Семейные иконы

Содержание

ЧЁРНАЯ ИКОНА. ДЕНЕЖНЫЙ РИТУАЛ ДЛЯ ПРАКТИКОВ.

Черные иконы были известные колдунам и ведьмам еще в древние времена, и весьма успешно использовались в работах. В наше время появилось новое направление в магии — веретничество и чернокнижие.

В древние времена все имело немного иное название, и последователи называли себя черницами. Это та же сама я магия, только противопоставленная христианской религии с ее канонами и законами.

Вообще любое течение, созданное мастером, который имеет большие силы, возможности и дозволение до магии, имеет место быть и существовать, так как у человека Силы получается практически любая работа, за которую он берется, если он знает свое дело «на отлично» и умеет применять эти знания на практике в любом виде, какой ему удобен.

Многие семьи тайком держали у себя подобные иконы, которые собственноручно изготавливали, либо брали обычные христианские иконы и переделывали на свой лад. Далее эту икону оживляли специальными заговорами, начитывали на нее определенные слова, и она становилось источником огромной денежной энергии, которая начинала помогать в жизни тех, кто ее сотворил.

Молитва о замужестве

Особою силою обладают слова молитвы, произнесенные в праздник Покров Богородицы. Многие девушки дожидаются этого дня, дабы попросить Небесные Силы о замужестве. Молятся об этом пред ликом Матери Божьей.

Перед обращением к Заступнице, следует подготовиться:

  • отпустите обиды, простите тех мужчин, с которыми у Вас не сложились отношения.
  • искупайтесь, очиститесь не только духовно, но и физически.
  • приберитесь в своем доме, гармоничным должно быть и Ваше жилище.
  • попросите у родителей своих благословения· произнесите слова молитвы.

Семейные иконы
Молитва о замужестве Вы также можете обращаться с молитвой и к другим Святым, близким Вам по духу. Никакие особенные слова знать не обязательно.

Просите о том, что волнует Вас: о желании выйти замуж, о страхе одиночества, о том, каким Вы видите своего будущего мужа и брак с ним. В конце молитвы не забудьте поблагодарить Святого за его помощь и за то, что у Вас в жизни уже есть.

Среди верующих очень мощной считается молитва на замужество Святому Иосифу:

Семейные иконы
Молитва Иосифу

Помните, что воздается по вере нашей. Чудеса случаются чаще, чем мы думаем.

Как хранить семейную икону

Подаренная или приобретенная семейная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома. Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» – обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом.

На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а справа – почитаемого святого, семейную.

Помните, что иконка – не украшение, относиться к ней нужно бережно. Можно на ночь целовать икону и святой крест. К семейной иконе можно поместить ладан, землю с могилы святого или из монастыря. Семейные иконы часто освящают на святых мощах.

В действительности, не стоит называть икону церковным оберегом или амулетом. Икона – святыня, а нас через этот образ и Таинства Церкви бережет Божия благодать.

Да хранит вас Господь, Матерь Божия и все святые!

Как правильно молиться перед образами

Молитва соединяет человека с Богом. Произнесение слов, поклоны и крестное знамение — материальное оформление благоговейных чувств, возносимых к Господу: покаяния, смирения, восхваления. Без чувственного посыла молитва бессмысленна.

Правила молитвенного обращения:

  • молиться по молитвослову, чтобы избежать лишнего многословия. Молитвы, сложенные псалмопевцами, преподобными старцами и подвижниками, упорядочивают мысли и чувства;
  • читать утром, до начала трудов, и вечером, после их окончания;
  • основные тексты выучить наизусть, чтобы глубже вникнуть в смысл и связать слова с чувствами. Каждое слово нужно произносить осознанно;
  • перед обращением к Господу успокоить гнев, отпустить обиды. Испрашивая у Бога милосердия, нужно, подобно Ему, быть милосердными.

Молитву читают уединенно или всей семьей. Перед началом следует зажечь лампаду, перекреститься, поклониться и постоять в покое, чтобы отрешиться от мирской суеты. Во время молитвы нужно стоять ровно и спокойно, не переминаться с ноги на ногу, не отвлекаться на посторонний шум. Заканчивать моление нужно благодарением.

