Почему сегодня в храмах мало мужчин?

Суеверия, страх, малограмотность, слухи, стереотипы, нерешительность, разочарование…

Вынесенные в заглавие этой части понятия для многих становятся весомыми причинами, которые рождают сомнения в истинности Православной веры. И действительно, если некоторые крещёные люди, называющие себя православными, считают, что грехи могут быть переданы от свечи другого человека, что грехом можно «заразиться», как гриппом, то и впрямь, зачем ходить в храм? Мало ли кто поставит свечу рядом с твоей свечой?

Почему сегодня в храмах мало мужчин?

Очень часто слышишь и возмущенный ропот: вон, на каких машинах разъезжают эти толстые, жадные и грубые попы! А бизнес в храмах? Сколько у них эти самые свечки стоят, а сколько книжки и иконы в церковных лавочках! Крещение — столько-то рублей, венчание — столько-то…

Иные рассуждают не столь материалистически жестко. Для них важнее «духовные» причины, которые не пускают их в храм. «Почему дети умирают?» «Где был ваш Бог, когда мне было плохо?»

Список вопросов можно продолжить. Попробуем ответить по порядку.

Православие мужская религия

Православие – мужская религия, такое утверждение всё чаще можно услышать от священников. Оно стало звучать только в последнее десятилетие. У старцев и богословов вы не прочитаете такого определения. Рассуждения о мужской религии – ответ на ситуацию, в которой оказалась Русская православная церковь: её почти не посещают мужчины. И священники с укором взывают к ним, пытаясь объяснить:

Протоиерей Андрей Ткачёв
: «Наша религия мужская. Она смелая и умная, а не тепленькая и сентиментальненькая. Отсутствие мужика в наших храмах означает отсутствие богословия, поскольку понять христианство и объяснить его может, за редкими исключениями, только мужеский ум.Храмы должны быть полны мужчин. Молитва вообще есть мужское дело, поскольку требует не столько переживаний, сколько стойкости и внимательности.Зайдешь в западный храм — стоит дама в шляпке перед Распятием и молится то ли о своей женской судьбе, то ли о голодающих детях в Камеруне. Зайдешь к нам — ходит душа-сестрица среди подсвечников и лепит свечки, пришептывая что-то то ли о непутевых детях, то ли о пропавшем муже. Вот — доминанта религиозной жизни. Личная дамская беда и личный шепот перед образами.А где наши мужики? Пьют? В горы ходят за адреналином? В Африку на сафари мотаются? На рыбалке пятую точку отсиживают?»

Протоиерей Андрей Ромашко
: «Христианство – сугубо мужская религия. Нет, она, конечно, доступна и женщинам, но «заточена» она под мужской менталитет, под мужское восприятие мира. Придя на землю Христос уравнял мужчин и женщин в религиозных правах, но проповедь Его была обращена преимущественно к мужчинам….Почему же сегодня в наших храмах не слышно мужского голоса? Почему современные мужчины не понимают, что Евангелие обращено именно к ним, а уж только потом, через них – дочерям, женам, сестрам, подругам… Почему сегодня женщина тащит мужика в Церковь, причем в любом возрасте, начиная с младенчества и до глубокой старости? Отвечу банальностью: мужики измельчали. Обабились, развратились, раскапризничались, потеряли характер, силу воли, ответственность. Причин много, объективных, субъективных, социальных, экономических».

Почему сегодня в храмах мало мужчин?

Почитаешь такие резкие высказывания и задумаешься: почему для некоторых пастырей женское – означает нечто ущербное? Но спишем такие настроения священников на сожаление, что большинство российских мужчин пренебрегают спасением души. Это и упрёк, и призыв к сильному полу вернуться под Божий кров.

Мало мужчин

К сожалению, учёные не занимались исследованиями на тему: какой процент мужчин посещает Православную церковь? Но по наблюдениям верующих, мужчины составляют примерно треть прихожан и менее.

  • Доктор исторических наук Н.Попов утверждает: «Среди женщин религиозных людей больше, чем среди мужчин, соотношение в среднем 65 и 45%».
  • Социолог Б.Дубин отмечает: «Среди православных верующих преобладают женщины и люди старшего возраста. Однако наибольший приток новых православных идет из среды молодежи, людей с высшим образованием, мужчин».

Но оба автора не ссылаются на конкретные источники. Остаётся доверять собственным наблюдениям и рассказам прихожан других церквей. Но выводы, в любом случае, не утешительные.

