Почему так бывает, что неверующий человек – хороший, а верующий – плохой?

Вот почему особо выделяются 3-ий, 9-ий и 40-й дни после смерти: Душа человека до 3 дня находится рядом с его родными, с 3 по 9 день ей показывают загробный мир, а с 9 дня… Читать полностью в закрепе Телеграм канала

Почему иногда кажется, что неверующие, нецерковные люди бывают лучше, правдивее, и добрее, чем верующие христиане?

Все люди сотворены Богом – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт. 1:26). Без Бога мы не можем даже существовать! Мы знаем, что Бог сказал: «… да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.» (Быт. 1:20,21) – может ли рыба существовать без воды? – не может. Точно так же, Бог сказал: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.» (Быт. 1:11) – поэтому, и зелень не может существовать вне земли. Так и с человеком: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» (Быт. 1:26). Если человек сотворен из Бога, – может ли он существовать без Него? – конечно же, не может! Написано: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.» (Иак. 2:26). В каждом человеке (верующий он, или нет) есть Бог, потому что каждый человек – сотворен из Бога. Написано: «… Он есть прежде всего, и все Им стоит.» (Кол. 1:17). То есть, без Бога не может существовать ничего – «… мы Им живем и движемся и существуем.» (Деян. 17:28). Есть место Писания – «… ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)…» (Рим. 2:14,15) – то есть, Бог присутствует законом во всяком человеке – язычник он, или верующий. Может возникнуть вопрос: как Бог оживотворил мертвых во грехах? Он пришел: «… чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы.» (Ис. 42:7). На что открыть глаза? – на то, что они Богом живут, что Он – в них! Иисус открывает грешнику Бога, Который уже – в нем, Которым этот грешник существует. Поэтому, неверующий человек может творить добро, любить, совершать хорошие поступки – потому что он живет Богом, создан по Его образу и подобию. Иисус Христос – это дверь к тому Богу, Который есть в каждом из нас! Поэтому, вполне нормально, что неверующие иногда поступают лучше, чем верующие! Но, смысл в том, чтобы каждый нашел Бога! Написано: «А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.» (Рим. 10:6,8). Иисус соединяет нас с Богом, Который в нас. И в каждом человеке действует Бог, даже в неверующем, просто неверующий об этом не знает! Конечно, в любом случае нужно найти Бога. Хотя Он и недалеко от нас – «… всякий, кто не станет искать Господа Бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина.» (2 Пар. 15:13). Поэтому, нам все равно нужен Христос, чтобы мы нашли Бога, Который в нас!

Опубліковано: 08 жовтня 2019

  • Попередня

  • Наступна

Родители

Отдельная тема – отношения с неверующими родителями. Во-первых, отношения с неверующими родителями надо рассматривать в перспективе десятков лет. В физике есть такое понятие – «характерное время». Это время, за которое физическая величина существенно изменяется, когда изменения становятся заметными. Так вот, характерное время в данном вопросе – примерно тридцать лет. Кто из нас выждал тридцать лет, чтобы понять, удались или не удались взаимоотношения с неверующими родителями? Это одно.

Второе и самое главное – заповедь, которую никто не отменял: почитай отца твоего и мать твою, и не потому, что они правы в своих взглядах, не потому, что они восхищаются тобой и соглашаются с тобой. Это безусловная заповедь. Понятно, что отношения с неверующими родителями осложняются множеством факторов – и их тревогой за то, что ребенок неправильно выстраивает свою жизнь, хотя давно уже он вырос, и тем, что оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей.

Все это очень распространено, потому что у нас слишком долго остаются подростковые, инфантильные взаимоотношения с родителями

Важно, что они все равно остаются родителями, даже если неверующие. Тоже технический прием христианской молитвы, когда ты долго-долго пытаешься вытребовать у Бога что-то, что тебе кажется важным и нужным

Прямо вот пристаешь к Нему с ножом к горлу. Но ничего не изменится, пока ты не согласишься, чтобы ничего не вышло, пока не скажешь: «Ладно, нет – и нет. Пусть они остаются неверующими, все равно они мои родители, я их буду любить такими, какие они есть». Только тогда что-то может поменяться.

