Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Образ блудницы в культуре и искусстве

Библейское выражение нашло отображение в культуре множества народов, оно часто встречается во множестве произведений искусства. В средние века персонаж Откровения рисовали на фресках и картинах, а в современном мире используют как персонажа в фильмах и музыкальных произведениях. Среди наиболее известных:

  1. Живопись — женщину на звере рисовал художник Дюрер, ее портрет встречается на шпалерах во Франции (Анжерский замок), а также на гравюрах Средних веков. Кроме этого, сюжет часто встречается в православном искусстве — распутницу изображали на фресках, росписях в Даниловом монастыре и ряде старообрядческих храмов.
  2. Литература — одно из первых упоминаний персонажа можно встретить в «Божественной комедии» Данте, позже в сонетах Мильтона, стихах Пушкина, фантастических повестях поляка Сапковского и мистика Куатье.
  3. Музыка — персонажа использовали как героя для произведения или обложки альбома ряд рок-музыкантов. Среди них Ordo Rosarius Equilibrio, The Killers, Behemoth и Сектор Газа.
  4. Кино — образ встречается в фильмах «Метрополис» (1927 г.), «Омен-2» (978 г.), «Девятые врата» (1999) и др.

Вавилонская блудница — это образ из Откровения, который до конца так и остался непонятным. Однако задача истинного христианина быть всегда готовым предстать перед Господом и дать ответ за свои дела, поэтому толкование данной аллегории не столь важна, главное не дать греху распространиться в сердце и в жизни.

Кто Такая Великая Блудница

Вавилонская блудница в религии

Выше даны общепринятые толкования для этой фигуры, имеющие место в основных направлениях христианства. Однако в прошлом сей термин широко применялся в идейной борьбе между различными церквями — и обозвать блудницей противоборствующую конфессию не было чем-то из ряда вон выходящим.

Протестантизм

Деятели Реформации клеймили данным эпитетом как католическую церковь, так и друг друга. Мартин Лютер не раз сравнивал папскую курию с «блудной женой», однако и сам удостоился подобного наименования от Томаса Мюнцера, который критиковал его за излишний либерализм. Впрочем, протестанты не были здесь первыми — как сатирический прием для обличения римской церкви фигура встречается уже в «Божественной комедии» Данте.

Старообрядческая церковь

Раскольники по понятным причинам именовали блудницей Русскую православную церковь и лично патриарха Никона, что отражено в письмах знаменитого протопопа Аввакума. Апокалиптический Вавилон у старообрядцев ассоциировался с Москвой — ее 7 холмов соотносили с числом голов «зверя багряного». Впрочем, староверы не жаловали и римско-католическую церковь, иногда также награждая этим эпитетом.

Свидетели Иеговы

Иеговисты пошли дальше остальных конфессий и блудным Вавилоном стали именовать все прочие религии, кроме собственной. Так, их доктрина прямо обвиняет католиков и протестантов во лжи, организации массовых расправ, братоубийства и кровопролитных войн, включая две мировые.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

[править] Общие сведения

Первое упоминание о блудницах относится ко времени патриарха Иакова, сыновья которого осудили изнасилование их сестры Дины: «разве можно поступать с сестрой нашей как с блудницей?».

Фамарь выдала себя за блудницу, закрыв себя покрывалом и сев у городских ворот.

В качестве платы за услуги блудниц изначально фигурирует козлёнок, в последующее же время приобретали нередко большие богатства.

Во времена Моисея велась строгая борьба с прелюбодеяниями.

Проституция процветала в Ханаане до вторжения евреев во главе с Иисусом Навином. Во многом, она была связана с языческими культами («священная проституция»).

Широкую известность приобрела иерихонская блудница Раав, которая укрыла двоих разведчиков и через то сохранила себе жизнь после штурма города. Она вышла замуж за Иисуса Навина. Известным потомком Раав считается Иисус Христос.

В древнееврейском обществе блудницы охранялись законом (известен случай их обращения к израильскому царю Соломону), однако священникам было запрещено на них жениться, хотя известно, что пророк Осия был женат на блуднице Гомарь. Услугами проститутки из Газы пользовался судья-назорей Самсон.

В царствование Езекии встречаются упоминания уже о домах блудилищных.

Своим «коварством, шумливостью и бесстыдством они увлекали в свои сети неразумных».

