Православный взгляд на теорию эволюции Дарвина

Что думают о теории эволюции православные студенты

Православный взгляд на теорию эволюции Дарвина Чарльз Дарвин (1809–1882), английский натуралист

Курс естествознания я читаю студентам ПСТГУ уже больше 5 лет.
Тема эволюции всегда вызывает большой интерес: на уроках биологии говорили
одно, а в воскресной школе — другое. Правда ли, что Дарвин опровергнут
современной наукой? В рамках наших занятий мы ищем ответы на эти вопросы.

Отношение к теории эволюции зависит от возраста студентов.
Слушатели, окончившие школу в СССР, более негативно относятся к дарвинизму. В
Советском Союзе биологию сделали служанкой марксизма. Из-за этого неприятие
верующими атеистической идеологии перешло и на теорию эволюции. При этом к
генетике слушатели обычно относятся хорошо. Это ведет к забавным ситуациям на
экзамене. Студент может быть согласен с тем, что геном человека близок к геному
других млекопитающих и особенно приматов. Но при этом он уверен, что открытия в
генетике никак не подтверждают теорию эволюции, утверждающую то же самое. Может,
положительное отношение к генетике связано с тем, что ее тоже гнали в Советском
Союзе?

Недостаток литературы в 1990-е годы привел к тому, что источником знаний о современной науке для православных стали переводы книг американских фундаменталистов. Протестанты вообще любят читать Библию и считают ее слово основным аргументом. Фундаменталисты довели этот принцип до абсурда, требуя буквально понимать каждое библейское слово. Если сказано слово «день», значит это сутки продолжительностью 24 часа и никак иначе. Даже если сами библейские авторы словом «йом» называют не только 6 дней, но и весь период времени до сотворения человека (Быт 2:4, в синодальном переводе использован перевод «время»).

Да, среди православных богословов буквальные толкования тоже распространены. Скажем, так толковал Книгу Бытия преподобный Ефрем Сирин. Если уж сказано о тверди небесной, то это действительно твердая непроницаемая поверхность, на которой буквально закреплены Солнце, Луна и звезды. А над этой твердью находится такая же пресная вода, как и в реках на Земле. Но буквальное толкование никогда не было единственным возможным в православии. Этим православие отличается от библейского фундаментализма. Как относятся к эволюции студенты, окончившие школу в десятые годы XXI века? Учащиеся в ПСТГУ на очном отделении, в основном, выросли в православных семьях. Среди них немало детей священников. Многих с детства учили, что теория эволюции недопустима для православных. Сделало ли это их противниками эволюции? В целом нет. Это поколение гораздо лояльнее относится к современной биологии. Школу они окончили уже после окончания проекта «Геном человека». Убедительных аргументов в пользу теории эволюции они видели, слышали и читали достаточно. При этом атеистическая составляющая исчезла из школьной биологии. В целом студенты вполне лояльно относятся к теории эволюции и к биологическому родству организма человека с другими млекопитающими.

Принципы Теории Дарвина о происхождение видов

Эволюция по Дарвину происходит следующим образом: 

  1. Исходная клетка; 
  2. Репликация и изменение клетки; 
  3. Мутация клеток;
  4. Формирование генома; 
  5. Появление организмов;
  6. Естественный отбор и адаптация;
  7. Видообразование; 
  8. Люди.

Это история того, как мы произошли из слизи океана (около 3,7 миллиардов лет назад). Наша история (как Homo Sapiens), по оценкам Дарвина, начинается около 500 000 лет назад с появлением неандертальцев. И развивается до современного человека (около 200 000 лет назад).  

Ниже приведен краткий обзор предполагаемой эволюции человека:

  1. Неандерталец, обнаруженный в 1856 году (Фюльротт) в Германии
  2. Яванский человек (питекантроп), обнаруженный в 1891 году (Дюбуа) в Индонезии
  3. Родезийский человек, обнаруженный в 1921 году (Цвиглаар) в Замбии
  4. Синантроп, обнаруженный в 1923 году (Андерссон) в Китае
  5. Австралопитек, обнаруженный в 1924 году (Раймонд Дарт), в Южной Африке
  6. Человек из Небраски (гесперопитек), обнаружен в 1927 году (Лики) в штате Небраска, США.
  7. Зинджантроп, обнаруженный в 1959 году (Мэри Лики) в Танзании
  8. Австралопитек Люси, обнаруженная в 1974 году (Дональд Джохансон) в Эфиопии
  9. Мальчик из Турканы, обнаруженный в 1984 году (Ричард Лики), в Кении.

