История и значение иконы Казанской Божьей Матери
Явился образ Божьей Матери достаточно примечательно. Все началось с того, что в XVIвеке в Казани сгорел православный храм. Это событие вызвало массу пересудов среди народа, некоторые даже начали сомневаться в существовании Бога, раз Он допустил такое. Сгорела не только церковь, многие семьи остались без крыши над головой. В одной из них жила маленькая девочка Матрона, которой во сне явилась Богоматерь и указала место под землей, откуда нужно было достать образ. Утром девочка рассказала о своем сне родителям. Однако они не поверили ей. Когда сновидение повторилось еще дважды, родители поверили, что сама Дева Мария говорила с их ребенком.
Матрона указала место, где находится образ. Начав копать, родители действительно обнаружили икону. Она была обернута куском сукна, и от нее исходило чудесное сияние. Считается, что ее спрятали там христиане, которые не смогли увезти икону с собой. Образ перенесли в Благовещенский собор, где она явила много чудес. Во время крестного хода с иконой двое слепых прозрели.
Когда Иоанн Грозный узнал о чудесной истории обретения образа, он повелел построить Казанский собор – самый известный московский храм. Сюда и перенесли икону. Была основана женская обитель, в которой позже подросшая Матрона с матушкой приняли постриг.
Чудотворная икона не раз помогала России, помогая одержать победу над врагами и защищая от врагов. С лика было написано много списков, которые почитаются и по сей день. Оригинал же, обретенный в 16 веке, не сохранился. Казанский монастырь был ограблен и образ пропал бесследно. Позже полицейские нашли воров, которые дали показания, что ризу, украшенную драгоценностями, они продали, а образ порубили и сожгли.
Списки обладают теми же чудотворными свойствами, что и оригинал. Во время блокады Ленинграда, с одним из них обошли вокруг города, и он устоял, несмотря на страшные лишения.
На иконе изображен поясной лик Богородицы и Младенца по левую руку от матери. Иисус Христос благословляет, подняв вверх правую руку.
Слово «акафист» в переводе с греческого обозначает «неседальная песня»
Слово акафист греческого происхождения. В переводе оно означает «неседальная песня», то есть та песня, при исполнении которой нельзя садиться. Такая песня — форма молитвенного обращения к Господу.
Поэты считают её церковным гимном, так как она составляется по поэтическим законам. Естественно, что акафист не может полностью заменить собой молитвы и иные церковные тексты, используемые в богослужении.
Поэтому тексты акафистов церковь внимательно изучает, и некоторые из них ею не одобрены.
Акафист в честь императора Николай II не прошел цензуру
Так, например, не прошёл церковную цензуру недавно написанный акафиста в честь государя-страстотерпца Николая II, который содержал такие слова: «Радуйся альфа и омега всея твари».
Подобные эпитеты присущи Господу Нашему Иисусу Христу и переносить их на человека, даже царя, нельзя.
Цель церковной цензуры — очистка православного богослужения от таких неграмотных текстов. Если этого не делать, то может появится питательная среда для распространения еретических идей.
Рукописный сборник акафистов 1950-е годы. Акафист — это хвалебный гимн, при исполнении которого нельзя садиться
Представители старообрядчества называют акафист «акафисто», так как они придерживаются старой традиции чтения богослужебных книг. Его обычно посвящают Господу Богу, Богородице, ангелу.
Акафисты составляют в честь святых.
В настоящее время ходит много подобных песен и при пении их, необходимо сверяться с документами Русской православной церкви, которые указывают на одобрение или неодобрение ею текста того или иного акафиста.
Когда правильно читать акафист в домашних условиях
Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.
Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.
Молитва читается по особому порядку.
Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:
- «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
- (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
- (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
- «Святому Духу».
- «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
- «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
- «Отче наш».
- «Богородице Дево, радуйся».
- «Господи, помилуй» (12 раз).
- «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
- Псалом 50.
- «Символ веры».
Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.
После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:
«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Затем следует:
- «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
- «Господи, помилуй» (3 раза).
- «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:
- «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
- «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
- «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.
Когда читается акафист?
Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).
Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):
Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.
Каноны и акафисты
Канон — церковный гимн в прославление Спасителя, Богородицы, Святой Троицы; прославление также может относиться к священному или церковному празднику. Первые каноны были созданы в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужений, но православные христиане могут читать их в частном порядке, то есть дома. Некоторые каноны необходимо прочитать при подготовке к причастию.
В ней в поэтической форме воспеваются важнейшие моменты жизни Спасителя, Богородицы или святого, которому она посвящена. С греческого акафист переводится как «петь, не садясь», однако часто делается исключение для больных и тех, кто молится в глубокой старости. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить интенсивность молитвы, поэтому дома нужно делать стоя.