В Новом Завете блудницы также занимают особое место. Иисус Христос, указывая фарисеям на приоритет веры Богу над делами Закона, говорит о блудницах: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие».

Апостол Павел призывает коринфских христиан не удовлетворять похоть с блудницами:

В Откровении Иоанна Богослова создается апокалиптический образ Вавилонской блудницы.

Исторические прототипы

Книга Откровения до сих пор вызывает неоднозначные толкования, поскольку до конца непонятно, описывал апостол события своего времени, т.е. уже прошедшие или говорил о грядущих, т.е. времени перед пришествием Христа.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?
Блудница восседает верхом на звере с 7 головами и 10 рогами

Касательно видения, существует несколько версий богословов и толкователей о реальных прототипах. Наиболее распространенные из них следующие:

  1. Жрицы при языческих храмах — в те времена ритуальная проституция была делом совершенно нормальным и при каждом храме работали женщины, которые отдавали свое тело за плату пришедшим мужчинам. Особенно распространено это было в Вавилоне, где поклонялись богине плодородия Астарте, а также в греческих храмах, куда пришла эта традиция.
  2. Римская императрица — третья жена Клавдия Мессалина прославилась своей похотью и распутством настолько, что древние поэты описывали ее в своих сатирических произведениях. По свидетельствам современников, она ночами посещала бордели, переодевшись проституткой, чтобы удовлетворить свою похоть. Умерла Мессалина до видения, открытого Иоанну, поэтому он мог описывать именно ее.

С уверенностью утверждать, какая именно версия точна невозможно, поскольку книга Откровения — это произведение метафорическое и истинные прообразы были известны лишь автору.

Понятие

Что такое «блудница» в понимании прошлых эпох и в современном смысле? Согласно Священному писанию, это женщина, которая предается порокам и нарушает божественные записи.

В современном мире блудница – это женщина, ведущая неподобающий образ жизни – изменяющая мужу или вступающая в беспорядочные интимные отношения. Мужской вариант – блудник. Заметим, что библейский смысл был изменен и конкретизирован – если в древние времена блудницам приписывалось множество пороков, то наши современники воспринимают лишь один – похоть.

Целый класс «непотребных женщин» — куртизанок — существовал в Палестине, Шумере, Вавилоне. Нередко на подобный путь их толкала крайняя бедность.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Толкование

За все время существования последней книги апостола Иоанна, были выдвинуты множества толкований, в том числе богословы пытались расшифровать и значения данного образа. Многие говорили, что под ним скрывается лицо Римской империи, кто-то утверждал, что речь о Израиле, а некоторые вообще склонны верить, что это собирательное воодушевление грядущего разврата, в который погрузится мир. Однако за первые две версии говорит 18 глава Откровения, где автор рассказывает про падение Вавилона.

Одним из самых противоречивых, но любопытных толкований, является версия церковных реформаторов-протестантов, включая Мартина Лютера, которые утверждали, что речь идет о Католической Церкви, которая погрузилась в разврат. А Папу Римского при этом считали воплощением Антихриста.

В богословии

Толкователи и богословы склонны рассматривать женщину верхом на звере как олицетворение греха, бушующего в мире. Она является спутницей Апокалипсиса, а помня слова Христа, что в последнее время грех приумножиться, можно предположить, что распутная дева является символом безумия и зла, что будет твориться в мире.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?
Женская фигура грешницы верхом на звере символизирует грех блуда

Многие богословы также считают, что этот персонаж был отнесен к Римской империи, которая была наполнена развратом и блудом. А цари, о которых упоминает Иоанн, сменилось достаточно много перед ее падением.

Популярные статьи  Остробрамская икона Божией Матери

В современном мире

Данное выражение в настоящее время утратило свою актуальность, даже слово «блудница» почти не употребляется в простой речи и заменяется современными определениями. Словосочетание это сегодня встречается в переносном значении в ситуации, когда речь идет о нарицательном персонаже, отличающимся распутством и развратностью.

«Блудница»: каких женщин так называли в дохристианской Руси

В дохристианской языческой Руси современное понятие разврата было достаточно неопределенным – многое из того, что тогда считалось нормой, сегодня сочтут распутством. Тот же Киевский князь Владимир, креститель Руси, по свидетельствам иноземных очевидцев, имел у себя гарем с десятками наложниц, и подобное в то время практиковали многие состоятельные князья.

Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первый «налог» на девиц, выходивших замуж будучи не невинными, ввела княгиня Ольга в 953 году. Прежде потеря невинности до супружества не порицалась. Более того, обычно «право первой ночи» принадлежало языческим волхвам. Только князем Святославом спустя 14 лет после указа Ольги была провозглашена абсолютная половая монополия супруга – только он обязывался вступать в сношения с женой.

До христианства на Руси слово «блуд» применительно к женщинам не имело осуждающего значения – блудница – значит, ищет себе мужа, блуждает в поисках. Затем этот ярлык начали навешивать на девушек, потерявших невинность. С XII века блудницами считались незамужние и вдовы, вступавшие в добрачную связь с мужчинами. Только с XVIII века обозначение «блудница» превратилось в ругательное слово.

До поры до времени разврат как социальный институт на Руси не существовал – класс аристократов как таковой еще не сформировался, и «носителей цивилизации», иностранцев к нам приезжало не так много. Вдобавок, с воцерковлением Руси корыстный блуд (проституция) стал считаться таким же преступлением, как воровство и разбой – сводницы и кабацкие девки нещадно и прилюдно поролись на городских площадях.

Впрочем, несмотря на домострой и запреты церкви простой народ не чурался распутства.

Иностранцы принимали за разврат даже сам факт совместного мытья славян в бане (не секрет, что в Европе того времени мыться вообще было грешно – по церковным канонам). По свидетельству византийского миссионера Велизария, посетившего новгородские земли в 850-м году, «житие словенов и русинов дико и безбожно»: иностранца поразило, что мужики и девки запираются вместе в жарко натопленной бане, хлещут друг друга вениками, затем кидаются в прорубь или сугроб. А потом идут «истязать свои телеса» в избы.

Свод христианских правил и рекомендаций XVI века «Домострой», своего рода расширенная церковная «памятка» для каждого православного, – это первый сравнительно широко распространенный письменный документ, который, в том числе, и жестко регламентировал сексуальные отношения между мужчинами и женщинами. Они должны были быть полигамными, муж вы семье главенствовал, половая жизнь ограничивалась определенными днями, всякие «сомнительные» лобызания и поцелуи при этом не разрешались.

Запрет также касался и «блудливых речей». Даже эротические сновидения считались дьявольским наваждением, и их следовало отмаливать. Соитие по этому своду правил должно было происходить исключительно для зачатия.

Церковь считала порочным (в современном понимании этого термина) сексуальность женщины – ей не следовало краситься, наносить макияж, дабы не «прельщать бесов». Привлекательные женщины позиционировались как явные блудницы.

Мифология[]

«Вавилонская блудница» — апокалипсический образ, связанный со свидетельством Иоанна Богослова о предстоящем конце света. В Библии она описывается как «жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Кроме того она «упоена кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых». Прообразом блудницы могли послужить жрицы храмов, занимавшиеся проституцией, и распутная императрица Мессалина. После раскола христианства на ветви, некоторые из них стали рассматривать применять образ вавилонской блудницы к церквям-отступницам. В различное время так называли Католическую, Православную или Протестантскую церковь.

Упоминание в Библии

Фото: Ru.wikipedia.org

Впервые этот образ встречался у Иоанна Богослова, который описал особое явление. Ангел в первом веке показал ему великую блудницу, которая сидела на водах и на необычном чудовище с 7 головами и 10 рогами. При этом в руках у женщины была чаша, она чувствовала едва ли не полную власть над всем миром. В чаше была кровь убитых христиан за веру, которую женщина пила, словно вино. При этом считалось, что она даст огромное поколение таких же, как и она блудниц и многих приведёт в погибель. Причём на челе было написано её имя.

Конечно же, явление отражало не реальный, а символический образ. Вавилон отражал не город, который существует в реальности, а гордость человека. Вспомните Библию. «Яко вавилонская башня рушится счастье земное».

  • Вавилон символически означает мир, погрязший в гордости и материальных благах, достижениях денег любыми путями. Это олицетворение жизни множества людей, забывших Бога и рассчитывающих только на себя и собственные силы. Именно такие люди собирались построить башню до неба, за что и были низвергнуты не только Богом, но и земным притяжением;
  • 7 голов – цари земные. 5 из них пали, 1 правит, последний ещё не пришёл и недолго ему быть. Что подразумевается под этой эпохой трудно сказать;
  • 10 рогов – 10 царей, на смену которым придёт один, то есть Антихрист;
  • Воды – народы, языки. Блудница будет своего рода развратницей мирового масштаба.