Настроиться на богообщение

Фото: Flickr.com

Простая расхожая фраза: «Я пришел в храм не к людям, а к Богу», которой руководствуются многие прихожане, в принципе, вполне способна первое время помочь освоиться и разглядеть какие-то подводные камни. Понять, какие правила и обычаи существуют в церкви, какое поведение будет уместным.

Но уже через некоторое время приходит понимание, что все эти люди, совершенно чужие и далекие для тебя, в какой-то момент становятся единым целым, обращая хором к Богу слова молитвы

А разве «Верую» не объединяет их, делая всех истинно братьями и сестрами во Христе?  И тут уже неважно, что один злой, другой грубый, третий – мелкий воришка. Всех слышит Господь, всех принимает

Но отвечать каждый будет именно за себя, именно свою душу обречет на вечную жизнь или на вечную муку.

Не стоит осуждать верующих, которые кажутся злыми. Может быть, вот этот поступок, совершенный церковной бабушкой, ее единственный грех, совершенный за последнее время по стечению обстоятельств. Может быть, ее тоже кто-то только что очень обидел? После чего она под влиянием эмоций, сорвалась на неопытном прихожанине? Если так, то ее нужно пожалеть, проявить сочувствие? Эти вопросы кажутся очень неудобными и неприятными, значит путь к Господу открыт, значит говорит совесть, любовь к ближнему.

А если такие вопросы вызывают поток негатива и скепсиса, то нужно срочно искать путь к Богу, ведь злыми оказываются не люди, находящиеся в храме, а те, кто их осуждает. «Злые» уже хотят исправиться. А те, кто их так называет, пока только ищут оправдания, чтобы не идти в храм.

Но и эта схема очень условна. Каждый человек – индивидуальность, поэтому делать какие-то обобщения по принадлежности к какой-то социальной группе – невозможно. Не питайте иллюзий, и не придется разочаровываться.

Страшнее порнографии только баптист

– Мы с вами выросли в атеистическом государстве, но вряд ли получили атеистическое воспитание. Вы считали себя атеистом или нет?

Священник Сергий Круглов

– Нет, не считал. У меня не было, конечно, религиозного воспитания, потому что все дедушки были коммунистами. Я вырос в Сибири, на Ангаре, там не было храма – в селе Богучаны, где прошло мое школьное детство. Если и встречались упоминания о религии, то редко, и больше негативные, в житейском плане.

Были такие коробейники, которые ходили и продавали разные картинки, представляясь глухонемыми, – перефотографированные календарики, котят, розочки, порнографию (из-под полы). И там же были иконки, раскрашенные от руки. И к ним было такое же отношение, как и ко всему остальному – что-то запретное, манящее, интересное, но совершенно непонятное.

У нас на улице жил баптист. Это слово звучало страшно: как вампир, враг народа, пятая колонна, жидобандеровец – если всё это смешать в одном флаконе, то и получится «баптист». Такое было отношение людей. Причем это был самый красивый дом на улице, самый замечательный, там было шестеро детей, хозяин сам работал с утра до вечера, дети ему помогали – была идеальная семья, до которой многим жителям улицы было далеко в нравственном плане.

Все злые люди собрались в православных храмах?

Фото: Patriarchia.ru

Отрицать возможность того, что в церкви человеку могут нахамить, нагрубить и обидеть его – было бы глупо и даже лживо. На самом деле, такие случаи, наверное, есть. Ведь церковь – это всего лишь часть общества. А в обществе хватает всяких людей, в том числе и не очень умных, бестактных и невоспитанных.

Например, пришел в храм посреди литургии молодой человек, хотел свечку поставить на успех своего дела. А прихожане в это время стоят и внимают Евангелию, благоговейно склонив головы. Тем, кто оказался рядом с ним, тихонько бы его остановить и прошептать, что нужно 5 минут подождать, пока нельзя ходить и мешать верующим. Вместо этого его грубо хватают, тащат к двери и отчитывают за то, о чем он и понятия не имеет. Что-то сложно даже представить, чтобы такое было. Но если было, то, конечно, более всех согрешил тот человек, который отвлекся от Евангелия, зная, что оно читается. Ему-то бы нужно внимать, а не ругаться в это время.