Советы по чтению молитв от святителя Феофана Затворника:

  • не тараторить, а читать не спеша, немного распевая слова;
  • каждую фразу подкреплять чувством — прощением, благодарностью, раскаянием;
  • чтобы не торопиться успеть прочитать все молитвы, нужно установить срок. Как время выйдет — останавливаться. Если есть желание — читать дальше.

Главное правило — между каноническими молитвами говорить своими словами. И если какое-то чувство захватило, нужно высказать его до конца, несмотря на время.

Иконоборчество в Византии

Иконография, как неотъемлемая часть христианской жизни, была предметом большого спора в VII и VIII веках. В это время в Византийской империи появилось так званное движение иконоборцев, противников икон. Иконоборцы с подозрением относились к любому священному искусству, изображавшему людей или Бога, и требовали уничтожения икон. Иконопочитатели (поклонники икон) наоборот энергично защищали место икон в жизни Церкви. Иконоборчество, возможно, возникло под влиянием еврейских и мусульманских идей, а также отражало «пуританское» мировоззрение христианства, на всех изображениях видевшее скрытое идолопоклонство.

Идеи иконоборчества были поддержаны седьмым и последним Вселенским собором, который собрался в Никее в 787 г. н. э. Еще одно гонение на иконы византийского императора Льва III в следующем столетии прекратилось лишь когда на престол взошла императрица Феодора, она навсегда восстановила почитание икон в 843 году, и эта победа сейчас даже отмечается как «Триумф православия».

Одним из главных поборников иконопочитания этого периода был святой Иоанн Дамаскин, который написал в своем знаменитом труде «Защита икон»: «Через иконы Христа мы размышляем о Его телесной форме, Его чудесах и Его страданиях, и мы освящены… иконы святых исполнены Духом Святым».

Иоанн Дамаскин на иконе.

После падения Константинополя Святая Гора Афон стала центром православной иконописи. Многие монастырские церкви, которые сегодня можно увидеть на Афоне, являются свидетельством многовековой традиции, царившей в руках монахов, которые ее сохранили. Византийской традиции иконографии также подражали сербские и русские христиане, чьи стили иконографии претерпели свою эволюцию на протяжении веков.

Хотя многие из нас ассоциируют иконографию с Церковью Востока, это также оригинальная традиция сакрального искусства в Западной Католической Церкви. Мозаики, фрески и картины в Риме, Испании и Франции свидетельствуют о том, что византийский стиль был художественной традиции, был характерным как для западного, так и для восточного христианства вплоть до XII века.

Разновидности семейных икон

По наследству в семьях передают венчальные иконы, образа, защищающие в сложных жизненных обстоятельствах.

От болезней

Здоровье семьи хранят Пантелеймон Целитель, Лука Крымский. О выздоровлении больных молятся иконе Богородицы «Скоропослушница», о благополучной беременности и родах — Богоматери Федоровской.

Популярные статьи  Молитвы Афанасию Афонскому

Для защиты от врагов и сглаза

Иконы-защитники семьи от злых людей:

  • Святой Троицы;
  • Николая Чудотворца;
  • Иоанна Крестителя;
  • ангела-хранителя;
  • архангела Михаила.

От недоброжелателей также защищает икона Богородицы «Семистрельная».

Для защиты детей

В комнате ребенка должна висеть икона ангела-хранителя, Богородицы «Достойно есть», Николая Чудотворца. Мальчиков защитит образ святого Стилиана, девочек — Богородицы «Неувядаемый цвет».

Обереги дома и имущества

Иконы Богородицы, защищающие жилище:

  • «Неопалимая купина», оберегающая от пожара;
  • «Знамение» — от воров.

От грабителей также защищает святой Иоанн-Воин.

Несущие достаток и счастье

Чтобы семья жила в достатке, в доме вешают икону Богородицы «Спорительница хлебов». Она помогает добывать хлеб насущный. У нее берут благословение на работу, чтобы дело принесло прибыль.

