Можно ли православному ходить на дискотеки?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Не допускать чувства вины

Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию

Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идём туда не потому что за себя боимся, а потому что переживаем за близких — это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает

Это то, о чём Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? — потому что мы живём в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать всё что угодно. В том числе — священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.

А если страна вообще нехристианская?

В перечне стран, регулярно посещаемых нашими соотечественниками, хватает и совершенно нехристианских: мусульманские страны, азиатские государства, Индия. Надо ли говорить, что культовые места и здания других религий являются крайне нежелательными местами для посещения христиан. Прямое или косвенное участие в каких бы то ни было нехристианских религиозных церемониях для христианина недопустимо. При этом наше естественное незнание всех тонкостей буддийских или языческих ритуалов может сыграть злую шутку с христианином, очутившимся в индуистском или буддийском религиозном объекте в качестве туриста. Нередко пассивное или непосредственное участие в религиозной церемонии является частью экскурсионной программы в том или ином культовом здании. Если к этому прибавить тот факт, что с культурой Индии или стран Азии нас не роднит вообще ничего, то самой разумной рекомендацией для православных будет обходить стороной любые культовые сооружения других религий, не заходить туда ни как экскурсант, ни как праздный зевака.    

То же можно сказать и о мечетях. Увы, не отнять того, что повальное увлечение турецкими сериалами несколько лет назад сформировало у наших людей несколько странное отношение к исламу, дескать, «они почти мы», тоже верят в единого Бога, тоже Христа почитают, правда, как пророка… Не могу не согласиться с тем, что ислам – одна из авраамических религий, к тому же, в отличие от того же индуизма, монотеистическая. Однако всё это никак не роднит ислам с христианством. Для нас ислам – абсолютно другая религия, полностью отличная от христианства и потому для христиан чужая. Приходить в мечеть для молитвы христианину незачем. Если даже страна проживания христианина полностью исламская и, кроме мечетей, культовых сооружений в ней нет. Молиться дома нам никто не может ни запретить, ни помешать, искать для этого особое место в условиях, где православного храма нет в радиусе сотен, а то и тысяч километров, нет ни малейшей нужды.

Впрочем, есть исключения. На территории современной Турции существует немало древних исторически значимых храмов, в разное время обращённых турками в мечети. Следует помнить, что для нас, христиан, храм всегда остаётся храмом, даже несмотря на демонтированный престол и суры из Корана, развешенные по стенам. Самый известный пример – храм Святой Софии Константинопольской. Поэтому в такие храмы приходить как для молитвы, так и с исследовательской целью христианину, конечно же, можно.

Таких случаев много

Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.

Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Если поблизости только костёл

Самый распространённый вопрос православных, оказавшихся в Европе: можно ли православным ходить в католическую церковь? На первый взгляд, понять такой вопрос несложно. Когда поблизости нет никакого православного храма, не лучше посещать хотя бы католический, нежели не посещать никакого? Что ж, вынужден вас разочаровать: не лучше. Основа храмового богослужения – Евхаристия. И люди, приходящие на Литургию, прежде всего являют собой евхаристическое собрание. То есть в таком собрании нет просто «предстоящих и молящихся», поскольку Евхаристия совершается всем собранием, то все его участники – сослужащие. Безусловно, возглавляется собрание священником или епископом, но Литургия – общее дело, поэтому стоять в стороне невозможно, ибо каждый присутствующий непосредственно участвует в общем деле. С учётом всего сказанного зададим всё тот же вопрос: может ли православный участвовать в собрании конфессии, не относящейся к той христианской общности, к которой он принадлежит? Может ли он быть участником общего дела чужой для него общности? Ответ очевиден: там, где я не могу причащаться, я не могу и молиться за богослужением.

Далее вполне логичным видится вопрос: а можно ли православным просто молиться в католическом храме? Когда нет богослужения, просто приходить в костёл для общения с Богом? Как мне кажется, на него целесообразно будет ответить вопросом же: а нужно ли? Разве такая молитва даст больше, чем молитва домашняя? Едва ли. Исключением, пожалуй, может случить только факт нахождения в костёле общехристианской святыни, как, например, мощей Святителя Николая в Бари. В этом случае молиться в католическом храме православному можно и ничуть не предосудительно. Кроме того, существует ещё одна цель, с которой православным можно ходить в католические храмы. Эта цель – ознакомительная. Католические храмы могут быть интересны с исторической точки зрения, как, например, Нотр-Дам-де-Пари или храм Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Фредерика Шопена. Да и концерты органной музыки, нередко проводимые в костёлах, также зачастую бывают небезынтересны.