Акатиста, обращенная к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, но сначала вы должны получить на нее церковное благословение, даже если вы читаете ее дома, а не в церкви. Лучше всего читать по православному молитвеннику. Как правило, акатиста или канон читается в конце утренней или вечерней молитвы, в конце перед молитвой «достоин вкушения», но возможно и отдельное чтение акафиста.
Следует помнить, что вначале перед чтением акатиста необходимо произнести особые молитвы, а если речь идет о каноне, то перед чтением канона соответствующие молитвы .
Перечень православных акафистов
В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.
Богородице
Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:
- «Нечаянная радость». Благодарение за чудесное исцеление.
- «Неупиваемая чаша». Обращаются с просьбой излечиться/излечить от порока пьянства и наркомании.
- «Всецарица». Просят о помощи при онкологических заболеваниях, проблемах с непослушными детьми.
- «Умиление». Благодарственная молитва.
- «Целительница». Перед иконой молятся для избавления от тяжелых болезней.
- «Скоропослушница». Святой образ находится на Афоне. Чудодейственная сила проявлялась при обращении с болезненными состояниями.
- «Всех скорбящих радость». Благодарственная молитва.
- «Воспитание». Действенную помощь получают родители, желающие найти общий язык с детьми.
- «Млекопитательница». К иконе обращаются беременные женщины с просьбой о благополучных родах и здоровых младенцев.
- «Неопалимая Купина». Божья Матерь поможет спастись от пожара, избежать незаконного преследования.
- «Казанская». В домашних условиях ей возносят молитву о сохранении брака, излечении от слепоты.
- «Покрову Пресвятой Богородицы». Дома у иконы молятся, чтобы укрепиться в вере.
- «Утоли моя печали». Акафист читают перед святым образом, когда одолевают житейские невзгоды.
- «Умягчение злых сердец». Иконе молятся при ссорах детей с родителями.
Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.
Ангелам и святым
Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:
- Спиридон Тримифунтский;
- Иоанн Предтеча;
- архангел Михаил;
- благоверные князья Петр и Феврония Муромские;
- Георгий Победоносец;
- Пантелеймон Целитель;
- Иоанн Воин;
- Тихон Воронежский Задонский;
- Александр Свирский;
- Николай чудотворец;
- Матрона Московская;
- Лука Симферопольский;
- Василий Острожский;
- Елизавета Алапаевская;
- Иоанн Кронштадтский;
- Серафим Саровский;
- Ксения Петербургская;
- Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
- Харлампий Магнезийский;
- Иоанн Златоуст;
- мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
- Иннокентий Московский;
- Сергий Радонежский;
- священномученик Киприан и мученица Иустина;
- Алексий Московский;
- Александр Невский;
- Екатерина Александрийская;
- Варвара Илиопольская;
- Вонифатий Тарсийский.
Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.
Господу и Кресту
В домашних условиях читают акафисты:
- ко Господу Саваофу;
- Господу Иисусу Христу Грядущему;
- Иисусу Сладчайшему.
К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).
Правила прочтения
Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.
Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи
Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома
Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.
Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.
Когда правильно читать акафист в домашних условиях
Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.
Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.
Молитва читается по особому порядку.
Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:
- «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
- (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
- (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
- «Святому Духу».
- «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
- «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
- «Отче наш».
- «Богородице Дево, радуйся».
- «Господи, помилуй» (12 раз).
- «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
- Псалом 50.
- «Символ веры».
Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.
После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:
«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Затем следует:
- «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
- «Господи, помилуй» (3 раза).
- «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:
- «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
- «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
- «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.
Слово «акафист» в переводе с греческого обозначает «неседальная песня»
Слово акафист греческого происхождения. В переводе оно означает «неседальная песня», то есть та песня, при исполнении которой нельзя садиться. Такая песня — форма молитвенного обращения к Господу.
Поэты считают её церковным гимном, так как она составляется по поэтическим законам. Естественно, что акафист не может полностью заменить собой молитвы и иные церковные тексты, используемые в богослужении.
Поэтому тексты акафистов церковь внимательно изучает, и некоторые из них ею не одобрены.
Акафист в честь императора Николай II не прошел цензуру
Так, например, не прошёл церковную цензуру недавно написанный акафиста в честь государя-страстотерпца Николая II, который содержал такие слова: «Радуйся альфа и омега всея твари».
Подобные эпитеты присущи Господу Нашему Иисусу Христу и переносить их на человека, даже царя, нельзя.
Цель церковной цензуры — очистка православного богослужения от таких неграмотных текстов. Если этого не делать, то может появится питательная среда для распространения еретических идей.
