Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Содержание

История купола-луковицы

Фото: Photoforum.ru

Однозначного мнения среди архитекторов и историков о возникновении луковичной главы не существует. Эту проблему изучали многие ученые, в том числе академик Борис Рыбаков. Он проанализировал древние иллюстрированные рукописи и нашел изображения луковиц на макушках церквей в источниках, датированных 13 веком.

Его мнение поддержал археолог Николай Воронин, который отметил, что наряду с распространенной в древней Руси шлемовидной формой, встречалась и луковичная форма куполов. Хотя ранее считалось, что купола в виде шлемов русских богатырей являлись более ранними, чем купола-луковицы. А до шлемовидных куполов древнерусские церкви украшали полусферы, как на византийских церквях, что, конечно, логично

Еще один известный историк, изучавший древнерусскую архитектуру, Сергей Заграевский, обнаружил в летописях 12 века сведения о луковичных главах. Таким образом, исследования ученых делают Россию возможной родоначальницей этого вида покрытия храмов.

Но другие исследователи считают, что такие купола были позаимствованы у мусульман, на мечетях которых также используются шарообразные купола.

Самая вероятная и интересная версия в том, что эти виды куполов являются развитием друг друга. Сначала – византийские купола, затем их увенчали островерхие шлемовидные, и, наконец, появились более изящные и символичные луковицы.

Зачем храмам нужны купола?

ГрецииКорфу

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Греция

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол — это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях — короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Константинополе

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Москва

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Купол

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Успения Пресвятой Богородицы

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Кубинке

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Богословского монастыря

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось — речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Троицкой Сергиевой Лавры

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Цвета куполов и их значение

Почему купола церквей золотые? Дело в том, что цвет куполов православных храмов тоже имеет значение. Золотой цвет — самый распространённый. Золотые купола обычно ставят над храмами в честь великих праздников — Рождества, Благовещения, Сретения (Успенский, Благовещенский и Архангельский кремлёвские соборы).

В наше время сложная и затратная технология нанесения на основу купола сусального золота уступила место способу нанесения нитрида титана. Современный аналог который куда менее капризен в уходе и куда более долговечен.

Синие купола со звёздами обычно красуются над церквями Рождества Христова или над храмами, посвящёнными Божьей Матери. В первом случае звёзды на синем фоне символизируют Вифлеемскую звезду, указавшую на место рождения Спасителя. Во втором — на покров Пресвятой Богородицы, который на иконах нередко изображается синим и со “звёздным” узором (Троице-Измайловский собор в Санкт-Петербурге).

Серебряный цвет на куполах встречается довольно редко. Он символизирует чистоту и святость. Храмы с куполами серебряного цвета почти всегда освящены в честь святых (Софийский собор в Новгороде). Чёрный цвет куполов встречается ещё реже. Этот цвет в православии связан с монашеством, из-за чего чёрные матовые купола украшают в основном монастырские храмы (собор Донского монастыря в Москве).

Зелёный цвет в Православии — символ Святого Духа. Поэтому чаще всего зелёные купола возвышаются над храмами в честь Святой Троицы (храмовый комплекс “Кулич и пасха” в Санкт-Петербурге).

Последний вид куполов — разноцветный, который встречается реже всего. Он известен нам по таким монументальным произведениям русского православного зодчества, как собор Василия Блаженного в Москве и “Спас на крови” в Санкт-Петербурге. Разноцветные купола свидетельствуют верующим о неописуемой красоте Царства Небесного.

Смысл архитектуры храмов и количества куполов

В православии нет ничего случайного. Как подметили многие, храмы имеют разное количество куполов, а также могут быть выкрашены в разные цвета. И в этом есть свой смысл и символизм.

Если храм имеет форму звезды, то говорит о том, что церковь это дорога человека к Богу, также, как и Вифлеемская звезда. Форма корабля, когда алтарь и часовня, находятся на одной линии, говорит что Церковь это корабль, на котором может спастись человечество. Форма креста напоминает о том, что спаситель на нем избавил человечество от грехов. Круглая форма символизирует вечную связь человека и Бога.

