Грех ли обижаться?

Отойдите с миром

Говорить о своей обиде человеку можно только тогда, когда вы сами успокоились. Если вы раздражены, оскорблены, огорчены, злитесь, вы неизбежно будете осуждать человека, упрекать его и ничего доброго ваш разговор не принесет.

Если родители в раздражении говорят ребенку правильные слова, ребенок эти слова не усвоит. Если они в гневе наказывают его, это наказание принесет только вред. Ребенок видит, что хотя родители и наказывают его за проступок, сами в этот момент грешат другим грехом, поэтому их вразумление его не исцеляет. Он просто покоряется силе, пока.

Но если с помощью молитвы вам успокоиться удалось, вы можете попробовать поговорить с человеком. Человек будет чувствовать, что за вашими словами стоит не раздражение, не страстность, а смысл, и может прислушаться к вашим словам.

Но бывает, что поговорив, с человеком приходится расставаться. Расстаньтесь с миром. Порука – ваша спокойная совесть. У многих святых отцов есть такой совет, что порой лучше расстаться с человеком. Например, настоятель монастыря пришел к выводу, что некий брат, если останется в монастыре, для себя получит большую пользу, но братии принесет большой вред. В этом случае настоятель может принять решение выбрать пользу братии и расстаться с братом.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным. И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога. В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Вместо заключения

Праведный Иов не стеснялся возмущаться даже в ответ на действия Бога, которые считал несправедливыми: …Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда (Иов 19:6–7). У наших детей нет возможности ответить подобным образом на нашу к ним несправедливость. Они связаны заповедью о почитании отца и матери. Все обиды, причиненные нами, они вынуждены будут годами носить в себе, покрывая их любовью и послушанием. И чтобы не вгонять их в уныние, чтобы не вводить во грех гнева на родителей, мы должны всегда помнить об этой их беззащитности перед нами. И стараться жить так, чтобы заповедь о почитании отца и матери стала для них радостным откровением любви Божьей ко всему творению, как об этом пишет святитель Николай Сербский:

«Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих».

Александр Ткаченко

Для обидчиков.

Я не могу продолжать эту статью без одного важного уточнения. Есть особая категория людей

Которые думают, что им многое позволено. Больше, чем другим. Которые раскормили уже своего «зверя».

Обратимся к Слову Божьему.Грех ли обижаться?

Бог смотрит на обиды и притеснения. Он все знает. Пусть это ободрит тех, кто обижен. Но главное, остудит пыл обидчиков. Воздаяние придет.

Этот стих говорит о людях, которые живут в мире и отвергают Бога. Написан за 2000 лет до сегодня, около 60 года от рождества Христа апостолом Павлом. Не находите, что ничего не изменилось?

Здесь прямо говорится о том, что Бог творит. Это не пассивное действие, но активное.

  • «Творит», в оригинале, на древнееврейском это слово означает — «совершает, устраивает, приготавливает»
  • «Правду» — в оригинале «праведность»
  • «Суд» — в оригинале «суд», «правосудие».

Каждый из нас может обижать. Поймите, что Бог мстит за всё  это.

«Отказ от Причастия — это капитуляция перед грехом»

Священник Валерий Духанин:

— Если мирянин из-за обиды на кого-то отказывается от Причащения, то тем самым он демонстрирует свою полную капитуляцию перед грехом. Вместо того, чтобы сделать внутреннее усилие, покаяться, исповедаться, обратиться за помощью к Господу, он отказывается от Причащения Святых Таин Христовых. То есть он соглашается с состоянием греха на данный момент и отказывается от единения с Господом в таинстве Евхаристии. Это очень неправильно. И всякая наша обида указывает на нашу слабость, на то, в чем нам стоит над собой поработать до ближайшей Литургии. Ибо жить обидой долгое время — это ад и мучение.

