Крест
Это было в 1986 году, когда разговоры о Боге и вере вне Церкви были почти невозможны. Я работал врачом скорой помощи. Выезжая на вызов, никогда не знаешь, в какой ситуации ты окажешься; приехать можно и к алкоголикам, и к наркоманам, и просто к “долго прождавшим” родственникам, хотя ты сам получил вызов только пятнадцать минут назад, — то есть возможны вспышки агрессивности.
В тот день мне помогала медсестра, которая была очень опытным специалистом и заботливой матерью, но уж если она раскрывала рот, то лучше всего было заткнуть уши. Казалось, никакой религиозной отзывчивости у нее не найти. И вот мы приезжаем на вызов к очень простой и малообразованной женщине лет шестидесяти, которая, как написано в карте вызова, задыхается. Передо мною находилась пациентка с огромной опухолью на шее, затрудняющей дыхание. Это явно у нее не первый день, и я, объяснив, как ей лечь в специализированный стационар, сел оформлять карту.
И вот, пока я пишу, до меня долетают слова: “А меня однажды уже вешали!”. Я отрываюсь от карты: “Когда?!” — “В сорок первом. Мы жили в Белоруссии и попали под оккупацию. Я, тогда еще девчонка, чернявая была. Немцы и решили, что я еврейка, и потащили на виселицу. А когда поставили на помост, прежде чем накинуть петлю, разорвали воротник. Я тогда глупая была — крестик носила. Вот они, увидев крест, поняли, что я не еврейка, и вешать меня не стали!”.
Мы внимательно слушали этот страшный рассказ. “Вета! — повернулся я к своей напарнице. — Если бы тебя однажды Крест Христов спас от смерти, ты бы смогла его после этого снять?”. Чувствовалось, что все услышанное проняло ее, и в священном ужасе и благоговении, но вместе с тем очень твердо она ответила: “Никогда в жизни!”. “А эта, — указал я на пациентку, — не только сняла и не носит, но и то время, когда носила, считает потерянным, ибо думает, что была, дурой!”.
Господь удивительным образом призывал Свое чадо, чтобы оно опомнилось и вернулось в Дом Отчий. Сам человек интуитивно чувствовал связь двух этих событий: эшафота и болезни — употребив в рассказе слово уже, но при этом остался глухим к Божиему глаголу.
Распространение выражения
Подобные мысли вполне могут встречаться в различных пословицах и народных поговорках. Мысль, заключенная в этой фразе, основывается на следующих постулатах:
- простым человеческим умом не следует пытаться понять весь мир, такое не представляется возможным;
- попытки понять мир полностью являются никчемными для человека;
- во всем есть какой-то глобальный замысел, который многообразен и недоступен пониманию;
- люди порой не понимают причин и результатов различных событий, многие взаимосвязи выше человеческого понимания;
- лучше принять многообразие и сложность этого мира, чем стараться досконально разобраться во всем.
Конечно, не следует считать народную мудрость (выражается в пословицах «человек предполагает, а Бог располагает» и других) и рассматриваемую фразу как призыв к отсутствию познания и неведению, речь совсем не об этом.
Рассматриваемая мысль проявляется в культуре многих народов, и это не удивительно. Когда люди доходят до определенного уровня духовного развития, они обретают схожие мысли и миропонимание, ведь оно является естественным, так устроен мир, нужно просто понять некоторые факты. Перевод фразы распространен в различных языках:
- на английском — God moves in a mysterious way (эта фраза используется в различных песнях англоязычных поэтов, есть стих с таким названием) или The ways of God are inscrutable, также возможно сказать и Mysterious are the ways of the Lord;
- на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt;
- на украинском — шляхи Господні несповідимі;
- на испанском – los caminos de Dios son inescrutables;
- на французском — les voies de Dieu sont impénétrables.
История возникновения фразы
Чаще всего эти слова служат утешением в каком-то горе и надеждой на счастливое будущее. Их произносят и священники, и простые обыватели, которые даже никогда не открывали Священного Писания. А ведь именно впервые можно прочитать эту фразу.
Изначально смысл слов можно встретить в обращении апостола Павла к римлянам. Сейчас для людей эта фраза звучала бы несколько непривычно, поэтому после ряд изменений мы начали говорить: «Пути Господни неисповедимы!»
