Кто такой архиерей в православной церкви?

Кто такой викарий в православной церкви

Говоря общими словами, викарий является заместителем (особенно если учесть латинское происхождение этого слово, обозначающее как раз приведенное выше слово). Должность викария в церкви подразумевает исполнение некоторых особо важных обязанностей, связанных с помощью главному служителю собора — архиерею или епископу.

В православной церкви викарий (или епископ) является основным помощником священника. При этом важная особенность данной должности — у викария не может быть своей епархии.

Кто такой архиерей в православной церкви?
Викарий — должность в православной церкви, приравниваемая к заместителю священнослужителя

Характерно, что по прошествии нескольких лет в данной должности, викарий все еще может стать батюшкой, в том случае, если епископ и епархия поддержат это предложение. Поэтому должность не является постоянной.

Кроме того, в исключительных случаях викарию могут поручить управление определенной частью епархии, чаще тогда, когда в храме отсутствует священник по каким-либо причинам. Более того, в истории православия описаны случаи, когда викарий назначался управляющим над целым городом и в его прямые обязанности входил контроль за ведением богослужений в городских храмах.

Важно! В церкви викарий также может обозначать как викарный архиерей или викарный епископ, подчеркивая характер должности — замещение основного служителя. Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ

Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой

Некоторые православные церкви используют другое наименование данной должности, а именно: хорепископ. Этот термин появился в России еще во времена правления Петра I и окончательно укоренился в правление Екатерины Великой.

Какое послу­ша­ние несет архи­ерей?

Основ­ное послу­ша­ние архи­ерея (кроме вика­риев) – управ­ле­ние епар­хи­аль­ным клиром. Он назна­чает на долж­ность насто­я­те­лей и свя­щен­ни­ков, уста­нав­ли­вает запрет в слу­же­нии или ана­фе­мат­ствует (отлу­чает). Как пред­ста­ви­тель высшей цер­ков­ной власти, архи­ерей совер­шает: бла­го­сло­ве­ние на ино­че­ский постриг; бла­го­сло­ве­ние на воз­ве­де­ние новых церк­вей и мона­ше­ских оби­те­лей; освя­щает соборы, часовни, церкви, анти­минсы; направ­ляет на утвер­жде­ние кан­ди­да­туры рек­то­ров семи­на­рий, пра­во­слав­ных ака­де­мий, игу­ме­нов и игу­ме­ний; утвер­ждает про­то­колы при­ход­ских Собра­ний, Уставы при­хо­дов; кон­тро­ли­рует уро­вень обра­зо­ва­ния епар­хи­аль­ного свя­щен­ства; коор­ди­ни­рует финан­со­вую дея­тель­ность вве­рен­ной епар­хии и управ­ляет ее иму­ще­ством; обра­ща­ется с посла­ни­ями к кли­ри­кам и при­хо­жа­нам.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Кто такой архиерей в православной церкви?
Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Кто такой архиерей в православной церкви?Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Кто такой архиерей в православной церкви?Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Церковная иерархия

Чины святости православной церкви берут свое начало еще с ветхозаветных времен. К низшей ступени священства относят дияконов. Это считается низшим чином, при рукоположении в который обретается благодать, которая нужна для проведения тех действий при богослужение, которые положены на него.

Этому рангу запрещено самостоятельно проводить обряды, таинства и службы. Его основная роль – помощь священнику. Монах, которого возвели в сан диякона, называется иеродиаконом. Те, кто длительное время прослужил в данном сане и хорошо себя зарекомендовал получает новое звание: у белых – протодьяконов, у черных – архидиаконов. Последние могут служить при архиерее. Если по той или иной причине диякона нет, то его функции может исполнять иерей или епископ.

Вторая ступень священнической иерархии включает в себя иные звания, которые идут по возрастанию. Отдельное место занимают тут священники или как их еще именуют пресвитеры или иереи, а в монашестве – иеромонахами. Это уже степень выше, чем диякон. Они способны совершать большинство святых таинств, кроме возведения в сан, а также освящение мира и антиминсов. Они руководят религиозной жизнью сельских и городских приходов, где могут занимать пост настоятелей.

