Почему женщины покрывают голову в церкви?

Почему женщины должны надевать платок в храме

Надевая платок в храм, каждая женщина хотя бы раз задавала себе вопрос, откуда пришла эта традиция.

Сразу оговорюсь, что ношение платка в храме является частью только русской православной традиции. Ни в Греции, ни на Балкане, ни в Сирии, ни в Израиле женщины при посещении православных храмов не носят платки на голове. Хотя именно эти страны являются прямыми переемниками византийской культуры, где сформировалось христианское богословие.

В странах с русской православной традицией ношение платка богословы обуславливают словами апостола Павла в Первом послании к Коринфянам:

Вы наверняка обратили здесь винмания на слово «пророчествует». Да, в ранней церкви было широко распространено пророчествование, как среди мужчин, так и женщин (Деян. 21:9). Ещё в ранние времена существовал чин диаконисс.

В Послании к Коринфянам нас будет интересовать и то, что апостол Павел пишет о починении жене мужу, когда речь идёт о покрытии головы:

Так писал апостол в своём послании христианской общине города Коринфа. Но в ранней церкви дела обстояли совсем иначе — здесь считалось, что все люди равны перед Богом. Христианами могли стать раб без согласия своего хозяина, и женщина без согласия своего протектора — мужа или отца. В обоих случаях эти люди были приняты Церковью.

Именно тогда иудейские христинаки, традицией которых было ходить на улице только с покрытой головой, начали говорить о том, чтобы перестать соблюдать этот обычай.

Однако консервативное общество Коринфа это смущало

В этом городе у христианской церкви были враги, в первую очередь в лице местных иудеев, среди которых проповедовать Новый Завет следовало очень осторожно, ведь христиан могли обвинить в нарушении закона

Говоря о принадлежности жены мужу, традициях одежды и нормах поведения апостол Павел повелевает христианкам продолжать соблюдать социальные обычаи своего времени, несмотря на обретённую свободу.

Конечно же, в наше время нет никакой нужды говорить ни о правовой принадлежности женщины своему мужу, ни о необходимости покрывать женщине свою голову, подобно еврейкам в 1 веке нашей эры. Однако эта традиция дошла до нас, современных русских, благодаря подобному обычаю покрывать голову, который существовал на Руси.

Замужняя женщина здесь была обязана не только носить головной убор, но и специальным образом подбирать волосы, заплетая их в две косы и укладывая их вокруг головы. Головных уборов было огромное количество — это были повойник, убрус, кика, сорока и многие другие.

Новгородская горожанка в убрусе. Фрагмент иконы «молящиеся новгородцы», 15 век.

Обычай носить платок появился лишь в 17 веке. Наверное, именно тогда наши пра- прабабки восприняли слова апостола Павла, обращённые к коринфским иудейкам, на свой счёт, и платок стал обязательным атрибутом русской православной христинаки.

Кстати, обычай по-прежнему не распространялся на незамужних женщин, которые просто заплтали волосы в косу. Именно такой мы видим девушку на картине конца 19 века С. И. Грибкова «В церкви»:

«В Церкви», Сергей Иванович Грудков.

С тех пор проло много времени, и назначение платка изменилось — сегодня его скорее можно назвать благочестивым элементом женского облика. Поэтому его носят и незамужние девушки — платок позволяет слиться с остальными прихожанами и не выделяться во время богослужения.

По каноническим нормам в православной церкви незамужние женщины не обязаны покрывать голову платком.

В любом случае стоит помнить, что ношение платка это не указание Бога, а церковная традиция, которая сформировалась в конкретных исторических условиях и смогла удержаться в наших краях. Это красивая, исконно наша русская традиция, которой мы можем по полному праву гордиться. Однако в христианском смысле платок на голове вовсе не стоит того, чтобы сильно зацикливаться на его ношении, и тем более осуждать женщин, которые приходят в храм без него.

Может ли традиция устареть

Например, почему богослужение проводится именно так, а не иначе. Или — почему используются при нем именно эти атрибуты, а не какие-нибудь другие.

Поэтому первый и самый правильный ответ, почему нельзя без платка, – потому что такова традиция православной церкви. И те, кто принимает эту веру, должен следовать ее догмам и традициям непререкаемо и не ставить их под сомнение.

Мнение об устаревшей традиции началось с того момента, когда некоторые священнослужители об этом заговорили. А было это в процессе усиленной секуляризации церкви и попытках привлечь как можно больше прихожан.

Некоторые думают, что раз никто не носит сейчас платки, то девушкам и женщинам можно приходить и с непокрытой головой. Мотивируется это тем, что лучше посещать храм без платка, чем и вовсе туда не ходить.