Протоиерей Роман Багдасаров размышляет о месте мужчины в храме. 

Это ведь жестко

Человек, пришедший в Церковь, при критическом анализе может просто не поверить, когда Христа и Его святых рисуют не как обычных людей, но как сказочных персонажей.

За их святостью не видно человеческого. Тогда для чего же Бог стал Человеком? В те моменты, когда Иисусу отказывают в человеческом, это отдает ни больше, ни меньше, монофизитством. А для мужика просто нарушается элементарная логика и теряется нить родства.

То же самое ТЕМ БОЛЕЕ касается святых. Кто-то из них был воином и участвовал в боевых действиях. Надо понимать, что со всеми вытекающими: убийством солдат противника, болью потерь товарищей, тяготами походной жизни, стычками с зарвавшимися командирами, грузом принятия решений и ответственностью за жизни других.

Почему сегодня в храмах мало мужчин?
Св. Александр Невский в житии. Икона XIX в.

Кто-то был монахом, но без wi-fi и теплой кельи. Монахи уходили умирать, в пещеры и леса. Собственноручно строили себе жилища. Выживали среди зноя и холода, диких животных и ядовитых змей. Были биты разбойниками. Голодали. Но не изменяли своим внутренним убеждениям и оказывались центрами притяжения других людей. Они основывали монастыри, которые стоят уже не одно столетий. К ним шли потому, что у них был стержень.

Кто-то был обычным работягой или врачом. Крестьянином или дворянином. Ученым или писателем. Строителем или учителем. Иноком или семьянином. Со всеми вытекающими отсюда сложностями выбранной ими профессии, особенностями эпохи.

Почему сегодня в храмах мало мужчин?
Картина святителя Луки (Войно-Ясенецкий), хирурга, спасшего тысячи жизней

Может, стоит развернуть проповедь на мужчин и тем самым и женщин-прихожанок зарядить новой энергией?

Наверное, в тот момент, когда проповедь в наших храмах будет направлена на мужчин – не в показных форматах, а в искренних, честных и прямых – тогда и мужчин в храмах будет больше.

Не надо думать, что мужиков можно привлечь только на физический труд или турнир по рукопашному бою (хотя, почему и нет). Центральное место в жизни христианина занимает молитва. Если ее нет – само понимание Бога и Его Сущности притупляется в сердце человека. Ведь именно молитва и Таинства Церкви помогают человеку общаться с Богом.

Мужчины тянутся туда, где ощущают основательность и силу.

Кто может входить в алтарь

Алтарь – святыня храма, не так важно какого, католического или православного, поскольку вход в него ограничивали с древних времен. Он находится в восточной части храма, там проводят главное таинство христианства – Евхаристию

В алтаре проходит великое таинство, поэтому здесь следует сохранять обстановку определенного порядка и благоговения. В случае большого стечения народа, да если еще каждый будет иметь доступ в алтарь, ни о каком благоговении не может идти и речи.

Церковные правила говорят, что находиться в алтаре могут лишь мужчины, которые получили благословение у настоятелей храма. В алтарь обычно входят все служители церкви: чтецы, алтарники, священники.

Популярные статьи  Как правильно повесить иконы в доме

Не получив благословение от священника, никто не имеет права входить в алтарь. Те, кто получил от священников или епископов благословение, обязаны входить в алтарь со стороны боковых дверей. В советские времена пожилые женщины, монахини, которые получили благословение от батюшки, могли выполнять роль алтарниц. В древние времена в алтарь имели доступ женщины, которые готовили других женщин к проведению таинства крещения.

«Нет времени»

«Я верю в Бога, но у меня нет времени». Обычно на такую причину ссылаются люди, которые догадываются, что надо участвовать в литургии каждое воскресенье, но это пока не стало самым важным в их жизни. Человек, рассуждающий подобным образом, подчёркивает, что на сегодняшний день он носит христианское имя, но пока ещё не готов жить по заповедям Божиим (например, исполнять четвёртую заповедь, где сказано, что человек должен шесть дней работать, а седьмой посвятить Богу). И, вероятно, такой человек пока не понимает, что такое Церковь, зачем она нужна и зачем собираться всем вместе? Для многих церковь — это место, где можно удовлетворить свою духовную потребность, а не место собрания верующих (греч. — «экклесия»). «Это старикам делать нечего, вот они там и собираются», или: «я же не могу взять и поменять свою жизненную позицию, я, что, столько лет ошибался?» А бывает, услышишь такие доводы: «нет, это же надо молиться, поститься, смиряться, соответствующе одеваться, вот старым буду, тогда и буду ходить». Примерно такие оправдания иногда можно услышать, когда человек редко ходит в церковь. Доживёшь ли до старости, успеешь ли, и откуда такая уверенность? Между тем святой Киприан Карфагенский неслучайно произнес слова, которые стали пословицей: «Кому Церковь не мать — тому Бог не Отец»!

