Почему христиане поклоняются мощам?

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. Иногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти. Но набожные люди   также  трепетно чтят сохранившиеся кости святых или пепел – ведь многие мученики были преданы огню, распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнатия Богоносца остались только самые прочные кости, остальное досталось диким зверям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен. Их  немногочисленные останки были для верующих ценнее золота. 

С благоговейным почитанием относятся не только к телу святого, но и ко всему, что соприкасалось с ним при жизни или после смерти. Ещё в первые века христиане использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговение и трепет. 

В зависимости от размерачестные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощевиках. Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой. Его часто   отделывают резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памятные дни раку могут выносить в храм, чтобы верующие смогли приложиться к святыне. 

Почему христиане поклоняются мощам?

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Самым распространенным вместилищем мощей является изготовленный из драгоценных металлов   ковчежец. В него могут вмещаться частицы мощей сразу нескольких святых. Кроме мощей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гробницы, орудия смерти. По особым праздникам с ним совершается крестный ход. 

Также мощи помещают в мощевики, они бывают разной формы. Часто их можно увидеть в иконах святых, в наперсных крестах. Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощей святых. Поклониться ему можно в храме Сергия Радонежского в Москве. 

Мощи, которые никогда не открывались, хранятся в запечатанных раках, т.е. «под спудом». Среди них мощи Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других. 

Как правильно прикладываться к святыне

Прикладываться к мощам святого нужно, как и к любой святыне, в первую очередь, осознанно и благоговейно, с молитвой и верой. Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие, акафист, выучить молитву, чтобы получить большую благодать от мощей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением.

Подходя к святыне, нужно перекреститься и поклониться два раза, поцеловав мощевик, ещё раз перекреститься и поклониться. Девушкам следует помнить, что помады на губах быть не должно. Отойдя от святыни, стараться как можно дольше не растерять полученную благодать. Не требовать чуда сию же минуту, а заслужить его своими подвигами. Нам дается по вере нашей, именно поэтому прикладываются многие, а получают просимое единицы. 

Где можно найти нетленные мощи православных

Особой чудотворной силой обладают мощи Иисуса Христа. Правда, он телесно вознесся на Небеса, поэтому его останков на земле нет, только частицы плащаницы. Зато во многих храмах хранят нетленные мощи праведников. Почитаемые святые останки, которые являются общепризнанными объектами поклонения, привозятся в другие церкви по большим праздникам или на несколько дней для поклонения.

Чаще всего в Россию привозят останки святых с Афона. Правда, в каждой епархии есть и свои святыни, которым можно поклониться в любое время и никуда не ездить.

Список мощей, которые обладают чудотворной силой:

  1. Пантелеймона Целителя. Голова великомученика, прославившегося при жизни и после смерти чудесами исцеления немощных, хранится в Греческом мужском монастыре на Афоне. Другие части тела находятся в разных храмах мира. В итальянском городе Равелло в кафедральном соборе есть капсула с запекшейся кровью святого. Святые останки есть и в России. Хранятся они в Москве в Сокольниках в церкви Воскресения Христова. Еще его останки есть в Санкт-Петербурге в Соборе Рождества Христова, в подворье Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря.
  2. Георгия Победоносца. Правая рука до локтя, принадлежащая Георгию Победоносцу, расправившемуся со злым божеством-змеем, хранится в серебряной раке в монастыре Ксенофонта на святой горе Афон.
  3. Димитрия Солунского. Сын римского проконсула Димитрий втайне проповедовал и обращал язычников в христианство, за что был убит копьем. Его святые останки хранятся в Салониках в Греции.
  4. Силуана Афонского. Мощи афонского монаха, родившегося в Тамбовской губернии, хранятся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
  5. Владимира Крестителя. При этом великом князе Русь крестили по греческому закону. Часть его останков покоится в Успенском Соборе Киево-Печерской Лавры. Мощи Владимира хранятся и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону.
  6. Александра Невского. Святыня, оставшаяся от великого князя и полководца, покоится в Александро-Невской Лавре.
  7. Петра и Февронии. Святейшие останки покровителей семьи и согласия в браке хранятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.
  8. Святого Луки Крымского. Святые останки Луки, при жизни служившего врачом и хирургом, покоятся в Свято-Троицком соборе Симферополя.
  9. Святого Спиридона Тримифунтинского. Святые мощи Божьего угодника, совершавшего при жизни чудеса, покоятся в соборе Спиридона Тримифунтинского в Греции на острове Корфу.
  10. Матроны Московской. Еще при жизни святая умела исцелять и предсказывать будущее. Ее чудотворные мощи находятся в Покровском столичном монастыре.