Чтобы понять истинное значение каждого слова в Библии, нужно понимать его не умом, а душой и сердцем. Тем не менее эти слова можно объяснить следующим образом:
- у Господа свои планы, и обычному человеку понять их не представляется возможным;
- узнать, какой путь выбрал для вас Бог невозможно;
- заглянуть в будущее считается грехом;
- гордыня человеческая всегда будет наказана, поэтому не нужно думать, что можно что-то сделать самому без воли Всевышнего.
Каждый православный должен верить Богу и благодарить его за любое происходящее событие. Даже если судьба посылает тяжелые испытания, следует смириться, терпеть и ждать милости. Только тогда Всевышний может приоткрыть завесу тайны.
В древние времена люди намного больше почитали Бога, чем теперь. Они верили в него и знали, что Господь ведет их только по пути, которого они достойны. И эта дорога приведет их к очищению души и воссоединению со Всевышним.
Сейчас же многие подвержены гордыне, они не верят, что есть кто-то свыше, который может вершить судьбу. Такие люди верят только в себя. Они строят планы, которые реализовывают самостоятельно, не думая иногда о других. Но иногда система дает сбой. И, казалось бы, решенное дело не так-то просто завершить. Или случаются ситуации, которые выбивают нас из привычного ритма жизни, неожиданно наступает болезнь или смерть близкого человека. Вот тогда для поддержки кто-нибудь обязательно скажет эти значимые слова.
В христианской литературе есть несколько притч, в которых звучит эта мысль: «Только Господь знает, что впереди».
- Притча о спасении. Однажды у берегов необитаемого острова затонуло крупное судно, и в живых остался лишь один молодой матрос. С трудом он выбрался на берег, построил себе хижину и ждал, что вскоре его найдут. Шли дни, но бедного юношу так никто и не спас. В один из дней в его владениях случился пожар. Огнем было уничтожено все, что могло продлить существование этого одинокого моряка. Тогда юноша в ярости упал, стал биться головой и восклицать, что такое наказание не заслуженно. Он и так старался, как мог, чтобы выжить в одиночку. Вдруг на горизонте показался небольшой корабль. Когда спасенный моряк спросил, как они его нашли, капитан ответил: «Мы случайно разглядели высокий костер и решили, что кто-то просит помощи».
- Притча о монахе и его сновидении. В горах в совершенном одиночестве и молитве жил монах, который мечтал о том, чтобы узнать все тайны Господа, изучить все Его заповеди и проникнуться верой в Него. Неожиданный сон заставил его забыть эту мечту. Ему привиделся неизвестный, который поманил отшельника с собой в путь. Всего 3 дня путешествовали они вместе, но каждый из этих дней приносил отшельнику только разочарования. Сначала путник украл золотую чашу, потом устроил пожар и в третий день сбросил в реку человека. Все свои действия он оправдывал замыслами Бога.
Только объяснения открыли глаза монаху. Оказывается, во-первых, жидкость в чаше должна быть отравлена, во-вторых, после пожара бедный крестьянин найдет зарытый клад, и в-третьих, сброшенный в реку паренек должен был стать кровавым убийцей.
Услышав это, монах понял, что только Господь знает, что ему делать, и нельзя вмешиваться в Божий промысел.
Прочитав эти притчи, можно понять, что фраза «Пути Господни неисповедимы» очень сложна и значит лишь слепую . Каждый верующий должен слепо доверять Господу, постольку только Он знает, как правильно поступать. Ведь иногда даже самые грустные события приводят к самым радостным моментам.
Здравствуйте! Очень бы хотелось узнать: откуда возникло выражение: «Пути Господни неисповедимы» и что оно означает.
Для христианина нет случайностей
Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.
Наглядно это иллюстрирует следующая притча.
У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.
Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой.
Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.
Распространение выражения
Подобные мысли вполне могут встречаться в различных пословицах и народных поговорках. Мысль, заключенная в этой фразе, основывается на следующих постулатах:
- простым человеческим умом не следует пытаться понять весь мир, такое не представляется возможным;
- попытки понять мир полностью являются никчемными для человека;
- во всем есть какой-то глобальный замысел, который многообразен и недоступен пониманию;
- люди порой не понимают причин и результатов различных событий, многие взаимосвязи выше человеческого понимания;
- лучше принять многообразие и сложность этого мира, чем стараться досконально разобраться во всем.
Конечно, не следует считать народную мудрость (выражается в пословицах «человек предполагает, а Бог располагает» и других) и рассматриваемую фразу как призыв к отсутствию познания и неведению, речь совсем не об этом.
