Святой мученик Лонгин Сотник: история, молитва, народные приметы
Попроси святого Лонгина Сотника о здоровье и хорошем зрении
29 октября православные отмечают день памяти мученика Лонгина Сотника. Редакция tochka.net познакомит тебя с жизнеописанием святого, его иконой и молитвой, а также расскажет о приметах этого дня.
Мученик Лонгин Сотник: история
По преданию, римский воин Гай Кассий Лонгин, имевший звание сотника, был одним из стражей, находившихся на месте распятия Иисуса Христа. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа. Во время казни именно он пронзил копьем Христа, ускорив конец его страданий. Кровь Спасителя брызнула воину на глаза, и он исцелился от катаракты.
Через три дня Сотник Лонгин вместе с другими стражниками Гроба Господня (отсюда название Лонгин-вратник) стал свидетелем чудесного воскресения Христа.
Лонгин уверовал в то, что Иисус был сыном Божьим, раскаялся, вместе с другими воинами, видевшими воскресение Иисуса, вернулся к себе на родину в Каппадокию и стал проповедником христианской религии. За это они были казнены усекновением головы по распоряжению правителя Понтия Пилата. Головы христиан доставили Понтию в Иерусалим и выбросили без погребения за стенами города.
Позже головы мучеников нашла и похоронила слепая женщина, которая при этом излечилась от глазной болезни.
Мощи святого Лонгина находятся в римской церкви святого Августина. А наконечник копья Лонгина хранится в ватиканском Соборе святого Петра, там же установлена статуя святого.
Народные традиции и приметы в день Лонгина Сотника
В качестве христианского великомученика Святой Лонгин покровительствует всем страдающим глазными болезнями. Иконе Лонгина Сотника молятся об избавлении от проблем со зрением.
Лонгина Сотника, стоявшего на страже у ворот Гроба Христова, также называют Лонгином Вратником. С ним связывают образ сторожа, стоящего у ворот и охраняющего дом от всяких несчастий и нечистой силы. Поэтому основным оберегом на воротах, помимо икон, считались всевозможные острые предметы, символизирующие копье Лонгина.
Издавна на Лонгина народ доставал из сундуков зимнюю одежду, чтобы проветрить ее на первом морозе и прогреть на последнем солнце. Люди верили в особую силу сочетания мороза и солнца, способную прогонять болезни: “Солнечный свет хоть и не долог, а в этот день нам дорог”.
В день на Лонгина Сотника судили о дальнейшей погоде:
- если звезды на Лонгина яркие – к хорошей погоде,
- переменчивый ветер на Лонгина – зимой жди частых оттепелей,
- листья пожелтели, но не опали – морозы придут нескоро.
О, святый мученик Лонгине! Пилатом велено тебе было с воинами стать на страже при Кресте Господа Иисуса. Ты же, недуговав очима и исцелев от капли крови Господа, капнувшей тебе в очи, обрел и духовное прозрение и, видя чудеса, при распятии Господа происходившие, и трус, и солнечное затмение, и мертвых из гробов воскресение, исповедал явно Иисуса Христа Сыном Божиим. И с кустодиею у гроба Господня находясь, и Воскресение Христово в трепете зря, сребренники, даваемые синедрионом за сокрытие воскресения, ты отверг и, Христа проповедав, во главу усечен быв. И по усечении главы вдове некой, очима неугодовавшей, во сне явившись, и ей, обретшей честную главу твою, прозрение даровал еси.
Молим тя, святый мученик Христов Лонгине, болящим очима яви скорую помощь твою и исцели их, дабы, освободившись от недуга своего, не захотели они видеть ничего, распаляющаго сластолюбие, но к созерцанию духовной красоты устремились, славя Бога. Аминь.
Все самые яркие и интересные новости смотри на главной странице женского портала tochka.net
Еще на tochka.net
- Шоу-бизнес
- Стиль
- Семья
- Путешествия
- Гурман
- Досуг
- Конкурсы
- Другое
- Шоу-бизнес
- ТВ-шоу
- Веб-конференции
- Афиша
- Nightlife
- Мода и красота
- Бизнес леди
- Здоровье
- Дети
- Отношения
- Дом
- Направления
- Статьи
- Авиабилеты
- Ж/д билеты
- Еда и напитки
- Авторские рецепты
- Гороскопы
- Радио
- Видео
- Поздравления
- Приколы
- Игры
- Знакомства
Конкурсы партнеров
- Lady
- Гороскоп совместимости
- Открытки
- Поздравления
- Обои
- Статусы
- СМС
- Работа
- Объявления
Свернуть
2009-2017 ООО ДИДЖИТАЛ ВЕНЧЕЗ. Все права защищены.
