Мудрые наставления преподобного Серафима Саровского

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Пророческие изречения

Преподобному Серафиму приписывается ряд пророчеств о грядущих судьбах России. Вместе с тем, авторство и историчность многих из этих слов ставятся под сомнение современными историками. Особенно много таких высказываний передается Н.А. Мотовиловым в его «Записках». Тем не менее, существует ряд пророчеств преподобного, подлинность которых не вызывает сомнений. Многие из них уже можно считать сбывшимися.

О революциях и судьбе Церкви

Преподобным также предсказаны:

  • избавление от холеры Дивеевской обители (в сер. XIX в.);
  • Крымская война;
  • обретение мощей самого старца, когда «среди лета запоют Пасху». Это совершилось в 1903 г., мощи преподобного люди встречали пасхальными песнопениями;
  • перенесение мощей в Дивеево, что также сбылось

Семь поучений преподобного Серафима Саровского

Преподобный старец высказывал много мудрых мыслей, которые заключают в себе простую истину — тот, кто не сумел стяжать надежду на Бога, не может обрести мир в душе своей. Это один из главных принципов, которым руководствовался сам святой.

Книга наставлений Серафима Саровского

Известны семь его наиболее важных поучений, которые приведены ниже:

О вере. По словам Саровского, кто истинно верит в Бога, тот непременно имеет дела. Святой подвижник ушел жить в лесную чащу, удалившись на пять километров от монастыря. Он много трудился на своем огороде, обустроенным рядом с кельей. Сам добывал себе пропитание. Много читал духовной литературы и значительно дольше бодрствовал, чем спал;

О надежде. Преподобный Серафим утверждал, что все, имеющие надежду на Бога, возводятся к нему и просвещаются сиянием вечного света. Из жизни старца известно, что в детстве он болел. Как-то раз во сне маленькому Прохору (так звали в миру святого), явилась Дева Мария и пообещала, что он будет исцелен. Во время крестного хода, шедшего мимо дома Мошниных, мать поспешила вынести своего сына и приложила его к иконе Знамения Пресвятой Богородицы. После этого мальчик пошел на поправку;

О молчании. Старец говорил, что именно молчание содействует стяжанию внутреннего мира. И необходимо как можно больше разговаривать с собой и Господом, и поменьше с другими. Сам Саровский с 1807 года по 1810 принял обет молчания и старался ни с кем не общаться. Вернувшись в обитель, он в течение пятнадцати лет находился в затворе. Лишь по истечении этого срока он начал принимать посетителей. Известно, что к нему даже приходил царь Александр I. За свои иноческие подвиги Серафим Саровский стяжал дар прозорливости и чудотворения. Он также говорил, что от уединенности и молчания рождается умиление и кротость;

О терпении. Святой учил — все, что случается в жизни, надо принимать со смирением и благодарностью к Богу. В жизнеописании старца есть показательный момент, который подтверждает приверженность инока этому убеждению. Когда Серафим жил в лесу, на него совершили нападение разбойники с целью ограбления. Прошел слух, что отшельника посещают состоятельные гости, следовательно, у него есть что отобрать. Злоумышленники напали на Серафима во время молитвы, ударив по голове обухом от топора. Он едва остался жив, но стал очень сгорбленным. Старец считал, что осуждать можно лишь плохие дела, но не делающего их. Ведь судья, который будет всех судить один — Бог;

О мире душевном. Саровский говорил, что всем нам необходимо всячески сохранять мир в душе, не оскорбляться и сдерживать собственный гнев. Современники великого подвижника называли его самым ярким примером безгневия. Возвращаясь к истории с грабителями, стоит отметить, что старец простил своих обидчиков, когда они были схвачены и попросил не наказывать их. Лучшим средством укрощения гнева считал стремление к обретению «духа радостного, а не печального» и избавление от уныния;