Каждый год тысячи паломников приезжают к святым останкам, молятся возле них и просят о помощи. Верующие искренне верят в чудодейственную силу святыни. Христиане просят об исцелении от тяжелых болезней, о помощи в семейных и житейских делах.

Что такое мощи?

Почему христиане поклоняются мощам?Фото: Flickr.com

Нетленные останки святых, которые сохраняются в неизменном виде многие века – это не только доказательство Божественного Чуда, но и серьезная, до сих пор не объясненная загадка для ученых.

В отличие от ученых – материалистов, Православная Церковь никогда не испытывала сомнений в подлинности и чудодейственности мощей. Это и понятно, ведь поклонение приносится не физическим останкам, а Божьей Благодати, которую они несут на себе в неизменном виде на протяжении тысячелетий.

Логического объяснения данному явлению дать невозможно, потому что это не земное явление, а проявление Воли Бога, его желания выделить избранных, чтобы они могли служить верным показателем Славы Божьей.

Смысл приложения к святым мощам

Человек, идущий на поклонение святым мощам, должен понимать, что он поклоняется не останкам святого человека, а Божией Благодати. Как и во время молитвы перед иконой, так и во время приложения к мощам святых предстоятелей, человек обращается к их духу, который находится у Небесного Трона. Святые люди, познавшие при жизни Благодать Его, являются проводниками человеческих молитв и Воли Господа.

Перед святыми мощами люди молятся о следующем:

  • о даровании физического и душевного здоровья;
  • об укреплении духа и веры;
  • о прибавлении сил для преодоления испытаний и жизненных трудностей;
  • о помощи в семейных конфликтах.

Поклонение честным святым останкам может совершаться не только с целью прошения о помощи и заступничество, но и для выражения уважения человеку, совершившему духовный подвиг и обретшему особую милость Спасителя.

Как правильно прикладываться к мощам святых

Верующим людям следует понимать, что к святым мощам желают прикоснуться множество паломников. Чтобы не затягивать для них ожидание, находясь у святыни, следует придерживаться следующей последовательности действий:

  1. Подойдя к раке со святыней следует два раза поклониться до земли.
  2. После поклонов следует перекреститься.
  3. После сотворения крестного знамения паломник прикладывается к мощам. Прикасаться следует к открытым конечностям или одеянию мощей.
  4. Нательный крест или личную икону можно приложить к боковой поверхности раки во время прикладывания к мощам.
  5. Приложившись к святыне необходимо ещё раз перекреститься и отойти, не задерживая очереди.
Популярные статьи  Можно ли некрещеному носить крестик?

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Почему христиане поклоняются мощам?
Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Одна из самых почитаемых православных святых

Почему христиане поклоняются мощам?Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

  • Сегодня останки Матроны хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
  • Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
  • Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии. Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
  • Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
  • Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
  • Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
  • Многие люди рассказывают о своих переживаниях, что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
  • При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»

Почему христиане поклоняются мощам?Почему христиане поклоняются мощам?Почему христиане поклоняются мощам?

История появления и почитания святых мощей

Чудотворение святых останков упоминается ещё в Ветхом Завете. Так, прах пророка Елисея случайно соприкоснулся с телом умершего человека, и последний ожил (4Цар. 13:21). Тем не менее, ветхозаветные иудеи избегали прикосновений к человеческим останкам. Мертвые тела считались источником сакральной нечистоты (Чис. 19:11-13).

В Новом Завете предписание о нечистоте было отменено. Ещё на заре христианства распространилась практика благоговейного сохранения мощей первых мучеников и даже их целования. Преподобный Иоанн Дамаскин (7-8 вв.) в своём труде «Точное изложение православной веры» учит:

Не позднее 4 века возник обычай выкапывания и перенесения святых мощей. В 419 году Карфагенский собор предписал, что святые останки должны быть в основании каждого христианского храма.