В некоторых монастырях при входе посетительницам выдают разнокалиберные головные уборы. Среди них может попасться и кружевной шарф и снуд.

Иногда для прохода на территорию храма или обители достаточно накинуть на голову капюшон.

Насколько это соответствует православным традициям, разобраться трудно. Правила церковного богослужения обязывают женщину входить в храм с покрытой головой

Что именно она надевает на волосы уже как бы и неважно, главное, чтобы они были закрыты

Секуляризация религии в попытках привлечь прихожан привела к тому, что соблюдать пост считается дозволенным в смягченной форме, главное – посещение церкви.

Так же обстоит дело и со строгими правилами некоторых больших праздников, при которых церковь разрешила выполнять действия условные. Хотя есть предопределения, которым еще совсем недавно было принято следовать.

Непонятно негодование тех, кто адресуется к устарелости платков, покрывая при этом голову в церкви различными заменителями. Кто-то использует шейный палантин, а кто-то – кружевной шарф, через который полностью просвечивают волосы.

Платок в православии

Платок и православие… Платок и русская женщина… Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть — «простоволосой».

Уже более тысячи лет связаны между собой православие и обязательное ношение платка женщинами на Руси, и тому есть Библейское обоснование — замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. В отличие от замужних женщин, платочконошение незамужними девами не имеет прямого Библейского обоснования. Но православная позиция в этом вопросе довольно конкретна: Божественное откровение выражается не только одним священным писанием, но так же оно отображается и в священном предании, без которого не было бы и Библии. Священное предание донесло до нас обряды, традиции и таинства, такие как: богослужение, ношение нательного креста, иконопись, а так же юбконошение и ношение платков.

Люди изображаемые на иконах всегда облачены в одежды той эпохи и социального положения, в котором они жили — и если правителя изображают с элементами царской власти в одежде, воина с оружием и в доспехах, то монаха — в рясе, мантии или куколе. И если посмотреть на иконы святых дев, непознавших мужа, то сделаем ясный и прямой вывод о традициях обязательного ношения платка незамужними женщинами, так как все Святые Девы обязательно изображаются на иконах в благочестивых одеждах. Православная иконопись отвергает бесплаточность девиц не только в храме, но и в миру. Если провести параллель далее в том же направлении, то мы увидим, что православная иконопись так же говорит нам, что ношение платка не может быть прекращено и с прекращением замужества (вдовами). Ношение платка православными женщинами – это благочестивая традиция, установленная нашими предками в далеком прошлом.

Популярные статьи  Как нужно жить, чтобы не попасть в ад?

На примере православных икон, мы видим, что «ортодоксальное» православие полностью неприемлет «простоволосие» русских женщин. Да, мы живем в современном светском обществе и каждый волен делать свой выбор, что носить и как носить. Но делая этот выбор, все же не стоит напрочь забывать о наших корнях и наследии наших предков. Платки основательно и, скорее всего, навсегда вошли в нашу повседневную жизнь, даже если и не как обязательный предмет женской одежды, то точно как обязательный и стильный аксессуар современной светской дамы.

*Мнение авторов статей не обязательно совпадает с точкой зрения администрации официального сайта «Павловопосадские платки» **В нашем красочном каталоге вы всегда сможете выбрать и купить именно свой, подходящий вам по размеру и расцветке, павлопосадский набивной платок.

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову скорее всего была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь на лысо. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

И это мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль подобного покрывала.

В довершение всего, мы обычно не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то тоже, теряется.

Можно ли молится дома без покрытой головы или платка?

К тому же, богобоязненные женщины молятся ещё и дома. Но нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители обычно говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, но женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову именно в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви. Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, ещё и одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это, конечно же, не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь мы считаем что личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

В общем единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – действующее церковное правило.

Думаю на этом, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она более чем логична иимеет право на существование.

Ну и конечно не забывайте что на нашем портале саморазвития вы также можете найти ещё много другой полезной информации о разных религиях, об изначальной сути христианства, о церковных праздниках и правилах, о сути христианского поста, о том, как не попасть в секту, как правильно отмаливать грехи в церкви, как узнать волю Божью о себе и многое много другое.

Платок в культуре народов

Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).

«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

Популярные статьи  Акафист Архангелу Михаилу

Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.

Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

Тактичность к прихожанам

Для забывчивых во многих приходах предусмотрели специальную бесплатную услугу – у входа можно взять косынку и покрыться. Да и замечаний на этот счет в последнее время стало в наших храмах гораздо меньше. Настоятели, как правило, требуют от своих сотрудников максимальной доброжелательности и тактичности к тем, кто приходят в храмы и, может быть, еще не знают всех правил.

