириков. Следующей является служение иподиакона.

Обязанности

В настоящее время чтец:

  • совершает чтение служб Часов (поэтому богослужебная книга Часослов является для него основным руководством);
  • читает во время службы Писание (но не Евангелие);
  • возжигает светильники, несет свечу перед священнослужителями, когда это требуется порядком службы.

Древней обязанности толкования прочитанного у этих клириков сейчас нет.

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека

Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом

Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

О молитве и чтении Евангелия в дороге

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

Важна подготовка

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?Фото: Flickr.com

Православный верующий обязательно должен быть интересующимся человеком. Анализировать свои дела и поступки, искренне раскаиваться невозможно, если отсутствует пытливость ума. Верующий должен много читать, интересоваться Писанием и житиями святых, искать ответы на постоянно возникающие у него вопросы.

Сам Господь говорит: «Блаженны нищие духом». Так что прихожанину следует понимать и разбираться в своей вере. Когда он познакомится с трудами, в которых подробно рассказывается о церковном уставе, прочитает перевод молитв, которые звучат на литургии, то у него не будет проблем с пониманием происходящего во время богослужения.

К службе должен готовиться не один священник, но и все прихожане

Важно читать максимум священных текстов. Придя в храм, важно понимать, что говорится в этих книгах. В таком случае он сможет размышлять об этом уже по дороге в храм

В таком случае он сможет размышлять об этом уже по дороге в храм.

Если человек верит искренне, то не имеет права не развиваться, обязан во все вникать. Прихожанину должна быть важна и ясна суть молитв. Особенно, когда сейчас получено благословение на произношение даже тайных молитв. Даже если расслышать все без исключения слова физически нет возможности, прихожанин обязан заранее знать и понимать суть Всенощного бдения, литургии.

Не только долг…

Протоиерей Александр Ильяшенко

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре (Москва):

Прежде всего нужно сказать о красоте всенощной, содержательности, духовной и фактической ее насыщенности: в богослужении раскрывается и история праздника, и его значение, и смысл.

Но поскольку, как правило, люди не понимают, что читается и поется в церкви, то они многого просто не воспринимают.

Удивительно, что Русская Православная Церковь сохранила в полноте очень сложное, продуманное богослужение. Например, в Греции на приходах подобного уже нет. Там подстроились под современную жизнь, и это по-своему оправданно. Там вечерней службы нет, вечерня не служится, утро начинается с утрени.

Мы служим и вечерню, и утреню вечером. Это некая условность, но она продумана, и те, кто принимали решение именно о таком ходе богослужения, лучше нас понимали устав и решили, что так будет правильнее для сохранения верности традиции.

В Греции приняли другое решение. Утреня там служится, как правило, по одному типу. У нас есть всенощное бдение – торжественное, яркое, красочное, во время него поется много песнопений. В Греции – более однообразно, зато быстро. Вся служба, вместе с литургией занимает часа два. Но это именно в приходских храмах.

В монастырях, а тем более на Афоне, устав сохраняется во всей строгости. Всенощное бдение у них идет действительно всю ночь.

У нас – нет, и в этом тоже некая условность, некое сокращение. Но те, кто разрабатывали это, принимали решение о сокращении исходя из тех или иных обстоятельств, все-таки хотели сохранить для мирян красоту православного богослужения.

Но тут возникает трудность – живем мы в XXI веке: заняты, расстояния большие, люди утомляются, экология ужасная, здоровье, а лучше сказать, нездоровье, ей соответствует. Хотя думаю, что крестьяне, которые работали летом с утра до вечера не покладая рук, физически утомлялись побольше нашего. Но все-таки у них хватало сил для того, чтобы в субботу рабочий день закончить раньше, помыться в бане и пойти в храм на всенощную, а утром на литургию.

Популярные статьи  Молитва Николаю Угоднику о помощи в делах

Нам, может быть, в чем-то и труднее, чем нашим недавним предкам, физически мы гораздо слабее. Но, тем не менее, мы призываем не прятаться за свои слабости, а находить силы и ходить на всенощное бдение, особенно тех, кто хочет причаститься. Чтобы они могли накануне литургии поисповедоваться, не занимая время воскресной службы.

Но если у людей маленькие дети, которых не с кем оставить, или есть какие-то другие объективные причины, не скажешь им: «Если вы не были на всенощном бдении, то причащаться не будете». Хотя кому-то так сказать и можно: если человек проявил именно разгильдяйство, леность, расслабленность…

Здесь нельзя быть категоричными, налагать на людей бремена неудобоносимые, но призывать их все-таки нужно. Человек должен понимать, что потрудиться стоит, и быть на всенощном бдении.