Окончательное же постановление об обязательном почитании святых мощей как носителей Божественной благодати было принято на Седьмом Вселенском соборе в 787 году (Никея, Малая Азия). Собор постановил отлучать от Церкви тех, кто отрицает святость останков праведников и необходимость их почитания.

В Средние века распространился обычай паломничества христиан в места пребывания знаменитых мощей. Обладание священными останками или реликвиями увеличивало популярность храма или монашеской обители, а также их доходы от пожертвований. Бывали случаи, когда мощи святых похищали из одного города и увозили в другой, чтобы повысить его статус. Например, это происходило с мощами святителя Николая Чудотворца в начале прошлого тысячелетия.

Использованная литература

1. Творения святаго Исидора Пелусиота. Ч.1. М.
1859г. стр. 39.

2. Мощи — останки умершего. Будь то тело, скелет с
кожей или же просто кости. Во всех православных
требниках «мощами» называется труп покойника.

3. Вопрос: “Однажды я беседовал с одним
православным христианином. Он обосновывал поклонение
мощам ссылкой на Ветхий Завет…». Свой ответ Иаков
Козлов начинает так: “Прежде всего я хочу сказать, что
идолопоклонники были, есть и будут». Иаков Козлов.
Вопросы и ответы. Ч.2. Изд. USA. 1991г. стр. 45.

4. Павел Рогозин. “Откуда все это появилось». Луцк.
Стр. 12

5. Павел Рогозин. “Откуда все это появилось». Луцк.
Стр. 12. Почему-то автор словосочетание «останки
мучеников» взял в кавычки. Видимо, в чём- то
сомневается. То ли он мучеников не считает мучениками,
то ли их останки ему кажутся чем-то иным!

6. Мысль эта проста и не нова. И весьма
удивительно, что в подобном внешнем сходстве запутался
даже такой известный современный баптистский богослов
как Чарльз Райри. Он считает, что “обряд крещения
существовал ещё в дохристианскую эпоху в античных
мистериальных культах и в иудаизме». Чарльз Райри.
Основы богословия. М. 1997г. стр. 502.

7. Послание 27. п. 1.

8. Иаков Козлов. Вопросы и ответы. Изд. USA. 1991г.
стр. 46.

9. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное
XVIII, п. 16.

10. Святоотеческая христоматия. Сост. Прот.иер.
Николай Благоразумов. М. 2001г. стр. 58.

11. В.И. Петренко. Богословие икон. Протестантская
точка зрения. Изд. “Библия для всех». С-Пб. 2000г. стр.
46.

12. М.В. Иванов. История христианства. Изд. “Библия
для всех». СПб. 2000г. стр. 17.

13. “Творения святых отцов Церкви». Том XI, стр.
262. “Прах» не в смысле “пепел», а тело (см. Быт.
3:19).

14. Слово I обличительное на Юлиана ч. I. Св. Цит
по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай
Благоразумов. Изд. М. 2001г. стр. 326.

15. М.В. Иванов. История христианства. Изд. “Библия
для всех». СПб. 2000г. стр. 28.

16. Похвальное слово св. Игнатию Богоносцу п. 5.

17. Беседы в день памяти св. мучен. Вавилы.

18. Похвальное слово мученикам в “Творениях св.
отцов», том XIV, стр. 128.

19. Послание Церкви Смирнской о мученике св.
Поликарпе. Церковная история Евсевия, книга IV, гл. 15,
стр. 217.

20. П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 12.

21. П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 12.

22. Джон Ф.А. Сойер. «Комментарии к книгам Ветхого
Завета.» Книга пророка Исаии II, том XIV, В.С.Б. 1993г.
стр. 33.

23. «Толковая Библия или комментарий на все книги
Ветхого и Нового Заветов». А.П. Лопухин. Изд.II, 1987г.
Книга 3, том XI, стр. 152.

24. Хауард Тильман Квист. «Комментарии к книгам
Ветхого Завета». Книга пророка Иеремии, том XV, В.С.Б.
1992г. стр. 66 (толк. на 17-ю гл., 9-й ст).

Читайте другие публикации раздела
«Обличение ересей протестантизма (лютеранство, кальвинизм и т.п.)»