Но ведь католикам ходить в православную церковь можно, скажут мне иные, вон в советские времена католиков даже в крёстные брали, и православные священники не возражали. Может, и не возражали. А зря. Крёстный, как известно, – это поручитель перед Церковью за нового её члена, а ручаться может только свой. Так что вышеописанная практика никак не заслуживает того, чтобы приводиться в качестве примера. Напротив, она достойна прямого порицания как недопустимое и неоправданное нарушение. Впрочем, католикам молиться в православных храмах не запрещено. Ведь католиков, которые в костёле с момента крещения не бывали, весьма немало. Они зачастую и отличие между католическим и православным храмом видят только в наличии лавок. Пришёл такой католик в православный храм, привёл его Господь – и хорошо, пусть себе молится, может, появится интерес, а там и до присоединения к православию недалеко.

Популярные статьи  Молитва Николаю Чудотворцу на хорошую торговлю

В церковь заходить могут все

Прежде чем разбираться в том, кто может заходить в православный храм, а кто нет, необходимо изучить историю появления церкви Иисуса Христа и ее предназначение. В переводе с греческого языка слово «церковь» означает собрание призванных. Такое название появилось после того, как Христос призвал апостолов следовать за ним и нести Благую весть о спасении во все уголки земли. Следовательно, церковь — это собрание тех, кто верует в Господа и исполняет Его волю, а ее главой является Иисус Христос.

Православный храм также называют церковью, так как в нем собираются христиане для совместного поклонения Господу, молитв и участия в Таинстве Причастия. По мнению священнослужителей, каждый человек, принявший крещение в православном храме, становится частью Церкви Иисуса Христа. Однако если верующий уклоняется от участия в церковной жизни, не принимает Святого Причастия, пропускает богослужения, он неминуемо отдаляется от Господа и его уже нельзя назвать настоящим христианином.

Если с верующими и крещеными людьми все достаточно просто, то что говорят священнослужители о тех, кто не принял Святого Водного Крещения или принадлежит к другому вероисповеданию? По мнению служителей Православной церкви — в храм имеет право зайти любой человек, даже не исповедующий православную веру, однако к поведению таких людей на богослужении предъявляются определенные требования.

Люди, не принявшие крещения и не принадлежащие к Православной церкви, имеют право заходить в помещение храма и присутствовать на богослужении, ведь таким образом они имеют возможность услышать проповеди священников, в которых они рассказывают о подвиге Христа и Его смерти за грехи всего человечества. Постепенно сердце такого человека размягчается, и он приходит к осознанию необходимости покаяния в своих грехах.

Бывают также случаи, когда у некрещеного человека случается беда, и он приходит в храм, как в единственное место, где надеется найти помощь и понимание. Поэтому при входе в православную церковь ни у кого не спрашивают, крещен он или нет, и уж тем более не запрещают посещать богослужения.

Однако это не означает, что такой человек не должен соблюдать определенные правила поведения в храме, которые касаются как верующих, так и не верующих людей. В противном случае ему могут сделать замечание, а то и вовсе попросить покинуть богослужение.

Храм или балаган?

Можно ли православному ходить на дискотеки?Фото: Flickr.com

Гул в ушах, огни светомузыки, потупленное сознание после бокала коктейля и человек становится «своим» в чужой компании. Веселье и танцы в разгаре. Достаточно посмотреть на парня, смешно прыгающего под ритмы музыки и размахивающего руками. Ранее подобная картина выглядела как минимум глупо. Но сейчас – это крутой и отвязный танец, после которого чувствуется некая усталость и пора пойти выпить еще по коктейлю. А потом красивая девушка, медляк и поездка к ней домой, где произойдет бурное продолжение знакомства.

Среди молодежи дискотеки пользуются особой популярностью. Парни и девушки здесь знакомятся, общаются, отдыхают и развлекаются. Это шумное место опьянения и дурмана, место шальных знакомств и однодневной любви. Стоит ли туда идти православному человеку? С какой целью?