Но стоит обратить внимание на то, что в храме в этот момент было 100 человек, а нагрубил-то только один! То есть, говорить, что остальные 99 тоже бестактные хамы – это неправильно! И вот этот один, на контрасте с 99 добрыми людьми, выделяется, как прыщ на щеке. При этом дает основание сказать, что вся щека нечиста

Господь говорил, что он пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию. То есть те, кто приходит в храм, скорее всего, люди грешные. Но они пытаются измениться, сделаться лучше, достойнее, жить по евангельским заповедям. А сатана пытается помешать этому, подбивая их на плохие поступки. И это ему удается, с его-то возможностями и силой.

Стоит еще посмотреть, как бы отнеслись к человеку, который в нарушение правил зашел в мечеть, или в синагогу. Не сняли ботинки, не покрыли голову – и оттуда выгонят. Тактично, или грубо, это уж как повезет, какой человек попадется навстречу. Поэтому нельзя говорить, что только в православных храмах люди злы, сначала нужно понять простую истину, прекрасно изложенную в притче:

Так и люди, приходящие в храм с целью получить от Господа человеческие ценности, выгоду, какой-то бонус, настроены на земное. И видят человеческое – зло, грубость, бестактность. Те, кто пришел в церковь получить Божеское – правду, спасение, облегчение для души – получают это, а помойки человеческие не замечают. Если же грязь находит их, то обходят ее стороной, не давая испачкать свою душу, чувства, настроение.

«С праздниками зимы вас!»

– В вашем эссе об атеистах есть история о вашем друге-атеисте, который соблюдает Рождественский пост…

– Я уже упоминал таких людей – это «атеисты застенчивые», которые ищут Бога, но не хотят из благородства и деликатности показывать свои внутренние борения, «грузить» других людей. И я в эссе вспоминал товарища, который прочел много книг по истории религии, разных духовных учителей, но внутреннее благородство не позволило образоваться каше в голове – он постепенно перестал читать религиозные книги. Он редко делился своими переживаниями, зато был настроен на помощь другим: у него был приют для больных животных, он ходил с детдомовскими детьми куда-то в горы, в пещеры. Очень хороший, добродушный человек.

И поиск Бога не стоял для него на первом месте, что, мол, срочно надо прийти к какому-то Богу, в какую-то общину. Он считал, что рано искать Бога, пока у нас тут такой бардак творится, люди страдают.

Он тянулся к православию: когда наступал пост – он постился. Он вел здоровый образ жизни, соблюдал всякие диеты, поэтому когда он начинал поститься, то на это никто внимания не обращал. Но я видел, что в его лице что-то меняется, что для него это не просто диета. Он деликатно относился к моему сану, не лез с вопросами, с которыми обычно пристают к священникам, а поздравлял меня с «праздниками зимы». И я в ответ с чистым сердцем поздравлял его с тем же самым, хотя, возможно, мы с ним имели в виду совсем разные праздники.

Сочельник. До первой звезды

В глухой ночи рыдает атеист: Нет Бога, словно не было, исчез, Ушел послушно, канул в никуда, Но вот Его отсутствие – во всём! Невидимые миру, эти слёзы, Морозные и ясписные, всходят Созвездий россыпью в небесной черноте. В глухой ночи рыдает прихожанин, Уставясь в мириады звёзд, в бессильи Одну из них, избрав, назначить первой, Чтобы закончить бесконечный пост.

Вот два типа людей, и у каждого своя мировая скорбь. Атеист рыдает, потому что у него нет Бога, и ему от этой пустоты очень плохо. И он пока еще в прыжке, пока еще в пути. В нем еще не созрело осознание того, что надо признаться себе: мне плохо без Бога – я не знаю, какой Он из себя, но то, что Его нет – меня убивает.