Если купол храма один он обозначает Единого бога, а если их три, то это символ Святой Троицы. Если на храме 5 куполов, то они посвящены Спасителю и евангелистам. Их было четверо: Лука, Матфей, Марк и Иоанн. Если куполов 7, то они посвящены семи основным церковным таинствам.

Есть и большее количество куполов: 9, в честь ангельских чинов, которых такое число; 13, в честь Иисуса Христа и 12 его учеников; 33 купола, символ земной жизни Сына Божьего.

Популярные статьи  Касперовская икона Божией Матери

Форма купола также имеет свое значение. Если она выполнена как луковица, то напоминает пламя свечи и свету. Если же наподобие шлема, то о духовной брани, борьбы церкви со злом и тьмой.

Авторы Гайдпарка

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Бордель и тюрьма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Драма с советской строчной разверткой. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Сажи Умалатова

    Памяти Александра Градского

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Обмануть трудно — заставить можно

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Российская экономика: а российская ли она?

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Заслуживает ли вакцинатор Гинцбург ордена Александра Невского?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В США бывший коп грохнул темнокожего: отвечать придется Байдену

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Профессиям курьера, официанта и водителя предрекли изчезновение

Cписок профессий, кому положена двойная пенсия

Аналитики сообщают, что последствия блокировки Суэцкого конала будут до лета

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Символическое значение куполов

Что означает количество куполов на церкви

Один купол — символ Единого Бога. Однокупольные церкви встречаются в простом и лаконичном новгородском зодчестве (Церковь Спаса на Ильине улице). Церкви с двумя куполами больше характерны для католичества и в православии встречаются редко. Они указывают на две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую. Три купола ассоциируются со Святой Троицей и в православной архитектуре встречаются куда чаще (Смольный собор в Санкт-Петербурге).

Храмы с пятью куполами встречаются в России повсеместно. Пять куполов олицетворяют Господа в окружении четырёх евангелистов — святых апостолов Иоанна, Матфея, Марка и Луки. У числа семь в православии множество значений — семь главных добродетелей, семь Вселенских Соборов, семь семь церковных Таинств. Иногда в этот перечень включают семь дней недели. Классический пример — собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девятиглавые храмы напоминают нам о девяти ангельских чинах — Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы и Серафимы (“Спас на крови”). Тринадцать куполов отсылают нас к картине Тайной Вечери — Иисус в окружении двенадцати учеников. Большее количество куполов в Православии практически не встречается.

Примечания и ссылки [ править ]

Блок, Эрик (2010). . Королевское химическое общество. ISBN .

Блок, Эрик (2010). . Королевское химическое общество. ISBN .

Швидковский, DS (2007). . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10912-2.

Мост, Николь (2015). Архитектура 101: Основное руководство по стилям и материалам зданий . Эйвон, Массачусетс: Адамс Медиа. п. 88. ISBN 978-1-4405-9007-8.

А.П.Новицкий. Луковичная форма глав русских церквей. В кн .: Московское археологическое общество. Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. III. Москва, 1909 г.

Б.А.Рыбаков. «Окна в исчезнувший мир (по поводу книги А.В.Арциховского« Древнерусские источники миниатюры как исторический »). В кн .: Доклады и сообщения историч. факультета МГУ. Вып. IV. М., 1946. С. 50.

Н.Н.Воронин. Архитектурный памятник как исторический источник (заметки к постановке вопроса). В кн .: Советская археология. Вып. XIX. М., 1954. С. 73.

.

Г.К.Вагнер. О своеобразии стиляобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн .: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 25.

См., Например, авторитетнейший обзор ранней русской архитектуры: П.А.Раппопорт. Древнерусская архитектура

СПб, 1993.

