Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет
Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?
В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.
В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.
Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.
Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».
Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.
Еще одно мнение по этому вопросу заключается в том, что менструальные выделения появляются вследствие того, что тело избавляется от омертвевшей яйцеклетки, так сказать от зародыша, который не созрел. Это является двойным признаком смерти. В то же время в церкви не допускается присутствие смертоносных объектов.
Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.
К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.
После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.
Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.
Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.
Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.
Подтверждения моих слов Святыми отцами.
Хочу сказать, что все святые, которые высказывались на эту тему говорили, что женщина в таком состоянии может присутствовать в храме, прикасаться к иконам, вкушать просфорки и т.д. Но лишь некоторые из них, говорили о том, что Причащаться не рекомендуется.
1. св. Климент Римский, ученик ап.Павла в сочинении «Апостольские постановления» допускал даже и причастие в таком состоянии: «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность… рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
2. Св.Григорий Двоеслов(автор литургии Преждеосвященных даров) так же допускает в таком состоянии Причащение, но и приветствует воздержание по благочестию от Причастия.
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
3. Св. Дионисий Александрийский советовал не приступать к таинству Причащения
«Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одежд. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
4. Св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался так же. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится
5. Патриарх сербский Павел
женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла
Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься
Вывод из всего сказанного таков, что при женской нечистоте можно посещать храмы, вкушать и пить святыни, но лишь воздерживаться от Причастия ради благоговения.
священник Андрей Барабаш
Можно ли ходить исповедоваться во время месячных
Одним из условий правильного причащения согласно христианской вере является необходимость исповедоваться. Пасха приближается, а месячные тут как тут. Что делать в таком случае? К этому вопросу тоже подходят по-разному. Одни идут в храм, потому что этого требует закон церкви. Другие по зову души. Если это второй случай – не играет роли, идут месячные или нет. Для Бога уже сама плоть считается нечистой. Одинаково нечисты мужчины и женщины
Бог обращает внимание на внутренний мир человека, его мысли, желания, стремления. Исповедоваться можно как в первый день, так и в последний день месячных! Очищение происходит духовное
Если традиция осуществляется слепо, силы в ней нет абсолютно никакой.
Полезные советы при крещении во время менструации
Чтобы исключить любые сомнения, женщине необходимо поступить следующим образом:
- Посоветоваться с батюшкой, который будет проводить обряд крещения. Священник может полностью запретить нахождение в храме или просто исключить прикосновения к святыням (ребенка держать будет кто-то другой).
- При любой возможности перенести мероприятие. Но не исключены ситуации, когда священнослужитель разрешит полностью окрестить ребенка с участием женщины. Все будет зависеть от конкретного прихода и разъяснения Священного Писания.
Узнайте в одной из наших статей, можно ли с месячными ходить на кладбище.
Православные исключения
Из-за Архиерейского Совещания, которое проходило в 2015 году, церковь официально закрепила правило воздержания от причастия в период женского очищения. Поэтому дискуссия, можно ли с месячными ходить на крестины в церковь, была решена. Посещение храма допускается, а вот с участием в обрядах может возникнуть проблема. Но есть исключения, согласно которым крестить ребенка во время менструаций можно:
- при смертельной опасности;
- при длительного кровотечения из-за болезни.
Будущая крестная должна учесть этого и изучить свой цикл. Если месячные пошли раньше запланированного срока или продолжаются дольше обычного, вины женщины в этом нет. Намного хуже, если человек заранее знает о невозможности участия в таинстве, но все равно соглашается.
Современный подход
Как проводить крестины решается в индивидуальном порядке. Конкретная церковная организация имеет право устанавливать правила поведения для своих прихожан на основе собственного толкования Священного Писания.
Поэтому ответ священника о том можно ли быть во время месячных крестной в одной церкви будет положительным, а в другой отрицательным.
Католическая церковь уже давно отменила устаревшие запреты. Месячные связывают с «нечистотой» только консерваторы.