Важно стремиться к тому, чтобы наши прихожане полюбили богослужение нашей Церкви и считали не только долгом, но и радостью присутствовать в храме

Что такое богослужение

Первые богослужения люди поводили на открытых местах и возносили те молитвы, которые подсказывало им собственное сердце, не имея определенного чина. В общем понимании богослужением называется почитание Бога, угождение Ему через исполнение Его воли добрыми мыслями, словами и поступками. Первые люди в раю свободно славили Господа, и в этом заключалось богослужение того времени. После человеческого грехопадения люди стали больше молиться, просить милости и спасения.

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?
Суточный богослужебный круг

В православии богослужение совершается только священником, получившим благодать священства через рукоположение. Оно представляет собой определенный чин, последовательное чтение и пение молитв, псалмов, песнопений, а также выполнение священнодействий в установленном порядке. Благодаря богослужению люди входят в общение с самим Спасителем через святые церковные Таинства, питают свои души.

О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться

– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

Чем прославился пророк Давид?

Как быть, если не понимаешь, что читают на службе?Фото: Pixabay.com

Родился Давид за тысячу лет Рождества Христова, став восьмым сыном Иессея, бывшего в то время старейшиной города Вифлеем. Будучи отроком Давид пас овечье стадо, принадлежащее отцу. Охраняя стадо, юноше приходилось бороться с нападающими на животных хищниками. Поскольку пастухи не были вооружены, в качестве оружия для отражения атак волков и прочих хищников юноша использовал пращу, посылая с ее помощью камни точно в цель. Необходимость постоянно вступать в схватку с хищниками и преодолевать различные опасности, научила юного Давида полагаться на Господа.

Слава пришла к Давиду в возрасте 18 лет. В ту пору на земли израильского народа пришли язычники-филистимляне, известные своей воинственностью и не единожды разорявшие израильские земли. Два войска, израильское и филистимское, встретились возле города Ефес-Даммим. Филистимляне предложили решить исход сражения битвой двух выставленных от каждого войска воинов. Со стороны филистимлян выступил воин-великан голиаф, славящийся своей силой. «Пусть против меня выступит ваш воин, — призывал Голиаф. Если он победит, филистимское войско уйдет. Если же я одержу победу, израильтяне станут нашими рабами!»

Правящий в то время израильским народом царь Саул пообещал воину, который победит Голиафа, отдать свою дочь в жены. Однако, невзирая на столь высокую награду, желающих выйти на битву не нашлось.  Пришедший навестить братьев и отца Давид, был возмущён оскорблениями, которыми Голиаф осыпал Господа и самих израильтян. Пылая гневом, он обратился к Саулу, прося разрешения выступить против неприятеля. Но царь отказал ему, сказав, что Давид слишком молод. Тогда юноша рассказал царю, как сражался с медведями, львами и волками, охраняя свое стадо и как, положившись на Господнюю волю их побеждал. Пораженный отвагой и верой Давида, Саул разрешил ему выйти на битву с Голиафом.

Осмысленное благоговение

Да, случается, люди не понимают, что происходит в храме

Для них важно не звучащее слово молитвы, а то, что в определенный момент надо наклонить голову, встать на колени и так далее. Это очень хорошо, правильно, но это не главное

Речь идет о том, что в наше время уровень церковного образования прихожан достаточно низкий. До революции этим не занимались всерьез, после революции, в XX веке, все возможности исчезли. Теперь вот начался XXI век, казалось бы, цензуры нет, книг издается много, образовывайся. Но в церковные книжные магазины ходят далеко не все, а в светских такое изобилие литературы, что не знаешь, что и выбирать.

С другой стороны, если прихожанин не понимает Евангелия, которое читается на службе – известная доля вины лежит на священнослужителях. Значит, в проповедях надо полнее, глубже, ярче раскрывать смысл Евангелия, которое читается в этот день. Мы, священники, должны лучше готовиться, глубже работать с паствой, заниматься воспитанием и пресекать то, что недопустимо. Постоянный, многолетний труд изо дня в день. И тогда люди будут понимать, что когда они слушают слово Божие, Сам Господь к ним обращается. Тогда  их благоговение будет осмысленным, а не механическим.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Оцените статью
Добавить комментарии