Как появились первые иконы

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Обстоятельства зарождения христианства

В 64 году до нашей эры Палестина была завоевана Римской империей. Вскоре она стала провинцией во главе с префектами (часто называемыми «прокураторами»). С 26 по 36 годы нашей эры должность занимал знаменитый по Библии Понтий Пилат.

Иудеи верили в то, что вскоре придет Мессия и освободит их от власти Рима. По всей стране звучали антиримские лозунги, поднимались восстания. В итоге они привели к войне Рима и Иудеи с 66 по 73 года нашей эры, в результате чего Иерусалим (а с ним и еврейский Храм) был разрушен во второй раз. В итоге правление Рима на рубеже эр стало катализатором появления новых течений и религиозных движений.

Федор Моллер «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий»

В начале нашей эры в Палестине было множество людей, которые называли себя пророками. За основу они взяли положения Библии (Старого Завета) и иудаизма, однако по-своему трактовали отдельные положения. Часто римляне казнили таких «учителей», но не за веру, а из-за того, что боялись восстания.

Ортодоксальным евреям не всегда нравились такие «вольные толкования». Таким пророком в районе реки Иордан был Иоанн Креститель. Именно одним из таких пророков мог быть и Иешуа из Назарета, ученик Крестителя, позже известный как Иисус Христос.

Александр Иванов «Явление Христа народу» (Иоанн Креститель стоит на берегу Иордана, на пригорке Христос) / Третьяковская галерея, Москва

Судьба иконописного образа

Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.

Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.

После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.

Иконопись

Иногда люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков в живописи и определенный опыт в этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе не ограничиваются требования, предъявляемые к иконописцу

Согласно решению, принятому поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки

Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к этим требованиям. Но наша жизнь очень далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют столь высоких требований, как это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой жизни, действительным, а не номинальным членом Церкви, старательно соблюдающим все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Фото: http://www.sestry.ru

Подводя итог, хочется вспомнить о тех людях, благодаря которым сегодня им имеем возможность почитать эти священные образа и молиться перед ними. Это святые отцы VII Вселенского Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

Золотой век русской иконописи

Во времена правления Владимира Святославича было завершено формирование территории Киевской Руси. С XIV в. начался стремительный рост Московского княжества, возглавившего процесс объединения русских земель в единое государство.

Власть, а с ней и лучшие мастера-иконописцы сконцентрировались в Москве. В 1453 г., когда пал под натиском турок Константинополь, закончилась эпоха могущества Византийской империи, что способствовало перемещению центра власти с юга Московского княжества на север Руси — в Новгород и Владимир.

Параллельно этим политическим изменениям происходило развитие русского иконописного искусства, которое со временем выработало черты, сюжеты и стили, обособившие его от традиций византийской иконописи. Кроме того, в тот период наблюдалась разнонаправленность местных иконописных школ. За XV-XVII вв. русская иконописная традиция приобрела яркое художественное своеобразие.

Популярные статьи  Что такое лукавство?

Зачем Господь нам его дал?

Каждый дар от Господа служит людям для чего-то важного. Для чего же христианину икона? Какая духовная польза от нее? – Неоценимая! Много об этом можно рассуждать

Во времена советских гонений на Церковь иконы проповедовали. Так буквально говорили знающие люди. И не ошибались. Как это было?

В то время власти старались уничтожить церковную проповедь вне храма и даже загасить проповедь с амвона. Так вот, помимо проповеди звучащим словом, до людей доходила проповедь зримым образом – иконой. И распространялась проповедь по храмам и далеко за церковной оградой. Иконы проповедовали в музеях. Проповедовали в художественных альбомах по древнерусскому искусству.

Проповедь икон достигала до людей, очень далеких от мысли прийти на церковное богослужение.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

Спас Нерукотворный. Икона XII в., Новгород. Собр. ГТГ

Спас Нерукотворный — образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер Свой лик

История происхождения

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.

Со временем место это было забыто.

Обретение Образа

Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.

Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.