Один священник, который устал слушать причины, по которым люди редко ходят в Церковь, написал следующее.

Десять причин, по которым я редко умываюсь:

– Меня не научили умываться в детстве.

– В детстве меня заставляли умываться.

– Я умываюсь только по большим праздникам.

– Никто из моих друзей не умывается.

– Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.

– Старикам нечем заняться, вот они регулярно и умываются.

– Мыться мылом модно, а я не хочу мыться из-за моды.

– Я не собираюсь мыться, вот если в жизни что-то произойдёт…

– Начну регулярно умываться, когда стану старым.

– Те, кто умываются — лицемеры, так как думают, что они чище других.

Действительно, бывает и так, что человек ходит в храм, внешне исполняет все обряды, но его взгляд, дела и слова выдают то, что сокрыто под маской благочестия. И, глядя на такого «православного», люди делают вывод: лучше не ходить в храм, но жить по совести, чем соблюдать все церковные каноны и правила, фарисейски кивая на недостатки ближнего. А ещё лучше быть добрым, честным, искренним христианином.

Как можно верить в Бога и не верить в то, что Он говорил в Священном Писании? Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Послание к Евреям, глава 13, стих 8). Для многих, к сожалению, Христос не здесь и сейчас, а где-то там, а может, и вообще Его не было? Может, вообще всё, что мы видим: небо, солнце, моря — появились случайно? Вряд ли. Почти все понимают: должен же быть какой-то Высший Разум, создавший всё?! Может ли слепой случай составить текст, если на бумагу просто вылить чернила? Сколько ни выливай, текста не выйдет. Нет, нужен кто-то, имеющий разум.

Но у человека нет времени подумать, почитать, послушать, а появляется время только тогда, когда в жизни что-то произойдёт — «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!» Зачем дожидаться грома? Становится очевидным, что желающий ищет возможности, а не желающий ищет причины. По-прежнему зовут колокола людей в храмы, а Господь ждёт свободного волеизъявления детей своих.

Женщине не позволено входить в Алтарь

Многие считают, что женщинам не позволено входить в Алтарь — символ престола Господа, отделённый от средней части храма иконостасом. На самом деле до Алтаря допускаются все, он если имеют на это благословение. Поэтому без особой на то необходимости к престолу не стоит подходить и мужчинам-мирянам. Другой вопрос, что во время таинства крещения младенцев женского пола священник не проносит через Царские врата и не подносит к Алтарю. Многие священники объясняют это тем, что мальчики потенциально могут стать священнослужителями, то есть могут быть допущены на посещение этих мест, а девочка получить церковный сан не может.

Также есть поверье, согласно которому женщина во время менструального цикла не может не то что бы причаститься, то есть вкусить кровь и плоть Христовы, но и даже посещать храм. Если говорить кратко, то «ритуальная нечистота» не имеет никаких обоснований в христианской антропологии и попало в религию под влиянием языческих культов и иудаизма и относится к Ветхому Завету, когда страх перед материальным миром был особенно силён.

Ношение одежды и прочие условности — всего лишь попытка особо ревностных фанатиков выделиться и показать своё превосходство над другими.

Причины, по которым женщинам нельзя находиться в алтаре

Алтарь предназначен для проведения Бескровной Жертвы. В силу своей непосвященности все миряне, не приносящие Жертву, не имеют права входить в алтарь – ни мужчины, ни женщины.

В святое место не допускают женщин не потому, что они «хуже» мужчин, как думают некоторые. У женщин, независимо от воли, происходит «течение месячных кровей», в храме же недопустимо проливать кровь. Если это произойдет, храм придется вновь освятить. Больше всего это касается алтаря – самой главной святыни. Здесь никакая кровь, кроме Христовой, немыслима. Даже если кто-то из служителей церкви поранит ненароком палец, он обязан покинуть алтарь, чтобы не осквернить его своей пролитой кровью.