Еще одно важное соображение, предложенное Заграевским, связывает луковичную форму русских куполов с весом традиционных русских крестов, которые намного больше и сложнее тех, что использовались в Византии и Киевской Руси. Такие тяжелые кресты упали бы на мель во время шторма, если бы они не были прикреплены к крупным камням, традиционно помещаемым внутри удлиненных куполов русских церквей

Внутри плоского купола византийского типа такой камень разместить невозможно.

Бусева-Давыдова И.Л. Символ архитектуры по древнерусским письменнымм XI-XVII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. XVI — начало XVIII вв. Москва, 1989.

«Византийский купол над церковью представляет собой небесный свод над землей. С другой стороны, готический шпиль выражает необузданный вертикальный удар, который поднимает огромные массы камня к небу. В отличие от них, наш родной луковый купол может можно уподобить языку огня, увенчанному крестом и сужающемуся к кресту. Когда мы смотрим на колокольню Ивана Великогомы как бы видим горящую гигантскую свечу над Москвой. Кремлевские соборы и церкви с их множественными куполами выглядят как огромные люстры. Форма лука является результатом идеи молитвы как души, горящей к небу, которая соединяет земной мир с сокровищами загробной жизни. Каждая попытка объяснить форму луковицы наших церковных куполов утилитарными соображениями (например, необходимостью предотвратить накопление снега на крыше) не учитывает самый важный момент — эстетическое значение луковичных куполов для нашей религии. В самом деле, есть множество других способов достичь того же утилитарного результата, например, шпили, шпили, конусы. Почему из всех этих форм древнерусская архитектура остановилась на луковичном куполе? Потому что эстетическое впечатление, производимое луковичным куполом, соответствовало определенному религиозному отношению.Смысл этого религиозно-эстетического чувства тонко выражает народная поговорка — «пылающие пылом — когда говорят о церковных куполах». — См. Е.Н.Трубецкой. Три очерка о русской иконе. 1917. Новосибирск, 1991. С. 10.

Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий. О происхождении луковичных глав. // Иконография архитектуры. Москва, 1990.

История [ править ]

Луковые купола в церкви Воскресения Христова , Кострома (1652 г.)

Не совсем понятно, когда и почему луковичные купола стали характерной чертой русской архитектуры . Изогнутый луковый стиль появился за пределами России, как в западном мире, так и на Востоке в более позднее время. Но все же существует несколько теорий, согласно которым на форму русского лука повлияли страны Востока, такие как Индия и Персия , с которыми русское население и культура на протяжении истории всегда находились в культурном обмене. Византийские церкви и архитектура Киевской Русихарактеризовались более широкими плоскими куполами без специального каркаса, возведенного над барабаном. В отличие от этой древней формы, каждый барабан русского храма увенчан особой конструкцией из металла или дерева, облицованной листовым железом или плиткой, в то время как луковая архитектура в основном очень изогнута. В русской архитектуре купольная форма использовалась не только для церквей, но и для других построек. [ необходима цитата ]

К концу девятнадцатого века большинство русских церквей до петровского периода имели луковичные купола. Самые большие луковичные купола были возведены в XVII веке в окрестностях Ярославля , кстати, знаменитого своими большими луковицами. У многих были более сложные купола в форме бутонов, форма которых была заимствована из моделей в стиле барокко конца семнадцатого века. Купола грушевидной формы обычно ассоциируются с украинским барокко , а конические — для православных церквей Закавказья . [ необходима цитата ]

Популярные статьи  Святой Нил Мироточивый и его пророчества о последних временах

Как изготавливаются купола

Купол – очень “полезная” конструкция, которая сильно ценится в архитектуре. Использование этого строения позволяет перекрывать большие пространства с минимальным применением дополнительных опор. Современный церковный купол, как правило, состоит из металлического каркаса, корпуса из стеклопластика и кровельной облицовки.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

На сегодняшний день от большинства золотых куполов осталось только название. Ввиду своей дороговизны и недолговечности природное золото применяют всё реже и реже. На смену ему пришел нитрид титана, которым покрывают пластины из нержавеющей стали. Этот материал мало чем уступает золоту по красоте, но превосходит в надежности и легкости обработки. Покрытые нитридом титана панели крепятся к опоре купола, после чего он возносится наверх.