Перенесение в Константинополь

В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.

В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа«.

Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Упоминание в древних источниках

Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.

Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».

Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой«.

Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.

Мастера и школы

Как появились первые иконы
Андрей Рублев. Троица (фрагмент). 1411 год или 1425—1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Уже к XIV веку на Руси сформировались несколько иконописных школ: владимиро-суздальская, московская, новгородская, вологодская, позже — палехская, строгановская и другие. Каждая из них обладала своими особенностями. Например, новгородская отличалась чеканным письмом, насыщенной палитрой и крупными элементами, а вологодская, напротив, изящной живописью и слегка осветленной тональностью. Строгановское письмо легко узнать по тщательно прописанным ликам, миниатюрным сценкам в композиции, а также по пейзажным панорамам с реками и оврагами, цветами и животными. Палехские старинные иконы более декоративные, с обилием украшений, чаще в красновато-золотистой гамме.

В разные века школы влияли друг на друга, перенимали некоторые черты. Образовывались художественные подцентры, в которых использовались собственные живописные приемы. В монастырях брались за сложные иконы для церквей, а мастера-крестьяне выбирали простые сюжеты для семейных образков. Выделялись отдельные иконописцы: Феофан Грек и Даниил Черный, Андрей Рублев и Симон Ушаков.

Спас Нерукотворный

Есть ли в Православии точный образ Иисуса? Традиционно говорится, что да, вот он. Это контурный рисунок, используемый в России при рисовании икон. Он называется «Образ Нерукотворный» или «Спас Нерукотворный».

Как появились первые иконы

Почему этот рисунок называется «Спас Нерукотворный»? Потому что согласно Православным преданиям — а в Православии предание во многих случаях является частью общепринятого учения — Иисус однажды в течение своей земной жизни прижал полотенце к своему мокрому лицу. И его образ — как фотография — чудесным образом запечатлелся на нем.

Главным сторонником создания и почитания икон был Иоанн Дамаскин, который писал:

Поклонение, почитание икон выражается в поклонах и молитвах перед ней, в установке свечей, использование дыма ладана и т. д. — идет к человеку, изображенному на рисунке.

Интересно, что именно в это верили нехристиане, язычники, предшествовавшие Христианству в греко-римском мире, латинские и грекоязычные соседи первых христиан. Они знали, например, что в мире существует много изображений богини Афины/Минервы, но они также верили, что молитва перед любым ее изображением идет к самой богине, которая имела таинственную связь с ее изображениями. И в православии пропагандируется та же таинственная связь между образом и человеком. Вот почему распространено убеждение, что икона может быть чудотворной. Это из-за таинственной связи между иконой и её первообразом.

Икона в политическом детективе

Помню популярный игровой фильм середины восьмидесятых годов. Политический детектив «ТАСС уполномочен заявить» по сценарию Юлиана Сёменова.

Как полагается, сюжет острый: в одной африканской стране происходит переворот, за которым стоят американские спецслужбы. ЦРУ удалось завербовать какого-то советского специалиста высокого уровня. Его пытаются вычислить и обезвредить сотрудники госбезопасности. Тематика, прямо скажем, в стороне от религиозной жизни.

И все-таки в одном эпизоде детектива мелькнул диалог об иконе.

Перескажу его. Сотрудник КГБ приходит к подопечному, повидавшему виды художнику, и дает ему письмо, написанное от имени свидетеля вербовки. Анонимное письмо подкинул в наше посольство вроде бы тот, кто лично видел, как американцы обрабатывали русского специалиста. Перед художником был поставлен вопрос: «Как думаете, кто автор письма? И насколько автор искренний?»

Популярные статьи  Икона Марии Магдалины

Художник подтверждает подлинность и искренность письма. Считает, что автор его – бывший власовец. Сотрудник спецслужб вроде бы согласен с художником. Тем не менее, интересуется, почему собеседник решил, что письмо настоящее.