Мнение батюшки:
«Сегодня женщине проще соблюдать правила личной гигиены. Поэтому не вижу никаких причин, которые бы запрещали посещать храм и принимать участие в богослужении во время месячных».
Такую интересную информацию дает другой священник:
«Почему нельзя крестить с месячными ребенка или посещать храм? Все это обычное историческое недоразумение. Я считаю, что естественные процессы в организме никак не могут осквернять человека. Это под силу лишь грешным поступкам. Поэтому не запрещается вести полноценную церковную жизнь».
Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить
Практически каждая женщина знает о том, что в период менструации нельзя приходить в священное место – это строгое правило передается из поколения в поколение, из уст в уста. Одни строго соблюдает этот запрет, другие же негодуют и высказывают свои возмущения, размышляют, почему сложился такой церковный закон.
Третьи же, не беря это во внимание, посещают храм независимо от состояния своего организма. Так допустимо ли посещение священного места в период менструальных выделений? Откуда пошло это правило и почему? В этом мы и постараемся разобраться
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины.
Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений.
Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.
Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.
Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора
Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.
Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных
Когда появилось новое верование, этот период характеризовался отсутствием четких концепций как в христианстве, так и иудействе. Апостолы уже не обсуждали вопрос ритуальной нечистоты. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин) продолжали веровать в то, что нечистота – это грех. Это касалось и женщин в период менструального кровотечения.
Ориген высказывал свое мнение о нечистоте не только менструальных выделений, но и плотских утех. Им были проигнорированы слова Господа о том, что двое, совокупляясь, преобразуются в одно тело (Мат.19:5). Однако его верования не были подтверждены Новым Заветом.
Святой Климентий в его «Апостольских постановлениях» выступал за то, что менструация не должна влиять ни на что. Рождение ребенка, кровянистые выделения и телесные пороки он признавал за абсолютно естественные вещи. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.
Святой Григоргий Двоеслов тоже поддерживал эту позицию.
В шестом веке к этой позиции присоединился и Григорий Великий, папа Римский.
В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, которым была поднята тема о менструации, он обозначил, что эти процессы проходят не по вине женщин, поэтому христианки имеют право на совершение различных церковных обрядов.
Это учение было актуальным вплоть до семнадцатого века, пока на смену ему вновь не пришел запрет на посещение храма в дни менструальных кровотечений.
Русская церковь раннего периода — что думает о посещении церкви с месячными
Русская православная церковь довольно часто выдвигала строгие правила, которые имели отношение к менструации у женщин или выделениям другого рода. Вопрос о том, можно ли ходить в дни кровотечений в храм, даже не подымался. На это был безапелляционный отрицательный ответ.
Кроме того, как подчеркивал Нифонт Новгородский, церковь принимала статус «оскверненной» в случае, если ребенок начнет рождаться в храме. В этом случае церковь подлежит опечатыванию на три дня, переосвящению и прочтению специальной молитвы, которую можно найти, читая «Вопрошание Кирика».
Люди же, которые в этот момент присутствовали в храме и наблюдали этот процесс, становились нечистыми. Для того, чтобы снять с себя этот статус, необходимо было пройти очищение с помощью молитвы Требника.
В нынешнее время очистительные молитвы Требника также можно услышать в храмах в знак того, что появился на свет ребенок.
Стоит ли совершать таинства и обряды
Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:
- крещение;
- венчание;
- причащение.
Во время обрядов человек сам освящается, принимая Кровь и Тело Христово и смешивая свою кровь с Его. Поэтому в такие дни нужно быть более чутким к себе, чтобы не допустить поругания находящейся в нас святыни. Исходя из этого, нельзя допускать истечения крови, содержащую часть Крови Христовой.
По этой причине к Божественным Таинствам не допускаются и раненые, истекающие кровью. Не разрешается в этот день чистить зубы, употреблять пищу которая может потребовать выплевывания (косточки, шелуха и пр.).