Предание[править | править код]
Церковное предание сообщает, что он, кроме того что был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и некоторые другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики (см. Стража у гроба).
По преданию, Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Лонгин исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником. В качестве христианского великомученика он покровительствует всем страдающим глазными болезнями.
Лонгин отправился с проповедью на свою родину, в Каппадокию (вместе с ним пошли и два других воина). Предание сообщает, что Пилат по убеждению иудейских старейшин направил в Каппадокию воинов с целью убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой воины рассказали о своей цели, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумлённых воинов, не смущаясь, исполнить свой воинский долг. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твёрдую волю принять страдания за Христа. Они были обезглавлены, тела погребли в родном селении Лонгина, а головы прислали Пилату, который распорядился бросить их на мусорную свалку. Главы мучеников были обретены слепой женщиной (исцелившейся от прикосновения к ним), которая погребла их в Каппадокии.
Происхождение имени
Как было отмечено ранее, в канонических книгах Нового Завета имя солдата, пронзившего копьём Тело Христа, вообще не упоминается. Сам эпизод прободения копьём упоминается лишь однажды в несиноптическом Евангелии от Иоанна. Некоторые современные исследователи считают, что «Лонгин» это не имя, а прозвище, появившееся в результате интерпретации греческого слова λόγχην — «лонхин» (склонение от слова λόγχη, «(остриё) копья, копьё»), которое Евангелист Иоанн использовал в описании прободения Христа во время распятия (Иоан. 19:34). Кроме того, такое прозвище воин мог получить благодаря высокому росту, так как «Лонгин» может быть интерпретацией латинского слова лат. longus — «длинный, высокий».Лонгин Сотник . Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год
В православной церкви
Православная церковь почитает Лонгина как мученика. Память мученика Лонгина совершается 29 октября (16 октября по юлианскому календарю).
На проскомидии при приготовлении Агнца к обязательным действиям относится прободение копием правой стороны Агнца с произнесением евангельских слов о действиях Лонгина при распятии Христа (Ин. 19:34).
Один из приделов Храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.
В католической церкви
В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. В настоящее время память святого Лонгина совершается в Католической церкви 15 марта.
Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Бернини.
Мечты бывалого воина
Жаркое полуденное солнце над Иерусалимом тускло отражалось в широком наконечнике римского копья. Когда-то хозяин полировал его до зеркального блеска. Но сейчас, побывав во многих сражениях, наконечник потускнел, покрылся мелкими выбоинами и царапинами. Да и хозяин копья тоже был под стать оружию. Невысокого роста, коренастый, с сильными руками и широкой грудью, это был все еще могучий воин. Но морщины на обветренном лице говорили, что он давно уже не молод, а уродливый шрам через всю щеку — о том, что воин не прятал в бою свое лицо от врагов. Шрам заканчивался у самого глаза, и тот постоянно слезился, мешая отчетливо видеть. Что ж, и к отважным легионерам Рима когда-то приходит старость. Правда, далеко не все до нее доживают.
Этому воину повезло. Участник многих сражений, он заслужил уважение товарищей и получил должность центуриона (в русском языке эта должность еще именуется «сотник»). Так назывались в римской армии офицеры, командующие центурией, то есть сотней солдат. Правда, давно уже прошли те времена, когда водил он свою сотню в атаку на разъяренных варваров. Теперь новые земли завоевывают для Рима молодые воины. А наш центурион дослуживал свой солдатский век здесь, в отдаленном гарнизоне на самой окраине Империи. Звали его Лонгин.
Под его началом была сотня солдат, охранявших арестованных преступников в подвалах Претории — резиденции римского правителя. Служба вроде бы и нетрудная, но для боевого офицера неприятная: ведь в обязанности охраны входило еще и исполнение смертных приговоров. За свою военную жизнь Лонгин убивал людей множество раз. Но одно дело — сразить вооруженного врага в честном бою. И совсем другое — казнить безоружного, жалкого человека. Центуриону не нравилось то, чем ему приходилось заниматься. Однако срок его военной службы подходил к концу, а в кассе легиона скопилось достаточно денег, чтобы вскоре он мог выйти на заслуженный пенсион.