Старый художник, в свое время близкий к власовским кругам, в ответ вспоминает короткую историю. Был у него знакомый, иконы реставрировал. Показал этот коллега как-то свою работу, скопировал он русскую икону XVI века. Копия получилась удачная. И состоялся небольшой спор:

– Слушай, почему бы тебе не заняться иконописью?

Реставратор только рассмеялся:

– Что ты! У меня так никогда не получится.

– Ты, талантливый художник с такой великолепной школой, и сработаешь хуже, чем этот безграмотный богомаз?!!

Тогда реставратор поставил рядом оригинал и сказал:

К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ

– Неужели ты не видишь разницу? Этот художник писал икону с верой в Бога. А веру подделать трудно. Даже невозможно.

Икона XVI века была подлинной. И письмо о вербовке было выстрадано, было подлинным…

До сих пор удивляюсь: в политическом детективе икона засвидетельствовала о подлинных человеческих религиозных чувствах. Может быть, икона и здесь, с советского телеэкрана проповедовала о религиозном опыте, который стоит за церковным искусством.

Да, техникой иконописи можно овладеть, можно выучиться копировать старинные образцы. Но вот веру в Того, Кого пишешь, нельзя скопировать, не получится подделать. Чтобы написать подлинную икону, нужен дар Божий, дар веры, дар общения с Господом.

Седьмой Вселенский Собор

Православные настолько настаивают на этой связи между образом и личностью, что Седьмой Вселенский Собор объявил:

Вряд ли можно сказать что-то более определённое, чем это. Согласно Восточному Православию, всякий, кто не принимает их учения о создании и почитании икон, подлежит анафеме, то есть отделению как от Церкви, так и от Бога и подлежит осуждению. Таково заявление Седьмого Вселенского Собора в 787 г.

Как появились первые иконы

Во-первых, давайте предположим, что у Православных есть точное подобие Иисуса, которое возникло чудесным образом, когда он прижал мокрую ткань к своему лицу. Эта история нигде не встречается в христианских писаниях Нового Завета — ни намека на неё. Оно происходит от Православной традиции. Но есть много вещей, в этих традициях, которые не совсем точные.

Икона Спаса Нерукотворного: в чем помогает, молитвы

Перед Нерукотворным образом Спасителя молятся об исцелении от болезней душевных и телесных, о даровании крепкой, искренней веры, в сложные жизненные моменты. Как Авгарь по вере в Спасителя исцелился от неизлечимой болезни, так и многие люди, с верой молясь перед иконой Нерукотворного Спаса, получают просимое.

Один из чудотворных образов Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1676 году для царской семьи. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на железной дороге 17 октября 1888 года он вышел невредимым из разрушенного вагона вместе со всей семьей. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

Икона в православии

В православной традиции икона занимает особое место, и это место определяется тем, что икона — это не только украшение храма и предмет почитания, икона имеет вероучительное значение. С древности икону называли «Библией для неграмотных», «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью», «богословием в красках».

Так св. Василий Великий пишет:

«молчаливая живопись то же что и слово Евангелия для слуха».

А св. Нил Синайский (IV в.) советует:

«Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям, по которым землю обменяли на небо, предпочтя невидимое видимому».

Почему для Церкви так важны были иконы, что люди за них отдавали свою жизнь, а порой не щадили и чужую? Это не всегда понятно современному человеку, который привык оценивать изобразительное искусство с эстетической точки зрения, а тут, как говорится, о вкусах не спорят. Но для иконоборцев и иконопочитателей речь шла о чем-то большем, чем художественное творчество, речь шла об исповедании веры.

Альтернативный взгляд

Мало кому известно, что изображать святых и даже самого Бога первоначально было абсолютно чуждо христианским традициям. Многие из первых святых образов воспринимались не иначе как языческие идолы.

Но как же появились первые иконы и зародилась сама христианская иконография?

В иудейском ветхозаветном мире существовал запрет изображение святого, что было связано с борьбой против идолопоклонства. Однако под запретом находились не все изображения.

