Икона Божией Матери “Козельщанская”. Историческая справка
Козельщанский образ Божией Матери
принадлежит к числу позднейших по времени прославления
(1881 г.) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых
чудотворных икон.
Святая икона эта, судя по характеру
письма – итальянского происхождения, была привезена в
Россию одной из придворных императрицы Елизаветы
Петровны (1741–1761 гг.). Владелица иконы вышла замуж за
писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на
Украину. В ХIХ в. она принадлежала роду Капнистов и была
их семейной святыней. Наименование чудотворного образа
происходит от названия имения графа Капниста в
Кобелякском уезде Полтавской губернии, где впервые было
явлено чудо. На иконе Пресвятая Богородица изображена с
покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой
руке держит крест. В левом нижнем углу иконы –
изображение чаши, около которой находится лжица.
Прославилась Козельщанская икона Божией
Матери при следующих обстоятельствах. В 1880 г. дочь В.
И. Капниста Мария тяжело заболела. Местный врач
определил лишь незначительный вывих ноги и наложил
гипсовую повязку. Тот же диагноз поставил и харьковский
хирург, к которому обратилась семья девушки. После Пасхи
Мария почувствовала нестерпимую боль и в другой ноге.
Больная была обследована в Москве, но даже именитые
врачи, среди которых были профессора Кожевников и
Корсаков, хирург Склифосовский, не могли помочь Марии и
порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям
Гютеру и Шарко.
21 февраля 1881 года была получена
телеграмма о том, что профессор Шарко едет в Москву.
Мать, указывая на семейный образ Царицы Небесной,
сказала дочери: “Маша, возьми образ Божией Матери,
почисть его ризу и покрепче помолись пред нашей
Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно
совершить путь и излечить твою болезнь”. Больная и сама,
потеряв надежду на земных врачей, всю надежду возложила
на Бога и вверила свою судьбу Небесной помощи. Икона эта
издавна была известна как чудотворная, при этом
установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на
иконе, протирая ее ватой или полотенцем. Прижав к груди
святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и
всю скорбь и отчаяние души излила пред ликом Божией
Матери. Усердная, пламенная молитва больной девочки была
услышана. Она сразу почувствовала жизненную силу в руках
и ногах и стала свободно ходить по комнате, продолжая
благоговейно держать в своих руках образ Пресвятой
Богородицы. Немедленно был приглашен приходской
священник и перед чудотворным образом был отслужен
благодарственный молебен.
Несмотря на чудесное исцеление Марии,
графиня поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла
с собой святой образ Божией Матери. Слух об исцелении
быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться
сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда
перенесли икону.
Когда семья возвратилась домой, вся
окрестность уже знала о нескольких исцелениях от
Козельщанской иконы Божией Матери, совершившихся в
Москве, и многие собрались для поклонения образу. С
разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа
Полтавского, 23 апреля 1881 г. икона была перенесена в
специально устроенную временную часовню, где каждый день
с раннего утра не умолкали перед образом молебны и
акафисты.
В 1882 г. был построен храм, а
определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 г. при
Козельщанской Рождество-Богородичной церкви была
учреждена женская община, 17 февраля 1891 г.
преобразованная в женский монастырь в честь Рождества
Пресвятой Богородицы.
В советское время власти закрывали
монастырь дважды – в 1929 и 1949 гг. Но весна
возрождения пришла и в Козельщину – 6 марта 1990 года, в
день празднования чудотворной иконе Божией Матери, в
соборе прошло первое богослужение.
Рождество-Богородичный женский монастырь с Божией
помощью, покровительством Пресвятой Богородицы,
стараниями благотворителей стал постепенно
восстанавливаться из руин.
Чудотворный Козельщанский образ Божией
Матери возвратился в обитель 23 февраля 1993 года. И,
как и прежде, Пресвятая Богородица изливает через Свою
святую икону неиссякаемый поток милосердия и любви к
обращающимся к Ней с верою и молитвой.
Православный церковный календарь
Всенародное почитание
В Москве история тоже получила широкое распространение, поэтому в гости к обладателям святыни с утра до вечера шли верующие. Каждый просил помочь в своей беде. Образ на время перенесли в храм. Здесь произошло еще несколько чудес.