О посте. Святой учил, что истинный пост — это не одно лишь изнурение плоти. Смысл состоит прежде всего в том, чтобы отдать кусок хлеба, который собирался вкусить сам, алчущему его. Он отмечал, что святые никогда не входили в пост внезапно. Это делается постепенно, и в итоге человек учится довольствоваться самым малым. Серафим Саровский, живя в лесу, три года питался травяной снедью, как утверждают его жизнеописатели. При этом инок подчеркивал, что святые постники не знали расслабления, но всегда отличались бодростью и готовностью к делу;

О скуке

Уделял внимание старец и этой теме, говоря о том, что скука застает монаха обычно к полудню, вызывая в нем отвращение к месту пребывания и монастырской братии. Единственным средством избавления от этого недуга, который рука об руку идет с печалью — усердная молитва и выполнение возложенных послушаний

Когда в занятиях появится порядок, скука не найдет себе места.

Почитание святого в XXI веке

Мощи прп. Серафима пребывают в Дивеевском женском монастыре с 1 августа 1991 г. Сестры монастыря почитают «батюшку», как они называют старца, духовным руководителем во всех делах. Ведется запись многочисленных чудес, происходящих практически постоянно, но еще больше чудес, известных верующих, но не записанных. Среди них духовная поддержка, обращение к вере, помощь в житейских делах, исцеления.

Успенская Саровская монастырь, место пострига о. Серафима, открыта после советских лет в 2006 г. В Сарове, ныне центре разработок в области ядерных вооружений, преподобный почитается, как и в Дивеево.

Интересный фактО повсеместном почитании одного из любимых святых говорит количество посвященных ему храмов: в России их 453.

Радость и искренняя любовь, которыми пронизано каждое слово – вот что заставляет нас обращаться к наставлениям преподобного. Можно дискутировать об историчности того или иного поучения, но несомненна реальность святости преподобного – почти нашего современника.

Краткое житие Серафима Саровского

Мирское имя чудотворца – Прохор Мошнин. Точная дата его рождения неизвестна, однако исследователи единогласно сходятся на 1754 году. Родился мальчик в Курске у верующего купца Исидора и благочестивой Агафии.

С малых лет ребенка тянуло к духовным знаниям, а случившееся позже чудо, уверило мать, что сыну предопределено служить Богу. Так, однажды маленький Прохор упал со строившейся колокольни, но не получил даже малейшего ушиба. Окончательно убедило родительницу чудесное исцеление ее чада от тяжелой болезни, когда тот встретился с иконой Богородицы во время крестного хода.

Мудрые наставления преподобного Серафима СаровскогоЯвление иконы Богородицы во время крестного хода

Путь служения Господу молодой человек начал в 1778 г., став послушником Саровской обители. Спустя 8 лет он принял постриг, обретя новое имя – Серафим. Чуть позже инока повысили до иеродиакона, а со временем и до иеромонаха. Чудеса с будущим святым при жизни случались часто. Однажды к нему явилась Матерь Божья, исцелив его от водянки, а во время очередного богослужения он узрел Иисуса Христа.

В 1794 году преподобный отец ушел из монастыря, поселившись недалеко от его стен. Отшельник соорудил себе келью, укрытую лесом, и три года вел уединенное житие, приняв обет молчания. Люди говорили, что к нему приходили дикие звери, а он кормил их из рук. Когда молчальничество закончилось, Серафим Саровский вернулся. Монастырским затворником он провел 15 лет, а потом начал старческое служение. Людей старец принимал до самой смерти, которая наступила 2 января 1833 года. В 1903 г. чудотворца официально канонизировали.

Молитва Серафиму Саровскому об исцелении

Как же правильно помолиться святому? Именно этот вопрос волнует тех, кто ищет исцеления от своих болезней, разуверившись даже в современной медицине.