Так, по указанию Бога Моисей сделал медного змея, что спасало евреев от змей в пустыне. Также в Иерусалиме по приказу Соломона были созданы изображения херувимов и ряд других украшений и барельефов по религиозным мотивам.

Как появились первые иконы
Медный змий. Федор Бруни, 1841 год.

Хотя христианство и зародилось в еврейской среде, однако неевреи постепенно стали составлять большинство сторонников Новой Церкви. Поэтому встал вопрос, какие ветхозаветные предписания принимаются христианами, а какие — нет.

На одном из апостольских соборов было принято решение, что неизменными является 10 Заповедей, учения пророков и псалмы (песнопения входящие в Псалтырь), однако всё второстепенное могло пересматриваться, соответственно, и строгого запрета на создание святых образов не было выдвинуто.

Как появились первые иконы
Керамическая плитка с ликом Арефы Кесарийского.

Но первые христиане относились к изображениям иначе, чем язычники. А история самой иконографии начинается лишь в III-IV веке.

Древнейшие сохранившиеся христианские изображения были обнаружены в катакомбах (некрополях) — подземных кладбищах Италии, Северной Африки и Сирии (Палестины).

Как появились первые иконы
Одно из древнейших изображений Христа. катакомбы Коммодиллы, IV век.

Римляне и греки сжигали тела умерших, а христиане придерживались еврейской традиции, по которой усопших было принято погребать.

Несмотря на то, что многие катакомбы расположены в труднодоступных местах и недостаточно изучены, однако именно благодаря своему расположению они сохранились до сегодняшних дней. Также следует помнить о преследовании христиан в Римской империи, соответственно религиозные изображения могли сохраниться только на кладбищах, ведь римляне не решались тревожить покой усопших.

Как появились первые иконы
Христос и Святой Менас, начало VI века.

За короткий промежуток времени формирование отдельной христианской иконографии, безусловно, было невозможно, поэтому основой для изображений в катакомбах часто служили языческие символы, наделявшиеся христианами совершенно новым значением.

Так например:

Рыба — у греков символизировала плодовитость, а христианам напоминала об апостолах, большинство из которых были рыбаками.

Голубь с веткой оливкового дерева — символ Святого Духа.

Лодка — образ Церкви.

Добрый Пастырь — у римлян — изображение Гермеса (Меркурия), который держит овцу на плечах, для христиан — напоминание о том, что Бог ищет каждого заблудшего.

Как появились первые иконы
Икона Добрый Пастырь.

Это характер изображения и стал традиционным при дальнейшем развитии иконографии.

Икона с точки зрения истории

Появление икон датируется I веком от Р. Х. Считается, что первая из них была создана Лукой, который написал одну из частей Евангелия. По второй версии, самым старым образом является отпечаток лица Иисуса Христа, когда он приложился к полотенцу во время умывания.

Популярные статьи  Как подготовиться к исповеди?

Так или иначе, самые древние найденные изображения были датированы VI веком. Они были изготовлены в Византийской империи, которая оказала большое влияние на написание икон. В ней же, но значительно позже, были написаны каноны для написания образов.

История икон имеет разные периоды. Были и гонения, и расцвет, и изменения стиля написания. Каждый из образов отображает свое время, каждый уникален. Очень много икон, источавших миро, слезы, кровь, исцелявших больных в трудные времена. Они почитаются как величайшие святыни.

Первые христиане и язычники

Истина о происхождении икон в Христианстве заключается в том, что первые христиане вообще не делали и не использовали их. О них нет ни малейших свидетельств в раннем христианстве, и, конечно, учитывая их значение позднее, примечательно, что изготовление и почитание икон христианами нигде не упоминается в Новом Завете. На самом деле, когда появилось первое христианское искусство, оно было в форме декоративных символов и упрощенных образов, которые напоминают библейские истории. Мы знаем это как из археологических, так и из литературных источников.