Что представляют собой все вышеперечисленные находки?  

Каждая находка – это всего лишь несколько костей или зубов, из которых затем строится (по мнению исследователей) образ прото-человека.  

Православный взгляд на теорию эволюции Дарвина

В ходе творческой работы ученых формируется изображение, которое затем публикуется в крупном научном журнале. В конечном итоге СМИ продвигают этот образ, и открытие принимается обществом.  

Много усилий тратится на то, чтобы убедить доверчивую публику, что мы эволюционировали из большой семьи обезьян. Нас заставляют поверить, что наши предки – это бактерии. 

Кроме того, в основе теории Дарвина то, что люди являются конечными продуктами эволюции.

Давайте подумаем об этой ситуации и ее последствиях.

Механика или личность

Энштейн 5 августа 1927 года пишет: «Я не могу представить себе никакого личного Бога, Который непосредственно влиял бы на действия отдельных творений, или же непосредственно судил бы свои творения». Здесь вы видите веру Эйнштейна в механику. Но он знает, что его вера имеет шаткую основу, и поэтому следует следующая фраза в его цитате: «Я не способен на это, несмотря на то, что механистическая причинность до определенной степени поставлена под сомнение современной наукой». Именно поэтому я люблю Эйнштейна, который в моих глазах – фигура трагическая. Он задал вопрос, который задаю я: либо мир механический, либо в мире есть личности – люди как личности и Господь как личность. И я задаю тот же вопрос, что и Эйнштейн. Но ответы мы даем разные.

Вы видите, что сам известный Эйнштейн до некоторой степени является реакционером! Он хочет сохранить в себе веру в механистическую картину мира Галилея, Кеплера и Ньютона. Однако он не идеолог – идеологи путают желаемое и действительное – он этого не делает, поскольку знает, что механическая причинность поставлена под вопрос. Именно поэтому он сказал следующее: «О квантовых проблемах я размышлял в сто раз больше, нежели о всеобщей теории относительности». Дело в том, что теория относительности подтверждает его веру в механику, а квантовая теория эту веру разрушает. Теория относительности – это венец классической механики. Квантовая теория – новая физика. И именно она дает возможность медленными шагами вновь вернуться к пониманию свободы – свободы Господа и свободы человека.

Я сейчас не смогу провести перед вашими глазами всю дискуссию, которая велась в 20 столетии. Однако квинтэссенция этой дискуссии является фраза Пола Девиса: «Тем временем, мыслительный эксперимент Эйнштейна превратился в целый ряд действительных экспериментов, данные которых подтвердили, что Бор был однозначно прав, а Эйнштейн, к сожалению, нет».

Но вы сами видите по этим словам, что сам Эйнштейн видел, что механистическое понимание мира находиться в опасности из-за квантовой теории.

О чем на самом деле говорит Священное Писание

Многие ученые богословы склоняются к мнению, что возможность развития различных элементов природы от простого к сложному гораздо в большей степени созвучно с понятием Божественного всемогущества, нежели постулаты креационистов.

Популярные статьи  Молитвы Вифлеемской иконе Божьей Матери

Святой отец нашей церкви Василий Великий писал, что акт Божьего творения «да произведет земля» стал основополагающим законом естественного развития и остался таковым навсегда. Это означает, что Господь Бог подарил миру не просто факт его создания, но и особую активность и возможность развиваться. Эта самая активность и связывает творение со своим Творцом.

Православный взгляд на теорию эволюции Дарвина
Теория эволюции не противоречит Священному писанию

Такая взаимосвязь носит название «синергия» — соработничество. Как Бог не может без доброй воли самого человека спаси его душу, так и все процессы в природе Он творит не в статике, а в паре с самим миром.