Лонгин представил абрикосовый сад в имении своего отца, вспомнил тонкий аромат, плывущий по всей округе в пору цветения. Осталось ждать совсем немного, и он наконец вернется туда, откуда ушел на службу совсем юным. Ради этого стоит потерпеть унизительные обязанности тюремного надзирателя и палача. Хотя ему ведь и не приходится ничего делать самому. Лишь следить за тем, чтобы подчиненные сделали все должным образом.
Так думал Лонгин в тот апрельский полдень. Опираясь на копье, он жмурил глаза, подставляя лицо ласковому весеннему солнцу. Жаль только, что нельзя точно так же зажмурить уши, чтобы не слышать прямо у себя над головой стонов распятых преступников. Ничего, совсем скоро он будет слушать пение птиц в отцовском саду. Самая грязная часть работы уже выполнена: трое приговоренных доставлены к месту казни и прибиты к крестам. Осталось лишь отгонять от них толпу зевак, пришедших поглазеть на чужую мучительную смерть, и ожидать, когда несчастные умрут на крестах от невыносимых страданий.
В чем виновен этот Человек?
Потом, когда осужденных преступников уже погнали по дороге к месту казни, каждый из них должен был нести свой крест на себе. Но Иисус то и дело падал под тяжестью этой страшной ноши. Избитый солдатами в Претории, он совсем обессилел. Лонгин прищурил слезящийся глаз, внимательно оглядел толпящихся вокруг зевак и выбрал человека покрепче. Жестом подозвав его, центурион кивнул на упавшего Иисуса и приказал прохожему взять у него крест. Подчиненные Лонгина с удивлением смотрели, как их начальник заботится о каком-то незнакомом туземце, которому и жить-то осталось всего несколько часов. Но возражать старшему было не в их правилах. Тем более что уже через несколько минут центурион распорядился прибить всех троих осужденных к крестам, не делая никому поблажки.
Пока воины делили между собой одежду казненных, Лонгин стоял в стороне. Ему не нужно было жалкое тряпье, ради которого молодые солдаты с азартом бросали жребий. Он повернул загорелое лицо к солнцу и попытался думать о скорой отставке, об отцовском доме, об абрикосовых садах в цвету. Но вместо этого в голову почему-то все время лезли мысли о необычном человеке, которого назвали преступником. Лонгин только что своей рукой написал на табличке его вину — «Царь Иудейский». Никогда еще ему не приходилось казнить человека лишь за то, что народ почитал его за царя. А этот Иисус и вправду вел себя на суде как царь, которого предали его подданные. В нем было столько достоинства и внутренней силы, что даже прокуратор изумленно воскликнул, указывая на него «Вот — человек!».
Но не так думали иудеи, пришедшие к месту казни:
— Эй, если ты и вправду Сын Божий, покажи нам свою силу — сойди сейчас с креста! Не можешь? Вот то-то и оно!
— Другим помогал, а себе не смог. Какой же ты Сын Божий?
— Сотвори чудо, царь Иудейский! Спаси себя от смерти! Тогда мы поверим тебе!
Лонгину были противны эти люди с их непонятной злобой. Зачем они издеваются над тем, кто и так уже умирает мучительной смертью? Как можно глумиться над чужим страданием?
Центурион решительно шагнул вперед, опустил копье и махнул им из стороны в сторону. Острый наконечник описал широкий полукруг перед лицами беснующихся зевак, как будто очертив невидимую линию, за которую нельзя переходить. Толпа отпрянула назад и на миг умолкла. Но тут же вновь забурлила криками и ругательствами.
А Лонгин посмотрел на того, к кому были обращены все эти вопли. «Сын Божий… Царь Иудейский… Да кто же ты на самом деле? И что совершил такого, за что твои соплеменники так тебя ненавидят?» — думал он, потирая слезящийся глаз. Впрочем, это уже не имеет значения. Кем бы ни был казненный, жить ему осталось совсем недолго.