На самом деле, первое свидетельство, которое есть о христианах, изготавливающих и почитающих иконы, — это неодобрение, найденное в апокрифе «Деяния Иоанна» во 2 веке, где рассказывается, как апостол Иоанн обнаружил, что человек, которого он воскресил из мертвых — Ликомед — сделал и почитал его портрет:

Позже в этом же отрывке Иоанн говорит:

Впечатление от этого отрывка подтверждается другими литературными и археологическими свидетельствами. Первое почитание икон (в отличие от символических и повествовательных изображений) было распространено среди язычников, обращенных в христианство. Язычники принесли с собой традицию почитания изображений и просто применили ее к «новой» религии.

Иконы в Церкви

В новозаветной церкви иконы также стали присутствовать в храмах с первых веков христианства. Церковное Предание говорит о первой иконе Спасителя – нерукотворенном Его образе. Господь наш Иисус Христос благоволил изобразить чудесным образом Свой лик на плате, и послал этот нерукотворенный образ к Едесскому князю Авгарю. Издревле этот образ почитался Церковью. Также Церковное Предание рассказывает об иконах Богородицы, написанных апостолом и евангелистом Лукой. Есть письменные свидетельства древних об употреблении и почитании святых икон в три первые века. Так, Тертуллиан упоминает об изображениях Спасителя на церковных потирах в виде доброго пастыря. Тот же Тертуллиан, Менуций Феликс и Ориген свидетельствуют, как язычники укоряли христиан за то, что они будто бы боготворили кресты, т.е. почитали священное изображение креста, на котором распят Господь Спаситель. Евсевий рассказывает, что он видал начертанные красками иконы Апостолов — Петра и Павла и Самого Спасителя, сохранившиеся от древних христиан, которые обращались из язычества. В катакомбах, пещерах, усыпальницах мучеников, куда удалялись первые христиане для молитвы, также найдены священные изображения. Изображения эти представляют, большею частью, Спасителя в виде Пастыря, подъявшего на рамена свои заблудшую овцу; Пресвятую Богородицу в венце или осиянии, держащую на руках Предвечного Младенца, также в сияющем венце; двенадцать Апостолов, рождество Спасителя и поклонение Ему волхвов, чудесное насыщение пятью хлебами множество народа, воскресение Лазаря; из ветхозаветной истории — Ноев ковчег с голубицею, жертвоприношение Исаака, Моисея с жезлом и скрижалями, Иону, извергаемого китом, Даниила во рву, трех отроков в пещи.

Фото: http://www.tatarstan-mitropolia.ru

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах». Почитание святых икон было закреплено догматом об иконопочитании VII Вселенского Собора, отвергшего ересь иконоборчества: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, неистинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней. Тако бо утверждается учение Святых Отец наших, сиесть предание Кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие».

Легенда возникновения первой иконы

Так, по словам ценителей иконопоиси, самая первая икона – лик Иисуса Христа. Это случилось еще во время Крестного пути, по дороге на Голгофу, когда женщины отерли Его лицо полотенцем и на белом рушнике остался отпечаток лика. На сей день данное средневековое предание носит название «Плат Вероники», взявший имя той женщины, что дала Ему платок. Была она одна или их было несколько, не исключено, однако в своем названии первая икона упоминает лишь имя Вероника.

Вторая версия «рождения» первой иконы, которая и является общецерковной, связана с восточным преданием. История создания иконы повествует о художнике царя Эдессы, который был послан с целью изобразить Иисуса, но попытка оказалась провальной. Тогда Иисус Христос умылся и вытер лицо платком, на котором собственно остался отпечаток лика. Борода Его запечатлелась в виде одной пряди, напоминавшей по форме клин, из-за чего, вероятно, эта икона начала именоваться как «Спас Мокрая Брада».

Таким образом, относительно двум церковным приданиям, первая икона появилась за годы земной жизни Спасителя, коей стала икона с названием Нерукотворный Спас.

Молитвословия

Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.

Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)

Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html

Ин кондак, еллинский, глас тот же

Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ Твоего́// пресла́вное воображе́ние .

Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.

Источник статьи: http://drevo-info.ru/articles/588.html

Оцените статью
Добавить комментарии