Почему сквернословие — это грех?

Невозможно материться и молиться!

Диакон Владимир Василик:

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Подготовил послушник Никита (Попов)

Нас большинство?

«…злоречивые… Царства Божия не наследуют»

1Кор.6:10

Начну издалека….

Я попал со своими хворями к одному
знаменитому, очень известному в Москве врачу, человеку
совершенно мне незнакомому. Он узнал, что я священник, и
сказал: «Я вообще в храм не хожу, далек от Церкви.
Скажите, батюшка, как вы считаете, сейчас последние
времена или нет?»

Я думал, что пойдет речь о моих хворях и
болезнях, и оторопел. Спрашиваю его: «А вы-то как
считаете?» Он отвечает: «Как врач, я очень ответственно
вам заявляю: сейчас последние времена».

Я улыбнулся, конечно, и мне стало очень
интересно: что он имеет в виду? И тут он стал говорить
вообще о той общественной атмосфере, которая есть, о тех
антиобщественных веяниях, которые есть, и то, как грех
становится нормой.

И это меня поразило, потому что обычно
это священники говорят, а здесь мне об этом сказал
просто человек своей профессии. Грех становится нормой,
людей начинают мерить по тому, одобряют они это или нет,
того, кто не одобряет, объявляют нетолерантным, иногда
даже фашистом, или по крайней мере человеком, который
нарушает свободы. «Свобода» подразумевает участие в
бесчестии. «Право на бесчестье», – как говорил
Достоевский. Участие в беззаконии, в скверне, в том, что
всегда традиционно общество осуждалось. В том числе и в
сквернословии.

Я прочитал страшную цифру. Оказывается,
по опросам более семидесяти процентов населения нашей
страны сквернословят. Семьдесят процентов – это, если
говорить о демократии, значит, что они могут требовать,
чтобы сквернословие не наказывалось никаким образом.
«Нас большинство, мы хотим сквернословить и всегда так
говорить».

Считается ли мат грехом?

“Как называется грех, когда ругаешься матом?” Многие задаются вопросом, для исповеди. Православная церковь относит мат к греху сквернословия.

Господь наделил людей возможностью общаться и выражать свои мысли в слова. Через них мы произносим молитвы и обращаемся к Богу. Человек, который матерится, использует этот дар для выражения своих гневных порывов, тем самым оскверняя в себе Храм Божий.

Мат, по своей сути, чужд природе человеческого естества, невозможно одними и теми же устами произносить молитвы и ругательства. На них нас побуждает гнев, злость, засевшие внутри нас. Верующий человек должен стойко противостоять таким порывам и понимать, что ругательства – это проявление бесовского начала.

Ругаться матом грех, таким образом мы посягаем на свой духовный образ, созданный по примеру и подобию Божьему. Дьявол через ругательства стремится искоренить в верующем черты, схожие с Господом, сбив с праведного пути. Борьба с сквернословием – это борьба за сохранение душевной чистоты и веры.

Избавиться от привычки сквернословия непросто, нужно собрать все духовные силы в себе, покаяться, молиться и навсегда отречься от пагубной привычки. Слово – главное орудие в прославление Господа на земле, главное отличие человека от животного. Уподобляясь этому греху, христианин оскверняет дар Божий, опустошает веру в своей душе.

Употребление матерных слов проникло во все сферы человеческой жизни. Мат можно услышать в повседневной речи «для связки слов».

Это говорит не только об уровне культуры личности, но о степени влияния нечистых страстей на человека. Это крайняя стадия зависимости от греха, которая свидетельствует о затухании чистых душевных порывов человеческой души.

Сквернословие пагубно влияет не только на произносящего эти слова, но на людей, слушающих его. Оскорбляя себя и окружающих, человек невольно навязывает свой порок другим, воздействуя через слова на душу человека.

Научно доказано, что употребление в речи мата не несет никакой смысловой нагрузки, а добавляет эмоциональный тон и окраску разговору. Это обстоятельство еще раз подчеркивает вредность ругательных слов, которые воздействуют, в первую очередь, на душевное состояние.

Популярные статьи  Молитвы от пьянства

Ругающийся матом сам себя проклинает

Если Христос говорит, что за каждое слово человеку придется отвечать, то представьте, как тяжело будет тем, кто просто не мог жить без нецензурной лексики? А разве вам не приходилось видеть людей, речь которых на 50% состоит из ругани? Нецензурную лексику они используют для связи остальных слов в предложения. Их речь настолько бедна, что приходится хоть чем-то ее разбавлять.

Есть и те, что пытаются как-то «приукрасить» свою речь. Когда линейность надоедает, они добавляют остроты – называют имена бесов, сами того не осознавая.

Святые отцы справедливо учат: надо контролировать все свои мысли, слова, поступки. Сам Христос говорит:

Если за празднословие придется так отвечать, то что тогда ждет тех, что сквернословят? Они ведь сами призывают бесов, не оставляя в сердце места Богу.