Икос 7
Новый неисчерпаемый источник благодати Божией открывся в мошех твоих, преподобне, егда Господь наш Иисус Христос восхоте прославити оныя и избавити я от небрежения, и егда некий воевода, устюжский князь Владимир, впаде в разслабление, ты, преподобне, по воле Божией явился еси разслаблену в сонном видении и подал еси ему совет: аще хощет здрав быти, да посетит обитель твою и накажет игумену оныя пренести мощи твоя на подобающее им место, и при сем ты указал еси болящему и место погребения твоего, и место, идеже довлеет положити мощи твоя по пренесении. Егда же воевода той прибыл впервыя во обитель, точно указа место твоего погребения, тогда же обретен бысть гроб с мощами твоими и пренесен бысть на указанное тобою место, болящий же воевода внезапу исцелен бысть, прославляя Господа и тебе, яко великаго чудотворца. Сего ради вопием ти:
Радуйся, за смирение и воздержание нетлением прославленный.
Радуйся, обретением мощей твоих обитель твою обрадовавый.
Радуйся, пренесение мощей сих исцелением воеводы ознаменовавый.
Радуйся, нетлением мощей твоих плоды смирения и подвигов твоих показавый.
Радуйся, трудолюбцы и униженных мира сего возвышающий.
Радуйся, гордыню мудрых сынов века смиряющий.
Радуйся, из гроба зол грешных извлачающий.
Радуйся, обретением мощей твоих и чудесы всякое сумнение в святости твоей отгоняющий.
Радуйся, Лонгине, заступниче наш и предивный чудотворче.
История мученика
Лонгин Сотник был римским воином, который состоял на службе у Понтия Пилата в Иудее. Именно он сторожил Крест господний и его гроб, видел, как мучили Христа, и был свидетелем того, как он умер и воскрес. И хотя до этого он знать не знал о Господе и Священном Писании, увиденные чудеса заставили его прозреть и уверовать в Бога. Поэтому он и ушел со службы и стал проповедовать веру Христову. За это и приказал Понтий Пилат казнить его и всех приспешников, послав за ними стражников.
И что удивительно, Лонгин Сотник даже не пытался сбежать, напротив, он вместе с другими верующими вышел к армии, дабы принять страдание во имя Господа. Так и казнили бывшего воина, отрубив ему и его приспешникам головы, которые по приказу Пилата были выброшены на свалку. Там голову Сотника и нашла слепая женщина после того, как он явился к ней во сне, а затем отнесла ее в Каппадокию, дабы там был осуществлен обряд погребения. А после этого женщина прозрела. И с тех пор множество людей посещало место захоронения главы мученика, дабы обрести зрение, и святой даровал им исцеление.
5 ошибок худеющих: не забываем об углеводах и хвалим себя за каждый успех
ВОЗ опроверг теорию начала пандемии: утечка из лаборатории в Китае не источник
Новое открытие ученых: Стоухендж возвели из обломков более старого памятника
Иконография
Бывший римский сотник изображен на многих древних иконах. Воина, присягнувшего на верность Спасителю, изображали с покрытой головой, вокруг которой рисовали сияющий нимб. На иконах Лонгин одет в дорогие воинские доспехи. На плечах — красный плащ. В одной руке он держит крест, другую — приподнял в молитвенной просьбе.
На старинной иконе из Минология Василия II, датированной началом 9 века, изображена мученическая казнь сотника и его соратников, а также вдова, нашедшая голову Лонгина. В 12-14 столетиях римского воина часто рисовали в момент распятия Христа. Есть сюжеты, где он протыкает копьем святейшие ребра Спасителя.
В 80-х годах 17 столетия изограф Федор Зубов создал храмовую икону с изображением сотника для дворцового Верхоспасского собора. Художник нарисовал поясной образ святого в воинских доспехах. Лонгина изобразили в головном плате, с короткой седой бородой. Похожая икона, нарисованная тоже в конце 17 столетия, находится в московской церкви в честь иконы Божьей Матери на Большой Ордынке. Около нее совершают молебен об исцелении от глазных болезней.
Мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни (тропарь, кондак и молитвы)
Тропарь, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Ло́нгин, / во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего: / име́яй бо кре́пость Твою́, / мучи́телей низложи́, / сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости. / Того́ моли́твами // спаси́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4:
Ве́село возра́довася Це́рковь / в па́мяти днесь приснопа́мятнаго страда́льца Ло́нгина, взыва́ющи: // Ты моя держа́ва, Христе́, и утвержде́ние.
