Как отличить лжемолитву от настоящей?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Молитва – это беседа

Согласно толковым словарям Ожегова, Даля и многих других лингвистов, молитва – это установленный религиозными канонами текст, обращенный к Богу или святым. Известный проповедник Иоанн Кронштадский определял молитву как «золотую связь» с Богом. Современные священнослужители и богословы абсолютно с ним согласны, но зачастую стараются конкретизировать данный термин, сделать его более понятным для прихожан. Так протоиерей Димирий Моисеев в интервью изданию счтает, что молитва есть ничто иное как беседа с Господом.

Молитва с точки зрения христианства должна быть потребностью человеческой души, а не повинностью. Недаром Феофан Затворник говорил: «Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе». Между тем в православии существует даже так называемое «келейное правило», согласно которому и следует выстраивать последовательность молитв и отбирать их по содержанию. Но достаточно ли придерживаться установленных канонов для истинной молитвы для того, чтобы она была угодной Богу? И может ли правильная молитва стать ложной?

Ложная молитва

Одними из самых главных признаков ложной молитвы является отсутствие веры и смирения. По словам протоиерея Павла Гумерова без этих 2-х критериев никакая молитва, ни ложная, ни истинная, состояться не сможет. В качестве примера священник вспоминает молитву фарисея, который по сути смирения не имел, а, страдая гордыней, благодарил Бога за то, что он (фарисей) не такой, как остальные люди (Евангелие от Луки 18:9-14).

Протоиерей Алексей Уминский в своем материале под названием «Молитвенное правило» первым делом предостерегает верующих от представления Божьего лика. Настрой на молитву посредством воображения внешности Господа, по мнению священника, является ошибочным и даже опасным. Создателя никто не видел, а потому, как утверждает Уминский, «только себя можно представить перед Богом».

Что касается религиозной литературы и того же молитвенного правила, то святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что не следует также становится рабом подобных текстов и канонов. Непонимание их ведет не к развитию, а к духовной деградации. В то же время Брянчанинов утверждал, что и молитва исключительно «от себя» также не приводит ни к чему хорошему. По мнению святителя, сочиненные верующим молитвы могут увлечь его самолюбованием и ложным представлением о достигнутой «степени богоугождения».

Как отличить псевдомолитвы от настоящих?

Как отличить лжемолитву от настоящей?Фото: Flickr.com

Существует немало признаков псевдомолитв, о некоторых из них стоит сказать особо.

Источник молитвы должен быть надежным

Существуют традиционные молитвословы, в которых большинство молитв имеет автора. Такие тексты составлены в верной тональности общения с Небесными силами. Их история насчитывает десятки веков, в ходе которых они прошли проверку практикой нашей Церкви.

Новые молитвы люди хотят читать для получения неких благ, чудес, немедленных результатов. Именно они зачастую являются составленными непонятно где и кем, с грубыми ошибками, вопреки церковным догматам. Перемешана правда с ложью, поэтому так сложно отличить одно от другого.

Откуда брать молитвы?

Самый надежный источник – православный молитвослов, купленный в храме, на котором имеется гриф с указанной рекомендацией. Скачать аудиомолитвы можно также на официальных сайтах Русской Православной Церкви.

Популярные статьи  Отвечают ли дети за грехи отцов?

Тем самым можно гарантировать себе, что чтение новых молитв не нарушит внутренний мир и не будет противоречить христианской вере.

Как отличить лжемолитву от настоящей?Фото: El-eparhy.ru

Стоит задать себе такой вопрос – зачем нужны новые молитвы? Что они могут дать сверх того, о чем говорится в молитвах, читаемых во время Литургии? Стоит прочитать те слова, которые произносятся во время Божественной Евхаристии и становится понятно, что Литургия дает возможность уже больше ни о чем не просить Господа сверх того, что содержится в ней. Все возможные блага, которые мы можем получить в земной жизни для того, чтобы прийти к вечной жизни, все есть в этом действе.

Лжемолитвы – эгоистичны и самодовольны

Когда люди молятся, то они приближаются к Богу. Обращаются к Господу для того, чтобы достичь святости, чистоты и сделаться более достойными каких-то благ. Ведь Бог абсолютно свят. И, приближаясь к Нему, мы приближаемся к святости. Как, казалось бы, проста эта формула! Но в лжемолитвах можно увидеть чуть ли не приказания и указания, которые даются святым и Богородице и призывают их к немедленному исполнению: «Ниспошли мне достатка денежного». Что это? Приближение к святости? Путь к вечной жизни? Даже подумать об этом нельзя!

Это типичный элемент лжемолитвы. Бегите от таких просьб, держитесь подальше от тех, кто вам дает подобные молитвы. О каком христианском смирении и уповании на волю Божью может идти речь, если люди сами решают, что именно им нужно в данный момент?

У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Фото Ruud Hilgeman

Популярные статьи  Калужская икона Божией Матери

Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим. Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

Не совершать греха

Как отличить лжемолитву от настоящей?Фото: Flickr.com

Научившись определять лжемолитвы по источнику, содержанию и тону обращения, стоит учитывать и то, как нужно молиться признанными, проверенными молитвами. Согласно догматическим правилам, существует три основные тональности молитв:

  • Благодарение или прославление;
  • Покаяние;
  • Прошение.

Все, что сверх этого, что является результатом обиды, гнева, или возбуждения – не допускается для произношения в качестве молитвенного общения. Например – просьба о том, чтобы Господь наказал кого-то, отомстил. Проклинание или осуждение кого-нибудь во время молитвы, как известно, является страшным грехом. А также лицемерная благодарность Господу, что послал несчастье человеку, или определенное испытание. Нам не дано решать ничьей судьбы. Все в руках Господа. И увидев подобные вещи в какой-то молитве, следует немедленно отказаться от нее, это и есть псевдомолитва.

Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких

Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

Популярные статьи  Икона скорбящая о младенцах во чреве убиенных

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Правильная молитва

Богослов Павел Гумеров считает прекрасным примером истинной молитвы молитву мытаря, сборщика налогов самого низшего ранга (Евангелие от Луки 18:13). В то время как упомянутый выше фарисей благодарил Бога за то, что он не является таким же, как этот мытарь, сам сборщик честно признавал себя перед Господом грешником. Гумеров уверен в том, что «молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение».

Правильная молитва исключает и воображаемый верующим образ Создателя. Преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Феодор Студит говорили о том, что Бога не может изобразить никто, так как его никто никогда не видел. Эта точка зрения отражена и в Евангелии от Иоанна (1:18). Именно поэтому, по мнению протоиерея Олега Стеняева, и не следует фантазировать о том, как может выглядеть Господь, пусть даже и для того, чтобы настроиться на молитву. Священник утверждает, что для этих целей и существуют иконы всевозможных святых.

А о молитве «от себя» (не по религиозным текстам) протоиерей Георгий Флоровский выразился так: «Личная молитва возможна только в контексте общины. Никто не является христианином сам по себе. Даже будучи в уединении, христианин молится как член Церкви». Однако Феофан Затворник думал несколько иначе. В ответном письме одной из прихожанок он писал: «Молитвенное правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его. Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею».

Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной

Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

Оцените статью
Добавить комментарии