Молитвы Иоанну Златоусту

Молитвы

Тропарь святителя Иоанна Златоуста
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа./ Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоуста
глас 1
Возвеселися таинственно честная Церковь/ возвращением честных твоих мощей,/ и, сия сокрывши, яко злато многоценное,/ поющим тя неоскудно подавает/ молитвами твоими исцелений благодать,// Иоанне Златоусте.

Молитва святителю Иоанну Златоусту
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям
доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды гонимым — терпения наставник, всем вся
был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Тропарь святителя Иоанна Златоустого
глас 8
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать/ вселенную просвети:/ не сребролюбия мирови сокровища сниска,/ высоту нам смиренномудрия показа,/ но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте,// моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святителя Иоанна Златоустого
глас 6
От Небес приял еси Божественную благодать/ и твоими устнами вся учиши/ покланятися в Троице Единому Богу,/ Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне,/ достойно хвалим тя:/ еси бо наставник,// яко Божественная являя.

Ежедневная молитва

Каждому крещеному известна молитва святого Иоанна Златоуста, которая состоит из 24 стихов, они пронумерованы по порядку.

Как ее правильно читать? Произносятся все строки подряд, во время молитвенного правила. Можно выучить и про себя повторять в течение дня по одной. Но не просто механически проговаривать — необходимо размышлять над содержанием. Только тогда это занятие принесет пользу душе верующего.

Святые отцы разрешают даже заменять этой молитвой свое домашнее правило. Повторять можно любые стихи, только по времени это должно занимать такое же количество времени, как обычно (около 15 минут). Между строками вставляется также Иисусова молитва.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Таким образом можно достигнуть состояния духовной трезвости, собрать воедино мысли, чтобы они не развлекались и не уводили душу в состояние мечтательности. По мнению Феофана Затворника в этой молитве заключаются все стороны духовной жизни верующего.

Купить книгу Об авторе О книге

  • Молитва святому Трифону;,
  • Молитва Трифону Мученику о помощи в работе;
  • Молитва Николаю Чудотворцу. —

Значение деяний для богословия

Златоустом святителя назвала прихожанка, которая услышала его проповедь. Это прозвище соединилось с именем Иоанна навеки. Он умел достучаться до людских сердец — его слова проникали глубоко в сознание. Литературное наследие святителя переведено на разные языки. Святитель оставил много доступно написанных работ. Среди них выделяют такие:

  • научные трактаты на тему христианства;
  • письма;
  • проповеди;
  • объяснения текстов Священного Писания;
  • молитвы;
  • книги.

Иоанн Златоуст никогда не отступал от Божьего слова. Отличался прямотой. Славился не только красноречием, но и благотворительностью. Когда его назначили архиепископом Константинопольским, он продал имущество бывшего святителя и купил себе только необходимые, простые вещи для жизни. Под содействием Иоанна соорудили госпиталь, а также другие сооружения. Он всегда заступался за сирот, разоблачал ложь.

Значение и история

Мальчик по имени Иоанн родился в древней Сирии в городе Антиохия. Его родители были дворянского рода: мать слыла высокообразованной христианкой, а отец служил офицером при византийском войске. Молодая женщина, которой едва исполнилось 22 года, рано стала вдовой. Решив посвятить свою жизнь воспитанию сына, она больше не вышла замуж.

Иоанн получил достойное на то время образование и начал успешно строить карьеру адвоката. Во время службы юный специалист познал обратную сторону своей профессии, столкнувшись с алчностью, завистью, непримиримой враждой, ложью и клеветой. Не желая опускаться до уровня коллег, Иоанн хотел бросить службу и уйти в монастырь, чтобы посвятить свою жизнь служению Иисусу Христу и изучению Священного Писания. Мать, которая не готова была к столь неожиданному повороту в жизни любимого сына, всяческими способами пыталась противостоять юнцу. Поддавшись на уговоры и просьбы матери, Иоанн не смог уйти в монахи. Отказавшись от адвокатской практики, он получил богословское образование и начал изучать Священное Писание в миру.