Подчиняются они непосредственно епископу. После длительной и безупречной службы в белом духовенстве его могут поощрить званием протоирея или протопресвитера, а в черном – игумена. Среди монашества игумен может быть назначен на должность настоятеля прихода или обычного монастыря. Если его планируют назначить на должность настоятеля лавры или крупной обители, то должны ввести в сан архимандрита. Именно эта степень и формирует епископат.

Популярные статьи  Молитвы о здоровье домашних животных

Далее следуют епископы. Их еще называют архиереями, а точнее начальниками иереев. Они уже имеют право совершать все без исключения таинства. Они также могут рукополагать во священство дияконов. Наиболее заслуженных епископов называют архиепископами. Столичных же называют митрополитами. Если возникают такие ситуации при которых одного епископа назначают в помощь другому, то ему надлежит носить звание викарий. Они могут стоять во главе областных приходов, которые именуют епархиями.

Высшим чином в православной церкви является патриарх. Эта должность выборная. Его назначают Архиерейским Собором и он вместе со Священным Синодом руководит всей поместной церковью. Этот сан пожизненный, но в определенных случаях ариерейский суд может отстранить патриарха и отправить на покой. Пока место вакантно, может быть избран местоблюститель, который будет выполнять свои функции до законного избрания патриарха.

Необходимо помнить о том, что есть еще определенная группа людей – церковнослужители. Это псаломщики, иподиаконы, пономари. Они занимают свое место без рукоположения, а по благословению протоирея или епископа.

Зная такие тонкости Вы больше никогда не почувствуете неудобство при обращении к священнослужителям.

Происхождение священства в Православии

В ветхозаветные времена священники (по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец») приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства. На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия. Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение (Исход, 29:29).

Кто такой архиерей в православной церкви?Православный священник готовится к Таинству Крещения

Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы. В Новом Завете Великим иереем назван Иисус Христос: Он одновременно является Жертвой и Приносящим жертву. В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен. Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека. Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась.

Как писал апостол Павел в Послании к Евреям (10:4):

В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения (Деяния апостолов, 1:20, 20, 28; 1  Послание Павла к Тимофею, 5:22). О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам (Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5). И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении (Деяния апостолов, 5:6).

Что значит «диакон»

Диакон — это помощник священника или архиерея. Сам он Таинства не совершает, но участвует в них. В переводе с греческого языка «диакон» означает «служитель». В функции диакона входит оказание помощи архиерею или иерею во время совершения Церковных Таинств.

Своей службой диакон украшает и дополняет совершаемое священником богослужение. Но его служение не является обязательным, иерей может совершать службу один. К диакону принято обращаться по имени и отчеству без добавления слова «отец» или с указанием сана («отец диакон»). Архидиакон — это диакон, который служит при архиерее (епископе).

В христианской иерархии отразился уклад египетского и иудейского жречества

Митрополиты сперва появились не на Руси, а в Римской империи. Но истоки их надо искать ещё раньше возникновения первых христианских церквей.

Первоначально титул подобного рода принадлежал жрецам. Хороший пример — египетский верховный жрец: это первосвященник среди прочих священнослужителей Амона, Атона и других божеств, которым поклонялись на берегах Нила.

Эту форму правления заимствовал Моисей. Ряд историков (Иосиф Флавий, Эдуард Шюре) настаивают на том, что величайший пророк Ветхого Завета получил образование среди египетского жречества.

В таком случае нет причин удивляться тому, что для левитов и прочих священников он ввёл подобную управляющую единицу — верховный священник (надзиратель).

Иер. 20:1

Мы не можем сопоставить с этим титулом сам титул митрополита, но новозаветные епископы уходят корнями именно сюда.

Митрополиты Русской православной Церкви появились при крещении Руси

Митрополиты Русской православной Церкви долго существовали в малом количестве — в единственном экземпляре. Дело в том, что Россия сама по себе не рассматривалась Константинополем, как самостоятельная Патриархия, а фигурировала лишь в качестве митрополии.

Соответственно, и митрополит был один единственный — Киевский и всея Руси.

Кем был первый архиерей, возглавлявший киевскую митрополию? Это невероятно, но история не сохранила таких сведений.

Митрополит оставался единственным на Руси долгое время.

При этом епархии России сохраняли значительную автономию от митрополии.