Православная церковь не приемлет женское духовенство, а в силу некоторых особенностей их организма они никогда не входят в алтарь. Исключением могут стать лишь монахини, которые сумели сохранить свою девственность.

Когда в советские времена в храмах не хватало людей, священники прибегали к помощи стареньких прихожанок, просили их побыть алтарницами, чтобы помочь навести порядок в алтаре. В наше время в некоторых монастырях старые монахини до сих пор выполняют роль алтарниц.

По сей день существует обычай во время крещения в алтарь вносить мальчиков и прикладывать их к престолу. Девочкам туда путь закрыт из-за запрета.

Если женщина, не зная того, вошла в алтарь, это не значит, что она его осквернила. Это говорит о том, что она нарушила порядок, установленный церковью, и согрешила против неё. Ей необходимо покаяться и больше не делать такого, нужно быть скромной и знать свою роль и место.

Православные мужчины за рубежом

В православных храмах других стран мужчин поровну с женщинами или больше, утверждают священники, посещавшие зарубежные приходы. Социологических исследований на эту тему тоже нет, но мы можем полагаться на фото и видеосъёмку богослужений и верить глазам своим.

В храмах Украины и Болгарии мужчин и женщин равное число. В Греции и Македонии на богослужениях мужчин больше половины. В Сербии мужчины явно преобладают, женщины теряются в их толпе. Религиозную активность сербских мужчин можно объяснить тем, что очень долго в битвах с мусульманами и католиками Сербия отстаивала свою православную идентичность. Воевали именно мужчины и память об этом укрепляет их религиозность. Христианство сохранилось в Сербии ценой больших жертв…

Почему сегодня в храмах мало мужчин? Литургия в сербском православном храме

В храме женщина должна стоять «на стороне дьявола»

Отталкиваясь от предыдущего положения, нельзя не вспомнить то, что зона для прихожан в православном храме делится на две части: мужскую и женскую. Традиционно считается, что левая сторона — «сторона дьявола», и левая часть в храме отведена для женщин. На самом деле, как и добрая часть норм и условностей в православии, это положение носит рекомендательный характер. Логика в этом есть. Во-первых, таким образом можно предупредить разговоры и мысли, связанные с оценкой красоты женщины и желание познакомиться поближе, то есть пресечь попытки отвлечения от главного дела в храме — молитвы. Во-вторых, с левой стороны врат, ведущих в алтарь, висит икона Богородицы, Божьей матери, к которой, по понятным причинам, женщине легче обратиться за покровительством и с просьбой; правую сторону иконостаса занимает Иисус Христос — мужское начало.

Популярные статьи  Поздравления с Медовым Спасом

Вероятно, что разделение храма условно на женскую и мужскую стороны породило ещё одно «правило», которое гласит, что к таинству причастия первыми из мирян идут дети, затем мужчины и только потом женщины. Объяснение на самом деле простое: к Чаше подходят справа, поэтому, чтобы не было неразберихи, мужчины идут первыми. Однако это совсем не каноническое положение.

Что говорят мужчины

Как видите, мнения самые противоречивые. И это ещё не все ответы на поставленный вопрос. Читатели-мужчины в Фейсбук тоже отвечали по-своему. Некоторые в стиле либеральной прессы выразили недоверие Церкви: «Нельзя быть христианином и одновременно посещать службы РПЦ. Только если вы целиком и полностью поддерживаете все, что там сейчас творится, тогда – да…. у вас полная гармония. Правда по поводу вашего христианства будут вопросы – либо вы просто не понимаете, что такое быть христианином, либо фарисействуете».

Некоторые заявили, что Бог у них в душе, Церковь же для молитвы необязательна. Даже Священное Писание цитировали: «И когда молитесь, не подражайте лицемерам, которые предпочитают молиться на виду у людей: в синагогах, или останавливаясь на перекрестках дорог. Уверяю вас: они уже получают награду свою. Ты же, когда захочешь помолиться, войди в комнату свою и, затворив за собой дверь, тайно помолись Отцу твоему, и тогда Отец твой, Который видит тайное, воздаст тебе явно» (Св. Евангелие от Матфея 6:5,6).

Почему сегодня в храмах мало мужчин?Почему сегодня в храмах мало мужчин?

