Житие святых священномученика Киприана и мученицы Иустины
Священномученик Киприан и мученица Иустина почитаются православными христианами как защитники от нечистых сил бесовских и их воздействия на человека. Верующие обращаются к ним с молитвами о мире в душе, защите от искушений, которые ниспосылает враг рода человеческого. А также с просьбами об укреплении веры в своей душе, когда ее одолевают сомнения и борения.
Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. В оригинальном виде история Киприана и Иустины излагалась в трех книгах:
- «Деяния Киприана и Иустины»,
- «Исповедь Киприана»,
- «Мученичество Киприана и Иустины».
Их житие наглядно обличает всю немощь извечных лукавых врагов рода человеческого, отступающих перед силою Креста и молитвы.
В III веке, в царствование Декия (римский император с 249 по 251 г.), в Антиохии жил языческий мудрец и знаменитый волхвователь Киприан, который был родом из Карфагена. Родители-идолопоклонники с самого детства посвятили Киприана на служение языческому богу Аполлону. В возрасте семи лет он был отдан чародеям, чтобы навыкнуть тайнам волхвования и чернокнижия.
Служение диаволу
По достижении 10 лет он был послан родителями для приготовления к жреческому служению на гору Олимп. До 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества: на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, он был посвящен на Олимпе в жрецы. Получив великую силу в обращении с нечистыми духами, Киприан беседовал с самим князем тьмы, которому предал во власть свое тело и душу, и получил за это от него целый полк бесов в услужение.
Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, ибо в глазах их имел способности управлять стихиями, насылать мор и язвы.
Киприан прельщал слушателей вдохновенной речью и приводил их в страх своими удивительными фокусами. Язычники очень часто обращались к нему в своих нуждах, и он содействовал им различными волхованиями. Многих людей он совратил ко всяким беззакониям, а также многих погубил отравами и чародейством.
Встреча Киприана и Иустины
Но настало время, когда он обнаружил полное бессилие всех своих ухищрений, не сумев с их помощью преодолеть веру и стойкость одной христианской девицы по имени Иустина, давшей Богу обет о хранении девственной чистоты.
Видя красоту девицы, некоторый богатый и знатный юноша захотел склонить ее к супружеству, но, получив твердый отказ, решил прибегнуть к помощи великого мага. Киприан был очень опытен в делах такого рода и обещал Аглаиду (так звали юношу), что желание его непременно исполнится и в самом скором времени.
Однако в этом случае все испытанные чародейства оказывались совершенно бесполезными. Три раза посылал он лукавых духов, заклиная их соблазнить Иустину. Но сколько ни пытались они внушить ей дурные мысли и разжечь плотскую страсть к юноше, Иустина всегда побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и таким образом посрамленные и устрашенные крестом Господним, они отходили прочь.
Тогда Киприан пришел в ярость и решил отомстить Иустине за свой позор. Он наслал мор и язвы на дом Иустины и на весь город, как некогда диавол на праведного Иова. Она же усердно молилась и преодолела таким образом все наваждения бесовские, которые готовил для нее Киприан.
Покаяние и обращение в христианскую веру
Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан, прозрев духовными очами, отрекся от дел диавола, взял все свои чародейские книги и пошел к христианскому епископу Анфиму. Упав к ногам епископа, он отдал на сожжение все свои книги и умолял крестить его.
На другой день, придя в церковь, он не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения. Через 7 дней после Крещения Киприан был поставлен во чтеца, на 20-йдень — в иподиакона, на 30-й — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера.
Киприан совершенно изменил свой образ жизни так, что за свои добродетели в скором времени был удостоен епископского сана, и в этом высоком служении многих язычников обратил ко Христу. Святую Иустину-девицу он посвятил в диаконисы, а затем поручил ей девичий монастырь, сделав ее игуменьею над другими христианскими девицами.
Мученическая смерть Киприана и Иустины
При императоре Диоклетиане, во время гонения на христиан, епископ Киприан и диакониса Иустина сподобились получить и венцы мученические. Сначала их предали всевозможным истязаниям: святителю Киприану строгали тело, а Иустину били по устам и очам; затем бросили в кипящий котел, но он не причинил им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога.