А есть верующие, которые ждут, когда можно разговеться…

Когда мы осуждаем вместо того, чтобы проявить милость

Джей Би Качила, христианский блогер:

«Друзья, есть большая разница в том, чтобы увидеть вину человека и обличить его для исправления, и в том, чтобы увидеть вину человека для осуждения. Многие христиане ведут себя так. Мы видим, что брат грешит, но вместо того, чтобы помочь ему избавиться от этой ноши, мы сплетничаем об этом или вообще исключаем его из сообщества. Мы не смогли излить благодать на него, забыв о том, что сами получили ее только по милости Божьей».

Православная энциклопедия «Азбука веры»:

«Пожалуй, едва ли не каждому христианину известно, что осуждение ближнего (в ряде случаев) может интерпретироваться как грех: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Тем не менее, многие всё же любят судить о других, «перемывать косточки», «копаться в грязном белье». Причём, достаточно часто это совершается в форме сплетен или праздной болтовни, «за спиной» того, кого, собственно, обсуждают. Понимая, что осуждать (таким образом) — некрасиво, многие, избегая как суда своей совести, так и встречных осуждений со стороны окружающих, уверенно оправдываются утверждением: я не осуждаю, я всего лишь рассуждаю!» Почему так бывает, что неверующий человек – хороший, а верующий – плохой?

Когда мы считаем себя лучше других

Джей Би Качила:

«Думать, что ты «лучше остальных» — это плохо, очень плохо. Это высшее проявления самоправедности. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего «, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:3-5). Многие из нас быстры на то, чтобы указать брату, в чем он неправ в своей христианской жизни. Мы видим их неудачи и грехи, но мы отрицаем или игнорируем наши собственные и маскируем их, подчеркивая недостатки других».

Проповедь – это предложение любви

– Православные часто чувствуют себя «обязанными» в отношениях с неверующими обращать их, даже появляется ощущение вины, если они этого не делают: мол, человек погибает, ему грозит ад, а я тут буду о бытовых проблемах с ним разговаривать…

– Да, никак в покое не могут оставить. Конечно, у апостола сказано: «Горе мне, если не благовествую», обязанность проповедовать Евангелие дана каждому христианину. Но что такое «проповедовать Евангелие»? Некоторые считают, что это значит ходить и дергать всех, тащить в храм.

Проповедь Евангелия – это, прежде всего, проповедь Христа. Митрополит Антоний Сурожский сказал замечательные слова, которые мы часто цитируем, но редко применяем к своей жизни:

Духовные последствия

Одиночество — это и благо, и опасность. Например, люди, прожившие в браке счастливо долгое время, иногда советуют пару дней побыть друг без друга. Но это не прекращение отношений в паре, просто в одиночестве проще собраться с мыслями, подумать о чем-то своем. Это временное, искусственное одиночество и человек знает, что он любим и дорог. Вскоре он возвращается в семью с новыми чувствами.

Одиночество сумрачное — это другое дело. Это предвестник надвигающейся депрессии: меня никто не любит, я никому не нужен. И тогда жизнь становится похожей на замкнутую клетку, человек к ней привыкает, начинает тюремно существовать. Любое движение внешнего мира для него кажется враждебным, эмоциональная жизнь выгорает.

Бывают и другие формы одиночества: человек растворяется в работе и заботах, ощущение одиночества постепенно исчезает. Он учится жить с этим и со временем понимает, что с ним Бог, а это уже не одиночество. С Богом человек никогда не одинок.

Каждый отвечает за себя

Перейду, пожалуй, к более конкретным вопросам. Первый из них: ответственны ли христиане перед Богом за то, чтобы их родственники пришли к Богу? Нет. Каждый человек за себя перед Богом отвечает сам.

Почему, собственно, предполагается, что мы ответственны перед Богом за то, чтобы наши родные пришли к Богу? Бог их и так любит. Богу они и так важны, и Он за них умер. Но мы ответственны за то, чтобы в их жизни было хоть немножко бескорыстной любви, той бескорыстной любви, какой любит нас Отец Небесный. Очень часто в человеческой жизни этого просто нет. И у христианина есть шанс попытаться эту любовь в жизнь внести какими-то своими действиями.