Молиться батюшке Серафиму можно имея страдание от любой болезни, или даже находясь в другой нужде. Например, просить помощи о заступничестве за детей, об устройстве на работу и многом другом. Но с другой стороны, в народе уже давно было подмечено, что чаще всего к преподобному прибегают те, кто страдает всевозможными болезнями ног и суставов, позвоночника и головными болями.

Популярные статьи  Что такое анафема в православии?

И это неспроста. Читая житие батюшки Серафима, мы можем увидеть, что именно эти болезни испытывал и святой. От многотрудных подвигов и стояния на камне у батюшки стали сильно болеть ноги. А еще ему довелось испытать на себе нападение разбойников, которые жестоко били святого по голове и спине – так, что он потом долго болел и выздоравливать стал лишь после исцеления, полученного от Самой Богородицы. Но даже после этого на всю жизнь он остался сгорбленным в спине и ходил, опираясь на мотыгу или посох.

Так вот, случаев, когда у людей проходили боли в спине, и исцелялись ноги – огромное количество! Люди молились и у мощей святого и на его источнике – и получали исцеление.

Как христианину относиться к неверующим?

Когда случится быть среди людей в мире, о духовных делах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Когда же надобность потребуется или дело дойдет, то откровенно во славу Божию действовать должно по глаголу: «Аз прославляющая Мя прославлю», потому что путь уже открылся. С человеком душевным надобно говорить о человеческих вещах, с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего – из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы тайну свою. Когда мы сами не сохраним ее в себе, как можем надеяться, что она может быть в сохранении другим? Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца твоего.

Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований, в противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному изречению святого Исаака Сирина: «Лучше есть помощь, яко от хранения, паче помощи, яже от дел».

Должно быть милостиву к убогим и странным – о сем много пеклись всякие священники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: «Будите убо милосердны, яко же и Отец ваш милосерд есть». Когда же мы отвращаемся от человека или оскорбляем его, тогда на сердце прикладывается как бы камень.

  • Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский
  • Мы видим, что такое христианство, в образе преподобного Серафима
  • Среди лета запоют Пасху

Житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец, до пострига носивший имя Прохор, появился на свет 19 июля 1759 года, в благочестивой купеческой семье из города Курска. Уже с детства его жизнь была отмечена знамениями милости Божией

Еще в детстве он по неосторожности упал с колокольни храма, но остался невредим. Затем, будучи отроком, он тяжело заболел, однако Богородица в видении обещала его матери, что он будет исцелен, и когда его приложили к Курской иконе Божией Матери Знамения, он быстро поправился

Мать благословляет Прохора в монастырь

В семнадцать лет юноша окончательно решил оставить мир, и мать благословила его простым медным крестом, с которым он не расставался до конца жизни. Два года он подвизался в Саровской Успенской пустыни, известной строгостью выполнения иноческого устава, и затем 18 августа 1786 года принял постриг с именем Серафим, что значит «пламенный». Почти сразу он был возведен в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха.

После этого преподобный взял на себя подвиг пустынножительства, срубив себе келью на реке Саровке. Испытывая искушения от диавола, святой Серафим усугубил свой подвиг и тысячу дней и ночей с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Тогда диавол, бессильный духовно низложить подвижника, надоумил разбойников напасть на него и нанести ему топором смертельные раны. Но и после этого он был исцелен Божией Матерью, а пойманных разбойников беззлобно простил.

По выздоровлении преподобный взял на себя подвиг безмолвия на три года. За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения, и после длительного затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил за свою безграничную любовь к Богу — это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами богоносный старец встречал каждого, кто к нему приходил.

Художник Павел Рыженко

Свои простые слова назидания преподобный Серафим основывал на Священном Писании и творениях святых отцов. Особо чтил Серафим Саровский святых поборников и ревнителей православия, и каждого приходящего он призывал хранить непоколебимую веру в Бога. Многих раскольников преподобный с любовью убедил оставить свои заблуждения. В 1833 году преподобный Серафим Саровский с миром отошел ко Господу и был найден уже бездыханным в коленопреклоненной молитве перед иконой Богоматери «Умиление», перед которой молился всю свою жизнь. Но и после смерти на могилке преподобного совершалось множество чудес, которые были заботливо собраны их свидетелями, и в 1903 году преподобный был причислен к лику святых.