В этом смысле у священника назад дороги нет. Ему предстоит служить Литургию, а Литургия — Царство Божие, явленное на земле. Свет и радость этого Царства превыше каких-то земных обид. Ибо никакие ущемления и несправедливости на земле не сравнимы с изобилием Любви Божией, открывающейся в Божием Царстве. Допустим, кто-то сказал тебе обидное слово, кто-то обманул или предал, а тут Сам Бог открывает тебе двери Рая как Царства Любви. Что для тебя чье-то слово, чье-то предательство, если рядом с тобой Сам Господь, отверзающий райские двери?

Иногда наши немощи сильнее нас. Бывает трудно совладать со своими чувствами. И нужно посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви». От такого чистого, сердечного воздыхания на душе станет легче. А на Литургии молись об обидчиках.

Популярные статьи  Можно ли верить снам?

Еще важно взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. Тот, кто отнесся к нам несправедливо и злобно, сам страдает от своих немощей, мучается от своих недостатков

И значит, он нуждается в нашей духовной помощи. Не мы ущемлены нашим обидчиком, а он сам ущемил себя тем, что вот так поступает с ближними. О нем надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром. Только так его душа может опомниться, протрезветь, раскаяться. Через прощение и молитву мы привлекаем в свою жизнь Божию благодать. А благодать приносит духовную свободу, она утешает того, кто понес несправедливость, она преображает тех, кто когда-то другим причинял обиды.

Проблема возникновения обиды

Грех ли обижаться?
Фото: Flickr.com В современном мире проблема обидчивости и обиды актуальная как никогда. Несправедливое распределение материальных благ само по себе заставляет людей чувствовать себя обиженными, независимо от того, что они имеют достаточно для нормального человеческого существования. «Но ведь другие имеют больше!» — и возникает обида. И здесь граница между завистью и обидчивостью настолько незрима, что часто одно перетекает в другое.

А ведь обида – это не боль, она не пройдет внезапно. Это целый букет различных чувств, эмоций, даже можно назвать состоянием психофизиологической и душевной травмы. И в то же время она не считается в быту и вне церковной жизни чем-то особенным. Многие даже считают обидчивость неким щитом, прививкой для иммунитета от жизненных перипетий.

Даже в православной святоотеческой практике не так легко найти объяснения обиде. Но, что самое главное – нет подробного описания способов разрешения обиды, выхода из этого состояния достойно, как положено православному христианину, не нанеся вреда своей душе и душе ближнего.

Прощение как лекарство от обиды

На земле нет праведных людей, которые бы делали добро и совсем не грешили. Грехи и обиды будут существовать, пока мы живем на земле, а не на небесах. Так что не старайтесь исправить окружающих — не получится. Лучше принимайте и безусловно любите их такими, какие они есть, — это первый шаг к прощению.

Второй шаг к прощению — понимание всей глубины наших собственных грехов и значения той жертвы, которую принес Иисус Христос, чтобы восстановить нашу связь с Богом. Поэтому не стоит обижаться на другого, ведь ты сам еще недавно был таким же, но Христос помиловал тебя. Будь и ты милостив к другим.

Третий шаг к прощению — никогда не копить обиды, не хранить их годами и десятилетиями, а увещевать обидчика и говорить с ним: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3,4).

Четвертый шаг к прощению — молитва об освобождении от обиды и пожелание добра обидчику.

Прощение — это когда мы снимаем тяжелый груз неприятия, гнева, ненависти, которые таили годами в своей душе. Простить, полюбить обидчика — истинный путь христианина. «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6:27,28). Прощение делает свободным.

Елена Петибская

«Когда вы храните обиду на кого-то, вы привязаны к этому человеку или ситуации эмоциональной связью, которая крепче стали. Простить — это единственный способ расторгнуть эту связь и стать свободным».

Кэтрин Пондер

«Ошибки всегда можно простить, если вы достаточно сильны для этого».

Брюс Ли

«Злость делает тебя маленьким человеком, в то время как сила прощения превозносит над всеми».

Энон

«Мы должны развивать в себе и поддерживать способность прощать. Тот, кто лишен силы прощать, лишен силы любить. Даже в худшем из нас есть хорошие стороны. Когда мы видим больше положительных качеств в человеке, мы меньше подвергаемся чувству ненависти».