Несомненно точно, что куполостроение – уникальное ремесло. Оно сочетает в себе гения архитектурной мысли и глубину библейских подтекстов.

Архитектура

Цвета куполов: какие бывают?

Василия Блаженного

Позолота — один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Пресвятой Богородице

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Библиотека имени Ленина

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Покрова Пресвятой Богородицы

Почему купола церквей имеют форму луковицы?

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

СИМВОЛИКА КУПОЛОВПОЯВЛЕНИЯ КУПОЛОВCupola

Главное в храме — купола

К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав

Все характеристики имеют свое символическое значение.

ПантеонеКиевского ВладимираФОРМА КУПОЛА

Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными.

Церковь

Византийская империя подарила Руси умение строить храмы. Но молодая христианская Русь отнюдь не чувствовала себя робкой ученицей. Русское зодчество, созданное русскими мастерами, привносило в строительную практику собственные находки, оригинальные идеи и стало новым воплощением христианского искусства. Проанализировав рисунки храмов, можно заметить, что меняется и форма купола. Уже в Х11 в. купола напоминают воинский шлем.

Богу молитвы

«Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма — как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся».

Е.Н. Трубецкой

Именно эту идею пламенности, горения подчеркивает столь распространенное в России золочение куполов.

Джакомо да Виньола

Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.

Филиппо БрунеллескиБлаговещения Пресвятой Богородицы

Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Такой купол, оказывается, снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Эти купола использовались при возведении византийский церквей и османских мечетей.

КУПОЛОВ

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

Церковь Иоанна Лествичника
Богочеловека Иисуса ХристаЮрьевского монастыряЧетвероевангелиеХриста СпасителяВселенских СоборовЦеркви

Тринадцатиглавый храм

Иисуса ХристаСвятой ТроицыСпасителя

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

ЦВЕТ КУПОЛА

Цвет купола также важен в символике храма.

ХристуСпасителюЦерковь Покрова БогородицыДевы МарииСвятого ДухаХрамы

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Почему на Руси купола церквей делали в форме луковиц

Первые строителями православных храмов были греки, форма повторяла византийские церкви. Их купола напоминали полусферы или части сегментов сферы. Этот вид был выбран неслучайно и символизировал совершенство Бога, бытия и благодати. Но мастера Руси начали делать купола в форме шлема. Он олицетворял энергичное устремление к Богу,

Форма луковицы не русских храмах появилась в XVI век. Она повсеместно вытесняет шлемовидные и полусферические купола. Сказать сегодня точно, почему на Руси выбрали такую форму купола, практически невозможно. Есть только предположения: 1. Одни считают, что это сделано для того, чтобы во внутренние помещения храма не попадала влага. 2

Другие обращают внимание на то, что раньше зимы были многоснежные, и обильные осадки просто «сорвали» бы крышу храма. 3

Купола на Руси изготавливали из дерева, так что есть мнение, что луковицу из дощечек сделать проще. 4. А вот археологи считают, что удлиненная форма купола связана с тем, что церковь прихожане должны были видеть с любого уголка населенного пункта.

Но не только форма является отличительной чертой куполов на русских церквах. Значение имеет количество: — 3 купола – святая троица; — 5 куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста; — 13 куполов – Иисус и его 12 апостолов. А вот первая каменная православная церковь имела целых 25 куполов.