К дикуссии подключился иерей Василий Литвинов
, который разъяснил мужчинам: «Если мы верим Богу, то должны участвовать в Таинствах. Значит, должны быть в Церкви. Вопрос рациональных мужчин: “для чего мне это?” Ответ из Евангелия: “Лучше для вас, чтобы я взошел. Тогда Отец Мой Небесный даст иного Утешителя, который наставит вас на всякую истину и правду”.

Что делать мужчине в храме?

Раннехристианская Церковь не жаловалась на отсутствие мужчин-прихожан. Все находили там достойное место и преданно служили Господу. Ведь не только молитвой может верующий выразить свои религиозные чувства.

  • Мужчины миссионерствовали в разных городах и странах.
  • Проповедовали о Христе своим близким и друзьям.
  • Участвовали в богослужении.
  • Следили за порядком в церкви.
  • Занимали руководящие должности в церковных общинах.
  • Жертвовали миссионерам, были благодетелями сирых.

Как эти принципы реализовать в наши дни?

Церковь по-прежнему нуждается в деятельных миссионерах, которые несут Слово Божие в отдалённые регионы России

Например, внимание православных требуется народам Крайнего Севера и Дальнего Востока. Но и в центральных регионах есть этносы, религиозно непросвещённые – вспомним о язычестве в среде малых народов Поволжья

Всюду работают гастарбайтеры из южных республик, чтобы обратиться к таким с проповедью, нужна мужская решимость.

И даже в российской столице в любом коллективе есть люди невоцерковлённые. Они нуждаются в мудром наставлении верующих.

Почему сегодня в храмах мало мужчин?

Личное спасение в Православии не эгоистично, оно зависит от любви к ближним.

  • Служение в церкви
    тоже не должно обходиться без мужчин. Оно может быть и духовным, когда некто исполняет работу алтарника. И социальным, если при храме есть благотворительная организация.
  • Катехизация
    новых прихожан более плодотворна, если мужчина учит мужчин, а женщина женщин – им легче найти общий язык. Для этого следует самому знать Евангелие и жить по заповедям.
  • Следить за дисциплиной
    в часы богослужения тоже подобает мужчине, а не старушке. Тем более, что в наше время под церковные своды может явиться и неадекватный человек, которого следует призвать к порядку. Существует опасность терроризма в некоторых регионах, поэтому храмы нуждаются в мужчинах-дружинниках.
  • Общину прихожан также может возглавить мужчина
    и развить энергичную деятельность на благо общества. Также церковь всегда нуждается в новых пастырях, которые посвятили бы ей жизнь всецело.

Но если мужчина слишком занят для посещения дома Божьего, для него тоже есть путь спасения. Это жертва на храм, финансирование дел милосердия. Поддержка благотворительной организации, которая помогает сиротам, заключённым или нуждающимся в лечении людям.

Духовная инфантильность

А как еще объяснить отказ мужика честно ответить себе на «проклятые вопросы»? Ты умрешь. По-любому. Раньше или позже. Как, когда и при каких обстоятельствах – неизвестно. Отрицательная, пугающая мотивация, но обычно с нее начинается размышление о смысле жизни. Время ограничено, а надо что-то делать. Пока мужчина в силах, он находит смыслы в семье, работе, увлечениях, достижениях, в худшем варианте – в развлечениях. Но крайне странным выглядит внутренний уход от важных ответов. А, займусь чем-нибудь другим. Религия подождет. Бог, конечно, есть, но я к Нему обращусь, когда мне это на самом деле потребуется. А так я все сам. Ну, в общем, отстаньте.

Этот вопрос тонкий, кое-что мы рассмотрим ниже, но если за пример брать несоответствие некоторых служителей идеалу веры или декламацию мифических негативных примеров как причину своего нехождения в храм… это снова инфантилизм.

Почему сегодня в храмах мало мужчин?

Авторы Гайдпарка

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Бордель и тюрьма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Драма с советской строчной разверткой. Свидетельствую

    Читать полностью

  • Сажи Умалатова

    Памяти Александра Градского

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Обмануть трудно — заставить можно

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Российская экономика: а российская ли она?