Мартин Лютер Кинг-младший

«Прощение — это аромат, который дарит фиалка тому, кто ее растоптал».

Марк Твен

«Всегда прощайте своих врагов — ничто их так не раздражает».

Оскар Уайльд

«Часто бывает так, что лучше не заметить оскорбление, чем потом мстить за него».

Луций Анней Сенека (младший)

«Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе».

Леонардо да Винчи

«Никогда не помни прежних обид».

Менандр

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется».

Леонардо да Винчи

«Глубоко укоренившаяся злоба делает слишком глубокие насечки».

Уильям Шекспир

«Глотая обиды, перевариваешь себя».

Неизвестный автор

Как возникает обида?

Грех ли обижаться?

Фото: Elitsy.ru

Как уже было сказано, психофизиологическая реакция на несправедливость у всех людей разная. Говорят, что одни люди обидчивы, а другие нет. Но святой Иоанн Лествичник так говорил о негодовании, называя его злобой памяти:

Ведь в таком состоянии молиться невозможно. Червь осознания собственного унижения или оскорбления со стороны других людей обостряется и усугубляется. И хотя на словах мы прощаем и забываем всех, но в глубине души по-прежнему живет обида.

Но Господь видит все в нашей душе, как в открытой книге. И он знает, что говоря «Я простил», но на самом деле, не прощая, мы недобросовестны, то есть грешим еще больше. Тогда ржавчина придет вам по душе, уничтожив ее.

Спасибо обидчику

Благодаря обидчику можно научиться управлять собой — эмоциями, чувствами, поступками, мыслями — и по-другому взглянуть на мир. Поэтому обидчик оказывает нам незаменимую услугу, делая нас сильнее. Как сказал один мудрец: «Наши оскорбители — они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Можно быть спокойным и за обидчика, потому что над ним есть Судья — Бог, Который будет судить и его нелицеприятно.

Еще Иоанн Златоуст писал: «Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам сильно терзается, и как обиженные молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан». Говоря современным языком, срабатывает закон бумеранга.

Хитрый грех

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

Популярные статьи  Можно ли в храм заходить в шортах?

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида. Но невозможно себе представить, что преподобный Сергий Радонежский, уходя с горы Маковец из-за того, что его ученики повели себя не по тому духу, ради которого он устраивал обитель, делал это потому, что обиделся. Он мог иметь намерение никогда не вернуться, если его ученики не исправятся, но и в этом случае исходил бы в своих действиях не из обиды. Им руководила не греховная человеческая воля, но Божья воля.

И апостол Павел нам говорит: «Если возможно, будьте со всеми в мире». Это не значит – со всеми в общении, в единомыслии. Если общение не складывается, противоречия непреодолимы, вы, смиряясь со своей ограниченностью, отойдите, но – в мире. Чувство обиды рано или поздно должно быть побеждено.

Бороться с обидой непросто, как с любым грехом. Но в случае с обидой порой даже не всем очевидно, что вообще надо бороться. Потому что когда человек обижается, он считает пострадавшим себя и занимает выжидательную позицию. Ему кажется, раз его обидели, это у него должны просить прощения, да и перед Богом каяться в своей грубости, резкости и пр.

А вот Христос говорит, что обида – не просто грех, а такой грех, который лишает человека даже возможности надеяться на прощение собственных грехов! «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11;25-26).

Получается, пока мы считаем свою обиду «справедливой», мы ни о чем не можем просить Господа, даже о прощении собственных грехов — до тех пор, пока сами не оставим своих претензий, своих судов и не отдадим суд Богу.

Невозможно не то что причащаться, но даже готовиться к Причастию, читать молитвы ко святому Причащению в состоянии упорствующей обиды в душе, пока мы продолжаем предъявлять счета обидчику. Ведь эти молитвы предваряют слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим» (первое, что сделай перед Причастием, — прости тем, кто тебя обидел).