Фото: tatmitropolia.ru

Знание того, что любые испытания приходят к нам от Бога, неустанный подвиг и необъяснимая, всеобъемлющая любовь к каждому человеку сделали преподобного великим подвижником, чье имя просияло на всю страну. Сегодня к мощам святого по-прежнему нескончаемым потоком стекаются верующие люди, которые по молитвам преподобного получают помощь от Бога.

1 августа по новому стилю Православная Церковь празднует обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского, которое произошло в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти. 15 января мы отмечаем преставление преподобного Серафима Саровского. В этот же день, в 1991 году — уже после советской эпохи — чудесным образом вновь были обретены мощи преподобного Серафима Саровского. В эти дни в храмах и монастырях по всей России совершается праздничная служба, а мужчины, носящие имя преподобного, отмечают свои именины.

Фото: tatmitropolia.ru

Видео «Жизнь и наставления преподобного Серафима Саровского»

В этом видеосюжете рассказывается о жизни и поучениях старца.

О посте

Учение святого говорит о настоящем воздержании не как о простом усмирении плоти, а о возможности отдать свой кусок хлеба тому, кто в нем нуждается. Чудотворец три года жил на лесной опушке, соблюдая строгий пост, однако оставался бодрым духом. При этом он кормил приходящих к нему диких зверей, никогда не прогоняя животных голодными.

О терпении

Преподобный Саровский наставлял мирян все происходящее с ними принимать, как должное, и благодарить Господа за ниспосланные испытания. Однажды на старца в его лесной келье напали разбойники. Его ударили по голове, отчего монах остался сгорбленным на всю жизнь. Однако святой не держал зла на этих людей, полагая, что осуждения заслуживают только поступки.

О мире душевном

Своими наставлениями чудотворец призывал не удерживать в себе гнев, не реагировать на оскорбления, тем самым сохраняя душевный мир. Отец Серафим своим примером показывал, что это не простые слова. Он простил напавших на него и даже упросил не наказывать разбойников.

Чтобы укротить гнев, преподобный Саровский советовал акцентировать внимание на радостном духе, а не печальном. Совет автора

Совет автора

О скуке

Святой говорил, что скука не чужда и монаху – обычно она появляется к обеду, заставляя инока сомневаться в выбранном пути. Обычно это скверное чувство несет за собой печаль, а чтобы подобного не произошло, нужно усердно молиться Господу, не забывая о своих послушнических обязанностях. Тем, кто будет постоянно занят делом, тоска не страшна.

О молитве

О прощении

О заповедях

Об унынии

О старообрядцах

Вопрос об отношении прп. Серафима к старообрядчеству в настоящее время не прояснен окончательно. Долгое время считалось, что преподобный заявлял себя сторонником официальной Церкви и негативно относился к расколу. Об этом говорят его высказывания, изданные в 1863 г. Н.В. Елагиным в жизнеописании старца. Согласно этому изданию, прп. Серафим считал троеперстное крестное знамение переданным от Апостолов, а двоеперстие «противным святым уставам». Он также сравнивал старообрядчество с небольшой лодочкой, а Русскую Православную Церковь – с большим кораблем в бурном море, и говорил о невозможности спастись вне церковного общения.

Вместе с тем, современные ученые, включая авторов «Православной Энциклопедии», многотомного научного издания, не склонны доверять Елагину в плане точности передачи высказываний старца. Н.В. Елагин, будучи духовным цензором, славился достаточно вольным редактированием попадавших к нему сочинений, так что уже современники обвиняли его в бесцеремонном обращении не только с авторскими произведениями, но и с историческими источниками.