  • Чаще всего парень хочет там познакомиться. Но пойдет ли порядочная девушка, надев соблазняющий наряд, в подобное заведение, где гуляет алкоголь и низменные страсти? Встретит ли она там настоящую любовь? И найдет ли там верующий парень будущую спутницу жизни? Вероятность, конечно, есть, но она мизерная. Дискотека это не место для знакомства будущих супругов. Здравомыслящий мужчина идет туда с любыми мотивами, но никак не с тем, чтобы обрести здесь суженую.  Семью создают с другими девушками, но никак не с посетительницами ночных дискотек.
  • Возможно, кто-то пришел на дискотеку потанцевать и послушать музыку. Но современные мелодии – это ритм, повторяющийся набор звуков. Слушать такую музыку сложно, под нее удобно танцевать, причем спонтанно и эмоционально, но это не красиво. Эти движения помогают размяться, забыться, возбудить похоть.  Кому-то нравится такое времяпровождение, это зависит от человека. Но православный христианин вряд ли пойдет гробить свое время на пустые вещи.
  • На дискотеках часто распространяются крепкие и дурманящие вещества и порошки. Когда голова уже не соображает, а «душа» требует продолжения веселья, самое время принять дурманящий допинг. Сочетание спиртного и дурмана может быть страшным и неожиданным. Человек может танцевать всю ночь без остановки, а потом, выйдя из помещения клуба, рухнуть без чувств от истощения. Это серьезный удар для здоровья, который неизвестно как отразится в будущем на человеке. Верующий человек вряд ли согласится на подобное времяпровождение, даже если он полностью свободен от любых дел.

Можно ли православному ходить на дискотеки?Фото: Flickr.com

Если появляется мысль, что на дискотеке делать нечего, лучше этой мысли поверить. Ведь много вариантов отдыха без гремящей музыки и веселящих таблеток: боулинг, бильярд, каток, лыжи, кинотеатр и еще множество разнообразных мест отдыха.

Танцы в том виде, в котором они присутствуют на дискотеке, никак не способствуют приобщению к Богу. Из этого следует вывод, что посещение дискотеки может стать поводом ко греху. А какие переживания испытывают родители, когда их дети возвращаются с танцев глубоко ночью или под утро? Это тоже может быть тяжким грехом.

Когда человек старается жить по-христиански, то он уже не хочет проводить время впустую и желание ходить на дискотеки отпадает само собой, человек осознает некий дисбаланс между жизнью веселой клубной и жизнью христианской.

Обыватели о выпивших людях в церкви

Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:

  • не ходить по помещению во время службы;
  • не отвлекать прихожан разговорами;
  • не издавать громких звуков.

В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.

Но есть люди, говорящие, что в некоторых случаях даже очень пьяный человек может войти в культовое здание и попросить помощи у Всевышнего. К ним относятся:

  • потеря близких людей;
  • хронический алкоголизм;
  • трудная жизненная ситуация.

Можно ли православному ходить на дискотеки?
Священники говорят, что двери храма открыты для всех детей Господа

Христианство призывает не судить чужие слабости и грехи, а также терпимо относиться к людям, обуреваемым различными страстями. Поэтому даже если во время богослужения рядом с христианином спокойно стоит нетрезвый человек, он не должен делать ему замечаний и осуждать.

Важно! Следует знать, что делать замечания, а тем более просить покинуть храм, может только священник

Наша жертва Богу

Протоиерей Игорь Фомин

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО (Москва):

Литургический день – совокупность всех богослужений суточного круга, венцом которого становится литургия.

Почему так трудно молиться на всенощном бдении и так легко на литургии? Потому что всенощное бдение – это наша жертва Богу, когда мы жертвуем Ему своим временем, какими-то внешними обстоятельствами. А литургия – жертва Бога нам. И принимать ее часто бывает намного проще. Но как ни странно, степень принятия этой жертвы от Бога зависит от того, насколько мы готовы пожертвовать Ему.

Всенощное бдение в формальном плане – обязательное богослужение перед причастием.

Весь строй богослужения напоминает нам о событиях божественного мироустройства, он должен сделать нас лучше, настроить нас на жертву, которую Христос уготавливает нам при святом причащении.

Но бывают разные обстоятельства, при которых человек не может попасть на всенощную: сварливая жена, ревнивый муж, срочная работа и так далее. И это причины, которые могут оправдывать человека

Популярные статьи  Кто такой еретик в православии

Но если он не присутствует на всенощном бдении из-за того, что смотрит чемпионат по футболу или любимый сериал (обратите внимание, я не говорю здесь про гостей – все-таки это немного другое), тогда, наверное, человек внутренне грешит. Причем не перед церковным уставом, даже не перед Богом

Он просто обкрадывает сам себя.