Итак, каждый отвечает за себя. А еще мы отвечаем за то, чтобы из-за нас имя Божие не хулилось у язычников, как выразился в одном письме апостол Павел. И это, может быть, самая серьезная проблема для современных христиан, в том числе и православных. Мы таковы, что маловероятно, чтобы людям стало легче обратиться, глядя на нас. Как-то я прочитал в интернете: «Я не против христианского Бога, но Его фан-клуб меня определенно раздражает».

Да, конечно. И поэтому наша ответственность – не быть препятствием, безусловно. Наша ответственность – жить вместе, разделять с близкими жизнь, пытаться внести в нее что-то осмысленное, содержательное и прекрасное. Но эта ответственность за себя, в первую очередь, и за тех людей, которых мы любим, возникает, потому что мы их любим, а не потому, что там нам зачет поставят. Как это говорится? Приведи десять друзей – и получи скидку на вход в Царство Небесное? Нет, ты не получишь этой скидки. А может быть, даже и наоборот. Потому что однажды Господь сказал фарисеям: «Вы обходите море и землю, чтобы обратить хотя бы одного, и делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».

Нужно ли проповедовать неверующим родственникам? Во-первых, «не бывает пророк без чести, разве кроме как в отечестве своем и в доме своем», – говорит Господь. И Его собственные братья совсем не автоматически и не сразу стали Его учениками, друзьями и т. д. Мне кажется, что основная ценность христианина заключается в том, чтобы живущим рядом с ним людям было легче рядом с ним, чтобы света человеческого рядом с ним было больше. Как Христос говорит об Иоанне Крестителе, помните? «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35).

Мир человеческих взаимоотношений устроен так, что если в них есть свет, бескорыстная общность друг с другом, если один человек важен для другого – то важного в его жизни не пропускаешь. И это само по себе вносит Божье присутствие

Если мы научились радоваться друг другу и любить друг друга – это уже зерно настоящей жизни, которое невозможно вытравить, если только ты сам от него не откажешься.

Конечно, радоваться человеку не такому, как ты сам – это уже высший пилотаж. Но мы благодарим Бога за этих людей, потому что Он их сотворил, и в них есть что-то по-настоящему прекрасное, даже если этого совершенно не видно.

Благодарность, на самом деле, – прием, позволяющий исцелить отношения. Ты заставляешь себя в разгар конфликта сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что есть этот человек в моей жизни», – и он постепенно начинает меняться

И важно успеть это сделать, пока мы живы

Шаги к преодолению одиночества

Фото: Flickr.com

Один прихожанин всегда смущался недружелюбной обстановкой в храме. Люди не общались между собой, не дружили, были абсолютно равнодушны друг к другу, а иногда даже враждебны. Он стал посещать другой храм и там встретил то же самое. В третьем его ждало опять равнодушие. Тогда человек решил помочь кому-то из одиноких людей. Он выбрал старушку и стал заботиться о ней: помогал работой по дому, покупал продукты, читал ей книги, рассказывал новости. А через некоторое время стало наступать озарение: он заметил, что на приходе есть неравнодушные люди, добрые и любящие.  А заметил он это почему? Да потому что он сам первым протянул руку к другим через пустоту.

Страх за посмертную участь

Теперь несколько вопросов о посмертной участи. Что делать со страхом за посмертную участь своих неверующих родных? Друзья мои, не бойтесь. Не бойтесь. Мы мучаем себя: а как будет Христос судить этого человека и примет его или нет… Друзья мои, это крайне самонадеянно – пытаться предугадать, как вообще Христос нас видит, и измерять глубину Божьего милосердия. В III-IV веке, когда шли дискуссии по поводу апокатастасиса, в конечном итоге наиболее здравой точкой зрения была именно такая: нет смысла пытаться понять, кого как будут судить, к кому с какой долей милосердия Бог отнесется.

Поэтому не нужно бояться. Господь никого не отвергает, если человек сам Его не отвергает. Мы привыкаем в жизни своей все время прятаться за какую-то броню и делать ее все толще и толще, отгораживаясь от мира. Но на том свете уже невозможно эту броню сбросить. Царство Божие начинается сегодня. И если ты хотя бы своими поступками, хотя бы своей любовью бескорыстной и безусловной это Царство в человеческую жизнь пытаешься внести, оно оттуда не денется уже никуда, и все, что касается посмертной участи, можно предоставить Богу.