Популярные статьи  Староверы и православные: в чем отличия

Известно об авторитете старца в среде современных ему старообрядцев. Среди личных вещей прп. Серафима – лестовка, это характерные для старообрядчества монашеские четки. С ними он часто изображается на иконах.

В.В. Степашкин вовсе предполагает происхождение о. Серафима или из старообрядческой, или единоверческой семьи. Некоторые думают, что христианское отношение старца к старообрядцам затянуло его канонизацию.

История издания поучений старца

Наставления о. Серафима сохранились в основном от последнего периода его жизни, когда он уже состоялся как подвижник и духовник.

Вместе с тем, о. Серафим специально не писал никаких сочинений. Его наставления записывались духовными чадами, известны по воспоминаниям лично знавших старца людей.

Впервые поучения старца изданы небольшой книгой в 1839 г. Труд собирания изречений и духовных советов о. Серафима принял на себя иером. Сергий (Васильев), постриженник Саровской обители. Сначала он собирался издать поучения старца вместе с его жизнеописанием, но житие не пропускал цензурный комитет. В результате наставления были изданы как приложение к жизнеописанию другого Саровского подвижника, Марка. Позже наставления прп. Серафима стали печататься в составе его жития.

О мире душевном

Ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов: нeсть бо наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы вeка сего, к духовом злобы поднебесным (Ефес. 6, 12).

Признак разумной души, когда человек погружает ум внутрь себя и имеет делание в сердце. Тогда благодать Божия приосеняет его, и он бывает в мирном устроении, а посредством сего и в премирном: в мирном, т. е. с совестью благою, в премирном же, ибо ум созерцает в себе благодать Святого Духа, по слову Божию: в мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Можно ли, видя солнце чувственными очами, не радоваться? Но сколько радостнее бывает, когда ум видит внутренним оком Солнце правды Христа. Тогда воистину радуется радостью ангельскою; о сем и апостол сказал: наше житие на небесeх есть (Фил. 3, 20).

Когда кто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары.

Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго.

Когда человек придет в мирное устроение, тогда он может от себя и на других изливать свет просвещения разума; прежде же сего человеку надобно повторять сии слова Анны пророчицы: да не изыдет велерeчие из уст ваших (1 Цар. 2, 3), и слова Господни: лицемeре, изми первeе бревно из очесе твоего: и тогда узриши изяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7, 5).

Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим пред смертью Своею, глаголя: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Иоан. 14, 27). О нем также говорит и Апостол: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумeния ваша о Христe Иисусe (Фил. 4, 7).

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Мир душевный приобретается скорбями. Писание говорит: проидохом сквозe огнь и воду и извел еси ны в покой (Пс. 65, 12). Хотящим угодить Богу путь лежит сквозь многие скорби.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Итак мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтоб получить мир Божий и с Церковью всегда вопиять: Господи Боже наш! мир даждь нам (Ис. 26, 12).

Пророческие изречения

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем, и нередко его слова оказывались пророческими. Так, он предсказал:

  • исцеление от холеры, бушующей в Дивеевском монастыре;
  • Крымскую войну;
  • обретение своих мощей на Воскресение Христово и дальнейшее их перемещение в Дивеево.

Однако есть те, которым только суждено оказаться правдой. Так, он предсказывал попрание православной веры, за что священнослужители непременно понесут кару Божию. Чудотворец рассказывал, как молился Всевышнему, чтобы Тот отказал ему в Царствии Небесном, а взамен помиловал грешных, но Бог был неумолим. Преподобный отец также говорил, что до пришествия антихриста Россию ожидает долгая, ожесточенная война, будут уничтожены храмы, пролито много крови, однако в конце страна обретет великую славу.

Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем

Всю свою жизнь святой Серафим Саровский провел в служении Господу и наставлении мирян на путь истинный. Он помогал людям укрепиться в вере, обрести истинный смысл жизни и давал советы, как стать ближе к Богу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Семь поучений преподобного

Всю свою жизнь Серафим Саровский раздавал людям мудрые советы, наставляющие на истинный путь. Он говорил, что без познания Бога невозможно обрести душевное спокойствие.