И всё же митрополит обладал огромной властью:

  • он имел влияние на всех «людей церковных»;
  • разбирался с преступлениями против церкви и христианства (например, осквернение святынь, вандализм и т.д.);
  • рассуживал людей в вопросах, связанных с наследством, браком и прочих семейных спорах
  • следил за тем, чтобы торговые весы давали верные показатели.

Кто такой архиерей в православной церкви?Владыка Арсений — митрополит Светлогорский

Всё изменилось с учреждением в 1589 году московской патриархии. Вместе с ней появились и четыре митрополичьи кафедры:

  • Ростовская;
  • Крутицкая;
  • Новгородская;
  • Казанская.

1589
год образования Московской патриархии

Но тут важно уточнить, что само наличие кафедр не делало их по факту митрополиями. Округа технически оставались епархиями, а вся разница между епископами и митрополитами состояла в том, сколь значимую честь им оказывали

Архиерей

(греч. archiereus — старший священник), архипастырь, иерарх (греч. hieros — священный и arche — власть) — общее название для священнослужителей высшей (третьей ступени) христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, эк

Значения в других словарях

  1. АРХИЕРЕЙ — (греч. arxiereus), или епископ (греч. episkopos), — в православной церкви лицо, принадлежащее к высшему чину священнослужителей. А. управляет епархией — церк.-адм. Советская историческая энциклопедия
  2. архиерей — -я, м. Общее название для высших чинов духовенства православной церкви (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха). Малый академический словарь
  3. архиерей — АРХИЕРЕЙ -а; м. . В православной церкви: высший чин монашествующего духовенства (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). // Лицо в этом чине. ◁ Архиерейский, -ая, -ое. А. сан. Толковый словарь Кузнецова
  4. архиерей — АРХИЕР’ЕЙ (·разг. ·произн. архирей), архиерея, ·муж. (церк.). Общее, неофициальное название для епископа, архиепископа, митрополита. см. архи… и иерей. Толковый словарь Ушакова
  5. Архиерей — (от греч. archieréus) или епископ, в православной церкви лицо, принадлежащее к высшему чину священнослужителей. А. управляет епархией — церковно-административным округом, возводит в сан священников, дьяконов, назначает их на должности… Большая советская энциклопедия
  6. архиерей — орф. архиерей, -я Орфографический словарь Лопатина
  7. архиерей — – название высших чинов духовенства Большой словарь иностранных слов
  8. архиерей — архиере́й простор. алхире́й, севск., русск.-цслав. архиерѣи, Остром., ст.-слав. архиереи, Супр. Из греч. ἀρχιερεύς – то же (Софоклес 257); см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 60. Этимологический словарь Макса Фасмера
  9. АРХИЕРЕЙ — АРХИЕРЕЙ (от архи… и греч. hiereus — священнослужитель) — общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит). Большой энциклопедический словарь
  10. архиерей — архиерей м. 1. Высший чин православного монашествующего духовенства (епископа, архиепископа, митрополита, патриарха). 2. Лицо, имеющее такой чин. Толковый словарь Ефремовой
  11. архиерей — АРХИЕРЕЙ, я, м. Общее название высших чинов православного духовенства. | прил. архиерейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  12. Архиерей — В греч. переводе LXX так называется высший представитель ветхозав. священства — первосвященник (Лев. IV. 3); это же наименование ап. Павел прилагает и к И. Хр. (Евр. IV. 14). В греч. и русск. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. архиерей — Арх/иере́й/ [арх(и)/иере́й/]. Морфемно-орфографический словарь
  14. Архиерей — См. Епископ. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
Популярные статьи  Молитвы Амвросию Медиоланскому

2005—2021 Gufo.me

Архиерей в церкви

Архиереем (греч. «старший священник») принято называть священнослужителей высшей степени церковной иерархии.

Определение применяется наряду с «иерарх» и «архипастырь». Он — епископ Церкви. В его ведомстве и праве с Божьей благодатью совершать все Таинства и руководить церковной жизнью.

Кто такой архиерей в православной церкви?
Служение архиерея в церкви

Под управлением каждого из них (кроме викариев) есть епархия. Поместный Собор именно из архиереев избирает патриарха, на которого возлагается почетная миссия пожизненно осуществлять руководство Поместной Церковью.

