Совет – необходимость от старших к младшим
Для того чтобы не поскользнуться на горке мирского падения, которое наполняет человеческую душу тревогой и вечно удаляет ее от Бога, дети должны постоянно чувствовать, как великую необходимость, совета старших, особенно в критическом возрасте отрочества. Они должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании лежит их личная польза, чтобы слушаться с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве.
Дети, обладающие способностями к суждению и сообразительности, иногда встречаются с затруднениями и мучаются
Такие дети все хотят упорядочить своим собственным умом и стремятся сделать то, что превосходит их силы. У них сильный ум, но они не умеют нажимать тормоз.
Дети, не имеющие такого суждения, не имеют трудностей, они не трудятся и не задумываются о жизни.
Писательские труды Витовницкого
Все труды сербского старца Фаддея Витовницкого собраны в книге «Мир и радость в Духе Святом «. Сборник стал плодом труда и любви духовных чад старца. Беседы, проповеди изложены простым, евангельским языком. Составители, в соответствии с литературными нормами языка, полностью передали мысли и слова старца.
Мир и радость в Духе Святом
Книга содержит жизнеописание старца и поделена на несколько смысловых частей:
- «Беседы, поучения, проповеди о жизни духовной»;
- «Данный нам крест мы должны нести до конца»;
- «Витовницкий стослов».
Старец говорил, что каждая душа должна распространять мир и радость. Фаддей призывал, как Матерь Божья, посылать людям тишину, мир и радость, быть мирными, тихими, «умирить сердце», которое часто болит, не принимать близко каждую обиду.
Посмотрите видеоролик о книге «Мир и радость в Духе Святом».
Каковы наши мысли, такова наша жизнь
Еще в детстве Томислав начал постигать тайну внутренней жизни: необходимость собирания мыслей, борьбу с рассеянностью ума. Отец Фаддей полагал: «каковы твои мысли, такова и жизнь твоя «.
Поучения старца о влиянии человеческих помыслов на судьбу и внешнее поведение:
- «Какие у нас мысли, такова и наша жизнь. Если наши мысли спокойны, тихи, благородны и кротки, такой же будет и наша жизнь».
- «Разница между хорошими и дурными людьми только в их мыслях — добрых или злых. Благие, добрые мысли преображают окружающих нас людей».
- «Когда зло находится в нас, мы передаем его, изливаем — на родных, в семье, в любом кругу, где находимся. …Разрушительные мысли разрушают наш мир, и нет нам покоя».
Посмотрите видеоролик о книге «Каковы наши мысли, такова наша жизнь».
Духовные поучения
Многие мысли отца Фаддея афористичны и наставляют на праведный путь.
Сербский старец Фаддей Витовницкий считал, что:
- победить зло можно любовью;
- совершенство жизни христианина в смирении;
- нужно освобождаться от нечистоты мыслей;
- к ближним надо относиться одинаково;
- нельзя делить людей на симпатичных и несимпатичных.
Старцу всегда не давала покоя мысль о смысле жизни. В житии святого Серафима Саровского он нашел ответ: «цель нашей жизни — возвращение в объятия к своему Отцу Небесному, чтобы мы, люди, на земле были как Ангелы на небе, руководимые Духом Святым».
Воспитание послушания
Фото: Flickr.com Фаддей наставлял, что характер ребенка формируется до 5 лет, поэтому за эти годы родителям требуется приучить ребенка к такому послушанию, в результате которого на любое родительское слово у них должен быть один ответ – «аминь».
То есть послушание должно быть абсолютным и беспрекословным. Но он с горечью отмечает, что на самом деле все происходит в семьях совершенно не так. Родители сами подают плохой пример, относятся к собственным родителям без почитания и противятся их воле. Да еще и привлекают внуков к этому, чтобы передали бабушке и дедушке, мол, мама и папа не будут то-то и то-то делать. Вот и заканчивается воспитание послушания у детей, не успев начаться.
Святитель Василий Великий
Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.
***
Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.
***
Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.
Не перегорать на работе! Вернуться домой с силами — это возможно!
Многие родители перегорают на работе, там оставляют все силы, всю любовь и ласку клиентам и так далее. Они приходят домой усталыми, их «аккумулятор» уже сел. Отец ложится на диван и отдыхает у телевизора или на просторах Интернета. Малыш трется возле него, чтобы отец с ним поговорил, погладил его, а отец отгоняет от себя дитя. Мать, в свою очередь, спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у нее тоже нет времени на детей. И от этого дети растут лишенными любви. А некоторые военные или государственные служащие и прочие устраивают дома концлагерь.