Важно! Если данная Богом человеку свобода воли выражается в принятии нравственных решений, то свобода мира заключается в действии естественных природных законов жизни. Господь Бог хочет и может спасти каждого человека, но только лишь человек волен выбирать, по какому пути ему идти

И правильно сделанный выбор позволяет человеку познать Бога и спасти свою душу. Точно так же и Божий акт творения мира не отвергает действие эволюции, но, наоборот — мир путем развития по естественным природным законам приходит в свою полноту

Господь Бог хочет и может спасти каждого человека, но только лишь человек волен выбирать, по какому пути ему идти. И правильно сделанный выбор позволяет человеку познать Бога и спасти свою душу. Точно так же и Божий акт творения мира не отвергает действие эволюции, но, наоборот — мир путем развития по естественным природным законам приходит в свою полноту.

Где заканчивается наука и начинается религия

Однако, есть один аспект, который при всем желании не может быть объяснен теорией эволюции. Это появление из ничего существа со свободной волей. Любая природная материя подвержена естественным законам — инстинктам. Как в такой отлаженной эволюционной схеме мог появиться человек, способный противостоять правилам системы, его же и создавшей?

Каждый из нас опытным путем знает о наличии у него свободы воли. И даже если полностью встать на сторону сторонников теории эволюции, можно допустить, что природа максимально использовала все, на что была способна своими силами для собственного развития. Но очевидно, что человек со свободной волей и разумом нуждался в дополнительном внешнем акте творения.

Другими словами можно сказать, что природа и естественные законы выполнили всю подготовительную работу, а человек возник тогда, когда Господь даровал ему его бессмертную душу. И именно вместе с Божьей душой человек получил и свой разум, и свою волю.

Именно на этом месте заканчиваются естественные знания о природе и человеке, и начинается религия. Компетенция науки уступает место компетенции веры. Тут и начинается то творение, о котором в Библии сказано, что Бог создал человека из праха земного.

Святой Феофан Затворник поясняет это так — человек был в том виде, которого он достиг исключительно естественным своим развитием. Но Бог вдохнул в него бессмертную душу, и человек только тогда стал самим самой, образом и подобием Божиим.

Говоря же о сотворении человека из земли, не следует понимать буквально, что взяли почву и из нее физически вылепили человека. Богословы говорят, что создание из земли означает то, что человек естественным путем связан с жизнью мира, и именно на земле ему предстоит выполнять свое предназначение.

Подводя итог, следует сказать, что для православного верующего человека не может быть неразрешенного конфликта в вопросе эволюции и религии. Не стоит искать неопровержимых доказательств одного или другого. Кроме того, очень часто дискуссии на такие высокие темы уводят конкретного человека от более насущных и важных для него вещей — поиска собственного пути к Богу.

Православные беседы о теории эволюции

Оценка дарвинизма Святыми Отцами

Святые хранители церковного благочестия осознавали, что теория Дарвина – явление не столько научное, сколько духовное.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) писал, что

Кроме него, Святые отцы Соборной Апостольской Церкви давали исчерпывающую оценку дарвинизма.

Преподобный Варсонофий Оптинский открывает глаза любителям новомодных теорий на то, что, согласно теории Дарвина, жизнь на Земле – это битва за существование, война сильных со слабыми, где слабые обречены на уничтожение в результате эволюции, а сильные – торжествуют. Он назвал это совершенно точными словами – «звериная философия», отрицающая милосердие и добро. Верящие в нее люди не задумаются убить ребенка или женщину, обокрасть друга, бросить на выживание родителей. Ведь это процесс естественного отбора, не так ли пишет Дарвин в своих книгах!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский указывал на то, что последователи дарвинизма отрицают праведного всемогущего и безначального Бога, а поэтому живут и ведут себя так, как будто им не придется никому давать ответ за свои слова и дела, обожествляют сами себя, свои пороки и страсти. «Ослепленные безумием, они отрицают самого Бога и утверждают, что все происходит путем слепой эволюции. Но те, у кого есть разум, не станут верить этим безумным бредням.»