Популярное за 7 дней

Грядет Рождественский пост. Как правильно подготовиться к нему?
24.11.21 12:40

Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
29.11.21 17:17

Удивительные натюрморты Амброзиуса Босхарта
25.11.21 15:07

Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь
29.11.21 21:43

Митр. Антоний (Паканич): Как бороться с одной из самых опасных страстей?
29.11.21 14:26

Митр. Антоний (Паканич): Трудно представить что-то более отталкивающее людей от Церкви, чем недостойное поведение духовенства и верующих
26.11.21 15:17

Как избавиться от рассеянности на молитве?
25.11.21 15:32

24 ноября — день памяти великомученика Мины Котуанского (Фригийского)
24.11.21 08:46

Оправдание для духовных лентяев, или Несостоятельность теории реинкарнации
24.11.21 11:16

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.11.21 16:50

Читать онлайн «Полное собрание проповедей и поучений» автора Савва Схиигумен — RuLit — Страница 209

Мера жизни, всякий духовный подвиг, насколько возможно, должны быть известны только духовному отцу. Подвиг выше силы надрывает силы, ввергает в гордость. Поэтому без благословения духовного отца не может быть ни одного духовного шага. Аминь.

Полезные мысли от святых отцов Полезные мысли от святых отцов

О духовном отце

Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение; так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом — деле небесном?

Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или как язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему и он заслонит собой образ Христа в твоем сердце: для этого держи в памяти его наставления, но не черты лица, иначе получишь не врачевание души, а вред.

Испытывающие какую-либо тревогу сердечную, или какое-либо недоумение, или раздвоение в совести своей должны обращаться к духовному своему отцу или к другому кому опытному в деле духовной жизни (если не имеют своего отца), сопровождая сие уповательною молитвою, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумений и смущений, и затем совершенно успокаиваться на их слове.

«Трудность и болезненную жгучесть операции вынесешь, зато здрав будешь». Это значит, что надо на исповеди без утайки все свои срамные дела духовнику открывать, хотя это и больно, и стыдно, и позорно, и унизительно. В противном случае рана остается неизлеченною и будет болеть, и ныть, и подтачивать душевное здравие, закваскою останется для других душевных немощей, греховных привычек и страстей. Священник — врач духовный, покажи ему раны, не стыдясь, искренно, с сыновней доверчивостью: ведь духовник — твой отец духовный, который должен любить тебя больше твоих родных отца и матери, ибо Христова любовь выше плотской, естественной любви — за тебя он должен дать ответ Богу.

Отчего жизнь наша стала так нечиста, исполнена страстей и греховных навыков? Оттого, что весьма многие скрывают свои душевные раны и язвы, от этого они болят и раздражаются и нельзя к ним приложить никакого врачевства. Овца, выбравшаяся из ограды своего пастыря, бывает пищею зверя, и дитя, перелезшее через ограду Божественной покорности отцу своему и блуждающее в непроходимых дебрях самости, делается добычею диавола, древнего губителя душ наших.

Скажи же мне: почему, тогда как наставник твой подлежит такой опасной ответственности, ты не хочешь даже слушать его, и притом для твоей же пользы?

Популярные статьи  Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»

Будьте же всегда, чада мои, в ограде детской покорности к духовному отцу своему и пребывайте в ней, дондеже Господь потребует вас к Себе. Блаженны будете вы, если любовь ваша к путеводителю не остынет в вас до смерти. Аминь.

О молитве «Господи, помилуй»

Милость Божия есть благодать Святаго Духа, которую непрестанно должны мы испрашивать у Бога, взывая: «Господи, помилуй!» Дай мне дух силы, дух света, дух страха Божия, дух мира, дух чистоты, дух кротости, дух смирения, дух любви. Кто с чувством взывает: «Господи, помилуй», соединяя эти слова с дыханием, то есть при вдыхании в себя воздуха произносит: «Господи» и при выдыхании: «помилуй»,- таким произношением очищается характер, совесть, душа и сердце,- тот получит просимое от Бога. Кто же будет только по привычке произносить эти слова, тому нет возможности получить милости от Бога, ибо он уже получил много милостей:

1. Когда создан был и стал человеком;

2. Когда воссоздан был в крещении и стал христианином;

3. Когда избавился от бед душевных и телесных, испытанных им в жизни;

4. Когда сподобился причащаться Пречистых Таин;

5. Когда огорчал Бога грехами своими и не был наказан и не сознавал этого. Такому христианину как еще получить милость от Бога, когда он не знает и не чувствует, что получил столько милостей от Него, и произносит слова сии по одной лишь привычке.