Молитва
О, святы́й му́чениче Ло́нгине со́тниче! Ты некогда на стражи при Кресте Спасителя Пилатом поставлен был еси, обаче, ви́дя чудеса́, при распя́тии Го́спода бы́вшая, и трус, и затме́ние со́лнца, и ме́ртвых из гробо́в воскресе́ние, испове́дал еси́ я́ве Иису́са Сы́на бы́ти Бо́жия и, истину сию небоязненно повсюду проповедовав, во главу́ усече́н был еси́. Ныне же, Престолу Божию предстоя, призри с небесе на просящих твоея́ по́мощи и я́ко при́сный благоде́тель и хода́тай, моли́ Христа́ Бо́га, да сохрани́т нас от вся́каго лю́таго обстоя́ния, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Да не осу́дит Господь нас, гре́шных, по беззако́нием на́шим, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мене Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния. Моли́ся, святче Божий, да пода́ст нам Госпо́дь тишину́ в по́мыслех, воздержа́ние от па́губных страсте́й и от вся́кия скве́рны, и да укрепи́т во всем ми́ре Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь, ю́же стяжа́л есть честно́ю Свое́ю Кро́вию, да утверди́т в ней ду́х живы́я пра́выя ве́ры и благоче́стия, да вся ве́рная ча́да ея́, чи́стии от суему́дрия и суеве́рия, ду́хом и и́стиною покланя́ются Ему́ и усе́рдно творят за́поведи Его́, да вси мы в ми́ре и благоче́стии поживе́м в настоя́щем ве́це и дости́гнем блаже́нныя ве́чныя жи́зни на Небеси́, благода́тию Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Текст молитвы мученику Лонгину сотнику, иже при Кресте Господни, утвержден к общецерковному богослужебному употреблению решением Священного Синода от 17 июня 2021 года (журнал № 34).
Молитва иная,первая
О святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ло́нгине! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и по́мощи нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва иная, вторая
О святы́й му́чениче Ло́нгине всехва́льне, ты сподо́бился зре́ти на Кресте́ Сы́на Бо́жия, стра́ждущего во́лею. Ты взыва́л еси́ иуде́йскому собо́рищу: «И́стинно Сын Бо́жий есть и Госпо́дь Царь всех». Ты у Креста́ тьмы неве́рия и неразу́мия избе́гл еси́. Ты о́чи серде́чные просвети́л Боже́ственным сия́нием. С ра́достию помышля́ющее о сем, взыва́ем тебе́, засту́пниче наш пред Бо́гом: «Моли́ за нас пострада́вшего Творца́ вся́ческих, да да́рует и нам гре́шным, плотски́я по́хоти попра́вше, сподо́бимся мрак злоче́стия оста́вити и просвети́тися све́том и́стинного Богопозна́ния». Неду́говав зре́нием теле́сным, ты у Креста́ ка́плею кро́ви от Боже́ственного Страда́льца иска́павшей, исцеле́ние обре́л еси́. И нас, ны́не моля́щихся тебе́, услы́ши и ра́дость исцеле́ния оча́м на́шим у Всеще́дрого Влады́ки испроси́. По повеле́нию твоему́ жена́ не́кая, обре́тши главу́ твою́, прикоснове́нием к сей, затворе́нныя зе́ницы оче́й свои́х отве́рзе. Приими́, му́чениче всехва́льный, и на́ше прибега́ние к чудотво́рному о́бразу твоему́, а́ки вдовы́ ко главе́ твое́й прикоснове́ние. Мы с ве́рою несумне́нною прославля́ем Боже́ственную благода́ть, прису́щую чудотво́рному о́бразу твоему́, и посему́ дерза́ем вопи́ти ти: «Вся́ку боле́знь разреши́ всех благочести́во прибега́ющих к тебе́, блаже́нне, и пропове́дующих тя, и́стинны непобеди́мого свиде́теля». Сподоби́ нас, свя́тче Бо́жий, вку́пе с тобо́ю созерца́ти в Ца́рствии Небе́сном сла́ву Бо́жию и та́мо просла́вити Отца́ и Сы́на и Ду́ха Свята́го в безконе́чные ве́ки веко́в. Ами́нь.