Молитвы Иоанну Златоусту

Через пять после смерти матери Иоанн принял иноческий постриг. Длительные посты негативно сказались на здоровье молодого инока, который был вынужден покинуть монастырь и вернуться в родной город. В скором времени Божий угодник был возведен в сан диакона. Спустя несколько лет он стал священнослужителем и начал проповедовать верующим православным христианам Слово Божие.

После назначения константинопольским архиепископом Иоанн Златоус продолжал нести свет и веру в души мирян. Он осуждал пьянство и разврат, отрицал языческие верования, призывал христиан к добродетели и оказанию помощи беднякам и обездоленным, обличал столичное духовенство в скупости, лжепреклонстве и неискренности.

Однажды Святой стал на защиту бедной семьи, выступив против воли супруги императора Аркадия Евдоксии. Императрица затаила злобу на священнослужителя, и как только поступил ложный донос на Иоанна Златоуста, распорядилась казнить Божьего угодника. Позже казнь заменили на изгнание в глухое селение Кукуз (ныне территория Закавказья).

Кто такой святитель Иоанн Златоуст

Родиной Иоанна Златоуста была Антиохия. Дата рождения – приблизительно 347 год. Семья будущего святителя была знатной и довольно обеспеченной, отец занимал высокий пост в византийской армии. Мать Иоанна рано овдовела, но замуж больше не выходила, посвятив себя воспитанию Иоанна и его сестры

Популярные статьи  Икона «Вход Господень в Иерусалим»

Но девочка вскоре умерла, и все свое внимание мать отдала сыну

Женщина старалась дату сыну самое лучшее образование. Это позволило ему после окончания учебы заняться адвокатской деятельностью. Душа юноши стремилась к Господу, он мечтал уйти в монастырь. Но мать воспротивилась желанию сына. Иоанн смирился с волей матери, но продолжил изучение Священного Писания и богословских книг.

В 367 году наставник Иоанна, антиохийский епископ Мелетий крестил юношу. Затем он получил звание чтеца. Вскоре умерла мать Иоанна. Уже ничто не мешало ему удалиться от мира. Раздав свое имущество, святой ушел в монастырь, приняв монашеский постриг.

Но монашеская жизнь с длительными, строгими постами привела к тому, что у инока развилось серьезное желудочное заболевание. Он вынужден был покинуть обитель, вернувшись на родину.

Дальнейшая церковная карьера святого складывалась следующим образом:

  • 381 год – рукоположение в диаконы;
  • 386 год – назначение священником;
  • 397 год – возглавил Константинопольский патриархат, став архиепископом.

Заняв высокий церковный пост, Иоанн начал борьбу с несправедливостью и неравенством, царившими в обществе. Архиепископ старался как можно больше помогать бедным людям, занимаясь благотворительностью. Иоанн обличал священнослужителей, уклоняющихся от выполнения христианского долга, изгоняя их с занимаемых постов.

Все это вызывало недовольство власти и высшего духовенства. Против архиепископа велись интриги с целью лишения сана и высылки. Но это не остановило святого. Проповеди архиепископа привлекали все больше людей.

Иоанна выслали из города. Землетрясение, разразившееся после изгнания святого, напугало власти. Иоанну разрешили вернуться, но ненадолго. Через время святого вновь сослали в ссылку. Но по дороге святитель заболел и 14 сентября 407 года скончался.

Как успокоить душу

Церковь говорит, что истинное душевное спокойствие достигается только в Боге. Для этого необходимо постоянное общение с Ним, то есть молитва о душевном покое. Пройдя серьезные жизненные испытания, царь Давид написал такие слова:

Двукратным словом «только» царь Давид показывает решительное отвержение всех обычных способов успокоения души человека. Это не может быть плотская любовь, дружба, работа, развлечения, искусство. Только молитва Богу, успокаивающая душу, даёт силы «нести свой крест».

А преподобный Исаак Сирин учил, что

Поучения Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец (1924-1994) говорил:

По учению старца Паисия Святогорца, нужно приучить себя к добрым помыслам.

Кто такой Иоанн Златоуст

Этот святой муж жил в 4 столетии на землях стародавней Сирии (г. Антиохия). В возрасте восемнадцати лет он перебрался в Афины, чтобы учиться там священному письму.