Самая главная икона для защиты дома и счастливого брака — «Покров Пресвятой Богородицы». Семейная жизнь будет спокойной и благодатной, будто под светлым покровом.

Чем иконография отличается от классической живописи?

В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и репрезентативном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.

Но цель иконописца совершенно иная, так и другие его методы достижения этой цели. Иконография изображает святых не такими, какими они были в реальной жизни, а такими, какие они есть в вечности. Он передает свое видение небесного мира не через символы, такие как закаты с золотыми облаками или ангелами, играющими на арфах, а через мистические формы и цвета. Как пишет Контоглу: «Иконография выражается одухотворенными формами, абстрагированными от природных явлений, мира, который находится за пределами явлений, духовного мира».

Описанная как «богословие в цвете и линии», в иконографии традиционно используются особые художественные приемы и стилизация, чтобы донести духовный мир до зрителя. Одна из первых вещей, которые можно заметить, – это стандартизация форм святых людей. Увидев икону, мы сразу можем узнать, что это Христос, это святой Павел, это святой Николай и т. д. Обе формы Святых и состав событий из Евангелий являются фиксированными и архетипическими, хотя они будут немного различаться в зависимости от стиля иконописца.

Еще одной выдающейся особенностью иконографии является крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены с помощью геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, выбор цветов также часто фиксируется: синий для мантии Христа или верхней одежды, красный для туники или внутренней одежды; темно-красный для верхней одежды Девы Марии; и т. п.

Эта стилизация также появляется во всех элементах лиц и членов тела людей на иконе. Их лица не напоминают простых людей, но через стилизацию они показывают нам лица человеческой натуры, преобразованные в Божественное. Руки часто тонкие и выразительные, обычно в различных жестах благословения

Ореолы вокруг голов Христа, Девы Марии и Святых изображены в виде четко очерченного круга, обозначающего их святость и привлекающего наше внимание к их лицам

Даже сама природа преображается рукой иконописца. Здания, горы, деревья и животные обычно изображаются очень упрощенно, схематично, вместо того, чтобы пытаться передать фотографическое сходство.

Иконописец не останавливается на том, что использует технику для изображения духовно преображенной реальности. Он изменяет как время, так и пространство. События, происходившие в разное время, представлены в композиции одновременно, как если бы они происходили одновременно – например, это видно на изображении Рождества Христова, на рождественских иконах, например, где мы видим одновременно в одной иконе Богородицу с Младенцем, ангела, объявляющего о рождении Спасителя пастухам, и волхвов спешащих поклониться Мессии.

Иконописец также не придерживается систематического использования перспективы, чтобы создать иллюзию трехмерности. Вместо этого он часто использует перевернутую перспективу, чтобы показать, где объекты на переднем плане меньше, чем духовно более значимые объекты или люди позади них.

Понятие житийной иконы в православии

Житийной иконой называют разновидность иконописной живописи, отличающейся более насыщенным содержанием. Название произошло от слова – «житие» (жизнь), что объясняет суть религиозного изображения. Изобразительное полотно разделено на несколько частей: средник и клеймы.

Средник – это центральная часть образа, на которой изображен действующий персонаж:

  • Иисус Христос;
  • Богородица;
  • святые.

Клейма – это малоформатные картины, окантовывающие средник по периметру. На клеймах отображены сюжеты из жизни главного действующего лица. Чтобы понять содержание сюжета святого образа, рассматривать клейма надо начинать с верхнего поля – слева-направо; боковые – чередуя композиции слева-направо; нижнее поле – слева-направо. Заключительная картина находится в нижнем правом углу. Сцены на клеймах также часто сопровождаются пояснительными надписями, чаще всего в виде цитат из жития.

Особенность таких икон заключается в том, что жизнь святых показана до и после кончины. На иконописном произведении иллюстрируются события из жития, деяния и чудеса при жизни и после смерти. Таким образом, святой на среднике изображен, как победитель испытаний, выпавших на его долю.