Не менее важным был и цвет, в который окрашивали купола православных церквей: 1. Золотой цвет самый популярный. Такие купола, символизирующие славу Господа, устанавливали на кафедральных соборах, а также главные монастырские храмы. Соборы строили в честь Иисуса Христа или посвящали их 12 самым главным православным праздникам. 2. Если на церкви купола синего цвета, то ее посвятили Богородице или Рождению Христа. 3. Если посвящение было направлено святой Троице, конкретному святому, то купола на соборе окрашивали в зеленый или серебристый цвет. 4. Монастыри чаще всего венчали купола черного цвета. 5. Сохранился до наших времен одно удивительное архитектурное сооружение – Храм Василия Блаженного. В отличие от других соборов у него разноцветные купола – это своеобразный символ красоты Небесного Иерусалима, приснившейся юродивому.

Если присмотреться внимательнее, то это, скорее, не луковица, а свеча. У свечи тоже сильный и глубокий смысл: душа должна гореть непрестанно, вечно, устремляться к Богу так, как взметается огонь свечи. Хотя, какое это теперь имеет значение. Главное, что древние соборы радуют человечество.

(Visited 2 104 times, 1 visits today)

Особенности храмовых куполов

Купола церквей имеют символическое значение. Выделяется несколько типов куполов, характерных для православных храмов.

Шлемовидный купол

Церковный купол в виде шлема встречается в домонгольском зодчестве (до середины XIII века). Он напоминают верующим, что Православная церковь — церковь воинствующая, её члены постоянно борются с грехом. Ярчайший пример храма со шлемовидным куполом — Успенский собор во Владимире. 

Сферический купол

Сферический купол в православной традиции есть символ вечности. Такой тип конструкции купола пришёл к нам из Римской империи. Классический сферический купол украшает собор Преображения Господня в Белгороде.

Шатры

Шатры — архитектурные формы в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащие для завершения архитектурного сооружения. Они символизируют образ Святого Духа или образ Богородицы. Такой тип храмовой кровли появился в Русском православном зодчестве в XVI веке. Сейчас встречается достаточно редко из-за сложности сооружения каркаса. Известный пример шатрового храма — церковь Вознесения в Коломенском.

Купола-луковицы

Основным типом куполов Русских Православных храмов являются купола-луковицы. Происхождение таких куполов до сих пор является для учёных предметом споров. Некоторые исследователи считают, что такая форма кровли была выбрана, чтобы облегчить уборку снега и льда с неё в зимний период.

Но такие же купола распространены и в южных странах — в Индии, Турции и на Среднем Востоке. В России луковичный купол венчает самую высокую башню собора Василия Блаженного.

Другие виды храмовых куполов

Существует ещё множество типов куполов, которые не характерны для Русского Православия, но распространены в других странах или конфессиях. Например, овальный купол, который является одной из характерных черт архитектуры стиля барокко. Или купол-зонтик, свод которого разделён на сегменты рёбрами, принимающими на себя вертикальную нагрузку. Такие купола были распространены в Риме и Византии. 

Популярные статьи  Почему апостола Иоанна называют «апостолом любви»?

Также выделяются купола-блюдца, которые не теряют популярности по сей день. Они используются не только в культовых сооружениях, но и в интерьере современных зданий. Это самый низкий тип купола, он позволяет сооружать наиболее масштабные куполовидные кровли.

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

Внешние ссылки [ править ]

vтеКрыши
Формы крыши
  • Бочковая крыша
  • Доска крыши
  • Бочка кровля
  • Крыша-бабочка
  • Clerestory
  • Коническая крыша
  • Купол
  • Плоская крыша
  • двускатная крыша
  • Фронтальная крыша
  • Крыша Gambrel
  • Полуаватная крыша
  • Вальмовая крыша
  • Мансардная крыша
  • Седельная крыша
  • Пилообразная крыша
  • Односкатная крыша
  • Шатровая крыша
Элементы крыши
  • Чердак
  • Воротник-балка
  • Дормер
  • Карнизы
  • Мигает
  • Гейбл
  • Желоб
  • Балка
  • Лофт
  • Purlin
  • Стропила
  • Линия крыши
  • Конек крыши
  • Терраса на крыше
  • Черепица
  • Ферма крыши
  • Мансардное окно
  • Небесный свет
  • Ветровая скоба
vтеИсламская архитектура
Стили
  • Аббасид
  • Анатолий Бейликс
  • Бенгальский
  • Фатимид
  • Хауса
  • Индо-исламский