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Заслуживает ли вакцинатор Гинцбург ордена Александра Невского?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В США бывший коп грохнул темнокожего: отвечать придется Байдену

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

Духовный кризис веры

Предположим, человек прошёл все эти мучительные стадии духовного развития, но вследствие наступившего кризиса веры оказался вновь за оградой Церкви. Была благодать, мир, тишина, радость, и вдруг куда-то всё исчезло. По этой причине он и не ходит в храм. А бывает так: человек ходит в храм, исповедуется, причащается, а ничего не происходит, грехи те же, проблемы те же. И уходит… так и не поняв, что Господь долготерпелив, зная немощь нашего естества. Но если раз и навсегда понять следующее: Бог меня так любит и, несмотря ни на что, ждёт со мной встречи и готов тысячу раз рождаться, чтобы вновь страдать и умирать за меня, то всё уныние рассеется во мгновение. Конечно, если мы не считаем, что со смертью всё заканчивается. Вот тогда надо брать от жизни всё, хватать, рвать, отвоевывать. И если человек умер в расцвете сил или ещё в совсем юном возрасте, становится очевидно, что не может быть в жизни такой несправедливости. Человек зачинается не для того, чтобы провести всю жизнь в утробе, и рождается не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, с Богом, а после смерти воскреснуть и жить вечно!

Выбор за вами.

Популярные статьи  Что значит «Нести свой крест»?

Почему же в России такая гендерная диспропорция прихожан?

Причины религиозной пассивности мужчин

Священники и миряне, в том числе журналисты, находят много объяснений отсутствию мужчин в храмах. Есть версии религиозные, психологические, бытовые. Есть лестные и даже обидные для того или иного пола.

Религиозные версии

  1. Поскольку Ева первой нарушила Божественный запрет в Райском саду, вкусив от Древа познания, ныне женщинами сильнее ощущается греховность, которую они спешат отмолить в храмах.
  2. Женская вера связана с великим Божьим даром – деторождением. Рождение нового человека напоминает акт его сотворения Богом. Мужчине не дано пережить такого необычного явления. Поэтому связь его с Творцом не так сильна.
  3. Мужчины предпочитают язычество. Там нет строгих моральных требований, не нужно поститься и ограничивать свои потребности. Язычество льстит человеку, там он не раб Божий, а сын богов. Ирий (или Вальхалла) язычников обещает пиры и сраженья, что интересней мужчинам.

Почему сегодня в храмах мало мужчин?Почему сегодня в храмах мало мужчин? Мужчины на богослужении в Греческой Церкви

Психологические версии

  1. Мужчины воспринимают мир как поле битвы, где они должны покорять и завоёвывать. Православие с проповедью смирения, скромности, гуманизма противоречит их настроениям. В наши дни пресса рисует образ мужчины, который идёт к успеху по чужим головам. С верой это не сочетается.
  2. Мужчина неуютно чувствует себя в храме, поскольку там большинство женщины. Ему непонятно, чем там заняться, кроме как поставить свечку и уйти домой. Церковная община кажется ему женским клубом по интересам. С друзьями своего пола более комфортно.
  3. Женщины чаще ходят в храм, поскольку беспокоятся о детях. Просят у Всевышнего лучшей доли для своих чад. А мужчины меньше волнуются за близких.
  4. Женщины трусливы, в Боге они видят защитника. А мужчины у нас герои, ничего не боятся, поэтому Бог им не нужен.

Бытовые версии

  1. В храмах преобладают не просто женщины, а старушки. Именно на пенсии у людей появляется больше времени на религиозную жизнь. Старея, многие задумываются о покаянии. Но – российские мужчины часто не доживают до пенсии! Храмы заполняют их безутешные вдовы.
  2. Порой мужчины заняты работой, отнимающей много энергии. Поэтому выходные дни они используют для отдыха. И рады бы молиться, но сил нет.
  3. Мужчинам лень посещать церковь. Силы есть, но не хочется рано вставать. Проще с дивана посмотреть футбол…

Я тоже могу высказать предположение. Проблема в разрушении института семьи. Раньше на богослужения ходили все купно – муж с женой, детишки, бабушки и дедушки. Теперь у родственников нет потребности в религиозном единении. Каждый живёт своими переживаниями, плачется о скорбях в интернете под псевдонимом. И только большие праздники – Крещение, Пасха и Рождество будят былую семейственность. Или большие печали. Тогда звучат коллективные молитвы, тогда вместе едут к святым местам. Только в особых условиях мужчина чувствует свою ответственность за происходящее и начинает верховодить, организовывать и опекать. В нём просыпается глава семьи.

Православие – мужская религия?