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощи Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре.
  • В Богоявленском патриаршем соборе в Москве упокоилисьнетленные мощи святителя Алексия Митрополита Московского.
  • Мощи Патриарха Тихона почивают в Московском Донском ставропигиальном мужском монастыре.
  • ВМосковской обл.в Сергиевом Посаденашли вечный покой нетленные благоухающие мощи основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • Мощи любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Сторожевского, покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Сторожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония. Помолиться и попросить помощи в супружестве можно в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря.
  • В Четвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородской обл. почивают мощи преподобного Серафима Саровского.
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область славятся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощи великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирскоммонастыреможно приложиться к нетленным и мироточащиммощам Александра Свирского.
  • Мощи праведного Иоанна Кронштадтского также пребывают в Санкт-Петербурге, в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборепокоятсямощи Покровителя Урала — чудотворцаСимеона Верхотурского.
  • К нетленным мощам Святителя Тихона Воронежского (Задонского) можно приложитьсяв Богородицком монастыре Задонска Липецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • ВСимферопольском Свято-Троицком женском монастыре упокоились нетленныемощи Архиепископа Симферопольского и Крымского Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощам Павла Таганрогского.
Популярные статьи  Благодарственная молитва Иисусу Христу

Они достигли совершенства в служении Богу

Святые мощиимеют особенное благотворноевоздействие на душучеловека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему ивсемнам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей.

Что нужно сделать перед тем, как поклониться мощам Николая Чудотворца — протоиерей Чаплин

Почему христиане поклоняются мощам?

Но перед тем как увидеть святыню, верующие должны совершить несколько действий, заявил корреспонденту Nation News протоиерей, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин.

Для начала необходимо отметить, что Николай Чудотворец один из самых почитаемых в мире, и особенно в России святых. На Руси, после принятия христианства он как и зимний дед Санта-Клаус тоже был в очень большом почете. Согласно житию святитель Николай родился в III веке и жил в семье ревностных христиан греческой колонии Патара, что в малоазийской римской провинции Ликия. С девства мальчик был весьма набожен и рано посвятил себя и свою жизнь христианству. Он считается покровителем путешественников и мореплавателей, поскольку умел молитвой усмирять стихию.

Кроме того, святой совершал огромное количество добрых дел, при этом он не кичился своими подвигами — например, святитель Николай, будучи человеком далеко не бедным (досталось большое наследство — прим. ред.),охотно раздавал деньги нуждающимся. Как-то раз, он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц.

В РПЦ Николай Чудотворец считается «всех предстателем и заступником, скорбных утешителем, столпом благочестия, верных поборником». Великий святой умер в середине IV века в глубокой старости, оставшись в народном сознании символом глубокой веры. Однако уже в 1087 году его мощи перевезли в итальянский город Бари, где они находятся и поныне.

Сегодня выстроилась огромная очередь к храму Христа Спасителя в Москве, куда накануне из Италии доставили мощи святого. Колона людей растянулась от храма Христа Спасителя до Крымского моста.

Он же напоминает, что перед посещением мощей, человеку верующему, впрочем, как и любому россиянину, необходимо молиться.

Почему христиане поклоняются мощам?

По его же мнению, люди должны приходить к святыне не для того, чтобы просто посмотреть на мощи, они должны поклоняться Николаю Чудотворцу, «чтобы он помог не только в житейских делах, но и помог достичь вечного божие царства».

Почему христиане поклоняются мощам?

Напомним, частицу мощей Николая Чудотворца привезли в Москву специальным рейсом из папской базилики итальянского Бари. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл торжественно встретил святыню в храме Христа Спасителя. С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для поклонения в храме Христа Спасителя. С 13 по 28 июля они будут представлены в Санкт-Петербурге.

Частицы в храмах

Для того, чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы. Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодатной силы. По словам Иоанна Златоуста,мощи святых бесценное богатство, и при разделении,они, наоборот, приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных. 

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храмах. Сейчас в любойцеркви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Части святых мощей являются необходимыматрибутомантиминсов(вместо престола), без которых сейчас не служится  Божественная Литургия.Традиционно  частицы вынимаются из  ветхих   антиминсови помещаются вновые. 

Мощи

Его почитали во многих местах земного шара, хотели заполучить частичку останков в свои храмы.