Назад к списку
Молитва 1-я*
О, преди́вный уго́дниче Бо́жий, о́тче Силуа́не! По благода́ти, тебе́ от Бо́га да́нней, сле́зно моли́тися о всей вселе́нней, ме́ртвых, живы́х и гряду́щих, не премолчи́ за нас ко Го́споду, к тебе́ усе́рдно припа́дающих и твоего́ предста́тельства уми́льно прося́щих. Подви́гни, о всеблаже́нне, на моли́тву усе́рдную Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, Преблагослове́нную Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю, чу́дно призва́вшую тя бы́ти ве́рна де́лателя в Ея́ земне́м вертогра́де, иде́же избра́нницы Бо́жии о гресе́х на́ших ми́лостива и долготерпели́ва бы́ти Бо́га умоля́ют, во е́же не помяну́ти непра́вд и беззако́ний на́ших, но, по неизрече́нней бла́гости Го́спода на́шего Иису́са Христа́, уще́дрити и спасти́ нас по вели́цей Его́ ми́лости. Ей, уго́дниче Бо́жий, с Преблагослове́нною Влады́чицею ми́ра, Святе́йшею Игу́мениею, и святы́ми подви́жники Ея́ земна́го жре́бия, испроси́ у святы́х Святе́йшаго Сло́ва Святе́й Горе́ Афо́нстей и боголюби́вым пустынножи́телем ея́ от всех бед и наве́тов вра́жиих в ми́ре сохрани́тися, да А́нгелы святы́ми от зол избавля́еми и Ду́хом Святы́м в ве́ре и братолю́бии укрепля́еми, до сконча́ния ве́ка о Еди́ней, Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви моли́твы творя́т и всем спаси́тельный путь указу́ют, да Це́рковь земна́я и Небе́сная непреста́нно славосло́вит Творца́ и Отца́ Све́тов, просвеща́ющи и освяща́ющи мир в ве́чней пра́вде и бла́гости Бо́жией. Наро́дом всего́ ми́ра испроси́ благоде́нственнаго и ми́рнаго жития́, ду́ха смиренному́дрия и братолю́бия, добронра́вия и спасе́ния, ду́ха стра́ха Бо́жия, да не зло́ба и беззако́ние ожесточа́ют сердца́ людска́я, жела́юще истреби́ти любо́вь Бо́жию в челове́цех и низве́ргнути их в богопроти́вныя вражду́ и братоуби́йства, но в си́ле Боже́ственныя любве́ и пра́вды, я́коже на Небеси́, и на земли́ да святи́тся и́мя Бо́жие, да бу́дет во́ля Его́ свята́я в челове́цех и да воцари́тся мир и Ца́рствие Бо́жие на земли́. Та́кожде и земно́му оте́честву твоему́, земли́ Росси́йстей, испроси́, уго́дниче Бо́жий, вожделе́ннаго ми́ра и Небе́снаго благослове́ния, во е́же, всемо́щным омофо́ром Ма́тере Бо́жия покрыва́ему, изба́витися ему́ от гла́да, губи́тельства, тру́са, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни и от всех враг ви́димых и неви́димых, и та́ко же бы́ти ему́ до сконча́ния ве́ка святе́йшему до́му Преблагослове́нныя Богоро́дицы, Креста́ Животворя́щаго си́лою, и в любви́ Бо́жией неоскудева́ему утверди́тися. Нам же всем, во тьму грехо́в погружа́емым, и покая́ния те́пла, ниже́ стра́ха Бо́жия не иму́щим, и си́це безме́рно лю́бящаго нас Го́спода непреста́нно оскорбля́ющим, испроси́, о всеблаже́нне, у Всеще́драго Бо́га на́шего, да Свое́ю всеси́льною благода́тию Боже́ственне посети́т и оживотвори́т ду́ши на́ша и вся́ку зло́бу и го́рдость жите́йскую, уны́ние и нераде́ние в сердца́х на́ших да упраздни́т. Еще́ мо́лимся, о е́же и нам, благода́тию Всесвята́го Ду́ха укрепля́емым и любо́вию Бо́жиею согрева́емым, в человеколю́бии и братолю́бии, смиренному́дрии и моли́твеннем сраспина́нии друг за дру́га и за всех, в пра́вде Бо́жией утверди́тися, и в благода́тней любви́ Бо́жией благонра́вно укрепи́тися, и сынолю́бне Тому́ прибли́житися. Да та́ко, творя́ще Его́ всесвяту́ю во́лю, во вся́ком благоче́стии и чистоте́, вре́меннаго жития́ путь непосты́дно пре́йдем и со все́ми святы́ми Небе́снаго Ца́рствия и Его́ А́гнчаго бра́ка сподо́бимся. Ему́же от всех земны́х и Небе́сных да бу́дет сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
История сотника Лонгина
Житие римского воина Лонгина описано в одном из древнейших житийных текстов и пересказано проповедником Исихием Иерусалимским. Об этом человеке говорится в разных Евангелиях. Лонгин — это именно тот сотник, который, по велению Понтия Пилата, пронзил ребра распятого Спасителя, а истекшей из раны святейшей кровью и водой исцелил больные катарактой глаза.