Житийная живопись, в отличие от монументальной, более конкретизирована. Имея большой формат, она отчасти замещала в храмах монументальные росписи. Сюжеты изображений брались как из канонических, так и апокрифических версий жизнеописаний. Иногда они объединялись на одном образе.

Согласно догмату иконопочитания, икона святого должна обязательно иметь надпись его имени, для установления идентичности изображения и прототипа. Отсюда следует появление поясняющих подписей под клеймами. На ранних образцах они лаконичны, на поздних – более информативны. Например, в одном и том же сюжете исцеления на раннем изображении – краткое пояснение, на позднем – могут быть указаны имя и болезнь исцеленного.

Святых в среднике изображали в рост (например, пророк Моисей, святой Иоанн Креститель) или по пояс (святой Николай Чудотворец, великомученик Пантелеймон).

Семейные иконы

Икона покровителей домашнего очага, уберегающие от пожара и врагов

Икона — непросто культовый предмет, заряженная небесной энергетикой, она является связующим звеном между человеком и Богом

Важно понимать, неосвященный в церкви образ становится простым предметом интерьера. Прошедшая этот ритуал икона, будет надёжной защитой жилища и человека от различных невзгод и злой энергетики

Не следует не осмысленно размещать в доме образы святых, делать это необходимо с верой в душе и чистыми помыслами.

Иконы, защищающие от грозы, пожара:

  • Никита Новгородский;

  • Неопалимая Купина

Защита дома от воровства и врагов:

  • Икона «Феодор Тирон»;

  • Икона «Знаменье»

  • Иоанн Воин;

  • Семистрельная;

  • Остробрамская икона;

Есть определённые правила размещения икон в комнате:

  • Восточная сторона дома.
  • Место необходимо вымыть и перекрестить, не передвигайте образа, в поисках более выгодного расположения.
  • Прежде чем установить, пройдите с иконой в руках по всем комнатам.
  • Рядом с образами не вешают картин и других интерьерных украшений.
  • Не располагают около телевизора или музыкальных установок.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Спас НерукотворныйДвусторонняя выносная иконаШкола или худ. центр: НовгородВторая половина XII в.Onasch 1961: XII в.Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.Лазарев 1969: 1130–1190-е годыНовгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.Лазарев 1986: XII в.ГТГ 1995: Вторая половина XII в.Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.Eastmond 2013: Ок. 1200 г.77 × 71 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14245

Популярные статьи  Молитвы Матроне Московской о замужестве

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла. Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

Как правильно расставить иконы

В храмах размещают иконы в строгой последовательности, соблюдая канонические требования, которые нельзя нарушать. Для домашней божницы правил немного:

  1. Основные касаются иконы Спасителя и Богородицы. Их размещают так же, как Они установлены в храме. Если вы на Них смотрите, то образ Матери Божией должен находиться слева от Христа.
  2. По обеим сторонам от Главных святынь устанавливают остальные по Славе: самые известные, потом менее значимые, затем местночтимые.
  3. Старайтесь придать благолепный вид расставленным иконам. Они могут быть разных размеров и типов исполнения. Создайте гармонию, которая не будет раздражать хаотичностью расположенных святынь.

Примечание:Если есть образ, передаваемый из поколения в поколение, то он считается главной святыней в иконостасе. Намоленые образы всегда приоритетнее новых. Если вид позволяет (краски не стерты), разместите его в центре: можно выше или ниже основного ряда, но так, чтобы он занимал «почетное» место.

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Как готовиться к рождению малыша

Духовная подготовка для беременных включает:

  • посещение храма;
  • исповедь;
  • причастие;
  • молитвы;
  • общение.

Перед родами женщина должна очистить душу на исповеди, чтобы ребенок не рос под гнетом ее грехов. Молитвы, причастие, исповедь наполнят душу покоем и радостью. Пребывая в благодати и смирении, проще переносить неприятные физиологические изменения в организме: токсикоз, варикоз, лишний вес, перепады настроения. Страхи и раздражительность поможет преодолеть беседа с духовником.