Святитель Феофан Затворник говорил, что, когда характеристика человека будет перенесена в дух, то теория Дарвина просто рассыплется сама собой. Потому что человек – не только животное, произошедшее от животного, но он – духовное лицо, обладающее душой в животном теле.

Также Феофан Затворник писал в своих трудах, что русские люди в последнее время начинают отходить от веры. Одни полностью теряют веру, другие становятся протестантами, третьи начинают создавать свои верования, в которых пытаются намешать спиритизм, антинаучные бредни и Слово Божье. Это есть зло. И оно растет: неверие и зловерие возрастает, Православие и вера ослабевает.

И подобные высказывания многих других авторитетных православных богословов ясно показывают принципиально неприятие дарвинизма и, в целом, эволюционных теорий. Четкое и последовательное отрицательное отношение к недоказанной гипотезе, ставшей основой для богоборчества, только показывает, что дарвинизм – это временное, пусть и широко распространившееся, объяснение жизни на Земле, никак не объясняющее появление духовности и иных христианских добродетелей.

Свобода и необходимость

В физике в течение длительного времени действовала так называемая механистическая необходимость. Но в 20 столетии из-за квантовой теории ситуация изменилась. Что есть антоним необходимости? Случайность. Необходимость это когда одна и та же причина вызывает одно и то же следствие.

Если же у нас действует принцип случайности, у нас имеется одна и та же причина, но вызвать она может разные следствия. И эта физическая пара – случайность, с одной стороны, необходимость, с другой стороны – переносится непосредственно на биологию – на мутацию и селекцию. Не многие понимают, что с концом механики начинается эра Богопознания. Так странным образом распоряжается история.

Отношения Церкви и теории Дарвина

Православный взгляд на теорию эволюции ДарвинаФото: Flickr.com

В 19 веке во главе православной Церкви, в рядах богословов тех лет было немало просвещенных людей своего времени. И они ясно видели все прорехи нового учения. В то же время Церковь понимала, что дарвинизм будет использован силами зла для отвлечения людей от религии, для богоборчества. Так и получилось, несмотря на то, что в 19 веке позиции христианства были достаточно основательными и общественно признанными. В начале 20 века произошла Октябрьская революция, которая полностью утвердила дарвинизм, как основной способ объяснить происхождение жизни на Земле и использовать его для уничтожения православия в России.

Альтеризм

Термин «альтеризм» (от лат. аlter — иной, другой) позволяет объединить множество взглядов, основывающихся на книге епископа Василия (Родзянко) «Теория распада Вселенной и вера Отцов» , в основу которой положен курс лекций, прочитанных владыкой в Московской духовной академии в 1994 году. Происхождение альтеристских идей может быть связано также с такими работами русских религиозных философов начала XX века как «Философия свободы» Н.А. Бердяева и «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого.

Однако полное развитие и распространение эта концепция получила лишь в в наше время благодаря упомянутой книге владыки Василия.

Центральная идея альтеризма, пользующаяся ныне достаточно большой популярностью в Русской Православной Церкви, может быть сформулирована следующим образом. Наука, конечно, права в своем отстаивании существования эволюции. Эволюция действительно происходила в истории Земли. Но этот процесс не имеет ничего общего с процессом творения, описанным в двух первых главах Книги Бытия. Так называемый «Большой взрыв», рассматриваемый учеными как начало нашей Вселенной, должен идентифицироваться не с началом творения (см.: Быт. 1, 1), а с моментом грехопадения первых людей (см.: Быт. 3, 6–24). До этого события существовал другой (отсюда и название концепции), «райский» мир, а грехопадение явилось причиной его крушения и возникновения нового мира — того, который ныне и исследуется наукой.

Популярные статьи  Можно ли беременным ходить в церковь?

Признавая существование прошлого, недоступного для исторических наук, альтеризм сближается с теориями «снежка» и «омфалоса» (особенно в интерпретации А.И. Иванова), изложенными выше, но отличается от них тем, что отодвигает это «непознаваемое время» на значительно большее расстояние от наших дней. Креационизм допускает научное исследование лишь для последних 7500 лет, тогда как альтеризм, опираясь на данные космологии, распространяет этот период примерно на 15 млрд лет.