Когда «Козельщанская» икона Божией Матери вернулась домой, на молитву возле нее собралось великое множество местных жителей. Приезжали из соседних городов. Хранить образ дома стало очень неудобно, поэтому архиепископ Полтавский благословил выстроить особую часовню. Там с раннего утра звучали молебны и акафисты, которые вскоре после прославления образа специально были составлены.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Спустя год для Козельщанской иконы был возведен храм. Затем образовалась женская монашеская община. Во времена правления коммунистов святыню сумели сохранить: она пребывала сначала в одной деревеньке, затем в Киеве. В начале 90-х вернулась на историческое место пребывания. Там и находится в настоящее время.
Иконе «Козельщанской» издавна молились девицы, о том, чтобы успешно выйти замуж. При этом они выполняли интересный обряд — чистили на образе ризу, сделанную из серебра. Когда появился массивный драгоценный оклад — не могут сказать даже в семье, где хранилась икона. Очевидно, что еще до получения широкой известности возле святыни даровались чудеса.
Козельщанская икона Божией Матери итальянского происхождения
Чудотворная икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императриц самой Елизаветы Петровны.
Императрица Елизавета Петровна. Именно одна из ее придворных дам привезла икону Козельщанской Божией Матери в Россию
Владелица икона вскоре вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Именно так икона попала на Украину.
В 19 веке икона принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней, которую они хранили у себя дома. Тогда икона находилась в селе Козельщине Полтавской губернии.
Местные врачи ставили диагноз вывих ноги, но от неправильного уклона в сторону, врач наложил неправильную гипсовую повязку.
В 1880 году дочь Капниста Мария сильно заболела.
Через некоторое время ее повезли к харьковскому хирургу, который также определил вывих ноги. Чтобы хоть как-то уменьшить боль при ходьбе, он сделал для Марии башмак со стальными пружинами, который обхватывал ногу выше колена. Девочке было назначено принимать теплые ванны.
Пост прошел, но девочка все также чувствовала себя плохо. После Пасхи Мария начала чувствовать страшную боль и в другой ноге, которая тоже искривилась, как и первая. Капнист снова принял решение обратиться к доктору, который нашел и в левой ноге вывих, и на другую ногу тоже надел башмак со стальными пружинами.
Также врач посоветовал Капнисту срочно вести Марию на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом. Но, к сожалению, горный воздух и минеральные воды причинили девочке еще больший вред. Сил у девочки совсем не было, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах. Когда ей ставили уколы, она совсем их не чувствовала.
После при осмотре врачами были выявлены еще повреждения в организме, такие же вывихи в плечевых суставах, вывих в левом бедре и в позвоночном столбе на всем его протяжении. Такая сильная боль заставила их вернуться обратно домой.
Все врачи заявили Капнисту, что бессильны в борьбе с болезнью Марии.
В октябре отец повез Марию в Москву, где стал обращаться к известнейшим докторам, которые в один голос заявляли, что они бессильны перед этой болезнью.
Родители и девочка совсем отчаялись в спасении. Но неожиданно им представилась возможность попасть к одному заграничному профессору. Больная попросилась домой, и отец отпустил ее в деревню, взяв обещание с ее матери, что она привезет после дочь в Москву, когда получит извещение о приезде заграничного профессора.
21 февраля 1881 года родители Марии получили извещение, что профессор едет в Москву. Такое известие снова всех встревожило и озадачило вопросом, сможет ли он помочь девочке? Не окажется ли он таким бессильным, как и все остальные врачи?
Иконография
Священный лик Пречистой Девы не дополнен Младенцем на руках. Этот факт является отличительным признаком Калужской иконы.
- Корпус Богоматери направлен в правую сторону, а само изображение является поясным.
- Смиренный Взгляд Царицы Небесной устремлен на открытую книгу, которая находится в правой деснице. Глаза Богоматери несколько прикрыты.
- Левая рука приложена к сердечной области. Эти элементы указывают на то, что Мария совершает чистый молебен перед Господом.
- Одежда Богоматери бывает различная: черная, синяя, скромная, богатая. Омофор (нарамник) прикрывает фигуру практически полностью, открытыми остаются только кисти и святой лик.
Еще о ликах Богородицы:
Предполагается, что на иконе демонстрируется момент размышления о пророчестве, которое твердит о непорочном рождении Сына Божьего. Это предположение подтверждается тем, что Мария большое количество времени проводила за чтением молитв и мудро рассуждала о словах Священного Писания.