О вере

Святой утверждал, что истинно верующий человек всегда занят делами насущными, не зная лени. Сам чудотворец три года прожил в лесу, ежедневно работая на грядках и пасеке, которые он соорудил поблизости кельи. Он сам выращивал себе еду, любил читать, проводил много времени за молитвами, а также очень мало спал.

О надежде

Преподобный отец говорил, что лишь те, кто истинно надеется на Всевышнего, становятся ближе к Нему и способны принять Святой Дух. Будучи маленьким, Прохор тяжело болел. Однажды во сне к нему явилась Богородица, пообещав исцелить мальчика. Когда мимо их дома проходил крестный ход, мать приложила сына к святому образу, а чуть позже болезнь полностью отступила.

О молчании

По словам Серафима Саровского, молчание помогает обрести душевное спокойствие. Также он уверял, что молчальничество порождает скромность и покорство. Преподобный отец на своем примере доказал силу своих слов, сохраняя строгий обет на протяжении трех лет.

Наставления и поучения Серафима Саровского

Великий подвижник земли русской, известный, пожалуй, каждому христианину от царских палат до крестьянской хижины, оставил своим потомкам ценные поучения. До сегодняшнего дня они остаются актуальными и помогают православным людям, ищущим Бога, обрести четкие жизненные ориентиры, ведущих к спасению в жизни вечной.

Икона Серафима Саровского

Вот чему учил богоносный старец:

  • «Рай и ад начинаются на земле.»;
  • «Суди себя сам, и Господь не осудит.»;
  • «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи.»;
  • «Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.»;
  • «Можно причаститься на земле и остаться не причащённым на Небе.»;
  • «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.»;
  • «На хлеб и воду еще никто не жаловался.»;
  • «Купи метелку, купи веник да почаще мети келью, потому что как будет выметена твоя келья, так будет выметена твоя душа.»;
  • «Паче поста и молитвы — есть послушание, то есть труд.»;
  • «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния.»;
  • «Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.»;
  • «Если бы человек знал, что Господь приготовил ему в Царствии Небесном, он готов был бы всю жизнь просидеть в яме с червями.»;
  • «Смирение может весь мир покорить.»;
  • «От радости человек может что угодно совершить, от внутренней натуги — ничего.»;
  • «У игумена (а тем более у епископа) должно быть не только отеческое, но даже материнское сердце.»;
  • «Мир лежит во зле, мы должны знать об этом, помнить это, преодолевать насколько возможно.»;
  • «Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, но тайну свою открывай из тысячи одному.»;
  • «Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы.»;
  • «Как железо ковачу, так я передал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.»;
  • «Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камне, сей при пути, сей в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро.»;
  • «Ах, если бы ты знал, возлюбленный, какая радость, какая сладость ожидает праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби с благодарением. Если бы сама эта келия была полна червей, и они бы всю нашу жизнь ели нашу плоть, то и тогда надо бы терпеть со всяким благодарением, чтобы только не лишиться той небесной радости…»;
  • «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего.»;
  • «Душу надо снабдевать Словом Божиим, ибо Слово Божие есть хлеб ангельский, им же питаются уши, Бога алчущия. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От чтения Священного Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением Божественным. Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Божием, по руководству которого должно устроять и жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением Слова Божия и, в уединении, прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение Господь не оставит человека Своею милостию, но исполнит дара разумения.»;
  • «Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь — наш корабль, а Кормчий — Сам Спаситель.»;
  • «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией, говоря умом: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго“. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.»;
  • «Как на свет ангела нам грешным нельзя взглянуть, так и бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.»;
  • «Когда в сердце умиление, то и Бог бывает с нами.»;
  • «Молчание приближает человека к Богу и делает его как бы земным ангелом.»;
  • «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя…»;
  • «Сердце человеческое открыто единому Господу и един лишь Бог Сердцеведец: а приступит человек, и сердце глубоко.»;
  • «Страсти истребляются страданиями или произвольными, или посылаемыми Промыслом.»;
  • «Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу.»;
  • «Царствие Божие заключено в сердце человека.».
Популярные статьи  Зачем нужны четки в православии?