Подумайте об этом от ранней Церкви, которая учила, что «Бог рад благословить и ответить на ходатайства женщин, которые занимают ее место в Его божественном порядке». Это не может быть однозначно подтверждено, но преобладание доказательств указывает на главенствующий главенство, охватывающее женщин как универсальный обычай в первом столетии как в еврейской культуре, так и в греко-римской культуре. Голова, покрывающая себя, кажется, была частью внешняя одежда, нарисованная над головой женщины, как капюшон, может быть также платок, покрывающий только волосы, а в некоторых местах — фактическую лицевую завесу.

Но как все-таки выглядит эта проблема с богословской стороны? Грех это или не грех?

Известный богослов митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отвечает на такой вопрос вполне определенно:

Отсутствие платка на голове грехом не является. Но традиция эта очень давняя. Она восходит еще к апостолу Павлу, который говорил о том, что женщина в храме должна покрывать голову. Не обязательно носить именно платок. Можно надевать элегантную женскую шляпку. Но такая традициясуществует, она соблюдается. И я думаю, что если вы придете в храм без платка, то вы сами будете себя чувствовать некомфортно, может быть, почувствуете на себе чьи-то косые взгляды. Господь же смотрит на сердце человека, а не на то, во что человек одет. Не на платок на его голове. Однако существующие традиции следует уважать.

Очевидно, однако, некоторые женщины в коринфской церкви стали избегать ношения обычное головное укрытие не только публично, но и на церковных собраниях. По-видимому, происходило то, что некоторые женщины, выражая свое освобождение, даже христианскую свободу, отвергали подчинение, а вместе с ним и видимый символ этого подчинения, головное покрытие.

П. Которые не носили такого покрытия. Волосы женщин были основным объектом мужской похоти в древнем средиземноморском мире. В обществах, которые использовали головные укрытия, таким образом, были обнаружены замужние женщины как изменники своим мужьям, то есть поиск другого человека. «Мусульманка, родившаяся в Канаде, взяла на себя традиционный хиджабский шарф, и это заставляет людей видеть ее как террориста или символа угнетенной женщины, но она находит освобождение опыта».

Традиции покрывать голову женщине

Конечно же, на современное понимание женской одежды в церкви, помимо Библии, оказала влияние и традиция древнего мира.

В традициях древнего мира (Греция, Рим, Византия) головной убор имел для женщин большое значение.

Прежде всего, он был необходим для защиты от агрессивных погодных условий. Не зря в жарких южных странах и на территории пустынь женщины как и многие мужчины до сих пор покрывают голову – иначе им просто не уберечься.

Помимо защиты и удобства, плащ-платок символизировал зрелость, и его ношение было честью для женщины, тогда как обнажение головы для замужней женщины являлось величайшим позором.
В древней Руси женский головной убор (платок) был также обязателен. Его называли «убрус». Под убрус надевался еще один платок, который утеплял голову и предохранял верхний убор от загрязнения. Зимой поверх платка надевалась шапочка или меховой платок.

Также мы знаем о существовании у славян кокошника и кики.

Позднее старинные головные уборы были заменены шляпами.

В настоящее время традиции покрывать голову женщинам были утеряны, хотя и существует тенденция к их возврату, ведь даже на улице можно увидеть женщин в платках. И это действительно очень женственно и красиво.

Другой разговор, когда в церковь вас не пускают без платка, объясняя это традицией. А женщина с непокрытой головой в церкви вызывает осуждение, и это считается неприличным и недопустимым.

Справедливо ли это на самом деле?

Почему женщины в храме покрывают голову платком.

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Ис. 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову. Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу. Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала) Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала. Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные. А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему: 1. Будьте подражателями мне, как я Христу. 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. 4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9. и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. 11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. 13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. 17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. 18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные. 1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19 На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову. Отец Константин Пархоменко

Популярные статьи  Зачем нужны утренние и вечерние молитвы?

Обязательно ли женщине покрывать голову в храме

Сегодня покрытие головы – это всего лишь «соблюдение культуры и традиции», определяемое «собственным выбором общества, в котором живет человек».

Священники нынешнего поколения не считают серьезным отступничеством непокрытую голову женщины, даже в храме. И этому есть оправдание даже в Писании, где говорится:

Это значит, что если у женщины обрезаны волосы, то и соблазнять ей мужчин нечем, а потому нет в этом никакого греха, зайти в церковь с непокрытой, но стриженой головой. Но если в средневековье обрезать волосы для женщины считалось если не позором, то чуть ли не наказанием, то сейчас многие с удовольствием носят удобные стрижки.