Однако женщина, ставшая прообразом последних времён, не будет счастливой. Она погибнет от огня, как и всё человечество, поддавшееся её грехам. Вопрос только в том, что именно символизировала блудница – конкретного человека или торжество плоти без Бога, которое захватит все мировые масштабы? Об этом трудно сказать. Однако у Вавилонской блудницы мог быть и реальный прообраз.

«Душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты…»

Второй раз Анна Петровна явилась Пушкину спустя шесть лет. Это было в Тригорском – имении, находившимся по соседству с Михайловским, где Пушкин отбывал свою ссылку.

Пушкин, не шутя, страдал на брегах Сороти от тоски и одиночества. После шумной, веселой Одессы он оказался «в глуши, во мраке заточенья», в небольшом деревенском доме, который из-за скудости средств не мог даже позволить себе как следует протопить. Унылые вечера, которые он коротал с доброй старой няней, книги, одинокие прогулки – вот как он жил в то время. Неудивительно, что поэт очень любил ездить к Вульфам в Тригорское. Хозяйка имения добрая Прасковья Александровна Осипова-Вульф, ее дочки Евпраксия и Анна, падчерица Александра, сын Алексей были неизменно рады Александру Сергеевичу, и он тоже был рад приезжать, чтобы поволочиться за тригорскими барышнями и весело провести время.

А в июне 1825 года к своей тетушке Прасковье Александровне нагрянула Анна Петровна Керн. И Пушкин влюбляется снова. Здесь общество было не такое блестящее, как Петербурге, да и Пушкин в ту пору был уже очень известен. Анна Петровна любила и знала его стихи. Немудрено, что на сей раз она выслушивала комплименты гораздо благосклоннее. Но он уже и не болтал такого вздора, как в их первую встречу.

Александр Сергеевич влюбился и вел себя как настоящий влюбленный поэт. Он ревнует и страдает оттого, что Керн делает знаки внимания Алексею Вульфу. Он хранит на столе камень, о которой она будто бы споткнулась во время прогулки. Наконец, однажды он подносит ей первую главу «Евгения Онегина», где между страниц лежит листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье». Она читает, находит стихотворение прекрасным, но Пушкин вдруг, словно мальчишка, отбирает у нее листок и соглашается вернуть лишь после долгих уговоров.

Популярные статьи  Именины и День ангела – в чем разница?

«Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»

Впервые Пушкин увидел Анну в 1819 году в Петербурге в гостях у ее тетки Елизаветы Олениной. Играли в шарады

На этом вечере был баснописец Крылов, который своим юмором и приветливым обхождением, а пуще того, своей известностью привлекал к себе внимание всех. Анне Петровне к тому времени исполнилось 19, она была уже два года как замужем за генералом Е

Ф. Керном, который был старше ее на 35 лет и которого она не только не любила, но даже не испытывала к нему никакого уважения.

В Петербург молоденькая генеральша прибыла после скитаний с постылым мужем по гарнизонам в Дерпте, Риге, Киеве, Елисаветграде, Пскове. И вот – петербургский великосветский салон. Шарады. Крылов! И туча франтов в штатском и мундирах, которые увиваются вокруг красавицы с золотыми локонами и фиалковыми глазами.

В этом вихре впечатлений Анна Петровна едва заметила кудрявого, невысокого и очень подвижного молодого человека с негритянскими пухлыми губами. Он всячески демонстрировал восторг и даже позволил себе несколько развязный комплимент: «Можно ли быть такой хорошенькой?!»

Силы и способности[]

  • Бессмертие — являясь сверхъестественным существом, она не стареет, не болеет и потенциально может жить вечно.
  • Неуязвимость — ей нельзя навредить обычным оружием. В случае ранения её раны мгновенно заживают.
  • Перевоплощение — блудница может принять облик любого человека.
  • Сверхсила — сильнее любого человека в несколько раз.
  • Телекинез — она способна передвигать предметы силой мысли.
  • Знание заклинаний — она знает несколько заклинаний, способных навредить даже ангелу.
  • Чтение мыслей — способность читать чужие мысли.
  • Контроль демонов — она способна контролировать демонов.
  • Устойчивость к святой воде — блуднице не нужен сосуд, а святая вода не может подействовать на демона в истинном обличье (к примеру, дым)
  • Знание Енохианского языка — блудница сказала людям «заклинание» на Енохианском. Хотя заклинание было неправильным (но оно все равно изгоняло демонов, так как у них был приказ реагировать на заклинание так же, как и на экзорцизм), Кастиэль подтвердил, что это Енохианский.