И любовь заменяется на психический напряг, при котором дети травмируются.
Не гневаться на детей за их активность
Фото: Flickr.com
Небесные духи по-разному влияют на детей. Ребенок не может быть все время неподвижным и спокойным. В своем развитии он должен постоянно двигаться, куда-то стремиться, при этом порой забывает наставления родителей.
Но он делает что-то не так, не из злого умысла, а из-за непонимания. А когда родители злятся, злятся, ругают его, нападают на него с упреками или даже побоями, ребенок не понимает, в чем его вина.
В таких случаях родители должны сначала успокоиться, а затем мирно и с любовью объяснить ребенку, в чем его ошибка. Если вы будете делать это постоянно, день за днем, направляя мысли от своего сердца к сердцу малыша, то он поймет. Если вы начинаете учиться в гневе, об эмоциях, тогда возникает ментальная вражда, и, таким образом, все наставления родителей исходят из разума их ребенка.
Юношеские годы и молодость
Когда детство закончилось, наступили не менее суровые времена. Томислав серьезно заболел, никто не мог дать точных прогнозов о его будущем состоянии и вообще жизни. Именно тогда будущий инок принял решение о полном посвящении себя Богу.
Отец не разделял желание сына принять постриг. Мужчина был твердо уверен в том, что сын должен остаться в миру. Тогда отец своей волей направил сына в ремесленно-торговое училище. Томислав получил хорошее образование, которое позволило бы ему потом зарабатывать себе на хлеб.
Однако позже он убедился, что его предназначение заключается абсолютно в другом. Томиславу тогда только исполнилось 18 лет. Молодой человек заразился страшной болезнью. Врачи сказали о необходимости прохождения сложного курса лечения. Туберкулез все сильнее влиял на здоровье будущего старца. Врачи вынесли вердикт, что без продолжения особой терапии Томислав не проживет более пяти лет.
Это интересно! Терапия туберкулеза в те времена включала в себя не только принятие лекарственных препаратов, но и накачивание легких сжатым воздухом. Последняя процедура была достаточно неприятной и длительна по времени.
Детство Фаддея
Детские годы Фаддея были тяжелыми. С ранних лет он испытывал несправедливость со стороны окружающего мира, и уже тогда начал задумываться о жизни, далекой от суеты.
Вспоминая о своем детстве, монах Фаддей говорил, что уже тогда понял, к чему стремится его душа. Ребенком он мечтал о служении Богу, потому что Он стоит надо всем.
Происхождение и рождение
Родился 6 (19) октября 1914 года в Сербском селе Витовница, которое входит в общину Петровац-на-Млави, расположенную в Браничевском округе. Был рожден раньше срока, семимесячным и потому был очень слабым. Это произошло во время пребывания его матери на городской ярмарке. Младенца родители поспешили сразу окрестить. В этот день отмечалась память апостола Фомы, поэтому мальчика назвали Томиславом (Фомиславом). Есть легенда о том, что глаза он открыл лишь после крещения.
Семья
Родители были бедными крестьянами, проживавшими в деревне Витовница, недалеко от реки Млава. Мама умерла, когда Томислав был еще маленьким. Отец женился во второй раз. Вторая жена тоже умерла, и отец женился снова.
Отношения с мачехами у ребенка не складывались: он был вынужден терпеть упреки и даже убегал из дома. Со сверстниками тоже не было взаимопонимания. Отличавшийся от других детей внешностью и характером, Томислав все чаще искал уединения. Школу он окончил с отличием, несмотря на все трудности.
Его часто ругали, высмеивали, считали ущербным, неспособным к крестьянскому труду. Ребенок молился Богу, просил дать ему какое-то полезное умение. Отец не защищал сына, как того мальчик ожидал. Это обстоятельство еще больше омрачало жизнь Томислава.
Святитель Иоанн Златоуст
Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.
***
Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.
***
Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.
***
Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому
Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский
***
Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.
***
Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.
***
Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.
***
Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.
***
Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.
***
Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.
Отцы и дети и молодые супруги
Я знаю семьи, где изначально были проблемы и несогласия, потому что одна из сторон любила родителей больше, чем друг друга. Если между молодыми супругами нет той любви, то сторона подпитывается любовью у родителей.
Если супруг уважает тестя и тещу, то это делает ему честь, так же, как и жене, если она уважает свекровь и свекра. Если муж и жена имеют подобные чувства и мысли, то это тихо наставляет души их собственных детей.
Мать до женитьбы сына находила в его любви немалое утешение. Но старики вновь становятся младенцами. Женив сына, мать себя чувствует так, как чувствует себя старший младенец, увидев младшего. Невестка на это не должна обижаться.