Вообще обокрасть Церковь, храм – невозможно, даже если вынесешь оттуда все иконы и какие-то материальные ценности. Духовный мир – это не банк и не магазин. Ты не нанесешь Церкви ущерба своим недостойным поведением. А вот для тебя внутренние последствия этого – бедственны.

Каждый должен сам задумываться. Если у него есть возможность посетить всенощное бдение, то нужно это сделать. Если нет такой возможности, то стоит задуматься: а как я могу достойно провести этот вечер перед причастием, чтобы подготовиться к принятию святых Христовых Тайн. Может быть, не надо смотреть телевизор, а следует сосредоточиться на духовном размышлении?

Если человек хочет причащаться каждое воскресенье и переживает, если он еще и каждую субботу будет в храме и останется без выходных, без отдыха, возникает вопрос – а для чего ему причащаться каждое воскресенье?

Господь говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф. 6:21). Если твое сокровище в кинотеатре, у телевизора, на стадионе – отложи причастие до лучших времен: на недельку, на месяц, на год.

Здесь очень важна мотивация, которая движет человеком. Если ты привык причащаться каждое воскресенье, и это тебя духовно никак не изменяет, не преображает, тогда зачем тебе это?

Может быть, тогда взять меру частоты, которая есть в церковном уставе: причастие – раз в три недели. Время подготовки к причастию в уставе определено так: неделю – готовишься, постишься сухоядением, читаешь молитвы. Потом – причащаешься, неделю внутренне хранишь полученное, неделю отдыхаешь и опять готовишься. Есть вариант, когда форму подготовки ко причастию каждый обговаривает со своим духовником.

Если человек устанавливает себе определенный график причастия, – это хорошо. Только тогда он должен к этому таинству относиться соответственно.

Подрабатывать

В свободное время, если в этом есть нужда, священник вправе подрабатывать. При этом он не может:

  • занимать должности в органах власти и судебной системы;
  • служить в армии или других силовых структурах;
  • лечить людей;
  • быть сотрудником кредитной организации;
  • получать зарплату в казино, питейном заведении, ночном клубе;
  • стать егерем.

Все остальные виды деятельности, не противоречащие заповедям, разрешены.

И хотя русские попы не вправе заниматься бизнесом, направленным на получение прибыли, батюшка может, например, продавать изделия декоративно-прикладного творчества, сделанные своими руками.

Отношение православной церкви

Если рассмотреть и найти места в Писании, то можно увидеть, что царь Давид от радости и во славу Господа танцевал так, что его жена сделала ему замечание.

Можно ли православному ходить на дискотеки?
Танец царя Давида

Как же отреагировал Господь? Он наказал женщину тем, что она никогда не рожала более детей. То есть Господь поощрил танец? Нет, скорее всего, Он поощрил желание и радость царя, который настолько был влюблен в Господа и возвеличивал Его, что от восхищения и радости пустился в пляс

Очень важно смотреть на мотивы сердца человека, как и в любом другом вопросе

Если девушка, идет на дискотеку с целью развлечься там, как она говорит близким, а на деле — это лишь желание страстно обниматься и развратно себя вести с представителями противоположного пола, то хорошо ли это? Какое изначальное желание лежит в сердце девушки, зачем это ей? Важно ответить на этот вопрос, прежде чем начать двигаться под музыку. Если же ребенок хочет пойти в кружок бальных танцев, чтобы научиться красиво двигаться, занять свое время и освоить такой вид искусства, при этом танцы целомудренные и исключают развратные и похотливые движения, то почему запрещать ему это? Мотивы сердца — вот что важно в этом и любом другом подобном вопросе

Если же ребенок хочет пойти в кружок бальных танцев, чтобы научиться красиво двигаться, занять свое время и освоить такой вид искусства, при этом танцы целомудренные и исключают развратные и похотливые движения, то почему запрещать ему это? Мотивы сердца — вот что важно в этом и любом другом подобном вопросе. Представители иудаизма всегда крайне эмоционально проводят свои богослужения, частью которого может стать и танец, но он осуществляется во Славу Бога

Существуют танцевальные христианские постановки, в которых участники рассказывают поучительные движения в танце, и это также хорошо

Представители иудаизма всегда крайне эмоционально проводят свои богослужения, частью которого может стать и танец, но он осуществляется во Славу Бога. Существуют танцевальные христианские постановки, в которых участники рассказывают поучительные движения в танце, и это также хорошо.