Несмотря на то что альтеризм признает все имеющиеся научные данные, он сталкивается с большими трудностями философского характера из-за необходимости признания существования двух разных вселенных. Эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом. Тем не менее первые две главы Книги Бытия содержат, согласно альтеристской концепции, описание этого «другого» (не нашего) мира; и, что самое удивительное, в этом описании используются понятия «нашего» мира: «небо», «земля», «вода», «суша», «трава», «деревья», «птицы», «гады» и т.д. Надо обладать поистине извращенным сознанием, чтобы думать, что в словах: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла… (Быт. 2, 4) — речь идет совсем не о той земле, по которой мы ходим ногами, и не о том небе, которое мы видим у себя над головой.

Доказана ли теория эволюции?

Православный взгляд на теорию эволюции ДарвинаФото: Flickr.com

Следует отметить, что дарвинизм никогда не был объективным и научно доказанным. Он так и остался теорией. Даже сам Дарвин в введении к книге написал:

Проще говоря, теория была «притянута за уши» в некоторых моментах. И такой серьезный ученый, как Дарвин, это прекрасно понимал. Поэтому и не носит его учение слова «закон», как открытия Ньютона, Пастера, Менделя. Те были доказаны опытным путем и проверены на практике. А дарвинизм так и остался необоснованной научно теорией, которая не имеет ни одного объективного факта, служащего для его доказывания. Хотя и отличается стройностью, внешней логикой, как кажется непросвещенным взглядам большинства людей.

Совершенно антинаучным методом «тыка» Чарльз Дарвин проверял свою теорию и видел, что в некоторых местах она складывается совершенно логично, хотя другие факты полностью ей противоречат. Но он считал, что первого вполне достаточно. И о тех примерах, которые соответствуют его теории, писал:

Падение веры и время Творения

Однако самые ожесточенные вопросы и возражения вызвали вопросы о сотворении мира. «Православный миссионер Александр Люлька», как он себя представил, даже выступил с резким резюме о падении веры в католической церкви, обвинив профессора Хаттрупа в извращении Писания и веры в Бога из-за того, что, по мнению профессора, Творение занимало на семь календарных дней, а около 14 млрд. лет. На это лектор возразил:

Я не могу доказать, что мир старше 6 тысяч лет. Не исключено, что Господь создал мир и не исключено, что это произошло 7 тыс. лет назад, но он выглядит так, как будто комета упала недалеко от Мексики 60 млн. лет назад и так, как будто после этого вымерли динозавры. Очень похоже на это выглядит. Но не исключено, что это было иначе. Господь всемогущ, и он мог бы поступить и таким образом. Но я здесь задаюсь вопросом – зачем Ему это могло бы понадобиться: вы знаете, Господь, который хочет ввести меня в заблуждение – это странный образ Господа.

Опасно не обращать внимания на знания, которые дают нам естественные науки – именно это дает почву для атеизма. Все основные пункты веры подтверждаются естественными науками в 20 и 21 столетии. И существование свободы, и то, что более сильный выживает в более краткосрочной перспективе. Господь дал мне голову. И сказал мне – думай! И не пугайся того, что ты увидишь на этом пути. Однако будь осторожен – и смотри на все. Естественные науки – это также дар Господа человечеству. И мне это кажется тем более ценным даром – если я могу и с тех пор как я могу – увязать это с учение об эволюции и с учением о Творении. Но для того, чтобы это понять мне потребовалось изучить физику и математику. Может быть, неплохо верить в Библию буквально, но, мне кажется, большим бы достижением было объединить эти две картины мира и не противопоставлять их.

Текст и фото: Анна ГАЛЬПЕРИНА

Откуда смерть в животном мире?