Рассматриваемая мысль проявляется в культуре многих народов, и это не удивительно. Когда люди доходят до определенного уровня духовного развития, они обретают схожие мысли и миропонимание, ведь оно является естественным, так устроен мир, нужно просто понять некоторые факты. Перевод фразы распространен в различных языках:
- на английском — God moves in a mysterious way (эта фраза используется в различных песнях англоязычных поэтов, есть стих с таким названием) или The ways of God are inscrutable, также возможно сказать и Mysterious are the ways of the Lord;
- на латыни — Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt;
- на украинском — шляхи Господні несповідимі;
- на испанском – los caminos de Dios son inescrutables;
- на французском — les voies de Dieu sont impénétrables.
«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?
На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).
«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.
Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».
«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».
Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».
«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.
Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.
На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.
Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:
Спасение после крушения корабля
Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.
День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Мужчину охватили ярость и отчаяние.
— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.
В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.
Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.
О справедливости
Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.
В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.
На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.
На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.
Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».
Фатализм и вера
Описывая, что значит рассматриваемая фраза, нужно отметить еще один смысловой акцент, который тоже является весьма существенным. Этот акцент следует выразить в словах: «Никому не известна его судьба, только Господу». Только Господь на самом деле знает о судьбах этого мира и каждого человека в отдельности.
Поэтому отдельному человеку не следует ни сетовать на судьбу, ни пытаться угадать нечто существенное и иметь 100-ную уверенность в чем-то. В конечном итоге определяющим фактором является божественное начало, которое приводит в порядок весь мир.
Стоит ли верующему тогда полностью отдаться фатализму (концепция, в которой любое событие считается предопределенным, а человеческий выбор не имеет значения) и не предпринимать ничего? Конечно, для православного вопрос является банальным и риторическим и ответ на него однозначно отрицательный. Ведь каждый знает о свободе воли и что это значит потребность в личном выборе каждого.
В частности, каждый в отдельности выбирает, идти ли к спасению собственной души или поддаваться страстям и грехам. Конечно, пути Господа неисповедимы, но людям предоставляется выбор между снисканием Царства Небесного и бездействием на этом пути.
Разбор и происхождение фразы
Что означает выражение «Пути Господни неисповедимы»?
Если взять в руки Библию и открыть на послании апостола Павла, то можно увидеть стих, являющийся первым упоминанием о «путях Господних». Хоть там и указана несколько иная формулировка, смысл не меняется. Дело в том, что множество фраз из Библии с трудом переводится на русский язык дословно, и священнослужителям приходиться слегка искажать текст для удобства понимания.
Толковать это изречение достаточно трудно, так как его нужно прочувствовать душой и сердцем, не добавляя ни грамма аналитики. Апостол Павел в стихе испытывал восхищения перед деяниями Господа и признает, что его планы крайне сложны для понимания обыкновенным смертным. И не нужно даже пытаться вычислить путь, по которому Бог может пустить человека. Многие убеждают, что не нужно и пытаться заглядывать в Божьи замыслы, они неисповедимы и к ним нужно относиться даже с опаской, иначе можно навлечь беду.
Для тех, кто испытывает трудность в понимании фразы «Пути Господни неисповедимы», можно провести аналогию с русской пословицей, известной каждому «Все, что ни делается-делается к лучшему». Говорится в них примерно об одном — в жизни каждого человека путь намечен Богом и все решено.
Какой смысл вложен во фразу «Пути Господни неисповедимы»
Что подразумевают современные люди, произнося эти слова? Как изменилась трактовка по прошествии нескольких сотен лет? В прошлые времена люди с большей легкостью верили в то, что жизненный путь намечен свыше и каждый человек, не сомневаясь ни на секунду, доверял планирование жизни Господу.
В настоящим мало кто может похвастаться такой степенью веры. Люди по-прежнему продолжают говорить известную фразу в качестве сочувствия или в поисках утешения, вот, только былое восхищение напрочь выветрилось, уступив место лишь слабости и беззащитностью перед силами Творца.
Фраза одновременна и проста, и сложна для восприятия современного человека, так как в двадцать первом веке народ старается быть максимально самостоятельным, ошибочно, не подчиняясь законам Божьим.
Священнослужители верят в то, что смирение перед Господом выражается в благодарности за все мелочи, что встречаются на жизненном пути.