К отцу Гавриилу пришла мать погибшего сына и спросила: – Почему уходят молодые из этой жизни? Старец отвечал: – В одной деревне у одной верующей женщины погиб единственный сын, и она пожаловалась Богу: «Я из-за любви к Тебе много насмешек, издевательств и нужды терпела. Кроме меня, здесь не было верующих. Ты же отнял у меня сына. Почему Ты забрал его?!». Продолжение в Телеграм – Читать ответ
Монашеская жизнь
В 1932 году он решил отстраниться от мира и поступить в монастырь. С этой целью направил запрос в обитель Горняк. Между тем, болезнь всё прогрессировала и уже перешла в опасную стадию.
Фомиславу было предложено пройти интенсивный курс лечения, без которого, по словам докторов, он не прожил бы и пяти лет. Положившись более на волю Божью, чем на прогнозы врачей, Фомислав отказался от прохождения дальнейшего лечения и, помолившись, отбыл в монастырь Горняк.
Здесь он познакомился с русским монахом, который, вникнув в серьёзность его намерений, порекомендовал ему обратиться в обитель Мильково, где тогда подвизались русские монахи, прибывшие из Валаамского монастыря: жизнь в том монастыре была более строгой и лучше соответствовала чаяниям и представлениям Фомислава.
После встречи с настоятелем монастыря Мильково, отцом Амвросием (Кургановым), схиархимандритом, учеником и последователем преподобного Амвросия Оптинского, Фомислав был принят в обитель.
Полагая, что ему осталось не более пяти лет земной жизни, Фомислав, как он сам впоследствии вспоминал, старался всецело предаться Божественной воле, много молился, ревностно исполнял послушание, впитывал наставления опытных братий и отцов.
Помимо исполнения монашеского долга, он уделял много внимания изучению русского языка, что в дальнейшем позволило ему приобщиться к сокровищнице русской духовной литературы.
От молитвы к молитве, от подвига к подвигу Фомислав возрастал духом. Вместе с тем он укреплялся и физически. Болезнь, мало-помалу, стала отступать.
После кончины отца Амвросия строй жизни в обители начал меняться, возникли нестроения, и вскоре Фомислав вынужден был переселиться в обитель Горняк, возглавлявшейся тогда русским игуменом Серафимом.
В 1935 году Фомислав, к радости братий, принял монашеский постриг с именем Фаддей. Вскоре после этого его рукоположили в иеродиакона.
Прошло совсем немного времени, как иеродиакон Фаддей был определён на служение в монастырь Раковица, находившийся в юрисдикции Белградско-Карловацкой архиепископии. Здесь, с благословения Патриарха Варнавы, он прошёл курс обучения в школе иконописи.
В 1938 году отец Фаддей был хиротонисан в сан иеромонаха. Затем, подчиняясь распоряжению церковного начальства, стал служить в Печской Патриархии. Это служение было прервано Второй Мировой войной.
Преподобный Паисий Святогорец
Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.
***
Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.
***
Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.
***
Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.
Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.
***
Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.
Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…
Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?
Святитель Филарет, митрополит Московский
Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда
Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним
***
Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения. ***
***
Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди. Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение
Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.
***
Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно. Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?
Человек, заботящийся о своих родителях, имеет благословение от Бога
В ропоте присутствует проклятье, то есть человек ропщущий все равно что проклинает себя, и потом к нему приходит гнев Божий.
Поэтому я говорю, что славословие – это великое дело. Бог дает нам благословения, но вкусим мы их или нет – это зависит от нас. Однако как мы их вкусим, если Бог нам дает банан, а мы думаем о более вкусном ястве, которое кушает какой-нибудь миллионер?
Важно приобрести духовную чуткость и понимать, когда рука Божия начинает нас ласкать.
А мы этого не понимаем, потому что наше сердце засалилось и нас не удовлетворяет ничего. Мы не понимаем того, что счастье – это то, что имеет отношение к вечности, а не к суете.
Со стариками
Многие супруги ропщут и негодуют на трудности, которые возникают у них в семье из-за чудачеств и брюзжания стариков. Эти люди забывают о тех номерах, которые сами они выкидывали, будучи детьми. О том нытье и странностях, которыми они мучали других. Они не помнят, что плачем и капризами сами не давали родителям покоя. Поэтому Бог попускает таким людям терпеть трудности, связанные с уходом за стариками, чтобы они хоть как то расплатились за трудности, которые они создавали другим.