После всех мучений святые были осуждены на усечение мечом. Когда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.
Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение.
Так они предали свои души в руки Божии; кончина святых мучеников Киприана, Иустины и Феоктиста последовала около 304 года.
Тела святых Киприана и Иустины были обнаружены некоторыми христианскими странниками и переправлены в Рим, где до XII века покоились в базилике св. Руфины, недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а часть их отвезена в родной город святых — Антиохию Сирийскую.
Как свидетельствует кипрский историк XV века Леонтий Махера, в 1298 году, когда войска египетского султана Бейбарса захватили Антиохию, христианские беженцы перенесли эту часть мощей на Кипр, где они были выставлены для поклонения в церкви деревни Менико.
Тропарь и кондак святым мученикам Киприану и Иустине
Тропарь: И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв, дея́ние обре́л еси́, Богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д: сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Киприа́не, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: И нравам Апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Киприан, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Кондак: От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, Богому́дре, к позна́нию Боже́ственному, показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, исцеле́ния да́руя че́ствующим тя, Киприа́не со Иусти́ною: с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: От ремесла волшебного обратился, Богомудрый, к познанию Божественному, явился миру как врач мудрейший, исцеления даруя почитающим тебя, Киприан с Иустиной, с ней же молись Человеколюбцу Владыке о спасении душ наших.
О чем молятся святым мученикам Киприану и Иустине
Многие, узнав о том, что в православной традиции верующие христиане обращаются к разным святым по разным определенным случаям, как будто давая им «специализацию», недоумевают и считают это совсем неправильным, неким даже «магическим» отношением.
Конечно, опасения по этому поводу вовсе не напрасны, поскольку действительно, святые не имеют «специализации» в жизненных вопросах, не являются идолами, которые по первому требованию исполняют наши желания, а молитва не является заговором или магическим заклинанием, которое способно творить чудеса и приносить нам все, что мы только пожелаем.
Однако все же стоит понять почему к разным святым мы традиционно, подчеркнем, именно традиционно обращаемся в разных житейских нуждах. Эта широко распространившаяся практика связана с тем, что еще при своей земной жизни святой был связан с тем или иным делом. Именно поэтому он может лучше понять нашу проблему, посочувствовать нам, проявить свое милосердие и, будучи близ Престола Божия, передать Господу наши прошения и помочь в их исполнении.
Например, святитель Лука Крымский во время своей земной жизни был врачом-хирургом, поэтому верующие почитают его как помощника и покровителя всех, кто связан с медицинской деятельностью, проходит лечение или просто болеет. Точно также почитают и великомученика Пантелеимона Целителя, который во время земной жизни совершил немало исцелений больных и страждущих.
Святитель Николай Чудотворец прославился в том числе и как благотворитель нищих, когда тайно ночью подбросил одной бедной семье мешочек с золотом, который уберег главу семейства от совершения тяжкого греха и сохранил честь и невинность его дочерей. Поэтому многие христиане обращаются к нему и с материальными просьбами, например, когда испытывают трудности, когда нечего есть, негде жить и есть стеснение в средствах.
Точно по такой же логике православные почитают святых мучеников Киприана и Иустину как защитников от темных сил бесовских и диавольских искушений и чаще всего обращаются к ним в следующих нуждах:
- Во время страха и бедствия,
- Во время бесовских искушений,
- Об укреплении веры в своем сердце,
- О защите от нечистой силы,
- О призывании благодати Святого Духа на помощь и защиту,
- О вразумлении сатанистов и служителей диавола,
- О исправлении всех, кто живет в смертных грехах.
Конечно, означенными ситуациями прошения не заканчиваются, и вы можете молиться святым мученикам Киприану и Иустине в любых других нуждах каких только имеете. Никаких строгих ограничений в этом вопросе, конечно же, нет. Главное помнить, что молитва должна совершаться со смирением, вниманием, верой в помощь Божию и ходатайство Его святых, а также все просимое должно испрашиваться на благо своей душе.