Рукописный сборник акафистов 1950-е годы. Акафист — это хвалебный гимн, при исполнении которого нельзя садиться
Представители старообрядчества называют акафист «акафисто», так как они придерживаются старой традиции чтения богослужебных книг. Его обычно посвящают Господу Богу, Богородице, ангелу.
Акафисты составляют в честь святых.
В настоящее время ходит много подобных песен и при пении их, необходимо сверяться с документами Русской православной церкви, которые указывают на одобрение или неодобрение ею текста того или иного акафиста.
Акафист по дням недели
Понедельник
Первый день рабочей недели следует начать с “народной молитвы”. Она задаст хороший ритм для старта работы. Церковная песнь посвящается Ангелу Хранителю, он на протяжении всех семи дней будет вас опекать. Так плохих ситуаций в вашей жизни будет меньше.
Он не редко направляет энергию опекаемого в нужное русло, чтобы тот не тратил её на лишние дела. На усмотрение молящегося можно прочесть акафист Архангелу Михаилу. Силы этого святого огромны, он окажет воздействие, чтобы сберечь вас от напастей, которые нельзя было бы предсказать заранее.
Вторник
На второй день недели нужно читать молитву Иоанну Крестителю — святому угоднику, дарующему человеку покаяние.
В Древней Руси чтили Иоанна Крестителя. В его праздник люди одевали самые красивые наряды и шли отмечать этот день со всем размахом.
Главными его почитателями были крестьяне, работающие на земле. Считалось, что святой угодник при должном отношении награждает человека отменным урожаем и плодородной землей. Если возникала вероятность, что какой-то природный катаклизм может уничтожить посевы, молились именно Иоанну Крестителю.
Сейчас этим правилом пользуются земледельцы и огородники.
Среда
Это середина рабочей недели. Она означает, что тяжелые первые дни уже прошли, но расслабляться ещё рано.
Молитвы, читаемые в среду — Акафист Богородице, а также Иисусу Сладчайшему. У Девы Марии в этот день просят будущие матери о хорошем протекании беременности, защите или исцелении чад.
Четверг
Этим днем славят Николая Чудотворца и святых апостолов.
Дата хорошо подойдет для прошения у Николая Чудотворца здоровья, выздоровления при какой-либо болезни.
У апостолов Петра и Павла просят совета в свершении сложных дел. Если вы принимаетесь за что-то новое, открываете бизнес, идете на работу, нашли ремесло, в котором раньше не пробовали себя, то нужно помолиться этим апостолам. Тогда вас ждет успех во всех начинаниях.
Петр, по библейским сказаниям — рыбак. Он покровительствует этому делу. Поэтому для хорошего улова стоит попросить его о содействии. (см. Спасский собор Андроникова монастыря)
Пятница
Пятый день недели имел большое значение в событиях, связанных с распятием Иисуса Христа. В Библии сказано, что это жестокое действие происходило именно в пятницу.
Сегодня во всех церковных учреждениях страны в этот день проводятся песнопения, прославляя Животворящий Крест Господень.
Обычные люди могут сходить в церковь или сами читать Акафист, посвященный Честному и Животворящему Кресту Господа Бога. Просить у святыни разрешается об охране от любых неприятностей не только с молящимся, но и с его родственниками. Читают молитвенную книгу, чтобы уберечься от болезней, злых сил, проявляющихся в зависти, сглазе или порче.
Суббота
День перед выходным принято отдавать служению Божьей Матери и каким-либо святым угодникам. Люди, отвлеченные от рабочих будней, занимаются иными делами. Советуем уделить немного времени перед своими занятиями, чтобы прочесть Акафист Царице Небесной. Если один их святых угодников — ваш ангел-хранитель, то рекомендуется читать молитву и для его прославления.
Воскресение
В религиозном мире воскресный день — первый день седьмицы. Любой православный христианин знает, что седьмым днем недели воскрес сын Божий — Иисус Христос.
Воскресение нужно посветить походу в церковь, чтобы почтить это великое событие.Это последний день при сотворении Богом Земли, по Библии было сказано, что сегодня нельзя работать, нужно отдыхать, заниматься любимым хобби или проводить время с родными.
Акафист Воскресения Христа — заключительный этап чтения молитв в неделе. Человек благодарит Бога за удачное свершение дел и готовится к новым свершениям.
Правила прочтения молитвенной книги
Чтобы Бог или святые услышали вас, необходимо придерживаться правил чтения Акафиста. Это поможет вам установить крепкую связь с Небесными силами и тогда, они быстрее внемлют вашим просьбам.