Когда умерли родители Иоанна, он отдал все их пожитки малоимущим по возвращению на родину. К тому времени он уже стал автором труда «Шесть слов про священство».

Во времена своей бытности Иоанн Златоуст был убежден, что одной веры мало, чтобы спасти душу. Однако Господь ждет ее от нас, чтобы человек прилагал определенные усилия для своего спасения.

Своими мудрыми проповедями святой обратил в христианство многих. Он был епархом столицы и по справедливости занимал этот пост. Однако правители города не хотели мириться с христианской миссией Иоанна, начав на него гонения. Так начался святой путь изгнанника.

Иоанн Златоуст почил с миром в ссылке на территории Абхазии после долгой болезни. Он был погребен недалеко от Сухуми.

Молитвы Иоанну ЗлатоустуИоанн Златоуст. Мозаика северного тимпана собора Святой Софии в Константинополе. IX векФото: ru.wikipedia.org

Нам же, как наследие святого, остались его мудрые наставления:

  • Пусть каждый подумает о собственном саморазвитии и самообразовании. Это необходимо для духовного роста.
  • Человек верующий должен постоянно пребывать в молитвенном общении с Творцом.
  • Оказывайте помощь тем, кто в ней нуждается, боритесь за добро, отстаивайте справедливость, помните о тех, кто слаб, и заступайтесь за них.

Иоанн Златоуст стал автором коротких молитв для верующих для каждого часа в течение суток. Это позволяет христианам ежечасно открываться Богу.

* * *

Молитву святителя Иоанна Златоуста православным христианам предлагается читать каждый вечер. Это церковное установление исполнено понимания круговращения человеческой жизни, при котором мир властно врывается в наилучшие намерения, и его диктату необходимо противопоставить постоянное духовное напряжение, постоянное стремление положить благоеначало.

Нужно сказать, что и вся церковная жизнь устроена так, чтобы образовывалось встречное движение, противоположное движению мира сего. Нам заповедано ежедневное духовное движение от утреннего правила к вечернему; еженедельное движение от Евхаристии к Евхаристии; внутренняя динамика Литургии; выраженное в прекрасных богослужебных песнопениях и чтениях внутреннее движение Всенощного бдения, отражающее всю историю спасения от сотворения мира; исполненное глубокого смысла плавное течение Великого поста; переход от одного двунадесятого праздника к другому; наконец, церковный год в целом, представляющий собой в некотором смысле единое богослужение, — все это передает путь человечества и каждого отдельного человека от бренности к вечности.

А если добавить, что благодаря тому, что Земля круглая и делится на 24 часовых пояса, православная Литургия служится каждый час, то есть постоянно, и каждый час со словами Твоя от Твоих… возносятся Святые Дары, то можно смотреть на мир сей не как на обитель мрака и скорби, но как на место, где совершается сила Божия, преодолевающая все, что препятствует Благому Промыслу, ведущему нас к жизни в Боге.

Именно от такой смерти православный христианин просит его уберечь, говоря да наглая (то есть внезапная) смерть не похитит мя неготоваго. Именно поэтому существует большое напряжение между медиками, считающими, что наличие смертельного заболевания нужно скрывать от больного, и православным больным и его близкими.

В этом смысле можно сказать, что христианину идея инкарнации чужда не только потому, что противоречит учению Церкви, но и потому, что попросту не нужна: Господь дает нам возможность начать новую жизнь столько раз, сколько мы этого пожелаем, очистившись покаянием и благодатно укрепившись приобщением Святых Таин.

На этом месте меня поразило простое соображение: ведь это и неудивительно, потому что текст Литургии написал тот же самый Златоуст! Но все-таки трудно представить себе, что такие сокровища христианской духовной словесности исходят от одного человека. Перед нами — огромной силы свидетельство того, насколько мощно действует благодать Духа Святого.

Примечательно, что это прошение перекликается с началом одной из утренних молитв Божией Матери: Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати. Вряд ли случайно и то, что существует коротенькая молитва, спасающая от искусительных мыслей, которая также содержит обращение к помощи Богородицы; недаром мы именуем Ее Пречистой.