Крестный ход с Калужской иконой Богоматери
Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Леушинская» (видео)
Куда вешать и как молиться перед Козельщанской иконой
Согласно одному из православных постулатов, образ неразрывно связан с прообразом, поэтому любой освящённый образок с изображением Козельщанской Божьей Матери может обладать качествами оригинала. Купив в церковной лавке эту икону, её нужно установить на домашний иконостас и молиться перед ней следующим образом:
«Богородице Дево Пренепорочная Ма́ти Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианскаго! Чудотворней иконе Твоеей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими́ благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих ве́сях и гра́дех земли Российския явле́нных и являемых; Ты бо еси́ больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Бу́ди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, тру́са, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. О, Премилосердая Ма́ти, бу́ди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии свята́го храма сего́, о мире и тишине жительства общины сея́, укрепи и поддержи священнодействующия и служа́щия во святе́м храме сем. Осени́ вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святы́я обители сея́, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, заступи́ от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию здесь и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, я́ко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, да́рующаго нам здравие, долгоденствие и в труде́х благочестивых поспеше́ние, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
День памяти
День почитания: 6 марта/21 февраля (по новому/по старому стилю). В високосный год праздник переносится на 5 марта.
Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. Дочь графа Капниста страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.
Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.
Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека.
Молитва иконе Козельщанская
О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, добропослушная Божественному Слову, Мати Пречистая от всех родов избранная, на небеси и на земли ублажаемая, приими и сие благодарение наше и всеблагоговейное поклонение чудотворней иконе Твоей юже яко многоцелебный источник Твоея благодати благоизволила еси явити стране нашей православней и святей обители сей. Архангельский глас вопием Ти, Чистая, Обрадованная, радуйся, с Тобою Господь и Тобою с нами, предстательством Твоим и наступлением. На Небеси у Престола Всеблагаго Бога никтоже да изыдет отсюда упования своего тощ и неуслышан.
О, Пречудная и высшая всех тварей небесных и земных Богомати Дево, благодарне поминая преславная чудеса от святого образа Твоего дарованная, молим Тя, Всеблагая, не лиши от него и нас дивного знамения во спасение наше. Помяни щедроты Твоя древния, в судьбах Отечества нашего явленная, и да престанем вси от лукавств своих имидже прогневахом Тя в век сей мятежный удалением от любве еюже возлюби и возрасти нас Церковь святая.
О, Премудраянебесная началоводительнице ко спасению инокинь обители именем Твоим нареченной юже избрала еси в достояние Свое на месте сем Тобою благословеннем, яви ю пристанище тихое всем скорбящим и обремененным и чающим блаженныя вечныя жизни. Озари убо души наша светом Божественныя благодати Твоея, покрый нас от всякого зла, скорби и печали, огради от всякия напасти, клеветы человеческия и навета вражия.
Немощным и болящим здравие даруй, кающихся грешников прости и от плена страстей свободи, отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя светом богопознания просвети и святей Апостольстей Церкви причти. Молим Тя, умиленно, сохрани и помилуй пастырей Церкви Православныя и всех верных чад ея, утверди житие наше в мире, управи пути и советы наша в правде, во еже открытися в них Царству Христову; даруй нам кончину христианскую, безболезненну, непостыдную, мирну, Божественных Таин причастну, и Сама нам в час той предстани и спаси посреди мытарств воздушных от мрака и скорби лютыя; в страшный же день Суда сподоби ны стати одесную Сына Твоего Христа Бога нашего. Молим Тя, Дево Всепетая, призри благосердием Твоим на обитель сию и сохрани ю до века целу и неврежденну, да выну чистотою возвышается и славится в ней величество Единосущныя Троицы и Твое препетое и преблагословенное имя во веки.
О чем молятся Козельщанской иконе Божией Матери
Икона в свое время, прославилась в связи с историей исцеления дочери графа Капниста, которое произошло 21 февраля 1881 года. Девушка страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.
Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.
Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека. Поэтому приходя к иконе, люди чаще всего обращают к ней свои молитвы:
- о здоровье физическом;
- об исцелении душевном;
- о помощи в решении вопросов, связанных с состоянием здоровья;
- об обретении надежды;
- о терпении и мудрости;
- о сохранении семейного очага;
- с просьбами о замужестве;
- об усилении веры.
Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. В это время люди приходят в храмы, дабы почтить икону и возвести ей слова благодарности за чудо спасения и исцеления.