После смерти Святителя похоронили в городе Миры.

На Ликию в 11 веке нападали сельджуки. Ликийцы решили уйти в горы и забрать с собой останки св. Николая. Когда об этом узнали итальянцы из Бари, почитавшие Святителя, они решились на кражу останков.

Сам Григорий Великий отдал вестготскому монарху Переделанную чашу Тайной вечери, найденную в гробнице Св. Лаврентия. В эпоху высоких средневековья римские катакомбы дали обильный материал реликвиям. Рынок рос, но сырье стало скудным

Таким образом, если бы вначале основное внимание уделялось объектам, связанным с Христом, апостолами или мучениками, то оно распространялось на останки других святых, епископов, аббатов и даже царей и аристократов, которые проявили в жизни какое-то отношение к делу религиозны

Иногда трафик ускорялся. Существовал подлинный рейтинг реликвии, основанный на его ценности. Наиболее ценными были те, которые связаны с жизнью Христа, мощами апостолов и останками самых почитаемых святых. Целые тела, головы, руки, голени и жизненно важные органы имели большее значение, чем другие человеческие останки, и их древность возрастала в стоимости. Места с менее святыми и с меньшей экономической или политической властью имели менее важные объекты. С костями, зубами, шкурами, осколками и алтарями были освящены алтари, были проведены шествия и сделаны реликварии.

Обратите внимание

: история и судьба останков великого Угодника Божьего, как и вся его жизнь, оказалась сложной.

Это случилось в 87 году 11 века. Итальянцы под покровом ночи напали на храм. Святотатствовать грабители не стали, монахов не убили, а только связали. Таким образом, большая часть останков была похищена. Реликвию доставили в Бари и устроили большой праздник 9 мая (по новому стилю).

Священники купили их, поощряя соборные указы, в которых им было предложено обладать реликвиями, чтобы освятить с ними алтари. Миряне также приобрели их, чтобы они были в своих домах, несли их в сумках или повесили на шее. Понятно, что реликвии вступали в контакт с божественностью, и многие из них относились к санитарным и даже чудесным силам. Спрос усилил торговлю; Многие реликвии переходили из одного места в другое, некоторые были фрагментированы для удовлетворения всех запросов, другие дублировались, то есть были фальсифицированы.

Таким образом, объясняется, что из самых важных мощей христианского мира, Вера-Крус или лигун-кресис, найденная Еленой, матерью Константина, а также веками спустя, которую носили тамплиеры в боях, были почитаемы так много фрагментов, которые, согласно говорят, они могли бы составить несколько крестов.

Как относятся к мощам в Православной Церкви

Многие миряне считают, что мощами называют только нетленные останки людей, признанных святыми мужами. Но Православная Церковь признаёт мощами не только нетленное тело, но и кости, и прах святого человека.

Почему христиане поклоняются мощам?
Рака с мощами святой Матроны в храме Покровского монастыря

Священнослужители отмечают, что основанием для канонизации праведника являются духовные подвиги, совершаемые им при жизни, и чудесные деяния, происходящие по молитве ему после окончания земного пути.

Интересно: афонские иноки считают нетление тела признаком наличия у почившего человека нераскаянных грехов. Монахи, обнаружив такие останки, начинают усиленно молиться за душу ушедшего брата.

Почему мощи святых не тлеют?

Почему христиане поклоняются мощам?Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.

Популярные статьи  СМС поздравления с Вербным Воскресеньем

Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться. Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком греха, его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

Когда появились первые мощи?

Почему христиане поклоняются мощам?Фото: Flickr.com

Ветхий Завет, а именно – Книга Царств, рассказывает о том, что некий человек, который уже умер и был оплакан, воскрес после того, как к нему поднесли мощи пророка Елисея (13:21). То есть, уже в то время мощи людей, осененных Святым духом, хранили и они были нетленны.

Во времена Нового Завета христиане уже окончательно убедились в то, что Дух Святой даже посредством прикосновения к вещам, которые принадлежали святым, может действовать. Книга Деяний святых апостолов рассказывает, что платки и пояса, которые принадлежали апостолу Павлу, при возложении на больных, вызывали прекращение болей. Даже нечистые духи выходили из людей, когда к ним прикасались мощи святых апостолов.