Люди, активно изучающие Библию, с уверенностью могут выделить список фраз, которые вложены в основу этой религии. Естественно, в список входит и фраза, рассматривая в этой статье.
Притчи, которые помогут понять значение известной фразы:
- Притча о старце и ангеле.
- Притча монаха-отшельника.
Притча о старце и ангеле
Один старец никак не мог смириться с тяготами судьбы, его разум мучали тысячи вопросов, ответы на которые он пытался найти у Господа, каждый день, во время молитвы, задавая их. В один из таких дней, до него снизошел ангел и сказал сидеть три дня на дереве, наблюдая за происходящим внизу. И старец выполнил наставление.
В первый день его глазам предстала картина — богатый всадник теряет мешочек, наполненный золотом. На второй день, пришедший на то место пообедать фермер, находит мешочек. На третий день к месту пришел нищий, чтобы доесть еду, оставленную фермером. Следом появился всадник и убил нищего, уверенный в том, что именно он украл кошель с золотом.
После такой несправедливости мудрец слез с дерева, полный негодования. Он был готов отречься от веры и от Бога, что позволял твориться такому беспределу, но ангел остановил его, рассказав о случившемся.
Он поведал, что всадник — жестокий сборщик дани, законно грабящий народ. А убил он не просто нищего, а разбойника, молившего о смерти, дабы искупить прошлые грехи. А сборщик подати после этого раскается в своих грехах и обратится к Богу, моля о прощении. Фермер же оказался разоренным, и мешочек спасет его семью от голода.
Притча монаха-отшельника
В первую ночь на его глазах спутник украл из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения.
Во вторую он поджег дом бедняка, который приютил их на ночь.
В третью же он попросил одного из крестьян дать сына в качестве проводника и сбросил его в реку.
Советуем изучить Икона Святой Елены
И лишь по окончании пути он рассказал монаху об истинном значении его действий, о замыслах Божьих. Выяснилось, что чаша была отравлена, а наутро крестьянин найдет клад и разбогатеет. Погибший мальчик вырос бы страшным грешником и унес бы вслед за собой немало душ. А отец после смерти сына начнет так сильно страдать и скорбеть, что станет самым набожным человеком и многим поможет советом.
Стоит слепо верить Господу, полностью полагаясь на пусть, который он выбрал еще до появления человека на свет.
Библия — источник мудрости
Проповедники говорят о том, что Господь сам направляет человека в нужный момент к Библии и открывает перед ним ту самую страницу, строки с которой будут литься бальзамом на израненную душу. Поэтому не думайте, найдя в Священном Писании фразу «Пути Господни неисповедимы», что это значит. Будьте уверены — это напрямую связано с вашей жизнью и событиями, происходящими в ней. А иначе, зачем бы данное выражение попалось на глаза именно вам?
Не каждый обыватель правильно понимает, что значит фраза «Пути Господни неисповедимы». Еще меньше людей знают, откуда она появилась. Давайте проясним этот непростой вопрос.
Пути Господни неисповедимы
В первой строке Символа Веры христиане исповедуют Господа как Вседержителя. А это значит, что Он все держит в Своей Божественной руке, направляя все к добру. Премудрый Творец, гармонично устроивший Вселенную, поддерживает в ней согласованность и порядок, видя все вне времени и пространства.
Божественный Замысел простирается на все Его творение: от Небесных Сил до полевых лилий. Но ограниченному человеческому уму невозможно постигнуть всю глубину Божьего Промысла. Для человека пути неисповедимы, которыми Господь Вседержитель как Источник благ, все события ведёт ко спасению и добру.
В годовалом возрасте для ребёнка его квартира кажется всем миром. По мере взросления он узнаёт о существовании многих стран. Все это происходит постепенно, неподготовленный детский ум не способен воспринять масштабы пространства. Так и взрослым людям, которые всегда остаются детьми Небесного Отца, не стоит пытаться постичь всю глубину и премудрость Божественного Замысла.
Об этом Сам Господь предупредил авву Антония. Об этом повествует следующий рассказ в Отечнике (сборнике жизнеописаний подвижников и монахов).
Антоний Великий, раннехристианский монах-пустынножитель, долгое время размышлял о глубине Божественного Промысла. Почему некоторые живут до глубокой старости, а другие уходят в младенчестве? Почему нередко злые люди благоденствуют и наслаждаются материальными благами, а добропорядочные испытывают бедность и несчастья? После продолжительной молитвы авва Антоний услышал глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».