Как образ города

В богословии существует две главные теории, кто скрывается под прообразом женщины на звере. Первая и главная версия утверждает, что таким образом Иоанн именует Римскую империю, которая в те годы пребывала на пике силы и власти, что, как и во все времена, сопровождалось развратом и блудом, а также размещалась на 7 холмах («сидит на 7 горах).

При этом, слова ангела «упоена была кровью святых» можно отнести к гонениям, которые переживали христиане первых веков от императоров Рима.

Интересно! На римских монетах 70 года н.э. (Откровение написано около 80-го г. н.э.) империя была изображена как женщина, восседающая на 7 горах. Вавилон в данном тексте является зашифрованным названием Рима, а блудница — собирательный образ всех грехов и мерзостей, происходивших в столице.

Альтернативная версия богословов говорит о том, что Вавилон в данном тексте — это Иерусалим. В пользу этой теории также говорит утверждение о 7 горах — Иерусалим стоит именно на таком количестве холмов. Кроме этого, во времена Иоанна город был наполнен развратными делами, тут убили Христа, а религиозные фанатики активно преследовали христиан. Город был уничтожен в 70 году н.э., что тоже подходит под описание 18 главы Откровения — падения Вавилона.

Блудница как образ города

Из-за связи с именем Вавилона фигура блудницы часто аллегорически привязывалась и к другим городам либо империям. Это не есть случайность, ибо еще в глубокой древности в массовом сознании сложилось противопоставление не тронутой пороками сельской жизни и исчадия греха и блуда, сокрытого за городскими стенами. Сей момент нашел отражение уже в Ветхом Завете.

Иерусалима

По утверждению некоторых библеистов, созданный в Откровении женский персонаж берет свои корни еще в Книге пророка Исайи, где тот именует «блудницею» Иерусалим и его пороки. Падение же Вавилона в тексте Иоанна очень часто осмысляется именно как разрушение римлянами столицы бывшего Израильского царства в 70 году н. э.

Однако есть и другое, более метафорическое понимание. Так, богослов и священник Александр Колесников видит в Откровении все же Иерусалим будущего, что должен стать столицей Антихриста после его воцарения в конце времен.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Лондона

Святой Иоанн Кронштадтский высказал оригинальную мысль, что речь здесь идет о Лондоне — столице империи, претендовавшей в то время на мировое господство и не гнушавшейся использовать для этого подлые методы и провокации. Концепция прижилась и выросла в целую «теорию английского заговора», согласно которой Туманный Альбион есть родина масонства, главный виновник революции 1917 года и последующих бед России. Православный философ Сергей Нилус развивает эту мысль, именуя блудницей все масонское движение вообще.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Рима

Однако чаще всего под Вавилоном здесь понимают город Рим, как и империю в целом. Такая трактовка вполне соотносится с текстом Откровения, где присутствует «великий город, царствующий над земными царями».

В дальнейшем многие из отцов церкви озвучивали данную концепцию:

  1. Ириней Лионский говорит, что падение Рима предсказано Иоанном и пророком Даниилом.
  2. Ипполит Римский предсказывает полное разрушение или распад на 10 царств.
  3. Кирилл Иерусалимский находит обоснование в более раннем церковном предании.
  4. Иоанн Златоуст предрекает разрушение Рима Антихристом, сравнивая его судьбу с гибелью других древних царств.

Шотландец Уильям Баркли уже в ХХ столетии подробно разобрал образ «жены на звере багряном» и также доказывал, что речь идет именно о Риме. Атмосфера кризиса поздней античности, подавления восстания в Иудее и преследования христиан порождали соответствующее отношение к империи, что также свидетельствует в пользу данной версии.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Безымянного города

Однако некоторые толкователи Писания уже позднее высказывались против понимания Вавилона как конкретного города. Андрей Кесарийский видел в звериных главах образы семи императоров, что преследовали христиан, и семи царств, что хотели овладеть всем миром. Это Ассирия, собственно Вавилон, Персия, Македония и, наконец, Рим. Однако богослов отмечает, что тут скорее речь идет о земном царстве или городе вообще. Эта точка зрения прижилась и получила распространение — тем более что после падения Рима конца света и прихода Антихриста так и не произошло.