Печальным подтверждением этому был случай, некогда наблюдавшийся мной в храме: совсем рядом со мной вдруг шумно и злобно поссорились три весьма пожилые прихожанки, причем две из них нападали на третью. Та, вдруг смолкнув, торжественно вышла на середину храма, столь же торжественно перекрестилась и поклонилась перед Царскими вратами и, вернувшись на свое место, доверительно шепнула мне: “Видала, как я за врагов своих молилась? Вот теперь-то Бог их накажет!!!”.

Заметим, что метафора здесь природная, а не, скажем, строительная (как и в первой части — роса благодати), поскольку человек — не агрегат, не механическая структура; весь его путь ко спасению должен протекать не просто гармонично, но органично, почему и называется возрастанием.

Само указание на то, что она состоит из 24 частей по числу часов в сутках подвигает на мысль о том, не читать ли ее в таком случае в течение суток, каждый час по молитве. Я знаю, что какие-то или сходные попытки некоторыми предпринимаются, но не встречала ни одного священника, который рекомендовал бы такую молитвенную практику (во всяком случае — мне или всей пастве).

Популярные статьи  Молитвы святой Людмиле

Разумеется, речь здесь идет о духовной жизни мирян; цикличность монашеской жизни, в которой духовное делание естественным образом занимает гораздо больше места (и времени), структурирована более подробно.

Молитва богослову Иоанну в трудную минуту

«Великий святитель Иоанн Златоуст. Ты принял от Бога нашего великие дары и таланты, уверовал в мощь его. Все свои таланты приумножил и пустил себя на благо всякого. Проповеди твои доныне чтит люд, прислушивается к словам праведным и правильным. Учительство твое на пользу всякому веропослушнику и боголюбимцу. Мы же, грешные, обращаемся с молитвой к тебе, дабы собрал воедино чувства наши, избавил нас от вражды и страданий завистливых. Тебе, святитель Божий, возносим молитвы свои в благочестии и вере в справедливость высшую. Умали Господа нашего не отворачиваться от детей своих заблудших, да наставь нас на путь истинный, верой скрепленный. Аминь».

Молитва о защите от злобы и зависти

«О Великий святитель Иоанн! К тебе взывает раб Божий (имя). Ты своими стараниями и трудами во благо веры истинной стяжал себе дары и благости. Проповедовал Слово Божие и зажигал в сердцах людей веру искреннюю. Молю тебя, защитника и вселюбимца. Не дай злым умыслам побороть то светлое, что в душе каждого живет. Направь злокозненные мысли от меня, чтобы не коснулась меня зависть людская, души пожирающая. Избавь мою душу мятущуюся от сомнений. И я буду молить Господа о покровительстве всесильном. Аминь».

Великий богослов Иоанн Златоуст: сильные молитвы

Великий святитель Иоанн Златоуст говорил, что для молитв нет препятствий. Любое место и время будут приемлемыми, если есть соответствующий настрой. Христиане молятся этому святому о помощи и поддержке в своих начинаниях.

Иоанн златоуст родился в Антиохии примерно в 347 году. Он рано обратился к Святому Писанию и прилежно изучал его, несмотря на всеобщее увлечение язычеством. Иоанн стал проповедовать Слово Божье под наставничеством опытных епископов. Впоследствии, когда его сочли достойным церковной должности, Иоанн со своим сподвижником удалился в пустыню, чтобы беспрепятственно продолжать свое просвещение. Он написал множество трудов, посвященных праведной христианской жизни. Позже паства, которой он проповедовал Слово Божье, дала ему прозвище «Златоуст» за умение зажигать в сердцах людей искреннюю веру.

Священные тексты

Зная молебен Златоусту, человек может спокойно спать, потому что в лике святителя он приобретет верного помощника. Священные тексты, написанные святителем, несложны, поэтому их легко выучить наизусть. Особенно христиане часто используют короткие молитвы архиепископа.