Святые отцы об обидах Святые отцы об обидах

Терпя обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными, прежними; прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, будет увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу.

Заповедь о почитании родителей — не слепое требование закона. Она предполагает совершенно определенную ответственность и самих родителей за правильное воспитание детей.

Для верующих родителей одной из таких лазеек для самооправдания может стать еще и заповедь о почитании отца и матери. Зачастую она странным образом воспринимается как некая универсальная индульгенция, позволяющая «списать» себе любой грех в том случае, если он совершен по отношению к собственному ребенку. Написано в Библии «почитай отца своего», значит — почитай, чего бы я ни делал, каким бы ни был. И попробуй только вякнуть что-нибудь против.

Действительно, нарушителей этой заповеди Закон Моисеев предписывает побивать камнями: Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх 21:17). Но сама заповедь о почитании родителей носит не просто родовой или бытовой характер. Дело в том, что народ Израиля представлял собой прежде всего религиозное сообщество. А отец и мать в этом сообществе были для человека самыми первыми учителями Закона. Они первыми рассказывали ему о Боге, о том, как праведно жить перед Ним на земле, учили различать добро и зло. Тот, кто не почитал родителей-учителей, не почитал и сам Закон. Отвергающие же Закон — отвергали и Бога. Такова внутренняя логика этой заповеди, в которой безусловно предполагалось, что отец и мать будут словом, делом и собственным примером наставлять своих детей в праведной жизни. Если же родители не выполняли этого условия, они подвергались такому же осуждению, как и их нерадивые дети. Самый наглядный пример этому — история судьи и перво­священника Илия.

Его сыновья, священники Офни и Финеес, бесчинствовали на глазах у всего народа. Они требовали с верующих слишком больших приношений и развратничали с женщинами, собиравшимися у скинии. Когда люди, приносившие жертву, варили мясо, они приходили и отнимали у них лучшие куски. И тогда Бог через пророка Самуила сказал об Илие так: …Вот, Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах; в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их (1 Цар 3:11–13).

В Новом Завете этот принцип взаимных обязанностей между детьми и родителями был проговорен уже открыто, не оставляя места для разночтений: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф 6:1–4).

Отцы способны раздражать своих детей, способны обижать их и даже доводить до уныния, как пишет об этом апостол Павел уже в другом своем послании: …отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Кол 3:21). Поэтому если уж и апеллировать к Священному Писанию в этом больном для многих вопросе, то делать это следует и с учетом возможных прегрешений родителей перед собственными сыновьями и дочерьми. А уж какими бывают эти прегрешения — каждый из родителей, наверное, и сам знает куда лучше любого стороннего наблюдателя. Святитель Феофан Затворник в своем толковании на это место Библии перечислил наиболее общие примеры подобного рода:

«…Не раздражайте детей ваших. Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев. Гнев вообще грешен; гнев на родителей еще грешнее. Не вводите их в этот грех. Это бывает от излишней строгости, от неразборчивой взыскательности и каких-либо несправедливостей, — от чего всего детям иногда бывает теснее рабов».

Заповедь о почитании родителей, как и любая Божья заповедь, — великое благо для людей. И к психологическим травмам принцип «родители всегда правы» приводит вовсе не потому, что он устарел или вообще ошибочен. Нет, не ошибочен и не устарел. Но, как и тысячи лет назад, он может нарушаться не только детьми, но и родителями. Которые правы лишь тогда, когда сами поступают по правде Божьей.

Оцените статью
Добавить комментарии