Слова – это показатель того, что происходит внутри человека, какие мысли его посещают, как он смотрит на мир. Если сердце пребывает в чистоте, то из уст человека льются слова благодарности Богу, если же в сердце грязно, то и речь его сопровождается потоком грязи и гнили, ругани и мата.

В таком сердце не может жить Христос, такого человека не может покрыть Пресвятая Богородица, так как он пребывает во власти бесов.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст предупреждал:

Обратите внимание: если человек один раз заматерится, то он проклинает весь этот день. А если человек постоянно использует мат? Тогда получается, что он регулярно проклинает свою жизнь

Люди, одержимые бесами, не могут контролировать себя, а злые духи от их имени могут произносить худые слова. Это указывает на психический аспект расстройства.

Твиттер все стерпит?

Конечно, перед священником человек не
сквернословит. Но вот я открываю интернет, читаю того же
самого человека, очень благочестивого прихожанина, Живой
Журнал, или Вконтакте, или Твиттер, – и смотрю, как он
совершенно свободно, спокойно может написать скверну в
своем дневнике. Я ужасаюсь.

Когда же я еще услышал подобные от
одного священнослужителя те или иные слова – я был
просто в шоке. Причем, он считает, что это совершенно
безобидно и говорит: «Но ведь по-другому же об этом не
скажешь!» Это признак оправдания греха.

Мы уже привыкли, что это есть в
литературе, в кино, на телевидении речь может быть
заменена пищанием, жутко ездить в троллейбусе, идти по
улице и поравняться с какими-нибудь подростками или
студентками. Иногда такое услышишь, что просто
ужасаешься!

Я хотел бы призвать людей, которые
оправдывают себя в сквернословии, подумать: когда вы
признаетесь в любви, когда вы соболезнуете другому
человеку, когда утешаете другого человека в его горе –
произносятся ли эти слова? Я вас уверяю, что, нет, не
произносятся. А именно эти состояния, когда человек сам
утешает и требует утешения, когда он нуждается в любви и
сам находит слова любви к другому человеку, когда ему
соболезнуют и он соболезнует – это высшие проявления
человека, это то лучшее, что в человеке вообще есть. И
вот в этом лучшем состоянии – есть ли место для
скверного, черного слова? Конечно, нет.

Давайте будем равняться на высшие
проявления нашего богоподобия.

Воплотившегося Господа мы называем Богом
Словом. И поэтому это грех – против Самого Христа. Когда
мы скверним слово – мы скверним Самого Господа. Мы
богоподобны потому, что мы в своем проявлении – тоже
творцы, как Адам, всего сущего. Всего что есть. Мы даем
название всему. Это наше богоподобное действие, наше
творчество – и если мы скверной называем то, что Господь
не называл скверным – то мы кощунники и богоборцы.

И каждый сквернослов должен знать,
какова его сущность.

Подготовила Мария Сеньчукова

Православие и мир — 16.12.2011.

Фото: протоиерей Владимир
Вигилянский

Святые отцы о сквернословии

Апостол Павел пишет: «Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3–5). В Послании к Колоссянам тот же Павел призывает: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол. 3, 8).

Климент Александрийский еще в конце II века по Рождестве Христовом на своих лекциях поучал слушателей катехизаторской школы в Александрии, готовившихся к принятию Крещения: «От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом намордник набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, говорится, оскверняет человека» (Мф. 15, 18).

А вот Иоанн Златоуст: «Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?.. Как же ты можешь научить целомудрию жену, когда бесстыдными глазами возбуждаешь ее идти в распутство? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Если у тебя дурно пахнет изо рта, то ты не прикасаешься к общей трапезе; но когда в душе твоей такой смрад, скажи мне, как ты дерзаешь приступать к Тайнам Господним?.. Ничто так не прогневляет Его, Святейшего и Чистейшего, как такие слова; ничто не делает людей столь наглыми и бесстыдными, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною».

Сквернословие – призывание бесов

Помните, как начинается Евангелие от Иоанна?

Сам Сын Божий – одна из ипостасей Пресвятой Троицы – это и есть Слово – Божественный Логос.

Но в мире, который лежит во зле, существуют и другие слова. Они не имеют ничего общего с любовью и благодарностью, негативно влияют на телесное и душевное состояние человека. Это – ругань. Ну подумаешь – сказал какое-то слово! Если бы люди не придавали ему негативной окраски, все бы было просто хорошо! Но не все так просто.

Популярные статьи  Молитвы о примирении враждующих сторон

Специалисты, которые интересуются историей и внутренней сущностью язычества, указывают на интересный факт: во многих древних верованиях определенные слова использовали во время совершения ритуальных действий. С помощью этих слов призывали на помощь богов.