Молитва священномученику Киприану:
Святы́й уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о всех к тебе́ прибега́ющих! Приими́ от нас, недосто́йных, хвале́ние сие́; испроси́ у Го́спода Бо́га в не́мощех укрепле́ние, в печа́лех утеше́ние и всем вся поле́зная в жи́зни на́шей; вознеси́ ко Го́споду благомо́щную твою́ моли́тву, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных, да научи́т нас и́стинному покая́нию, да изба́вит нас от плене́ния диа́вольскаго и вся́каго де́йства духо́в нечи́стых и укроти́т оби́дящих нас.
Бу́ди нам кре́пкий побо́рник на вся враги́ ви́димыя и неви́димыя; пода́ждь нам терпе́ние в искуше́ниих и в час кончи́ны на́шея яви́ нам заступле́ние от истяза́телей на возду́шных мыта́рствех; да води́мии тобо́ю, дости́гнем Го́рняго Иерусали́ма и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Как правильно молиться святым мученикам Киприану и Иустине?
Для православных христиан молитва является центром их духовной жизни, без молитвы невозможна ни одна религия и вера в Бога, поскольку молитва — это самая прямая связь человека с Богом. Поэтому совершаться она должна не кое как, а с соблюдением определенных правил и рекомендаций. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них:
- Перед чтением молитв лучше постоять в тишине несколько минут, чтобы изгнать из мыслей ежедневную суету. Это успокаивает ум, настраивает на обращение к Богу или святому, которому вы молитесь.
- Затем нужно простить все обиды, которые причинили другие, мысленно примириться с теми, кого человек сам обидел.
- Вознести хвалу Господу за дар жизни, за все имеющиеся и желаемые блага, за заступничество и помощь.
- Нужно признать собственные грехи и проступки, попросить прощения и сил, чтобы их не повторять.
- Затем прочитать тексты необходимых молитв Богу и святому Георгию, можно добавлять просьбы своими словами.
В конце обязательно следует добавить: «Да будет на все воля Божия». Это показывает покорность Промыслу Божиему, который всегда знает, что для человека полезнее. Если нужда требует усиленных молитв, можно подавать милостыню на храм или нуждающимся людям. Помогает получить просимое и данный Богу обет, например оставление пагубной привычки, примирение с врагом.
Молитва священномученику Киприану и мученице Иустине:
О, святи́и священному́чениче Киприа́не и му́ченице Иусти́но! Внемли́те смире́нному моле́нию на́шему. А́ще бо вре́менное житие́ ва́ше му́ченически за Христа́ сконча́ли есте́, но ду́хом от нас не отступа́ете есте́, при́сно по за́поведем Госпо́дним ше́ствовати нас науча́юще и крест свой терпели́во нести́ нам посо́бствующе. Се, дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу и Пречи́стей Его́ Ма́тери стяжа́ли есте́. Те́мже и ны́не бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных (имена).
Бу́дите нам засту́пницы кре́пции, да заступле́нием ва́шим сохраня́еми невреди́мы от бесо́в, волхво́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Какие еще молитвы можно читать для защиты от нечистых сил бесовских?
Существует множество молитв центральной темой которых является защита и сохранение верующих от внушений и искушений, которые ниспосылаются от бесовских сил, главной целью которых является стремление погубить душу каждого из нас. Поэтому очень важно всеми силами защищаться от влияний демонов и стараться вести жизнь согласно заповедям Божиим.
Крест Христов особо почитается в Православной Церкви, поскольку именно на Нем было совершено дело искупления Господом Иисусом Христом всего человечества от власти смерти, греха и диавола. Крест является символом победы Христа над смертью, поэтому православные христиане с благоговением призывают Его силу в помощь и защиту от нечистых духов.
Существует множество молитв, обращенных ко Кресту, приведем одну из них, которая содержится в вечернем правиле:
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.
О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Читать эту молитву можно не только во время вечернего правила, но также и утром и в течение дня. Например, хорошей христианской традицией является совершение этой молитвы перед выходом из дома или во время пути.
Дорогие братья и сестры! Будем помнить о тех опасностях, которые поджидают православных христиан на их жизненном пути в Царствие Небесное. Защитниками и помощниками для нас пусть будут святые мученики Киприан и Иустина, которые примером своей жизни явили свою верность Господу Богу несмотря ни на что, вплоть до самой смерти.
Будем по силам подражать их подвигу! Молитвами святых своих да сохранит Господь вас и ваших близких!