Связь со зверем

«Жена» и зверь — две фигуры, тесно связанные между собой. Колесников говорит, что последний представляет собой сатану. Богословы отмечают, что после суда над женой Апокалипсиса ее тело будет растерзано рогами зверя — здесь видится отражение природы зла, что разрушает само себя.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?

Появления[]

5.17 «99 проблем»

Она приняла облик дочери местного пастора — Лии Гидеон. Её задача — как можно больше душ отправить в ад. Чтобы достичь этой цели, она притворялась, что с ней ведут речь ангелы — они, якобы, говорили о том, где и когда демоны нападут, как им дать отпор и как их изгонять (ложный экзорцизм на енохианском). Затем, она говорила, что ангелы даруют им рай, когда наступит «Судный День», но при условии, что они будут соблюдать все заповеди.

Дин убил Вавилонскую Блудницу

Далее она указывала на грешника (им мог оказаться кто угодно, но чтобы запугать всех, она говорила, что ангелы не даруют им рай, если они не избавятся от грешника) и именно тогда остальные совершали грех — убийство ради того, чтобы попасть в рай (прямая дорожка в ад). Кастиэль утверждает, что экзорцизм, которому она научила жителей, обозначает «Ты — отродье с козлиным ртом» и на енохианском звучит смешнее.

Популярные статьи  Почему мытари и блудницы идут в Царство Небесное впереди всех?

Значение слова блудница

… дней миновало —Неустанно Энкиду познавал блудницу.Когда же насытился лаской,К зверью … , разуменьем глубже, —Вернулся и сел у ног блудницы,Блуднице в лицо он смотрит,И что скажет … блудница, – его слушают уши.Блудница ему вещает, Энкиду … ищет друга.Энкиду ей вещает, блуднице:«Давай же, Шамхат, меня приведи … ,Где кимвалов и арф раздаются звуки,А блудницы.

Дети, которых родила ему блудница, — его наследники, но пока его жена жива, блудница не должна жить в доме вместе с супругой».

Если брать буквально слово «порнография», изрядно оклеветанное, то в переводе с греческого — porno («блудница») и graphia («письмо») — оно означает «писать о блудницах».

Что мужчина — то блудник, что женщина — то блудница, младенцы даже, которые рождались, и те сейчас же блудниками и блудницами делались.

С ней поделилась сухою ячменной лепешкой береговая блудница – одна из тех, которые во множестве бродили по берегам Нила, поджидая проходивших здесь вечером чужеземных матросов (навклиров); одна эта женщина поделилась с Азой на ночь своею циновкой, она же прикрыла ее и от стужи ночной своею сухою одеждой, а потом… Аза стала такою же, как эта, – прибрежной блудницей.

Не говори этого: и блудница коснулась ног Христовых, а она была весьма преступна и нечиста, и однако это послужило для Иисуса не в вину, а в похвалу и великую славу, потому что нечистая не повредила чистому, но чистый и не скверный сделал преступную блудницу чистою через прикосновение.

Как отличен этот символ от символики первых христиан, для которых в пурпур и багряницу одевались блудницы — и главная блудница — Рим, как он изображен в Апокалипсисе Иоанна {5}.

Задумаемся о том, что в родословии Господа нашего по Евангелию от Матфея из женщин упомянуты только те, которые приходили откуда-то извне: нет честных, почтенных матрон — ни Сары, ни Ревекки, ни Лии, ни Рахили, доныне поминаемых, как прообразы благословенного материнства в чине православного бракосочетания, однако есть минимум три иноплеменницы — и наханеянка Фамарь, переодевшаяся языческой храмовой блудницей, чтобы зачать своих близнецов от Иуды, и Рахав, тоже хананеянка и к тому же впрямь блудница из города Иерихона, и моавитянка Руфь, прилегшая в поле к ногам седовласого Вооза, что было трогательно до слез, но ведь тоже довольно дерзновенно.

Вот нежной страсти горестная жрица, 61 Которой прах Сихея оскорблен; Вот Клеопатра, грешная блудница.

Насколько это связано с нашим временем

Фото: Flickr.com

Если не смотреть на то, что происходит, с точки зрения политики или власти, то Вавилонская блудница может стать прародительницей современной массовой культуры, захватившей страны и континенты, так называемого мирового правительства. Она символизирует ложные ценности, далёкие от христианства, мировую популярность звёзд, причём весьма откровенных и развратных, духовную революцию в умах и сердцах большинства людей.