Советуем перед тем, как начать молиться самостоятельно, сходить в храм и внимательно послушать, как поется Акафист там.
Если в данный момент у человека не возникает возможности посетить церковное учреждение, прибегните к прямым трансляциям богослужения, они проводятся на специализированных религиозных каналах.
Краткое объяснение терминов и сокращений, относящихся к канонам и молитвам
Все каноны в разделе изложены применительно к домашней молитве без священника, а поэтому не публикуется текст Евангелия и других молитв священника.
Слава — где написано «Слава», то нужно читать: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне — где написано «И ныне», то нужно читать: и ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь.
Поклон — всегда, когда в скобках указано «поклон», то полагаем на себя крестное знамение и совершаем наклонение головы до уровня пояса.
Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает величие и образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.
Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.
Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.
Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.
Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также умилительные прошения к Вседержителю и святым.
Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». Где в канонах написано: «Запев», то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.
Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен».
Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.
Задостоиник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице с прошением принять наше духовное делание.
Каноны и акафисты
Канон представляет собой церковный гимн для прославления Спасителя, Матери Божией, Пресвятой Троицы; прославление может также относиться к какому-либо святому или же церковному празднику. Первые каноны были созданы еще в 7 веке. Каноны составляют важнейшую часть богослужения в храме, но православные могут читать их и келейно, то есть в домашней обстановке. Определенные каноны следует обязательно читать, готовясь к причастию.
Акафист представляет собой хвалебное песнопение, которое является частью литургии, но может отдельно читаться и дома.
В нем в поэтичной форме воспеваются важнейшие моменты из жизни Спасителя, Богоматери или святого, которому он посвящен. С греческого акафист переводится как «пение не садясь», однако для больных и молящихся очень преклонных лет часто делается исключение. Чтение стоя не позволяет расслабиться и снизить накал молитвы, поэтому и дома нужно делать это стоя.
Акафист, обращенный к святым с молитвенной просьбой, часто читается верующими, однако предварительно на это нужно получить церковное благословение, даже если вы будете читать его дома, а не в церкви. Лучше всего читать его по православному молитвослову. Как правило, акафист или канон читают в заключение утренней или вечерней молитвы, в самом ее конце перед молитвой «Достойно есть», но возможно и отдельное чтение акафиста.
Следует помнить, что вначале необходимо произнести специальные молитвы перед началом чтения акафиста, а если речь идет о каноне, то соответствующие молитвы перед чтением канона .
Даже на дому акафисты читают стоя
Как читать акафист в домашних условиях можно узнать у того священника, который назначен вашим духовником. Если же говорить об общих правилах, то когда читают акафист, необходимо стоять. Исключения здесь могут быть сделаны только больным.
Чтение акафиста свт. Луке Обществом православных врачей Санкт-Петербурга, 2018 год. Акафист всегда читают стоя
Молитвы перед акафистом необходимо читать на свежую голову. Она не должна быть забита посторонними мыслями. Желательно читать гимн перед иконой или у окна. Перед началом чтения необходимо прочесть предназначенную молитву. Её необходимо закончить обращением к Ангелу-Хранителю.
Нет правил относительного того, сколько дней читать акафист. Каждый верующий должен этот вопрос решать самостоятельно по мере сил физических и душевных. Чтение акафистов по дням недели производится в соответствии с рекомендациями священника местного храма.
Перед началом чтения, для того, чтобы понять и осознать смысл прочитанного, необходимо изучить житие и подвиг того святого, к которому обращаются с просьбой. Каких-то иных правил чтения не существует.
В любом случае вечерня с акафистом — это хороший способ для верующего провести духовную работу над собой.
17 акафист
читается в свободном порядке
Стоит отметить, что 17 акафист читается в особом порядке. Дело в том, что это чтение по покойнику в день его поминания. Это третий, девятый и сроковой дни после смерти.
Цель такого чтения — молитвенно поддержать душу усопшего во время её метания на земле, чтобы она могла попасть в Царствие Небесное.
https://youtube.com/watch?v=oebdloOoN_w
Видеоролик: «Псалтырь. Кафизма 17». Эта кафизма читается по особым правилам в дни поминовения усопших.
Кроме того, необходимо знать, что в каких случаях читают акафист следует уточнять только у священника. Связано это с тем, что в советские времена из-за гонений на Православную церковь многие врущие не моги посещать богослужения, и читали дома акафисты.
Таких акафистов было составлено большое количество. Многие из них имели ошибками.
Поэтому 14 мая 2018 года Священный Синод РПЦ принял постановление, в котором не рекомендовал использовать в молитвенных целях тексты тех акафистов, которые не утверждены им и не помещены в официальные сборники.