Поэтому на вопрос: можно ли крестить ребенка во время месячных, священнослужители рекомендуют воздержаться и перенести этот обряд на другое время. Это касается и проведения остальных Таинств.
Таким образом, вполне понятно, что главная причина запрета женщинам ходить в церковь во время месячных – сохранить чистоту святого Божьего храма. В основном этот постулат носит рекомендательный характер и не предполагает никакого наказания. Но, соглашаясь с тем, что женщину такой создал Бог, а значит все процессы, протекающие в ее организме, должны вполне нормально восприниматься церковью, нужно понимать, что не все естественные нужды и истечения человека уместно совершать в святом храме.
Поэтому во время месячных женщина остается вполне молитвенно чистой, но будет уместно если она проявит великое почтение и благочестие, воздержавшись от посещения церкви и совершения Святых Таинств.
Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет
Рассматривать проблему можно ли идти в церковь с месячными нужно, пользуясь Ветхим Заветом. В данном разделе Библии четко указано, в каком состоянии стоит удержаться от посещения святого места, это:
- смерть;
- тяжелая болезнь;
- «нечистота» женщин или мужчин.
Нечистота женщины связана с определенными выделениями, во время которых женщина не должна ни к чему прикасаться. Бытует мнение. что наличие месячных у женщин – это наказание за греховное падание прародительницы всех живых Евы. А, как известно, священнослужители стараются оградить церковь и прихожан от любых вещей, что напоминают о греховности и смертности человека.
Также считается, что менструация – это процесс избавления тела от мертвой яйцеклетки, своего рода смерть несозревшего зародыша. А наличия смертоносных объектов в храме запрещается.
Но некоторые знатоки Священной книги несколько иначе трактуют данное мнение. Считается, что наказанием является тяжелый процесс деторождения, а вот наличие менструации – возможность продолжить род человека.
Таким образом, Ветхий Завет не дает однозначного ответа на данный вопрос.
Аргументы тех, кто считает, что нельзя ходить в церковь о время месячных
Если спросить женщин: почему нельзя ходить в церковь во время месячных? Ответы могут быть самыми разными, самые распространенные из них следующие:
- По семейной традиции -так считала моя бабушка, мама и т.д.
- Когда идут месячные, то это выходит что-то «ненужное» или «грязное» -в это время лучше не ходить в церковь.
- Существует мнение, что в церкви не должна проливаться никакая кровь.
- Говорят, что женщина с месячными может осквернить иконы и т.д.
- Некоторые священнослужители не рекомендуют ходить в церковь с месячными.
Церковная практика в этом вопросе очень рознится, так как понятие нечистоты на западе полностью отсутствует. Западные христиане придерживаются мнения Климента Римского о том, что если женщина имеет Святого Духа в себе, то на протяжении 7 дней менструации – она также имеет Святого Духа, и не месячные, не роды, ни кровотечения не могут отлучить ее от Святого Духа. По этой причине женщина может спокойно ходить в церковь, причащаться, участвовать в крещении во время месячных, сразу после родов и т. д.
На Востоке есть ответы священнослужителей, которые содержат запрет на посещение церкви или запрет на участие в Евхаристии девушек с месячными. Святой Дионисий Александрийский в III веке пишет о том, что верующие женщины с месячными не должны дерзнуть коснуться Святой Трапезы (причастия). Для подтверждения своих слов он ссылается на историю, описанную в Евангелиях, о женщине, страдавшей от кровотечения и не дерзнувшей прикоснуться самого Спасителя, а только лишь края Его одежды, так и благочестивые женщины могут молиться, но не прикасаться к Евхаристии.
Святой Тимофей Александрийский, живший в IV веке, выражает мнение о том, что во время периода менструальных выделений девушки не должны допускаться к крещению и Причастию.