Святитель Григорий Нисский (335–394). Мозаика, XI в. Софийский собор, Киев

Фундаменталисты считают, что никакой смерти и страдания до грехопадения
не было. Часто на православных сайтах мы видим это в форме рассказов о
первобытных комарах, питавшихся только нектаром, или о вирусах, которые никого
не заражали. Но изучение природы говорит нам об обратном. Какую бы
геологическую эпоху мы ни взяли — там всегда есть хищники. Как совместить это с
православным вероучением? Действительно, в Библии говорится, что смерть вошла в
мир через зависть дьявола (Прем 2:24). Но вернемся к словам святителя Григория
Нисского: «с естества бессловесных перенесена мертвость на естество,
сотворенное для бессмертия». Так значит, и смертность — отличие бессловесных.
Значит, смерть животных существовала и до грехопадения человека.

Смертность — отличительная особенность природы бессловесных
животных, так считал Григорий Нисский. Как это совместить с тем, что в райском
саду смерти не было? Вспомним, что райский сад — это не вся планета Земля. В
Библии вполне четко указывается, где он был расположен. Его ограничивали четыре
реки, две из которых — это известные нам Тигр и Ефрат (Быт 2:10–14). Еврейское
слово, переведенное как «сад», дословно означает «огород», огороженное место.
Это небольшая часть поверхности Земли, отделенная от остального животного мира.
Небольшой заповедник на Ближнем Востоке.

Адам не был сотворен в Раю. Бог создает райский сад уже после Адама (Быт 2:8). Первый человек создан из обычной земли, но переселяется, чтобы возделывать райскую землю. После грехопадения Адам изгнан и вместо райской земли вынужден «возделывать землю, из которой он взят» (Быт 3:23). Получается, что условия жизни в раю и вне рая отличались. И, по слову Григория Нисского, вполне можно считать, что вне рая жизнь животных не сильно отличалась от современной. Они так же, как и сегодня, болели и умирали. Но почему животные умирали до грехопадения? Святитель Феофан Затворник допускает в этом определенное действие Промысла. Святитель пишет, что «провидя падение человека, Он и создал тварь так, как прилично быть ей при падшей главе» (Толкование на Рим 8:20). Бог знал, что Адам падет. Мир вне райского сада изначально был создан соответствующим падшему человеку. В нем бессловесные умирали, а после грехопадения и люди стали смертными.

Популярные статьи  Картинки и открытки на Троицу

Святые отцы понимали двойственную природу человека: с одной стороны, мы имеем в себе образ Божий, а с другой — мы животные, тело которых «было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Человеческое и животное перемешано в нас, и не так важно, на каком языке мы говорим об этом. Сама наша природа не меняется от этого

Всю свою жизнь мы учимся преобразовывать свою животную природу и жить, как люди. Традиционная монашеская аскетика говорит о том, что искушения приходят от бесов. Современная нейрофизиология может сказать, что наша агрессия связана с нашей лимбической системой. Это та часть мозга, которая является общей для всех млекопитающих. Но главная задача от этого не меняется: нам нужно учиться поступать как правильно, когда хочется поступить как проще.

Истоки проблемы

Еще в юности я познакомился со словами Огюста Конта, по сути дела, ставшими основанием марксизма, в которых он говорит, что первый возраст человечества – религиозный, второй возраст человечества – философский, третья стадия в развитии человечества – наука. И естественно, тогда первые два возраста исчезают. Еще тогда, в юности, эти слова заставили меня задуматься. И именно этим объясняется мой долгий-долгий путь через естественные науки, Дарвина и Эйнштейна — к Москве.

Посмотрим и на цитату Ричарда Докинза – англичанина: «Хотя атеизм можно было логически обосновать и до Дарвина, именно Дарвин дал возможность быть интеллектуально завершенным атеистом» (1941 год).

Эта, по сути дела, современная нам цитата выражает способ мышления, озвученный 150 лет назад Огюстом Контом. Именно поэтому можно сказать, что актуальность того, о чем мы говорим – не утрачена.

В чем заключается проблема соотношения науки и учения о творении? Большинство людей убеждены, что проблема Дарвина – это проблема соотношения его учения и первой страницы Библии. И это совершенно неправильно. Потому что то, как Библия говорит о создании видов, это не библейское учение как оно есть, а так, как оно было понимаемо с позиции Аристотеля: «Всему возникающему присуща определенная природа, как этому растению или животному. Причиной тому форма, когда новому существу предшествует иное, ему соответствующее. Так и человек порождает человека». Дарвин борется не с Библией, а с философией аристотелизма.