У кого нет чувства долга к своим родителям, те будут судимы Богом, как люди несправедливые и неблагодарные.
Важность молитвы до рождения
Если в то время, когда ребенок находится во утробе, родители ходят в храм и молятся, ребенок рождается освященным.
Яблочко от яблоньки… — воистину!
Если ребенок не слушается, артачится и ведет себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своем доме или вне его неприличные разговоры, сцены. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.
Надо сказать о том, что большую помощь оказывает детям мать своим примером, своим послушанием и уважением к супругу. Если по какому-нибудь вопросу мать имеет отличное мнение от отца, то она никогда не должна высказывать своего мнения в присутствии детей. Чтобы этим не воспользовался лукавый. Мать никогда не должна портить помысел детей об отце. Даже если отец виноват или не прав, она должна его оправдать.
Если отец ведет себя плохо, нужно сказать что папа устал, работал всю ночь.
Многие родители ругаются на глазах детей, и такие детки печалятся, а родители преподают тем самым плохой урок, подрывая психику детей.
Военные годы
Когда иерромонах Фаддей, в сопровождении трёх других братий, возвратился в Белград, он был арестован тайной полицией и доставлен в тюрьму: его подозревали в соучастии в деятельности Сербского сопротивления. После того как подозрения были сняты, и его выпустили из-под стражи на свободу, он направился в обитель Витовница.
В 1943 году фашистские оккупанты снова взяли отца Фаддея под стражу, заключив его вместе с двумя спекулянтами, торговцами табаком. На этот раз ему угрожала смертная казнь. Между тем казнь не состоялась. Примечательно, что в тюрьме ему было видение небожителя: ангел указал ему на крест, который он должен будет нести, продолжая служение Богу, утешая и просвещая многострадальный сербский народ.
Приблизительно через месяц со дня заключения фашисты перевели отца Фаддея в монастырь Войловица.
О воспитании детей
Здравствуйте, дорогие посетители сайта «Семья и Вера»!
Нелегкой для родителей представляется задача воспитания детей. Современный мир готов предложить множество методик, новомодных идей и советов по воспитанию. Многие из них заражают родителей каким-то неверным, богопротивным направлением. В некоторых современных книгах по воспитанию красной линией проносится идея о воспитании уверенного в себе ребёнка с высокой самооценкой. При этом совсем забываются вечные и неизменные традиции воспитания доброй, отзывчивой, трудолюбивой человеческой души.
Бери от жизни всё, – кричит нам и нашим детям мир. И в этом шуме, суете, бесконечном потоке информации забываются самые главные, самые важные истины: необходимость любить Бога и ближних, жить по заповедям и уметь жертвовать и прощать. На этих китах зиждется воспитания богоугодной человеческой души, способной стяжать спасение и Царствие Небесное.
Святые отцы, столь почитаемые Церковью и всеми христианами, советовали остерегать детей от капризов, помогать искоренять самые зачатки греха в детском сердце, должное внимание уделять развитию сердца, а не только ума и рассудка, принуждать в вере и учении
Слово преподобного Иоанна Кронштадтского о воспитании детей
Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.
Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст.
При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского
Пора христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, – именно Он хочет чистого сердца: «Блажени чистии сердцем» (Мф. 5, 8). Прислушайтесь к Его сладчайшему гласу в Евангелии. А истинная жизнь нашего сердца – Христос («живет во мне Христос», Гал. 2,20). Научитесь все мудрости апостола, это наша общая задача – вселить верою Христа в сердце.
Человек, говорят, свободен, его нельзя или ему не должно себя принуждать ни в вере, ни в учении. Господи, помилуй! Какое диавольское мнение! Если не понуждать, то что же после этого выйдет из людей? Ну, что выйдет из тебя, глашатай нововымышленных правил, если ты не будешь принуждать себя ни к чему доброму, а будешь жить так, как располагает тебя жить твое порочное сердце, твой гордый, близорукий и слепой разум, твоя грешная плоть? Скажи, что из тебя выйдет? Разве ты не принуждаешь себя ни к чему, не говорю прямо доброму, а хотя должному и полезному? Как можно обойтись без принуждения себя? Как можно и христиан не побуждать и не принуждать к исполнению предписаний веры и благочестия? Не сказано ли в Священном Писании, что «Царствие Небесное нудится», что «нуждницы восхищают е» (Мф. 11,12)? А как не принуждать особенно мальчиков к учению, к молитве? Что из них выйдет? Не ленивцы ли? Не шалуны ли? Не научатся ли они всякому злу?
Святые отцы о воспитании детей
Святитель Тихон Задонский
Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.