Христианское вероучение гласит, что апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается архипастырям через Таинство Рукоположения. В Русской православной церкви принято поставлять в иерархи лиц из монашествующего духовенства, поскольку он должен быть безбрачным.

О других церковных Таинствах:

  • Таинство исповеди
  • Таинство миропомазания
  • Таинство причастия

Таинство священства даёт благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать Богослужения, учить людей Христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Важно! Архиерейство сродни схимническому постригу — это совершенное отречение от своей воли. Если мирянин имеет возможность еще каким-то образом выстраивать свою жизнь, то у епископа возможности для того, чтобы жить по своей воле, практически вообще нет

И все что он делает это обязательно должно соответствовать не только церковным канонам, но и той ситуации, в которой пребывает церковь

Если мирянин имеет возможность еще каким-то образом выстраивать свою жизнь, то у епископа возможности для того, чтобы жить по своей воле, практически вообще нет. И все что он делает это обязательно должно соответствовать не только церковным канонам, но и той ситуации, в которой пребывает церковь.

Митрополит у католиков выполняет похожие функции

Так как все мы из одного, христианского лона, то и митрополиты существенно не отличаются у католиков и православных. В латинском обряде это так же — лицо, которое стоит над епархиями и хиротонисует новых епископов.

Но есть и отличия:

  • Под надзором митрополита должны быть не только епархии, но и архиепископии;
  • Центр митрополии — это обязательно центр архиепископии;
  • Митрополит — это архиепископ;
  • Полномочий у католического митрополита меньше, чем у православного;
  • Руководит богослужениями.

3 латинских митрополита носят титул патриарха.

Также митрополит — это первая инстанция, к которой апеллируют епархиальные суды.

Три митрополита имеют титул патриарха:

  • Патриарх Венеции;
  • Патриарх Лиссабона;
  • Патриарх Иерусалима.

Первым христианским епископом называют апостола Иакова, брата Господня

Первым христианским епископом часто называют апостола Иакова. Это не Иаков Заведеев, а Иаков, брат Господень. Об историчности этого человека споров практически нет, ведь его упомянул в своих трудах Иосиф Флавий.

Кто такой архиерей в православной церкви?
По преданию, апостол от 70-ти Иаков — первый христианский епископ

Климент пишет, что Пётр и Иоанн избрали Иакова епископом Иерусалима. Исследователи предполагают, что это произошло примерно в 34 году. Апостол Иаков был председателем на первом Иерусалимском Соборе (ориентировочно 48–50 гг.)

Иаков

первый епископ Иерусалима. Выбран Петром и Иоанном в 48-50 году

Предание описывает Иакова как аскета и подвижника, одинаково уважаемого и христианами и иудеями.

Епископство апостола Иакова длилось приблизительно 30 лет, а около 64 года враги сбросили его с крыла Иерусалимского храма и забили камнями. Апостолу приписывают два религиозных текста — канонический и апокрифический, — а также сочинение литургии апостола Иакова.

К III–IV вв. сформировалась должность епархиального архиерея — епископа во главе епархии

Во II–III вв. функция епископа в христианстве обретает большую чёткость. По крайней мере, так это выглядит сегодня, сквозь столетия. Источники понятно описывают, что такое епископ, — это иерархическая степень духовенства, которое возглавляет духовное учреждение управлявшее епархией. Священник такого уровня управляет Церковью, наставляет других и совершает таинства. Также он – председатель на Соборах. Мы точно знаем, что в каждой Церкви надлежало быть лишь одному епископу.

О епископе первых веков мы можем выделить такие сведения:

  • Его избирает народ по воле Святого Духа.
  • Епископ не может быть женатым.
  • Кандидату минимум 50 лет.
  • Епископ хранит Церковь от расколов.
  • Он — представитель Христа.

Наконец, со временем утверждаются епархии. Епархия — это церковная административно-территориальная единица, которой управляет епископ. Она не обязательно территориально совпадает с городской общиной и способна объединять несколько таких областей. Либо, напротив, область может делиться на отдельные епархии.

Появляются разновидности епископов:

  • Правящий архиерей,
  • Викарий, то есть епископ без территории. Он выполняет функции архиерея (литургические, учительские и т.д.), но подчиняется правящему архиерею.

На заметку: между понятиями епархиальный архиерей и епископ не всегда можно поставить знак равенства.