    Могол

  • Индонезийский /
  • Мамлюк
  • Мавританский
  • Марокканский
  • Османский
  • Пакистанский
  • Персидский ( хорасанский , рази , азербайджанский , исфаханский , народный , хашт-бихиштский )
  • Сельджук
  • Сомалийский
  • Судано-сахелианский
  • Татарский
  • Омейяды
Элементы
Материалы
  • Кадад
  • Таделакт
Мечеть Аль-Харам в Мекке
Арки
  • Чахартак ( четырехарочная конструкция)
  • Разгрузочная дуга
  • Четырехцентровая арка
  • Подковообразная арка
  • Арка из ламбрекена
  • Многослойная арка
  • Прищуриться
Крыши
  • Купол ( арабский купол / / персидский купол / южноазиатский купол )
  • Полукупольный
  • Таджуг
  • Чхаджа (карниз)
Религиозные объекты
  • Аназа
  • Бедуг
  • Дикка
  • Гонбад
  • Хуссайния
  • Имамзаде
  • Кисва
  • Музыкальные колонки
  • Максура
  • Михраб
  • Минарет
  • Минбар
  • Müezzin mahfili
  • Кибла
  • Зарих
Украшения
  • ( Для обзора см. Исламский орнамент )
  • Аблак (разноцветный тесак )
  • Альфиз
  • Арабески
  • Banna’i
  • Гирих
  • Гирихская плитка
  • Исламская каллиграфия
  • Исламские геометрические узоры
  • Джали
  • Мокарабе
  • Лампа для мечети
  • Мукарнас
  • Нагаш живопись
  • Кашаны
  • Себка (Darj-wa-ktaf)
  • Шабака
  • Шамса
  • Сокаррат
  • Есерия
  • Зеллий
Номера
  • Андаруни
  • Гарем
  • Иван
  • Ливан (прихожая)
  • Хош
  • Каа
  • Зенана
Сады
  • Баг
  • Чарбаг
  • Исламский сад
  • Могольские сады
  • Райский сад
  • Персидские сады
  • Светоотражающий бассейн
  • Риад
Наружные объекты
  • Чхатри
  • Eidgah
  • Мехуар
  • Себил
  • Шадирван
Пассивное охлаждение
  • Гипостиль
  • Хауз (фонтанный тип)
  • Джарокха
  • Кучех
  • Машрабия
  • Ривак (аркада)
  • Сан (двор)
  • Саласабил (фонтанный тип)
  • Шабестан
  • Затеняющие зонтики
  • Windcatcher
Типы
Религиозный
  • Дарга
  • Гунбэй
  • Джама Масджид
  • Джамаат Хана
  • Ханка
  • Külliye
  • Медресе
  • Макам
  • Макбара
  • Mazar
  • Мечеть
  • Musalla
  • Кубба
  • Рауза
  • Сурау
  • Текье
  • Türbe
  • Завия
Гражданское лицо
  • Барадари
  • Базар
  • Караван-сарай
  • Дар аль-Шифа (Бимаристан)
  • Горфа
  • Kasbah
  • Махал
  • Квартал Медина
  • Souq
  • Турецкая баня (Хаммам)
  • Хорошо дом
Военный
  • Башня Альбаррана
  • Алькасаба
  • Алькасар
  • Амсар
  • Kasbah
  • Ксарь
  • Калат
  • Рибат
Ресурсы
  • Премия Ага Хана в области архитектуры
  • ArchNet
  • Музей без границ
Влияния
  • Индо-сарацинское возрождение
  • Мавританское возрождение
  • Мудехар
Страницы категорий
  • Арабская архитектура
  • Берберская архитектура
  • Иранская архитектура
  • Исламская архитектура
  • Марокканская архитектура
  • Могольская архитектура
  • Османская архитектура
  • Йеменская архитектура
Часть исламского искусства