Воин присутствовал при казни Господа, стоял около креста и гроба Христа. Сотник был свидетелем страданий Спасителя, воочию наблюдал чудеса, происходившие после окончания земной жизни Иисуса. Лонгину посчастливилось видеть чудеснейшее воскресение Спасителя.
Иудеи просили его и других охранников, стоявших у святейшего гроба, не рассказывать людям об увиденном чуде. Даже предлагали золото в обмен на лживое свидетельствование, то есть за рассказ, будто тело Христа похитили его преданные ученики. Однако сотник от этого предложения отказался.
Увиденные чудеса, а потом последовавшее наказание (затмение солнца, землетрясение), потрясли душу воина. Лонгин и еще двое солдат (Исавр и Афродисий) покинули службу, ушли от Понтия Пилата. Сотник принял крещение у апостолов Христа и отправился из Иудеи к себе на родину, в Каппадокию. Лонгин стал проповедовать слово Божье и рассказывать людям о своем выздоровлении и чудеснейшем воскрешении Спасителя.
Каппадокийцы в те времена были язычниками. Однако, услышав рассказы о последних минутах пребывания Христа на земле, поменяли верования. Христианство стало быстро распространяться в Каппадокии. Разумеется, такое положение дел вызвало недовольство языческой верхушки. Понтий Пилат отправил в Каппадокию отряд воинов, приказав им убить Лонгина и его сподвижников.
Иудейские солдаты прибыли в селение, в котором жил сотник. Лонгин, увидев военных, пригласил их к себе в дом отдохнуть с дороги. Воины рассказали гостеприимному хозяину о настоящей цели своей миссии. Бывший сотник признался, что он и есть тот самый человек, которого Пилат приказал убить. Воинам стало жалко бывшего коллегу, они позволили ему бежать. Ни Лонгин, ни его сподвижники не захотели спасать жизнь бегством. Они предпочли принять казнь ради спасения души и во имя Христа.
Мучеников обезглавили, тела похоронили на родине, а головы отвезли в Иудею показать Пилату. Иудейский правитель убедился, что его повеление выполнено. Он приказал выбросить отсеченные головы в мусор за стенами города. Правда, вскоре эти части тела, принадлежавшие бывшим солдатам, впоследствии ставшим христианами, были забраны с неподобающего места и захоронены.
Одной слепой вдове приснился сон, в котором Лонгин просил забрать свою голову с мусорной свалки. Женщина с помощью людей выполнила просьбу мученика. Она отыскала голову сотника, а когда к ней прикоснулась, сразу же прозрела. Женщина отвезла останки воина на его родину, в Каппадокию, и там захоронила.
Есть еще одна легенда, связанная с именем Лонгина. В 7-8 столетии в Тиане были найдены тексты, описывающие жизнь святого. Согласно писанию, воин служил Ироду Великому. Повелитель послал его в Вифлеем разузнать о рождении Иисуса. Сотнику было послано видение, что он станет святым мучеником. Он прибыл в Вифлеем, поклонился святейшему младенцу и рассказал о нем Ироду, представив Сыном Божьим. Царь пообещал воину полцарства, если тот принесет ему младенца. Однако сотник отказался и посоветовал повелителю принять христианство.
Ирод разгневался, услышав такие речи, и приказал лишить отступника воинского звания и предать тяжким мучениям. Тридцать дней продолжались издевательства. Благодаря молитве Лонгина случилось землетрясение, разрушились стены темницы, и тот вышел на свободу. Сотник проповедовал в Иерусалиме.
Когда Ирод умер, опять нанялся на службу к новому царю. Лонгин был на казни Спасителя, а потом уехал на родину проповедовать христианство. По просьбе Ирода Антипа римский император приказал казнить сотника, а голову принести ему. Позже останки святого были захоронены рядом с телом.