Епископ — это духовный сан. Он не обязательно подразумевает управление какой-либо епархией, хотя чаще всего именно этой деятельностью и занимаются епископы.

Епархиальный архиерей — это, скорее, должность, род деятельности. Любого, кого назначают на неё, обязаны сперва посвятить в епископы.

К III–IV связь между церквями становится теснее, поэтому епископ — уже не самая главная должность. Возникают объединённые окружные епархии — митрополии. Их главы — митрополиты. В тот же период окончательно сформированы основные церковные регламенты и принципы церковной иерархии.

Епископ, который строит храм

Епископ… Каковы наши первые ассоциации с этим словом? Торжественная архиерейская служба, прекрасный хор, расшитое облачение. Сегодня мы приглашаем вас посмотреть на другую сторону жизни епископа, по кирпичику строящего храм.

Монах с тачкой — это Преосвященный Евтихий, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха. Таким образом он часто проводит свое свободное время.

Епископ Евтихий и послушник Евгений на строительстве храма преп. Петра Столпника в деревне Ершово (Безруково) родине П.П.Ершова. В свое время П.П.Ершов ходатайствовал от имени крестьян родной деревни перед епархиальным начальством о строительстве храма и из своих средств оказывал помощь в строительстве. Тот храм был взорван в 1969 г.

Фотограф: odnodum

Святые отцы о высоком служении

Особая благодатность архиерейства – основная тема высказываний святых отцов об этой духовной миссии.

Сщмч. Игнатий Богоносец еще во II в. писал:

А свт. Григорий Богослов, сам бывший архиереем, не понаслышке знал об особых искушениях, встречающихся на этом пути:

Популярные статьи  Поздравления с Днем Николая Чудотворца в стихах

Возможно, эти слова стоит почаще приводить на память тем, кто ныне осуждает владык за те или иные проступки, ошибки, погрешности. Свободны ли от них сами судящие? Стоит ли судить того, с кого и так будет строжайший спрос? Ведь по слову свт. Иоанна Златоуста, «получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел». Но даже недостоинство архиерея не отменяет главного: его Апостольской благодати, той же, что в первые века.

Наталья Сазонова

Служение архиерея

Радостно архиерею, когда он видит, что люди идут к Богу. Он — не есть небожитель, он есть указатель, который показывает человеку, где находится Бог. И человек должен использовать этот указатель и пойти к Богу. Если это совершается, то это высокое счастье для служителя Церкви.

Высшее счастье архипастыря заключено в служении Божественной литургии. Он как преемник апостолов является участником тайной вечери, подобно Иоанну Богослову возлежит на перстах Спасителя. И эта та радость архиерейского служения, которая ни с чем не сравнима.

Где епископ — там и церковь. Господь его избрал и поставил на этот свечник, чтобы он светил всему роду Божьему

Очень важно, чтобы у иерарха была стерта грань, которая дает отдаленность, отчужденность. Епископ должен быть народным

Прибытие архиерея всегда событие для прихожан. В ведении одного архипастыря десятки, сотни храмов. Посетить каждый из них, даже один раз в году, не всегда получается. Оттого большая часть жизни епископа проходит в пути.

Духовная власть более сложная, потому что отвечаешь за души людей. Господь с большей силой взыщет с архиерея. За внешним благолепием, почестями стоит большая ответственность.

Самый главный крест, который несет на себе любой архипастырь, заключается в том, что перед ним почти невыносимая задача — будучи с почетным званием остаться всё-таки человеком, способным воспринимать других людей, помнить об их немощах, слабостях, о тех мелочах, о которых, как правило, высокие люди, облаченные властью, быстро забывают.

Важно! Для нас есть один пример идеального архиерея — это Господь наш Иисус Христос.

Видео об архиереях Русской православной церкви

Митрополит Вятский и Слободской МАРК

  • Главная
  • Епархия
  • Епархиальное управление
  • Епархиальный архиерей
  • Служение
  • Послания и обращения

Дата рождения: 26 сентября 1961 г. Дата хиротонии: 3 сентября 1995 г.

День ангела: 17 января

Родился 26 сентября 1961 г. в г. Москве.

В 1978 году окончил в Москве среднюю школу.

В 1978-1979 гг. работал чертежником-конструктором в ПИ-2 Госстроя СССР.