Читайте о святом:

  • Источник Серафима Саровского в Дивеево
  • Праздник Серафима Саровского
  • Церковь Серафима Саровского в Кунцеве

Смысл и значение наставлений

Даже на сегодняшний день, когда духовные ориентиры весьма размыты, поучения этого великого молитвенника о человеческих душах являются очень важными в формировании духовного облика современного человека.

В наставлениях Серафима Саровского раскрывается тот единственный путь, к которому призван человек для спасения своей души и обретения Царства Небесного.

Путь совершенствования, ведущий к Богу, труден, но каждый может пройти его, борясь со своими страстями и возвышаясь на новый уровень. Именно об извечном призвании человеческого существа к Богу, о его предназначении для вечной жизни во Христе говорит каждая строчка в высказываниях просветленного старца.

Важно! Главный акцент во всех поучениях делается на любовь к Творцу и ближнему. Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим

Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная

Святой учит, что к людям необходимо относиться ласково, избегая оскорбления даже видом своим. Лишь в обретении любви состоит смысл жизни земной, а без этого она становится бесполезной и пустой. Батюшка призывает, в первую очередь, по-настоящему научиться любить Господа и ближнего, а не к аскетизму, молчанию, строгому посту и так далее. Это основа, на которой зиждется вера православная.

Одно из преданий гласит, что, когда к старцу пришел инок и попросил благословения на ношение вериг, преподобный ответил ему следующее: «Для нас, которые не умеют безболезненно перенести даже замечание от ближнего своего, вериги должны заключаться в неосуждении и благодушном терпении укоров и обид».

Святой высказывал и другие мысли, ведущие к той же истине.

Он говорил, что Бог прежде всего ищет сердца, преисполненные любви — это и есть тот престол, на котором Всевышний любит восседать. Господь одинаково слушает и монаха, и мирянина. Лишь бы они были православные и любили Отца своего Небесного всей глубиной души. Только тогда человек стяжает благодать Святого Духа, в чем и состоит главная цель христианской жизни.

Батюшка Серафим подводит в своих наставлениях к тому, что следует стремиться не к материальным благам и сокровищам, которые временны, а к спасению вечной души.

https://youtube.com/watch?v=zItgIqB3c7U

Духовные наставления преподобного Серафима Саровского

Краткое житие

Основная статья: «Житие батюшки Серафима, Саровского чудотворца».

Об иконах святого Серафима Саровского.

Краткое молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

Целебные источники Серафима Саровского.

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь.

Полезные материалы

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы: высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

2

Января

1833 года

Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

Наставления

Мудрые наставления преподобного Серафима Саровского
Фото: Elitsy.ru Преподобный Серафим оставил нам богатейшее наследие – свои наставления, которые могут пригодиться в каждый момент жизни, дать правильное направление мыслям и действиям православного христианина, если вдруг в его жизни возникнут какие-то духовные или мирские затруднения.

Сам преподобный не писал на бумаге, но его современники, которым довелось общаться с ним, аккуратно записывали его проповеди, беседы и наставления. В результате после смерти Серафима Саровского, в 1837 году было составлено его жизнеописание, приложением к которому шли Наставления.

В первое издание 1939 года вошло 33 наставления, затем они были расширены и дополнены, сейчас их количество составляет 43.

Какая бы проблема не мучила человека – о жизни и смерти, о любви и ненависти, о работе и об отдыхе – на все вопросы найдется ответ в трудах Святого Серафима Саровского.

Оцените статью
Добавить комментарии