Это связано с фаллическими культами Древнего Востока, с ритуальной практикой древнего Вавилона (принесение в жертву младенцев, ритуальная проституция и так далее).

Но кто такие языческие божества? Если их не существовало на самом деле, то через их образы действовали бесы. Многие слова, которые использовались для «разговора с богами», потом в том или ином виде вошли в язык как… маты. Что получается? Человек, сам того не осознавая, призывает… бесов.

Также действием силы лукавых духов можно объяснить тот факт, что часто грех сквернословия сопровождается и другими пороками. Например, подросток пытается доказать, что он действительно «классный». Сначала приходит гордость, а потом – желание самовыражения. Но поскольку кичиться очень часто просто нечем, в действие идут грубые слова. Цель – показаться более взрослым и модным. Это ведь современно!

Ругань часто также идет в комплекте с грехами пьянства и курения. Зачем бесам трудиться в одиночку, если можно скооперироваться? Выпил, закурил, острое словцо закинул, разозлился на жену, заочно выматерил водителя маршрутки, который очень резко затормозил на светофоре, потом осудил паникующую бабушку… Думаю, для бесов этот день показался более чем удачным.

И еще один аргумент: мат всегда воспринимался как атрибут жизни преступников и заключенных. Разве подростку, желающему быть модным, так хочется попасть именно в такую среду?

Что исходит из уст

В этом вопросе Церковь, называя это
грехом, остается в подавляющем меньшинстве.

Мы не просто морализаторы или ставим
себя нравственным мерилом. Об этом говорит Библия:
Ветхий завет, Евангелия, Апостольские послания… Они
так много говорят об этом, что я могу замкнуть свои
уста, взять в руки Библию – и большими цитатами
доказывать, что сквернословие – это чудовищная вещь.

В Евангелии от Матфея, например, очень
многое говорится о сквернословии: что каждый человек
может оправдаться и осудиться на Страшном суде за свои
слова, что не страшно то, что входит в уста, а то, что
исходит из уст.

Я бы мог бы подтвердить свои рассуждения
цитатами из Апостольских посланий. Апостол Павел говорит
Ефесян о гнилом слове, за которое будут судить человека.

Но самое страшное, что я читал в
Священном Писании – это послание апостола Иакова, где
говорится о языке, как о чудовищной скверне, которая
есть у каждого человека. Язык, как член, как орган
человеческого тела, сравнивается с язычком огня. Язык
огня такой маленький, говорит апостол Иаков, а как много
вещества может сгореть от огонька. И дальше говорит, что
он преисполнен яда.

«Язык – небольшой член, но много делает.
Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И
язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении
находится между членами нашими, что оскверняет все тело
и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и
морских животных укрощается и укрощено естеством
человеческим, а язык укротить никто из людей не может:
это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда»
(Иак.3:5-8)

Сквернословить нельзя, так как погрешаем против одной из черт подобия Богу

Фото: Flickr.com

Такую мысль высказывает протоиерей Максим Козлов. Он вспоминает Иоанна Дамаскина, который отмечал, что одна из ярких черт подобия человеку Богу – способность слова.

По этой причине дьявол стремится сильнее всего исказить то, в чем человек уподобляется Всевышнему. Когда мы начинаем сквернословить, то искажаем простоту и чистоту своей души. Искажаем дар слова, который отличает человека от всех остальных творений Бога на земле.

Поэтому бороться против мата необходимо не ради противостояния вредной привычке. Это борьба каждого верующего за то, чтобы оставаться православным христианином.

Притча о сквернослове

Святитель Николай Сербский

Сербии, в одной больнице, с утра и до вечера обходя больных, работали доктор с фельдшером. У фельдшера был злой язык, и он постоянно, словно грязной тряпкой, хлестал любого, о ком бы ни вспомнил. Его грязная брань не щадила даже Господа Бога.
Однажды доктора посетил его друг, приехавший издалека. Доктор пригласил его присутствовать на операции. С доктором был и фельдшер.
Гостю стало тошно при виде страшной раны, из которой истекал гной с убийственным запахом. А фельдшер не переставая бранился. Тогда друг спросил доктора: «Как ты можешь слушать такую богохульную брань?» Доктор ответил: «Друг мой, я привык к нагноившимся ранам. Из гнойных ран вытекает гной. Если гной скопился в теле, он вытекает из открытой раны. Если гной копится в душе, он истекает через уста. Мой фельдшер, бранясь, открывает зло, накопленное в душе, и изливает его из души своей, как гной из раны».

Материал сайта Трезвое слово

Твиттер все стерпит?

Конечно, перед священником человек не сквернословит. Но вот я открываю интернет, читаю того же самого человека, очень благочестивого прихожанина, Живой Журнал, или Вконтакте, или Твиттер, — и смотрю, как он совершенно свободно, спокойно может написать скверну в своем дневнике. Я ужасаюсь.