Наш современник, патриарх Сербский Павел, рассуждая о женской нечистоте, написал, что «современные гигиенические средства эффективно справляются с тем, чтобы случайно не сделать церковь нечистой», поэтому он рекомендовал женщинам ходить в церковь, прикладываться к иконам, читать молитвы, предприняв все гигиенические процедуры. От причащения или крещения в этом состоянии тела женщине, по его мнению, лучше воздержаться.
Мнение о том, что женщине, запрещено посещать церковь разделяют некоторые современные священники приходов московского патриархата, хотя большинство относятся с пониманием к этому вопросу. Рекомендуется, если вы женщина, посещающая православную церковь, расспросить своего духовника или священника, о том можно ли ходить в церковь с месячными.
Праздники, похороны, крещение детей и менструация
В отношении девушек с месячными, идущих на похороны и отпевание умерших, нет никакого регламента со стороны церкви. Конечно, народ не избежал глупых суеверий на этот счет, поэтому многие наши соотечественницы боятся каких-либо последствий, однако на это нет никаких оснований.
Если православные праздники, крещение детей совпадает с критическими днями, то не стоит пренебрегать посещением храма. Некоторые считают, что иконы должны обязательно располагаться особым образом к менструирующей женщине, однако это также является чьим-то вымыслом.
Отношение других религий к менструации
Их всех христианских конфессий только восточная православная церковь до сих пор имеет некоторую неясность по этому вопросу, католики и протестанты по этому поводу давно не устанавливают никаких правил и женщина может свободно ходить в костел, молитвенный дом с месячными.
В иудаизме все постановления относительно женской нечистоты остались и исполняются до сих пор. В мусульманстве также есть определенные ограничения, но женщина не называется нечистой в эти дни, но также запрещены половые отношения.
Буддизм, индуизм, восточные религии имеют определенные запреты для женщин в эти дни. Так в некоторых деревнях были и остаются специальные хижины, в которую при наступлении ритуальной нечистоты можно было отсылать девушек, и только по окончании менструации они могли покинуть ее.
Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными
Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины. Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений. Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.
Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.
Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора
Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа
Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.
Точка зрения в Старом Завете и Новом Завете
Объяснения о том, почему во время месячных нельзя в церковь можно встретить в Ветхом Завете. Именно там есть упоминание о том, что запрещено входить в церковь во время женской «нечистоты». Менструация — период, когда считается представительница прекрасного пола «грязной». Основано это на том, что из ее организма происходят некоторые выделения. Многие считали, что подобный процесс – это наказание за то, что их прародительница некогда совершила греховное падание.
В тоже время церковнослужители всеми возможными способами стараются оградить свои приходы от любого упоминания о смертности человека. Считается, что во время менструации происходит некий способ очищения утробы от мертвой яйцеклетки. А в церкви не может быть никаких смертоносных объектов.
Иные знатоки священных писаний говорят о том, что наказанием Господа может быть длительный процесс дарования жизни ребенку, а вот наличие выделения крови из половых органов говорит о том, что род человеческий может продолжаться. Кроме этого ранее не было нормальных современных средств личной гигиены и она могла запачкать пол.
Это касалось не только посещения святого места, но и принятия участия в обрядах. Тогда не стоял вопрос о том, можно ли на Причастие с месячными. Так как это считалось не уважением к Господу и церковным обычаям. Запрет накладывался и на прикосновение к церковной утвари. Было также утверждение о том, что всякий, кто касался ее в данный период также становился не чистым и все окружающие вещи.
Что говорится в Новом Завете
В данном Писании уже говорится о том, что все создания Божьи прекрасны и все, что с ними происходит, также является нормальным явлением. И воспрепятствовать посещению в «эти дни» женщине храм не нужно
Считалось, что самое важное – это то, что в душе человека, а не то, что происходит с его телом. Более современная трактовка не так требовательна к этому аспекту, так как изменилось не только человеческое сознание, но и социальные уставы жизни
Церковь сейчас стала более терпимой. Но это не означает, что необходимо пренебрегать всеми правилами и поступать так, как Вам захочется.