О вразумлении

Текст произносят, когда нужно направить на истинный путь кого-то из близких — мужа, жену, ребенка и т. д. Бывает, что сын или дочь попадает в плохую компанию или кто-то из супругов поддается искушению.

Для дарования разумения лучше всего использовать молитву Иоанну Златоусту. Возле его лика стоит произнести такие слова:

Молитва о даровании разумения святителю помогает в учебе и обретении мудрости. Она поддерживает дикторов и ораторов.

Когда выходят из дома

Когда кто-то из близких отправляется из дома, его благословляют. Если ко всему прочесть молитву святителю Иоанну Златоусту, то она даст такие результаты:

  • обеспечит защиту от негативного влияния;
  • убережет от несчастных случаев;
  • родители будут спокойны за своих детей — святейший станет их покровителем.

Перед выходом из дома стоит прочесть такую краткую молитву:

На всякую помощь

Бывает, что человек попадает в трудную ситуацию, когда лишь остается надежда на содействие высших сил. У него могут быть бытовые, финансовые или душевные проблемы.

Особенно Иоанн Златоуст покровительствует тем, кто занимается проповедью и помогает изучать слово Божие. Помогает в честном труде. Опекает адвокатов, преподавателей, работников средств массовой информации. Защищает дом от недругов, христианский брак.

Молитва Иоанну Златоусту о помощи звучит так:

Икос 10

Стена невинно гонимым иноком явился еси, Иоанне: сего ради яве обнажися злоба велия, юже врази на тя имеяху. Льстивый бо Феофил со царицею нечестиво на соборищи оболга и низложи тя, не помянув трудов твоих во благо отечествия. Мы же сия благодарне воспоминаем, глаголюще:

Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; радуйся, Царяграда от варварскаго нашествия свободителю.

Радуйся, Гаины, грознаго вождя готфскаго, укротителю; радуйся, милостей древних, Церкви царьми дарованных, охранителю.

Радуйся, Евтропию властному убежище церковное отъяти не попускавый; радуйся, последи в сем убежищи тогожде Евтропия гонима спасый.

Радуйся, ограждения ради нитрийских иноков неправды соборища беззаконнаго кротце претерпевый; радуйся, яко слово Писания «любы долго терпит», на тебе оправдася.

Радуйся, ополчатися за тя присным воспретивый; радуйся, меча противу врагов не подъемый.

Радуйся, властем повинувыйся и сего ради волею в руки воинов нощию предавыйся; радуйся, из отечествия правды ради изгнанный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Житие святого

Иоанн Златоуст (Хризостом) родился приблизительно в 347 году. Он был сыном видного военачальника Секунда и его жены Анфусы. Они жили в Антиохии. Знатная семья его родителей не знала ни в чем нужды. Но когда Анфусе было только 20 лет, а Иоанн и его сестра были малыми детьми, отец погиб.

Мать в отличие от многих вдов того времени, не вышла вторично замуж, а занялась воспитанием детей и управлением наследством. И успешно справилась бы с этим, но ее дочь, сестра Иоанна Златоуста, умерла

Тогда все свое внимание мать-христианка обратила на сына. Она дала ребенку лучшее по возможностям того времени образование и воспитание

Особые успехи юный Иоанн проявлял в риторике, красноречии и ораторском искусстве. Это и дало ему затем возможность получить прозвание Златоуст.

После обучения Иоанн занялся адвокатской практикой и очень в ней преуспел. Но Господь выбрал для него другую дорогу.

В молодости он стал более вдумчиво изучать Священное Писание, получать знания от епископа Антиохийского Мелетия. Его наставник видел в юном талантливом ораторе те способности, которые дали бы ему возможность принести огромную пользу Церкви и обществу. И Иоанн, после трехлетнего обучения у Мелетия, принял крещение. Ни о какой светской карьере он уже и думать не хотел, им руководило лишь одно желание – служить Богу.

Вскоре Иоанн получил звание чтеца, которое предшествовало получению священства. Но в это время его учитель епископ Мелетий был смещен со своего поста и выслан. В то время Церковь раздирали противоречия и борьба за власть. А Иоанн на своем посту полюбился жителям, и они стали требовать его возведения в сан. Но Иоанн сопротивлялся, и после смерти любимой матери ушел в монастырь, к чему давно стремился. Но мать просила его не делать этого.