Атмосферу доброжелательности и радости, необходимую во время беременности и перед родами, женщина может почувствовать в храме. Церковные общины организовывают специальные встречи. На тематических собраниях молодые женщины, ждущие первенца, могут задать вопросы батюшке, а многодетные мамы — поделиться опытом душевного преодоления, борьбы со страхом, депрессией или другим недугом. Читая молитвы, будущая мама укрепляет свой дух, отрешается от суеты и погружается в благостное ожидание малыша. Духовное единство и поддержку перед родами она почувствует на общей семейной молитве с мужем, родителями и друзьями.

В церковной общине можно договориться с другими женщинами о молитве по соглашению. Молитва в условленное время объединит каждого общей надеждой, радостью и любовью. Когда ребенок чувствует, что его ждут и любят, роды пройдут легко.

Со старославянских времен женщинам в положении предписывалось обуздывать гнев и гордыню. Повитухи знали, что злость и уныние передаются ребенку. Особенно губительными считают скрытые обиды. Поэтому важный шаг духовной подготовки перед родами — прощение. Нужно помириться с обидчиками или смириться, если примирение невозможно. Часто даже светлая радость, которую несет появление ребенка, не может заставить близких родственников протянуть друг другу руки. В ожидании родов нужно отказаться от вражды и беречься от негатива. Будущей маме нужна опека от переживаний, подобная защите Иосифа Обручника.

Икона, которую просят о замужестве

В православии замужество расценивается не только как создание семьи с целью продолжения рода, но и духовное единение мужчины и женщины. Потребность встретить достойного мужа, дабы выйти за него замуж является природным. Если девушка просит Святых о помощи ничего в этом противоестественного нет. Обращаются с такими молитвами к иконам:

  • Великомученицы Параскевы Пятницы — покровительница девушек, помогает создать семью по любви. Оберегает от женских болезней.

  • Икона «Чудотворная Феодоровская».

  • Икона «Неувядаемый цвет»
  • Икона «Николай Чудотворец» — приходит на помощь не только в жизненных трудностях, но и удачном замужестве.
  • Андрея Первозванного — молят родители за своих дочерей.

  • Матрона Московская.
  • Серафим Саровский — помогает зрелым женщинам.

Икона и молитва, приносящая удачу, благополучие, деньги в дом, семью: фото иконы, текст молитвы

Какие иконы помогут с молитвами достичь благополучия:

  • Икона Богородицы «Семистрельной». Это не только мощный оберег для дома, но и для человека. Образ помогает достичь благополучия всем жителям.
  • Икона «Неупиваемая чаша». Убережет всех жителей дома от пагубных привычек и растрат, позволит им обрести достаток в доме.
  • Икона «Нечаянная радость». Эта икона помогает всем просящим обрести благополучие в семье, доме и браке. Матерям надо молиться на эту икону о здоровье своих детей и близких, об исцелении от недугов и увечий.
  • Икона «Блаженной Матроны Московской». Эта икона поможет обрести здоровье. На нее можно молиться всем, кто заботится о близких, об исцелении и здоровье, благополучии всей семьи.
  • Икона «Петра и Февронии» — образы, в молитвах к которым человек обретает благословение на счастливую семейную жизнь. Она помогает хранить супружескую верность.

Семейные иконы
Икона «Блаженной Матроны Московской»

Семейные иконы
Икона «Неупиваемая чаша»

Семейные иконы
Икона «Нечаянная радость»

Семейные иконы
Икона «Петра и Февронии»

Семейные иконы
Молитвы о счастье в семейной жизни

Наиболее известные иконы Богородицы с названиями

В Афонских монастырях находится множество чудотворных икон Божией Матери. Они почитаются далеко за пределами Удела Богородицы. В монастыре Дохиар хранится образ Богоматери «Скоропослушница», почитаемого с 17 века. Нерадивый монах Нил, проходя мимо этой иконы, горящей лучиной коптил лик Пресвятой Богородицы. Когда в наказание он ослеп, то только после горячей молитвы к Божией Матери получил исцеление. Само название иконы «Скоропослушница» свидетельствует о скорой помощи Богоматери верующим.