Под зверем могут упоминаться страсти, злость, ненависть и агрессивность, звериные мотивы или дьявольская суть её намерений, под водами – мир, континенты и страны. Красный цвет мантии говорит о мировой власти, искажении ценностей, а чаша – то, на что заменят христианские ценности обычные люди в своих душах и сердцах. Поэтому во власти каждого верующего человека сделать выбор, чему открыть сердце – животной страсти или Христу.

Кто такая вавилонская блудница

Само слово «блудница» в Писании встречается достаточно часто, причем в большинстве случаев в переносном значение — именно так неоднократно Господь именует свой отделенный еврейский народ, за многочисленные нарушения данных Им заповедей.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?
Впервые вавилонская блудница упоминается в Апокалипсисе Иоанна Богослова

Так именуется не только женщина, но и народ Божий, который предпочел чистой Божьей любви манящее греховное естество.

Происхождение выражения

Выражение встречается в последней книге Библии, в Новом Завете. Откровения — это послание, написанное апостолом Иоанном на острове Патмос, во время его ссылки. Он видит несколько видений, которые показывают ему будущее.

В частности, в 17 главе апостол описывает явление ему ангела, который зовет его посмотреть на великий суд, который скоро состоится («Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» Откр.17:1-2).

Далее Иоанн называет женщину, которую судят просто «Вавилон великий», отсылая читателя к ветхозаветным временам, когда столица Персии была городом разврата и порока. Ниже в тексте, женщину именуют просто «блудница», что впоследствии и привело к происхождению выражения «вавилонская блудница», несмотря на то, что дословно такое словосочетание в Откровении не встречается.

Значение слова

«Вавилонская блудница» — это апокалиптическая аллегория в христианстве, точное значение которой пытались узнать многие богословы и философы. Данное словосочетание складывается из двух слов: Вавилон и блудница. При этом следует понимать, что апостол Иоанн не использовал именно выражение, оно появилось уже при толковании его книги.

Кто такая Вавилонская блудница в Библии?
Вавилонская блудница — женский образ, воплощающий греховные деяния

Блудница в Библии означает падшую женщину, которая живет по греховным принципам и либо изменяет мужу, либо вовсе его не имеет и проводит ночи в компании разных мужчин. Сегодня так называют женщин, чья порочность достигла небывалых масштабов, хотя слово и считается устаревшим.

Вавилон во времена Израильского царства выступал символом разврата и греха. Этот город был столицей Месопотамии, его населяли персы, шумеры, аммореи, халдеи, арабы и другие национальности. Во времена своего расцвета был могущественным городом, куда стекались все люди, особенно нечестивые и развратные.

В Ветхом Завете описаны случаи завоевания Израиля Вавилоном и греховное запустение, последовавшее после этого. Господь часто обличает Израиль через пророков, упрекая евреев за то, что они заигрывают со грехом и жаждут погружения в греховную жизнь, точно так же как и вавилоняне. Поэтому Вавилон часто употребляется в метафорах и аллегориях как совокупность разврата и порока.

Образ из Откровения Иоанна

В 17 главе Откровения апостол Иоанн подробно описывает увиденное им на суде, на который пригласил его ангел. Он же и объясняет апостолу увиденное, толкуя символику показанного. Иоанн видит женщину, которая сидит верхом на некоем звере с 7 головами (Откр. 17:8).

Она одета в дорогую одежду, покрыта драгоценностями, а в руке держит чашу, которая наполнена мерзостями. Ангел говорит, что женщина эта утоляет жажду кровью святых и мучеников, указывая на печать Вавилона на ее лице. Посланник Бога также объясняет апостолу символическое значение некоторых деталей данного собирательного образа:

  • 7 голов — 7 гор, на которых сидит женщина и 7 царей. Про последних ангел говорит, что 5 из них уже пали, остался один, а последний грядет, но на короткое время;
  • 10 рогов — это также 10 царей, но без царств, которые разделят власть с Антихристом (зверем) на короткое время;
  • Воды под ногами женщины — это все население Земли, народы и племена.

До сих пор неизвестно, относилось ли видение к периоду первых веков, когда смена царей происходила очень быстро, а разврат царил повсеместно или речь о будущем, т.е. времени перед пришествием Христа.

Оцените статью
Добавить комментарии