В монастыре он провел 4 года, а затем удалился и жил отшельником в пещере. Но из-за аскетического образа жизни и пошатнувшегося здоровья был вынужден прервать отшельничество и вернуться в Антиохию. Ему было тогда 33 года.

Епископ Мелетий тогда снова руководил епархией, и привел Иоанна в диаконский сан. Обязанности богослужебного обеспечения не ограничивали круг его деятельности. Он занимался также заботами о бедных и обездоленных. В той области он прославился как чуткий и отзывчивый служитель.

В 386 году Иоанн стал священником и ревностным пастырем. Кроме этого, его все знали, как оратора, неподражаемого проповедника. Его речи всегда были последовательными, ясными и доступными для людей. Люди шли слушать его толпами, внимали его наставлениям м старались следовать им.

Популярные статьи  Как выбрать крестных для ребенка?

В 397 году Иоанн Златоуст возглавил Константинопольскую кафедру, став патриархом. Но с самого начала служения на новом посту он стал пытаться изменить морально-нравственные основы общества. Ведь знать утопала в роскоши, а простые люди мучились в нищете. Духовенство также шло на поводу у этих соблазнов.

Чтобы прервать этот порочный круг, молодой патриарх стал вводить жесткие ограничения, изгонять священников, запятнавших себя уклонением от христианского долга.

Разумеется, это очень не нравилось высшему духовенству и власти. Когда Иоанн продавал предметы роскоши и тратил средства на благотворительность, помогал бедным, обличал разврат и неверие, он тем самым обличал других священников. И началась борьба против Златоуста, которая привела к его смещению, осуждению и ссылке. Но народ возмутился такому решению и изгнанию своего любимого патриарха. Его были вынуждены вернуть, тем более, что сразу после его ссылки произошло сильное землетрясение, что сочли за предупреждение о неправильном решении.

Но Иоанн ничуть не испугался этих интриг и с еще большим жаром стал бороться против нравов того общества. В результате его вновь осудили и выслали. Он три года провел в ссылке, молясь и занимаясь литературным творчеством.

В 407 году он умер, произнеся последние слова «Слава Богу за всё». После смерти он был полностью оправдан и по сей день почитается как великий пастырь, проповедник и христианский писатель.

Его мощи были нетленны и перенесены в Константинополь. Там народ, встретив их, вскричал: «Прими престол твой, отче!». Уста Иоанна во гробе отверзлись, и он произнес «Мир всем!».

Жизнь святого

Иоанн появился на свет в Антиохии в дворянской семье примерно в 347 году. Мать мальчика была образованной христианкой, отец — офицером византийской армии. Незадолго после рождения сына он умер. Воспитанием Иоанна занялась мать. Она дала ребенку хорошее юридическое образование.

Со временем он стал адвокатом. Но выбранная профессия имела обратную сторону — ложь, преступления, вражда. Это не могло не возмущать юношу, который мечтал об уходе в монастырь. Но его сдерживала мать. Она желала, чтобы ее единственный сын находился рядом и пошел по стопам отца. Юноша по велению матери остался в мирской жизни.

Иоанн получил богословское образование. Активно изучал Святое Писание. Наиболее пришлись ему по душе послание апостола Павла, поэтому потом на свет появились его толкования. После смерти матери Иоанн постригся в монахи. Но он не смог строго поститься как все монахи из-за болезни желудка. Ему пришлось покинуть монастырь и вернуться в родные края. Карьеру святителя составили поэтапно такие посады:

  • диакон;
  • священник и проповедник Божьего слова;
  • Константинопольский архиепископ.

Высокие чины не затмили сильной веры Иоанна. Он сильно критиковал столичных духовных служителей, опекал бедных, противостоял язычеству. Но архиепископа невзлюбила императрица Аркадия Евдоксия. Случилось это из-за того, что он заступился за одну семью, у которой пытались отобрать имущество.