Популярные статьи  Что такое ладанка и для чего она нужна?

Особым почитанием пользуется Иверская икона Божией Матери, называемая «Вратарница». В 9 веке она приплыла по морю к берегам горы Афон. С этим образом связана неоднократная помощь в защите Иверского монастыря от вражеского нападения. Существует предание, что в последние времена Иверская икона покинет Святую гору Афон. Это будет указанием для монахов оставить это место.

Икона «Взыскание погибших» связана с рассказом «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (6 век). Получив прощение тяжких грехов после молитвы у этого образа Богоматери, Феофил именовал Ее «Взыскание погибших». Существует немало сведений о помощи Божией Матери через этот чудотворный образ. Так, в 17 веке в Калужской губернии после молебна остановилась эпидемия холеры.

В 14 веке в Афонской обители Хиландар появилась икона «Троеручица». Сербские христиане, опасаясь осквернения образа при турецком нападении, привязали икону к спине осла. Животное самостоятельно пришло к воротам монастыря. В нижней части образа изображена человеческая рука (третья), не принадлежащая Богородице. Это был дар советника правителя Дамаска (Сирия). Советнику по ложному обвинению отсекли кисть руки. После молитвы перед образом Богоматери рука срослась. Икона «Троеручица» не раз спасала монастырь Хиландар от лесных пожаров (1945, 1947).

В 16 веке в монастырь Симонапетра (Афон) была принесена икона Божией Матери «Всецарица». Ее название свидетельствует о молитвенной силе Богородицы, исходящей от Её особой близости к Сыну и распространяющейся на всех христиан. По молитвам перед этим образом верующие получают исцеление при онкологических заболеваниях.

Типы икон Богородицы

Чем отличаются иконы Божьей Матери друг от друга? По канонический системе изображения Богоматери и Богомладенца условно подразделяются на типы. Основными, выражающими богословскую идею почитания Пресвятой Девы Марии, являются следующие: «Знамение», «Одигитрия», «Умиление».

Каждый иконографический тип со временем приобрел несколько разновидностей. 

Также можно условно выделить еще один тип Богородичных икон — это «Акафистная». Причиной появления образов с таким типом послужило желание прославить саму Божию Матерь. Появился он намного позже и, вероятно, под влиянием западноевропейской культуры.

Иконографический тип «Знамение»

Богословская идея «вопрошания Спасителя» легло в основу написания одного из распространенных иконографических типов — «Знамение» («Оранта», что в переводе с греческого означает «Молящаяся»). Такой вариант  написания образа Богоматери связан со священными словами Библии.

Особенностью данного типа икон является то, что руки Пресвятой Богородицы подняты вверх в молитвенном жесте. У некоторых вариантов такого иконографического типа на уровне груди Богоматери находится изображение Младенца Христа. Примерами икон служат «Курская Коренная», новгородская «Знамение», Ярославская «Оранта».

Тип «Одигитрия»

Другой тип иконографии — «Одигитрия» (с греческого «Путеводительница»). Богословской основой таких образов послужило понимание того, что Богоматерь является лестницей на небо. По этой лестнице сошел Господь на землю и верующие приходят к Богу («Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог» — из акафиста Божией Матери).

На иконах этого типа Пресвятая Богородица изображается фронтально. Одной рукой Она держит Богомладенца. Другая рука Богоматери направлена в сторону Сына, как бы переводит взгляд молящихся на Спасителя, указывая Истинный Путь ко спасению.

Иисус правой рукой благословляет, в левой Он держит свиток (знак Благой вести) или символ власти (скипетр и державу). Богородичные образы такого типа широко распространены во всем христианском мире. Наиболее известными иконами являются «Иверская», «Казанская», «Смоленская», «Троеручица», «Иерусалимская», «Всецарица» и другие. У каждой иконы имеются свои отличительные детали, что чаще всего связано с историей происхождения каждого образа. На Руси особо почиталась чудотворная икона Божьей Матери Владимирская. 