Современная культура не считает предосудительным смотреть на непокрытую голову женщины, в каком бы возрасте она не находилась. Для нас это стало обыденным явлением

Но как учит Священное Писание, важно понимать сам смысл наставлений

К примеру, на Украине в Сумской области существует уникальная икона Богородицы, на которой древний иконописец изобразил ее с непокрытой головой, икона называется Ахтырской. И в этом приходе многие женщины могут смело входить в храм, не прикрывая голову платком.

Поскольку традиции имеют свойство изменяться, то и священнослужители «идут в ногу со временем». Многие из них сейчас считают, что если у женщины Бог в душе, то брюки и непокрытая голова не могут стать препятствием для посещения храма Божьего.

Комментарии

Какой платок выбрать для церкви

На Руси существовал интересный обычай надевать на службу платки, цвета которых соответствуют дням церковного календаря и повторяют цвет священнических одеяний. Возможно, кому-то и в наше время захочется этому следовать. Вот перечень этих цветов:

  • Цвет Пасхи – красный или белый. Такие платки женщины носили все 40 дней праздника.
  • На Рождество надевали белые.
  • В дни Великого поста выбирали темный цвет. Черный, темно-синий, фиолетовый.
  • К празднику Животворящей Троицы и в День Святого Духа надевали зеленые. Зеленый — цвет жизни.
  • Все Богородичные праздники носили голубой цвет.
  • В обычные дни надевали желтые платки, по цвету простой, будничной священнической ризы.

Почему женщины в церковь надевают платки и юбки

При посещении Православного храма женщины одевают платки и юбки в силу сложившихся традиций в одежде много веков назад. Молиться или прикладываться к иконе без покрытой головы считается не только постыдным, но и даже где-то греховным. Женщина своими открытыми волосами может привлечь взор чужого мужчины. А значит выступит в роли обольстительницы!

Апостол Павел говорил:

Волосы у многих народов считаются не только атрибутом красоты, но и несут в себе огромные сакральный смысл. Совсем недавно в статье «Почему жене нельзя стричь мужа» об этом шла речь. Женские волосы должен видеть только её муж. Для всех остальных они сокрыты платком. Примерно то же самое с брюками.

Хотя нигде в Священном писании не говориться о брюках, как о мужской одежде. Может потому что в те давние времена брюк не носили вообще. Моисей лишь говорил о том, что мужчина не должен носить женскую одежду, а женщина мужскую. (Втор.22:5).

Иные правила этикета в католических церквях, там требования к внешнему виду менее строги.

Так что требование, чтобы на женщине была юбка как и платок — это похоже на самодеятельность служителей храмов. Вопрос соблюдения многочисленных норм этикета в Православии сложный и вызывает заслуженное возмущение прихожан храмов. РПЦ столетия стоит на фундаменте догматизма, не желая трансформироваться в соответствии с духом времени. В наших храмах слишком много запретов, сложностей, которые знают только люди, постоянно посещающие службы. Потому зачастую человек, желающий приобщиться к религии, испытывает отторжение от православия в ситуации, когда его постоянно одёргивают, диктуют правила поведения в Божьем доме.

Как завязать платок в храме и вне его?

Мы уже упоминали, что платок – не единственный вариант покрова на голову, рекомендованного святым апостолом Павлом. В храм можно надеть берет, шапку, шляпку и т.п. – даже кепку, лишь бы это выглядело уместно, не мешало богослужению и другим молящимся (к примеру, в шляпе с широкими полями неудобно подходить к Причастию, т.к. можно толкнуть Чашу

).

Конечно, платок должен быть чистым и аккуратным – христианка своим внешним видом проповедует красоту веры, ее облик не должен отталкивать от Церкви.

Как правило, платок надевают таким образом, чтобы лоб

был открыт – надетые «в нахмурку» черные покрывала это удел монастырских послушниц. Можно повязать платочек сзади, под подбородком, либо обернуть его вокруг шеи.Цвет платка может быть любым – хотя многие подбирают его в соответствии с отмечаемым Церковью праздником, по аналогии с облачениями священнослужителей (на Рождество белый, на Пасху красный, на Богородичные праздники голубой, Великим постом темный и т.п.)

В наши дни можно увидеть красивые дизайнерские платки в виде капюшона с пелериной, повойники, сшитые по мотивам русского народного костюма и т.п. Выбор модели – дело вкуса каждой женщины.

Оцените статью
Добавить комментарии