Почему сегодня в храмах мало мужчин?Фото: Flickr.com

Православие изначально считается мужской религией, так часто утверждают многие православные священнослужители. Однако об этом активно говорить стали только в последнее время, например, у древних богословов и старцев встретить такие рассуждения не удастся. Это вызвано тем, что в современной русской православной церкви мужчин почти не осталось. Поэтому священники обращаются к ним с укором, пытаясь объяснить, что церковь без них не может считаться полной, мужчинам стоит тратить энергию и силы на служение Всевышнему, участвовать в церковной жизни своей общины.

Например, протоиерей Андрей Ромашко, говоря, что христианство преимущественно мужская религия, отмечает, что она, конечно, доступна и женщинам, однако, в основном, подстроена как раз под мужской менталитет, восприятие окружающего мира представителями сильного пола. Когда Спаситель спустился на землю, он приравнял в религиозных правах женщин и мужчин, но при этом его проповеди, как правило, обращались к последним.

Отвечая на вопрос, почему сейчас в храмах осталось так мало мужчин, Ромашко утверждает, что современные «мужики измельчали». Часто они обладают слишком слабым характером, стали слишком капризными, безответственными, у них отсутствует сила воли. Причины этого в целой совокупности проблем – субъективных и объективных, экономических, социальных.

В храм — только в юбке и платке

Запрет женщинам на вход в храм в мужской одежде — брюках и их разновидностях, а также обязательное покрытие головы платком, в принципе, каждый может объяснить просто давней традицией. Однако этому есть более понятные причины.

Во-первых, что брюки становятся частью женского гардероба с лёгкой руки Ив Сен-Лорана только во второй половине XX века. Поэтому первое объяснение этой стороны вполне простое: неприятие людьми новой моды.
Во-вторых, в древности мужская и женская одежды отличались не так уж сильно, их основная концепция — длинная рубаха. Поэтому в «запрете», скорее всего, лежит метафора: не стоит женщине уподобляться мужчине, взваливая на себя тягловую работу, а мужчине не стоит вести себя как женщина, показывая слабость и несостоятельность.

Традиция, касающаяся одежды для посещения женщиной храма — покрытие головы платком, — это действительно традиция, а не норма. В древности, причём во многих религиях и культурах, покрытая голова являлась идентификатором статуса женщины, который говорил, что она замужем. Замужняя женщина с непокрытой головой, как считалось, позорит свою семью. Отсюда берёт своё начало слово «опростоволоситься».

«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви», — слова апостола Павла. Если воспринимать этот запрет буквально, то во время богослужения в принципе не разрешено говорить, хотя бы потому, что для этого во время молитвы не должно оставаться ни времени, ни внимания — всё мысли обращены к Богу. С нормами приличия тоже всё предельно ясно: благоверная жена не станет заводить разговор с незнакомым мужчиной, и это положение не раз продублировано в книгах по этикету для юных девушек.

Это дань традиции

Изначально богослужение в христианских общинах складывалось на Ближнем Востоке, у народов которого в домах существовало, а во многих местах и до сих пор существует, разделение на мужскую и на женскую половины. Считалось, что так мужчины и женщины могут полнее выразить себя. Но было это связано и с подчиненным положением женщины – ей не дозволялось заходить на половину мужа.
Традиция разделения на половины была перенесена и в пространство храма. Например, в Византийской империи внизу могли стоять только мужчины, а для женщин устраивались хоры, идущие по периметру храма.
Разделение храма пришло на Русь «от ромеев» и очень строго сохранялось вплоть до революции 1918 года.
Сейчас подобное разделение не является строго обязательным, хотя в тех храмах, где батюшки строго чтут традиции, такое практикуется до сих пор. Например, прихожане воронежских Покровского и Благовещенского соборов уверяют, что у них на службах чтут древнее правило, и мужчины стоят отдельно от женщин, оставляя свободным проход от дверей соборов к Царским вратам.
Древнюю традицию чтут и во многих монастырях России, в храмах которых проводятся службы – это позволяет отделить монахов от прихожан противоположного пола и таким образом сохранить благочестивость.
Дань традиции хранят и во многих храмах на территории Сербии. Более того, в них даже существуют перегородки, за которыми женщины могут молиться отдельно от мужчин. Разделение храмов на две половины сохраняется и в современной коптской церкви.

Оцените статью
Добавить комментарии