Икона Божией Матери «Умиление»

Ещё одним из распространенных в Православии иконографических типов изображения Богоматери является «Умиление» («Елеуса», что в переводе с греческого — «Милостивая»). Также этот вариант написания образа Пресвятой Богородицы в Византии назывался «Сладкое лобзание». Младенец Иисус на изображении нежно обнимает Свою Мать за шею, Которая наклонена головой к Нему. Этот жест свидетельствует о близости Божией Матери к Сыну, имеет перед Ним великое дерзновение. 

Примерами икон типа  «Акафистная» служит «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Остробрамская».

Как правильно расположить иконостас в доме

Место для икон в доме называется Красный угол. Он располагается в главной комнате у восточной стены, так как, по православной традиции, молитвы читают лицом к востоку. В старину при строительстве дома учитывали стороны света и расположение Красного угла. Планировка современных квартир не всегда позволяет устроить иконостас по правилам из-за окна или двери в восточной стене. В этом случае разрешено его оборудовать в любом месте.

Правила обустройства домашнего иконостаса:

  1. В Красном углу вешают полочку – киот, на которой расставляют образа. Также иконы развешивают в специальном шкафчике — божнице. Под полкой или шкафчиком ставят тумбу или столик для свечей, цветов и ладана.
  2. Главные иконы, которые обязательно должны быть в иконостасе, — Христа Спасителя и Богородицы. Обычно это семейные венчальные образа — Господа Вседержителя и Казанской Божьей Матери, но можно поставить любые иконы Иисуса и Девы Марии. Их ставят рядом, сначала Богородицу, справа от нее — Христа. Над ними располагают Распятие и икону Святой Троицы.
  3. Иконы отдельных святых покровителей, общий образ с тезоименными покровителями членов семьи расставляют по своему усмотрению.
  4. Иконостас украшают живыми цветами и расшитыми рушниками. Вокруг также можно вешать иконы, но не мирскую живопись.
  5. Во время молитвы следует зажигать церковные свечи. На церковные праздники, дни памяти тезоименных покровителей и установленных икон лампада должна гореть сутки.

Перед Красным углом нельзя ссориться, обижать друг друга и непристойно вести себя. Если в семье решено сделать иконостас, то нужно относиться с уважением к святым, живущим в нем. Это не способ выделиться в оформлении квартиры, а место духовного единения с Богом.

Как располагаются образы святых на иконе

Обычно икона семейная для молодой семьи включает двух святых-покровителей, которые изображаются стоящими отдельно друг от друга, а вверху над ними — один из вышеперечисленных образов Вседержителя, Богородицы или Ангела Хранителя. Иногда, если на ней требуется разместить большее количество святых, высокопочитаемая фигура опускается в центр иконы и становится центральной фигурой на ней, а все остальные святые обращены к ней с полей иконы (они и называются «полеосными»). Или икона семейная выглядит так: в центре оставляют фигуры святых матери и отца, а святых их детей делают полеосными. На таких иконах изображаются и семьями, то есть все тезоименитые святые, покровители всех членов семьи, присутствуют на ней. Одна из первых икон для семьи – это икона семейная Романовых, которая написана с целью канонизировать всех великомучеников Романовых, однако некоторые варианты исполнения этой иконы противоречат нормам, что и сегодня вызывает прения в духовенстве относительно правомерности использования такого изображения в качестве иконы.

Семейные иконы

История

В основе появления первых икон для сохранения семьи и любви принято считать религиозные образы с изображением трех небесных покровителей. Зарождение данного иконографического типа относят к 6 веку на Синайском полуострове, который расположен в Египте. Тогда, эта территория принадлежала византийскому государству.  Позднее, в конце14 века, художественное творчество русских мастеров-иконописцев сумело удивить всех священнослужителей и православных верующих своими уникальными экспозициями с изображением святых покровителей, представленные в Четырехчастной  иконе.

Далее, уже в 16 веке появились новые работы с образами главных святых, выступающие в качестве  икон для семейного благополучия.

Оцените статью
Добавить комментарии