Вековая сохранность в неизменном виде святых мощей служит доказательством исполнения пророчества, написанного в Ветхом Завете: «Не дашь святому твоему увидеть тление». Кроме этого, они напоминают христианам о истинности и неизбежности всеобщего воскресения из мертвых и будущей вечной жизни.

Почему христиане поклоняются мощам?Фото: Blagoveshenie.cerkov.ru

И это логично, ведь каждый человек получает по своей вере. Может быть, праведному человеку страдания посланы в испытание и совершенствование его душевной крепости. А неправедному после прикосновения к мощам Господь дает исцеление, чтобы он уверовал, покаялся и встал на путь праведности. Никому не дано знать, какими путями Господь направит нас к спасению.

Святые мощи почитаются, но им не поклоняются, как Богу. Их почитают как сосуды, вмещающие Святой Дух, действующий со времени жизни Святого и по сей день.

Правильное почитание святых мощей заключается в молитве, соединенной с подражанием тем качествам, которые святые имели при жизни – несомненную веру, любовь к людям, нестяжание, кротость, аскетизм и воздержание.

Каждый, кто надеется на помощь Святого Духа, исходящего от мощей, должен понимать, что это не фокус, не языческий талисман, а присутствие Бога в одной из его ипостасей на частице святого тела. И это понимание сразу наполняет душу благоговением и Страхом Божьим.

Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

«Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа?(1 Кор. 3:16). 

Православное вероучение утверждает, что человек должен быть свят не только помыслами и делами, но и телом.Святые отцы называют главной причиной почитания   мощей   — Боговоплощение

Сын Божий, приняв человеческую природу, показал тем самым ее важность и достоинство

Ревнителихристианстваещё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя   жизнью,ониблагоговейно подбирали, прятали и хранилимощи.ЦерковныеБогослуженияуже в древнем   христианствепроводились на могилах мучеников.Над мощами возводилисьхрамы, часовни и монастыри. Их называли в честь того святого, на чьих мощах они воздвигнуты.НаСедьмом Вселенском   Соборев 787 г.постановили, что без мощей освящатьхрам запрещено.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Поклонение мощам

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

  1. Православные верующие могут наглядно увидеть, что жившие праведной жизнью люди, причислены к лику святых и их мощи не тлеют.
  2. В мирской жизни люди поклоняются бюстам, памятникам великим людям в истории человечества, православные верующие имеют наглядный пример для подражания в виде жизни верных Господу христиан.
  3. Церковь утверждает, что во время молитв незримо присутствует и святой, чьи мощи хранятся в храме.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Это интересно: Мощи святой блаженной Ксении Петербургской: это познавательно

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

https://youtube.com/watch?v=exgdV63J5-M

Всегда ли святые мощи нетленны?

Нет, не всегда. Тление мёртвого тела – естественный, установленный Богом процесс, который не является признаком гибели души почившего. Также нетленность останков ещё не означает, что они святы. Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский) отмечает, что в некоторых случаях нетление тела может быть свидетельством Божьего гнева и следствием отлучения от Церкви.

Однако тела грешников, хоть и бывают неповреждёнными, но при этом являются безобразными, чёрными, раздутыми. Нетленные мощи святых, напротив, как правило, источают благоухание, они не противны взору. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет нетление святых мощей

Преподобный Амвросий Оптинский говорил следующее:

Священномученик Александр Трапицын отмечает, что в некоторых случаях останки могут хорошо сохраняться всего лишь из-за благоприятных климатических условий. Тела подлинно святых людей зачастую начинали тлеть после смерти, но этот процесс останавливался Божественной силой:

В любом случае главными аргументами в пользу святости человека являются его благочестивая жизнь и происходящие по его молитвам чудеса. Нетленность же мощей выступает лишь дополнительным доводом.

Итак, не все нетленные останки являются святыми и не всегда мощи праведников остаются нетленными. Однако в течение многих столетий в народе бытовало убеждение, что святые мощи непременно являются неповреждёнными. Это заблуждение использовалось безбожными советскими властями в антирелигиозной пропаганде. Проводилось множество публичных вскрытий святых мощей. Многие из них оказывались костями, что расходилось с ожиданиями людей.

Оцените статью
Добавить комментарии