Ко всему добавилась еще и клевета недругов, после чего был выдан указ о казни святителя. Потом его заменили изгнанием. Сторонники архиепископа встали на его сторону. А ночью город пострадал от землетрясения, который императрица приняла за некий знак.

По велению Евдоксии святителя вернули в город. Пребывание его там длилось недолго. Из-за очередной клеветы Иоанну пришлось отправиться на территорию нынешнего Закавказья. В пути он заболел. Ночью во сне к нему явился Василиск, который оповестил о приближающейся смерти. На следующий день из-за приступа лихорадки его отправили в церковь. Там архиепископ принял святое причастие и горячо молился, после чего упал обессиленный. Так закончилась земная жизнь святителя.

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Святые по алфавиту: И

Святителю Иоанну Златоусту

Тропарь, глас 8:

Уст твои́х я́коже све́тлость огня́ возсия́вши благода́ть,/ вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́./ Но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,// моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6:

От Небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице еди́ному Бо́гу,/ Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко Боже́ственная явля́я.

Кондак, глас 1:

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь / возвраще́нием честны́х твоих моще́й, / и, сия́ сокры́вши, я́ко зла́то многоце́нное, / пою́щим тя неоску́дно подава́ет / моли́твами твои́ми исцеле́ний благода́ть, // Иоа́нне Златоу́сте.

Величание

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Иоа́нне Златоу́сте,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

О, святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́, сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Мы же, гре́шнии (имена), по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, но быва́ем тщесла́вии, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще; сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку зло́бу, недоброжела́тельство, го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное невозбра́нно пребу́дем, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва

О святи́телю вели́кий Иоа́нне Златоу́сте! Мно́гая и разли́чная дарова́ния от Го́спода прия́л еси́ и, я́ко раб благи́й и ве́рный, вся да́нныя тебе́ тала́нты до́бре умно́жил еси́: сего́ ра́ди вои́стину вселе́нский учи́тель был еси́, я́ко всяк во́зраст и вся́ко зва́ние от тебе́ поуча́ется. Ты еси́ отроко́м — послуша́ния о́браз, ю́ным — целому́дрия свети́ло, муже́м — трудолю́бия наста́вник, ста́рым — незло́бия учи́тель, и́ноком — воздержа́ния пра́вило, моля́щимся — вождь от Бо́га вдохнове́нный, му́дрости и́щущим — ума́ просвети́тель, вити́ям доброглаго́ливым — сло́ва жива́го исто́чник неисчерпа́емый, благотворя́щим — милосе́рдия звезда́, нача́льствующим — правле́ния му́драго о́браз, пра́вды ревни́телем — дерзнове́ния вдохнови́тель, пра́вды ра́ди гони́мым — терпе́ния наста́вник: всем вся был еси́, да вся́ко не́кия спасе́ши. Над все́ми же си́ми стяжа́л еси́ любо́вь, я́же есть соу́з соверше́нства, и то́ю, я́ко си́лою Боже́ственною, вся дарова́ния во еди́нем лице́ твое́м во еди́но совокупи́л еси́, и ту́южде любо́вь, разделе́нная примиря́ющую, в толкова́нии слове́с апо́стольских всем ве́рным пропове́дал еси́. Мы же гре́шнии, по еди́ному ки́йждо свое́ дарова́ние иму́ще, едине́ния ду́ха в сою́зе ми́ра не и́мамы, быва́ем тщесла́вни, друг дру́га раздража́юще, друг дру́гу зави́дяще: сего́ ра́ди дарова́ния на́ша разделе́нная не в мир и спасе́ние, но во вражду́ и осужде́ние нам явля́ются. Те́мже к тебе́, святи́телю Бо́жий, припа́даем, раздо́ром обурева́еми, и в сокруше́нии се́рдца про́сим: моли́твами твои́ми, отжени́ от серде́ц на́ших вся́ку го́рдость и за́висть, нас разделя́ющия, да во мно́зех у́дех еди́но те́ло церко́вное бу́дет, да по словеси́ твоему́ моли́твенному возлю́бим друг дру́га и единомы́слием испове́мы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Оцените статью
Добавить комментарии