Святые
Священномученику Киприану и мученице Иустинии молятся с просьбой о защите от черной магии, колдовства, приворотов и злых людей. Им молятся о вразумлении людей, занимающихся оккультизмом, магией, гаданиями и т.п.
Святая Матрона МосковскаяСтилиан ПафлогонянинСвятой благоверный князь Александр НевскийСвятая пророчица АннаСвятой апостол Андрей ПервозванныйСвятой благоверный князь БорисСвятые благоверные князья-страстотерпцы Борис и ГлебСвященномученик Валентин, епископ ИнтерамнскийСвятая мученица Валентина КесарийскаяСвятой Валерий СевастийскийСвятой великомученице ВарвареСвятитель Василий Великий Святому УаруСвятая мученица Вероника (Виринея) ЕдесскаяСвятой равноапостольный князь ВладимирСвятой благоверный князь Даниил МосковскийВеликий князь Московский Димитрий Донской Святая великомученица Екатерина АлександрийскаяСвятая равноапостольная Мария МагдалинаАрхангел МихаилСвятая мученица НаталияСвятая равноапостольная НинаСвятая Параскева ПятницаИоанна СочавскогоСвятой пары Петра и ФевронииИоанну КрестителюСвятому мученику ВонифатиюСвятым мученикам Гурию, Самону и Авиву.пророку Божиему ИлиюИоанну Кронштадтскому.Преподобная Мария ЕгипетскаяСвятому НиколаюСвятитель Спиридон ТримифунтскийСвятой великомученице Анастасии Узорешительнице.Святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу.Святому Луке КрымскомуПреподобным Сергию и Герману.Николай угодник чудотворецСвятой Великомученик ПантелеймонГеоргий победоносец Сергий РадонежскийСерафим Саровский
Несчастье в семье графа
Следующий этап истории знаменитого образа относится к концу XIX века. Владельцем имения в это время был граф Владимир Иванович Капнист, к которому земли и усадьба перешли по дарственной от прежних владельцев. Семья Капнистов жила мирно и счастливо среди садов и полей Полтавщины, молясь образу Пречистой Божьей Матери и испрашивая её благословения. Но попустил им Господь испытание.
Однажды случилось несчастье. Дочь хозяина Мария, спускаясь по лестнице, случайно подвернула ногу. Этой, казалось бы, мелкой травме не придали значения. Когда же боль усилилась, обратились к местному врачу. Тот диагностировал вывих и наложил гипсовую повязку. Боль не утихала, и повреждённая нога заметно искривилась. Пришлось прибегнуть к помощи харьковского врача, более квалифицированного. Тот подтвердил диагноз и для лечения попытался использовать применявшийся в те годы башмак особой конструкции.
Однако, несмотря на принятые меры, состояние больной не улучшилось, но появились те же симптомы и в правой ноге. Такие же боли и сильное искривление. Харьковский врач распорядился надеть и на вторую ногу такой же башмак и везти Марию на Кавказ, надеясь на целебные свойства горного воздуха и минеральных вод.
Но кроме новых мучений, путешествие не принесло ничего. В скором времени болезнь перекинулась на руки девушки. Они потеряли чувствительность и перестали двигаться. В довершение бед появились сильные боли в позвоночнике. Мария стала полным инвалидом.
О чем просят этот чудотворный лик Богородицы
Эта икона считается целительной. Она помогает:
- при болезнях (в первую очередь заболеваниях глаз, спины, ног и рук);
- при любых других заболеваниях;
- при духовных недугах (в том числе некрепкой вере, смятении, депрессии);
- если человек осознает, что ему или кому-то из близких не хватает терпения, мудрости;
- при скандалах в паре или семье, когда отношения на грани разрыва;
- девушки просят о том, чтобы в их жизнь вошел достойный молодой человек, а если таковой уже есть, то о замужестве и счастливой жизни после венчания и росписи;
- ну и просто об обретении силы на борьбу с одолевающими проблемами.
Молиться можно разными словами. Но есть и отдельная молитва, адресованная именно Козельщанской богоматери:
Кроме того, создан тропарь (песнопение, восхваляющее эту икону). Вот его слова:
Икос 12
Поем чудеса Твоя, от святыя иконы пред всеми явленная, величаем Подателя всяческих Бога, даровавшаго в ней толикое всем утешение: болящим исцеление, скорбящим радование, нищим помощь, окованным свободу, мятущимся духом упование бодрое, слабым в вере укрепление твердое; зрим начертание кроткаго лика Твоего и объятаго любовию Твоею, Богомати, Богомладенца Христа, лобызаем священныя знаки страданий Его за грехи всего мира – Крест и Чашу Святую – и покланяемся непостижным тайнам еже от Тебе рождества, непобедимыя силы Креста и светозарнаго всем Воскресения и воспеваем Ти вечную славу:
Радуйся, во славе приседящая Сыну Твоему на Престоле Небеснем; радуйся, прерадованная Мати Царева, мир христианский под вечный покров Свой любовию объявшая.
Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дающая; радуйся, безболезненну и мирну кончину верным Богу до смерти низпосылающая.
Радуйся, в мытарствах воздушных душе человечестей путь к Судии указующая; радуйся, взывающим к Тебе до конца живота красоту вечныя жизни яве являющая.
Радуйся, скорая Утешительнице и Целительнице, любовь Свою и милосердие нам являющая.
Особенности иконографии
Построение композиции «Козельщанской» иконы весьма уникально, имеет свои легко узнаваемые черты.
Младенец не сидит, а почти лежит у Матери на коленях.
Матерь Божия восседает возле низкого столика, на котором находятся Чаша и Лжица. Наличие этих предметов имеет богословское значение, указывая на установление Таинства Причастия.
Христос в правой руке держит четырехконечный крест. Левой опирается на предплечье Марии, ножки полусогнуты.
Из-под омофория Богородицы виднеются убранные волосы. Под складками одежды видны очертания коленей (обычно изображения такого типа являются поясными).
«Козельщанской» иконе можно молиться о здравии, семейном благополучии. Образ будет хорошим напоминанием о том, какие страдания выдержали Божия Матерь и Христос, чтобы верующие имели благодатную помощь, которая подается в церковных таинствах. Поэтому не стоит ими пренебрегать. Совместная молитва, причастие, добрые дела — все это помогает достичь Царствия небесного.
- Икона Покров Пресвятой Богородицы
- Икона Богородицы Вратарница — здесь
- Иерусалимская икона Божией Матери —
Кондак 10
Спасти хотщи избранную Богом страну и прибегающия к Тебе
люди, дивно прославила еси, Богомати Пречистая, икону
Твою Козельщанскую промыслительными знаменьми милостей
Твоих всебогатых. Аще бо Ты не бы предстояла молящи о
нас, кто бы ны избавил от толиких бед, кто бы сохранил
ны до ныне свободны? Несть числа чудесем Твоим,
Всеблагая, не отступим, Владычице, от Тебе. Даруй ныне и
присно всем нам зрети своя прегрешения, открый в нас
источники слез, да омыем падение в бездны греховныя и,
познавше Твоего милосердия неизследимую бездну,
возстанем и поработаем, поюще к небесем прославльшему Тя
Всемогущему Богу: Аллилуиа.
История происхождения и прославления Козельщанской иконы Божьей Матери
Некогда в Полтавской губернии Российской империи проживал старинный русский дворянский род Капнистов, предки которого переехали на русскую землю с греческого острова Занте. Именно в имении графа Капниста, расположенном в селе Козельщина, хранилась родовая икона Богородицы, которая передавалась по наследству. Ещё в XVIII веке её привезла из Италии прабабушка графа.
Однажды на праздновании Масленицы одна из дочерей графа по имени Мария оступилась и вывихнула ногу. Врач изготовил для девушки специальный фиксирующий башмак со стальными пружинами. Этот башмак Мария проносила весь Великий пост, но после Пасхи внезапно почувствовала сильную боль в уже другой ноге. Пришлось надеть стальной башмак и на неё.
Граф и графиня Капнисты были в сильной тревоге. Но когда через какое-то время у их дочери стали отниматься ещё и руки, они решили немедленно везти девушку в Москву, чтобы показать её лучшим врачам.
Накануне отъезда графиня, указав на семейную икону Божьей матери, сказала Марии: «Путь нам предстоит долгий, дело серьёзное. Помолись, Маша, покрепче. Пусть Божья Матерь нам поможет».
Мария так и сделала. Её удивлению и радости не было предела, когда сразу после молитвы она почувствовала облегчение и силу в руках и ногах. В Москву девушка приехала уже практически здоровой.
Весть об этом чуде разнеслась по всем окрестностям. Многие захотели увидеть чудотворный образ и вознести перед ним молитву Богородице. Поэтому в имении графа Капниста для иконы сначала была выстроена часовня, а позже и церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.