На первой странице Библии мы уже встречаемся с законом развития: свет и тьма – первый день, второй – небо и земля, третий – воды, четвертый – звезды, пятый — птицы и рыбы. На самом деле, это — последовательность эволюционного представления о природе. Единственное, что касается звезд –немножко неправильно, но нельзя требовать совершенства.

Проблема по-новому раскрывается, если мы обратимся к двум авторам. Первому – американцу Уильсону: «Если род человеческий происходит путем дарвиновского естественного отбора, то генетический случай и окружающая необходимость, а не Бог, создали виды», «Не думается, что богословие выживет в качестве самостоятельной научной дисциплины». Он говорит, что как Бог, так и богословие должны быть упразднены.

На научном языке такое мировоззрение называется монистическим, для него существует только одна реальность – реальность природы, постигаемой естественными науками, и никакой другой реальности не существует. Конечно, эту проблему можно решить по-разному – я мог бы процитировать Бенедикта XVI или философа Роберта Шпемана: «Наличие двойного кодирования очевидно, и закрывать на этот дуализм глаза предполагает наличие заранее выработанной догматизированной установки, в чем, в частности, признается когнитивный теоретик Даниэль Деннет», – такое мышление я назвал бы дуалистическим. Я лично считаю, что такое решение недостаточно. Ни монизм, ни дуализм не точны. Нужно что-то новое.

Устаревший Дарвин XIX столетия и новый Дарвин.

Дарвин написал известную книгу «Происхождение видов» в 1858 году. Завершающая фраза этой книги, вывод из книги такой: «Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с ее различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и между тем как наша планета продолжает вращаться согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».

Законы тяготения открыл англичанин Ньютон. Дарвин верил в следующие представления – один англичанин открыл законы неживой природы, а он, Дарвин, открыл закон живой природы. То есть два англичанина – и все объяснили. Это мечта!

Вы могли бы сказать – это же прекрасная цитата для использования ее в богословии, здесь все начинается с хвалы Творцу! Но, к сожалению, цитата взята из второго издания, в первом издании этой фразы нет. Супруга повлияла на Дарвина и потребовала, чтобы он вписал ее.

Проблема же состоит в том, что здесь выстраиваются две параллели – с одной стороны теория эволюции, с другой стороны – физическая механика. И механистическая идея некоего начала, которое определяет последующее развитие – то есть, если я знаю, где сегодня находятся земля и солнце, я могу рассчитать, где они будут через сто лет — эти параллели он здесь проводит и применяет к нашей жизни.

То есть, если существует детерминизм в неживой природе, он существует и в живой, и тогда моя жизнь предопределена. И я перестаю быть человеком. Все это он хранил как бы в подсознании. И мысль его зафиксирована в другой книге: «Все в природе есть результат фиксированных законов». Но в 19 веке он не мог мыслить иначе. Поэтому огромным событием для 20 века стало то, что физика перестала верить в фиксированные законы.

Дарвинизм – что это значит?

Православный взгляд на теорию эволюции ДарвинаФото: Ferra.ru

Теория Чарльза Дарвина изложена в двух его главных трудах: «О происхождении видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» от 1859 года и «Происхождение человека и половой отбор» от 1871 года.

В то время это был самый настоящий переворот в общественном сознании. Никто и подумать не мог о том, что можно решиться на обнародование подобных работ. Конечно, Дарвин был не единственным, кто занимался этой темой. Еще был русский ученый Данилевский Н.Я. и англичанин Уоллес А., которые также интересовались теорией постепенной эволюции. Но, так как Чарльз Дарвин первым опубликовал свои теории, то они получили название «дарвинизм». И этот термин существует по сей день.

Книги по теории эволюции были переведены на многие языки и вызвали сильнейшую реакцию не только в естественно-научных кругах, но и у философов, политических деятелей, и, конечно, у богословов.

Оцените статью
Добавить комментарии