В 1979-1981 гг. служил в Вооруженных силах СССР.

В 1981-1985 гг. работал в Гидрометцентре СССР электромехаником ЭВМ 6-го разряда. В это же время учился в Финансово-экономическом институте.

В 1986-1988 гг. работал в «Интуристе».

В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1991 году, и был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1994 году.

Во время учебы в духовных школах был принят послушником в Троице-Сергиеву лавру и в 1991 году пострижен в монашество с именем Марк.

18 июля 1992 года был рукоположен во иеродиакона Святейшим патриархом Алексием II.

В ноябре 1992 года был направлен на послушание в Астраханскую епархию. В том же году епископом Астраханским Ионой рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Покровского кафедрального собора г. Астрахани.

1 января 1993 г. назначен наместником Успенского кафедрального собора Астраханского кремля. Одновременно выполнял обязанности делопроизводителя епархии, войскового священника Астраханского казачьего войска, входил в состав исполнительного органа консультативного совета при главе администрации Астраханской области, являлся членом Епархиального совета.

Решением Священного Синода от 16 июля 1995 года избран епископом Хабаровским и Приамурским.

3 сентября 1995 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Богоявленском Кафедральном соборе города Москвы хиротонисан во епископа Хабаровского и Приамурского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископ Истринский Арсений, епископ Бронницкий Тихон, епископ Абаканский и Кызылский Викентий, епископ Дмитровский Иннокентий, епископ Астроханский и Енотаевский Иона, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископ Верейский Евгений и епископ Орехово-Зуевский Алексий.

28 июня 2008 года Священный Синод, во исполнение Определения Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского, постановил уволить епископа Анадырского и Чукотского Диомида от управления Анадырской епархией с запрещением в священнослужении (журнал № 56). Временное управление епархией было поручено архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку.

6 октября 2008 года Священный Синод постановил считать решение Освященного Архиерейского Собора об извержении из сана епископа Диомида вступившим в силу. Архиепископу Марку было предписано продолжить управление Анадырской и Чукотской епархией на правах правящего архиерея, включая принятие всех канонических мер в отношении нарушителей церковной дисциплины, как священнослужителей, так и мирян (журнал № 90).

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 года (журнал № 20) освобожден от управления Анадырской епархией.

Решением Священного Синода от 22 Марта 2011 Года (Журнал № 15) назначен на Вятскую и Слободскую кафедру.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 Года (Журнал № 92) образована Вятская Митрополия, главой которой назначен Преосвященнейший Вятский и Слободской Марк.

8 октября 2012 года, в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан митрополита архиепископа Вятского и Слободского Марка.

Обязанности

Как один из важных духовных чинов, викарий имеет довольно много обязанностей, связанных с его служением в том или ином приходе. К ним относят:

  • Помощь архиерею в управлении епархией.
  • Контроль исполнения указов и распоряжений архиерея.
  • Составление отзывов (либо других письменных документов), служащих ответом руководителям других приходов епархии, адресованных главным образом архиерею и согласованных по окончании составления с ним же.

Кто такой архиерей в православной церкви?
В обязанности викария входит помощь священнику во время проведения богослужений и других священнодействий

  • Посещение приходов, монастырей своей епархии и совершение в них богослужений.
  • Контроль деятельности монастырей, церковных приходов.
  • Предоставление епархии и архиерею предложений, касающихся назначения или, наоборот, отстранения от должности клириков и председателей советов прихода.
  • Выдвигает кандидатуры к рукоположению в сан.
  • Рекомендует к поступлению в образовательные учреждения Русской православной церкви.
  • Выдвигает предложения об организации церковных приходов, монастырей.
  • Направляет клириков для временного служения в храм сроком не более чем на месяц.
  • Отвечает за образовательный уровень всех духовников, в том числе и работников церкви, направляет их на обучение и проводит обучающие семинары сам.
  • Предлагает к рассмотрению епархии предложение о награде служителей приходов и монастырей.
  • Отвечает за составления графика отпусков служителей и представляет его в епархиальное ведомство ежегодно.
  • Принимает на рассмотрение жалобы на духовных служителей и разрешает возникающие конфликты.
  • Отвечает за финансовые моменты прихода, представляя отчеты в епархию.
Оцените статью
Добавить комментарии