Важно! Ради чего танцевать и для чего? — ответив на этот вопрос, можно понять, будет ли грехом это или нет

Пить водку

Если ислам, например, предполагает полный запрет употребления алкогольных напитков, то христианство смотрит на рюмку-другую вполне лояльно. Батюшке тоже не грех выпить, но в меру. Разумеется, делать это можно лишь в дозволенные дни (не во время поста).

Впрочем, мнения различных религиозных деятелей разнятся в данном вопросе. Одни считают, что священник, употребляющий вино или водку на глазах своих прихожан, подает тем самым дурной пример пастве. Некоторые епископы призывают нижестоящее духовенство вести трезвый образ жизни.

Но в православной церкви есть и сторонники умеренного потребления алкоголя, которые ссылаются на то, что сам Иисус Христос не отказывался от вина, а во время таинства Евхаристии принято пить кагор, символизирующий кровь Спасителя. Иоанн Златоуст и другие церковные мыслители не отрицали употребление алкогольных напитков, призывая священников лишь знать в этом меру.

А вот курить русским попам нельзя. Данный запрет был введен в ХХ веке, когда стало известно, что эта привычка очень вредна для здоровья. Интересно, что в Греции и на Ближнем Востоке многие православные священники курят, им можно дымить сигаретами.

Творить

Одним из путей самосовершенствования души является творчество. В свободное от церковной службы время русский поп может заниматься искусством, но только в качестве хобби. Например, никто не запретит батюшке фотографировать пейзажи или сочинять рассказы для детей.

В идеале талант служителя церкви должен быть направлен на богоугодное дело. Например, музыкант или певец может реализовать свои способности в церковном хоре, художник – писать картины на поучительные библейские сюжеты, декоратор – участвовать в реставрации храмов.

Но есть и ограничения. Священник не может заниматься сценическим искусством, эстрадным вокалом, танцевать.

Почему танец может быть запрещен

Если рассмотреть историю этого искусства, то оно зародилось достаточно давно — еще в VI–VII веке до н.э., но, безусловно, не в том виде, какой существует сегодня. Тогда танцами считались хороводы, какие-то групповые пляски, которые стали одной из разновидностей искусства. При королевских дворах жили учителя, и представители знати обязаны были знать танцы и уметь их поддержать. Это было признаком воспитанности и образованности, но при этом оставалось коллективным занятием.

Можно ли православному ходить на дискотеки?
Красивые целомудренные движения вальса не являются грехом

Позже стал популярен вальс и другие разновидности пляски для пар, которые все же держали их на расстоянии и не позволяли слишком тесно стоять, т.е. между мужчиной и женщиной оставалось приличное расстояние в 50-60 см. Именно тогда это стало не только искусством, но и способом флирта.

Современные танцы зародились в 50-е годы прошлого века, когда появился рок-н-ролл и начал настоящую музыкальную революцию. Сексуальная же революция прошлого века проникла во все сферы жизни и исказила их весьма существенно. Особенно это касается танцев и отношений между мужчиной и женщиной.

Итак, плохо или хорошо танцевать? Все зависит от двух вещей:

  • мотив сердца;
  • вид пляски.

Однозначного ответа Православная Церковь не дает относительно этих занятий. Нет четкого запрета, но участие в них могут не поощряться священнослужителями. Отчего так? Дело все в виде танца, если говорить о красивых бальных произведения, в которых партнеры целомудренно относятся друг к другу и не позволяют вольностей, то это прекрасное хобби или род занятий.

А вот если это сальса или другие бразильские сексуальные движения, в которых партнеры страстно обнимаются и гладят друг друга по всему телу, то разве можно их назвать целомудренными? Конечно нет, и вот такие занятия церковь однозначно не поощряет. Для примера можно рассмотреть балет, это великое искусство, но не все его произведения Церковь одобряет.