История и чудесное исцеление Лонгина Сотника
Гай Кассий Лонгин служил Понтию Пилату, правителю Иудеи. Он был одним из стражей, охранявших распятого на кресте Иисуса, а затем и его гробницу, поэтому иногда можно встретить имя Страж Лонгин. А имя центуриона Лонгин получил из-за службы: некоторых воинов называли центурионами. Известно, что сотник страдал от глазных болезней, катаракты. Божественная кровь, окропившая глаза Лонгина из раны Христа, когда он пронзил ребро распятием, спасла его от болезни. В Евангелии это описывается следующим образом: «.. пронзил ребра распятого Господа Иисуса Христа и от текущей крови и воды получил исцеление его больных глаз».
Спустя 3 дня, когда Лонгин дежурил у Гроба Господня, произошло еще одно чудо, увидев которое, стража, наконец, уверовала в Бога ». Но сотник и те, кто смотрели на Иисуса вместе с ним, увидев землетрясение и все, что произошло, они испугались и сказали: истинно Он Сын Божий »(Матфея 27:54. Сравните Марка 15:39 и Луки 23:47)… Воины стали очевидцами воскресения Христа. Это событие настолько потрясло стражников, что они стали проповедниками этого чудесного явления, а также первыми все рассказали Пилату.
Правитель пришел в ярость, узнав о воскресении, он хотел купить молчание стражи и скрыть случившееся, но Лонгин и другие свидетели чуда отказались и только стали свидетельствовать более настойчиво. Такое поведение только взбесило Пилата и направило весь свой гнев на центуриона. Все свидетели были казнены путем обезглавливания. Не было даже захоронения, их головы просто выбросили за городские стены. Слепая женщина нашла головы мучеников и похоронила их, но в то же время, как только она коснулась головы Лонгина, болезнь отступила, и к женщине вернулось зрение.
Пресвятой Богородице перед Ее иконой «Казанская»
Традиционно молитвы перед Казанским образом Пресвятой Богородицы возносят с просьбой об исцелении при заболеваниях и повреждениях органов зрения, а также при любых болезнях, особенно если болящий – ребенок.
Эту икону по праву можно назвать одним из самых любимых и чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси.
Чудесное обретение этой иконы произошло в Казани в XVI в. Девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Мать Матрены взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Многочисленные чудеса и исцеления происходили по молитвам перед этой чудотворной иконой и ее списками на протяжении веков, происходят и в наши дни.
Святому Димитрию, митрополиту Ростовскому
К святителю Дмитрию Ростовскому обращаются с просьбами исцеления при бронхолегочных заболеваниях.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в 1651 году недалеко от Киева в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки, ряд классических наук. В 1668 году принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского.
В истории Православной Церкви святитель почитается как видный проповедник и духовный писатель, автор знаменитого сборника житий святых угодников Божьих («Четьи-Минеи»). В памяти современников святой Дмитрий остался как человек, ведущий богоугодную жизнь, образец милосердия к ближним и помощи всем нуждающимся.
Каноническое свидетельство
Эта история описана в Евангелии апостола Иоанна (Иоан. 19:31-37). Распятие Иисуса Христа и двух разбойников пришлось на пятницу. Казнь на кресте подразумевала мучительную смерть в течение нескольких дней. Опираясь на прибитые к перекладине ноги, висевшие на кресте могли сделать вдох, постепенно они ослабевали и, по сути, задыхались.
По еврейскому закону в субботу нельзя делать никакой работы, а распятые могли умереть в любой момент, поэтому воины получили приказ перебить им голени, ускорив смерть.
Распятие и смерь Иисуса Христа
Когда римляне подошли к Иисусу, то обнаружили, что Он мертв, и его кости остались целы, что само по себе уже было чудом. Чтобы удостовериться, что Иисус действительно умер, сотник пронзил ему ребро копьем. У живого человека потекла бы чистая кровь, но все увидели текущую сукровицу, кровь с водой свидетельство того, что человек мертв.
В Евангелии апостола Марка нет описания этого действия. Только сообщается, что сотник признал Христа Сыном Божьим. (Марк. 15:39) Каноническая Библия не сообщает имени воина, проткнувшего ребро Иисуса.