И еще один очень важный момент. Царство Небесное так устроено, что, если ты туда попал и вдруг говоришь: «А где мой кузен Вася? Мне очень плохо без кузена Васи». Тебе отвечают: «Твой Вася, он вообще был… Ты помнишь, что он из себя представлял?» – «Да, но прости его, очисти кровью Твоей, ведь мне так хочется быть вместе с кузеном Васей».

Конечно, я не знаю, как это работает, и работает ли. Я совершенно не могу вам дать гарантию того, что это сработает

Но я уверен, что это важно перед лицом Божьим – наша молитва друг за друга, и за умерших в том числе. Мы можем «зацепить» друг друга любовью, которая нас связывает, если она настоящая, если это не «я тебя люблю, поэтому ты должен меня слушаться»

Нет, наоборот, если я тебя люблю – я тебя на свободу отпускаю и уважаю твои взгляды.

Преимущество православия заключается в том, что мы верим в то, что и за пределами смерти, за пределами отпущенного людям времени взаимоотношения с Богом развиваются. И эта наша совместность друг с другом, то, что мы друг другом дорожим, она для Бога тоже важна, потому что это проявление Божьего присутствия.

Дети

То же самое касается и детей. Пока ты не разрешишь другому человеку быть другим, пока ты не согласишься на то, что у него может быть свой путь к Богу и, может быть, ошибочный, пока ты не спросишь Бога: «Как мне жить, чтобы быть свидетелем Твоей радости, Твоей правды и Твоей чистоты?», пока ты будешь ребенку голову морочить и разговоры разговаривать, не вникая в суть и не прикасаясь сердцем к сердцу – ничего не будет. Будут только конфликты, отчуждение и неприятие.

Несколько другой вопрос, ставший актуальным в последнюю четверть века – отношения с неверующими детьми.

А потом они выросли и повернулись спиной, и их нет, они ушли. У них отношение к Церкви примерно такое, как у меня – к пионерским лагерям. Я в пионерских лагерях был раз двадцать и ненавижу их всеми фибрами души. Поэтому я хорошо понимаю людей, которым сейчас лет 18-25.

Отношения с детьми вообще, и с неверующими детьми в первую очередь, отравляются, главным образом, враньем. Враньем и нашей, взрослых, пропагандой. Мы пропагандируем детям некие прекрасные истины, но при этом сами мы по этим декларируемым истинам не живем. Не живем!

Фото: simbeparhia.ru

Поэтому говорить детям можно что угодно, но жить они будут не по тому, что они слышат, а по тому, что они видят в родителях. Отношения с неверующими детьми у верующих родителей могут быть прекрасными, если они уважают свободу друг друга. То, что они неверующие, ничего не меняет. Это не дает нам права относиться к ним хуже или менее внимательно.

Еще обратите внимание – ведь Бог любит нас «на вырост». Понятно, что мы сегодня недостойны, вчера были недостойны и завтра тоже будем недостойны

Но Бог видит не только то, чем мы были вчера и являемся сегодня, но и завтрашний день. И видит в людях то, что по-настоящему ценно, дорожит этим. И Господь, мне кажется, не смущается тем, что сегодня вот этот вот человек в Него не верит. Главное, чтобы считал свет светом, считал любовь ценностью. Вот этим мы можем друг с другом делиться. И тогда, в конечном итоге, жизнь этого человека не пропадет даром. И если Бог долготерпит о нас всех, то почему бы и нам тоже не потерпеть?

Там всегда Христос

Брак, в отличие от всех остальных взаимоотношений, в том числе между родителями и детьми – это то, что продолжается в вечности, это то, что простирается на небо и касается абсолютно всей глубины человеческого существа и наших потенциальных отношений с Богом. Поэтому понятно, что, если мы пытаемся эти взаимоотношения выстроить и сделать их подлинными, такими, чтобы мы могли быть вместе даже и в молчании, даже в тишине и в немощи, и в провале, и в поражении, а не только в радости, мы неизбежно придем к тому, что люди вместе, именно вместе, как одно целое, прикасаются к некоторой тайне человеческого страдания. А там всегда Христос. Там всегда Христос, понимаете?