Важно! Занятия подобные греховны тогда, когда они наполнены развратом и похотью. Красивые целомудренные движения, наподобие вальса или какие-то коллективных хороводов, не будут являться грехом

Часто задаваемые вопросы

Те, кто не принадлежит к православной конфессии, часто задают вопросы священникам, касающиеся правил посещения храма:

  • Что будет, если человек зайдет в православный храм во время чтения литургии верных? Несмотря на то, что присутствие некрещеных на этой части богослужения нежелательно, если человек по незнанию зайдет в храм в это время, его никто не выгонит. Также такое случается при посещении туристами исторически значимых храмов. Главное в этот момент вести себя прилично и не отвлекать прихожан от участия в Таинстве Евхаристии.
  • В какое время лучше прийти в храм некрещеному человеку? Наиболее оптимальным временем для посещения церкви считается послеобеденная пора, когда начинается вечерняя служба, как правило, это 16:00.
  • К кому обратиться с вопросами, которые возникли при посещении богослужения? Во время богослужения к священнослужителям не стоит обращаться, это можно сделать после службы, как правило, батюшка остается в церкви на некоторое время специально для того, чтобы ответить на вопросы интересующихся людей. Также при храмах есть церковницы — эти женщины сидят у входа и могут разъяснить некоторые детали, такие как, где нужно ставить свечи, как найти интересующую икону и как правильно молиться о здравии или упокоении души.
  • Можно ли делать фото во время богослужения? Такой вопрос обычно возникает у тех некрещеных людей, которые пришли в церковь на какое-то торжественное событие, приглашенные близкими друзьями и родственниками, например, на крещение ребенка или на венчание. В каждом православном храме на этот счет есть свои правила, поэтому предварительно стоит поинтересоваться у священника, который будет проводить обряд, разрешено ли вести фото или видеосъемку.
  • Можно ли зайти в храм накрашенной? Такой вопрос беспокоит женщин, которые привыкли находиться в людных местах с макияжем. Если он не вызывающий и не слишком яркий, то ничего страшного в этом нет.
  • Запрещено ли девушкам заходить в церковь в брюках? Прямого запрета на это от православной церкви нет, и если женщина спонтанно решила посетить храм, то она может сделать это и в брюках, главное, чтобы они не сильно облегали фигуру. Если с собой есть шарф или платок, то можно повязать его на талии, чтобы таким образом прикрыть бедра.
Популярные статьи  Престольный праздник: что это значит?

Любой человек, желающий посетить православную церковь, может сделать это без всяких ограничений, главное – прилично вести себя во время богослужения.

Достойный семьянин с разрушенной семьёй

Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причастию, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону её отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности — очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть

И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных

Мы постоянно говорим, что семья — на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что её семья разваливается.

Не надо искушать Бога

Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.

Без «социальной защиты»

Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва):

Есть определенный круг богослужений, и всенощное бдение является необходимой частью воскресной службы. Но существуют жизненные обстоятельства определенного уровня, когда человек не в состоянии пойти на всенощную. Но он может пойти на литургию и причаститься святых Христовых Тайн.

Совершенно обычная практика богослужений в наших русских православных храмах за границей такова, что большинство прихожан, живущих в разных городах, приезжают только на воскресное богослужение. Поэтому в большинстве случаев в храмах существует только воскресная литургия.

Это связано и с тем, что если священник будет служить не только литургию, но и прибавлять к ней, скажем, утреню, то богослужение будет совершаться около четырех часов. Это не просто тяжело для восприятия, но и связано с расписанием транспорта, платой за парковку…

Но то обстоятельство, что служится только литургия, не является для прихожан, которые приезжают причащаться, преградой для принятия святых Христовых Тайн.

Но если у человека есть возможность посетить всенощное бдение, и он просто по лени, по нерадению идти не хочет, то тогда это может стать препятствием к причастию.

Да, получается, что храм «занимает» оба выходных обычного работающего пять дней в неделю человека. Но только живущие в XX, XXI веках привыкли к таким вещам, как два выходных. Раньше люди не имели такой «социальной защиты». Они шесть дней работали, а седьмой посвящали Господу Богу.

Вопрос не в том, можно ли вместо всенощной поваляться на диване. Тут ответ однозначный. Другое дело, что у людей могут быть вполне оправданные семейные заботы. В конце концов, именно на это время должны привезти заказанную мебель из магазина. Или – пригласили на юбилей дорогого для всей семьи человека. Если мы провели этот юбилей благочестиво, почему он может стать препятствием для причащения?

Но все это происходит не каждую субботу. А просто решить, что всенощное бдение – вещь необязательная, и я на нее ходить не буду, – неправильно.

Загляните в своё сердце

Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.

Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.

Оцените статью
Добавить комментарии