Когда же я еще услышал подобные от одного священнослужителя те или иные слова — я был просто в шоке. Причем, он считает, что это совершенно безобидно и говорит: «Но ведь по-другому же об этом не скажешь!» Это признак оправдания греха.

Мы уже привыкли, что это есть в литературе, в кино, на телевидении речь может быть заменена пищанием, жутко ездить в троллейбусе, идти по улице и поравняться с какими-нибудь подростками или студентками. Иногда такое услышишь, что просто ужасаешься!

Я хотел бы призвать людей, которые оправдывают себя в сквернословии, подумать: когда вы признаетесь в любви, когда вы соболезнуете другому человеку, когда утешаете другого человека в его горе — произносятся ли эти слова? Я вас уверяю, что, нет, не произносятся. А именно эти состояния, когда человек сам утешает и требует утешения, когда он нуждается в любви и сам находит слова любви к другому человеку, когда ему соболезнуют и он соболезнует — это высшие проявления человека, это то лучшее, что в человеке вообще есть. И вот в этом лучшем состоянии — есть ли место для скверного, черного слова? Конечно, нет.

Популярные статьи  Почему Христос сказал Марии Магдалине: «Не прикасайся ко Мне»

Давайте будем равняться на высшие проявления нашего богоподобия.

Воплотившегося Господа мы называем Богом Словом. И поэтому это грех — против Самого Христа. Когда мы скверним слово — мы скверним Самого Господа. Мы богоподобны потому, что мы в своем проявлении — тоже творцы, как Адам, всего сущего. Всего что есть. Мы даем название всему. Это наше богоподобное действие, наше творчество — и если мы скверной называем то, что Господь не называл скверным — то мы кощунники и богоборцы.

И каждый сквернослов должен знать, какова его сущность.

Подготовила Мария Сеньчукова
Д. Лихачев: В лагере тех, кто не матерился, расстреливали первыми

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

Виноградов попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Когда человек матерился – это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.

Ругаясь, мы присоединяемся к силе, противостоящей Всевышнему

Почему сквернословие — это грех?

Фото: Dishupravoslaviem.ru

Протоиерей Сергий Правдолюбов вспоминает историю одного из узников Соловецкого лагеря, рассказавшего, как некоторые другие соловецкие узники ругались во время Большого террора.

По его словам, один из них невероятно мастерски выругался, упомянув множество тонкостей и нюансов, связанных с христианской верой и догматами. Хотя при этом духовного образования не имел. Следовательно, было очевидно, что он не несет ответственности за сказанное. Это всего лишь перевод мыслей и слов злых сил, противостоявших Всевышнему на протяжении многих веков.

Для этого необходимо брать на себя ответственность за все, что мы говорим. Избегайте клятвы в непослушании и не подкрепляйте дьявола.

Мнение церкви

Фото: Pravoslavie.ru

Матерные слова являются разновидностью такого греха, как прелюбодеяние, который переводится как «преступление против любви». К нему относятся не только развратные действия, но и созерцание откровенных видео, картинок из интернета, рукоблудие и матерные слова, так как в них оскверняется названия всего, что имеет отношение к зачатию и деторождению. Непристойные слова имеют очень древнее происхождение, но главным из них является осквернение Богородицы и собственной матери, так как слово «мат» и «мать» однокоренные. Их использовали маги и колдуны для своих обрядов.

По мнению церкви, матерные слова связаны с нечистой силой, так как раньше они использовались в магических ритуалах колдунами и ведьмами, что противоречит Божественной любви и духу целомудрия, который относится к святым добродетелям. Даже современные священники могут привести много примеров взаимосвязи того, как матерные слова, произносимые в семье, разрушали отношения между супругами и способствовали изменам и разводам. Более того, матерные слова могли очень плохо отразиться на развитии детей, которые могли болеть. Кроме того, многими замечено, что те, кто регулярно употребляет бранные слова, страдают заболеваниями зубов и полости рта, часто жалуются на ангины.

  • Неприличные слова настраивают мозг на постепенное разрушение любви, ощущения счастья, которое сходно с детским мировоззрением и которое способствует хорошим и добрым отношениям с окружающими;
  • Матом ругаются, выражая недовольство и гнев, который так же является большим грехом;
  • С неприличных слов начинается циничное отношение к любви, противоположному полу, которое может со временем привести к неприятностям в семейной жизни, трудностям в поиске своей половинки, одиночеству или неудачному браку;
  • Сегодня матерными словами чаще других ругаются люди с низкой социальной ответственностью;
  • Мат является атрибутом зла, нечистоты, которая оскверняет Образ Божий в каждом человеке.

Невозможно материться и молиться!

Диакон Владимир Василик:

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Подготовил послушник Никита (Попов)

Оцените статью
Добавить комментарии