Семья, помимо всего прочего – еще и такое место страдания, на которое люди соглашаются. Вольно или невольно, но семейная пара обязательно к тайне человеческого страдания прикасается вместе. А это значит общее прикосновение к Богу.

Следующий вопрос: как строить отношения, если супруг инославный? Как могут строиться взаимоотношения у людей, принадлежащих к христианской традиции, для каждого из которых Иисус – главная ценность, примерно понятно. Но с инославным?.. Мне сложно сказать, потому что моя жена, слава Богу, православная, поэтому здесь я теоретик.

Что ж, он инославный, но он – такой же человек, и за него тоже умер Бог, и его тоже Бог заповедовал нам любить. И это не просто человек – это муж или жена – со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Кто я, чтобы разрешать или не разрешать? А кто скажет, что он знает, как надо – не слушайте его. Если же вы спрашиваете о том, возможно ли это технически – жить вместе с человеком, который свои отношения с Богом строит иначе…

Что ж, это очень трудно, но бывает. Но бывает очень редко, должен сказать. В христианских браках все равно главный – Иисус, и конфессиональный вопрос отходит на второй план, если не на десятый. Но и с мусульманами у христиан бывают браки. Очень редко. Именно браки, существующие в правде Божьей, вот в этом экзистенциальном единстве. Очень редко, но бывают. Поэтому – да, теоретически это возможно. Как правило, они все-таки начинаются с большой любви, и дальше главная задача – в ней расти, а не убывать.

Фото: vk.com/ok_fotki

Разрешить друг другу быть собой

Еще вопрос – как вести себя с ребенком-подростком, который отказывается от веры и высмеивает ее? Смотря с чьим ребенком. Чужого можно, в конце концов, не слушать. А если речь идет о своем ребенке-подростке, то первый вопрос, который нужно задать: а что это с ним случилось, и какой была твоя жизнь с ним, что он стал вот таким. Я несколько раз в жизни дерзал спрашивать у женщин, которые приходили жаловаться на то, какой у них муж пьяница:

И у них был просто шок. Так и тут – подросток отказывается от веры, высмеивает ее. Как ты его до этого довел? Что ты делал неправильно?

Что делать – уважать чужую свободу и снова быть свидетелем деятельной и бескорыстной любви. И если человек эту деятельную и бескорыстную любовь и уважение со стороны родителей увидит – никуда ваш подросток не денется, придет к Господу.

Что делать, если родные против твоего воцерковления? Заставить всех поститься! На самом деле, это разговор о взаимоотношениях внутри малой социальной ячейки, группы, которой является та или иная семья, вне зависимости от того, верующая она или неверующая. Разговор об уровне уважения друг к другу, об уровне свободы, принятия друг друга, когда мы разрешаем друг другу быть собой, а не тем, кого мы себе выдумали.

Человек имеет право быть тем, кем является, а не тем, кого кто-то хотел бы на его месте видеть. Мы сейчас возвращаемся к тому, с чего начали – к вопросу о содержании человеческих взаимоотношений, об их подлинности и об их глубине. Если есть эта глубина, тогда всегда в этих взаимоотношениях присутствует Бог. А если мы живем, только изображая некоторую совместность жизни, в подлинные взаимоотношения не вступая, – о чем тогда разговор?

Богу небезразличны наши взаимоотношения, и все, о чем мы говорили сегодня, не являются сферой, за которой Он наблюдает безучастно. Люди крестятся, младенцев крестят, совершенно не подозревая про то, что еще при этом совершается миропомазание, дается дар Духа Святого. А это значит, что у Духа Святого есть возможность – по крайней мере, если Ему не очень-то мешают – действовать. И это замечательно. Это такое пространство, где мы учимся слышать Духа Святого и слушаться.

Популярные статьи  Благодарение за всякое благодеяние Божие
Оцените статью
Добавить комментарии