Значение количества куполов

Каждый отдельно взятый купол – это уже произведение искусства

Если брать во внимание сразу все купола, откроется еще больше смысла. Ведь их число не случайно и имеет большой символизм

Так, один-единственный купол на храме олицетворяет Единого Бога. Если же куполов у церкви:

  • два, это символизирует двойственность природы Христа – человеческую и ангельскую;
  • три, олицетворяется Святая Троица;

    Blue and Golden Domes of Assumption Cathedral in Holy Trinity Monastery of St. Sergius

  • пять, олицетворяются четыре апостола-евангелиста со Спасителем;
  • семь, символизируются семь таинств,
  • тринадцать, олицетворяется Спаситель и 12 апостолов;
  • тридцать три, посвящается 33-м годам земной жизни Иисуса Христа.

Таким образом, купола можно назвать своеобразным “паспортом” храма. По нему можно узнать об истории церкви, о том, кому она посвящена и какие смыслы хочет донести до людей. Разобравшись с символизмом церковных глав, перейдем к технической части, а именно к их изготовлению и оформлению.

Что символизирует количество куполов?

Один купол

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Fotokto.ru

Церкви с одним куполом на вершине символизируют единого Бога. Такие церкви традиционны для новгородского зодчества, которое отличается своей лаконичностью и простотой.

Два купола

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Photosight.ru

Религиозные сооружения с двумя куполами в православной традиции практически не встречаются, они характерны для католичества. Их символическая природа отсылает нас к двойственности Спасителя, который одновременно имел человеческую и божественную сущность.

Три купола

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Okn53.ru

Намного чаще на территории России встречаются церкви с тремя куполами, олицетворяющими собой Святую Троицу.

Пять куполов

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Azbyka.ru

Распространены храмы с пятью куполами, символизирующие Иисуса Христа, окруженного четырьмя евангелистами: Иоанном, Марком, Лукой и Матфеем.

Семь куполов

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Sobory.ru

<ins class=»adsbygoogle» data-ad-client=»ca-pub-7447778716823375″ data-ad-slot=»2147553710″></ins>

Когда у церкви семь куполов, это отсылает нас сразу к нескольким важным православным символам. В христианстве это число связано с количеством Вселенским Соборов, добродетелей, церковных Таинств.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Regnum.ru

Соборы, имеющие девять куполов, символизируют девять ангельских чинов.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Triumphserzia.ru

13 куполов символизируют Спасителя, который находился в окружении 12 учеников.

Почему купола церквей имеют форму луковицы?Фото: Photosight.ru

25 куполов означают прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками.

Что обозначают другие цвета куполов и стен храмов

Если церковь имеет белый цвет стен, то посвящена она Преображению или Вознесению Иисуса Христа. Храм голубого цвета посвящен Божьей Матери. Если же он выкрашен в красный цвет, то скорей всего мученику. Желтые храмы посвящают святителям, а зеленые преподобным.

Синие купола

Храмы, которые посвящены пресвятой Богородице, имеют купола синего цвета. Он символизирует собой непорочность. Кроме того, на них изображают звезды, которые напоминают о Вифлеемской звезде – символе благой вести.

Чёрного цвета

Черный цвет является символом монашества, поэтому он и встречается обычно на обителях. Как пример, можно привести Покровский монастырь.

Зелёные купола

Святой Троице – Богу-отцу, Богу-сыну и Святому духу посвящены купола имеющие зеленый окрас.  Для православных верующих именно этот цвет является символов Святого Духа. Некоторые храмы с зелеными куполами также могут быть посвящены святым. Иногда купола таких храмов также выкрашивают в серебристый цвет.

Разноцветные купола

Один из красивейших храмов России и визитная карточка Москвы – Храм Василия Блаженного, имеет разноцветные купола. Они символизируют собой красоту небесного царства.

Оцените статью
Добавить комментарии